Развитие познавательной активности ребенка через развивающие игры

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №32 «Бусинка»

г.о. Химки

Доклад

«Развитие познавательно-игровой активности ребенка через использование развивающих игр»

                                                                                                      Подготовила:  воспитатель                                    

                                                                                                 Соболева О.А.

                                                2019г.

                                                   «Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить».

 А.М.Горький.

Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.

Игровая деятельность стимулирует развитие мышления, в первую очередь наглядно- образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими ,придавая предметам не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. Затем предметы замещаются их образами и отпадает необходимость практического действия с ними.

В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложен Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и их последователями.  К.Д.  Ушинский  отмечал,  как  важно  наблюдать  за  детской  игрой  для общего  и  интеллектуального  здоровья  детей.  «Игра  –  средство  диагностики  психического состояния ребенка, его личностного развития». В современном мире педагоги также уделяют большое внимание игре. Они рассматривают игру как процесс, через который формируется активность,  целеустремленность,  любовь  к  труду,  положительное  отношение  к  школе, умение проводить самооценку и самоконтроль.    

   Использование  развивающих  игр  ведет  к  ускорению  познания  окружающего  мира,  а значит  и  интеллектуального  развития,  а  также  к  устранению  проблем,  имеющихся  в умственном,  психическом,  речевом  развитии.      Ребенок,  увлеченный  привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями.  Знания,  данные  в  занимательной  форме,  усваиваются  детьми  быстрее, прочнее и легче.  

    «Развивающие  игры  –  это  игры,  моделирующие  сам  творческий  процесс  и  создающие свой  микроклимат,  где  появляются  возможности  для  развития  творческой  стороны интеллекта,  познавательных  процессов»  (Борис  Павлович  Никитин).  Почти  каждая  игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.  

Исходя из вышесказанного, определяется цель:

       Формирование творческой, интеллектуальной личности дошкольника через развивающие игры

 Задачи:

 – развивать у детей познавательный интерес, желание и потребность узнать новое

– развивать память, воображение, внимание, креативность мышления, речь детей, обогащать их словарный запас  

–  развивать  у  дошкольников  умения  находить  зависимости  и  закономерности,  ошибки  и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов

 – развивать способность предвидеть результат своих действий

– формировать у детей через игру представления об окружающем мире  

–  развивать  у  детей  способность  соблюдать  правила  игры,  аккуратность  при  обращении  с игрой

 – развивать у детей чувство доброжелательности, взаимопомощи

– развивать мелкую моторику при работе с материалом развивающих игр

      В  основу  развивающих  игр  положены  три  принципа  обучения  –  это  «от  простого  к сложному»,  «самостоятельно  по  способностям»,  «постепенность  и  систематичность».  Это позволяет  разрешить  в  игре  сразу  несколько  проблем,  связанных  с  развитием  творческих способностей:

 –  развивающие  игры  дают  пищу  для  ума  с  самого  раннего  возраста

 –  задания  –  ступеньки  создают  условия  для  развивающего  обучения

–   поднимаясь,  каждый раз самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно

– развивающие игры  могут быть  очень  разнообразны  по  своему содержанию,  а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения

Читайте также:  Развитие ребенка два года и девять месяцев

     Развивающие  игры  имеют  широкий  диапазон  трудности:  есть  игры,  доступные  2-3 летнему  малышу,  есть  игры,  непосильные  взрослому.  Работу  можно  начинать  с  младшей группы  и  во  всех  видах  непосредственно  образовательной  деятельности,  режимных моментах

Развивающие игры, в которых  ребёнку необходимо  отгадывать загадки, любят  все дети. Загадки расширяют кругозор, развивают мышление, тренируют сообразительность, логику и интуицию,  т.к.  в  них  присутствует  уподобление,  сравнение,  метаморфическое  описание предмета.    Для  решения  даже  самой  простой  загадки  надо  многое  знать  об  окружающем мире.  В  процессе  поиска  правильного  ответа  дети  в  игровой  форме  учатся  рассуждать  и делать необходимые выводы. При подборе загадок, необходимо учитывать возраст детей.

Не  остаются  без  внимания  игры  с  использованием  пословиц,  поговорок  («Повтори», «Послушай  и  закончи»,  «Скажи  по-другому»  (Одно  дело  сказать  о  ком-либо,  что  он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое – что он «надоел как горькая редька»; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое – что он «свалился как снег  на  голову»)).  Обладая  мощным  воспитывающим,  эстетическим  и  развивающим потенциалом,  пословицы  и  поговорки  могут  успешно  использоваться  в  работе  с  детьми, имеющими различные нарушения развития,  в том числе и  речевые. В процессе работы над пословицами и поговорками ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения, приобретает  умение  видеть  и  объяснять  скрытый  смысл  пословиц  и  поговорок,  которое  в специальной  психологии  и  коррекционной  педагогике  является  одним  из  критериев определения  уровня  умственного  развития  детей.  Точное  освоение  пословиц  и  поговорок представляет для детей большой труд, поэтому дети знакомятся с простыми, понятными им по смыслу.    

   В современном мире развивающих игр большое разнообразие. Только взрослый вносит в жизнь  детей  эти  игры,  знакомит  с  их  содержанием.  Их  использование  будет  более эффективным лишь в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи, педагогов и родителей. Участие семьи  в  воспитательно-образовательном  процессе  позволяет  повысить  успешное  развитие детей,  ведь  родители  лучше  всего  знают  возможности  своего  ребёнка.  Отобраны  наиболее эффективные  формы    совместной  работы:  тематические  групповые  собрания;  семинары  – практикумы;  открытые  просмотры;  подбор  консультационного  материала  и  консультации; беседы;  оформление  материала  для  представления  в  родительском  уголке;  игротека  для домашнего пользования.    

  Еще  раз,  говоря  о  значении  развивающих  игр  в  познавательном развитии дошкольников,  хочется подчеркнуть,  что  «знания,  усвоенные  без  интереса,  не  окрашенные собственным  положительным  отношением,  эмоциями,  не  становятся  полезными  –  это мертвый  груз.  Пассивное  восприятие  и  усвоение  не  могут  быть  опорой  прочных  знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество»  

Значение игры для ребенка дошкольного возраста

  • В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.
  • С эмоциональной точки зрения технология игры не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели поведения.
  • Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
  • Игра стимулирует развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

Виды игр для ребенка:

  • подвижные игры,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • дидактические игры,
  • разгадывание кроссвордов, загадок,
  • игры-соревнования,
  • конструкторская игра.

Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка

  • развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности.
  • несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Они укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность.
  • подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений – развивая в них рефлексию и волю.

Дидактические игры и их значение для ребенка

  • предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе.
  • они используются педагогами как средство обучения и воспитания.
  • учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.

Сюжетно-ролевые игры

  • К ним относятся игры «во врача», «дочки-матери» и тому подобные.
  • Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире.
  • Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом «взрослой жизни» ребенка, они помогают познавать окружающий мир

Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов

  • помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике.
  • помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление.
  • разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка

Игры-соревнования

  • развивают у детей стремление к успеху и возможности стать первым.
  • Развивают коммуникативные навыки

Конструкторская игра

  • С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов.
  • В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности 

Из всего выше сказанного, становится понятным, что развитие познавательной активности происходит в игре. Также, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно.

Читайте также:  Карта оценки развития ребенка дошкольника

Источник

Марина Шекель
Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии»

Слайд 2. План проведения мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть- проведение игр и упражнений по развитию познавательной активности.

3. Рефлексия.

Эпиграфом к нашему сотрудничеству будут слова К. Д. Ушинского (слайд №3):

«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения»

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизни. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности – развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей, воспитателей и педагогов. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников? (слайд №4)

Особенно эффективными в работе с дошкольниками является игровая технология, которая включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитиевсех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.

(Слайд №5) Вот основные компоненты игровой технологии, которые я часто применяю на практикесо своими воспитанниками:

Игровой сюжет.

Игровые и проблемные ситуации.

• Игры- путешествия.

Дидактические игры.

• Игры- экспериментирования.

• Игры на развитие психических процессов.

• Игры-фантазии.

Работаю я в подготовительной группе.

Сейчас я на практике покажу вам некоторые виды игр и упражнений, которые больше всего любят мои воспитанники и, которые я чаще всего использую. Прошу не стесняться и принимать активное участие.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. Давайте с вами станем в круг.

Игра «Волшебный клубочек» (слайд №6)

Цели: установление дружелюбной атмосферы в группе, формирование навыков сотрудничества, развитие познавательной активности.

Содержание:

Дети стоят в кругу на коврике

Воспитатель: В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и отчество. Держу нитку в руке и передаю клубочек. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя и передаёт его дальше.

Клубочек вернулся ко мне. “Что же у нас получилось?”. (Паутинка)

Посмотрите – мы с помощью волшебного клубка все соединились и стали единым целым!

Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек.

Часто с детьми эту игру используем для закрепления примет, можно закреплять месяца, повторять счёт и все, что угодно, а также деткам очень нравится в обратном направлении распутывать клубочек и выполнять другое задание. Это игра благотворно влияет на детей, помогает настроить детей на образовательную деятельность.

Как вы все знаете дети большие фантазеры. И поэтому в своей практике я использую следующие виды игр и упражнений. У вас на столах лежат задания, попрошу вас тоже ответить на вопросы.

Играем в вопросы (слайд №7)

Вопросы на развитие образного мышления, воображения.

«На что похоже?», «Как выглядит?» (На что похоже это облако? Гора? Веревка? и т. п.)

Вопросы на осмысление явлений окружающего мира.

«Для чего?» (Для чего дети ходят в школу)«Что такое?» (Что такое свет)«Что это значит?» (Что означает «угрожать»).

Вопросы на выявление причинно – следственной связи.

«Что будет, если. ?» (Что будет, если мороженое заговорит? Что будет, если автобус начнет петь)

Вопросы на выявление аналитического мышления.

– «В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы, крокодила и камня)

Упражнения-фантазии «Придумай загадки». (слайд №8)

Придумай словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления в форме стиха (описательного предложения, сказки).Например: «Сказка-загадка про ЭТО». «Это, живое и ласковое, однажды стало страшным и злым, когда дети на даче собирались ложиться спать. Вдруг ЭТО зашипело, вздыбило шерстку и оскалило зубы. ЭТО увидело другое, маленькое и хвостатое».

Вот примеры загадок в виде описательного предложения

Например: (слайд №9)

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Читайте также:  Роль кукольного театра в развитии творческих способностей ребенка

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной лохматой гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

Давайте, каждый из вас по тоже придумает загадку.

Игровыеи проблемные ситуации: (слайд №10)

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Проблемные ситуации, которые мы можем предлагать детям в процессе образовательной деятельности.

Примеры:

«Что было бы, если бы перелетные птицы не улетели на юг?»

– Что было бы, если все время шел дождь?

– «У всех птиц есть крылья, чтобы летать высоко и далеко, и у курицы есть крылья; почему же она не улетает?»

Графические загадки (слайд №11)

Угадай, что нарисовано,и дорисуй недостающие детали: на основе линии любой формы; на основе геометрической фигуры; на основе части целого (например, нарисован лист – дорисуй остальное); на основе целого нарисуй частное (например, нарисованная машина – дорисуй недостающие детали) и т. п.

Упражнения «Образная пластика и развитие воображения». (слайд №12)

Эти упражнения могут быть использованы, как с каждым ребенком индивидуально, так и работа в парах.Главные темы образной пластики: «Я – воздух (свет, вода, человек, растение, зверь, рыба, насекомое, предмет, явление и др.).

Что можно изображать:состояние объекта: водяная гладь, бушующие волны;особенности объекта: высокая сосна, кустик, рваные ботинки;действия объекта: ветер, вздымающий волны; заяц, жующий морковку; взаимоотношения двух и более объектов (солнце и подсолнух, ветерок и падающий лист); облачного (огненного, деревянного) человечка; фонарь, который то светит, то гаснет; потерянную иголку.

Вам тоже предлагаю выполнить данное упражнение.

Найдите себе пару, возьмите, задание и изобразите, то что у вас написано на карточке.

Игра «Угадай, кто так делает?» (слайд №13)

Содержание: Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детейи предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела., Шипит кто? (Змея, Скачет кто? (Лошадь) и т. д.

Словесная игра «Бывает – не бывает» (слайд №14)

Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч и ответить бывает, или нет, и почему?

Ситуации:

Кошка варит кашу.

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Собака хочет есть.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

Туфли стеклянные.

На березе выросли шишки.

Волк бродит по лесу.

Волк сидит на дереве.

Кошка гуляет по крыше.

Игра «Солнышко» (слайд №15)

Содержание: Воспитатель даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может нарисовать к солнышку лучик.

Оборудование: Доска, на которой нарисовано солнышко без лучиков.

Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый» (отважный, храбрый, решительный).

Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него? (боязливый, нерешительный, пугливый).

Назови части суток? (утро, день, вечер, ночь).

Назови дни недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) и т. д.

Игра «Постройся по порядку» (слайд №16)

Материал. Карточки с цифрами от 0 до 10., (если подготовительная группа, то от 0 до 20)

В игре участвуют 10 или 20 детей,

На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 10 изображением вниз. Звучит быстрая музыка, дети бегают. По окончании музыки каждый ребенок берет со стола одну карточку.

Дети выстраиваются по порядку, в соответствии с заданиями, которые дает педагог.

– Первым выйдет ребенок с цифрой 7.

– Рядом с ним встанут «соседи» цифры 7.

– Между какими цифрами должен встать ребенок с цифрой 5? Пусть он встанет на свое место.

– Теперь встанут по порядку ребята с оставшимися цифрами.

– Назовите цифры по порядку.

Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.

Мы много играли, и в завершении, хочу с вами провести небольшую музыкальную разминку, которую мы очень любим, делать с ребятами в группе. С помощью неё развивается слуховое восприятие, крупная моторика и ориентировка в собственном теле.

Музыкальное сопровождение «У жирафа, пятна, пятна, пятна пятнышки везде…»(слайд №17)

Каждая игра предполагает общение ребенка со взрослым, с другими детьми. Это – школа сотрудничества, в которой он учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Игра- это единственный язык, который легко даётся детям. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!

Рефлексия «Дерево ожидания»

Прежде чем я закончу, мне хотелось бы получить от вас обратную связь. Сейчас вам раздам осенние листочки, вы напишите на них, в двух словах то, что вы получили от нашей с вами встречи. Какая игра больше всего понравилась. А затем подойдите, пожалуйста, к дереву и приклейте их. (на ватмане нарисован ствол дерева с ветвями без листочков)

Спасибо большое за внимание!

Источник