Развитие потребности личностного роста ребенка

Развитие потребности личностного роста ребенка thumbnail

Искусством воспитания нельзя овладеть раз и навсегда. С возрастом потребности ребенка изменяются, и родителям необходимо научиться чутко реагировать на эти изменения.

Любовь

Возможно, вы уже задавали этот вопрос: «А как же любовь? Почему ее не включили в число пяти основных детских потребностей?» Я не упоминю о любви умышленно, и вовсе не потому, что недооцениваю ее значимость, – наоборот, важность любви невозможно переоценить. Просто само слово «любовь» приобрело так много разных оттенков, что утратило часть своей силы и смысла.

Слова «я тебя люблю» звучат порой банально, бессмысленно, часто они просто сбивают нас с толку. В одном интервью молодая женщина так пересказывает свой разговор с матерью – они долгое время жили порознь. «Ну ты же знаешь, как мы тебя любим, дорогая? – спрашивает мать. – Разве мы не твердим все время об этом?» На что дочь сердито отвечает: «Любовь? Да что вы знаете о любви? Вы только говорили, что любите меня, но по вашим действиям я этого не заметила!»

Есть родители, которые унижают или игнорируют ребенка, а потом говорят ему «мы тебя любим», надеясь, что эти слова как-то сгладят их безобразное поведение. Слишком часто любовь отождествляется с фразой «я тебя люблю». Если бы одних только слов было достаточно, процент разводов не был бы столь высоким. Семьи разваливаются не потому, что кто-то из супругов перестает говорить о любви. Это происходит из-за того, что люди перестают с любовью друг к другу относиться. Если любви нет в поступках супругов – то все труднее верить словам.

Большинство родителей действительно любят своих детей – это естественно. Но это не значит, что все эти родители умеют себя вести как любящие отцы и матери. Одна женщина рассказывала мне, как некий авторитет в области воспитания уверял ее, что нужно просто любить ребенка, вести себя честно и искренне – и все будет отлично.

Любовь, искренность и честность, конечно, очень важны. Но «не все то золото, что блестит». Я помню одного отца, который постоянно бранил и унижал своего сына, обзывая его толстяком, лентяем, дубиной и еще бог весть кем. Этот сын, уже взрослый мужчина, страдает и мучится до сих пор. А ведь отец любил его, честно и открыто выражал свои мысли и был вполне искренен.

Итак, на вопрос «А как же любовь?» я отвечаю, что без любви обойтись, конечно же, невозможно и что говорить ребенку «я тебя люблю» тоже нужно, но этого будет явно недостаточно: любовь должна быть подтверждена делами. Вот почему слово «любовь» в моем восприятии – скорее не существительное, но глагол, а «поступать как любящие родители» означает обращаться с ребенком так, чтобы на душе у него было светло, радостно и спокойно. Залог эмоционального здоровья ребенка – стремление родителей вести себя так, чтобы дети чувствовали: их уважают, ценят, принимают такими, какие они есть, включают «в команду» и защищают – это и есть лучший способ доказать свою любовь.

Потребность в уважении

Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение – вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, а не «довесок» к родителям, которым можно помыкать по собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.

Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете он совсем отобьется от рук. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, часто просто-таки уверены, что с ними что-то не так, – нередко это становится их подсознательным убеждением.

Потребность ощущать собственную значимость

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что «я что-то таки значу». Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте.

Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность «законно», дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить, могут связаться с какой-то бандой или шайкой; пристраститься к наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь, стать на путь преступления.

Потребность принятия

Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.

Читайте также:  Перечислите факторы влияющие на развитие ребенка

Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире.Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши – они просто существуют. Принимать – не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка – это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться – их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием.

Потребность чувствовать связь с окружающими

Детям необходимо чувствовать себя «в команде». Им нужно, чтобы о них не забывали и позволяли участвовать в происходящих событиях. Между тем вспомните, сколько раз вы слышали и произносили реплики: «Нет, не сейчас. Подрасти сначала», «Ты еще маленький, тебе еще рано».

Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь другим. Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он сможет успешно противостоять негативным воздействиям извне. Также повышается и вероятность того, что он захочет быть похожим на кого-то из домашних.

Потребность в безопасности

Защитить ребенка означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой о его благополучии.

Мужской и женский подход в воспитании детей имеют свои особенности. Мужской подход – скорее требовательность. Женский подход – другой, чаще это идеология “невоспитания”, идеология “просто жить с ребенком, просто любить ребенка”. Возможно, именно в силу этой причины идея правильного воспитания ближе мужчинам и не с такой охотой принимается женщинами.

Искусство обхождения с детьми – это, в том числе, искусство балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным.

Источник

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Читайте также:  Скачать всестороннее развитие ребенка за 10 минут в день скачать бесплатно

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

материал сайта «Дети в радость»

Как объясняет нам Википедия, “потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации”.

Интересно, что у исследователей до сих пор нет единой классификации потребностей и даже единой точки зрения на то, что же такое, по сути своей, потребность. Состояние это, отношение или определенное поведение? Какие потребности относятся к врожденным, а какие приобретаются в процессе социализации? К примеру, логично было бы предположить, что духовные потребности являются приобретенными и возникают у человека как результат накопления определенных знаний и эмоционального опыта. В то же время есть ученые, говорящие о так называемом религиозном инстинкте, который относится к врожденным структурам человеческой психики. В общем, в теории потребностей вопросов пока больше, чем ответов.

Тем не менее, несмотря на трения в академических кругах, существует все-таки несколько “общественно признанных” классификаций потребностей, которые служат ориентирами для социологов, маркетологов и т.д. Самая известная принадлежит американскому ученому Абрахаму Маслоу, который в качестве иллюстрации структуры человеческих потребностей предложил своеобразную пирамиду (известная “пирамида Маслоу”). В основе ее – потребности, связанные с поддержанием функционирования своего организма; далее идут так называемые бытийные потребности, стимулирующие развитие человека в социуме. На самом верху – метапотребности, связанные с такими ценностями, как добро, истина, красота и т.д. По теории Маслоу, чем ближе к основанию пирамиды находится потребность, тем для большего количества людей она актуальна.

Большинство исследований показывает, что пирамида Маслоу статистически достаточно верна применительно к взрослым; в то же время она не очень корректно описывает мотивацию детей, чья личность находится еще в стадии формирования. Давайте же посмотрим, каким образом специалисты описывают структуру психологических потребностей ребенка (используем для их обозначения достаточно условные названия, в разной литературе эти потребности могут называться по-разному).

Психологические потребности ребенка материал сайта Дети в радость

Детская психология и структура потребностей

К врожденным базовым психологическим потребностям ребенка первых лет жизни можно отнести следующие: потребность в безопасности, эмоциональные потребности и когнитивные (познавательные) потребности. Естественно, у всех детей они проявляются в разной “пропорции “: это зависит от типа темперамента ребенка, от других его индивидуальных особенностей.

Потребность в безопасности основана на инстинкте самосохранения; ряд исследователей считают ее основной на протяжении первого года жизни малыша, когда его выживание еще полностью зависит от окружающих взрослых. Именно повышенная потребность в безопасности делает многих карапузов, с точки зрения родителей, такими “невыносимыми” и постоянно требующими внимания (ребенок чувствует себя спокойно, только ощущая рядом взрослого). Если потребность ребенка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность.

Эмоциональные потребности – это потребность ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. Большинство специалистов (к примеру, английский психоаналитик Джон Боулби) тоже относят их к категории врожденных. Осознанная вовлеченность в процесс коммуникации со взрослым фиксируется у младенцев уже в первые месяцы жизни. Ученые предполагают, что потребность в общении эволюционно обусловлена, ведь от того, насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни. В первый год эмоциональные потребности тесно связаны с его потребностью в безопасности (я защищен – значит, я доволен), с возрастом они значительно усложняются. Примерно после 3 лет, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, он ждет  от окружающих (в первую очередь от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть. Потребность “быть безоговорочно принятым” психологи называют одной из самых значимых для человека на протяжении всей его жизни.

Когнитивные потребности – необходимость изучать окружающий мир и формировать о нем определенное представление. Особенно сильно проявляются у ребенка после того, как он в достаточной степени научится владеть своим телом и взаимодействовать с окружающей средой (примерно после 9-12 месяцев). Правда, отметим, что у детей с нереализованными потребностями в безопасности и эмоциональном комфорте когнитивные потребности могут быть снижены. Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания, а если взрослые не отобьют у него к этому вкус, то и всю жизнь!

Примерно после 3-4 лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении, духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту.

Зачем родителям знакомиться с теорией потребностей?

Этот вопрос звучал бы из уст пап и мам вполне логично: если уж сами ученые не могут понять, что такое потребности и “с чем их едят”, зачем же нам в этом разбираться? Но дело в том, что, как ни парадоксально, вопрос влияния на человеческую психику неудовлетворенных в детстве потребностей изучен, наверное, даже лучше, чем разработана сама теория потребностей. Таким образом, знакомство с этой концепцией нужно родителям для того, чтобы уметь “считывать” в желаниях и поведении ребенка не только капризы, но и проявление определенных базовых психологических нужд (неважно, как они называются и какова их природа). Удовлетворять их или нет – личное дело каждой индивидуальной семьи, но, если вы задумываетесь о том, как правильно воспитывать ребенка, имейте в виду возможные последствия, к которым может привести игнорирование его желаний.

К чему приводят нереализованные потребности?

Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, поскольку они инстинктивны, поэтому в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем). Человек будет воспринимать множество повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.

Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.

Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.

Как можно отличить капризы ребенка от проявления его базовых потребностей?

Если для вас принципиально не избаловать ребенка и не потакать ему в мелочах, то при оценке его поведения можете учитывать следующие критерии:

1) Возрастные особенности. К примеру, для малыша в возрасте полутора лет нормально хватать вещи в магазине, для карапуза 2,5 лет – требовать присутствия взрослого в темной комнате, а для пятилетнего ребенка выпрашивать у родителей новые ботинки, чтобы покрасоваться перед сверстниками. Конечно, в последнем случае (где речь идет о ботинках) далеко не все родители могут позволить себе постоянные траты, да и в этом нет необходимости. Просто не стоит однозначно отмахиваться от стремления чада – подумайте вместе с ним, как он может заработать себе социальный капитал без ущерба для семейного бюджета.

2) Индивидуальные черты ребенка. Малыши очень активные или очень впечатлительные, эмоциональные всегда будут демонстрировать более высокий уровень потребностей, чем их спокойные флегматичные сверстники.

3) Степень фиксации ребенка на том или ином желании. Если чадо просто капризничает, то его достаточно легко можно “переключить” на что-то другое (иными словами, если вы пришли в магазин и малышу просто хочется, чтобы ему что-то купили, то вместо ботинок он, скорее всего, согласится на книжку или плавательный круг). Но если же ребенок транслирует вам какое-то желание настойчиво, изо дня в день, то стоит обсудить его с карапузом, чтобы понять, какая потребность скрывается за этой настырностью.

(с) Дети в радость

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Читайте также:  Значение гигиены для профилактики нарушений развития и здоровья ребенка

Источник