Развитие потребности в общении в первые годы жизни ребенка
Людмила Буховец
Консультация: «Развитие потребности в общении в первые годы жизни».
Ясельный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребёнком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
У вас растёт настоящий маленький исследователь, и хотя до возраста
«почемучки» ещё есть время, ребёнок всё равно делает попытки изучить и понять этот мир. В 1,5ч года активно развивается зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Развивается понимание речи. Многие дети к этому возрасту радуют родителей самыми разными словами. Если в начале первого года этих слов можно насчитать около 10, то потом количество стремительно возрастает. 1,5 годам ребёнок пытается составлять предложения из двух, чаще облегчённых слов.
Это период накопления слов, ребёнок запоминает слова. И если он долгое время не произносит какое – либо слово, это не значит, что он его забыл.
Нет, оно уже отложилось в его памяти.Ваша задача: как можно больше заниматься малышом, разговаривать, сопровождать комментариями свои и его действия, по несколько раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение.
Ребёнок –это же ваш храм: что вы в него вложите, то в нём и останется.
Вы закладываете основы развития, знаний.
К сведению: Вас огорчает, что ваш ребёнок ещё только говорит отдельные слова и не строит фразы. Хотите убедиться, насколько хорошо он вас понимает. Попросите малыша принести пирамидку, и если он принесёт её вам. Скажите положить пирамидку, и он её положит.
В полуторагодичном возрасте вы можете ждать от ребёнка первых фраз.
Чем больше и чем яснее вы с ним разговариваете, тем быстрее ребёнок научится самостоятельно строить фразы.
Когда вы разговариваете с ребёнком, не упрощайте слов, не коверкайте их, избегайте жестикуляций (любую мысль можно выразить словами). Не копируйте языковых неумелостей своего ребёнка. И не насмехайтесь
над ним, не передразнивайте.
Вашему ребёнку уже два года, а он ещё плохо говорит, опускает букву «р», заменяет букву «с» и т. д., плохо строит фразы, которых у него совсем немного. Между тем, дочка подруги в два года уже разговаривает с мамой вполне взрослым языком (в раннем детстве девочки в речевом развитии несколько опережают мальчиков; со временем эта разница исчезает). Вы напрасно волнуетесь. Не все дети, начинают говорить одновременно. Пройдёт немного времени, и ваш малыш всё наверстает.
Но на всякий случай вы можете встретиться с логопедом. Даже если он не назначит вам занятий, он может дать несколько полезных советов.
В возрасте после двух лет ребёнок становится менее активным в движении, но более общительным. Он пополняет свой словарный запас, много спрашивает, повторяет слова как эхо, охотно идёт на контакт с окружающими, разговаривает со всеми, даже с неодушевлёнными предметами.
Ваша задача: больше говорить с ребёнком; для этого вы должны всегда найти время. Также позаботьтесь об обществе для вашего ребёнка.
Всякий человек развивается в общении; чем больше общения, тем больше и развитие.
Если ваш ребёнок посещает детский сад – хорошо; общения ему хватает, есть с кем развивать свои разговорные способности.
А если ваш ребёнок домашний… Тогда найдите ему круг друзей. Желательно, чтобы круг был одного возраста. Вы увидите, каких успехов ребёнок добьётся в языке.
К сведению: К 2,5 годам ваш ребёнок должен знать до 300 слов. Если учитывать, что это запас слов среднестатической домохозяйки, что для ребёнка это совсем неплохо.
Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Дети
2-3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что – то рассматривая, взрослый должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что надеется получить в результате. Если ребёнка что-то заинтересовало, озадачило или ему просто приятно находиться около взрослого, он начнёт повторять за ним понравившиеся слова или небольшие фразы, пытаясь в чём – то разобраться, утвердиться. Взрослые должны много и целесообразно говорить с ребёнком в течении всего дня. Ребёнку надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях: о шалостях и проказах котёнка, щенка, о забавном попугае, об умной собаке, хитрой вороне и т. д.
Развивая речь ребёнка, нужно заботиться не столько о том, чтобы слова,
чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием.
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
У маленького ребенка очень сильна потребность в общении со взрослыми и велико значение этой потребности для его психического развития и эмоционального состояния. Потребность в общении со взрослыми формируется с первых месяцев жизни ребенка и быстро становиться такой же сильной, как и другие органические потребности. Уже на первом году общение со взрослым является одним из основных видов деятельности ребенка. Предметная среда, окружающая ребенка, организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет окружающую среду, делает её понятной и доступной для малыша.
На протяжении первых лет жизни совершаются глубокие преобразования процесса общения ребёнка с окружающими. Основное изменение состоит в том. что наряду вместе с удовлетворением жизненно необходимых потребностей ребёнка возникает общение, направленное на достижение практически важного для него результата.
Потребность в общении со взрослым впервые проявляется в установлении контакта по поводу физиологического комфорта. Если она в достаточной мере удовлетворяется, то вскоре теряет главное значение, уступая место потребностям ребёнка в получении впечатлений, в движениях, в общении со взрослым. Вместе с формированием новых потребностей складывается и первый вид ведущей деятельности малыша-общение со взрослым. Сначала оно носит непосредственно-эмоциональный характер. Словесно-эмоциональные систематические воздействия обогащают детей первого полугодия первого года жизни и значительно благоприятствуют их познавательному развитию на чувственно-ориентировочной основе. Вскоре малыш и сам начинает проявлять инициативу, как бы налаживать контакты, стремясь показать взрослому, весь несложный репертуар своих умений: в зависимости от настроения и отношения взрослого, он по-разному реагирует на прикосновение его рук и эмоциональные проявления, старается подражать ему. Следовательно, отношение взрослого, проявляющееся в процессе ухода за малышом, на занятиях с ним, в повседневном общении, является причиной первых радостей и огорчений ребёнка.
Во втором полугодии функция общения существенно меняется. Только ласки и внимания, которых хватало ребёнку до 6 месяцев, очень скоро становится недостаточно. Когда малыш начинает овладевать элементарными действиями с предметами, двигательными и некоторыми речевыми элементами, его бодрствования следует организовать на основе выполнения посильных упражнений, игр. в которых взрослый выступает не только как организатор, но и как активный партнёр, знающий, чего он должен добиться от ребёнка, чему его научить. После 6 месяцев между ребенком и взрослым устанавливается «деловое» общение.
На протяжении 1 и 2 года жизни оно усложняется, постепенно приобретая ярко выраженный познавательный характер. Непосредственный эмоциональный контакт взрослого с ребёнком заменяется общением по поводу тех или иных предметов, интересных для малыша; оно принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребёнка с окружающей действительностью. Совместная деятельность – основной метод воздействия на младенца 1 года жизни в процессе его развития, так как общение является одним из основных условий воспитания у детей чисто человеческих, социальных навыков и повышения уровня их умственной активности.
С ростом жизненного опыта и возможностей малыша ярче проявляется его стремление к самостоятельности. Это условие воспитания детей начала второго года жизни следует учитывать особо, т. к при недостатке двигательной активности, если взрослые не учитывают возрастающую потребность в освоении близлежащего пространства, наступает кризис «одного года». Ребенка уже не устраивает прежнее положение, когда все для него делал взрослый: умывал, одевал, кормил. Не владея еще рядом фундаментальных навыков и умений, он. тем не менее, стремится к самостоятельности.
Познание окружающего малыш начинает осуществлять через ориентировочно исследовательскую деятельность. Его интересует всё. Но удовлетворению любопытства мешают плохо развитые умения действовать с предметами, навык ходьбы, речевое общение со взрослыми (хочет что-то сказать – не может выразить словом, хочет что-то взять – не может дотянуться, хочет пройти к заинтересовавшему его предмету – но. сделав один, два шага падает). Однако потребность в освоении окружающего, несмотря ни на что в этом возрасте является действенным фактором развития активности. Именно в этот период отмечается обострённая реакция на воздействие нового. Малыш уже не так охотно, как раньше, идет к незнакомому человеку. Негативность и настороженность при появлении нового являются особой формой активной ориентировки ребенка в незнакомой ситуации.
Как же должен вести себя взрослый в общении с ребенком – ведь возникшие противоречия между возможностями и потребностями ребенка в состоянии разрешить только он? Взрослый должен перестроить свои отношения с малышом, поднять их на качественно новый уровень. Теперь взрослый делает не за ребенка, а выполняет что-либо вместе с ним. Он, прежде всего, удовлетворяет развивающуюся у малыша потребность в освоении окружающего, обеспечивает ему достаточную двигательную активность, продумывает и организовывает окружающую среду, осуществляет методически правильный подбор предметов, игрушек. Необходимо проявлять к каждому ребенку исключительную чуткость, постепенно развивая его возможности в освоении окружающего: приучать к преодолению посильных трудностей, получению радости от достижения цели: постепенно обогащать малыша впечатлениями при общении с посторонними людьми, другими детьми, давать образец доброго, внимательного взаимодействия с ними. Все новое надо вносить в его жизнь на фоне частично знакомого или находящегося в логическом сочетании с ним.
Как бы ни был мал ребенок необходимо добиваться, чтобы он чувствовал, на что направлены усилия взрослого. Установить двусторонний характер взаимопонимания с детьми раннего возраста нелегко. Для малыша все имеет значение: и выражение глаз, и улыбка, и чуткие спокойные руки, и мягкий, ласковый голос взрослого. Эмоциональные проявления очень рано становятся каналом связи, доступным средством влияния на поведение ребенка.
Огромное значение для возникновения «душевного» комфорта малышей имеют личные качества людей, воспитывающих их, поскольку взаимоотношения в период раннего детства носят интимный характер: они строятся порой на «полутонах», зависят 6г интуиции взрослого, умения настроиться на волну детства, почувствовать потребности и переживания ребенка.
Источник
Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Вопросы и проблемы >> Непосредственно-эмоциональный контакт между ребенком и взрослым устанавливается начиная с конца первого — начала второго месяца жизни. Улыбка все чаще озаряет личико ребенка в ответ на доброту и внимание взрослого, на игрушку, которую он показывает младенцу. Несколько позднее появляется так называемый «комплекс оживления»: малыш оживленно машет ручками, перебирает ножками, энергично сгибает и разгибает их, ищет глазами взрослого, гулит, как бы привлекая к себе его внимание. Взрослые берут ребенка на руки, разговаривают с ним, поют и этим самым удовлетворяют и одновременно развивают потребность его в общении. У ребенка складываются первые представления о человеке, который за ним ухаживает и удовлетворяет не только его естественные потребности (в еде, тепле и т.д.), но в доброте, внимании, ласке. Н.Д.Ватутина, “Ребенок поступает в детский сад”, М., 1983. OCR Detskiysad.Ru Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
Когда снятся вещие сны?Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся… Прочитать полностью >> Почему снятся ушедшие из жизни люди?Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений… Прочитать полностью >> Если приснился плохой сон…Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро… Прочитать полностью >>
| Гороскоп совместимостиВыбор имени по святцамТрадиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам – церковному календарю? читать далее >> Календарь именинВ старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека? читать далее >>
Психология совместной жизниЕще недавно многие полагали, что брак по расчету – это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни. читать далее >> Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага. читать далее >> Рецепты ухода за собой
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя. прочитать полностью >> Совместимость имен в браке
Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит? прочитать полностью >> Искусство тонкой маскировкиТа-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться! прочитать полностью >> Нанесение косметических масок для кожи – одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут! прочитать полностью >> О серебреСеребро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия. читать далее >> О красотеВсе женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу. читать далее >>
Стильно и недорого – как?Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам. читать статью полностью >> Как работает оберег?
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом. прочитать полностью >> Камни-талисманы
Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана. Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии. прочитать полностью >> |
Источник