Развитие по месяцам слепого ребенка
Психическое развитие слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего своеобразно как по темпам, так и по качественной характеристике.
Стадии развития системы компенсации слепоты непосредственно связаны с возрастом детей и уровнем их психического развития. По мере роста ребенка стадии компенсации слепоты все более связываются с общим психическим и социальным развитием, а не только с физическим, как это имеет место в первые недели жизни.
Период от рождения слепого ребенка до появления у него возможности выделять отдельные раздражения, вызванные окружающей средой, свойственные тому или иному виду восприятия, является подготовительным в развитии системы компенсации слепоты. В психологическом плане это связано с формированием умения слепого ребенка выделять единичные слуховые, тактильные, вкусовые и другие раздражения из совокупности действующих на него впечатлений и реагировать в соответствии с ними.
Овладение этим умением предопределяет переход к новой стадии развития компенсации слепоты и означает, что ребенок прошел большой путь психического развития в познании окружающего мира.
Роль направленного воспитания в этом возрасте огромна и заключается в том, чтобы создать наиболее полный комплекс разнообразных раздражителей, как дистантных, так и контактных, позволяющих слепому младенцу ориентироваться во внешнем мире. Увеличение всевозможных раздражителей, возбуждающих слух, осязание, вкус, обоняние и приуроченных к определенным видам деятельности (сну, кормлению, купанию, прогулке и т.д.) является необходимым условием для формирования и установления связей между различными объектами и действиями и готовит почву для формирования компенсации слепоты.
Развитие зрячего ребенка при сформировавшемся зрительном восприятии происходит под влиянием зрения. В рамках сложившегося зрительного поля начинают развиваться предметность и сигнальность слухового восприятия, понимаются значения слов. Зрение позволяет ребенку знакомиться с предметным миром не только через реальные предметы, но и через их изображения.
При формировании координации движений зрение позволяет точно, целенаправленно и экономно осуществлять предметные действия на основе зрительного подражания, а также способствует развитию тонких манипуляций.
При обучении ходьбе зрительная ориентировка помогает развить восприятие пространства. Для зрячего ребенка зрительное восприятие становится основным компонентом в формировании предметной деятельности.
Отсутствие зрительного восприятия у ребенка вносит в его развитие особенности, которые не компенсируются без специальных занятий с раннего возраста. В период примерно от 6 месяцев до 3 лет слепой ребенок серьезно отстает в психическом развитии. Это выражается в меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире, в значительном формализме речи, ограниченном понимании слов, в менее развитых и скоординированных движениях и слабой ориентировке в пространстве. В психическом развитии ребенка необходимо обратить особое внимание на интенсивное развитие речевого общения, овладение функциональными действиями с предметами, самостоятельной ходьбой в знакомом пространстве и на элементарное самообслуживание.
Трудности развития компенсации слепоты в этот период связаны с тем, что способы, которыми возможно компенсировать недостатки развития, возникающие в результате слепоты, не могут быть использованы ребенком предшкольного возраста, т.к. его компенсаторные возможности на этой стадии развития очень ограничены.
В компенсации слепоты и преодолении вторичных отношений, вызванных слепотой, на каждом возрастном этапе необходимо опираться на развитие таких психических образований, которые в данный отрезок времени меньше страдают от слепоты и находятся в сенситивном периоде своего развития. Осуществление компенсации происходит в ведущей для каждого возраста деятельности, что требует достаточно высокого уровня ее сформированности. В этом возрасте такой деятельностью является предметная деятельность, в процессе которой развиваются основные движения тела и рук, речевое и неречевое общение, создается система дифференцированных восприятий, накапливается чувственный опыт.
Развитие моторики
После 6 месяцев жизни слепые дети начинают значительно отставать от зрячих сверстников в развитии движений, хотя развитие моторики в период от 1 года до 2 лет у слепых детей наиболее результативно.
Слепые дети овладевают ходьбой в возрасте от 1 до 2 лет, причем первые попытки ходить они делают в том же возрасте, что и зрячие, — к концу первого года жизни. Если у ребенка нет других дефектов, кроме слепоты, он должен начать самостоятельно ходить в знакомом помещении в возрасте от 1 до 2 лет.
Однако с первыми самостоятельными попытками передвижения у ребенка появляется боязнь неизвестного пространства. Первые ушибы и падения тормозят его стремление ходить самостоятельно (поэтому одним из важных условий овладения ходьбой должно стать воспитание у ребенка уверенности в безопасности движения. Это достигается обеспечением безопасных условий для передвижения, а также помощью взрослого, к которому ребенок испытывает доверие).
Чувствуя неуверенность при самостоятельном движении, такие дети больше сидят, становятся малоподвижными и, когда у них появляется желание получить какой-либо предмет, не пытаются сами его взять, подползая или подходя к нему, а используют для этого взрослого, заставляя звуками, словом, всем поведением приблизить предмет к себе. Как правило, родители, вместо того чтобы поднести или подвести слепого ребенка к предмету, подносят предмет кребенку. В связи с этим развитие движений слепого задерживается. Если ребенок не ползает, то он с трудом учится держать равновесие во время ходьбы при столкновении с предметами.
Однако с 8—9 месяцев развитие моторики становится более осознанным. Постепенно трудности преодолеваются и слепой ребенок начинает ходить, но его необходимо учить не только ходить, но и падать, перераспределяя тяжесть тела движениями спины, таза и т.д.
Еще одна особенность в развитии движения слепого ребенка — это отсутствие свободы движений рук при ходьбе. Она связана с общей напряженностью при ходьбе, возникающей в результате неуверенности. Для снятия напряженности, нужно создать стабильные условия жизни ребенка, разложить и расставить в определенном порядке предметы и игрушки, помочь ему приобрести реальные практические знания об окружающем пространстве. Огромное значение в преодолении неуверенности имеют первые шаги ребенка со взрослым, держащим его за руку. Однако следует менять руку ребенка, а самое главное — разрешать ему самостоятельно передвигаться в пространстве. Это снижает напряженность в движении.
Вставание. Около 7 месяцев ребенок начинает вставать на ножки. Детей с нарушением зрения необходимо стимулировать к тому, чтобы они начали самостоятельно вставать.
Если разложить игрушки по всей длине дивана, то малыша можно поставить на пол, чтобы взрослый мог придерживать его.
Детей с глубоким нарушением зрения необходимо учить вставать на ножки. Вначале необходимо показать, как найти опору ручками, затем — как, опираясь руками о край стула (стола), вставать. Если малыш научился вставать на колени, то родители должны помочь ему приподняться на коленях. После нескольких тренировок ребенок быстро научится вставать самостоятельно. Необходимо также научить малыша опускаться, садиться. Для этого нужно подсказать ему, как сгибать ноги в коленях и медленно опускаться сначала на одно колено, а затем на другое.
Ползание. Слепые дети довольно часто минуют стадию ползания. Они не начинают ползать, если родители не покажут им, как это надо делать. У детей, которые ползали, координация движений развита лучше, чем у детей, миновавших эту стадию.
Когда малыш лежит на животе на гладком полу и мать поднимает его стопы, слегка подталкивая, то он, напрягаясь, вынужден автоматически двигаться вперед на руках и коленях и скользить по полу. Затем можно показать ребенку, как упираться ногами поочередно и ползти на звук голоса матери. Можно касаться рук ребенка его любимой игрушкой, а потом отводить ее на несколько сантиметров, подбадривая малыша в его стремлении схватить игрушку, говоря: «иди к маме», «иди к папе».
Показывая ребенку, как карабкаться вверх по лестнице и спускаться с нее, родители учат ребенка владеть своим телом.
Ходьба. Прежде чем зрячий ребенок начнет ходить, он должен быть к этому физически подготовлен. Это остается действенным и для слепых детей. Но в данном случае ситуация значительно сложнее, так как ребенок должен научиться многим вещам, которым не учат зрячего. Слепого ребенка необходимо как можно раньше учить вставать, чтобы к моменту, когда он физически будет готов ходить, ребенок уже умел бы хорошо балансировать. До тех пор, пока малыш не будет свободно стоять без поддержки, — он не готов к самостоятельной ходьбе.
Ребенка надо также учить попеременно двигать ногами, например, ставить ножки ребенка на стопы взрослого, и он двигается по комнате, или один из родителей переставляет ножки ребенка, в то время как другой держит его за ручки. Слепой ребенок обычно идет на голос родителей. Это значит, что они должны находиться перед ребенком, когда учат его ходить.
Ориентировка. С первыми шагами ребенка окружающий его мир начинает значительно расширяться. Родители должны помочь ребенку ориентироваться в пространстве: мебель и все предметы в доме должны находиться на определенных местах, на пути малыша не должно быть острых углов.
Когда ребенок начнет ходить, не спешите к нему каждый раз, как только он покачнется или упадет. Малыш должен сам научиться преодолевать первые трудности. Конечно, если он сильно ушибся, испугался или не может самостоятельно выйти из затруднительного положения, следует ему помочь. Необходимо хвалить ребенка за успешно выполненное самостоятельное действие.
Когда ребенок научится ходить за руку со взрослыми, можно отойти на несколько шагов и позвать его, чтобы он пошел на звук голоса. Постепенно упражнение усложняют: малыша зовут, стоя сбоку от него, сзади. Малышу следует называть предметы, встречающиеся ему на пути. Определенное расположение мебели помогает ребенку освоить пространство и без страха ходить по комнате.
Ребенка необходимо приучить ходить в ванную, спальню, гостиную, кухню вместо того, чтобы носить его. Сначала взрослый ведет его за руку, затем идет сзади, касаясь его плеча, и по мере надобности направляет его. Выучив путь из комнаты в кухню, ванную и т.д., ребенок начнет ходить, не натыкаясь на предметы. С этого момента малыш может самостоятельно передвигаться по квартире.
Большинство таких детей начинают ходить самостоятельно к полутора годам.
Не следует пользоваться ходунками при обучении слепых детей. Привыкая к ним, ребенок не может самостоятельно держать равновесие.
Развитие действий с предметами
Для слепого ребенка характерна пассивность не только в познании окружающего мира, но и при общении с предметами и игрушками.
К концу третьего года жизни большинство слепых детей начинают использовать предметы и игрушки по назначению. В первую очередь это предметы, которые постоянно находятся в обиходе детей.
Одновременно с формированием предметных действий у слепого ребенка развиваются функции контроля за их выполнением, осуществляемые за счет развития мышечного чувства. Однако главным «учителем» в этот период являются сами объекты, требующие от ребенка определенного способа действия, хотя бы в элементарной форме. Это ставит перед родителями и воспитателями задачу предоставить ребенку наибольшее количество предметов и обучить ими пользоваться, не бояться давать ему ощупывать и узнавать их качества всеми доступными средствами.
В этот период развития необходимо приучать ребенка действовать и обследовать предметы двумя руками, развивая их моторику, обучать приемам и способам обследования предметов. Ребенка необходимо обучать всем специфическим и функциональным действиям с предметами, показывать ему способы овладения предметом.
Развитие предметной деятельности у слепых детей протекает по тем же закономерностям, что и у зрячих, и идет от неспецифических манипуляций к овладению функциональными действиями. Но слепые дети долго неточны в движениях, долго не выпускают предмет из рук. Это задерживает развитие мелких движений пальцев и тем самым развитие активного осязания. Первые специфические манипуляции и отдельные функциональные действия появляются у слепых после двухлетнего возраста, однако к концу третьего года жизни не у всех детей сформировывается и становится ведущей собственно предметная деятельность. Тем не менее предпосылки для предметной деятельности есть.
Чтобы предметная деятельность могла стать условием для дальнейшего использования ее в компенсации слепоты, ребенок должен быть обучен всем элементам предметной деятельности.
Обучение действиям с предметами и игрушками
Чем раньше начато целенаправленное обучение ребенка действиям с предметами, тем лучше он будет развиваться и вырастет более приспособленным к жизни в обществе. Для выполнения слепыми детьми любой деятельности необходимо с первых шагов самостоятельной жизни приучать их к организованности, порядку, строгой дисциплине. Особое внимание нужно уделять режиму дня. Четкий распорядок дня способствует лучшей ориентации слепого малыша во времени (он склонен путать день и ночь).
Особое значение в развитии активности приобретают игрушки. Слепому малышу нужны «озвученные» игрушки: погремушки, резиновые пищащие зайцы, собаки и т.д. Они должны издавать приятный, не резкий звук, чтобы ребенок не пугался. Если не установлено точно, что ребенок абсолютно слепой, необходимо, чтобы цвет игрушек был ярким.
С 4 месяцев нужно активно обучать ребенка захватывать и удерживать в руках предметы и выпускать их. Обучая незрячего ребенка хватанию, необходимо давать ему в руки предметы, различные по форме, величине и весу. Необходимо учитывать, что малыш может бояться новых предметов.
Прикосновение к некоторым видам может вызвать у него отрицательные эмоции. Ребенку неприятно дотрагиваться до холодных металлических предметов. Мягкие игрушки из искусственного меха могут напугать малыша так же, как и ощупывание живых животных и птиц.
Малышам 1-2 года жизни лучше давать небольшие игрушки, хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали.
Ребенка 2-го года жизни знакомят с домом, предметами, которые его окружают. Очень важно, чтобы процесс знакомства доставлял ребенку удовольствие. Знакомя ребенка с окружающими предметами, нужно стараться, чтобы он понял их назначение.
Для этого ребенка обучают действовать с некоторыми предметами, использовать их по назначению. Так, купая малыша, можно дать ему в руки пластмассовую кружечку и учить его зачерпывать и выливать воду. Во время кормления в руку ребенка можно вложить ложку.
К концу 2-го и на 3-м году жизни ребенок должен познакомиться со всеми предметами, которые окружают его в доме, и с их назначением. При этом необходимо показывать ему основные, наиболее существенные части предметов и называть их основные свойства. Например: «Шкаф большой, у него есть дверца, она открывается и закрывается. На полках лежат вещи».
Для знакомства со шкафом ребенка ставят на стул, чтобы с помощью осязания он убедился, какой шкаф высокий. Затем выдвигают ящики, чтобы показать, что в шкафу хранятся различные вещи.
К началу 3 года жизни слепой ребенок должен узнавать предметы обихода, с которыми он сталкивается, знать предметы, находящиеся в комнате, где он живет.
Дома и на прогулке необходимо обращать внимание ребенка на различные звуки (шум ветра, дождя, звук проезжающей машины, шагов, скрип двери и т.д.) и помогать связывать тот или иной звук с определенным действием (шум шагов — с приходом человека).
К концу второго — началу третьего года жизни ребенка необходимы специальные занятия для умственного развития и развития пальцев рук. Малыша надо учить класть один кубик на другой, снимать кольца с пирамидки.
Развитию движений рук ребенка, его мелкой моторики и ориентировки в малом пространстве способствует следующая игра. Перед ребенком ставят небольшую коробку или корзинку (<20 см в длину) и учат его класть в нее по одному небольшие предметы. Особенно трудно научить ребенка разжимать пальцы, чтобы выпустить из них предмет. Поэтому вместо коробки можно использовать небольшое металлическое ведерко. Предметы, опускаемые в ведерко, будут издавать звук, побуждая ребенка повторить действие.
На 3-м году жизни ребенка учат бросать предметы. Ему дают небольшой мяч (d > 15 см) и учат протягивать его и бросать мяч. Когда ребенок научится играть в эту «игру», его можно посадить на коврик у стены и катить мяч к нему. Ребенка можно научить катить и бросать мяч. Для этого надо встать сзади ребенка и выполнить действие вместе с ним, взяв его руки в свои.
На третьем году жизни ребенка учат показывать основные части знакомых ему игрушек.
Показывая ребенку части тела куклы (руки, ноги, голову, глаза, рот, нос), предварительно попросите малыша показать ту же часть тела у него, у мамы. Когда ребенок научится показывать части своего тела, взрослого, куклы, нужно начинать учить его элементарным действиям с игрушкой.
Прежде всего надо научить ребенка держать куклу головой вверх, затем учат укладывать куклу спать, кормить. Не следует забывать при этом проговаривать каждое движение: «Куколка хочет кушать. Давай ее покормим. Нам нужна тарелочка. Вот она. И ложка. Вот ложка…».
Следует помнить, что обучение кормлению куклы может иметь успех только в случае, если ребенок во время еды знакомился с посудой, держал в руке ложку и пытался ею действовать.
Если ребенок знаком с расческой и его учили причесывать себя, то его можно научить причесывать куклу.
Действия с игрушками, которым учат малыша взрослые, еще не являются настоящей игрой. Ребенок выполняет лишь те конкретные действия, которые ему знакомы из собственного опыта и выполнять которые с определенной игрушкой научил его взрослый. Однако выполнение простейших игровых действий является необходимым этапом развития игровой деятельности, которая должна стать основной, ведущей в дошкольном возрасте.
Источник
, педагог-психолог
ГБОУ г Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 000 (Структурное подразделение №3 ЦППРиК «Давыдково»
Мастер-класс
Новорожденный лишь немногое узнает об окружающем мире благодаря зрению. Сначала для него важнее тактильная информация (особенно то, что узнается с помощью рта), вестибулярная информация (чувство равновесия), информация, получаемая в результате его собственных движений, запахи и вкус. Зрение и слух – два сенсорных канала, служащих для приема информации на расстоянии, используются с рождения, но роль основных информационных каналов они начинают играть позднее.
Во время нескольких первых недель жизни младенец с нарушенным зрением получает примерно ту же сенсорную информацию, что и нормально видящий ребенок, вследствие ограниченной роли зрения. В это время плохое зрение – не проблема для ребенка. Это проблема для родителей, которые, по-видимому, переживают кризис и чувствуют себя обманутыми. Вместо здорового ребенка у них родился больной. Они могут испытывать чувство вины из-за своей негативной реакции по отношению к ребенку. Только через какое-то время они поймут, что эта реакция нормальна. Вначале родителям бывает трудно брать ребенка на руки, даже если они знают, насколько это важно. Когда они держат ребенка на руках, возникают сложности в общении с ним, особенно если зрительный контакт с ребенком не развивается. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как отсутствие интереса. Родителям нужно научиться слушать слабовидящего ребенка и общаться с ним. Пока родители чувствуют себя некомфортно с ребенком, кто-то, знающий, как развиваются дети с нарушениями зрения, должен посещать семью, лучше ежедневно или хотя бы несколько раз в неделю.
Многие родители, стремясь решить проблему с помощью медицины, забывают, к сожалению, о необходимости уделять внимание развитию своего ребенка. Некоторые заболевания органа зрения, такие как, нарушения рефракции (дальнозоркость или близорукость), достаточно успешно лечатся назначением очковой или контактной коррекции. Другие же – заболевания сетчатки, зрительного нерва, трудно поддаются лечению и существенно ограничивают зрительные возможности ребенка, что приводит к выраженным отклонениям в развитии ребенка. После двух-трехмесячного возраста недостаток зрения начинает сказываться на психическом и двигательном развитии ребенка. Неправильное функционирование зрения или его отсутствие в большей мере сказывается на моторном развитии ребенка раннего возраста, а ведь ребенок должен конструировать свой мир с помощью информации, получаемой через движения, слух, осязание, обоняние и вкус.
Занятия с ребенком необходимо начинать с первых дней жизни. Ребенок рождается с багажом двигательных рефлексов.
На базе этих рефлексов должны строиться первые гимнастические упражнения. Купание в детской ванночке и особенно плавание в большой ванне — также очень хорошая возможность для развития движений малыша.
Чтобы привлечь внимание слабовидящего ребенка используют максимально яркие предметы: фонарик, блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком. Максимальным контрастом обладает черно-белый рисунок. Для привлечения внимания слабовидящего ребенка желательно сочетание контраста и движения, а если необходимо, то и звука. В период от 1 до 3 месяцев следует продолжать работу по развитию зрительного сосредоточения и прослеживания за ярким предметом. Зрительный стимул необходимо перемещать в горизонтальной плоскости вверх-вниз, вправо-влево, по кругу. Если у ребенка будут наблюдаться выраженные зрительные реакции на уже подобранном для него оптимальном расстоянии, можно попытаться вызвать зрительные реакции, немного увеличив расстояние стимула от глаз ребенка, а затем приближая его обратно.
Зрительные реакции у ребенка с остаточным зрением необходимо развивать, когда ребенок находится в разных положениях: лежа на спине, на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого. При изменении позы ребенок должен освоить зрительные реакции снова.
После 3,5 месяцев у ребенка с остаточным зрением нужно пытаться вызвать перевод взгляда с одного источника света на другой.
Бутылочка для молока – это эффективный стимул. Запах, бульканье молока при потряхивании бутылочки и высококонтрастные полоски на бутылочке заставляют ребенка пытаться найти ее глазами.
Фото 1. Бутылочки и игрушки благодаря высококонтрастным полоскам являются эффективным зрительным стимулом для слабовидящего ребенка.
Для того чтобы привлечь внимание ребенка к лицу взрослого нужно подкрашивать его, выделяя рот, брови, глаза, можно одеть черную оправу для очков. С этой же целью подвешивают картинку с изображением лица человека над кроваткой ребенка. Для привлечения внимания ребенка одежда взрослого должна быть контрастной. Важно соблюдать постоянство запахов ухаживающих за ребенком взрослых.
Развитие осязательного восприятия является неотъемлемой частью психолого-педагогической коррекции развития детей с глубоким нарушением зрения. В основе осязательного восприятия лежат тактильные и кинестетические ощущения.
Для стимуляции тактильных ощущений можно сделать ребенку специальное одеяло, сшитое из лоскутков тканей различной фактуры, а если у ребенка есть остаточное зрение, то кусочки ткани должны иметь не только тактильный контраст, но и зрительный. Ребенка надо раздеть и укладыодеяло на спинку, на живот, на бочок.
Фото 2. Одеяло с тактильным и зрительным контрастом
Чтобы способствовать попыткам ребенка поднимать голову, нужно положить ребенка на живот и с небольшим нажимом проводить указательным и средним пальцами вдоль позвоночника. Если у ребенка есть остаточное зрение, то в этом положении нужно привлечь внимание ребенка ярким предметом. Если нет зрения, необходимо использовать такие подкрепляющие стимулы, как тактильный и слуховой.
Хорошей подготовкой к следующему этапу двигательного развития могут стать совместные с ребенком повороты в положении лежа.
К двухмесячному возрасту зрячий ребенок становится способным поворачивать голову в сторону источника звука. Для наших детей освоение этого навыка достаточно трудно. Для развития навыка поворота головы в сторону источника звука можно использовать тактильное подкрепление.
Например, позвенев колокольчиком с правой стороны, дотронуться до правой щечки ребенка, позвенев с левой стороны, дотронуться до левой щечки. Это будет способствовать образованию связи между слуховыми и тактильными ощущениями. Тренировке вестибулярного аппарата ребенка также будут способствовать следующие упражнения: 1) покачивание в позе «эмбриона» (показ упражнения) ,2) упражнение «полетели-полетели» (показ упражнения): поднимая ребенка надо говорить ему: полетели-полетели высоко наверх, а опуская – полетели-полетели вниз, полетели-полетели направо, полетели-полетели налево.
Для развития малыша необходимо чаще брать его на руки и двигаться вместе с ним. Ребенок должен находиться в специальном рюкзачке – «кенгуру». Передвигаясь вместе со взрослым малыш совершает пассивные движения, которые способствуют развитию его вестибулярного аппарата. Делать это нужно каждый день. Помимо развития вестибулярного аппарата, это также обеспечит хороший телесный контакт между родителем и ребенком, который необходим для комфортного эмоционального состояния малыша. Он будет чувствовать себя спокойно и защищённо.
В период с 1 до 3 месяцев можно начать вкладывать ребенку в руку погремушку. В кроватке необходимо подвешивать над ребенком различные звучащие предметы горизонтально над руками и ногами ребенка, чтобы ребенок непроизвольно задевал их. Это будет провоцировать ребенка совершать более активные движения. Подвешивать игрушки нужно либо над руками, либо над ногами, но не одновременно.
К 3 месяцам у ребенка формируется первая координация рука-рот, и он начнет тянуть вложенные предметы в рот.
Для общего психического развития ребенка такой сенсомоторный опыт как ощупывание собственного тела играет значительную роль. Приблизительно к 3,5-4 месяцам зрячие младенцы начинают сводить руки к средней линии тела и играть ими, а около 6 месяцев играть со своими ногами. Для стимуляции сведения рук слабовидящего ребенка необходимо подвешивать предметы над средней линией тела ребенка. Важно, чтобы эти предметы, имели подвижные части, которые способны привлечь внимание ребенка. Все это будет способствовать формированию осязания как перцептивного действия.
Ребенку нужно очень много тренироваться для того, чтобы научиться использовать свой слух. Доска-резонатор и звуковые отражатели вокруг ребенка весьма полезны для начальных стадий обучения. Доска-резонатор усиливает звуки и дает возможность ребенку слышать шумы, возникающие даже при его незначительных движениях. Обратная связь активирует двигательные функции, а это в свою очередь, дает возможность ребенку слышать больше звуков.
Приблизительно в 3-х месячном возрасте ребенок начинает отличать один звук от другого.
Фото 3. Схема игрового места для слабовидящего младенца: доска резонатор со зрительными стимулами, звуковые отражатели, зеркало и подвешенный мяч (3)
Для того чтобы разнообразить сенсорный опыт ребенка, помимо погремушек, бубенчиков, колокольчиков можно предложить ему для игры пластиковые флаконы, наполненные различными сыпучими продуктами: гречкой, рисом, горохом, фасолью, сахаром и макаронами. Все эти наполнители имеют разную частоту звучания.
В возрасте от 3 до 6 месяцев особое внимание надо обратить на формирование таких координаций как: рука-рот, рука-рука, рука-голова, рука-лицо, рука-корпус тела, рука-колено, рука-ступня. Для этого нужно проводить специальные игры, во время которых взрослый совершает совместные действия с ребенком и активизировать собственные действия ребенка в которых сформируются эти координации.
Ухаживая за ребенком необходимо с ним разговаривать и петь песенки. В этом возрасте обращенная речь взрослого служит средством установления эмоционального контакта с ребенком.
Воспитание слепых детей требует от родителей особой заботы, времени и терпения. Если родители занимаются с детьми с раннего детства упорно, систематически, то слепые дети могут научиться почти всему, что умеют делать зрячие дети.
В своей работе мы используем «Рекомендации по коррекции психомоторного развития детей первого года жизни с глубоким нарушением зрения» , практическое пособие «Воспитание слепых детей раннего возраста» и и игры с детьми младенческого возраста , практическое пособие Леа Хювяринен Зрение у детей: нормальное и с нарушением.
Упражнения и игры для детей первого полугодия жизни
1.Упражнения направленные на развитие зрительного внимания (привлечение внимания слабовидящего ребенка максимально яркими предметами, сочетание контраста, движения, звука)
2.Упражнения для стимуляции тактильных ощущений.
3.Упражнения способствующие попытке поднимать голову (использование врожденных рефлексов и привлечение внимания ярким предметом, а если зрения нет используем тактильные и слуховые подкрепляющие стимулы).
4.Упражнения направленные на развитие вестибулярного аппарата и укрепления мышц шеи ребенка (совместные с ребенком повороты из положения лежа, покачивание в позе «эмбриона», упражнения «полетели-полетели», «качели» ).
5.Упражнения для развития дефференциации движений.
6.Упражнения на формирование представления о частях тела.
7.Упражнения подготавливающие ребенка к умению сидеть.
8.Игры способствующие развитию тактильной чувствительности ребенка и формированию первых сенсомоторных координаций.
Используемая литература:
1., Хорош слепых детей раннего возраста. Практическое пособие для родителей, тифлопедагогов и воспитателей, М.: Издательство «Экзамен», 2004.
2., , Парамей зрения у детей раннего возраста, М. : Издательство «Полиграф сервис», 2003
3.Леа Хювяринен. Зрение у детей: нормальное и с нарушением, СПб. Петербург – XXI век, 1996.
Источник