Развитие положительных качеств ребенка с овз
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский политехнический центр № 5»
Тема: В чем проявляются основные особенности
формирования личности ребенка с ОВЗ.
Выполнила: Сидельникова Т.Д.
Горнозаводск 2017г
В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность». «Психика – это свойство мозга, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Личность, в отличие от понятия «психика», – социальное системное качество человека как субъекта человеческих отношений, приобретаемое в онтогенезе.
Процесс развития личности неотделим от развития психики, но он не сводится только к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.
Личность человека начинает формироваться с первых месяцев жизни.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей – инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Существенные изменения в физическом и психическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основными ее особенностями являются:
-предпосылки развития личности складываются не в раннем детстве, как у нормально развивающихся детей, а лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность умственно отсталого ребенка формируется с большими отклонениями, как в качественном отношении, так и в темпах и в сроках развития;
-первые проявления самосознания, отделения своего «Я» у умственно отсталого ребенка начинает проявляться не с 3-х лет, как в условиях нормального развития, а лишь после 4-х лет, когда у них начинают формироваться элементарные действия с предметами,
-нарушено активное коммуникативно-познавательное поведение, отмечаются запаздывания в развитии предметно-манипулятивной деятельности.
В возрасте 4-7 лет для ребенка с ОВЗ наиболее актуальным является освоение навыков самообслуживания. Поздно появляется речь, запас бытовых сведений оказывается недостаточным. Игровая деятельность (ведущая для этого возраста норме) примитивна. На первый план выходят трудности в установлении контакта со сверстниками, даже если у ребенка есть круг общения (как правило, его нет). Детей отличает повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка – в мышлении, общении, желаниях и действиях. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может усвоить необходимые знания, умения и навыки, у него отмечается крайне низкий уровень социализации, трудности в межличностном общении.
Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. На первый план выходит сформированность ведущей для этого возраста деятельности – учебной. В её структуру входят учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и форма учебных занятий.
Дети с ОВЗ школьного возраста часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы. Это вызывает трудности в усвоении учебного материала. У таких детей отмечается неразвитость саморегуляции, неумение управлять собой. Обнаруживаются специфические отклонения в развитии мотивационно-потребностной сферы психики. Они выражаются в задержке развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала. Дети с ОВЗ младшего школьного возраста характеризуются недоразвитием произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий. Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.
Ограниченность средств общения (как речевых, так и не речевых) приводит к тому, что дети с ОВЗ становятся отверженными в среде сверстников. Желание самоутвердиться нередко проявляется в патологической форме. Они могут вести себя жестоко по отношению к слабым детям. Развивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их ещё более отверженными в среде сверстников.
У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние.
Дети и подростки, имеющие жизненные ограничения, включаясь в социальную среду, сталкиваются не с идеализированной, а с реальной действительностью, в которой проявляются как закономерные явления, так и случайные, как положительные, так и отрицательные, как моральные, так и аморальные, к восприятию которых они бывают, не готовы. Отсюда большое значение и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития у них устойчивости к травмирующим ситуациям, воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих.
Формирование опыта личности – длительный процесс, обусловленный многими внешними и внутренними, объективными и субъективными факторами.
Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.
Источник
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
г. Усть-Илимска
Доклад на тему:
Формирование социально значимых качеств личности у учащихся
с ограниченными возможностями здоровья
Выполнила: Швецова Анна Евгеньевна
учитель начальных классов
ОГСКОУ СКОШ
г. Усть-Илимска
2015г.
Формирование социально значимых качеств личности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность темы обусловлена потребностью общества в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Главной задачей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является развитие их потенциальных возможностей, коррекция их поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.
Цель работы – выявить теоретические подходы к социальному развитию личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в психолого-педагогической литературе и обосновать условия их формирования.
База исследования – начальные классы в ОГСКОУ СКОШ г.Усть-Илимска
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– анализ психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования;
– проведение диагностики уровня социального развития (адаптированности) учащихся;
– определение условий, обеспечивающих успешное формирование социальных качеств учащихся;
– разработка плана воспитательной работы и внедрение его в учебно-воспитательный процесс.
Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: Успешное формирование социально значимых качеств личности у учащихся с ОВЗ возможно при условиях:
1.комплексного изучения семейного и социального воспитания учащихся;
2.взаимодействии всех субъектов образовательного процесса в воспитании и развитии учащихся (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, медицинский работник)
3.организации общения детей посредством сюжетно-ролевых и народных игр;
4.включение в разнообразные социальные отношения;
5.развитие ответственности и активности через систему форм коллективной творческой деятельности.
Опираясь на исследования Н.И. Монахова и воспитательную программу образовательного учреждения, выделила следующие социально значимые качества у учащихся, характеризующие его социальное развитие: – гражданское сознание – товарищество; – уважение к старшим; – доброта; – честность; – трудолюбие;- бережливость; – дисциплинированность; – прилежание; – любознательность; – любовь к прекрасному; – стремление быть сильным, ловким.
Исходя из возрастных особенностей учащихся, выделила три уровня социального развития младшего школьника и качеств на каждом уровне (приложение, таблица).
На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня социального развития учащихся. В исследовательской работе были применены методы беседы, наблюдения, опросники. В содержание беседы включила следующие моменты: значение данного качества для человека (ученика), как оно проявляется и в чем выражается. Обобщенные данные по каждому ученику позволили выделить высокий, средний и низкий уровень социальной адаптации учащихся с ОВЗ.
Высокий уровень социальной адаптации учащегося характеризует его как личность активную, хорошую успеваемость по предметам, умеющую работать в коллективе, высокий уровень коммуникации, низкий уровень тревожности, сформированность социально бытовых умений и навыков. Учащиеся раскрывали понятия, находили в себе и других поступки, которые бы говорили о наличии названных качеств. Наблюдения позволили фиксировать умение видеть проявление данного качества в других и самооценку.
Средний уровень социальной адаптации характеризуется удовлетворительной успеваемостью по учебным предметам, трудности в приобретении социально-бытовых умений и навыков, средним уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии.
Низкий уровень социальной адаптации характеризуется неуспеваемостью по учебным дисциплинам, отсутствием социально-нравственных позиций, значительные трудности в приобретении социально бытовых умений и навыков, низким уровнем коммуникации, высоким уровнем тревожности и агрессии. Проводилась углубленная, в том числе и индивидуальная работа с учащимися.
Разработанные мною критерии каждого уровня по каждому из выделенных качеств позволили фиксировать данные. Обобщенные данные на констатирующем этапе формирования социально значимых качеств личности у учащихся 2013-2014 уч.г.
Из диаграммы видим, данные различных социологических и психолого-педагогических исследований детей с ОВЗ дают основание утверждать, что уровень социальной адаптации детей чрезвычайно низок, а значит, невозможна интеграция в общество и полноценное функционирование в нем.
В связи со сложившейся ситуацией необходимо исследование, анализ и обобщение результата практического опыта работы классного руководителя по организации социальной адаптации детей с ОВЗ в рамках специальной коррекционной школы. С этой целью требуется проведение социально организованных мероприятий по повышению показателей. Учащиеся отличаются конфликтностью, кругозор ограничен, прочные эмоциональные связи с семьей на низком уровне. Особое внимание необходимо уделять работе по снятию агрессивности и коррекции девиантного поведения учащихся.
Я выбрала 4 направления воспитательной работы: гражданское воспитание, культура общения и поведения, физкультура и здоровье, расширение кругозора.
Гражданское воспитание всегда являлось одной из важных задач школы. Я подготовила мероприятия, рассказывающие о русских традициях, о страницах истории родины (учащиеся принимают участие в классных и общешкольных праздниках посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы, проводятся экскурсии к памятному мемориалу «Три звезды»)
В направление «культура общения и поведения» включила беседы и практические занятия, сюжетно–ролевые игры, тренинги, во время которых ребята учатся общаться друг с другом и культуре поведения в обществе (посещение дворца культуры)
Третье направление «Физкультура и здоровье» – веселые спортивные соревнования, разучивание утренней гимнастики, отработка гигиенических навыков.
Четвертое направление – расширение кругозора. Наши воспитанники мало знают о жизни, о различных ее проявлениях, познания их ограничиваются бытовой сферой, да и то в малом объеме. Для решения этой проблемы организованы экскурсии в экзотариум, детскую городскую библиотеку, картинную галерею, краеведческий музей.
Экспериментальная работа по формированию социально значимых качеств у учащихся с ОВЗ в специальной коррекционной школе проводилась с 2013-2015 уч. г. В январе 2015 г. был проведен контрольный этап. С целью проверки успешности работы проводила анкетирование по методикам, предложенным Гаврилычевой Г.Ф:
-«Друг из сказки». методика «Мои желания». методика «Хочу – не хочу». Следует отметить, что ребята ценят такие качества, как трудолюбие, доброту, отзывчивость.
Приведу в сравнение результаты диагностики по годам обучения
Из диаграммы видим, что заметна положительная динамика с преобладанием среднего уровня социальной адаптации. Сопоставляя данные всех этапов, подведем итог диагностики формирования социально значимых качеств личности у учащихся. Заметна динамика в развитии и уровне социальной адаптации. Сформированы необходимые для возраста навыки самообслуживания. Занятия в группе по коррекции девиантного поведения также принесли положительный результат: ученики стали более уравновешенными, спокойнее относятся к критике со стороны одноклассников.
Большое внимание уделяется работе с родителями учащихся коррекционной школы. Школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей.Только в тесном контакте с родителями, повышая их культуру, педагог может добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду. (Провожу индивидуальные беседы, привлекаю к участию в классных и общешкольных мероприятиях, проведению совместных экскурсий, консультации специалистов школы).
Значительные результаты в данном направлении были достигнутыблагодаря взаимодействию всех субъектов учебно-воспитательного процесса в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (учитель, социальный педагог, психолог, медицинский работник, воспитатель). Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что формирование социально значимых качеств у учащихся с ограниченными возможностями здоровья возможно при условии: использования в работе комплексного изучения семейного и социального воспитания, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в воспитании детей, организации общения детей посредством сюжетно-ролевых и народных игр, творческой деятельности направленной на развитие активности детей, включение учащихся в разнообразные социальные отношения.
Практическая значимость работы в том, что предложенный мною опыт воспитательной работы может являться одним из путей решения проблемы формирования социально значимых качеств личности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1994.
2. Виноградова А.Д. Мотивация деятельности умственно отсталых школьников. – М., 1991.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1997г.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1996.
5. Гаврилычева Г. Ф. Изучаем личность младшего школьника // Начальная школа. – 1994. – №8. – С. 4.
6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1992
7. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.
8. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
9. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика (опыт экспериментального исследования). – М.: Дрофа, 2009.- 165 с.
10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ “Сфера”, 1996.-240 с. 11. Процко Т.А. и др. Значение совместной деятельности умственно отсталых школьников для формирования межличностных отношений в классном коллективе. // Дефектология. 1991.
12. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. – №1 – с. 66-75.
Источник
Нравственное воспитание дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья
Ротманова Т.А.
МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка», г.Тамбов
rotmanova@bk.ru
Сегодня нет человека, который остался бы равнодушным к проблемам нравственного воспитания детей. Воспитание и формирование нравственных и этических качеств ребенка начинается с дошкольного детства. Систематическое привитие ребенку положительных качеств поведения с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Тема нравственного воспитания детей актуальна и чрезвычайно трудна даже тогда, когда речь идет о здоровых детях, разумеется, все оказывается особенно сложным, если речь идет о воспитании нравственных качеств у детей с отклонениями в развитии. По собственному опыту знаю, что эта работа кропотлива и требует много времени, терпения, выдержки, знаний и применения особых технологий.
В дошкольном возрасте ребенок с отклонениями в развитии незначительно отличается своим поведением от детей с нормальным развитием, а несформированность различных качеств можно расценить как результат недостаточного воспитания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, так как это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих сверстников. Общение с ними- это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив они становятся добрее, у них появляется желание оказать помощь другому человеку.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств.
Общеизвестно, что одним из самых важных нравственных качеств является воспитание вежливости. Мы- воспитатели, родители- постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модель поведения» , демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета. В детском саду дети общаются со взрослыми до 12 часов, во время пребывания происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Вежливость в современном подходе к воспитанию ребенка, как к личности, очень важна. В нашей группе традицией стали такие беседы, как «Уроки этикета», «Уроки любви и доброты», изучаем вместе с детьми словарь вежливых слов и выражений, стараемся применять их в речи в течение всего дня в разных видах деятельности.
Начиная с младшей группы, знакомим детей с ОВЗ с художественной литературой. Работа начинается со сказок с целью выявления способности ребенка к интерпретации и оценки поступков других ( героев сказок), умения сравнивать себя с ними. Например, прочитав сказку «Лиса и заяц» ставим перед ребенком серию сюжетных картинок к этой сказке, комплект картинок с изображением детских лиц с различным эмоциональным состоянием и задаем вопросы по содержанию. Для характеристики героев ребенок использует карточки с изображением эмоции, которую по его мнению испытывает тот или иной герой сказки И так от произведения к произведению мы вместе с детьми учимся оценивать поступки героев, их нравственные качества: добро, зло и т.д. В старшей и подготовительной группе литературные произведения становятся более серьезными. Дети любят рассказы А.П.Гайдара, В Осеевой, С.Лагерлеф. Их незабываемые «Чук и Гек», мальчик Нильс, облетевший со стаей диких гусей огромные расстояния учат детей и доброте и бережному отношению к живой и неживой природе. Поступки героев этих книг просто находка для формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Особой частью нравственного становления личности являются игры . Их возможности для формирования ребенка просто безграничны. От простейшей сюжетно-ролевой «Дочки-матери» в младшей группе до «Чудо- дерево» в подготовительной. Такие игры как «Определи настроение своих друзей», «Закончи предложение», «Художник» поднимают настроение, позволяют детям с ОВЗ привить социально коммуникативные умения и навыки, формируют дружеские чувства, доброту, отзывчивость. Игры хороводные «Кострома», «Ручеек», «Именины» и многие другие хороши для формирования чувства коллективизма.
Невозможно не сказать о прогулках на природу, целевых экскурсиях. Наблюдения за животными, растениями, насекомыми, за трудом взрослых людей учат детей эмоционально откликаться, быть нетерпимыми к людям, в случае нарушения ими правил общения с природой.
Эти виды деятельности позволяют детям добыть новые знания об окружающем, о человеке, как органичной части природы. Укрепляется желание детей охранять природу, оберегать ее. У детей формируются проявления разумности и гуманности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по нравственному воспитанию детей- дошкольников с ОВЗ ведется ежедневно во всех видах детской деятельности и в совместной деятельности ребенка и взрослого. Результаты диагностического исследования нравственного воспитания детей нашей возрастной группы говорят о том, что дети с ОВЗ дружелюбны к окружающим, способны контролировать свои поступки, вежливы, они принимают активное участие в своем нравственном развитии.
В практической работе по нравственному воспитанию детей с ОВЗ я считаю нужно видеть, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель – дети. – М.: 1985. – 204с.
3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: 1999. – 215с.
Источник