Развитие познавательного интереса у ребенка старшего дошкольного возраста
Развитие познавательного интереса
детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.
Проблема развития познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как она отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др. [5,48]
Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший “строительный материал”, который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания – основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений. [1,8]
Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения “жажды знаний”. О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, проявляется его пытливость, любознательность. “Возникновение вопроса”, – пишет известный психолог С.Л.Рубинштейн, – есть верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания”. В настоящее время учеными доказано, что нет ни одной области действительности, которой не интересовался бы ребенок. На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и по содержанию.
Возраст от 3 до 5 лет является сензитивным периодом для развития познавательной потребности. В целом дошкольный возраст – важный период в жизни человека, так как в нем закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. [27,54]
Адекватной дошкольному возрасту творческой познавательной деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре детьми осуществляется своеобразное моделирование социальных отношений между людьми, ориентировка в них и в общественных смыслах деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра является одним из видов детской самостоятельной деятельности, интегрирующим многие достижения психического развития ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети могут самостоятельно применять и творчески преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. Все это делает разнообразные детские игры важнейшим средством всестороннего воспитания дошкольников.
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но сюжетно-ролевая игра его имеет более значительный смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к формированию нужных навыков и умений.
Что же такое познавательный интерес? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо сначала разобраться в понятии «интерес».
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях и рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которым способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала). [7,80]
Необходимость воспитания у детей познавательных интересов убедительно доказывается результатами исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с детьми младшего школьного возраста. Если обратиться, например, к анализу причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся младших классов, то определенную категорию среди таких учеников составляют “интеллектуально пассивные” дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной, мыслительной деятельности. Причиной “интеллектуальной пассивности” этих детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес (Л.С.Савина).
Пятилетний возраст ребенка является сензетивным периодом развития познавательного интереса дошкольника, но также в этом возрасте сюжетно ролевая игра достигает своего пика. Стремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ребенка этого возраста потребность в партнерском взаимодействии, которая реализуется в более длительном общении с другими детьми. У ребенка возникает необходимость в цепочке ролей (грузчики — водители — продавцы—покупатели), в согласовании ролевых действий (грузчики разгружают привезенный водителем товар, продавец уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умении сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета. Игровые действия могут быть обобщены, схематичны, но знания, приобретенные в сюжетно-ролевых играх и при подготовке к ним, помогают ребенку воссоздать мир взрослого. [23,59]
Благодаря познавательному интересу человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач. Познавательные интересы создают у человека уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. В сферу познавательного интереса исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и процесс овладения ими. Познавательный интерес не созерцателен, а продуктивен. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействует эмоциональному подъему, развитию творчества.
Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Г.И. Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса:
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
• интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
• эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
• регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
• творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов. [40,62]
Для формирования и развития познавательного интереса необходимо:
• укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
• развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;
• развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;
• использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.
Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать. Для того чтобы, «разбудить» познавательный интерес ребенка необходимо сделать обучение занимательным. В данной ситуации можно сказать о занимательности в обучении. Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности занимательности — сильнейший побудитель познавательного интереса, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.
Назначение занимательности при обучении детей:
• первоначальный толчок к познавательному интересу;
• опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
• своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
• средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать, объяснения.
Важнейшее значение познавательной интерес имеет в дошкольные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.
Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.
Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Итак, познавательный интерес является обширным и многогранным понятием. Благодаря ему человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач; у человека создается уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. Формирование и развитие познавательного интереса часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Невозможно переоценить роль познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его формирования и развития не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Список использованной литературы
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2004.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 2007.
- Бесова М.А. Познавательные игры от А до / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004.
- 7. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. – Т.1 (А – О). – М.: Вече; АСТ, 2000.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2008.
- Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М.,2008.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: АСАДЕМА, 2000.
- Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 2003.
- Воронкова Л. В. «Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей» Издательство: Педагогическое общество России, 2004.
- Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сб. статей, С-П., 2000.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. №6-1996.
- Выготский Л.С. Психология познания/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2001.
- Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.
- Доценко Е.В. «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)» – Волгоград, 2011.
- Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 2003.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2005.
- Занько С.Ф.. Игра и ученье /С.Ф. Занько. — М.:Просвещение, 2002.
- Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 2008.
- Игра дошкольника под ред. Т.И. Бабаевой, С-Пб., 2002.
- Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. – М., 2007.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.
- Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь – справочник. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000.
- Коробкина Ольга Геннадьевна, Попова Елена Александровна статья «Развитие познавательной и исследовательской активности у дошкольников 5 года жизни в процессе сюжетно-ролевых игр» 2006.
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. С-П., 2002.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 2006.
- Люблинская А. А. “Детская психология” Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов М., «Просвещение», 2001.
- Морозова, Н.Г. Педагогу о познавательном интересе/ Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.-2009.
- Охорзина Т. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей.// Дошкольное воспитание №10-2005.
- Педагогические технологии: учебное пособие. / Автор-составитель Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. – М.,2003.
- Познавательная сфера и сюжетно-ролевая. Тезисы научно-практической конференции. Таллин, 2004.
- Программа развития и воспитания детей в детском саду “Детство”. С-П., 2000.
- Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника (под ред. Венгера), М. 2000.
- Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. / Е.С.Романова. – С-Пб: Питер, 2006.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 2006.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.
- Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников» издательство:Генезис, 2008.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных интересов детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007.
- Фомина Н.А. статья «Интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников», Волгоград 2007.
- Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 2001.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов дошкольников /Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 2008.
Источник
Особенности развития познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте
Приступая к изучению вопроса развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, мы считаем, целесообразным, прежде всего, рассмотреть теоретические основы понятия «интерес».
В словаре энциклопедии приводятся разные определения интереса в связи педагогической науки. С одной стороны интерес – это вид проявления познавательной потребности, который способствует сложному отражению действительности. А также, с другой стороны понятие «интерес» – познавательная ориентация человека на тот или иной предмет, явление действительности, которая связанная с эмоциональным положительным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью, т.е. один из наиболее серьезным стимулов получения знаний и развития личности человека.
Интерес – это психический процесс, который характеризуется побуждением, тяготением к объекту, который надо развивать в учебной деятельности. «Свободность» является важной особенностью интереса, отсутствие влияний принудительного характера с внешней стороны для его возникновения. И, конечно, интересу свойственна «самоактивность». В педагогическом деятельности присутствует интерес 2 видов: активный интерес, проявляющийся в самостоятельном упорном труде, когда отыскивается истина, пассивный интерес, характеризующийся «занимательностью» (когда человек находится в плену впечатлений). [36]
Интерес взаимно связан с потребностями каждого человека в деятельности и вниманием, которое появляется тогда, когда предмет познания представляет новость, отмечал К.Д. Ушинский. Л.С. Рубинштейн рассматривал интерес, как «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упустить из поля зрения» [39, с.525]. А.Н. Леонтьев, определяя сущность интереса, исходит из анализа структуры деятельности субъекта: «Интерес объективно выражается в направленности деятельности на те или иные цели»[20].
В работе М.Ф. Беляев «Психология интереса» предлагает следующее определение интереса: “Интерес есть одна из психологических активностей, характеризующая как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности”.
Несмотря на разные трактовки понятия интереса множество психологов относят интерес к категории направленности, то есть к стремлению личности к объекту или деятельности. Психологическое понятие “интерес” отображает множество значимых процессов от единичных до их совокупности.
Одной из самых значимых областей общего понятия “интерес” является познавательный интерес, который предполагает особое значение в дошкольном образовании.
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знанием.
Вопрос развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста является один из главных в современном образовании. Чтобы воспитать и обучить полноценными личностями, необходимо «поддерживать» в ребенке природную способность – познавательный интерес, который является источником его познавательной активности и лежит в основе познавательного развития ребенка. Побуждение к деятельности является основной характеристикой познавательного интереса. Процесс познания эмоционально окрашен, который вызван процессом умственного труда и предметом познания, перспективой, которая увлекает за собой.
В научных источниках ученные для определения познавательного интереса используют термины: «позыв», «духовная жажда», «непреодолимое бескорыстное стремление», «ярость к объекту». Предметом изучения познавательного интереса является главное качество человека: познание окружающего мир и отношения самого человека к миру.
Учитывая мнение специалистов психологии Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Ю. Кистяковской формирование и развитие любознательности у детей дошкольного возраста конечно непосредственно связано с преимуществом особых форм активности и позитивного аффективного состояния, образующегося из потребности во внешних впечатлениях. Развитие его происходит в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Познавательный интерес – избирательная направленность личности, которая обращена к области познавательного развития, к ее объекту и самому процессу познания. Данная тенденция характеризуется устойчивым стремлением к знанию, к новым полным и глубоким познаниям. Развиваясь и укрепляясь в образовательном процессе, познавательный интерес является задатками положительного отношения к обучению.
В исследованиях Н.А. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич, Г.И. Щукиной можно увидеть связь между знаниями и познавательным интересом: эта связь является основой познавательного интереса. НА. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич говорят о том, что формирование интереса и дальнейшее развитие находятся в прямо пропорциональной зависимости от усвоения окружающей действительности. В педагогическом процессе дать знания детям невозможно без развития интереса. Познавательный интерес можно сделать устойчивым и глубоким лишь в том случае, когда он основывается на прочных, осознанных знаниях говорит Л.Ф. 3ахаревич.
Г.И. Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса:
«Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
• интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
• эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
• регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
• творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.» [48,с.62]
Так же были рассмотрены этапы развития познавательного интереса:
– проявление эпизодических и кратковременных интересов, возникающих при восприятии яркого и внешнего в предмете или явлении;
– за счет увеличения внимания к большему количеству внешних признаков, разрозненных фактов расширяются познавательные интересы;
– в результате стремления к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению в глубину их содержания и установлению причинных связей происходит углубление познавательных интересов;
– устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности детей, за счет вовлечения ими других в деятельность, а также передача им соответствующих знаний и умений.
Г.И. Щукина в своих работах раскрывает общие условия, определяющие формирование познавательных интересов на всех возрастных ступенях дошкольников. Эти условия: содержание изучаемого материала, методы его подачи, организация деятельности.
Уже в дошкольном возрасте дети могут засыпать окружающих взрослых вопросами: «А как?», «Что это?»; «Зачем?» и т.п. На самом деле вопросы детей не всегда выражают познавательный интерес или влечение получить какие-либо сведения об окружающем вокруг мире. Вопросы, задаваемые младшими дошкольниками, преследует следующие задачи: привлечь внимание взрослого и пообщаться с ним. В старшем дошкольном возрасте образовательная область, как познавательное развитие – это сложный комплексный процесс, включающий развитие всех познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения, внимания), регулирующий деятельность ребенка и представляющие собой различные формы ориентации в окружающем мире. Безусловно, что к старшему дошкольному возрасту ощутимо возрастает активность ребенка. Данный возрастной период очень важен для познавательного развития ребенка, которое выражается в виде поисково-исследовательской активности, направленной на поиски новых знаний. Поэтому главными становятся вопросы: «Зачем?», «Почему?», и «Как?». Часто дети не только задают вопросы, но пытаются сделать умозаключение для объяснения непонятного, используя свой маленький бытовой опыт, а также с помощью взрослого провести «эксперимент». Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.
Знания, полученные в результате поиско-исследовательской деятельности являются более устойчивые, т.к. старшие дошкольники могут самостоятельно обследовать объект наблюдения не в сложных опытах и сделать умозаключение. Дошкольники уже способны группировать и систематизировать знания об объектах наблюдения по различным признакам. У детей данного возраста особый интерес вызывает состояние, развитие, изменение в живой и неживой природе. Признаком пытливого ума, наблюдательности являются вопросы ребенка, адресованные к взрослому как источнику интересных новых сведений (знаний), объяснений. Следовательно, взрослому важно в образовательном процессе поддерживать познавательный интерес, создавая детям педагогические условия для самостоятельной поисковой деятельности. В процессе развития личности ребенка дошкольного возраста познавательный интерес представляет собой: и как средство обучения ребенка, и как положительная мотивация, к познавательной деятельности, а также выступает как предпосылкой формирования готовности к школьному обучению.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обладает уже определенными качествами личностями, такими как самостоятельность, инициативность и способность к самоорганизации. Знания дошкольника систематизируются и формируются в виде предпосылок для умственной работы в познавательной деятельности.
Итак, развитие познавательных интересов ребенка старшего дошкольного возраста предполагает:
– опору на природную детскую любознательность;
– поощрение познавательной инициативы ребенка вопросов, рассуждений; уважительное к ним отношение;
– опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;
– организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей;
– обогащение сознания ребенка новыми познавательными содержаниями посредством основных источников информации (искусств, наук, традиций и обычаев).
Таким образом, старший дошкольный возраст происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка, а так же является периодом развития разносторонней личности, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире. Одним из показателей правильного развития ребенка является формирование и развитие познавательного интереса.
Источник