Развитие певческого голоса ребенка в системе музыкального воспитания детей
Екатерина Минор
Проблема развития детского певческого голоса в системе дошкольного образования
Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития певческого голоса в системе дошкольного образования.
Цель дошкольного учреждения – развитие музыкальных способностей воспитанников, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности.
Достижению данной цели способствует создание условий для:
– овладения вокально – певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
– развития музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;
– воспитания эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Занятия пением являются важной особенностью гармоничного развития ребенка.
Проблема постановки певческого голоса ребенка– дошкольника – одна из сложных в музыкальной педагогической теории и практике. И одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанимента, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Систематическое вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, а так же упражняет и развивает его дыхательную систему.В пении формируется ряд музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Создавая условия для развития детей по вокалу, я всегда стараюсь учитывать, что голосовой аппарат ребёнка нежный, хрупкий растёт в соответствии с развитием организма ребёнка. Очень важно владеть вокальной методикой, беречь голос ребёнка. Мною подобраны всевозможные приёмы вокальной техники, которые способствуют развитию детского голоса.
По методике О. П. Радыновой выявлено, что 60% детей 3-4 лет имеют низкий уровень развития вокальных навыков: большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп. Результаты обследования этих же детей другими специалистами показали, что у некоторых из детей выявлены проблемы со звукопроизношением, также были дети робкие, с замедленной речью и слабой памятью.
А вот, советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н. А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада.
В современной практике очень хорошо используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е. Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении лёгкости звучания, правильного дыхания.
Интересна и познавательна технология В. Емельянова, в которой представлена разработка мер по охране и защите детского голоса.
Учитывая современные методики и рекомендации известных педагогов, выстроилась определенная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е. Тиличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А. Битус и т. д. В образовательной деятельности важно постоянно следить за детьми, чтобы они пели и разговаривали без напряжения, не подражали громкому пению взрослых, объяснять родителям вредность крикливого пения, не разрешать петь на улице в холодную погоду.
Подбор репертуара, самая важная и сложная задача – найти песню, которая была бы по настроению детей, отражала их представления об окружающем мире, духовно развивала их, доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран яркий и доступный музыкальный материал, с помощью которого можно решить проблемы развития вокальных навыков.
После подбора репертуара начинается вокально-хороваяработа.
В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и контролируется их выполнение. Насколько свободно и активно чувствует себя поющий, зависит физическое состояние, правильное дыхание, характер звука, эмоциональность.
Опыт работы показал, что использование с дошкольниками данного комплекса мероприятий по вокально-хоровой работе повышает уровень формирования певческих навыков и исполнительской культуры, обогащает их знания о строении голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.
«Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский. Будут любить пение дети или нет, в основном зависит от взрослых.
Список литературы:
1. Анисимова Г. «100 музыкальных игр», Ярославль, «Академия развития», 2002
2. Емельянов В. В. «Школа «Поюшки» литература – интернета, 2006
3. Емельянов В. В. «Развитие голоса», Санкт – Петербург, 2004
4. Орлова Н. Д. «Учите детей петь» Упражнения для слуха и голоса, Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, Москва. 1981
5. Шацкая В. Н. «Развитие детского голоса», Москва, 1963
6. Шереметьев В. «Хоровое пение в детском саду», ж-л Музыкальный руководитель № 5, 2005.
Источник
«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ,
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК».
СОСТАВИТЕЛЬ:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ГДОУ № 31
МЕЛИКОВА ВЕРА ГРИГОРЬЕВНА
Санкт-Петербург
2019-2020 учебный год
ЗАДАЧИ:
Основная цель – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.
Они заключаются в следующем:
- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
- формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).
- способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.
В певческих упражнениях: развиваем певческую технику, музыкальный слух.
Основные задачи:
Развитие дыхания
Дикции
Артикуляции
Диапазона
Звукообразование, звуковедение
Чистота интонирования
Чувство ансамбля
Пение без сопровождения (a cappella)
Пение с сопровождением
Песни для сопровождения движений (хороводы)
Песни для гитары на музыкальных инструментах
Песни – образцы для обучения детей основам музыкальной грамоты.
Пение – это наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь, поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор.
Перед музыкальным руководителем дошкольного учреждения стоит ответственная задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. Для этого целесообразно продумать весь вокальный репертуар и для слушания и для разучивания.
Необходимо расширять репертуар за счет народных песен, т.к. песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.
Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, к природе.
Песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.
В работе над протяжностью звука – ведь широкая напевность характерна для всех жанров русской песни – от протяжной, до плясовой.
Расширять репертуар за счет современных песен, доступность музыке и теста способствуют быстрому усвоению мелодии, развивают музыкальность. Это песни композиторов: Е. Тиличеевой, Т. Ломовой, Т. Попатенко, Ю. Чичкова, Л. Абелян, Г.А. Струве и др.
Дети в этом возрасте высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. Появляется способность активного мышления. Интенсивно развивается их восприятие. Дети могут определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в музыке, направление движения мелодии, постепенное и скачкообразное понижение и повышение звуков. Дети различают звуки по высоте и длительности, у них укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация.
В работе по пению с детьми дошкольного возраста, особенно с детьми с нарушением речи, с диагнозами ФФНР, ОНР + стертая форма дизартрии, ринолалия, с нарушением интеллекта следует учитывать психические особенности ребенка и, конечно, физические особенности ребенка. Научить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса, ознакомить со звуковысотным строем языка. Решению этой задачи способствуют включения в занятия простых распевок. Обязательным элементом каждого занятия являются упражнения на развитие дыхания и релаксационные упражнения типа: «Ёжик свернулся», «Сосулька растаяла», «Солдатики-петрушки» и др. Независимо от содержания музыкально-игрового занятия, оно включает ряд постоянных элементов:
игры и упражнения,
направленные на закрепление знаний об окружающем
пальчиковая гимнастика
упражнения на релаксацию
упражнения на дыхание
упражнения на зрительно-двигательную координацию
упражнения, направленные на обучение эмоциям
развитие чувства ритма
пение с движением, драматизация с пением, хоровод.
Коррекционные музыкально-игровые занятия проводят логопед и музыкальный руководитель. Очень важна их тесная связь на занятии, что является залогом эффективности работы с положительным эмоциональным настроем. Нужно научить детей сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в музыкальных произведениях, привлекая внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Обучение следует начинать с самых простых эмоций и состояний, которые ребенок может наблюдать в реальной жизни, например: «Спящий котенок», «Собачка принюхивается», «Любопытная лисичка» и др. В этих упражнениях внимание детей привлекается к какому-нибудь одному компоненту выразительности, например: поднятие брови, закрытие глаза, движение носом и т.д.
Логоритмическое занятие включает:
– развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
– певческого диапазона голоса;
– чувства ритма;
– слухового внимания;
– пространственной организации движений;
– общей и тонкой моторики, мимики;
– речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
У детей с нарушением речи очень плохая память. Ее надо развивать путем тренинга – путем повторения. Неправильные окончания слов – медленно проговариваем, пропеваем слова. Используем один из приемов по цепочке.
Закрываем ушко, чтобы лучше слышать – самоконтроль.
Научить детей петь про себя (по фразам), поиграть в «Испорченный телевизор», «Испорченное радио». Воспитатель «выключает» телевизор (хлопком) или ребенок, затем «включает» – поют.
Учить петь детей не напрягаясь, естественным светлым звуком, тогда разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким. Большую роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Диапазон ре-си, до, до 2 окт.
Большое внимание уделяем распеванию, т.е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Ведь тембр голоса у детей очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие – зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент.
В работе используются знакомые упражнения и незнакомые, в зависимости от задачи, поставленной перед разучиванием песни. Распевки на гласные – атака на гласные. Распевки на слоги: гласных с согласными.
а) ма-ме-ми-мо-му – мягкая атака
б) да-де-ди-до-ду твердая атака
Дети не меняют певческую позицию, положение рта. Например, в работе над дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни «У кота Воркота», «Вальс» Тиличеевой, русская народная песня «Поет, поет соловушка». Перед разучиванием песен в быстром темпе хорошо использовать песенки «Лошадки» Ф.Лищинской, «Ехали» Филиппенко и др., где требуется отчетливое произношение слов при легком подвижном звучании.
Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха, помогает пение по музыкальным фразам (цепочкой). Этот приём ещё хорош и тем, что активизирует всех детей и закрепляет навык правильного дыхания у детей.
Одна из сложных задач – петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него. Пение а капелла начинается с несложных песенок. Удобны народные песни: «Ходила младешенька», «Во кузнице», «Веснянка», «Будет горка во дворе» Попатенко и др. Перед разучиванием песни необходимо провести краткую беседу. Подобрать пословицы, потешки, поговорки, которые глубоко раскроют содержание и смысл песни.
Большое место на музыкальном занятии занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Музыкально-дидактические игры чаще всего используются перед разучиванием новой песни. Для развития слуховысотного слуха у детей применяются музыкально-дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной: «Бубенчики» – для сопоставления трёх звуков, различных по высоте; «Музыкальное эхо» – для развития музыкального слуха и чистоты интонации; «Сколько нас поёт?» – для развития гармонического слуха; «Ученый кузнечик» – для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники.
Дети с большим интересом относятся к таким приемам, как нахождение T и пропевание последнего звука (или звука мелодии).
для развития песенного творчества большое значение имеют специально подобранные задания. Задача педагога – научить каждого ребенка самостоятельно находить нужную певческую интонацию, развивать ладовый слух. Используется вопросо-ответная форма, например: «Кто в траве зашуршал?», «Зайка, зайка, где бывал?» повторение пройденного материала способствует выработке навыков чистого пения. развивает музыкальную память, помогает закреплению певческих навыков.
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей. положительно влияет на общее развитие ребенка.
Я использую в работе новые методики:
1. Методика Виктора Емельянова.
«Развитие голоса». Координация и тренинг.
2. Методика пения у Жилина.
3. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания
В.Д. Огороднова.
4. Хоровое сольфеджио Г.А. Струве.
а) понятие о высоких и низких звуках.
б) ручные знаки и пение «по руке» (устойчивых ступеней: 1,3.5)
5. Коррекция речи и движения Боромыковой О.С. с музыкальным сопровождением (на развитие мышц).
Следует обратить внимание:
- на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. После этого вырабатывать выразительность исполнения. Основная задача этого этапа – развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.
- чистоговорки с пением на постановку шипящих и свистящих, аффрикатов.
- чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков.
- закрепление всех звуков в свободной речи.
Важный аспект – развитие эмоциональной сферы ребенка, прояв. в мимике и жестах.
Методика комплексного музыкально-певческого воспитания
В.Д. Огороднова.
Данная методика своей главной, принципиальной задачей ставит прежде всего (особенно в первые годы обучения) бережное воспитание голоса каждого ребенка. постепенное выявление и обогащение его естественного тембра, и на этой основе – комплексное развитие всех музыкальных способностей, заложенных в человеке.
В новой методике используются современные педагогические методы, такие как: программированное обучение с минимальным шагом программы, коллективно-индивидуальные формы работы на занятиях с детьми, применение наглядных схем-алгоритмов, позволяющих значительно лучше организовать и активизировать всю работу даже самых слабых детей.
Введение в практику наглядных схем-алгоритмов позволяет добиваться большой мышечной работы в пении, а также в дирижерских жестах, воспитывать вокальные навыки в сочетании с развитием музыкальности.
Все алгоритмы составлены в строгой музыкальной форме и комплексно включают в себя решение задачи не только постановки голоса каждого ребенка, но и развитие у него ладового чувства, метроритмического чувства и чувства музыкальной формы.
Алгоритмы строго систематизированы. Причем, в этой системе достигнута строгая последовательность и постепенность в усложнении задачи, решаемой ребенком (и муз. руководителем).
Благодаря этому у ребенка постепенно сохраняется непринужденность, заинтересованность, даже увлеченность, а следовательно, и активность. Педагог должен использовать это положительное начало и вести работу всегда музыкально, эстетично, добиваясь от ребенка точного выполнения всех предписаний алгоритма.
Помимо работы по алгоритму, организующей прежде всего движение вокального аппарата (постановка голоса). в методике предусмотрены еще два дидактических вида учебной деятельности детей на занятиях, а именно:
- художественное тактирование, имеющее главной задачей воспитание метроритмического чувства.
- ладово-вокальные жесты, работа над которыми служит прежде всего воспитанию метроритмического чувства и мышления детей.
Движение – основа жизни, основа любой деятельности. Только верное, точное движение может стать основой правильного навыка.
Все эти три вида дидактической деятельности (работа по алгоритму, художественное тактирование и ладово-вокальные жесты) методически (технологически и музыкально) связаны между собой и в комплексе решают поставленную задачу – воспитание у детей всех музыкальных способностей.
В хоровом пении выделяем:
1. выделение трудных (интонационных) мест
2. пение подгруппами (рядами)
3. пение с закрытым ртом
4. пение в среднем темпе и в средней динамике
5. метод транспонирования
6. пение без сопровождения ( а капелла)
7. пение по нотам.
Трудности в исполнении:
а) пунктирный ритм.
Помощь в преодолении этой трудности окажет нотная запись. Прохлопать ритм, рисунок. Допеть, потянуть подольше ноту с точкой.
б) распетые слоги. для точного исполнения ритма – пропевать фразы в более медленном темпе.
Вокально-хоровые упражнения.
Необходим специальный подбор постепенно усложняющегося музыкального материала упражнений:
упражнения на кантилену, ритм, мелодический рисунок, темп, тесситуру. использовать в качестве упражнений гаммы, отрезки звукоряда и трезвучия. Попевки петь в нескольких тональностях (секвентно по полутонам вверх).
По методу В. Емельянова.
- Вибрация губ. Как будто едем на машине, меняем направление движения, подъем в горку, спуск.
- Перевод вибрации губ в гласную «ы» – без перерыва в звучании. размыкаем губы и звучит тише «ы» – чем вибрация губ.
- Исходное положение: язык лежит на нижней губе. мышцы лица расслаблены, издают звук шумовой, низкий, шуршащий, скрипящий, рокочущий. В немецкой терминологии – «штробас». На гласной «а» глиссандо наверх и показ рукой. Упражнение «Волна».
- Восходящая попевка глиссандо на гласные У О А Э Ы и нисходящая Ы Э А О У , с жестом – с ля b малой октавы – без инструмента.
- С инструментом с ля b малой октавы вверх и вниз и по полутонам.
Источник