Развитие познавательной активности ребенка в доу

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №197 » «Развитие познавательной активности дошкольников в условиях ДОУ» Воспитатели: Драгушан А.Н. Кузнецова А.В .

Слайд 2

Заинтересованность со стороны государства повышением качества дошкольного образования через развитие любознательности, пытливости ума и формирования на их основе устойчивых познавательных интересов детей дошкольного возраста . Актуальность

Слайд 3

Стадии познавательного развития: – любопытство, – любознательность , – познавательный интерес, – познавательная активность .

Слайд 4

Любопытство : это избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами .

Слайд 5

Любознательность: это активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.

Слайд 6

Познавательный интерес: это избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.

Слайд 7

Познавательная активность: это природное проявление интереса ребенка к окружающему миру, открытие неизвестного и усвоение знаний.

Слайд 8

Беседы Тема недели Цикл Бесед Ситуативный разговор(создание проблемной ситуации) «Живая книга леса» 1.«Какие бывают леса?» 2. «Где живут деревья? » 3. Беседа – сказка «Что такое лес » 4. «Правила поведения в лесу. » 1. « Кто заботится о лесе? » 2. «Как весь год живет дерево? » 3. «Здоровый лес – чистый воздух»

Слайд 9

Беседы Тема недели Цикл бесед Ситуативный разговор(создание проблемной ситуации) «Вода – источник жизни » 1.«Вода – это жизнь» 2. «Правила поведения на воде» 3. «Чистота воды – залог здоровья» 1. «Кому нужна вода? » 2. «Может ли человек жить без воды? » 3. «Нужно ли экономить воду?» 4. «Что будет если водоемы высохнут? » 5. «Что загрязняет наши водоемы? »

Слайд 10

Тема недели Цикл наблюдений Цель наблюдений « Живая книга леса» 1.«Наблюдение за деревьями в разное время года» 2.«Наблюдение за листопадом» 3.«Летающие семена» 1. Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать по внешнему виду ствола., кроны, развивать логическое мышление. 2. Продолжать знакомить детей с понятием «листопад» воспитывать любовь к природе 3. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Н аблюдение

Слайд 11

Тема недели Цикл наблюдений Цель наблюдений «Вода – источник жизни» 1. Наблюдение за сосульками 2. Как снег становится водой 3. За льдом в лужах 1.Закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры 2.Показать детям ,что снег в тепле тает и становиться водой. 3.Формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений Н аблюдение

Слайд 12

Тема недели Темы «Живая книга леса» Рассматривание иллюстраций, картин – с педагогом Решение кроссвордов, создание символов и моделей – с педагогом Сбор сведений о лесном обитателе (растении, животном) – с родителями Оформление книги или коллажа, поделки из природного материала – с родителями Исследовательская деятельность

Слайд 13

Тема недели Темы «Вода – источник жизни» Рассматривание иллюстраций, картин – с педагогом Решение кроссвордов, создание символов и моделей – с педагогом Сбор сведений о растениях и животных водоема и его обитателях. Оформление книги или коллажа, поделки из природного материала – с родителями Исследовательская деятельность

Слайд 14

Тема недели Темы «Живая книга леса» 1 . «Цвет листьев» Цель: выяснить, как свет влияет на цвет листьев 2. «Муравей-разведчик» Цель: выяснить, как муравьи находят пищу 3.«Следы насекомых» Цель: выяснить какие следы оставляют насекомые 4. «Возраст деревьев» Цель: познакомить детей с годичными кольцами деревьев ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Слайд 15

Тема недели Темы «Вода – источник жизни» 1. Ряд опытов по изучению свойств воды (прозрачность, вкус, запах) 2. Ряд опытов о состояниях воды (лед, пар) 3. Опыт на сравнение свойств воды, снега, льда 4. Сила воды: водяная мельница 5. «Радуга» Цель: показать детям как образуется радуга 6. «Загрязнение воды» Цель: показать детям, что при загрязнении воды в водоемах страдают водоплавающие птицы ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИ Е

Слайд 16

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно -образовательный процесс в ДОУ, реализовывать задачи образовательной области «Познание». вывод

Читайте также:  Психическое развитие ребенка при дцп

Слайд 17

Список литературы ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр . и. доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Кириева О.В. Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста.// Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статьей по материалам международной научно -* практической конференции. – СПб..,Союз,2007.-599с. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Н.Е. Веракса , А.Н.. Веракс . – М.: Мозаика – Синтез, 2006. Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000. Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно – методическое пособие. Чебоксары,2003. Detsad – kitty.ru W-dog.ru nsportal , HUMI. ru .

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник

Елена Шенцова
Развитие познавательной активности

В настоящее время современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Основы такой личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Поэтому дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы ребёнка.

Актуальность данной проблемы требует пересмотра технологий образования дошкольников и ориентирует педагогов на использование в своей деятельности эффективных форм и методов, позволяющих строить образовательную деятельность на основе значимых для развития дошкольников видах детской деятельности, стимулирующих их активность в познании окружающего мира.

Особое значение данная деятельность приобрела с утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где одним из важнейших направлений реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяется познавательное развитие, предполагающее развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания и развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Дошкольный возраст является периодом для наиболее эффективного развития познавательных потребностей. Поэтому стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей очень важно именно в этом возрасте. В конечном итоге интерес к познанию – это залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом.

Данные последних исследований показывают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. В результате дети с низкой познавательной активностью хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Таким образом, возникает необходимость комплексной систематической работы по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, направленной на развитие познавательной активности ребёнка, и технологической проработки этого процесса в условиях современного дошкольного учреждения.

Являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, познавательная активность отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Поэтому её проблемность – одна из наиболее трудных в педагогике.

Основным видом ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности является экспериментирование. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства.

В науке эксперимент выступает способом получения знаний, неизвестных человечеству в целом, а в процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному человеку.

Закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, поэтому к дошкольным учреждениям применяют понятие «детское экспериментирование».

Чтобы приобрести навыки экспериментирования требуется систематичная, целенаправленная работа педагога, которая будет направлена на развитие деятельности экспериментирования детей.

Исследовательский метод и метод проблемного обучения наиболее эффективны для получения положительного результата навыков экспериментирования. Так как при их использовании ребёнок учится самостоятельно решать, мыслить, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и вывода.

И как результат идёт накопление умственных умений.

По мнению российского учёного Н. Н. Поддъякова экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников. Он считает, что в экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования, продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).

Читайте также:  Какие могут быть особенности раннего развития ребенка

Таким образом, можно сделать вывод, что при выборе метода обучения необходимо стремиться к продуктивному результату. При этом дошкольник должен не только отдельно понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять в практической деятельности.

Исходя из вышесказанного, определяется цель педагогической деятельности в данном направлении. Это повышение уровня развития у дошкольников познавательной активности в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

обеспечение обогащённого познавательного и речевого развития детей, формирование основ личности ребёнка;

расширение перспектив организации познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста;

формирование предпосылки диалектического мышления у дошкольников, способность видеть многообразие окружающего мира;

формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.

Для организации опытно-экспериментальной деятельности должны быть созданы определённые педагогические условия. Во-первых, для начала развития познавательного интереса должна быть организована предметно-пространственная среда. Во-вторых, в содержание образовательной деятельности необходимо включение занимательности. В-третьих, создание проблемно-поисковых ситуаций. В-четвёртых, вовлечение детей в выполнение творческих заданий. И в-пятых, объединение разнообразных видов детской деятельности в процессе экспериментирования.

Детское экспериментирование имеет определённый алгоритм организации. Вначале ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Затем предлагает различные варианты её решения. После этого проверяет эти возможные решения, исходя из данных. И в заключении делает выводы.

Одним из главных условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Такая среда должна обеспечивать развитие активной самостоятельной детской деятельности.

Опыт показывает, что в ходе работы в специально-подготовленной среде дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задают вопросы «почему?», «зачем?», «как?», стремятся объяснять факты, связи, используя в речи оборот «потому что…», проявляют интерес к познавательной литературе. Кроме этого дошкольники умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире и пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты.

Включение занимательности в содержание образовательной деятельности позволяет поддерживать у дошкольников устойчивый познавательный интерес на протяжении длительного времени. Например, детям задаются проблемные ситуации от имени сказочных героев. Роль взрослого в процессе опытно-экспериментальной деятельности – равноправный партнёр, соучастник.

При проблемном обучении педагог не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Отсюда деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер и предполагает сотрудничество педагога с ребёнком по решению новых для него проблем.

Необходимым условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации, которая в свою очередь возникает из-за необходимости в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия. Главным элементом проблемной ситуации считается неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия. Для этого ребёнка надо поставить перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного.

Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

Работа по организации детского опытного экспериментирования проводится в несколько этапов.

На первом этапе работы (дети 4-5 лет) уточняются представления о свойствах, качествах материалов, происходит знакомство с отдельными явлениями и объектами неживой и живой природы. Дети включаются в процесс изменения проблемных ситуаций, стимулируется их интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Правильный ответ ребёнок получает самостоятельно. Помощь педагога заключается в продумывании методики проведения опыта и осуществлении совместных необходимых действий.

В старшей группе (6-й год жизни) продолжается обогащение детского опыта по познанию окружающей действительности.

Дети практически осваивают свойства и качества различных материалов. Дошкольники активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Воспитатель помогает использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Часто для получения ответа требуется открытие нового способа, поэтому ребёнок может идти путём опытных проб. В этом случае очень важно правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.

Читайте также:  Особенности развития познавательных процессов ребенка дошкольного возраста

Можно использовать следующие проблемные ситуации «Как и почему вода льётся?», «Можно ли удариться о воду? Как из воды сделать значок?»; проведение экспериментов «Почему этот платочек высох быстрее?», «Из каких материалов ветер сдул домик и почему?». В результате ребята учатся находить сходство и различие между объектами, зарисовывать схему общего эксперимента.

Дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности (например, способность увеличительного стекла «увеличивать» и «уменьшать» предметы и т. д.). Ход и результаты экспериментов, проводимых дома совместно с родителями, зарисовываются детьми в тетрадях, и затем коллективно обсуждаются на занятиях в детском саду.В качестве примера можно привести опыты с растениями: «Как сохранить жизнь петрушки осенью и зимой», «В каких условиях лучше растёт лук», «Проращивание семян в воде и без неё»;опыты с животными: «Какое обоняние у кошки?», «Хорошо ли слышит кошка?».

Для проведения экспериментальной деятельности с детьми старших групп разрабатываются технологические карты по темам (например, «Путешествие с ниточкой», «Как измерить вес предметов», «Откуда течёт ручеёк?»).

В подготовительной к школе группе успешно используются графические формы и различные способы фиксации натуральных объектов: изготовление гербариев летних и осенних листьев, сбор коллекций природных предметов (коряги, каштаны, шишки, камешки и др.); длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов («Вырастим кристаллы», «Посадка зёрен овса», «Проращивание семян в воде и без неё»).

Для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы также разрабатываются технологические карты по темам (например, «Каждому камешку свой домик», «Что нам понадобится для измерения веса предметов?», «Всегда ли зеркало показывает правду?»).

Таким образом, создание необходимых условий, систематичность, включение занимательности в содержание занятий по проблеме развития познавательной активности, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, вовлечение в выполнение творческих заданий с использованием таких методов работы, как проблемное обучение, увлекательные эксперименты для индивидуальной и групповой работы с использованием графических изображений для фиксации объектов в процессе экспериментирования, даёт возможность нашим воспитанникам развивать свою познавательную активность.

Детская опытно-экспериментальная деятельность тесно связана со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Эта связь также прослеживается с развитием речи, с изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений.

Необходимым условием положительного результата в развитии ребёнка являются совместные усилия родителей и педагогов дошкольного учреждения. Родители должны быть информированы о том, какое направление работы планируется, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме, о результатах диагностики уровня познавательной активности детей.

В заключении хочется отметить, что в ходе анализа результатов выявляется положительная динамика уровня развития познавательной активности. А данные мониторинговых исследований дают основание считать, что под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиты умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.

Список литературы

1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н. Ребёнок в мире поиска. Программа организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. –М: Сфера, 2009. – 245 с.

2. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. –М: Национальное образование, 2016. – 304 с.

3. Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. –М: Речь, 2010. – 268 с.

4. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования ФГОС. – С. -П.: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.

Источник