Развитие познавательной деятельности ребенка через игру
Познавательное развитие через игровую
деятельность детей дошкольного возраста
Одно из важнейших направлений работы педагога – развитие познавательной активности ребенка, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые интересы. Познавательное развитие в раннем возрасте проходит преимущественно во время игры.
Игра– самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.
Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.
Веселые хороводные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.
В свободной игровой деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, своего рода открытия.
Для познавательного развития детей полезны игры с изобразительными материалами. Они могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер. Дети с интересом смешивают краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком.
При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость.
Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Они чрезвычайно увлекательны для малышей, и полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала.
На прогулке игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Игры с водой
Одна из любимых забав детей. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. Вода буквально притягивает к себе маленького ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся.Удивляет и радует многообразие игр с водой.
В своей практике я стараюсь найти, разработать, придумать как можно больше вариантов и способов работы с этим материалом. Моя задача сделать игры разнообразными, интересными и насыщенными новым и познавательным материалом.
Вот некоторые из любимых игр малышей:
«Плывет, плывет кораблик».
Бумажный кораблик малыш подгоняет при помощи соломинки, в которую он дует. Игра знакомит со свойством воды, формирует у детей умение чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.
«Плавает или тонет»
Знакомит детей со свойствами различных материалов камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д. Нужно поочередно бросает в воду различные предметы и с помощью взрослого выясняет, какие предметы плавают, а какие тонут.
Затем ребенку можно предложить достать из ванны предметы, которые тонут, и предметы, которые плавают, и разложить их по разным мискам (в одну – камешки, в другую – орешки).
«Уточки на волнах»
Предлагаю детям самостоятельно запустить игрушек-утят в емкость стола-ванной, наполненную водой, осуществляя руками сильные и слабые волновые движения одной и двумя руками.
«Веселые пузыри»
Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки.
«Дождик»
С помощью лейки, наполненные водой, я предлагаю ребенку сделать дождик, выливая из нее воду. Если ребенок затрудняется поднять и наклонить лейку, то я помогаю ему.
«Теплая – холодная»
Перед ребенком двухсекционный стол-ванна: в одной емкости вода теплая, а в другой холодная. Ребенок опускают кисти рук попеременно: то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения.
Игры с песком.
Песок – это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы. Недаром он был выбран психологами для такой замечательной техники – как песочная психотерапия, это значит – что «общение» с песком полезно не только детям – но и взрослым.Сухой или влажный – он обладает разными свойствами, познавая их, малыш открывает для себя новые горизонты развития.
«Отпечатки наших рук»
Знакомят детей сосвойствам влажного песка, сохранять форму предмета.Если приложить ладошку, или любой другой предмет к песку и немного надавить — то на песке останется четкий след.
«Поиски сокровища»
Ребенка прошу отвернуться и прячу в песке несколько небольших игрушек. Не следует прятать слишком глубоко, чтобы игрушки не остались сокровищами в песочнице навсегда. А затем прошу начать поиски сокровищ.
«Куличики из песка»
Делать куличики из песка любят все малыши. Эта простая игра в песок развивает координацию движения, внимательность и приносит детям много радости.
Игры с матрешкой
С помощью матрешки можно научить детей выделять разные признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету, объему. Для детей, незнакомых с матрешкой, очень важен момент первой встречи с ней, открытие ее секрета.
Игры с пирамидкой
Пирамидка — очень полезная игрушка для малышей. Разбирая и собирая пирамидку, ребенок не только овладевает определенными практическими навыками, но и учится сравнивать и классифицировать ее элементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания или возрастания величины. Участие ребенка в преобразовании пирамидки способствует формированию представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости.
Прятки с игрушками
Прятать и искать игрушки, увлекательное занятие, которое не только забавляет детей, но и способствует развитию у них внимания, памяти, ориентировки в пространстве. В таких играх могут участвовать несколько детей.
«Найди зайчика»
Я показываю малышам зайчика, предлагаю рассмотреть его. Обращаю их внимание на длинные ушки, мягкие лапки зайчика, показываю, как он может прыгать и кувыркаться. Всё это важно для того, чтобы у ребенка сложился отчетливый образ предмета, который нужно будет искать. Рассказываю, что зайчик любит быстро бегать и прятаться. Потом прошу детей отвернуться и закрыть глаза. Незаметно кладу зайчика на видное место и предлагаю детям его найти. Если дети легко справляются с этой задачей, то в следующий раз можно спрятать зайчика более «надежно», чтобы видны были только ушки, или совсем закрыть его платочком. Впоследствии можно организовать игру так, чтобы одни дети прятали игрушку, а другие – искали.
Игры с кубиками
В группе есть наборы кубиков из дерева, пластмассы, кубики с предметными и сюжетными картинками. Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, я даю малышам возможность свободно поиграть с ними. Дети берут их в руки, передвигают, бросают, постукивают, ставят друг на друга. Малыши часто стремятся разрушить постройки, не следует, расценивайте эти действия как простое баловство: совершая их, ребенок получает возможность легко преобразовывать объекты, видеть результат своего действия. Я стараюсь обыграть эти действия, соорудить башню вновь и позволить ее опять разрушить. Со временем можно перейти к целенаправленным играм с кубиками.
Дидактическая игра«Волшебное поле»
Показываю ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Поворачиваю волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.
Дидактическая игра «Перекладывание цветных шариков»
Формирует умениеразличать и называть основные цвета. Для игры используются красные и зеленые шарики, красная и зеленая корзинка. Детям даю каждому по шарику и спрашиваю, какого он цвета. Затем предлагаю положить свой шарики в корзинку такого же цвета, как и шарик. В дальнейшем можно добавлять другие цвета.
Дидактическая игра «Узнавание игрушки на ощупь»
Формирует умение на ощупь узнать предмет и назвать его. Для игры используется мешочек с игрушками по количеству детей. Игрушки знакомые детям. Детям предлагаю на ощупь отгадать, что это за игрушка. Ребенок должен, ощупывая двумя руками, назвать игрушку. После этого он вынимает ее и показывает детям.
Дидактическая игра «Подбери чашку с блюдцем»
Формирует умение детей различать и называть цвета.Для игры используется: чашки красные, желтые, зеленые и блюдца тех же цветов. Предлагаю детям подобрать чашки к блюдцам, красной чашке–красные, желтой – желтые, зеленой- зеленые. Усложнять, игру можно добавляя большее количество цветов.
Дидактическая игра «Куда что положить?»
Формирует умение группировать знакомые предметы по общему признаку (большой- маленький). Для игры потребуются две коробки (большая и маленькая), большие игрушки: кубик, шарик, кукла, машинка, тарелка и т.д. такие же предметы маленького размера. Предлагаю сложить большие игрушки в большую коробку, маленькие – в маленькую.
Дидактическая игра «Поварята»
Формирует умение группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.
Показываю детям овощи и фрукты. Вместе рассматриваем их. Затем рассказываю детям, что из фруктов можно приготовить вкусные варенье или компот, а из овощей варят вкусный суп и предлагаю приготовить эти блюда. Для этого нужно фрукты поместить в одну кастрюлю, а овощи – в другую.
При поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое общение со сверстниками, самостоятельно договариваться о выполнении знакомых игровых действий в общем игровом сюжете.В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступаем в мир детской игры, мы многому можем научить детей.
Воспитатель дошкольного образования:
Денисенко С.В.
Литертура:
1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — 2е изд. — Минск : Нац. инт образования; Аверсэв, 2014. — 416 с.
2. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского,
Е. А. Панько. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 184 с.
3. Интернет ресурсы
Источник
Марина Шекель
Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии»
Слайд 2. План проведения мастер-класса:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть- проведение игр и упражнений по развитию познавательной активности.
3. Рефлексия.
Эпиграфом к нашему сотрудничеству будут слова К. Д. Ушинского (слайд №3):
«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения»
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизни. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности – развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей, воспитателей и педагогов. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников? (слайд №4)
Особенно эффективными в работе с дошкольниками является игровая технология, которая включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитиевсех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
(Слайд №5) Вот основные компоненты игровой технологии, которые я часто применяю на практикесо своими воспитанниками:
• Игровой сюжет.
• Игровые и проблемные ситуации.
• Игры- путешествия.
• Дидактические игры.
• Игры- экспериментирования.
• Игры на развитие психических процессов.
• Игры-фантазии.
Работаю я в подготовительной группе.
Сейчас я на практике покажу вам некоторые виды игр и упражнений, которые больше всего любят мои воспитанники и, которые я чаще всего использую. Прошу не стесняться и принимать активное участие.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. Давайте с вами станем в круг.
Игра «Волшебный клубочек» (слайд №6)
Цели: установление дружелюбной атмосферы в группе, формирование навыков сотрудничества, развитие познавательной активности.
Содержание:
Дети стоят в кругу на коврике
Воспитатель: В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и отчество. Держу нитку в руке и передаю клубочек. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя и передаёт его дальше.
Клубочек вернулся ко мне. “Что же у нас получилось?”. (Паутинка)
Посмотрите – мы с помощью волшебного клубка все соединились и стали единым целым!
Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек.
Часто с детьми эту игру используем для закрепления примет, можно закреплять месяца, повторять счёт и все, что угодно, а также деткам очень нравится в обратном направлении распутывать клубочек и выполнять другое задание. Это игра благотворно влияет на детей, помогает настроить детей на образовательную деятельность.
Как вы все знаете дети большие фантазеры. И поэтому в своей практике я использую следующие виды игр и упражнений. У вас на столах лежат задания, попрошу вас тоже ответить на вопросы.
Играем в вопросы (слайд №7)
Вопросы на развитие образного мышления, воображения.
– «На что похоже?», «Как выглядит?» (На что похоже это облако? Гора? Веревка? и т. п.)
Вопросы на осмысление явлений окружающего мира.
– «Для чего?» (Для чего дети ходят в школу) – «Что такое?» (Что такое свет) – «Что это значит?» (Что означает «угрожать»).
Вопросы на выявление причинно – следственной связи.
– «Что будет, если. ?» (Что будет, если мороженое заговорит? Что будет, если автобус начнет петь)
Вопросы на выявление аналитического мышления.
– «В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы, крокодила и камня)
Упражнения-фантазии «Придумай загадки». (слайд №8)
Придумай словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления в форме стиха (описательного предложения, сказки).Например: «Сказка-загадка про ЭТО». «Это, живое и ласковое, однажды стало страшным и злым, когда дети на даче собирались ложиться спать. Вдруг ЭТО зашипело, вздыбило шерстку и оскалило зубы. ЭТО увидело другое, маленькое и хвостатое».
Вот примеры загадок в виде описательного предложения
Например: (слайд №9)
Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).
Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).
Я грозный, большой, с длинной лохматой гривой (лев).
Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).
Давайте, каждый из вас по тоже придумает загадку.
Игровыеи проблемные ситуации: (слайд №10)
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
Проблемные ситуации, которые мы можем предлагать детям в процессе образовательной деятельности.
Примеры:
– «Что было бы, если бы перелетные птицы не улетели на юг?»
– Что было бы, если все время шел дождь?
– «У всех птиц есть крылья, чтобы летать высоко и далеко, и у курицы есть крылья; почему же она не улетает?»
Графические загадки (слайд №11)
Угадай, что нарисовано,и дорисуй недостающие детали: на основе линии любой формы; на основе геометрической фигуры; на основе части целого (например, нарисован лист – дорисуй остальное); на основе целого нарисуй частное (например, нарисованная машина – дорисуй недостающие детали) и т. п.
Упражнения «Образная пластика и развитие воображения». (слайд №12)
Эти упражнения могут быть использованы, как с каждым ребенком индивидуально, так и работа в парах.Главные темы образной пластики: «Я – воздух (свет, вода, человек, растение, зверь, рыба, насекомое, предмет, явление и др.).
Что можно изображать:состояние объекта: водяная гладь, бушующие волны;особенности объекта: высокая сосна, кустик, рваные ботинки;действия объекта: ветер, вздымающий волны; заяц, жующий морковку; взаимоотношения двух и более объектов (солнце и подсолнух, ветерок и падающий лист); облачного (огненного, деревянного) человечка; фонарь, который то светит, то гаснет; потерянную иголку.
Вам тоже предлагаю выполнить данное упражнение.
Найдите себе пару, возьмите, задание и изобразите, то что у вас написано на карточке.
Игра «Угадай, кто так делает?» (слайд №13)
Содержание: Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детейи предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела., Шипит кто? (Змея, Скачет кто? (Лошадь) и т. д.
Словесная игра «Бывает – не бывает» (слайд №14)
Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч и ответить бывает, или нет, и почему?
Ситуации:
Кошка варит кашу.
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Собака хочет есть.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
Дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки.
Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве.
Кошка гуляет по крыше.
Игра «Солнышко» (слайд №15)
Содержание: Воспитатель даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может нарисовать к солнышку лучик.
Оборудование: Доска, на которой нарисовано солнышко без лучиков.
Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый» (отважный, храбрый, решительный).
Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него? (боязливый, нерешительный, пугливый).
Назови части суток? (утро, день, вечер, ночь).
Назови дни недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) и т. д.
Игра «Постройся по порядку» (слайд №16)
Материал. Карточки с цифрами от 0 до 10., (если подготовительная группа, то от 0 до 20)
В игре участвуют 10 или 20 детей,
На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 10 изображением вниз. Звучит быстрая музыка, дети бегают. По окончании музыки каждый ребенок берет со стола одну карточку.
Дети выстраиваются по порядку, в соответствии с заданиями, которые дает педагог.
– Первым выйдет ребенок с цифрой 7.
– Рядом с ним встанут «соседи» цифры 7.
– Между какими цифрами должен встать ребенок с цифрой 5? Пусть он встанет на свое место.
– Теперь встанут по порядку ребята с оставшимися цифрами.
– Назовите цифры по порядку.
Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.
Мы много играли, и в завершении, хочу с вами провести небольшую музыкальную разминку, которую мы очень любим, делать с ребятами в группе. С помощью неё развивается слуховое восприятие, крупная моторика и ориентировка в собственном теле.
Музыкальное сопровождение «У жирафа, пятна, пятна, пятна пятнышки везде…»(слайд №17)
Каждая игра предполагает общение ребенка со взрослым, с другими детьми. Это – школа сотрудничества, в которой он учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Игра- это единственный язык, который легко даётся детям. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!
Рефлексия «Дерево ожидания»
Прежде чем я закончу, мне хотелось бы получить от вас обратную связь. Сейчас вам раздам осенние листочки, вы напишите на них, в двух словах то, что вы получили от нашей с вами встречи. Какая игра больше всего понравилась. А затем подойдите, пожалуйста, к дереву и приклейте их. (на ватмане нарисован ствол дерева с ветвями без листочков)
Спасибо большое за внимание!
Источник