Развитие поведения и психики ребенка это

Развитие поведения и психики ребенка это thumbnail

Содержание:

Психическое развитие ребенка28.07.16 10:00 / ????24448 (394 за неделю) / ⏱️8 мин. /

Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это факторы социальные и биологические. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности психического развития детей на разных возрастных этапах и поговорим о том, на что родителям обратить внимание.

Как формируется нервная система

Когда ребенок рождается, масса его головного мозга составляет около 1/8 массы тела. К первому году жизни мозг увеличится вдвое, а к трем годам он уже будет в три раза больше, чем при рождении и составит 1/13 массы тела. Отсюда следует понимать, что после рождения головной мозг не просто не перестает расти, а он продолжает активно формироваться. Так, образуются извилины, мелкие и крупные, бороздки. Активно развивается слабый от рождения мозжечок. Незрелость мозга новорожденного, тем не менее, не влияет на систему безусловных рефлексов. Врожденные навыки не только помогают малышу питаться, контактировать с окружающим миром, но и позволяют в дальнейшем формировать более сложные формы деятельности. Так, с самого раннего возраста малыш будет проявлять недифференцированный характер реакций. Однако развитие нервной системы в первый год его жизни будет самым быстрым и энергичным. Дальше темпы развития будут более замедленными, но приобретут иной характер и будут направлены уже не на формирование и развитие рефлекторной системы, а на развитие психических навыков.

Этапы формирования психики

В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее:

  1. Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша.
  2. Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций.
  3. Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности.
  4. Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков.

В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром. Но родители должны знать о возможных расстройствах и в этот период уделять особенное внимание своим детям.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

8

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное восприятие представляет собой общее отражение предметов, событий или явлений в результате …

Периоды психического развития

Развитие поведения и психики ребенка этоПеречисленные выше этапы развития психики подразделяются на периоды ее развития, которые характерны для того или иного возраста. Родителям новорожденных детей нужно обязательно знать об этих периодах и отталкиваться в будущем от этих знаний в воспитании детей. Если вы не будете травмировать ребенка, мешать развитию его психики, то вы поможете ему вырасти уверенным и уравновешенным человеком. Помните, что любые страхи, комплексы, нервные и психологические расстройства идут «родом из детства». Даже самые на ваш взгляд неприметные и «неважные» события могут сформировать страх на уровне подсознания или заложить фундамент для какой-нибудь из особенностей его характера. Мы советуем изучить подробно информацию о периодах развития психики у детей и опираться на нее.
Итак, периоды развития психики:

  • Период младенчества. В первые недели и месяцы жизни ребенок абсолютно беспомощен и любые его потребности могут удовлетворяться только с помощью взрослых. Малыш почти не может взаимодействовать с окружающим миром, он плохо видит и слышит в первое время после рождения. От родителей этот период требуется помочь малышу как можно быстрее освоить навыки «общения» с окружающей его средой. Для этого важно в первый год жизни заниматься на развитие мелкой и крупной моторики, помогать формировать восприятие цветовой гаммы, изучать формы текстуры, объемы предметов на ощупь. Правильно подобранные игрушки и регулярные сенсомоторные упражнения будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Выделять себя, как остальных, от окружающего мира малыш пока не может. Не может он и переживать какие-либо состояния, кроме естественных, например, голода или боли. Причины, последствия, содержания каких-либо эмоций и действий он понять не в состоянии. Поэтому родители малышей первого года жизни не должны требовать от своего чада выполнения каких-либо правил в играх. Бессмысленно объяснять малышу, который только научился ползать о том, что нельзя брать какие-то предметы или делать какие-то действия. Смысла слов малыш пока не видит, ему лишь доступны понятия указаний и наименований.
  • Период раннего детства. Некая самостоятельность начинает формироваться в этот период, который длится с 1 до 3 лет. Малыш уже активно учится ходить, далее бегать и прыгать, активно исследует предметы и начинает учиться осмысленно разговаривать. Но диапазон возможностей малыша еще сильно ограничен, а образцом поведения служат близкие родственники. Чтобы малыш что-то начал делать сам, он сначала должен увидеть, как это делают другие. Вместе с мамой и папой он будет с удовольствием изучать самые разные предметы и играть в разные игры. При этом, без привлечения взрослых заниматься играми сам не будет. В период раннего детства у маленького человека происходят важные психические открытия. Так, постигается назначение предметов, ребенок начинает понимать, что у вещей и действий есть смысл. А чтобы постичь этот смысл, предметами нужно научиться правильно манипулировать. Но самый важный аспект развития психики в этот период – это процесс осознания ребенком своего «Я». Постепенно он станет отделять собственные действия от действий взрослых, он сможет «видеть» самого себя. Начнет формироваться самооценка, самосознание. А отсюда и появится потребность к самостоятельности и невыполнению указаний взрослых. К концу периода может проявиться кризис 3-х лет, о котором мы говорили выше в материале.
  • Развитие поведения и психики ребенка этоПериод младшего дошкольного возраста. В этот период ребенок вступает после преодоления кризиса 3-х лет. Малыш уже умеет действовать автономно, самостоятельно, у него имеется определенная самооценка. Он хорошо передвигается и уже имеет достаточно развитую речь, что позволяет ребенку в определенные моменты чувствовать себя «наравне» со взрослыми. Однако, малыш интуитивно понимает, что большинство поступков взрослых основаны не на умениях, а имеют смысловую нагрузку. То есть взрослый что-то делает не потому, что умеет это делать, а потому, что у него есть на это какая-то причина. Отсюда формирование мотивационно-потребительской сферы становится основной задачей данного периода. Чем могут помочь взрослые в этом вопросе? Ответ прост! По возможности каждый день играть с малышом в сюжетно-ролевые игры. Помните, что в младшем дошкольном возрасте лучше всего ребенок усваивает информацию посредством игры. Именно так можно смоделировать «мир взрослых» и перенести в него некоторые жизненные ситуации, а потом сделать это наоборот. Кстати, использование в играх заменителей реальных предметов активно помогает развитию абстрактного мышления и воображения. Эту особенность развития психики ребенка очень важно взять на заметку тем родителям, которые любят скупать все современные игрушки. Запомните, для развития знаково-символической функции и воображения лучше дать малышу, например, деревянный брусочек для игры в «мобильник», чем настоящий телефон.
  • Период старшего дошкольного возраста. В период подготовки к школе малыш приобретает новые особенности психики. Он уже более независим от взрослых, самостоятелен, учится брать ответственность за свои поступки. В это время присутствует огромная потребность в общении с другими детьми такого же возраста. Дети учатся понимать определенные принципы и закономерности в научных экспериментах, могут формировать логические выводы. Чтобы качественно подготовить ребенка к школе, родителям нужно научить его «полезным привычкам» и возможности восприятия информации на слух. К привычкам относятся элементарные правила ухода за собой, вежливого отношения к окружающим. При этом, важно не просто научить ребенка, например, помогать пожилым людям, а объяснить мотивацию и причину такой помощи. Восприятие информации на слух поможет развитию памяти и абстрактного мышления, что очень важно для успешных занятий в школе.
  • Младший школьный возраст. В период с 7 до 11 лет практически каждый ребенок переживает кардинальные изменения в своей жизни. Школьная дисциплина, необходимость выстраивания отношений в новом коллективе, меньше индивидуального внимания от педагогов оказывают сильное психическое воздействие. Именно в этот период родители должны быть максимально внимательны к настроению, чувствам ребенка, должны давать постоянную эмоциональную поддержку. В этот период ребенок смотрит по-другому на собственную деятельность. Он уже может оценить собственные изменения, «кем он был» и «кем стал», начинает формироваться способность к планированию.
  • Подростковый возраст. В возрасте 11-14 лет наступает критический по мнению большинства детских психологов возраст. Ребенок одновременно хочет «расстаться» с детством, то есть почувствовать себя более взрослым, но при этом, не хочет получать больше ответственности. Ребенок готов к «взрослым» поступкам, но детство все еще привлекательно своей «безнаказанностью». Бессознательные, безответственные поступки наперекор родителям, постоянные нарушения границ и запретов характерны для подростков этого периода. В зависимости от модели поведения, которую выберут родители, ребенок может начать понимать свое место в этом мире, заниматься самосознанием или же постоянно бороться с системой запретов и отстаивать свое «Я». Появление новых авторитетов среди чужих людей не должно отпугивать родителей. Именно в семье ребенку могут помочь выстроить правильную для него систему мотиваций.

Мы советуем родителям очень внимательно относиться к психическому состоянию детей в любом их возрасте, но и не забывать про себя. Помните, что основное настроение в доме исходит от взрослых, дети лишь отражают полученные ими эмоции.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

31

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат …

Дети с задержкой психического развития

Развитие поведения и психики ребенка этоЗПР (задержка психического развития) на физическом уровне может не проявляться, поэтому до определенного возраста родители даже не подозревают о таком диагнозе. Однако проблемы с социальной адаптацией и обучением в школе должны их насторожить. Поставить диагноз ЗПР сможет только специалист, но родители могут определить его по нескольким характерным признакам.

  • Во-первых, при нарушениях внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на конкретной задаче, показывает повышенную двигательную активность.
  • Во-вторых, при нарушениях восприятия, когда ему сложно определить давно знакомые предметы в новом ракурсе, обстановке. Или же ребенок может не запоминать имена людей, которых часто видит. Наблюдается и отставание в развитии форм мышления, особенно, в выстраивании логических цепочек. Сюда же относятся и проблемы с речью, недоразвитие лексико-грамматической стороны.

Сам диагноз ЗПР препятствием к обучению по общеобразовательным программам не является, однако, требует корректировки с учетом особенностей развития ребенка. 

Источник

От автора: Интересно замечать в работе, когда теория и практика имеют общее направление. Когда есть возможность наблюдать, за тем, как формируются процессы развития, за их становление и новым развитием.

 Этот текст навеян моей практической работой с детьми и их родителями. Основной способ взаимодействия детей и родителей – это воспитание. Воспитание – это определенные нормы и правила, которым родители хотят научить своих детей. И хорошо бы понимать, что в этом процессе нужно помнить о возможностях и ограничениях детей и взрослых. И вот, благодаря научным взглядам умных коллег, и других умных людей, и особенно детям и для себя определила важные особенности развития психики, на которые опираюсь в работе с детьми. И это один из возможных, и я бы даже подчеркнула, очень узких взглядов на развитие психики и становление ребенка.

 Психика – это процесс взаимодействия с внешним миром, через эмоции, действия, мысли. Эти три простых и понятных слова, эмоции, действия, мысли, рядом с нами на протяжении нашей жизни, от рождения до смерти.

 И человек, так устроен, что первично воспринимает мир через ощущения, которые наполняются эмоциями. А вот уже только потом появляются действия и мысли.

Эмоции первичны и спонтанны. Мы ими управлять не можем. А как бы нам этого хотелось, увы, нет  – это наш ответ на то, что нас окружает вокруг.

А вот действиями и мыслями мы можем управлять и контролировать. Подбирать мягкую и комфортную форму наших эмоций, следовать правилам и нормам.

И для того, чтобы этому научиться нужно пройти определенные этапы развития, которые уже нам подарила природа по праву рождения.

 Так вот, исторически так сложилось, что в человеческом мозге есть:

  • Мозг рептилий (ствол мозга, мозжечок), который отвечает за инстинкты самосохранения. Похоже, он обогащается от поколения к поколению новыми способами выживания. Там хранится информация, накопленная нашими предками, и мы уже с ней рождаемся. Точно каждый человек в минуту опасности, выберет один из способов: замри, беги, нападай.
  • Мозг млекопитающих (лимбическая система), который отвечает за эмоции, память, привычки. Именно он позволяет принимать решения. Это уже то, что мы можем развивать. Зависит это от условий и наших физиологических особенностей (тин нервной системы, строение тела, способ восприятия мира, и т. д.). Каждый человек рождается с задатками конкретных способностей.
  • Мозг человека (неокортекс), который отвечает за умение говорить, абстрактное мышление, воображение, сознание. Он позволяет находить причино – следственные связи, делать анализ и выводы.

 И, вот каждому человеку нужно пройти исторические этапы развития психики: элементарную сенсорную, перцептивную, а вот только потом раскроются функции интеллекта.

 Развития психики по А.Н. Леонтьеву:

Стадии развития психикиТип среды/содержание отраженияФорма отражения (чувствительность[1])Форма поведения (раздражимость – возможность  реагировать[2])

Элементарная сенсорная 

Предметная среда/отражение свойств

Ощущение

Инстинкт (безусловный рефлекс), условные рефлексы лабильны

Перцептивная

Среда отношений между предметами/отражение предметов в целом (способность к различению формы)

Чувственный образ и образная память

Навык (условный рефлекс), операция (зависимость способа достижения от условий)

Интеллект

Отношения между предметами

Целостные предметные ситуации; способность к переносу в другие ситуации; функциональные понятия

Интеллект (мышление в действии):

1) двухфазность

2) функциональное использование орудий

3) инсайтное поведение

1. Чувствительность/отражение имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле “отражать”— значит реагировать, прежде всего двигательно. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении.

2. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Вот здесь, в этом месте очень уместен вопрос: Что нужно для развития психики?

 А вот для этого нужны опреденные:

Факторы:

  • Социальный.
  • Биологический.

 Условия:

  • Собственная активность человека, интерес к познанию окружающего мира.
  • Благоприятная среда для обучения и воспитания. Благоприятная среда – это когда комфортно и спокойно.

  Противоречия, которые являются движущей силой:

  • Между потребностями и внешними обстоятельствами
  • Между новыми возможностями и старыми формами действия
  • Между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками
  • Между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения

 А дальше еще интереснее, ведь каждый процесс развития, т.е каждый этап имеет постоянную структуру: адаптация, становление, интеграция.

 Известно, что каждый человек уникален. И вот, что получается: конкретный человек имеет свои индивидуальные этапы развития психики, которые базируются на исторических и природных механизмах и процессах.

 Этапы развития психики ребенка

Этапы развития

Возраст, годы

Действия

Эмоции

Мысли

Новорожденный

0 – 2 мес

Инстинктивное поведение. Формирование простейших движений, связанных с ориентацией.

Удовлетворение, голод

Безусловные рефлексы, связанные с питанием. Восприятие мира через первые ощущения телесные и вкусовые

Младенчество

2 мес – 1

Освоение предметной деятельности. Начало формирования речи. Появляется предметное общение с окружающими.

Удовольствие, боль, приятное, неприятное, удивление

Развитие и становление чувствительных и двигательных структур – сенсорных и моторных способностей

Раннее детство

1 – 3

Познание свойств предметов, через подражание взрослым. Начало самостоятельной игры и познания мира.

Простые эмоции: радость, раздражение, испуг, грусть любопытство, отвращение (сигнальные – быстрая оценка ситуации на впечатление)

Появление условных рефлексов. Выработка навыков. Появление сенсомоторного интеллекта и эмоционального. Начало формирования силы воли.

Детство

Дошкольный

3 – 7

Игра. Появляется воображаемая ситуация в игре. Ролевые и сюжетные игры. Стремится делать не то, что может, а то, что видит и слышит.

Простые эмоции (коммуникативные, симпатия, взаимопонимание). Первые впечатления от ситуации. Начало формирования личности ребенка. Первый опыт адаптации в коллективе.

Появление символического интеллекта и наглядного мышления. Формирование системы операций, выполняемых в уме, с обязательной опорой на внешние наглядные данные. Концентрация на одной стороне события.

Младший школьный

7 – 11

Учеба, как самостоятельная, деятельность. Появление первых обязанностей.

Смешанные эмоции

Формирование логического мышления. Стадия конкретных операций. Появление первых логических связей, основанных на эмоциях и впечатлениях. Формирование собственной мотивации.

Подростковый

11 – 16

Первая ориентация на взрослую жизнь. Появление своих устойчивых интересов. Процесс полового созревания.

Развивается способность проживать разные эмоции без подавления их в себе и без выплескивания на тех, кому они не предназначены (контенирование)

Формирование формально-логического интеллекта. Мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов.

Юность

16 – 22

Начало формирования зрелости. Обретение уверенности в себе, как личности определенного пола. Период проб и ошибок. Первые шаги отсоединения от семьи и возвращения.

Формирование моральных, эстетических интеллектуальных чувств

Формирование комплексного процесса осмысления операций

Вывод: психика ребенка физиологически завершает свое основное развитие к окончанию периода «Юность». Человек готов осознанно принимать взвешенные обдуманные решения и брать за них ответственность. Здесь есть важный момент: ребенок прошел каждый этап развития в сопровождении взрослого, который его обучал, как это делать. Возможно, человека этому не обучали, тогда ему нужно найти себе мудрого наставника и проделать самостоятельную работу по своему саморазвитию.

Литература:

Психика // Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Гиппенрейтер Ю.Б.Происхождение и развитие психики // Введение в общую психологию. М., 1996. — С. 169—197.

Сидоров П. И., Парняков А. В. – Введение в клиническую психологию: Т. I., Т II

Источник