Развитие познавательной сферы ребенка с онр
Юлия Веревкина
Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития
В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.
По данным исследований Р. Е. Левиной и Н. А. Никашиной, «патологии мозговых систем оформляют не только картину речевого недоразвития, но и всю психическую деятельность ребенка, что способствует затруднению его контакта с окружающими, возникновению частых реакций негативизма, склонности к образованию стереотипий, отрицательного отношения к новому, трудностей при переключении с одного вида деятельности на другой, медлительности всех психических процессов, склонности к неловкости моторики» (1968, с. 119).
Как отмечают Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова т Т. Б. Филичева (1999, при первичном общем недоразвитии речи у детей формирование речи и мышления имеет свои качественные особенности. Начальные этапы психического развития (на первом году жизни) не нарушены, предречевое развитие также в ряде случаев протекает правильно. В младшем дошкольном возрасте психическое развитие этих детей опережает развитие речи. Находясь на первом уровне речевого развития и почти не владея словестными формами общения, эти дети отличаются избирательным отношением к окружающему, у них рано формируется критичность к своей речевой недостаточности, проявляется выраженный интерес и стремление к познавательной деятельности.
Нарушения мыслительной деятельности детей с ОНР
У детей с ОНР наблюдается несколько замедленный темп интеллектуального развития в сравнении с возрастной нормой.
Недостаточность обобщенного,абстрактного мышления: Неспособность ребенка установить сходство и различие между предметами и явлениями по существенным признакам, затруднение в выполнении заданий на классификацию и выделение 4 лишней картинки, непонимание основного смысла рассказа, трудности формирования абстрактного счета и в решении арифметических задач.
Отставание в развитиисловестно-логического мышления: без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, для некоторых детей характерна ригидность мышления. Дети с ОНР с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия.
Мышление является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью. Многие из детей с ОНР легко теряют конечную задачу, не могут составить внутренний план ее решения (недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи).
Нарушения внимания детей с ОНР
Для детей с ОНР характерен пониженный уровень развитияосновных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. Нарушение концентрации внимания как следствие утомления. Неадекватные колебания внимания. Ограниченный объем внимания (дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется).
«Генерализованное и неселективное»внимание: неумение сосредоточиться на существенных признаках (из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий). Такие дети не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.
Такие дети трудно восстанавливают порядок расположения даже 4 предметов после их перестановки.
Не замечают неточностей в рисунках-шутках.
Трудно сосредотачивают и удерживают внимание на словестном материале вне наглядной ситуации.
Нарушения мнестической деятельности детей с ОНР
У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей произвольного запоминания является сниженная познавательная активность.
Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает меньше, чем произвольное.
У детей с ОНР снижена как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.
Отмечается своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.
Как пишут Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и Т. Б. Филичева, «при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки – привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые, элементы и последовательность предложенных для выполнения действий» (1990, с. 136)
Сенсорное развитие детей с ОНР также имеет свои особенности:
Дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом.
Дети путают названия цветов, геометрических фигур.
Дети с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях.
Слуховое восприятие (слуховое внимание, тембровый, звукочастотный слух, ритмическое чувство) формируется со значительной задержкой.
Отклонения в формировании личности
У детей с ОНР наблюдаются трудности социальной адаптации, сложности взаимодействия с окружающей их средой (несформированность средств общения)
Нарушения коммуникативной функции: снижение потребности в общении, несформированность средств коммуникации).
Заниженная самооценка, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.
Источник
Автор: Пронько Инна Анатольевна
Должность: педагог– психолог
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №39
Населённый пункт: г.Красногорск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития познавательной сферы у детей с ОНР
Дата публикации: 31.05.2018
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития познавательной сферы детей с ОНР
Многочисленные
исследования
посвящены
изучению
психологических
особенностей детей с ОНР. Развитие познавательной сферы детей данной
категории
представлено
достаточно
широко.
Результаты
данных
исследований
свидетельствуют,
что
дети
с
ОНР
имеют
характерные
психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся
детей.
При
этом
различия
касаются
практически
всех
психических
проявлений.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные
речевые
расстройства,
при
которых
у
детей
при
нормальном
слухе
и
интеллекте
нарушено
формирование
всех
компонентов
речевой
системы.
Отмечается общая несогласованность всех систем языка — фонематической,
лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и
словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине
ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.
Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи
с
незрелостью
эмоционально-волевой
сферы,
понижением
умственной
работоспособностью и недостаточностью отдельных психических функций.
У
них
отмечается
слабость
волевых
установок,
импульсивность,
двигательная
расторможенность,
эмоциональная
неустойчивость,
аффективная
возбудимость
или
вялость,
апатичность.
Недостаточная
выраженность
познавательных
интересов
сочетается
у
этих
детей
с
нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки
сенсорной информации, плохой координацией движений.
Такие
психические
процессы,
как
память
и
внимание,
восприятие
и
мышление у детей с ОНР также имеют свои особенности.
Психологические
исследования
указывают,
что
у
детей
с
ОНР
имеются
недостатки в развитии их непроизвольной памяти (дети с трудом вспоминают
и воспроизводят словесный материал, плохо запоминают тексты, таблицы и
т.п.).
Внимание у детей с ОНР характеризуется такими нарушениями, как: низкая
концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на
задании,
деятельности,
быстрая
отвлекаемость;
быстрая
истощаемость
и
утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости.
Нарушение
внимания
у
детей
с
ОНР
отразилось
на
особенностях
их
восприятия: недостаточная полнота и точность, замедленность восприятия и
переработки информации для полноценного восприятия (ребенок с ОНР не
обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».);
снижение
активности
восприятия
(ребенок
не
пытается
всмотреться,
материал воспринимается поверхностно) и т.д. Наиболее грубо нарушены
такие сложные формы восприятия, как зрительное восприятие и зрительно-
моторная координация.
Так как на развитие мышления оказывают влияние все психические процессы
(память, внимание, восприятие, речь и др.), то нарушение в этих процессах
сказывается и на мышлении ребенка с ОНР.
Дошкольники с нормой развития к 6-7 годам способны выполнять сложные
интеллектуальные
задачи,
даже
если
они
ему
неинтересны
(действует
принцип:
«так
надо»
и
самостоятельности).У
детей
же
с
ОНР
эти
предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Общие
же
недостатки
мыслительной
деятельности
детей
с
ОНР
заключаются
в
следующем:
несформированность
познавательной,
поисковой
мотивации
(избегают
любых
интеллектуальных
усилий);
отсутствие
выраженного
ориентировочного
этапа
при
решении
мыслительных
задач
(начинают
действовать сразу, с ходу); низкая мыслительная активность, отсутствует
направленный поиск решения, решают задачу на интуитивном уровне.
Также
у
детей
с
ОНР
имеются
нарушения
важнейших
мыслительных
операций:
анализ,
сравнение,
классификация,
индукция,
дедукция
(испытывают
большие
трудности
при
выстраивании
самых
простых
умозаключений, в отличие от своих нормальных сверстников).
Дошкольники с ОНР не умеют делать выводы, рассуждать, дают случайные и
необдуманные ответы, то есть проявляют неспособность к анализу. Общее
нарушение
интеллектуальной
(мыслительной)
деятельности
ребенка
приводит к значительным затруднениям в овладении речью и особенности
речевого развития таких детей проявляются не только в запаздывании речи,
но и в характере ее формирования.
Отечественными исследователями в данной области установлено, что у детей
с
нормальным
интеллектом
в
дошкольном
возрасте
уже
формируются
фонематические, морфологические и синтаксические обобщения. Нормально
развивающийся
ребенок
запоминает
не
только
слова,
но
и
отдельные
морфемы и уже с двухлетнего возраста начинает пользоваться правилами
словообразования в своей речи.
Речевое развитие детей с ОНР протекает иначе. У них не возникает подобных
обобщений: дети по подражанию усваивают отдельные слова и простые по
конструкции предложения. Из-за нарушения коркового анализа и синтеза в
пределах
слухового
и
речедвигательного
анализаторов
они
с
трудом
овладевают произносительной стороной речи.
Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его
основе,
понимание
соотношения
первичных
и
вторичных
нарушений
необходимо
при
направлении
детей
в
специальные
учреждения,
выборе
адекватных
коррекционных
мероприятий,
предупреждении
нарушений
чтения и письма в начальной школе.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 124
Консультация для педагогов
«Особенности познавательной сферы и личностного развития
дошкольников с ОНР (общим недоразвитием речи)»
Подготовил:
педагог-психолог О.А. Мусурчак
Калининград
2016
(Слайд 1) В настоящее время дошкольники с недостаточным речевым развитием составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Поэтому проблема сопровождения дошкольников с ОНР является значимой и актуальной во взаимодействии педагогов со специалистами.
Если кратко, под термином «общее недоразвитие речи» понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
В младшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи, прежде всего, выявляется диссоциация речевого и психического развития. Психическое развитие этих детей опережает развитие речи. Находясь на первом уровне речевого развития и почти не владея словесными формами общения, эти дети отличаются:
– эмоционально избирательным отношением к окружающему;
– у них рано формируется критичность к своей речевой недостаточности;
– проявляется выраженный интерес и стремление к познавательной деятельности.
(Слайд 2) Несмотря на несколько замедленный темп интеллектуального развития в сравнении с возрастной нормой, у детей с ОНР постепенно формируются обобщенное мышление, функция сравнения, появляется возможность выделения предметов по их существенным признакам. Дети с общим недоразвитием речи хорошо используют элементы помощи, способны применять приобретенные знания в новой ситуации. Но детям данной категории всё же требуется помощь во время формирования у них обобщённого образа действия и обобщенного мышления.
Недостаточность обобщённого, абстрактного мышления выявляется прежде всего в неспособности ребёнка с общим недоразвитием речи установить сходство и различие между предметами и явлениями по существенным признакам, в затруднениях при выполнении заданий на классификацию и выделение четвертой лишней картинки, в непонимании основного смысла рассказа, в больших трудностях формирования абстрактного счёта.
Интеллектуальные возможности часто оказываются крайне неравномерными: отчётливо выявляется диссоциация в выполнении речевых и безречевых заданий. Многим детям с ОНР требуется больше времени для овладения абстрактным счётом и решении арифметических задач.
Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.
У детей с ОНР обнаруживается недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности как в области наглядно-образного, так и понятийного мышления. Дети затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные части сложного, многоэлементного комплекса. Еще большие затруднения наблюдаются при необходимости синтезировать определенные признаки объектов. У детей с ОНР наиболее всего страдает абстрактное мышление, у них с трудом формируется обобщение. Дети с ОНР с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия.
В целом, по данным И.Т. Власенко, мышление детей с ОНР является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении какого-либо задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью.
(Слайд 3) Для детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушением мышления характерна также недостаточная сформированость и других психических процессов и функций. Так, например, нарушение внимания проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырёх предметов после их перестановки; не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут восприниматьв полном объёме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки деятельности.
О.Н. Усанова (1980) выделяет следующие особенности внимания детей с речевой патологией:
– нарушения концентрации внимания как следствие утомления;
– неадекватные колебания внимания;
– ограниченный объем внимания. Дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные её элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется;
– «генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках. Ребёнок не может сосредоточиться на существенных признаках, из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий;
– персеверация («прилипание») внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Описанные нарушения внимания у детей с ОНР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладевания знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.
В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ОНР большое место занимают нарушения памяти (Слайд 4). У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность этих детей. Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.
У детей с общим недоразвитием речи страдает как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.
Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объёма и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счёт побочных факторов.
Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивает произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовать, и оно coхраняется в течение длительного времени.
(Слайд 5) Сенсорное развитие детей с нарушениями речи так же имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.
Слуховое восприятие детей с ОНР – слуховое внимание, тембровый, звукочастотный слух, ритмическое чувство – также формируется у детей данной категории со значительной задержкой.
Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формирование личности (Слайд 6). Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими на формировании его самосознания и самооценки. Изучая особенности развития детей с ОНР, О.А. Слинька отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятного взаимоотношения в группе сверстников. Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации, особенностях поведения.
Личность дошкольника с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности (И.Ю. Левченко, 2003).
Источник