Развитие познавательной деятельности ребенка средствами игры

Помыткина Татьяна
Семинар-практикум «Организация детской познавательной деятельности средствами игры»

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

Тема семинара-практикума: “Организация детской познавательной деятельности средствами игры

Цель: Повышать методический уровень, способствовать творческому поиску педагогов.

Задачи:

1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива воспитателей.

2. Расширить знания педагогов об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на не-сколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья

Прошу отвечать громко «нет» или «да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но на семинар все равно вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей же вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что –то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Вы скучные лекции слушали? (нет)

Чтоб дух игры нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда вас прошу мне во всем помогать!

Приветствие кончилось. Можно начать.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего – то просто избавляясь.

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.

В дошкольном возрасте ребенок учится формировать личное отношение к вещам, предметам, людям. И чтобы это было правильно, взрослые должны направлять его.

Деятельность – необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности,заключающейся:

– в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

– намечать план действий;

– отбирать способы решения поставленной задачи;

– добиваться результата и анализировать его.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.

Так как дошкольник большую часть времени проводит в игре, познавательная деятельность пронизывает игровые сюжеты и действия. Игра выступает как наглядная модель отношений в обществе и дает множество информации ребенку.

С одной стороны, дошкольник усваивает важные знания, выполняя различные роли. Но с другой стороны, игры часто создаются как иллюстрация познавательного процесса.

Одними из основных форм организации познавательной деятельности детей являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.

Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.

Любая игра преследует несколько целей. Это и развитие внимания, мелкой моторики, мышления и других психических процессов.

В процессе использования предлагаемых игр происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействие детей между собой.

Игры на развитие мелкой моторики

На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.

Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. Эти игры особенно важны, так как для многих детей свойственные нарушения мелкой моторики, что в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании двигательной основы речи (игры с баночками и коробочками, с пирамидками, с стаканчиками, с матрешками, с рамками-вкладышами, с мозаикой, с конструктором, с прищепками, с палочками и т. д., пальчиковые игры).

Игры на развитие восприятия

Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем пространстве, в частях собственного тела.В ходе использования игр данной группы помимо зрительного развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности.

1. Восприятие цвета.

Классификация «Что желтое, зеленое, синее, красное?»

Цели: учить детей различать цвета, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета.

Перед детьми (ребенком) кладется образец – цветная Карточка (ряд цветных карточек). Ребенку предлагаются по одной карточки, которые он (они) должен распределить по цвету в ту или другую группу, правильно соблюдая цветовой признак.

2. Восприятие формы

Игра: «Дай такой»

Цель: учить детей при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков.

Педагог складывает различные по форме детали от разных конструкторов в коробку (ящик, корзинку, мешочек, перемешивает их, а затем вынимает по одной детали, показывает ребятам и предлагает им найти среди своих деталей (у каждого ребенка так же стоит коробочка с различными деталями)такую же: «Дай такой же». Дети внимательно смотрят и находят необходимую деталь, показывая ее педагогу,говорят: «Вот такой же». Игра продолжается до тех пор пока все детали не будут выбраны из коробок.

3. Восприятие величины.

Задания на сравнение общей величины предметов и таких параметров как высота, длина, ширина, толщина.

Игра: “Три медведя”.

Цель: учить выделять величину предмета, соотноси предметы по величине.

Перед детьми появляются три медведя: «Тук-тук. Kто там? Вот Мишка. Мишка большой. Мишка – папа», «Тук-тук. Кто там? Вот Мишка. Поменьше. Мишка – мама», «Туктук. Кто там? Вот Мишка. Мишка маленький». Затем педагог предлагает детям рассадить медведей на стулья,обращая их внимание на соотношение величин: «Мишка, сядь! Мишка большой. Стул маленький. Мишка упал. Не верно. Вот большой стул. Мишка маленький – стул маленький».

Затем дети самостоятельно расставляют тарелки, раскладывают ложки («Кому большую тарелку, большую ложку?», укладывают медведей спать.

4. Восприятие пространственных отношений.

Что находится вокруг домика: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, близко, далеко?

Найти похожие картинки (по расположению фигур, предметов)

Выполнение команд на движение рук, ног, головы, туловища. Понимание команд на движение.

Работа с понятиями: справа и слева, вверху – внизу, далеко – близко и т. д.

5. Развитие тактильно- двигательного восприятия

Тактильные яблоки

Цель: развивать тактильно-двигательное восприятие.

Педагог предлагает ребенку поиграть. Касаясь яблок на яблоне, дети должны определить идентичные пары. Проверить правильность выбора можно по идентичным рисункам, напечатанным на обратной стороне каждой пары.

Так же может быть использована различная крупа, зашитая в яблоки.

Игры на развитие внимания и памяти

Эти игры направлена на развитие внимания, они формируют у дошкольника умение сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений, способствуют переходу от непроизвольного к произвольному вниманию. В процессе их использования дети учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.

Игра “Поиск по памяти”

Цель игры: развить память, координацию, внимание.

Разложите все выбранные игрушки па полу. Сообщите ребенку, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и начинайте засекать время поиска.

Игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Игра развивает слуховое внимание ребенка.

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним.Например:взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым,взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение.Например:взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

Игра “Сделай, как я!”

Игры на развитие мышления и воображения

При использовании игр на развитие мышления и воображения важно научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними.В процессе использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и элементами логического.

Играем в вопросы

Вопросы на развитие образного мышления, воображения.

«На что похоже?», «Как выглядит?» (На что похоже это облако? Гора? Веревка? и т. п.)

Вопросы на осмысление явлений окружающего мира.

«Для чего?» (Для чего дети ходят в школу)«Что такое?» (Что такое свет)«Что это значит?» (Что означает «угрожать»).

Вопросы на выявление причинно – следственной связи.

«Что будет, если. ?» (Что будет, если мороженое заговорит? Что будет, если трамвай начнет петь).

Вопросы на выявление аналитического мышления.

– «В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы, крокодила и камня).

Ситуация «Невротический ребёнок».

-Вашему вниманию предлагается послушать историю, может кому-то она покажется знакомой, похожей.

Маленькая Маша с мамой пришла на берег моря.

– Мама, можно я поиграю в песке?

– Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.

– Мама, можно я побегаю по воде?

– Нет. Ты намокнешь и простудишься.

– Мама, купи мне мороженое.

– Нет. У тебя заболит горло.

Маленькая Маша начала плакать. Мама повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала:

– Господи, Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого невротического ребёнка?

(рассуждения воспитателей, характеристика «невротической» личности, определение неверного поведения со стороны матери).

– Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, не должны идти у ребенка на поводу, но обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

Мы все хотим, чтобы наши дети были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

Но все это невозможно без кропотливого труда педагогов, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

Подведение итогов. В заключении хочу добавить то, что у любого ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Источник

«В магазине зеркал»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти; создание положительного эмоционального фона; формирование чувства уверенности, умения подчиняться требованиям другого человека.

Описание: взрослый (а затем ребёнок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Начинаем играть».

«Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, координация слухового и двигательного анализаторов.

Описание: играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами взрослого: «земля» – руки вниз; «вода» – руки вытянуты вперёд; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Запоминаем вместе»

Цель: развитие слуховой памяти детей возраста 4—5—6 лет.

Описание: один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.

«Не пропусти растение»

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Описание: играющие садятся по кругу и слушают слова, которые произносит водящий. Например, пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан… Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внимательным.

Примечание: можно провести аналогичные игры: профессии, птицы и т.д. Изменить движение: подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, покачать головой и т.д.

«Смотри на руки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: музыка (марш).

Описание: дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание: варианты движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперёд, занесены за голову и т.д.

«Будь внимателен!»

Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: музыка (марш).

Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» – прыгать; «лошадки» – ударять «копытом о пол»; «раки» – пятиться; «птицы» – бегать, раскинув руки; «аист» – стоять на одной ноге.

«Испорченный телефон»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передаёт его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока: «Какое ты слышал слово?». Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.

«Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: 1 хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); 2 хлопка – позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь, руки между ногами на полу); 3 хлопка – возобновить ходьбу.

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание: дети становятся в круг, в середину которого входит один игрок – водящий. Ему завязывают глаза. Игроки ходят по кругу, затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы стали,

Ты загадку отгадай,

Кто тебя позвал – узнай!

Ведущий молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, игра продолжается.

«Мамины помощники»

Цель: развитие словесной памяти.

Оборудование: предметные картинки из настольных игр.

Описание: воспитатель берет на себя роль мамы. Дети – помощники. Она дает детям поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Ребенок выбирает нужные картинки, показывает детям и, проверяют правильность.

«Запрещённое движение»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог встает перед участниками игры. Дети следят за руками  педагога и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается движение рук вниз. Как только руку ведущего будут опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из игры.

«Кричалки – шепталки – молчалки»

Цель: развитие восприятия, произвольности поведения.

Оборудование: силуэты ладони, вырезанные из картона красного, жёлтого и синего цвета.

Описание: изображения ладоней – это сигналы, которым должны подчиняться дети: красная ладонь – «кричалка», она означает, что можно кричать и бегать; жёлтая ладонь – «шепталка», она разрешает тихо разговаривать и ходить; синяя – «молчалка», сигнализирует о том, что нужно замереть на месте или лечь и замолчать. Сигналы подаются без системы, но заканчивать игру необходимо синей ладонью.

Примечание: для детей младшего возраста показ ладошки лучше сопровождать звуковым сигналом. А затем постепенно его убирать.

В работе с расторможенными детьми «кричалку» лучше использовать реже, чем «шепталку» или «молчалку». В то же время детям замкнутым и малообщительным чаще необходимо предлагать именно «кричалку».

«Слушай команду»

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: музыка (марш).

Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесёнными шёпотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шёпотом произнесу команду, например, «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!».

Примечание: примеры команд: присесть; наклониться вперёд и вытянуть руки вперёд; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

«Радуга»

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Оборудование: круги разного цвета.

Описание: ведущий называет цвет и показывает кружок. Если цвет кружочка совпадает с названием, дети хлопают в ладоши, если нет – топает ногами.

«Парные картинки»

Цель: развитие мыслительных операций: анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки (по 2 шт.).

Описание: ребенку дается половина картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть описание картинки, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями.

«Отгадай, чей голосок»

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание: играющие, взявшись за руки, образуют круг. В центре с завязанными глазами стоит водящий. По сигналу ведущего дети начинают двигаться по кругу, напевая:

Вот построили мы круг,

Повернёмся разом вдруг.

(поворачиваются и двигаются в обратную сторону)

А как скажем: «Скок, скок, скок» –

Отгадай, чей голосок.

Слова «Скок, скок, скок» говорит только один игрок, которого можно обговорить заранее или на которого укажет ведущий. После этого водящий открывает глаза и старается отгадать, кто произнёс слова «Скок, скок, скок». Если он правильно отгадывает, то тот, чей голос отгадан, заменяет водящего, и игра повторяется.

«Запомни пару»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинки с изображением предметов: 1)тучка и зонт; 2)тетрадь и карандаш; 3)ведро и лопата; 4)горшок и цветок; 5)елка и гриб; 6)дом и забор, но другие картинки перепутались.

Описание: «Посмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая была у каждой картинки».

«Расставить посты»

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.

Описание: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.). когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.

Примечание: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребёнок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему возможность почувствовать себя уверенно.

«Художник»

Цель: развитие наблюдательности (для детей 5-6лет).

Описание: ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

«Дотронься до…»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

Описание: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до… (и называет какой-нибудь цвет)», – а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре.

Примечание: после того, как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания.

«Скучно, скучно так сидеть»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Описание: Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.

«Числа заблудились»

Цель: тренировка внимания, умения работать в группе.

Описание: ведущий раздаёт детям карточки с числами по количеству играющих. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» играющие строятся по порядку, начиная с меньшего числа.

«Канон»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селезенюшка» дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

«Деление целого на части»

Цель: развитие умения анализировать.

Описание: ведущий называет детям слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.). Задание: поделить предмет на части. Например, дуб – целое, а части – ствол, ветви, сучья, листья и т.д.

«Один – много»

Цель: развитие быстроты мышления.

Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его ведущему, называя это слово во множественном числе.

«Назови соседей»

Цель: развивает скорость мыслительных процессов.

Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счёта в пределах 10, развитие мышления.

Оборудование: мяч.

Описание: в соответствии с командами взрослого, ребёнок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру. Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10.

Например, я скажу «пять» и брошу мяч одному из вас, он продолжает: «шесть, семь, восемь, девять, десять». Начинаем играть».

«Слушай и исполняй»

Цель: переключение внимания.

Описание: ведущий называет и повторяет дважды различные движения, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности.

Вариантом служит включение большого количества движений или повтор их в обратном порядке.

«Тень»

Цель: развитие наблюдательности.

Описание: звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»). Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок—это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

«Запомни порядок»

Цель: развитие зрительной произвольной памяти.

Описание: игроки выстраиваются друг за другом в «паровозик». Водящий смотрит на «паровозик» в течение одной минуты и старается запомнить порядок «вагонов». Затем отворачивается и перечисляет игроков по именам так, как они стояли.

«Буквы алфавита»

Цель: развитие внимания.

Описание: Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

«Разведчики»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.

Описание:

Вариант 1: из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные – «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчики» проходят между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком».

Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т.д.

«Кто что сделал?»

Цель: развитие наблюдательности.

Описание: четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди выполняют различные движения и повторяют их 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

«Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание: ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

«Рисуем по памяти узоры»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание: на листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

«Воспроизведение геометрических фигур»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13*10см.) для каждого ребёнка.

Описание: детям предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти геометрические фигуры и постарайтесь запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и вы на листе бумаги должны будете по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

«Поиск закономерностей»

Цель: развитие логического мышления.

Описание:

  1. Продолжить перечень слов. Как можно назвать одним словом следующие предметы:
  1. март, апрель, май, июнь … – месяцы.
  2. хлеб, молоко, колбаса, макароны … – продукты.
  3. стол, стул, шкаф, диван … – мебель.
  4. ромашка, василёк, одуванчик, лютик … – полевые цветы.
  5. туфли, сапоги, валенки, сандалии … – обувь.

холодильник, утюг, пылесос, телевизор … – бытовые электроприборы…. И т.д.

«Третий лишний»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существенных признаков.

Описание:

  1. яблоко, вишня, помидор;
  2. час, килограмм, минута;
  3. козлёнок, корова, телёнок;
  4. шапка, шарф, кепка;
  5. мыло, веник, мочалка;
  6. карандаш, стакан, ложка;
  7. кастрюля, сумка, чемодан;
  8. колбаса, молоко, молоток;
  9. телевизор, холодильник, диван;
  10. кошка, собака, волк.

При выполнении упражнения просить детей обосновать свой выбор.

Источник