Развитие письменной речи у ребенка

Развитие письменной речи у ребенка thumbnail

Речь для человека — инструмент общения и самовыражения. И письменная речь тоже должна быть таким инструментом. Когда мы говорим об обучении письму и чтению, нас в первую очередь должна волновать способность малыша формулировать свои мысли в письменной форме и понимать мысли, изложенные другим человеком. При этом каллиграфия и орфография — только вспомогательные средства, хотя и чрезвычайно важные в школьном обучении.

Рассмотрим, как развивается письменная речь дошкольника и учащегося начальной школы и как меняется при этом роль взрослого.

Рисуночное письмо

В дошкольном возрасте дети много рисуют. И это уже не только экспериментирование с инструментами, материалами, с оставляемым на бумаге следом. У малыша развивается самосознание. Он чувствует, переживает, размышляет, а языка для самовыражения ему пока катастрофически не хватает.

Этот язык он находит в рисунках. Сначала это просто эмоции, впечатления от окружающего мира. Потом он находит какое-то сходство своего рисунка и реального предмета. Зачастую это сходство бывает совершенно непонятно взрослому. Например, что может означать такой рисунок?

Как научить ребёнка красиво писать

Малыш говорит: «Это девочка». Где он здесь увидел девочку? Что это за девочка такая? Оказывается, она прыгает!

Позже детский рисунок превращается в целую историю. Рассказывая её, маленький художник дорисовывает новые детали, что-то зачёркивает, закрашивает — в итоге рисунок превращается в сплошное бурое пятно. Но это важный этап: малыш перекладывает свою речь на бумагу — примерно так, как древние люди оставляли сородичам письма на стенах пещеры.

На этом этапе важно, чтобы взрослый побуждал ребёнка рассказывать свои истории, с искренним интересом рассматривал вместе с ним рисунок, не ожидая увидеть там что-то натуралистичное. И конечно, вредна всякая критика типа «Что-то девочка у тебя совсем на девочку непохожа!» или «Что ж ты тут так намазал! Ничего не понятно!»

Каракульное письмо

Когда вы читаете маленькому ребёнку книгу, он смотрит на картинки. И он уверен, что вы читаете именно их. Даже на той странице, где нет текста, а есть только картинки, он просит: «Прочитай!». Вы пытаетесь объяснить, что здесь ничего не написано, а он удивляется: вот же здесь нарисовано, прочитай!

Только ближе к трём годам дети начинают обращать внимание на текст. Постепенно у них формируется концепция письменной речи: ещё не зная букв, не умея слышать в слове отдельные звуки, ребёнок осознаёт, что звучащее слово можно записать этими непонятными значками. Записать так, что другой человек сможет это прочитать!

Малыш начинает подражать взрослым: записывает свою речь. Как правило, в этой записи нет букв, она не разделена на отдельные предложения. Это каракули, похожие на буквы, и располагаются они на бумаге похожим на строчки образом.

Как научить ребёнка красиво писать

И опять ребёнку от взрослого требуется поддержка. Если мы понимаем, какой это серьёзный шаг вперёд к умению писать, то не будем высмеивать каракули. Когда младенец начинает ползать, мы не смеёмся над тем, что он передвигается не так, как взрослые. Мы радуемся, потому что понимаем: ползание — важный шаг в развитии движений, важный шаг в направлении полноценной ходьбы. Мы стимулируем ползание, подбадриваем, умиляемся.

Аналогично с каракулями. Отнесёмся серьёзно! Будем побуждать малыша писать и писать ещё, будем просить его написать нам записку, записать свою историю.

Психофизиологическая подготовка к письму

Для полноценного детского письма необходима серьёзная подготовка. Формирование концепции письменной речи — её важное звено. Но нужна и подготовка другого плана.

Мы пишем буквами, которые обозначают звуки. Значит, ребёнку важно услышать, из каких звуков состоит слово, соотнести каждый звук с буквой. Буквы нужно научиться различать. А это сложные формы, определённым образом расположенные в пространстве: лево-право, верх-низ. Буквы в слове располагаются слева направо, в определённой последовательности. Нужно уметь держать карандаш или ручку и проводить линии определённой формы.

Это требует серьёзной психофизиологической подготовки, развитых нервных механизмов различения, ориентации, зрительно-моторной координации. Готовятся все эти механизмы не в письме или чтении, они развиваются в активном взаимодействии маленького человечка с окружающим миром. Малышу нужно рассматривать, ощупывать предметы, соотносить движения рук с результатом, двигаться между предметами и ориентироваться в пространстве.

Фонематические игры Монтессори и шершавые буквы (3–6)

При письме и чтении звуки речи обозначаются буквами. Маленькому читателю и писателю важно установить соответствие между ними. Когда дошкольник только-только изучает буквы и начинает писать, он пишет, как слышит.

Ему важно слышать звуки точнее, чтобы не пропускать букв, не менять их местами. И помогают в этом игры для фонематического слуха дошкольников. В Монтессори это устные игры, без введения какого-либо обозначения и теоретизирования на тему гласных-согласных, мягких-твёрдых.

В таких играх мало общего с фонематическим подходом традиционных школ. Малыш тренирует способность услышать, как звучит слово. Для работы предлагаются довольно простые слова, где нет расхождений между звучанием и написанием.

Читайте также:  Как развить у ребенка речевое развитие

Проводятся такие игры просто. Предлагаем ребёнку или небольшой группе детей набор знакомых мелких предметов. Их может быть порядка десяти: машинка, слон, ложка, арбуз, ножницы, гусь, домик, жираф, заяц, индюк…

Сначала предлагаем назвать все эти предметы. Называем, выделяя голосом первый звук. Потом «играем в угадайку»:

—Я загадала предмет… Это слово начинается на «А-а-а-а».

— Арбуз!

— А сейчас я загадала слово на «Л-л-л-л».

— Ложка!

Подобных игр может быть довольно много: на звук в конце или середине слова, на сортировку предметов в зависимости от того, в начале, конце или в середине находится определённый звук.

Одновременно происходит изучение знаменитых шершавых букв. Они хороши тем, что помогают дошкольнику хорошо рассмотреть каждый знак, помогая себе руками, ощупывая его. Это важно для маленького ребёнка, у которого пока не очень хорошо развиты зрительное восприятие и ориентация в пространстве.

Как научить ребёнка красиво писать

Этап начального письма (3–6)

После открытия концепции письменной речи, то есть удивительной возможности точно зафиксировать речь на бумаге, трёхлетка начинает активно писать. Сначала просто каракулями. По мере развития способности слышать звуки и обозначать их ребёнок начинает в свои каракули вставлять отдельные буквы.

В Монтессори-методе существует прекрасная возможность писать, даже если не все необходимые для этого психофизиологические механизмы развиты: дети делают это с помощью подвижного алфавита. Интерес дошкольников к письму опережает реальную готовность писать так, как взрослые.

Если не помочь ребёнку в период интереса — желание угаснет. И тогда позже мы будем искать способы, как заинтересовать детей этим непростым делом.

Буквы подвижного алфавита вырезаны из дерева. Каждую можно подержать в руках, ощупать, покрутить, расставить по порядку, поменять местами. В процессе работы ребёнок хорошо выучивает знаки, запоминает их ориентацию в пространстве и учится соотносить последовательность букв с последовательностью звуков.

Можно предложить начинающему «писателю» подписать набор предметов. Это должны быть простые слова, в которых нет расхождения между буквой и звуком: дом, кот, стул, слон, шкаф.

Конечно, дети пишут не только то, что мы предлагаем. Многие хотят написать свои слова, которые им чем-то важны. Например, «ламборджини». Как вы думаете, может дошкольник написать такое слово правильно?

На начальном этапе письма и чтения дети решают много сложных задач: услышать звуки, вспомнить соответствующие буквы, расставить их по порядку… Это напоминает начало устной речи. Малыш лепечет, не всегда внятно произносит слова, не выговаривает некоторые звуки… Но мы радуемся и поддерживаем его. И не боимся, что он запомнит неправильное произнесение и всю жизнь будет говорить так!

Аналогично: неверное письмо на этом этапе не должно пугать взрослых. Это развитие, постепенно письмо будет становиться всё более внятным и правильным. А в Монтессори для этого есть необходимые инструменты.

Начальное чтение

Чуть позже начального письма появляется первое чтение. Это более сложная, с интеллектуальной точки зрения, задача, чем письмо. Ребёнку необходимо не только знать буквы и соотносить их со звуками, но и догадаться о значении прочитанного.

Начинающий читатель зачастую не понимает самых простых слов. Он может несколько раз прочитать подпись к картинке: «Гру-зо-вик». А на вопрос, что же ты прочитал, ответить: «Машина». Озвучить написанное или напечатанное в книжке слово не то же самое, что его прочитать!

Продвижение в письме (3–6)

Когда дошкольник только-только начинает писать, идея о том, что в русском языке нет однозначного соответствия между буквой и звуком, будет чрезмерно сложной.

Однажды у нас четырёхлетка написал такое слово: «Айбус». И мы не сразу догадались, что это означает «арбуз». Малыш написал слово так, как он его говорит (он не выговаривает «р») и слышит. Представляете, если бы мы начали ему объяснять, что на самом деле всё не так!

Совсем другое дело в дальнейшем. Что мы делаем, чтобы малыш стал говорить правильнее? Всячески побуждаем его говорить. И сами общаемся с ним внятно и чётко. Что мы должны сделать, чтобы научить ребёнка правильно и грамотно писать? Аналогично: всячески побуждать его писать. Создавать ситуации, пробуждать интерес. Радоваться, поддерживать, не исправлять ошибки. И предлагать написанное нами: внятно, чётко, грамотно.

Как научить ребёнка красиво писать

Ребёнок составляет слова, выделяя фонограммамы

Чтение и грамотное письмо (3–6)

Четырёх-пятилетки начинают читать. И если слово написано не так, как произносится, начинающему читателю бывает очень трудно его понять. Ведь чтение — это не проговаривание написанного вслух. В первую очередь, это понимание чужих мыслей. Дошкольник сначала узнаёт написанное «на слух», проговаривая и слушая себя. И только постепенно начинает узнавать слова «в лицо», глазами.

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев физическое развитие ребенка

Для этого мы предлагаем ему большое количество простых слов, которыми можно подписывать предметы, картинки. После того как сам этот процесс чтения станет для малыша понятным и увлекательным, мы предложим следующий шаг.

В Монтессори продумана система знакомства с фонограммами: буквами, которые изменили свой звук и должны быть прочитаны иначе. Такая буква пишется красным цветом, на неё обращают внимание. Например, «арбуз», «травка», «жираф». Сначала ребёнок встречает такие слова при чтении. А потом идёт и составляет их из подвижного алфавита, используя красные буквы для выделения фонограмм.

Осознание правил орфографии (6–12)

Пока дошкольник учится писать и читать, никто не предлагает звуко-буквенного анализа или других излишних теоретических выкладок. Он учится слышать звучащее слово, осознаёт, что оно может быть написано иначе.

Хорошо запоминает написание часто встречающихся слов, причём с особым акцентом на орфографически сложные моменты (они выделялись красным цветом!). Многие дети уже в дошкольном возрасте начинают обобщать то, что позже будет называться орфограммами: «Гриб — грибы».

Но в полной мере они будут заниматься этим на следующем этапе — в классе 6–12. В начальной Монтессори-школе появляется понятие правил, которые дети будут выводить сами на основании своего опыта и собственных исследований. Отсюда появляется чувство языка, чувствительность к орфограммам, без которых любое знание правил будет бесполезным.

Звуко-буквенный анализ возникает только здесь, когда школьник уже и пишет, и читает. Появляется как новый уровень владения языком. Теперь ребёнок составляет транскрипцию слова, значит, в частности, различает твёрдые и мягкие согласные.

Как научить ребёнка красиво писать

Звуко-буквенный анализ слова

И сравнивает её с написанием.

Он задумается, каким способом можно показать, например, что буква «л» в этом слове звучит мягко: «ль». Сравнивает подобранные взрослым примеры и делает вывод.

Таким образом, дети приходят к грамотному письму постепенно, шаг за шагом. И нам, взрослым, важно понимать значение каждого шага, поддерживать ребёнка и не торопить.

Каждый этап важен. Нельзя сразу «впрыгнуть» во взрослость, не побыв ребёнком и подростком. Нельзя сразу писать красиво и грамотно, не прожив периода каракуль, пропуска и перестановки букв, письма без правил. Если перед детьми на каждом этапе будут стоять посильные задачи, то письмо и чтение станут для них радостным и успешным делом.

Фото автора и Монтессори-школы «Алиса»

Источник

Довольно существенным достижением в речевом развитии ребёнка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребёнка, но овладение ею представляет некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, то есть пониманию письменной речи. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима выработка соответствующих технических навыков. Но только лишь навыков недостаточно, т. к. чтение включает в себя понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Чтение как понимание письменной речи является более трудной операцией, чем понимание устной речи. В устной речи интонации, паузы, целая гамма выразительных средств помогают понять её. При чтении же нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, дать ему самостоятельное истолкование. Разрешение задачи заключается в том, чтобы по словам текста, дающим совокупность опорных точек, как бы условия задачи, – правильно реконструировать его содержание как смысловое целое. Самостоятельное чтение предполагает умственное развитие и ведёт к дальнейшему умственному развитию. Читая, ребёнок учится по-новому связно строить свою речь.

Очень важное значение имеет овладение письмом. На первых этапах овладения письменной речью эта последняя обычно во многих отношениях отстаёт от устной речи. К тому времени, когда ребёнок начинает овладевать письмен-

ной речью, он уже обладает значительным опытом свободного общения посредством устной речи. Прежде всего, некоторые трудности представляет для ребёнка овладение самой техникой письма. Ряд зарубежных и советских исследователей утверждают, что письменная речь вообще у ребёнка на несколько (чуть ли не на 7) лет отстаёт от устной.

В развитии речи реально проявляются как различия между письменной и устной речью, так и их общность; она сказывается и в их взаимодействии. Сначала доминирует устная речь; она определяет письменную речь ребёнка; ребёнок пишет, как говорит: выработавшиеся у него формы устной речи определяют на первых порах строение его письменной речи.

Но и в письменной речи неизбежно выпадает рад выразительных моментов устной речи; если они не восполняются надлежащей перестройкой её предметно-смыслового содержания, письменная речь с теми требованиями продуманности, логичности, связности, которые она предъявляет, начинает оказывать существенное влияние на развитие устной речи – в той форме, которая нужна для ответа учителю, для связного изложения материала.

Читайте также:  Игра как средство развития ребенка реферат

Основным звеном в развитии письменной речи является развитие связной речи – умение отобразить в речи все существенные связи предметного содержания так, чтобы смысловое содержание речи образовало контекст, понятный для другого. Развитие связной – контекстной речи существенно зависит от развития письменной речи.

Развитие связной и точной речи падает по преимуществу на время обучения в средней школе. В подростковые годы в связи с умственным развитием, в особенности при хорошей культуре, речь, как письменная, так и устная, становится всё более богатой, многогранной, всё более литературной. Уже имевшиеся в распоряжении ребёнка слова приобретают всё более обобщенное, отвлеченное значение. Так же в речь включается ряд новых специальных терминов. Наряду с этим в речи подростка ярче, чем у ребёнка, учащегося в начальной школе, выступают её эмоционально-выразительные моменты, более частым становится употребление метафорических выражений. Структура письменной речи значительно усложняется, увеличивается количество сложных конструкций.

Источник

Письменная речь как форма общения появилась около 4 тысяч лет назад до н.э. Первыми народами, использовавшими письменную речь, были шумеры. Их письмо называлось рисуночным или картинным.

Многие народы Европы и Азии, в том числе народы России, используют фонетический вид письма. Это наиболее прогрессивный вид, который при использовании небольшого количества знаков позволяет точно передать мысль. Самым большим преимуществом такого письма является правило «пишем так, как слышим».

Письмо – это формирующийся навык, который проходит в своем развитии ряд этапов.

Сначала ребенок учится анализировать речевой поток. Это происходит в добукварный период. Мы учим детей анализировать предложения на составляющие их слова, составлять слова из звуков и слогов. Затем отрабатываются навыки написания букв и слогов.

Следующий этап – обучение слитному написанию слогов в целые слова. Целью данного этапа является закрепление умения соединять буквы, используя правильные способы (верхнее и нижнее соединение букв). Скорость письма увеличивается.

На заключительном этапе развития навыка письма ребенок демонстрирует умение быстро писать отдельные слова. Пишет без отрыва руки, одним движением. Но это еще не скоропись, не письмо взрослого человека.

Совершая акт письма, ребенок решает две задачи: выражает мысль и перекодирует знаки устной речи (звуки) в знаки письменной речи (буквы).

В целом, необходимо понимать, что для успешного овладения письменной речью у ребенка должны быть сформированы:

Внимание, память и мышление;

Зрительно-пространственные функции. Это зрительный гнозис (узнавание букв), зрительный мнезис (память, зрительный анализ и синтез), пространственные представления;

Умение различать звуки на слух;

Правильное звукопроизношение.

Несформированность любого из этих компонентов приводит к нарушению процессов письма.

О развитии внимания, памяти и мышления говорится повсеместно, и все родители могут понять необходимость развития этих функций.

Поговорим о других компонентах этой системы.

Зрительно-пространственные функции: на ранних этапах развития эти функции тесно связаны с практической деятельностью ребенка. Уже в первые месяцы жизни формируются предпосылки развития зрительно-пространственного восприятия – способность к фиксированию стимула взглядом. Но к 3-4 годам пространство еще дискретно (дробно). Примерно в возрасте 5 лет ребенок начинает воспринимать отдельные предметы в их пространственных взаимосвязях. К 6-7 годам происходит приближение к адекватному отражению пространства. Это становится базой для развития пространственного мышления, необходимого для понимания логико-грамматических конструкций, счета, письма и чтения.

Умение различать звуки на слух – не менее важный навык, который необходим школьнику. У некоторых детей, даже при нормальной остроте слуха, наблюдается задержанное формирование слуховых восприятий, иначе говоря, фонематического слуха. Специалисты знают, что через развитие фонематического слуха достигается не только правильное понимание речи, но и правильное произношение. Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. В первую очередь страдают акустически близкие звуки (ж-ш, з-с, с-сь, з-зь и др.)

Правильное звукопроизношение – залог успеха в освоении письма. Сегодня многие дети имеют те или иные нарушения артикуляции. Причины этих нарушений различны, и рассматривать их надо индивидуально.

В силу тесной взаимосвязи речи и слуха, коррекция звукопроизношения ведется в основном путем развития звукопроизношения: правильное произнесение вновь воспитываемого звука содействует развитию фонематического слуха и зрительных представлений письма. Ребенок, имеющий неверное звукопроизношение, сначала произносит, а затем уже слышит вновь произносимое, постепенно совершенствуя свои новые слуховые восприятия, тем самым улучшая само произношение.

Таким образом, становится ясно, что спонтанное овладение столь трудным навыком как письмо невозможно без предварительной работы родителей и педагогов. А профилактика нарушений письма должна начинаться намного раньше, чем ребенок переступит порог школы.

https://virastaika.ca/
А если статья вам была полезной – не забудьте лайкнуть.

Подписывайтесь на канал, впереди будет еще много интересного.

Источник