Развитие позитивного взаимодействия с семьей ребенка

Ирина Анисимова
Взаимодействие с семьями детей раннего возраста по вопросам позитивной социализации

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс вхождения ребенка в социальную среду. Период раннего развития – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру и другим людям. Проблема в социализации детей раннего дошкольного возраста и педагогических условий успешного ее протекания в ДОО, в настоящее время интересует большинство педагогов и психологов, так как дошкольная организация это институт социализации детей на начальной ее стадии.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «обучение», «воспитание», «развитие личности». Таким образом, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Уровень социализации личности является критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики акцентирует внимание на роли социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии личности в течение определенного периода. Она определяет те формы и способы, выбирая и следуя которым ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным [2].

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Г. М. Андреева предлагает рассматривать социализацию как двусторонний процесс, который с одной стороны, включает в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой – это процесс активного преобразования системы социальных связей личности [4].

В периода раннего детства (до трех лет) важно осмысление взаимосвязи понятий «социализация» и «адаптация». Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации нашла отражение исследованиях Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской.

По мнению З. В. Кощеевой под адаптацией, следует понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация обеспечивает приспособление личности к условиям новой социальной среды. Несомненно, как процесс социализации, так и процесс адаптации детей раннего возраста напрямую зависит от социального партнерства между родителями ребенка и воспитателями детского сада.

В современной науке роль семьи в успешной социализации ребенка рассматривается как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества,проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности. Ответственность детей дошкольного и младшего школьного возраста признается важнейшим фактором их позитивной социализации. Социализация детей зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей, от состава семьи. На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе. В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений, впитывая все позитивное и негативное, что есть в семье. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность ребенка. Именно поэтому так важно осуществлять преемственность между семейным и общественным воспитанием.

Так как в настоящее время формы работы с родителями представляются большим разнообразием, проблема состоит в выборе наиболее эффективных форм взаимодействия ДОО с семьями воспитанников. Все вышесказанное свидетельствует о необходимой более глубокой теоретической разработки вопросов взаимодействия семьи и образовательных учреждений в рамках решения актуальных проблем социализации ребенка дошкольного возраста [ ].

Для обеспечения комфортных условий адаптации детей раннего возраста и их социализации в нашем детском саду функционирует система педагогической поддержки семьи в адаптационный период ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Обеспечение взаимодействия семьи с дошкольной образовательной организацией в вопросах социализации в период адаптации детей раннего возраста является основным компонентом воспитания и образования, так как в дальнейшем оказывает большое влияние на развитие ребенка.

В нашей ДОО присутствует своя специфика реализации данного взаимодействия.Основными принципами работы являются:

1. Индивидуальный подход к проблемам, возникающим у родителей в период адаптации;

2. Уважение к личностям воспитанников и его родителей;

3. Системность в организации взаимодействия;

4. Целенаправленность педагогического взаимодействия;

5. Творческий подход к организации взаимодействия ДОО и семьи.

Модель организации работы ДОО с родителями в период адаптации ребенка строится по следующим направлениям:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей в период адаптации детей раннего возраста

2. Консультирование родителей по вопросам адаптации детей к детскому саду.

3. Информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ данных о здоровье ребенка, о его интересах, сбор данных о семье, потребностях и запросах родителей).

4. Привлечение семьи ребенка к активному участию в деятельности ДОУ (совместное создание предметно-развивающей среды, игровое взаимодействие родителей и детей, досуговые формы организации общения).

Наша дошкольная образовательная организация предлагает следующие эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации детей раннего возраста,это:

– организация работы фокус-группы (обсуждение интересующих проблем родителей, обмен опытом);

– организация заседаний консультационного пункта (практическое взаимодействие педагогов ДОО и родителей по вопросам воспитания детей раннего возраста);

«почта доверия» (возможность анонимно задать интересующие вопросы специалистам ДОО и получить компетентные ответы);

взаимодействие через электронные ресурсы – вебсайт, группа в социальной сети «Одноклассники» и «Вконтакте» (возможность обмена опыта в режиме on-line).

В настоящее время все большую актуальность приобретает использование ИКТ-средств в организации взаимодействия с родителями. Общение через социальные сети, сайт образовательного учреждения, или иные интернет приложения (WhatsApp)дают некоторые преимущества:

-возможность обмена опыта в режиме on-line;

-экономия времени;

-доступность и открытость информации;

-установление общения в любое время и в любом месте;

-возможность получить ответы специалистов на интересующие вопросы, а также обмена опыта между родителями.

Данная модель взаимодействия с родителями показывает позитивную динамику развития. Взаимообщение через социальную сеть «Одноклассники» ведется с февраля 2015 года и продолжается в настоящее время. Число активных пользователей стремительно увеличивается. На сентябрь 2016г насчитывает 100 участников, из них 6 % мужчин и 94% женщины. В настоящий момент группа насчитывает 110 участников.

В группу входят как родители воспитанников, так и воспитатели детского сада, а так же иные заинтересованные пользователи.

Вместе с этим свои преимущества не теряют и традиционные формы взаимодействия, такие как индивидуальные консультации, круглые столы, родительские собрания, составление наглядной информации.

Осуществляя данные формы взаимодействия с родителями, нам удалось снизить уровень сложной степени адаптации у детей раннего возраста, а так же повысить интерес родителей к взаимообщению как между собой, так и с коллективом детского сада.

Список использованной литературы:

1. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2.Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / 2-е издание, испр. и доп. – М.: Карапуз, 2001.

3. Кислицына Г. В., Шерстнева В. П., Мельник Л. И. [и др. ] Социализация детей раннего возраста в центрах раннего развития: «за» и «против» (из опыта работы мбоу “сош №5 «обыкновенное чудо» г. йошкар-олы, республики марий эл) // Личность, семья и общество: вопросыпедагогики и психологии: сб. ст. по матер. LII междунар. науч. -практ. конф. № 5(51). –Новосибирск: СибАК, 2015.

4. Эльконин Д. Б. Психологические игры. – М.: Педагогика, 1978.

5. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. / Сост.: О. Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез,2003.

Интернет-источники:

6. https://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/193-sozializaziya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Источник

 «Формирование у дошкольников позитивных взаимоотношений– один из факторов социальной ситуации развития ребенка»

(из опыта работы)

Подготовил: старший воспитатель МДОУ «Детский сад №6 «Малышок»

 г. Ершова Саратовской области»  Тимофеева С.Н.

    В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только со взрослыми людьми, так как самые наилучшие отношения ребенка со взрослым остаются неравноправными, потому что взрослый воспитывает и учит, а ребенок − подчиняется и учится. В ситуации взаимодействия со сверстниками дошкольник более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами дети дошкольного возраста обретают такие качества, как взаимное доверие, добросердечность, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивают свои права, рационально решают возникающие конфликты. Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, таким образом, растет его творческая независимость, социальная компетенция.

 Нельзя не отметить, что значимую роль в формировании детских позитивных взаимоотношений занимают мотивы. В процессе усвоения нравственных норм поведения первоначально выступают, социальные мотивы, представления о том, почему следует поступать так, а не иначе. При определенных условиях воспитания данные мотивы превращаются в реально действующие побудители действий и поступков детей.    

Семья является значимым условием формирования позитивных детских отношений, и которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В семье присутствуют брачные и родственные отношения, существует взаимная моральная ответственность, общность быта и социальная необходимость В семье у ребенка формируется первый опыт положительных эмоциональных отношений, выражающийся в дружбе, любви, привязанности, и, наоборот, отрицательных эмоциональных отношений, выражающийся в антипатии, неприязни, вражде, ненависти.

Проведенный анализ литературных источников по изучаемой проблеме позволил сделать следующие выводы:

1.         Позитивные отношения к сверстникам у дошкольников − общая положительно-эмоциональная направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях с детьми, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние окружающих, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие в совместной двигательной деятельности.

2.         Особенности отношения дошкольника к сверстнику заключаются в том, что недоброжелательность проявляется в форме драчливости, неуступчивости, агрессивности; доброжелательность − взаимопомощи, отзывчивости, в умении откликнуться и разделить их радости и огорчения, в игре характерна последовательность при выборе темы игры, справедливое распределение привлекательных ролей, принятие равных прав сверстников на участие в совместной игре и критическое отношение к собственным несправедливым поступкам.

Для возникновения и развития позитивных отношений у детей нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества − согласования и соподчинения действий. Наилучшими формами предъявления нормативных методов партнерства и разрешения конфликтных ситуаций считаются инсценировки «позитивных» и «негативных» способов взаимодействия с дальнейшим их обсуждением. Вследствие чего дошкольник, оказавшись в проблемной ситуации сотрудничества, без помощи других присваивает и применяет нормативные правила. Развитие продуктивного взаимодействия детей со сверстниками на занятиях приводит к преодолению эгоцентрической позиции и усилению творческих возможностей ребенка в индивидуальной деятельности.

Немаловажной  задачей  педагога – формирование позитивных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно.

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую   игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.

 Ввести ритуал        утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на  совместную деятельность).

Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией. (Дети,  посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки? )

 «Уголок настроения» – для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»

Использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности  ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул», «Ковер мира»).

Использование в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);

копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно;

игра-эксперимент «Секрет» (автор Т.А.Репина). Дети кладут в  кабинки друг к другу «подарки». У кого оказалось 6-7 «подарков» – это «предпочитаемые»  дети, у кого 3-5 «подарков» – это «принятые» дети, у кого 1-2 «подарка» – это «непринятые»  дети. Если  большинство детей в группе попало в «предпочитаемые и принятые» –  в группе хороший, благоприятный микроклимат для психического здоровья детей. Если количество «предпочитаемых»  детей приблизительно равно количеству «изолированных»- удовлетворительный микроклимат в группе.

В своей работе можно использовать и еще один прием на сплочение коллектива и развитие умения терпимости, умения договариваться. Бумажные белые варежки. Детям необходимо разбиться на пары и  необходимо нарисовать одинаковый рисунок, пользуясь всего двумя карандашами (красным и синим).

Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку,  за плохой – синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы – это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т.д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада.  Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей. Предлагаю вам в буклетах некоторые такие игры.

Каждая игра имеет четкую структуру:

· организационная часть (состоит из упражнений – приветствия и упражнения –разминки), цели которой – настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;

· основная часть ( состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр), ее цель – развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействий;

· заключительная часть (состоит из упражнения – прощания), цели которой – символическое окончание занятий, выражение детьми своего отношения к той или иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.

Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, – это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.

Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!

Предлагаю в буклете:

Совместно с детьми  можно «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя».

1. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

2. Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.

3. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

4. Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.

5. Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.

6. Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.

7. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

8. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

9. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.

10. Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.

11.Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

– создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.

– Особое  внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности;

чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

– Распределять между воспитанниками поручения.

– Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:

– Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным;

– В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;

– Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны;

– Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;

– Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун;

– Благоприятная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.

Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность его жизни. Поэтому педагогу следует придерживаться определенных правил.

– Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления узнать новое, научится новому.

– Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить;

– Учитывать, что лучше слышать того, кто тише говорит.

– Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний.

– Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности.

– Учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимания уделять отстающим ребятам.

Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять основную массу).

– Использовать средства наглядности в определенных границах, в соответствии с возрастом детей, их  возможностями, программными задачами, этапом усвоения материала.

– Обучать дошкольников в контексте их практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач.

– Создавать ребенку условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями на догадливость.

– Учитывать, что в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с различными способами решения задач.

– Приучать детей точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий.

Источник