Развитие познавательной сферы ребенка в 1 классе
Особенности познавательной сферы первоклассников – возможности и границы.
Для успешного начала обучения детей в школе взрослые должны помочь им:
– во-первых, адаптироваться к новым социальным условиям, о которых мы говорили в статье «Первоклассник – новый этап в жизни Вашего ребенка и … Вашей семьи»;
– во-вторых, научить их получать радость от интеллектуального труда;
– в-третьих, сформировать потребность в умственном развитии и позитивное отношение к самому процессу обучения.
Чтобы достичь этих целей, необходимо, чтобы требования, предъявляемые к ученикам первых классов, а также сложность преподавания учебного материала соответствовали уровню развития познавательных процессов детей 6-7 лет.
Таким образом, данная статья может быть интересна педагогам, родителям и другим взрослым, заинтересованным в гармоничном развитии детей, начавших обучение в школе.
Как и в эмоциональной сфере, в когнитивном, речевом и моторном развитии детей от 5 до 7 лет происходит множество важных изменений. Этим обусловлен тот факт, что в большинстве культур именно на этот возраст приходится начало систематического обучения.
Между 6 и 8 годами происходит стремительный рост мозга. К концу этого периода мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. Активно развиваются лобные доли, ответственные за мышление и сознание. В этом возрасте более явным становится доминирование одного из полушарий. Эти физиологические изменения влекут за собой постепенные изменения и в когнитивной сфере (восприятии, мышлении, памяти, внимании, воображении).
Особенности восприятия детей 6-7 лет.
В этом возрасте восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета. Первоклассники воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности.
Для полноценного восприятия детьми 6-7 лет им необходима возможность практически оперировать с объектами.
Особенности мышления детей 6-7 лет.
К 6 годам начинают исчезать такие свойства детской мысли, как ригидность и необратимость. Первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже можно научить делать простые умозаключения.
У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент.
Однако, несмотря на новые возможности, мышление учеников 1-ых классов еще сохраняет многие черты незрелости, что нельзя не учитывать при освоении ими нового материала.
Так, наглядно-образное мышление находится по-прежнему на низком уровне развития, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. Следовательно, в работе с детьми нужно опираться на практическую деятельность.
У ребят еще не сформированы навыки элементарного анализа, поэтому та информация, которая кажется взрослым очевидной и вытекающей из уже имеющейся, может вовсе не являться таковой для детей.
Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам. Поэтому прежде чем учить ребенка пользоваться правилами по каким-либо учебным предметам, не лишним будет проверить, правильно ли он соотносит отдельные понятия и класс понятий, к которым употребляется данное правило.
Особенности памяти детей 6-7 лет.
Ведущим типом памяти первоклассников остается непроизвольная память (непосредственное запечатление и воспроизведение материала, не требующее применения особых усилий или вспомогательных методов).
Однако в 7 лет процесс запоминания уже может быть опосредован использованием внешних стимулов, например схем или карточек.
На процесс запоминания начинает влиять наличие установки, систематизация материала, подведение итогов, что необходимо использовать при объяснении им нового материала.
В этом возрасте у детей начинает формироваться способность контролировать свои процессы памяти и мышления.
Особенности внимания детей 6-7 лет.
В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание.
Учащиеся 1-ых классов не могут сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности.
Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя (родителя), т.е. пассивном восприятии ими информации. Временной предел в этом виде деятельности – 5 минут. Увеличить этот период можно превращая монолог в диалог.
Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их внимания еще очень невелик – всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная помощь в организации детьми своей работы – пошаговое управление, предъявление коротких и четких инструкций.
При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения внимания детей этого возраста очень низкий, а значит, они не могут выполнять два вида деятельности одновременно. Эта проблема актуальна на уроках, т.к. отставшие в выполнении задания ученики не могут, доделывая его, слушать объяснения учителя, касающиеся нового задания. Как мы видим, в таких ситуациях необходимо четко фиксировать начало и конец задания, используя приемы синхронизации темпа работы в классе.
Особенности воображения детей 6-7 лет.
Развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Учитывая это обстоятельство, а также то, что регулирующие функции у первоклассников еще недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного использования, например, наглядного материала. Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения.
Надеемся, что сведения, почерпнутые в данной заметке, помогут вам подойти к организации интеллектуального развития ваших детей вооруженными не только творческой активностью, но и научными знаниями, что обязательно сделает ваше общение легким и радостным.
Источник
ФИО: Панкратова Валерия Геннадьевна. Муниципальное общеобразовательное учреждение “Волосовская начальная общеобразовательная школа”. Год и место создания работы: 2015 год, город Волосово.
Конспект коррекционно – развивающего занятия для развития познавательной сферы первоклассников.
Цель: коррекция и развитие познавательных психический процессов учащихся первого класса.
-развитие восприятия чувства времени.
Оборудование: ноутбук, диск с записью музыкального фрагмента, соответствующего упражнениям, листы с заданиями, секундомер, вырезанные силуэты геометрических фигур.
№
Название
Содержание
Цель
Время (в мин.)
I
Вводная часть
1
Организационный момент
Введение.
Мотивация и организация учащихся
на работу
2
Упражнение – энергизатор «Тормоз»
Участники стоят в кругу. Психолог выясняет с детьми, с каким звуком заводится машина, а с каким тормозит. Дети по кругу каждый «заводит» машину, движение идет по часовой стрелке; затем ведущий показывает знаком одному из участников, и ребенок должен «затормозить», и затем «движение машины» уже идет в другую сторону, против часовой стрелки.
Повышение групповой сплоченности, развитие внимания.
3
3
Разминка «Найди пару».
(исп. музыкальное сопровождение)
Психолог называет определенный признак, по которому ребята объединяются в пары. Например: «Кто сегодня рано встал – в пары стройся», «Кто сегодня не скучал, весело играл – в пары стройся», «У кого в одежде есть красный цвет – в пары стройся» и т. п
Активизация внимания, гармонизация взаимоотношений между детьми
3
II
Основная часть
1
Упражнение «Угадай, что нарисовано».
Участники садятся за столы. Психолог показывает ребятам нарисованные силуэты, а дети называют, какие предметы в классе могут иметь такую форму.
Например: квадрат – окно, картина; круг – зеркало; прямоугольник – дверь, крышка парты, книга; треугольник – пирамидка на полке и т. п.
Развитие аналитико-синтетических функций.
4
2
Упражнение «Дорисуй предмет».
Психолог показывает часть предмета, который начал рисовать художник, а закончить его предлагает ребятам. Каждый ребенок получает листочек с заданием.
Варианты заданий: половинка бабочки, половинка домика, половинка жука, половинка юлы и т. п.
Развитие ориентировки в пространстве.
10
3
Упражнение «Нарисуй по точкам».
Всем ребятам раздаются листы, где намечены точками какие-либо предметы; ребята, соединяя точки, изображают предметы и подписывают их названия.
Н а п р и м е р: гриб, солнце, облако, машина; затем осуществляется постепенный переход на изображение геометрических фигур.
развитие координации в системе «глаз – рука».
10
4
Упражнение «Минутка».
Психолог засекает минуту времени и предлагает каждому ребенку тоже засечь свою минутку. Когда минута будет на исходе, нужно подать сигнал с помощью поднятой руки. У каждого ребенка свое восприятие времени, существует предположение, что чем меньше продолжительность минутки у ребенка, тем более он подвижен.
развитие восприятия чувства времени.
3
III
Заключительная часть
1
Упражнение «Подарок»
Участники встают в круг.
Инструкция:
Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.), говоря «Спасибо за приятное занятие»
Закрепление позитивных эмоций.
7
Источник
Интегрированный урок в 1 классе
по теме: «Развитие познавательных способностей ».
(Составила и провела: учитель Ичкеева М.А.)
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию.
– Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас всех на нашем занятии кружка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.
- Ребята, посмотрите в окно, что там светит и улыбается нам? (Солнце)
Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее.
- А теперь, повернитесь ко мне и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
- Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье.
Стук в дверь. Входит «Старик Хоттабыч» с красочно оформленной коробкой и говорит:
«Здравствуйте, о, почтеннейшие и наимудрейшие мои друзья – первоклассники!
Я – любящий вас, Старик Хоттабыч, очень рад побывать сегодня у вас в гостях.
- Скажите, пожалуйста, хотите ли вы вырасти здоровыми, умными и красивыми? (Ответы детей).
- Хотите ли вы хорошо учиться? Грамотно, красиво и аккуратно писать? (Да)
- А быстро читать и считать? (Да)
- И главное – всегда уметь быстро находить правильные ответы на самые необычные вопросы? (Да).
О, почтеннейшие мои! Тогда я открою вам очень важный секрет: название одного ценнейшего и полезнейшего напитка – эликсира бодрости и здоровья, который поможет вам в этом.
И, если вы будете пить его каждый день, то непременно, вырастете энергичными, здоровыми, умными и красивыми.
Но название этого драгоценнейшего напитка вы должны отгадать сами, выполняя мои задания. (Показывает конверт с заданиями). Ключом к отгадке будут буквы, по которым вы и составите это слово.
О, мои смекалистые, готовы ли вы к разгадыванию моего секретного напитка? (Да).
Вот он, этот напиток, я дарю его вам, отгадывайте и пейте его на здоровье! (В красочно оформленной упаковке банка с молоком и бокалы по количеству детей).
Желаю вам успехов и удачи. А сейчас я прощаюсь с вами, так как меня ждут ребята и в других школах. До свидания!»
Учитель:
- Ребята! Я очень рада, что вы хотите узнать об этом волшебном напитке, который помогает детям быть здоровыми и энергичными.
- А как вы думаете, что это за напиток? (Дети называют свои варианты).
- Ребята, чтобы долго не гадать, предлагаю вам скорее начать выполнение заданий Старика Хоттабыча и точно узнать название напитка. Согласны? (Да)
Чтобы вам легче, лучше думалось и работалось, давайте, выполним «Мозговую гимнастику». Готовы? (Да).
II. Мозговая гимнастика.
Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.
1. «Качание головой» – (30 сек).
Цель: Упражнение стимулирует мозговую деятельность.
Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
2. «Ленивые восьмерки».
Цель: Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3. «Шапка для размышлений».
Цель: Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.
4. «Гимнастика для глаз».
Цель: Профилактика нарушения зрения.
«Плавно глазками моргаем,
А потом их закрываем.
Чтобы было больше силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять!
Глазки можно открывать».
III. Разминка. Коллективная работа.
Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.
– Итак, ребята, выполняем 1 задание старика Хоттабыча:
1. «Подумай, отгадай, хором дружно отвечай!»
- Какое сегодня число?
- Месяц?
- День недели?
- Время года?
- На какой сигнал светофора надо переходить улицу?
- Т – согласный, а – О?
- Сколько хвостов у двух ослов?
- У Саши 5 книг, а у Пети столько же. Сколько книг у мальчиков?
- Как называется полосатая африканская лошадь?
- Какие буквы не обозначают звуков?
- Назовите последний день недели…
- Максиму 5 лет, а Коля старше его на 2 года. Сколько лет Коле?
- В шахте трудится? (шахтер)
- В жаркой кузнице? (кузнец)
- Кто все знает? (молодец).
- Молодцы, ребята, мы с вами отгадали первую букву названия волшебного напитка. Это – О (прикрепить букву на магнитную доску).
IV. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, мышления, воображения.
Индивидуальная работа.
1. Упражнение «Кто больше запомнит слов?»
Цель: Тренировка слуховой памяти, спонтанной грамотности письма, развитие умений и навыков индивидуальной работы.
«Внимательно прослушайте 10 слов, постарайтесь запомнить и записать их в любом порядке. Чем быстрее и больше, тем лучше».
Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол, очки, книга.
Проверка: учитель зачитывает слова, учащиеся отмечают и подсчитывают их количество. Количество слов соответствует количеству баллов за данное задание.
2. Упражнение «Кто больше игрушек запомнит ?»
Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания.
(Наглядный материал: набор из 10 игрушек).
«Ребята, внимательно посмотрите, запомните игрушки, которые я вам покажу, затем запишите их названия на листочке, а потом мы их проверим. Чем быстрее и больше, тем лучше».
Проверка: учитель показывает игрушки, дети отмечают и подсчитывают их количество.
– Молодцы, ребята. Узнали вторую букву волшебного напитка – К (прикрепить букву на магнитную доску).
V. Веселая переменка.
Цель: развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно
1. Напиши свое имя носом.
Цель: укрепление мышц шейного отдела.
2. «Напиши цифры ногами от 1 до 6».
Цель: профилактика нарушений позвоночника.
VI. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, мышления, воображения.
Коллективная работа.
Задание 1. “Вспоминай, быстро руку поднимай!”
Цель: развитие внимания, зрительной памяти, умения воспроизводить;
обучение детей навыкам коллективной работы.
- Прочитайте слова на данной карточке, постарайтесь их запомнить. Затем карточку я уберу, а вы должны будете ответить на следующие вопросы.
(Утка, салат, лето, трава, осина).
Вопросы:
- Сколько букв в последнем слове? (Осина, 5 букв).
- Какие два слова начинаются с гласной буквы? (Утка, осина).
- Сколько слов заканчиваются на А? (Утка, трава, осина).
- Встречается ли буква К в словах? (Утка).
- Было ли среди слов название дерева? (Осина).
Молодцы, отгадали третью букву – О (прикрепить букву на магнитную доску).
VII. Логически – поисковые задания. Работа в парах.
Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.
1. Задание «Найдите лишнее слово»
Цель: развивать логическое мышление, умение работать парами и осуществлять прием взаимопроверки.
– Сейчас я каждой паре раздам карточки, на которой написаны слова. Вам нужно найти и подчеркнуть “лишнее” слово, а затем объяснить свой выбор:
1 пара: Комар, муравей, сова, таракан, муха.
2 пара: Часы спят, стоят, идут, спешат.
3 пара: Рысь, тигр, корова, обезьяна.
- Итак, ребята, вы заработали четвертую букву – Л (прикрепить букву на магнитную доску).
2. Оздоровительная динамическая пауза «Пчелки в ульях сидят».
Цель: развитие двигательной активности детей.
Пчелки в ульях сидят и в окошечко глядят.
Порезвиться захотели, друг за дружкой полетели.
Полетали, прилетели и на место свое сели.
VIII. Логически – поисковые задания. Коллективная и групповая работа.
3. Задание «Закончи предложение».
Цель: 1. Развитие логического мышления поисковым методом и методом выбора, внимания, сенсомоторики.
- Учить детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерность, строить простейшие предложения.
- Развивать умения работать в группе и в коллективе.
- Ребята, сейчас я вам назову начало предложений, а вы должны их закончить.
Если слово не подходит к предложению – вы топаете ногами, если подходит – хлопаете в ладоши.
- У птицы есть … (бумага, цветы, диван, клюв, букварь)
- У человека есть … (хвост, крылья, потолок, лицо, жало, глаза).
2. «А теперь каждая из команд посовещавшись, придумает одно такое же предложение. Выбранный вами участник загадывает его всем».
– Вот и до пятой буквы дошли, молодцы! Это – М (прикрепить букву на магнитную доску).
IX. Логически – поисковые задания.
Индивидуальная работа.
Задание «Найди спрятанные слова».
Цель: Развитие произвольного внимания, быстроты реакции, мыслительной и поисковой деятельности, соревновательности.
(Каждому ребенку раздаются карточки).
м | и | р | п | о | и | в | р |
д | е | д | р | у | ж | б | а |
т | ш | к | о | л | а | т | м |
ю | с | ж | к | н | и | г | а |
м | а | м | а | ч | у | м | з |
ш | э | р | о | д | и | н | а |
н | у | л | ы | б | к | а | о |
с | о | л | н | ы | ш | к | о |
- Ребята, найдите в данной таблице спрятанные слова.
Больше найдете, быстрее отгадаете последнюю букву.
Проверка: (дети называют слова: мир, дружба, школа, книга, мама, Родина, улыбка, солнышко (дед, род, ум, кол, рама и т. д.).
И последняя буква – О ((прикрепить букву на магнитную доску).
X. Обобщение.
– Итак, ребята, вот и выполнили мыс вами все задания старика Хоттабыча, узнали, из каких букв состоит название напитка бодрости и здоровья: это буквы – О, К, О, Л, М, О.
Кто же из вас быстрее догадается, что это за слово? (Молоко).
- Давайте, откроем волшебную коробку и убедимся в этом. (Достается банка с молоком, читается надпись «Молоко»).
- Значит, обычное молоко является волшебным напитком! В чем же его волшебство? (Дети перечисляют).
- Поднимите руки, кто любит и пьет молоко?
- Ребята, а сейчас перед вами выступит медицинский работник. Он расскажет нам, почему же надо любить и пить молоко.
(Рассказ медицинского работника о целебных свойствах молока и молочных продуктов).
- Итак, ребята, значит, не зря говорится: «Пейте, дети, молоко. Будете здоровы»! (Вывешивается плакат)
- Ребята, как вы думаете, что же помогло вам разгадать секрет доброго волшебника – старика Хоттабыча?
(Знания, умения, смекалка, внимание, память, мышление и речь).
– Молодцы! Безусловно, вам помогли ваши знания, стремление и интерес к ним, умение слушать, видеть, наблюдать, запоминать, договариваться, советоваться, мыслить, рассуждать и дружно работать.
- А сейчас напиток бодрости и здоровья ждет нас.
(Учитель разливает молоко в бокалы, раздает детям).
Источник