Развитие познавательной сферы ребенка с рда

Фото из интернета

У детей с РДА развитие познавательных процессов проходит с выраженным искажением. Этот факт обусловлен их повышенной эффективностью. Психическое развитие у детей при РДА протекает неравномерно. Таким образом, повышенные способности в отдельных ограниченных областях обычно сочетаются с глубоким нарушением обычных жизненных навыков и умений. В ситуациях, требующих избирательности и активного поведения, замечается снижение общего жизненного тонуса, что является одним из патогенных факторов развития личности по аутистическому типу.

Внимание

У детей с РДА уровень активного внимания крайне низкий, что обуславливает недостаточность психического тонуса в сочетании с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью. При попытках привлечения внимания ребенка раннего возраста с РДА к предметам окружающей действительности приводит к негативной реакции или её полному отсутствию. У детей данной категории отмечаются, препятствующие нормальному формированию высших психических функций, выраженные нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако, некоторые зрительные или слуховые стимулы, возникающие от предметов окружающей действительности, могут привлекать ребенка с РДА, что стоит использовать для концентрации внимания. К зрительным и слуховым стимулам относятся любые звуки или мелодии, блестящие и яркие предметы.

У детей с РДА характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость, поэтому внимание выражается в низкой устойчивости. Вследствие сильного пресыщения ребенок проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем с удовольствием занимался, не выключаясь из ситуации.

Ощущение и восприятие

Дети с РДА своеобразно реагируют на раздражители сенсорного типа, что отражается в повышенной сенсорной ранимости при одновременном игнорировании воздействий, что приводит к значительному расхождению в характере их реакций, вызванными физическими и социальными стимулами.

Лицо человека у детей с нормой является сильным и привлекательным раздражителем, но у детей с РДА раздражителями являются разнообразные предметы, а человеческое лицо мгновенно вызывает пресыщение и избегание контактов.

Особенности восприятия, парадоксальные реакции на сенсорные стимулы, большая полярность в реакциях на предметы, не стандартное поведение таких детей проявляется уже на первом году жизни. Часть детей сильно реагирует на изменения освещения, что выражается в резкой форме и даже после прекращения действия раздражителя продолжается еще длительное время. Некоторые дети, наоборот, слабо заинтересовывались предметами, у них не было испуга или плача на внезапные и сильные раздражители, притом, что, у них отмечали повышенную чувствительность к слабым привычным и индифферентным раздражителям.

У детей с ранним детским аутизмом в восприятии выраженным становится патологическое изменение целостной картины существующего предметного мира и дезориентация в пространстве. Важным для них является не сам предмет, а его отдельные сенсорные качества: цвет, фактура, звуки, форма. Большинство детей имеют тягу и любовь к музыке, чувствительны к запахам, обнюхивают и облизывают окружающие предметы при их обследовании. Значимым для этих детей являются тактильные и мышечные ощущения, исходящие от собственного тела.

В связи с этим, на фоне стабильного сенсорного раздражения дети пытаются получить особые активирующие впечатления. Для этого они всем телом раскачиваются, совершают безразличные прыжки, кружатся, с большим удовольствием разрывают бумагу и ткань, пересыпают песок, переливают воду, следят за пламенем огня. Таким детям свойственно нанесение себе различных повреждений при параллельно сниженной болевой чувствительности.

Память и воображение

У детей с РДА с самого раннего возраста наблюдается хорошая механическая память, что способствует созданию условий для сохранения следов эмоциональных переживаний. Эмоциональная память вводит восприятие окружающего мира в стереотипизацию, это значит, что любая информация входит целыми блоками в сознание детей, хранится, но не проходит этап переработки, в связи с чем, используется шаблонно в том варианте, в которой эту информацию воспринял ребенок.

Дети с ранним детским аутизмом могут постоянно повторять одни и те же звуки и слова, не редким бывает и, то, что ребенок задаёт один и тот же вопрос в течение длительного времени. Дети данной категории с лёгкостью запоминают стихи, параллельно отслеживая, чтобы читающий стихотворение, не пропустил ни одной строчки, и даже слова.

При прочтении взрослым стихотворения дети с аутизмом начинают ритмично раскачиваться или сочинять свой собственный текст, они хорошо запоминают, а потом показывают разнообразные движения и игровые действия. Также они способны запоминать и повторять ряд звуков и целые рассказы, стремятся к приобретению привычных для них ощущений через все существующие сенсорные каналы: обоняние, слух, кожу, вкус.

У детей с ранним детским аутизмом существует два вида воображения: у одних детей воображение богато развито, у других снижено и с причудливостью, отличается патологическим фантазированием.

Аутистические фантазии ребенка переплетаются с случайно услышанными сказками или историями, переплетаются и с реальными событиями, и с вымышленными. Фантазии патологического типа у детей с аутизмом отличаются повышенной яркостью и образностью, нередко носят и агрессивный оттенок. Патологическое фантазирование у детей с аутизмом выражается в многочасовом, ежедневном, ежемесячном, иногда и многолетнем повествовании историй о мертвецах, убийцах, поджогах, скелетах. Они приписывают себе различные пороки и в красках рассказывают о них. Патологическое фантазирование закрепляет неадекватные страхи, такие как, страх меховых шапочек и игрушек, лестниц и незнакомцев. Дети начинают бояться ходить по улицам. Они опасаются наезда машины, периодически испытывают неприязненное чувство, если приходиться пачкать руки или намокнет одежда. У таких детей страхи темноты и одиночества наиболее выражены. Часть таких детей излишне сентиментальны и, не редко, плачут при просмотре некоторых мультфильмов с эмоциональной задумкой.

Речь

У детей с аутизмом выражено специфическое отношение к речевой действительности и одновременно своеобразие в становлении экспрессии речевой деятельности.

При восприятии речи, у детей с аутизмом заметно снижена реакция на говорящего в его сторону. Такие дети игнорируют простые, обращенные к нему инструкции, но заметно реагируют на тихую шепотную речь. Первые активные речевые реакции в виде гуления, у детей с аутизмом могут задерживаться, иногда и вовсе отсутствовать или быть максимально обедненными интонациями. Аналогичное явление отмечается в фазе лепета. Первые слова у таких детей обычно рано появляются, у большинства в двухлетнем возрасте отмечается фразовая речь с чистым произношением. Зачастую эти дети не пользуются речью для устного контакта с людьми. Они редко вступают в диалог. Однако наедине с собой дети обнаруживают богатую речевую продукцию и воспроизводят ее посредством рассказа, чтения стихов и напевания песенок. Некоторые дети излишне многоречивы, но их речь, ни кому не адресована и не совпадает с ситуацией. Дети, с наиболее тяжелой формой аутизма могут никогда и не овладеть разговорным языком. Для части детей характерны речевые штампы телеграфного стиля, эхолалии и отсутствие местоимения «я». Себя ребенок называет по имени или местоимением третьего лица «он – она». Их стремление постоянно избегать общения негативно сказывается на перспективах речевого развития.

Мышление

Развитие мышления у детей с ранним детским аутизмом связано с преодолением больших трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения появившихся задач и вопросов. Основными трудностями проявляются в символизации и переносе навыков из предыдущей ситуации в последующую. Ребенку с аутизмом сложно понять развитие ситуации во времени и установить самому причинно – следственные зависимости и связи, что выражено проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий с сюжетными картинками.

В стереотипной ситуации большинство детей с аутизмом могут обобщать и использовать игровые стимулы, в том числе и выстраивать программу действий. Но, к сожалению, они не способны активно перерабатывать информацию и пользоваться своими возможностями приспособления к меняющемуся окружению и обстановке. В то же время для аутизма интеллектуальная недостаточность не является обязательной. Многие такие дети проявляют одаренность в отдельных узких областях, хотя при всем при этом сохраняется аутистическая направленность мышления.

При выполнении тестов Векслера для исследования интеллектуальных функций, наблюдается выраженная диспропорция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу невербального.

Однако сниженный уровень выполненного задания, связанного с речевым опосредованием, зачастую говорит об отсутствии желания ребенка с аутизмом применять речевое взаимодействие.

Источник

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РДА

В целом для психического развития при аутизме свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных областях в таких как музыка, математика, живопись могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков.

Внимание.

Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обуславливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается отсутствие внимания ребенка к предметам окружения. Наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать детей. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Его внимание устойчиво буквально в течении нескольких минут, иногда и секунд. Можно сделать вывод, что для концентрации внимания ребенка могут быть использованы: звуки, мелодии, блестящие предметы и т.д.

Ощущения и восприятия.

Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а так же расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Если в норме человеческое лицо является самым сильным и привлекательным раздражителем, то аутичные дети отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же вызывает мгновенный уход от контакта. Особенности восприятия наблюдаются у 71 % детей, диагностируемых как имеющих аутизм. У части детей реакция на «новизну», например, изменение освещения, необычно сильная. Многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовались слабо, у них так же не отмечалась реакция испуга или плача на звуковые раздражители, и вместе с тем у них отмечали повышенную чувствительность к слабым раздражителям: дети просыпались от едва слышного шуршания, легко возникали реакции испуга на работающие бытовые приборы.

В восприятии ребенка с РДА также отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостности картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а его отдельные части. У большинства у них наблюдается повышенная любовь к музыке. Они повышенно чувствительны к запахам, окружающие предметы обследуют с помощью облизывания и обнюхивания.

Большое значение имеют для детей тактильные мышечные ощущения, идущие от собственного тела (раскачиваются всем телом, совершают однообразные прыжки, кружатся, пересыпают песок и т.д.). При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.

Память и воображение

С самого раннего возраста у аутичных детей наблюдается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память, стереотипизирует восприятие окружающего. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст.

Относительно воображения существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них, дети имеют богатое воображение, согласно другой – воображение очень причудливо, имеет характер патологического фантазирования. В их содержании переплетаются случайно услышанные сказки, истории и реальные события. Патологические фантазии отличаются повышенной яркостью и образностью. Нередко их содержание может носить агрессивный характер. Патологическое фантазирование служит хорошей основой для проявления различных неадекватных страхов. Это могут быть страхи меховых шапок, лестницы, незнакомые люди. Некоторые дети излишне сентиментальны, часто плачут при просмотре некоторых мультфильмов.

Речь

У детей с ранним детским аутизмом отмечается своеобразное отношение к речевой деятельности и одновременно – своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи. При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в необращенный к нему разговор. Лучше он реагирует на тихую, шепотную речь.

Первые активные речевые реакции в виде гуления у аутичных детей могут запаздывать. То же самое относится к лепету: по данным исследования у 11 % – фаза лепета отсутствовала, у 24 % – была выражена слабо, у 31 % – отсутствовала лепетная реакция на взрослого.

Первые слова обычно появляются рано, у 63 % – слова «мама, папа, деда», но 51 % – использовались без соотнесения со взрослым. Они редко задают вопросы, если таковые появляются, то носят повторяющийся характер.

Стремление избегать общения, особенно с использованием речи, негативно сказывается на перспективах речевого развития детей данной категории.

Мышление.

Как отмечают О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг[19], не следует вести речь об отсутствии при РДА отдельных способностей. Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего со своеобразием аффективной сферы. Они ориентируются на перцептивно яркие, а не функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности.

Развитие мышления у таких детей связано с определением огромных трудностей произвольного обучения. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую.

Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно – следственные зависимости. Это ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении задания, связанных с сюжетными картинками. Многие аутичные дети могут обобщать, однако они не в состоянии перерабатывать материал самостоятельно.

В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для аутизма. Дети могут проявлять одаренность в определенных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется.

При выполнении интеллектуальных тестов, таких, как тест Векслера[9], наблюдается выраженная диспропорция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу последнего. Однако низкие уровни выполнения заданий связанных с речевым опосредованием, в большинстве своем говорят о нежелании ребенка использовать речевое взаимодействие, а не о действительно низком уровне развития вербального интеллекта.

Источник

В целом при РДА имеет место асинхронный вариант психического развития, его выраженная неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных ограниченных областях – музыке, математике, живописи – могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. Одним из главных патогенных факторов, обусловливающих развитие личности по аутистическому типу, является снижение общего жизненного тонуса. Это проявляется прежде всего в ситуациях, требующих активного, избирательного поведения.

Внимание. В зарубежной психологической литературе выделены два вида дефицита когнитивных функций у детей с аутизмом: когнитивный дефицит частного характера (specific) и когнитивный дефицит общего характера (general), связанный с нехваткой навыков переработки информации, планирования и концентрации внимания. В соответствии с этим авторы выделяют два основных типа сенсорно-перцептивных нарушений у детей с аутизмом: сенсорная доминантность (sensorydominance) и чрезмерная избирательность (overselectivity) при восприятии стимулов.

Сенсорная доминантность рассматривается как тенденция фокусировать свое внимание на стимулах в определенной модальности, например, ребенок предпочитает зрительные стимулы слуховым. Некоторые дети реагируют на раздражители в одной сенсорной модальности, полностью игнорируя другую. Часто они затыкают уши при общении со взрослыми или сверстниками, но охотно трогают собеседника, рассматривают его одежду, лицо.

К чрезмерной избирательности при восприятии стимулов относится тенденция фокусировать внимание на тех или иных характеристиках предметов или окружающей обстановки, игнорируя другие, не менее важные, характеристики. Ребенок может проявлять интерес только к определенным игрушкам, мелодиям, продуктам питания, игнорируя другие, не менее интересные для детей предметы и звуки.

Недостаточность общего, в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. У детей, страдающих РДА, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, могут буквально завораживать детей с аутизмом, что можно использовать для концентрации их внимания. Это может быть какой-либо звук или мелодия, блестящий предмет и т.п.

Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РДА устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд. В некоторых случаях пресыщение может быть настолько сильным, что ребенок не просто выключается из ситуации, но проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем он только что с удовольствием занимался.

Ощущения и восприятие. Для детей с РДА характерно выраженное своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители: они повышенно сенсорно ранимы и нередко игнорируют воздействия, их реакции на социальные и физические стимулы заметно сильнее, а иногда и пародоксальны.

Э. Мэш (Е. J. Mash) и Д. Вольф (D. A. Wolf) подчеркивают, что дети с аутизмом обладают “туннельным” зрением или слухом[1]. Это обусловлено узкой направленностью их восприятия на отдельные аффективно незначимые детали, что крайне затрудняет для них изучение окружающего мира.

Если в норме человеческое лицо является самым сильным и привлекательным раздражителем, то дети с РДА отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же человека практически мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта.

Особенности восприятия наблюдаются у 71% детей, диагностированных как имеющих РДА[2].

К первым признакам “необычности” поведения детей с РДА, которые замечаются родителями, относятся парадоксальные реакции на сенсорные стимулы, проявляющиеся уже на первом году жизни. В реакциях на предметы обнаруживается большая полярность. У части детей реакция на “новизну” необычайно сильная. Например, реакция на изменение освещения выражается в чрезвычайно резкой форме и продолжается длительное время после прекращения действия раздражителя, или, наоборот, яркими предметами ребенок заинтересовывается слабо, у него не отмечается реакция испуга или плача на внезапные и сильные звуковые раздражители, однако наряду с этим – повышенная чувствительность к слабым раздражителям: ребенок может не услышать вблизи от себя громкий звук, но в тоже время отреагировать на шепотную речь взрослого, отдаленный звук транспорта, проснутся от едва слышного шуршания. Возможно, что у ребенка легко возникает реакция испуга, страха на индифферентные и привычные раздражители – работающие в доме бытовые приборы.

Следующий признак – в восприятии ребенка с РДА отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира. Важным становится не предмет в целом, а отдельные его сенсорные качества: звуки, форма и фактура, цвет. У большинства детей наблюдается сильная любовь к музыке. Отмечается повышенная чувствительность к запахам, обследование окружающего пространства с помощью обнюхивания и облизывания.

Большое значение для детей с РДА имеют тактильные и мышечные ощущения, идущие от собственного тела. Так, на фоне постоянного сенсорного дискомфорта дети стремятся получить определенные активирующие впечатления (раскачиваются всем телом, совершают однообразные прыжки или кружатся, получают удовольствие от разрывания бумаги или ткани, переливают воду или пересыпают песок, наблюдают за огнем).

Еще один признак – при часто сниженной болевой чувствительности проявляется склонность к нанесению себе различных повреждений.

Память и воображение. С самого раннего возраста у детей с РДА отмечается хорошая механическая память, создающая условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего. Информация входит в сознание детей с РДА целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи, при этом строго следят за тем, чтобы читающий стихотворение не пропустил ни одного слова или строчки. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст.

Дети данной категории хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки вплоть до целых рассказов, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние кожу. “Стереотипии пронизывают все психические проявления аутичного ребенка первых лет жизни, отчетливо выступают при анализе формирования его аффективной, сенсорной, моторной, речевой сфер, игровой деятельности… это проявлялось в использовании ритмически четкой музыки для стереотипных раскачиваний, кручения, верчения, трясения предметов, а к 2 годам – особое влечение к ритму стиха. К концу второго года жизни выступало и стремление к ритмической организации пространства – выкладыванию однообразных рядов кубиков, орнамента из кружков, палочек. Очень характерны стереотипные манипуляции с книгой: быстрое и ритмичное перелистывание страниц, нередко увлекавшее двухлетнего ребенка больше, чем любая другая игрушка. Очевидно, здесь имеет значение ряд свойств книги: удобство стереотипных ритмических движений (само листание), стимулирующий сенсорный ритм (мелькание и шелест страниц), а также очевидное отсутствие в ее внешнем виде каких-либо коммуникативных качеств, предполагающих взаимодействие”[3].

Как отмечают исследователи, возможно, наиболее распространенным вариантом моторных стереотипов, встречающихся при аутизме, являются следующие: симметричное взмахивание обеими руками, локтями в максимальном темпе, легкие удары пальцами, раскачивание телом, потряхивание головой, или вращение и хлопки различных типов. “Многие аутисты живут, придерживаясь строгого распорядка и неизменяющихся ритуалов, они могут 10 раз входить и выходить из ванной прежде, чем зайти в нее с целью выполнения обычных процедур. Или, например, кружиться вокруг себя, прежде чем согласиться одеться”[4].

Относительно воображения существуют две противоположные точки зрения. Согласно одной из них, отстаиваемой еще Л. Каннером, дети с РДА имеют богатое воображение, согласно другой – воображение этих детей если и не снижено, то причудливо, имеет характер патологического фантазирования. В содержании аутистических фантазий переплетаются случайно услышанные ребенком сказки, истории, кинофильмы и радиопередачи, вымышленные и реальные события. Патологические фантазии детей отличаются повышенной яркостью и образностью. Нередко содержание фантазий может носить агрессивный оттенок. Дети могут часами, ежедневно, в течение нескольких месяцев, а иногда и нескольких лет, рассказывать истории о мертвецах, скелетах, убийствах, поджогах, называть себя “бандитом”, приписывать себе различные пороки.

Патологическое фантазирование служит хорошей основой для появления и закрепления различных неадекватных страхов, например, страхов меховых шапочек, предметов и игрушек, лестниц, увядших цветов, незнакомых людей. Многие дети боятся ходить но улицам, опасаясь, что на них наедет машина и т.д. Они испытывают неприязнь, если им случается испачкать руки, раздражаются, если на их одежду попадает вода. Часто проявляются более выраженные, чем в норме, страхи темноты, боязнь остаться одним в квартире. Некоторые дети излишне сентиментальны, часто плачут при просмотре некоторых мультфильмов.

Речь. У детей с РДА отмечается своеобразное отношение к речевой действительности с одновременным своеобразием в становлении экспрессивной стороны речи. При восприятии речи заметна сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. Игнорируя простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в не обращенный к нему разговор. Лучше ребенок реагирует на тихую, шепотную речь.

Первые активные речевые реакции, проявляющиеся у нормально развивающихся младенцев в виде гуления, у детей с РДА могут запаздывать, отсутствовать или быть обедненными, лишенными интонирования. То же самое относится и к лепету: у 11% фаза лепета отсутствовала, у 24% – была выражена слабо, у 31% лепетная реакция на взрослого отсутствовала.

Первые слова у детей с РДА появляются обычно рано. В 63% наблюдений (К. С. Лебединская, О. С. Никольская) это обычные слова: мама, папа, деда. Однако в 51% случаев они использовались без соотнесения со взрослым. У большинства детей с РДА с двух лет появляется фразовая, как правило, с чистым произношением речь, которую, однако, дети практически не используют для контактов с людьми.

Рассматриваемые дети редко задают вопросы, а если последние появляются, то носят повторяющийся характер. При этом наедине с собой дети обнаруживают богатую речевую продукцию: что-то рассказывают, читают стихи, напевают песенки. Часть детей демонстрируют выраженную многоречивость, но, несмотря на это, получить ответ на конкретный вопрос от них очень сложно, их речь не сочетается с ситуацией и никому не адресована. Дети наиболее тяжелой группы– 1-й по классификации К. С. Лебединской и О. С. Никольской – могут так и не овладеть разговорным языком. Для детей 2-й группы характерны “телеграфные” речевые штампы, эхололии, отсутствие местоимения я (самого себя называют по имени или в третьем лице – он, она).

Негативно сказывается на перспективах речевого развития детей данной категории их стремление к избеганию общения, особенно с использованием речи.

Мышление. Как отмечают О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, не следует вести речь об отсутствии отдельных способностей у детей с РДА, например способности к обобщению, к планированию.

Уровень интеллектуального развития при РДА связан прежде всего со своеобразием аффективной сферы ребенка, который ориентируется на перцептивно-яркие, а не на функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, слабо развиваются предметные действия.

Развитие мышления у таких детей характеризуется огромными трудностями в произвольном обучении, в целенаправленном разрешении реально возникающих задач. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, развести в последовательности причины и следствия. Это очень ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. Однако они не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои возможности с тем, чтобы приспосабливаться к ежесекундно меняющемуся миру.

В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется.

При выполнении интеллектуальных заданий, таких как тест Векслера, наблюдается выраженная диспропороция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу последнего. Однако низкие уровни выполнения заданий, связанных с речевым опосредованием, в большинстве своем говорят о нежелании ребенка использовать речевое взаимодействие, а не о действительно низком уровне развития вербального интеллекта.

Более того, специальные исследования способностей людей с атипичным психическим развитием, включая расстройства аутистического спектра, привели к появлению описания так называемого “синдрома саванта”. Синдром саванта, (от фр. savant – ученый) – это состояние, при котором у людей с серьезными отклонениями в психическом развитии сохраняется “остров гениальности” – выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний. По данным американского ученого из штата Висконсин Дарольда Треферта (Darold A. Treffert), синдром саванта в разной степени выраженности можно обнаружить у одного из 10 носителей аутизма[5].

Источник