Развитие пола ребенка младшего школьного возраста

МОУ «Никулинская основная общеобразовательная школа»

«Мальчики и девочки – два разных мира (младший школьный возраст)»

Исполнитель: Точилкина Марина Павловна

2011 г.

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………………3
  2. Основная часть……………………………………………………………..4
  1. Различия в игровой деятельности………………………………………4
  2. Особенности бучения в начальной школе…………………………….5
  3. Эмоциональная сфера…………………………………………………..6
  4. Общение………………………………………………………………….8
  5. Взаимоотношения девочек и мальчиков в начальной школе ……….9
  1. Заключение ……………………………………………………………….11
  2. Литература ………………………………………………………………..12

Приложение: «Рекомендации для педагогов, психологов и родителей»

    ВВЕДЕНИЕ

    И вот настал этот радостный и трудный день, который подведет черту под всей предыдущей жизнью ребенка и разделит ее на две пока неравные части: дошкольник и школьник. Сколько нового и неожиданного сваливается сразу на ребенка. Изменился режим дня, одежда, место, где проходит большая часть дневных часов. Привычное окружение знакомых и родных людей сменилось окружением шумных и в большинстве незнакомых сверстников. Изменилось отношение взрослых и детей к нему — школьнику. Изменился привычный набор того, что можно, и того, что нельзя. Это «нельзя» выросло до огромных размеров, И новые запреты не всегда понятны: почему нельзя громко говорить и задавать свои «почему?» и нельзя повернуться и дать сдачи мальчишке, который толкается? Почему в школе запрещают быть подвижными, любопытными, жизнерадостными и общительными?

    Итак, ребенок пошел в школу. И не просто ребенок, а мальчик или девочка, со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с особой организацией мозга, с разными установками, типами характера и поведения, разные по своему биологическому возрасту. И вот: «Здравствуйте, дети!». Школа и учитель ждали и готовились к встрече с детьми, но не с мальчиками и девочками. Нет специальной программы или методики именно для мальчиков или специально для девочек.

    Давайте задумаемся, на кого рассчитано школьное обучение и как принятый в школе тип воспитания и обучения влияет на мальчиков и девочек.

    В период 6-7 лет дети переживают один из первых кризисов личности. Они переходят от образа жизни маленького ребенка к новому этапу – поступление в школу, появление ответственности, взросление. Все дети в начальных классах чувствуют себя взрослыми и стремятся проявлять это: они играют в профессии и семью, интересуются всем новым, ищут для себя пример поведения среди взрослых. Для мальчиков сейчас важно расти рядом с достойным мужчиной. Это может быть отец, дедушка, дядя, друг, учитель. Мужчина с достойным поведением и взглядом на мир собственным примером сможет научить мальчика личностному росту, ведь именно сейчас формируется самооценка ребенка. Маленькие девочки также нуждаются в достойном примере феминного поведения. Мама должна быть для дочери не только воспитательницей и кормилицей, а и подругой, которая поможет разобраться во всех проблемах, расскажет что-то интересное, подтолкнет к развитию у девочки самоуважения, интеллектуального роста, к формированию эстетического вкуса. Для этого мама должна обладать положительными личностными качествами, ведь ребенка она сможет научить только на своем примере. В этот период девочки учатся быть внимательными к другим людям, производить хорошее впечатление, заботиться о себе.

    РАЗЛИЧИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЬНОСТИ

    Игры девочек не направлены на соревнования в своем большинстве, как это происходит у мальчиков, они имеют сюжет и идейное содержание. Играют в дочки-матери, в профессии, в куклы. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» – кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Спортивные игры у девочек имеют не столько соревновательный характер, сколько развлекательный. Они не стремятся выяснить, кто лучше, а, наоборот, устанавливают во время игры дружественные контакты. Правила игры в девчачьих группах всегда просты, поэтому споров, практически, не возникает, следовательно, нет и причин для конфликта.

    Мальчишеские игры – это сплошные конфликты, точнее, путь к их решению. В то время, как девочки учатся налаживать отношения и дружить, ребята заняты самоутверждением и доказыванием своего превосходства остальным. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов.

    ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

    В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.

    Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости – у детей так же зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко.

    У девочек младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст выше. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают» их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах.

    Если девочки лучше справляются с типовыми, стандартными заданиями, с упором на исполнительскую сторону работы, то мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие поиска, а не только извлечения из памяти стандартных решений. Исполнительская часть работы при этом страдает. Они не могут работать по схемам, шаблонам, формулам и правилам, не понимая и не “прочувствовав” их. Поэтому требования механического заучивания не для них. Они могут первыми сообразить, как решить задачу, но запутаться в вычислениях и получить “двойку”, увидеть мысленно нарисованный предмет в трехмерном пространстве (полкласса, особенно девочки, срисуют с их черновика), но так изобразить на чертеже, что учитель скажет в их адрес немало гневных слов.

    ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

    Итак, девочки и женщины биологически запрограммированы на большую устойчивость к разным жизненным ситуациям, адаптируемость к тем условиям, которые им созданы дома, в детском саду, школе, на работе, большую выносливость, меньшую подверженность вредным влияниям, большую однотипность. Поэтому средняя девочка лучше учится в школе, даже если методика обучения не вполне соответствует ее индивидуальным особенностям, более послушна, воспитуема и обучаема.  Кроме того, мальчики и девочки по-разному взаимодействуют с педагогом. Девочки больше настроены на общение. В эволюции это качество помогало женским особям выжить. Девочкам очень важен личный контакт с педагогом, который поддерживается через мимику, жестикуляцию, интонации речи. Отвечая урок, девочка улавливает малейшее движение бровей, глаз, губ. Она следит за тем, качнула ли учительница головой, пожала плечами, кивнула, и по ходу дела корректируют свой ответ. Попробуйте удивленно поднять брови или отрицательно покачать головой – большинство девочек сразу собьются, хотя отвечали правильно. А мальчики, скорее всего, будут отстаивать правильность своего ответа, конечно, если они, выучили урок.

       Учительница на уроке тоже в основном ориентируется на девочек – на их лицах легче найти ответ на вопрос, устали или нет, понятен ли материал, устраивает ли темп. Кроме того девочки более речевые и сами скажут учителю о своих затруднениях, если конечно, стиль учителя не жестко авторитарный.

       На мальчиках и мужчинах природа пробует эволюционные новинки. Они более уязвимы физически и психически, значительно менее одинаковы (больше гениев, больше идиотов), хуже приспосабливаются, менее воспитуемы и на первых этапах обычно хуже учатся. У них более прогрессивный и требующий более долгого развития мозг: больше функциональные различия между полушариями, меньше дублируемость функций, – длительнее все стадии развития, а значит они младше по биологическому возрасту, чем девочки.

       Вообще у мужчин и мальчиков лучше развито пространственное мышление (правое полушарие специализируется по этой функции у мальчиков, в отличии от девочек, уже к 6 годам). У девочек и женщин лучше развита исполнительская часть речи (но не глубинные уровни речевого мышления). Мальчику обычно труднее облечь свою мысль в форму грамматически правильно построенного высказывания.

    Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Когда мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам, то надо помнить, что он уже дал пик эмоциональной активности, но он в отличие от мамы не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т.к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: «ты пло­хой»,— то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно — чем же вы недовольны.  

    ОБЩЕНИЕ

    Дети в возрасте 6-7 лет имеют особенность общаться по группам. Небольшие объединения ребят в начальных классах средней школы – привычное явление. Дружат обычно отдельно мальчики и девочки. Не редко между ними возникают вражеские отношение. Но беспокоиться не стоит – это естественно для детей раннего школьного возраста. В общении со сверстниками мальчики обычно немного агрессивны, а девочки спокойны. Маленькие мужчины во всех делах ориентированы на победу. Они стремятся быть самыми ловкими в играх, самыми шумными в разговорах, всегда выделяться и превосходить сверстников. Девочки в этом возрасте требуют заботы и чуткости. Обратите внимание, что эти потребности остаются на протяжении всей жизни. Большинство женщин хотят чувствовать себя защищенными, а мужчины стремятся превосходить окружающих. Но взрослые контролируют свои желания и потребности, в то время как дети – нет. Как происходит общение детей в микрогруппах? Маленькие девочки много разговаривают, устанавливая положительные отношения друг с другом. Они делятся тайнами, поддерживают подруг во всем, стремятся построить вокруг себя комфортный мир. Дружба мальчиков основана на играх и соревнованиях. Каждый сравнивает себя с остальными, стремясь быть лучшим. Не редко в мальчишеских микрогруппах есть место хвастовству, дракам и соперничеству Общение в группах девочек и мальчиков также отличается. Если новоиспеченные школьницы на переменах и уроках общаются на разные темы и вместе что-то придумывают, внимательно выслушивая друг друга, то у мальчиков все по-другому. Они склонны перебивать оппонентов, шумно разговаривать, приказывать друг другу, что и как делать. Но межполовое общение все-таки существует. Оно базируется на пересечении интересов детей, или же взаимных/невзаимных симпатиях. Допустим, мальчику нравится девочка. Но он не может проявить свою симпатию при всех, боясь осуждения и насмешек. Поэтому понравившаяся девочка атакуется всевозможными задеваниями. Девочка реагирует обороной от них. Такие заигрывания – способ детей сблизиться и найти общий язык. Родителям и педагогам нужно понимать, что активное общение и стремление к играм – это естественные явления для детей младшего школьного возраста. Не нужно их ругать и наказывать, просто подкорректируйте поведение ребят, чтобы оно не было слишком агрессивным, и позвольте детям развиваться в контакте друг с другом.

    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    В начальной школе мальчики и девочки обычно друг другу не нужны, что подтверждают социометрические исследования. У них свои игры и свой мир. Девочки жалуются, что мальчики очень шумят, дерутся и толкаются, а мальчики – что девочки визжат, щиплются, дразнятся и ябедничают. А как сами дети начальной школы относятся к противоположному полу и раздельному обучению?

       Мальчики:

       С девчонками скучно.

       Девчонки всегда думают, что они правы.

       Девчонки все время говорят и тем самым вносят хаос в нашу организацию.

       Девчонки задиристые и не дают нам полностью посвящать себя урокам.

       Девчонки на уроках визжат, на переменах щипаются и дергают за волосы.

       С девчонкой неловко, а с пацаном – совсем другое дело.

       В классе мальчиков можно в любое время урока выйти в туалет, никого не стесняясь.

       В классе мальчиков можно, не боясь, раскрыть свои истинные чувства или поговорить о проблемах.

       Я считаю, что мы должны учиться раздельно, потому что девчонки иногда смущают нас и становится не по себе.

       Девчонки – болтушки и отвлекают на уроках, не дают хорошо учиться.

       У девчонок свои мысли и взгляд на мир и вообще они в детстве тупые и у них сквозняк в голове.

       Когда мы в разных классах, девочки не знают, как я учусь.

       Девочки:

       Класс девочек – это как большая семья.

       Мы более дружны.

       Не боимся высказывать свое мнение и делиться впечатлениями.

       Девочки без мальчиков больше заботятся об учебе, а не о том, как поярче накрасить глаза, чтобы выглядеть повзрослее и покруче.

       Никто не отвлекает, не дергает за косички.

       Никто не несется галопом в столовую, все идут спокойно, как истинные леди.

       То, что мы учимся отдельно от мальчиков, еще не значит, что мы вообще не общаемся с ними, что ненавидим мужчин.

       Если нет мальчиков, то нет никаких комплексов и боязней, что нас обидят, обзовут или оскорбят.

    Мне нравится раздельное обучение, потому что в классе девочек обстановка тихая и спокойная, а в классах мальчиков всегда шумно, и они дерутся между собой .

    Не стесняемся на уроках.

    У нас разные интересы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

    Литература:

    1. Абаева Т.Ю. Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам — важное условие эффективности учебно-воспитательной работы в школе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Ташкент, 1970. – 26 с.
    2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000 – 416 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
    3. Еремеева В. Д. Журнал “Начальная школа” издательского дома “Первое сентября” № 08/2004.
    4. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с.
    5. Лишин О.В. Педагогически-психологическое воспитание. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – 332с
    6. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

     РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

    1. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
    2. Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
    3. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и по крайней мере в каких-то областях он будет знать и уметь гораздо больше.
    4. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
    5. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
    6. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
    7. Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
    8. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
    9. При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
    10. Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.
    11. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы!
    12. Помните, для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок! Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство над ним в знаниях.
    13. Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ними.
    14. Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди”!

    Источник