Развитие понятий большой маленький у ребенка
Этап работы
Деятельность педагога
Деятельность детей
Организационный момент
Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть на то, что мы с вами умеем делать, чему мы научились и может быть они научаться чему-нибудь у нас. Вы готовы?
Но для начала я хочу с вами сыграть в одну игру, которая называется «Старт – стоп». У меня в руках цифры. Когда я говорю «Старт», вы закрываете глаза, когда я говорю «Стоп» вы открываете глаза, узнаете цифру, поднимаете руку и отвечаете, только не выкрикивайте. Те, у кого в руках уже будет цифра, в игре не учувствуют, а стоят и смотрят за остальными и проверяют. Итак, начнем.
Молодцы, все цифры знаете, но смотрите, цифры то перемешались все. Нам надо сейчас построиться друг за другом по порядку.
Почему ты … встал (а) за …., потому что цифра …. Стоит после/перед цифрой….
Какие вы умные, знаете как стоят цифры друг за другом.
Дети строятся возле ковра, приветствуют гостей.
Дети отгадывают и называют цифры.
Дети строятся по порядку.
Постановка детьми цели предстоящей деятельности
Взгляните, а кто это к нам в гости прилетел, вы его знаете?
Карлсон долго болел и не ходил в детский сад, и пропустил много занятий. А теперь он прилетел к нам, чтобы вы его научили делать глазодвигательную гимнастику, сравнивать предметы по высоте:, сравнивать по величине листья и подбирать их к правильному дереву, показали, какую вы умеете делать физминутку, научили сравнивать предметы по величине, от самого большого до самого маленького, а потом научили выкладывать Карлсона картинки по контуру с помощью камней. Но посмотрите, Карлсон то к нам не с пустыми руками прилете. Он принёс нам волшебный экран. На нём он нам нарисовал подсказки, чему он хочет научиться. А ещё у него есть красные и зелёные листья, с помощью которого мы с вами будем себя оценивать.
Если вы справитесь с заданием, получите зелёные листики. Они означают, что вы справились с заданием, ответили полным предложением и не допустили ошибки при ответе. Красные – означают, что у вас возникли затруднения при выполнении задания. Но я думаю, что красных листиков не будет.
Это Карлсон.
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.
Но прежде чем мы будем учить и играть с Карлсоном нам что надо сделать? Посмотрите на волшебный экран.
Правильно, глазодвигательную гимнастику
Для чего нам надо делать глазодвигательную гимнастику?
Посмотрите, на экране сейчас появятся листья, я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно следите за листьями. А Карлсон будет на вас смотреть и учиться. Готовы?
«Листочки»
Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу- шу- шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как листиком шуршу.
Ребята, оцените себя. Всё ли у всех получилось? А мы с Карлсоном посмотрим и поможем выбрать нужный листок.
Отлично. Первые победы у нас есть. Никто неполучил красный лист.
Проходите за столы.
Первая наша игра в которую предлагает поиграть Карлсон это «Сравни деревья по высоте».
А вы помните мы с вами вчера рассматривали на прогулке разные деревьев. Вспомните деревья. Как их названия.
Отлично, много деревьев вспомнили.
Закройте глаза (выставка на доске два демонстрационных дерева (высокий клён и низкая берёза).
Что изменилось?
Какие это деревья?
Как вы определили?
Одинаковой ли высоты эти деревья?
Какое дерево выше?
Какое дерево ниже?
Работа с демонстрационным материалом.
Посмотрите у вас на столах в тарелочках лежат деревья, сейчас мы с вами будем учить Карлсона их сравнивать. А вы знаете, как сравнить наши деревья?
Для того чтобы сравнить берёзу и клён по высоте, нам надо наложить берёзу на клен. У берёзы и клёна есть основание, нам надо положить берёзу на клён так, чтобы их основания совпадали, тогда мы сможем узнать, какое дерево выше, а какое ниже.
Запомнили? Приступайте к работе.
Посмотрите, какое дерево оказалось выше, а какое ниже? Как вы сравнили?
Карлсон, посмотри, все дети справились с заданием, теперь ты знаешь, как сравнивать предметы по высоте.
Давайте подойдём к нашему волшебному экрану и оценим себя.
Вторая игра, в которую предлагает поиграть Карлсон это «От какого дерева оторвался лист».
Представляете, Карлсон собирал в осеннем лесу листья, но подул сильный ветер, и все листья разлетелись и перемешались, и Карлсон забыл, от какого дерева листья. Поможем ему вспомнить?
Посмотрите, у вас на столах стоят тарелочки, в которых лежат листья березы и клена. Они нам помогут научиться группировать предметы по размеру. Вам нужно будет назвать от какого дерева этот лист, какой это лист по размеру, и приложить лист к нужному дереву.
Давайте вспомним от какого дерева лист и ещё раз напомним Карлсону, как их можно сравнить.
Посмотрите, какого размера листья березе?
Все листья березы одинакового размера. Как это можно проверить?
Какого размера листья на клене?
Все листья клена одинакового размера. Как это можно проверить?
Как можно увидеть, что лист березы меньшего размера, чем лист клена?
Как можно сказать про лист березы и лист клена?
Мы знаем, что предметы можно группировать по разным признакам. Все листья лежали на тарелочках, нам надо было помочь Карлсону разделить их на две группы по двум признакам. По каким признакам мы их разделили?
Отлично, вы справились и с этим заданием, оцените себя ребята.
В игры мы с вами поиграли, устали сидеть за столами, посмотрите, что дальше нам предлагает сделать Карлсон.
А для чего нам нужна физминутка.
Физминутка
«Листопад».
Листопад, листопад
Листья кружатся, летят
Жёлтые и красные, все такие разные
Покружились, полетели и на землю тихо сели, сели, посидели.
Ветер подул. Фыр и улетели.
Отлично, хорошо сделали, физминутку, все старались.
Карлсон её запомнит, и будет её делать в своём детском саду.
Давайте подойдём к нашему волшебному экрану и оценим себя, а заодно посмотрим, какую игру нам ещё предлагает Карлсон.
Ответы детей.
Дети подходят к экрану и оценивают себя, объясняя свой выбор.
Ответы детей.
Ответы детей.
На доске появились деревья.
Береза, клен.
У березы белый ствол, у клена резные (разноцветные листья) листья.
Разного.
Клён.
Берёза.
Ответы детей.
Дети приступают к сравниванию деревьев по высоте.
Ответы детей.
Дети подходят к экрану и оценивают себя, объясняя свой выбор.
Каждый ребенок берёт лист с тарелки, называет его размер и название (кленовый, березовый) и прикладывает на соответствующее дерево, говоря: «Большой кленовый лист я положил на низкое дерево – клён». «Маленький берёзовый лист я положил на высокое дерево- берёзу».
Листья берёзы маленькие.
Наложить листья друг на друга.
На клене большие листья.
Наложить листья друг на друга.
Нужно наложить березовый лист на кленовый лист.
Лист березы меньше листа клена. Лист клена больше листа березы.
По размеру: большие — на маленькое дерево; маленькие — на большое дерево. По принадлежности к деревьям: на березе — березовые листочки, на клене — кленовые.
Дети подходят к экрану и оценивают себя, объясняя свой выбор.
Сделать физминутку.
Чтобы отдохнуть.
Дети выполняют движения согласно словам.
Дети подходят к экрану и оценивают себя, объясняя свой выбор.
Самостоятельная деятельность детей
Игра «Три медведя»
Ребята, а вы знаете, любимая сказка Карлсона «Три медведя». Давайте вспомним вместе сказку и сравним, кто из героев самый большой, а кто самый маленький.
Как в сказке «Три медведя» звали самого большого медведя? (Демонстрация медведя)
Как звали самого маленького медведя? (Демонстрация медвежонка)
Как звали маму Мишутки?
(Демонстрация медведицы).
Хорошо, героев вы вспомнили. Посмотрите, у вас на тарелочках лежат картинки медведей. Расположите медведей от самого большого до самого маленького.
Сравните по размеру медведя и медведицу. Кто из них больше?
Как это проверить?
Как можно про них сказать?
Сравните по размеру медведицу и медвежонка. Кто из них меньше?
Как это проверить?
Как можно про них сказать?
Про медведя можно сказать, что Михайло Потапыч самый большой из этих трех медведей. Про Настасью Филипповну, что она поменьше Михайло Потапыча., а Мишутка самый маленький из трех медведей.
Какие вы внимательные и с этим справились заданием, оцените себя ребята.
Давайте посмотрим, какую же последнюю игру нам предлагает Карлсон.
Работа с раздаточным материалом.
Игра «Выложи по контуру».
Ребята, посмотрите перед вами лежит лист, на котором нарисованы какие листья?
Давайте посчитаем сколько клиновых листьев, а сколько берёзовых?
Вам надо выложить из камней их контур. Камушки из стакана надо брать 2 пальцами, указательным и большим, а не горстью. Выкладываем по одному камушку друг за другом.
Камнями жёлтого цвета вы выкладываете листья берёзы, а камнями красного цвета – клиновый лист.
Напомню про технику безопасности: камни нельзя брать в рот, помещать в уши и нос.
Теперь вы можете приступать к работе. А Карлсон будет смотреть, и учиться, как правильно выкладывать камни по контуру.
Как красиво вы выложили листья.
… камнями какого цвета ты выкладывал (а) контур клинового/берёзового листа.
Все старались выполнить задание правильно и аккуратно. Давайте подойдём к нашему экрану и оценим себя.
Михайло Потапыч.
Мишутка.
Настасья Филипповна.
Выкладывают медведей.
Медведь больше медведицы.
Приложить, наложить.
Медведь больше медведицы. Медведица меньше медведя.
Медвежонок меньше медведицы.
Наложить, приложить.
Медведица больше медвежонка, а медвежонок меньше медведицы.
Дети подходят к экрану и оценивают себя, объясняя свой выбор.
Листья берёзы и листья клёна.
Кленовый лист один, а березовых листьев 2.
Дети выкладывают листья по контуру.
Дети подходят к экрану и оценивают себя, объясняя свой выбор.
Подведение итогов деятельности. Обсуждение.
Сегодня мы с вами поиграли в разные игры и научили Карлсона что делать?
Давайте посмотрим на наш волшебный экран и вспомним, в какие игры мы с вами играли?
Вы сегодня хорошо занимались. Карлсону очень понравилось, как вы выполняли все игры. Теперь он точно не ошибётся и будет правильно называть большие и маленькие предметы, группировать их по признакам, сравнивать предметы по высоте.
Скажите, а у вас всё сегодня получилось?
А теперь давайте подойдём к окну и сделаем упражнение на аккомодацию. Посмотрите, какие красивые листики есть на нашем окне, найдите каждый себе лист и посмотрите на него, а теперь посмотрите вдаль и опять на свой лист.
Ответы детей.
Ответы детей.
Источник
Тема: «Большой – маленький»
Цели:Учить группировать предметы разных величин(большой,маленький)путём добавления предмета к предмету.Развивать практические знания о величине предметов в соотношении «большой-маленький;элементы конструктивного мышления,умения понимать словесные указания взрослого,память,активный словарный запас, координацию мелких движений рук и зрительного контроля.
Оборудование: стол, 2 игрушки- зайцы, отличающиеся величиной; 2 домика, 2 бантика, 2 мяча, 2 тарелки, 2 морковки – соответствующие зайкам по величине; мыльные пузыри.
Ход занятия:
1.Вступительная часть.
-Ребята, смотрите,кто это к нам в гости пришёл?. Да, правильно это зайка большой и сегодня он у нас в гостях на занятии.Но он пришёл не один он с собой взял маленького зайку.
-Ребята, покажите мне большого зайца. Покажите мне маленького зайца.( дети показывают).
2.Основная часть.
-Ребята, посмотрите, тут стоят домики. В них живут зайцы. Это какой домик? (большой). А этот? (маленький).
-Этот заяц какой? (большая). Он будет жить в каком домике? Покажите. (в большом).
-А это зайчик какой? (маленький). Он будет жить в каком домике? Покажите. ( в маленьком).
-А давайте, зайчикам подарим бантики. Вот у нас бантики большой и маленький. Это какой бантик по величине? А этот какой? (ответы детей).
-Большой бантик какому зайцу подарим? (большой).
-А маленький бантик какому зайцу подарим? (маленькому); (дети могут показать).
-Посмотрите, какие нарядные у нас стали зайцы.
-Большой и маленький зайцы играли с мячами и потеряли их, а я их нашла, вот они.
(показываю большой и маленький мячи).
-Это большой и маленький мячи. Покажите мне большой мяч. Покажите мне маленький мяч.
-Большой мяч какой собачке отдадим? (дети показывают на большого зайца).
-А маленький мяч какому зайцу отдадим? (показывают на маленького).
Физкультминутка.
-А теперь, ребята, встаньте возле стульчиков. Давайте с вами немного поиграем. Согласны? Повторяйте за мной!
-Ну ка,зайка,поскачи,поскачи,
-Лапкой,лапкой постучи,постучи.
-Ты на травку упади,упади,
–Полежи и отдохни,отдохни.
-Отдохнул,теперь вставай,
-Прыгать снова начинай!
-Быстро к ёлочке беги
-И скорей назад скачи.
-Зайцам понравилось как вы прыгали. Садитесь. Наши зайцы- большой и маленький захотели кушать. Давайте покормим их.
-Я сейчас поставлю большую и маленькую тарелки. Это какая тарелка? (большая). А эта? (маленькая).
-Большую тарелку поставим какому зайцу? Покажите. (показывают на большого зайца).
-Маленькую тарелку поставим какому зайцу? Покажите. (показывают на маленького).
Давайте вспомним что любят зайцы? Правильно зайки любят морковку.
-Угостим их морковкой. Это большая и маленькая морковки. Это какая морковка? (большая). Какому зайцу мы дадим большую морковку? Покажите.
-А это какая? (маленькая).Какому зайцу дадим маленькую морковку? Покажите.
-Молодцы.
3.Заключительная часть.
Итог занятия.
-Вот мы и покормили большого и маленького зайца. Они живут в большом и маленьком домике, играют с большим и маленьким мячами, едят большую и маленькую морковку из большой и маленькой тарелки, подарили им большой и маленький бантики. Они принесли вам мыльные пузыри. Пусть зайки посмотрят, как мы с вами будем ловить мыльные пузыри. Покажите мне большие и маленькие пузыри. Молодцы!
Источник
Ирина Смиренина
Конспект НОД по ФЭМП «Большой — маленький»
План-конспект по познавательному развитию ФЭМП во второй группе раннего возраста на тему Большой-маленький
Разработал: Смиренина Ирина Николаевна
воспитатель второй группы раннего возраста
МАДОУ Ромашка
Урень, 2019
Тема занятия: Большой-маленький
Цель занятия: формировать умение различать предметы по величине.
Задачи:
1. Учить детей различать предметы по величине, выделят размер предметов, подбирать предметы соответствующего размера.
2. Развивать память, внимание, мышление, речь. Активизировать в речи детей слова «большой – маленький», «кошка», «котенок».
3. Воспитывать у детей радостное настроение; чувство отзывчивости, желание помочь; вызывать интерес и желание заниматься.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Основные понятия: большой, маленький, кошка, котенок
Оборудование: 2 игрушки – кошки (большая и маленькая); 2 домика, 2 бантика, 2 мяча, 2 тарелки, рыбки большие и маленькие.
План занятия:
Организационный момент Встреча гостей 1 мин
Основная часть П/и «Домики для кошечек» 3 мин
Физкультминутка «Большой-маленький» 1 мин
Заключительная часть Д/и «Накорми кошечек» 3 мин
Рефлексия Бантики для кошечек 2 мин
Ход занятия:
Организационный момент
-Ребята, а вы любите встречать гостей? Послушайте, кто это так громко мяукает. Мяу-мяу! (Ответы детей). Да, правильно это мяукает большая кошка, она прибежала сегодня к нам в гости.
– Послушайте, а кто это так тихонько мяукает? Мяу-мяу! Да, это тоже кошечка, но только маленькая.
– Они прибежали к нам в гости хотят с ребятками поиграть. Покажите мне большую кошку, а теперь покажите мне маленькую кошку. (Дети показывают).
– А кошечки очень любят когда их гладят. Кто хочет погладить большую кошечку? Какую кошечку ты погладил? (Большую-маленькую). А кто погладит маленькую кошечку? Какую кошечку ты погладил?
Основная часть
П/и «Домики для кошечек»
А где же наши кошечки будут жить? Посмотрите у нас есть два домика. Они одинаковые по размеру? (Ответы) Верно, один домик большой, а другой маленький. В каком домике будет жить эта большая кошка? (В большом). Покажите где большой домик?
А эту маленькую кошку мы поселим в каком домике? (В маленьком). Покажите, где маленький домик?
Сейчас мы с вами поиграем в подвижную игру. Пока звучит музыка кошечки гуляют, когда музыка выключится они должны прибежать домой. (Дети с кошечками в руках танцуют, когда музыка выключается они бегут к соответствующему домику)
-Ребята, посмотрите, как кошечки рады.
-Большая и маленькая кошечка любят играть с мячиками. Только их мячики потерялись, а я их нашла (воспитатель показывает большой и маленький мячи).
-Это большой и маленький мячи. Покажите мне большой мяч. Покажите мне маленький мяч.
-Большой мяч какой кошечке отдадим? (Ответы или дети показывают).
-А маленький мяч какой кошечке отдадим? (Дети называют или показывают на маленькую).
-Пока кошечки играют и мы с вами поиграем
Физкультминутка
“Большой – маленький“
Сначала буду маленьким
К коленочкам прижмусь
Потом я вырасту большим,
До мамы дотянусь.
Заключительная часть
Д/и «Накорми кошечек»
– Кошечки так весело играли, даже немного проголодались. Давайте покормим их.
-Я приготовила для наших пушистых гостей большую и маленькую тарелки. Это какая тарелка? (Большая). А эта? (Маленькая).
-Большую тарелку поставим какой кошечке? Покажите. (Показывают на большую кошку). Скажи, какая это кошечка? А тарелочка?
-Маленькую тарелку поставим какой кошечке? Покажите. (Показывают на маленькую). Скажи, какая это кошечка? А тарелочка?
-Угостим их рыбками? (Дети угощают большую кошку большой рыбкой, маленькую- маленькой). Молодцы.
Рефлексия
-Вот мы и покормили большую и маленькую кошечку. Мы поселили их в большом и маленьком домике, поиграли с большим и маленьким мячами, едят большую и маленькую рыбку из большой и маленькой тарелки, подарили им большой и маленький бантики. Кошечкам так понравилось у нас в гостях, что они не хотят от нас уходить. Оставим их у нас в группе жить?
-А у нас есть для кошечек подарки. Вот у нас бантики большой и маленький. Это какой бантик? А этот какой? (Ответы детей).
-Большой бантик какой кошечке подарим? (Большой).
-А маленький бантик какой кошечке подарим? (Маленькой); Воспитатель вызывает детей, чтобы подарить бантики.
-Посмотрите, какие наши кошечки стали нарядные.
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности.
Непосредственная образовательная деятельность состояла из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Использовалась физкультминутка, подвижная и дидактическая игры, применялся дифференцированный и индивидуальный подход. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предполагает выбор методов и приемов
Использованные методы (наглядные, словесные, практические, приемы (пояснение, показ, вопросы, художественное слово, поощрение, похвала, помощь ребенку, игровой прием) направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребенка, на приобретение им познавательных, речевых, двигательных, практических умений и навыков.
Занятие интегрированное: все части занятия тесно взаимосвязаны между собой, одна часть плавно переходит в другую.
1 часть: сюрпризный момент – появление кошечек;
2 часть: проблемно – познавательная – кошечкам нужно найти домики
3 часть: игровая –кормление кошечек, украшение их бантиками.
Смена вида деятельности, на каждом этапе, позволила предотвратить утомляемость детей. Игровая мотивация вызывала интерес у детей, активность была высокая. В конце занятия был использован сюрпризный момент (бантики для кошечек). Закреплены положительные результаты словестным поощрением.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные наглядные материалы, которые соответствовали теме и цели занятия.
Дети были заинтересованными, внимательными, доброжелательными, отзывчивыми, помогали друг другу, активно включались в деятельность, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.
Длительность занятия 10 минут, что соответствует нормам Сан Пина.
Считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной и динамичной. Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены.
Самоанализ сделан на основе личного опыта и наблюдения.
Источник