Развитие певческих навыков ребенка в домашних условиях

Лариса Петрова
Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Тема: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».

Цель: овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.

Задачи:

1. пробудить интерес к певческой деятельности;

2. научить «певческому дыханию» и пению в унисон;

3. развитие дикции, исполнительского мастерства, ансамблевого пения.

Форма проведения: практикум

Участники мастер – класса: педагоги ДОУ.

План проведения мастер – класса:

1. Вступительная часть мастер – класса;

2. Практическая часть мастер – класса;

3. Заключительная часть мастер – класса;

Вступительная часть мастер – класса.

Мастер: Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь пение способствует развитию их певческой культуры, общему и музыкальному развитию. Как сделать так, чтобы встреча с любимой песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. Она печалиться вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. А это значит – песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность.

Мастер: Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

Мастер: Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, словно постепенно, вместе с воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Мастер: Ребенок-дошкольник – это “пластичный” кусочек, из которого вырастет самобытная, талантливая личность. И пусть в будущем ни один из моих воспитанников не будет петь, как Карузо, главное, чтобы песня стала для него верным другом на всю жизнь.

Мастер: Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности. Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста.Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.

Мастер: В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается. Более углубленную работу в этом направлении веду с детьми старшего дошкольного возраста.

Мастер: Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

Практическая часть мастер – класса.

Мастер: Предлагаю поработать над нашими голосами, а начнём мы с певческой установки. Мастер: Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При пении надо следить за тем, как вы сидите, стоите, держите голову, корпус, как открываете свой рот. Мастер:Запомните следующие правила: – сидеть (стоять) ровно, не сутулиться; – корпус и шею не напрягать; – голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения; – дыхание брать свободно (не брать в середине слова); – петь естественным голосом, избегая резкого звучания; – рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука; – нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги. Мастер: Сейчас мы с вами сделаем упражнение, чтобы найти свою певческую установку. Оно называется «Берёзка». Выполняется упражнение «Берёзка». Мастер: Данное упражнение делается стоя. Для начала надо согнуться. Тело должно быть максимально расслабленным. Можно поболтать руками и

головой, они должны висеть как «плети». И как только вы почувствовали полное расслабления своего тела, можно очень медленно выпрямляться, «идут позвонок за позвонком», затем плечи и последней будет голова. Упражнение нужно проделать несколько раз перед началом пения. Мастер: И так что же включают в себя «вокальные навыки»? Мастер выслушивает варианты ответов участников мастер – класса. Мастер: Это работа над дыханием, звукообразованием, дикцией, чистотой интонирования и ансамблевым строем. Начнём мы с дыхания.

Мастер: Дыхание – бывает бытовым и певческим. Сегодня я вас научу певческому дыханию. Оно отличается от бытового. Во – первых, не в коем случае нельзя поднимать плечи. Дышим мы диафрагмой – она отделяет лёгкие от желудка. Чтобы её почувствовать необходимо положить руки в нижнюю часть рёбер и удерживать при взятии дыхания.

Мастер: И так давайте попробуем набрать воздух в лёгкие, «надуть шарик» как говорят вокалисты.

Выполняется дыхательное упражнение «Шарик».

Мастер: Сейчас мы берём хорошее дыхание через нос и выдыхаем через рот сначала на звук «С…», а затем на «Ф…».

Мастер: Очень важно запомнить, что дыхание мы берём ровно столько, сколько требует фраза, которую вы будете петь. Если надо спеть отрывисто одно слово, то дыхание берём коротко, а если вам предстоит спеть длинную фразу, то рассчитывайте свой вдох так, чтобы вам хватило дыхания на всю фразу. Мастер: Теперь поговорим о звукообразование. Наша задача, научиться петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). И в этом нам помогают различные распевания. А также пение гласных букв под музыку. Выполняется распевание «А, о, у, э, и, ы». Мастер: Следующая работа над дикцией. Она начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных. Улучшить дикцию можно с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр. Мы с вами будем петь сложное сочетание букв. Выполняется «Распевание».Педагоги поют под инструмент следующее сочетание звуков: «Бра-брэ-бри-бро-бру, Мра-мрэ-мри-мро-мру,

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка консультация для воспитателей

Пля-пле-пли-плё-плю, Тля-тле-тли-илё-тлю.» Мастер: Теперь нам надо поработать над чистотой интонирования. Чистое интонирование – это точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Это использование различных упражнений на звукоподражание. Моё любимое упражнение «Эхо, отзовись». Петь мы будем сначала все вместе, а потом по одному. Выполняется упражнение «Эхо, отзовись» муз. и слова М. Андреевой. Эхо, отзовись! Чисто петь научись! Слушай не зевай! Всё за мной повторяй! Мастер: Ещё очень хорошо развивает музыкальный слух и улучшает чистоту интонирования упражнение «Музыкальные узоры». Для этого нам понадобятся карточки. Выполняется упражнение «Музыкальные узоры».

Мастер: Также очень полезно петь различные попевки, прибаутки на одной ноте, моя любимая попевка- «Андрей воробей». Сейчас мы попробуем спеть.

На слайде представлен видеоряд «Андрей-воробей». Педагоги смотрят на видеоряд и поют попевку.

Попевка:

Андрей-воробей не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек

Не клюй песок, не тупи носок

Пригодится носок клевать колосок.

Мастер: Вот только теперь мы подготовили свои голосовые аппараты для пения.

Мастер: Сегодня мы разучим песню, которая называется «Скоро нас на урок позовет школьный звонок». Петь мы её будем в дуэте с детьми.

Педагоги начинают петь 1 куплет и припев, дети поют 2 куплет и припев.

Выполняется работа над песней «Скоро нас на урок позовет школьный звонок».

После того как педагоги выучили слова, поработали над текстом, интонацией, ритмом, динамикой и пр., следует поработать над ансамблевым строем.

Мастер: Ансамбль – стройное целое, ещё говорят «поют как один». В пении ансамблем, нужно слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.Этого можно достичь в одном лишь случае: одновременно вступать, выдерживать общий темп, одновременно начать и оканчивать певческие фразы. Петь в единой динамике и выразительности.

Заключительная часть мастер – класса.

Мастер: И только проделав такой длинный и трудоёмкий путь, мы будем петь в ансамбле, ведь пение-это вокальное искусство. А человек не может петь совершенно, ему постоянно надо работать над голосом.

Мастер: Я надеюсь, что вы узнали сегодня для себя что-то полезное и новое, а кто-то заинтересовался данным видом искусства и будет совершенствоваться!

Мастер: Всем спасибо за внимание!

Источник

Ольга Старовойтова
Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Статья «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».

Составила: музыкальный руководитель Старовойтова Ольга Александровна МБДОУ «Детский сад №5 № «Колокольчик» комбинированного вида г. Бокситогорска»

«Хотите научиться петь, учитесь у детей и птиц».

Мусин Алмат Жумабекович

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство, развивает духовные силы ребёнка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки …»

В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.

Пение – древнейшее искусство, которое улучшает самочувствие, снимает боль и даже продлевает жизнь. Оказывается, петь не только приятно, но и полезно.

Пение — наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста. Дети очень любят петь, поют охотно, с удовольствием. Ветлугина Н. А. считает, что ”пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой обогащаются переживания ребенка, успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке».

Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является составляющей основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения, оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. Следовательно, занимаясь дыхательной гимнастикой на занятиях, ребенок укрепляет своё здоровье.

Доказано, что в пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Передо мной, как музыкальным руководителем дошкольного учреждения, стоит ответственная задача — научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. Отсюда вытекает цель – научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками на музыкальных занятиях.

Для выполнения цели мной были поставлены задачи:

1. Создать условия для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

2. Развивать музыкальные способности дошкольников (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма).

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка доман читать онлайн

3. Воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности.

4. Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Обучение пению должно начинаться с определения диапазона звучания, типа и особенности голоса ребенка.

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Не малую роль в развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста для меня играет подбор музыкального репертуара. Это самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, и самое главное – была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подбираю интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков.

С подбором репертуара начинается вокально-хоровая работа:

Правила певческой установки.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

b]Правила пения:[/b]

• сидеть (стоять) ровно;

• не сутулиться;

• корпус и шею не напрягать

• голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

• дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

• петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

• рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука;

• нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Вокально-хоровые навыки:

1. Дыхание

2. Звукообразование

3. Дикция

4. Чистота интонирования

5. Ансамбль

1. Работа над дыханием.

Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают различные упражнения:

– дыхательные упражнения без звука;

– звуковые дыхательные упражнения;

– упражнения под музыку.

Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Пение позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Эмоции ребёнка тесно связаны с дыханием, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать у детей эмоциональное состояние.

Работа над певческим дыханием – это сложный и длительный процесс. Для этого на начальном этапе обучения я ориентируюсь на овладение плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу.

Чтобы научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч я в своей работе очень часто использую упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»).

В последующей своей работе над дыханием задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

В своей работе использую игры на развитие речевого и певческого дыхания из сборника «Игровая методика обучения детей пению» О. В. Кацер.

2. Следующий этап – звукообразование – это процесс образования певческого голоса, то есть звука определенной высоты, силы и тембра.

На занятиях я добиваюсь, чтобы голос у детей был естественным, звонким и лёгким. Дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Работая над звукообразованием необходимо напоминать детям, чтобы они пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Работу по звукообразованию целесообразно начинать с детьми младшей группы. Учить детей протягивать отдельные звуки, окончания музыкальных фраз. Так в своей работе я использую песню «Петушок», «Корова» М. Раухвергера. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.

3. Дикция (от лат. dictio – произношение) – четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции – важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.

Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. Главное правило дикции – полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.

Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимодействие с гласными. Одни согласные произносятся с участием голосовых связок, другие — при помощи пропускания струи воздуха между языком и нёбом, языком и зубами:

– движение («р», «т», «д»);

– утечку воздуха («ш», «ж») ;

– значительного выдоха («в», «ф», «з»).

Добиться лёгкости в произношении согласных в работе над дикцией и артикуляцией можно с помощью народных прибауток, построенных в основном на одном — двух звуках. Например, я использую в своей работе такие народные прибаутки, как «Барашеньки», «Андрей — воробей», «Дин — дон». Так же очень часто в работе с детьми использую такие игровые упражнения:

– «Надуйте щёки» – (изобразите важную персону, надуйте щёки и держите 5-6 секунд). Повторите.

– «Сдуйте щёки» – (хлопком по щекам, губы в «пучок»).

– «Пение про себя».

Читайте также:  Культурно историческая теория развития ребенка

Работа над дикцией важна во всех возрастных группах, поскольку в дошкольном возрасте у многих детей присутствуют речевые дефекты, затрудняющие чистоту интонирования. В своей в работе с детьми я использую скороговорки и чистоговорки, которые помогают добиться чистоты произношения звуков.

Перед тем, как начать работать над дикцией, обязательно делаем с детьми артикуляционную гимнастику.

4. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Очень в работе над артикуляцией помогают упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Трубочка». «Болтушка». Игровые упражнения «Лопатка», «Сладкая конфета», «Иголочка» – помогают для разминки языка.

В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические.

Артикуляционная гимнастика.

5. Интонирование – точное воспроизведение мелодии.

Работу над интонированием начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание. Пение по фразам, предложениям даёт хороший результат, учит детей слышать пение других детей, быть внимательным, ответственным за сольное исполнение. Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и а капелла, упражнение «рисуем голосом» – этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям.

Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры и так далее).

6. Красивое, чистое исполнение песни закладывает основы ансамбля. Ансамбль – это целостность, слитность звучания. В пении хором важно научить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Так же очень важно, чтобы дети начинали петь все вместе одновременно, выдерживали темп песни и заканчивали пение так же одновременно. Слаженность в пении у детей даёт заметный результат такой приём, как пение «цепочкой».

В развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста большое значение отводится песенному творчеству или импровизации – умению творить, самостоятельно искать песенные интонации. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно. Вокальные навыки помогают в работе над песней, которая состоит из трёх этапов:

Ознакомление с новым музыкальным произведением;

Разучивание песни;

Исполнение песни.

Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много. Организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

В заключении хочется сказать о пользе пения у детей.

Занятия вокалом приносят неоценимую пользу. Прежде всего, у ребенка укрепляется иммунитет за счет вибраций, создаваемых в организме при пении. У хорошо поющих детей диапазон воспроизводимых частот охватывает от 70 до 3000 колебаний в секунду.

Регулярные занятия горловым пением помогают детям лечить астму. Это обусловлено особым диафрагмальным дыханием, которое стимулирует работу легких и положительно сказывается на нервной системе певцов. Кроме того, пением можно вылечить ребенка от легкого заикания.

Занимающиеся вокалом дети становятся дружелюбнее и быстрее налаживают контакты со сверстниками. Это большой плюс в пользу психического здоровья, которое не менее важно, чем физическое.

Детям приносит пользу как хоровое пение, так и а капельное. Вреда от занятий вокалом не обнаружено. Таким образом, если вы заметили у ребенка интерес или предрасположенность к вокальному искусству, обязательно поспособствуйте развитию соответствующих способностей.

Пение способствует улучшению настроения. Когда человек поет, в его головном мозге вырабатывается гормон счастья – эндорфин. Именно он отвечает за хорошее настроение, радость, жизненный тонус. Ребенок станет спокойней, счастливей, активней.

В процессе пения в организм поступает больше кислорода. Как следствие этого процесса – улучшение кровообращения, нормализация сердцебиения и артериального давления, улучшение общего самочувствия, исчезновение головных болей, улучшение цвета лица.

Пение способствует повышению иммунитета. Дети, которые любят петь, реже страдают от болезней горла, поскольку благодаря улучшению кровообращения укрепляются стенки сосудов, голосовые связки и лимфоузлы. А это в свою очередь благотворно сказывается на местном иммунитете.

Отсюда вытекает вывод: пойте как можно больше сами и не запрещайте петь своим детям

Список использованной литературы:

1. Кацер О. В. «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

2. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с. 2

3. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.

4. Волкова Г. В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.

5. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

6. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

7. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

8. Тютюнникова Т. Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004г.

Источник