Развитие первой сигнальной системы у ребенка

Развитие первой сигнальной системы у ребенка thumbnail

Формирование в коре большого мозга временных связей первой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинается уже через несколько дней после рождения. В 7—10-дневном возрасте могут быть выработаны первые условные рефлексы. При переводе ребенка на кормление грудью появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу 1-го месяца могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на 2-м месяце — на световые сигналы. Скорость образования условных рефлексов быстро возрастает в течение первых месяцев жизни. Так, в возрасте 1 мес необходимо произвести много сочетаний условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в 2—4 мес для этого . достаточно нескольких сочетаний. Условное торможение вырабатывается у ребенка позже — на 2—4-м месяце; при этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцировочное торможение, позднее — запаздыватель-ное. По мере развития ребенка различные виды условного торможения вырабатываются все быстрее.

Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине 1-го года жизни. Для формирования свйзей второй сигнальной системы необходимо сочетание словесного обозначения предметов, явлений и людей, с конкретными их образами. Если многократно называть и показывать какого-либо человека или предмет, то при соответствующем слове у ребенка на него появляется реакция. После того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок постепенно учится сам называть предметы. Позже ребенок начинает пользоваться тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей. Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, он многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет дана. Здесь вторая сигнальная система достигает той степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка с другими людьми. Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно. Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы. Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки, которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с ним «общий язык». Это — глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком слов и умением их произносить существует огромная дистанция, не меньшая, чем, например, между пониманием мелодии (например, «Лунной сонаты» Бетховена) и умением самому исполнить ее на фортепьяно. Отсутствие нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка. Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.

Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших. полушарий. Речь, по определению И. П. Павлова, стала орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. Человек обозначает словами все то, что он воспринимает при помощи рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» позволяет отвлечься от конкретных предметов и явлений, являясь основой развития отвлеченного, человеческого мышления.

Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений индивидуума с окружающей общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована. Вне общества без общения с другими людьми вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи, не умели говорить, и, так же как люди, в молодом возрасте изолированные от других людей, вырастали умственно отсталыми. Необходимость понимания особенностей формирования высшей нервной деятельности, а значит и личности человека врачу чрезвычайно важны.

Источник

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Впервые идеи о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга, составляющих основу поведения челове­ка, были изложены И. М. Сеченовым. Развивая эти представления, И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. Он доказал, что в подкорковых ядрах, мозговом стволе, спинном моз­ге осуществляются врожденные рефлекторные реакции, а в коре большого мозга нервные связи вырабатываются заново в процессе индивидуальной жизни человека в результате сочетания множест­ва воспринимаемых корой раздражений.

Установлено, что у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутрен­него состояния организма, при соответствующих условиях возни­кает безусловное или условное торможение, наблюдаются ирради­ация и концентрация возбуждения и торможения, индукция, дина­мическая стереотипия и т. д. Производится анализ и синтез сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов и составляющих пер­вую сигнальную систему. В процессе социального разви­тия у человека появилась и усовершенствовалась вторая сиг­нальная система, связанная с речью. Способность понимать, а затем и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактиль­ными и другими впечатлениями о внешних объектах.

Формирование в коре головного мозга временных связей пер­вой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинает­ся уже через несколько дней после рождения. В 7—10-дневном возрасте могут быть выработаны первые условные рефлексы. Со­сательные движения губ младенца появляются еще до того, как сосок груди вложен в рот. К концу 1-го месяца могут быть выра­ботаны условные рефлексы на звуковые, а на 2-м месяце на свето­вые сигналы.

Читайте также:  Развитие мышления ребенка в младшем школьном возрасте

Скорость образования условных рефлексов с возрастом быстро возрастает. Если в месячном возрасте для создания временной связи нужно произвести много сочетаний условного и безусловно­го раздражителей, то в 2—4-месячном для этого достаточно не­скольких сочетаний. Условное торможение у ребенка вырабатыва­ется несколько позже — на 2—4-м месяцах, при этом разные фор­мы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцйровочное торможение, позднее — запазды-вательное. По мере развития ребенка различные виды условного торможения вырабатываются все быстрее.

Первые признаки развития второй сигнальной системы появ­ляются у ребенка во второй половине 1-го года жизни. Если мно­гократно называть и показывать какой-либо предмет, то при сло­ве, его обозначающем, у ребенка на него появляется реакция. Вна­чале появляется узнавание слов, а затем ребенок учится сам называть предметы. Позже он начинает пользоваться приобретен­ным запасом слов для воздействия на других людей. Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, то он назы­вает ее, пока не получит желаемое. Вторая сигнальная система в это время уже становится средством общения.

взгляды на психические расстройства – предыдущая | следующая – развитие речи у детей

Содержание. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста

Источник

Способность к формированию в коре больших полушарий головного мозга временных
связей первой сигнальной системы у детей, родившихся в срок,
проявляется уже через несколько дней после, рождения. В 7 10-дневном возрасте
могут быть выработаны у ребенка первые условные рефлексы.

При переводе ребенка в положение кормления грудью появляются сосательные
движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу первого месяца жизни
могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на
втором месяце — и на световые сигналы.

У недоношенных младенцев, родившихся раньше срока, условные рефлексы
вырабатываются много позднее, примерно ко времени, соответствующему недельному
возрасту доношенного ребенка (Н. И. Касаткин, А. А. Волохов). Очевидно, лишь к
этому сроку мозг достигает того уровня развития, которое необходимо для
установления временных связей.

Скорость образовании условных рефлексов быстро возрастает в течение первых
месяцев жизни. Так, в месячном возрасте необходимо произвести десятки сочетаний
условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в
возрасте же 2—4 месяцев достаточно для этого всего нескольких сочетаний.

Условное торможение вырабатывается у ребенка позднее — на 2—4-м месяце; при
этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает
дифференцировочное торможение, позднее — запаздывательное.

По мере развития ребенка различные виды внутреннего торможения вырабатываются
все легче и быстрее.

В течение первого полугодия жизни ребенка звуки речи окружающих людей не
имеют для него особого значения; они являются такими же раздражителями слухового
анализатора, как и любые другие звуки. Первые признаки развития второй
сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине первого года
жизни.

Для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетание
словесного обозначения людей и предметов с конкретными их образами. Если
многократно называется и показывается какой-либо человек или предмет, то при
соответствующем слове у ребенка появляется на него реакция. Так, при слове
«мама» ребенок поворачивается к матери.

Позднее, после того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок сам
начинает называть предметы. Наконец, еще позднее ребенок начинает пользоваться
тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей.

Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, то он
многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет
дана. Это свидетельствует, что вторая сигнальная система уже достигает той
степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка
с другими людьми.

Развитие и совершенствование второй сигнальной системы происходит у человека
непрерывно в процессе обучения. Любое обучение и любая творческая деятельность
связаны с непрерывным совершенствованием второй сигнальной системы. Высшего
своего развития она достигает в процессе познания закономерностей природы и
общества.

Источник

Первая
сигнальная система 
имеется
как у животных, так и у человека. Она
обеспечивает конкретное предметное
мышление, т.е. анализ и синтез конкретных
сигналов от предметов и явлений внеш­
него мира, поступающих в головной мозг
через рецепторы органов чувств.

Вторая
сигнальная система 
имеется
только у человека. Ее воз­ никновение
связано с развитием речи. При восприятии
произноси­ мых слов органом слуха или
при чтении возникает ассоциация с ка­
ким-либо предметом или действием, которое
обозначает данное сло­ во. Таким
образом, слово является символом. Вторая
сигнальная система связана с усвоением
информации, поступающей именно в виде
символов, в первую очередь — слов. Она
делает возможным существование
абстрактного мышления. Первая и вторая
сигнальные системы находятся у человека
в тесном и постоянном взаимодей­

435

ствии.
Вторая сигнальная система появляется
у ребенка позже пер­ вой. Развитие ее
связано с обучением речи и письму.

Речь
— уникальная способность человека к
знаково-символичес- кому отражению
предметов окружающего мира. Именно речь
фор­ мирует, по выражению И. П. Павлова,
«специально человеческое высшее
мышление». Именно слово является
«сигналом сигналов», т.е. тем, что может
вызвать представление о предмете без
его предъявления. Речь делает возможным
обучение без непосред­ ственного
обращения к изучаемым предметам. Она
является высшей функцией центральной
нервной системы, в первую очередь коры
больших полушарий головного мозга.

Читайте также:  Комплекс занятий на развитие речи ребенка 7 лет

Речь
подразделяется на устную и письменную.
Каждая из них имеет собственные корковые
центры. Под устной
речью 
понима­
ют произношение определенных слов или
других звуковых сигна­ лов, имеющих
определенное предметное значение. Письменная
речь 
заключается
в передаче какой-либо информации в виде
за­ печатленных символов (букв,
иероглифов и других знаков) на опре­
деленном носителе (бумаге, пергаменте,
магнитном носителе и др.). Развитие речи
у ребенка — сложный и длительный процесс.
В воз­ расте от 1 до 5 лет ребенок учится
общаться с помощью слов. К 5 — 7-летнему
возрасту возможно овладение навыками
письма и счета.

Таким
образом, первая сигнальная система
подразумевает под собой получение
определенных жизненных навыков при
непо­ средственном взаимодействии с
окружающей средой без сознатель­ ной
передачи полученного жизненного опыта
от одного поколения к другому. Вторая
сигнальная система заключается в
восприятии окружающего мира как в
непосредственном контакте с ним, так и
при помощи осмысления различной
информации, получаемой о нем. Эта
информация может передаваться от одного
индивидуума к дру­ гому, из поколения
в поколение.

Образное и вербальное мышление. Функциональная асимметрия коры больших полушарий. Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем и подкорковых образований.

Мышление-
это процесс познавательной деятельности
человека, проявляющийся обобщенным
отражением явлений внешнего мира и
своих внутренних переживаний. Сущность
мышления состоит в способности мысленно
моделировать события в любом временном
направлении. Мышление имеет 2 аспекта:
распознавание, т.е. принятие решения и
устойчивая стратегия выполнения
поставленной задачи. Формирование
мышления начинается между первым и
вторым годами.В период с 2 до 7 лет идет
первая фаза формирования человеческого
мышления. Она проявляется способностью
мысленно осуществлять какие-либо
действия и ребенок приобретает способность
прогнозировать результаты определенных
действий. В то же время действие пока
еще остается основным элементом мышления
(птица то, что летает). С 7 до 10 лет протекает
вторая фаза. Возникает способность к
логичному рассуждению и построению
достаточно сложных умозаключений. В
возрасте 11-15 лет идет 3 фаза. Мозг
приобретает способность к сложным
абстракциям, оценке гипотез. Выделяют
3 формы мышления: наглядно-действенное,
Наглядно-действенное проявляется в
реализации действий. Образное мышление
это оперирование образами.
Абстрактно-логическое мышление использует
понятиями, суждениями, умозаключениями,
построенными с помощью абстрактных
символов – слов, формул и т.д. Оно возможно
лишь при наличии речи. Первая фаза
мышления, т.е. стратегия: решения задач
осуществляется нейронами, теменно-затылочных,
височных и лобных областей коры, а также
лимбическими структурами. Каждое
полушарие обладает собственными
ощущениями, восприятием, мыслями,
воспоминаниями, эмоциональной оценкой
событий.Правое обеспечивает
наглядно-действенное и образное мышление.
Левое абстрактно-логическое. Сознание-это
высший уровень психического отражения
действительности. Иметь сознание, это
иметь возможобразное
и абстрактно-логическое или вербальное.

ность осознавать себя как личность,
анализировать свою психическую
деятельность, а также передать свое
знание другой личности. К сознанию можно
отнести и 2 неосознаваемых психических
процесса:1.Подсознание. В него входит
все то, что уже было осознано и закреплено
в памяти. Поэтому может быть осознано
вновь при определенных условиях..2.Сверхсознание
или интуиция. Им объясняются процессы
творчества, не контролируемые сознанием.
Нейрофизиологической основой сверхсознания
является актуализация определенных
следов памяти, их сложная комбинация и
создание совершенно новых связей. В
настоящее время процесс сознания
связывается с модульными колонками
коры. Кора состоит из множества
вертикальных колонок, проходящих через
все ее слои. В этих колонках нейроны
связаны между собой синаптическими
контактами. Несколько вертикальных
колонок объединяются в крупную модульную.
Такая колонка способна обрабатывать
большой объем информации.

Долгое
время ученые считали, что мозг — парный
орган, как легкие, почки, а функция одного
полушария полностью соответствует
функциям другого. Действительно, левое
полушарие отвечает за движения правых
конечностей и за чувствительность
правой половины тела, а правое — за
движения левых конечностей и все виды
чувствительности слева.

Единственным
исключением считалась способность к
речевому общению, к пониманию и
продуцированию речи. Как показывают
результаты при расщеплении мозга, левое
полушарие в основном ответственно за
язык и речь, оно специализируется на
оперировании словами, а правое управляет
навыками, связанными со зрительным и
пространственным опытом, т. е. оно
отвечает за ориентацию в пространстве
и некоторые эмоциональные состояния.

Выявлены
тонкие различия в способах переработки
информации обоими полушариями. Полагают,
что левое полушарие перерабатывает
полученную информацию аналитически и
последовательно, а правое — одновременно
и целостно.

Правое
полушарие не рассматривает отдельные
части, оно склонно воспринимать цельные
конструкции. Левое полушарие полностью
сохраняет способность к речевому
общению, способствует пониманию
обращенной к человеку речи, как устной,
так и письменной, помогает давать
грамматически правильные ответы,
оперировать цифрами и математическими
формулами. Но в отличие от правого
полушария левое — не способно различать
ни интонацию, ни модуляции голоса. Оно
не чувствительно к музыке, но реакция
на ритм в звуках имеется.

При
нарушении связей между полушариями,
при повреждении мозолистого тела, правая
рука, подчиненная левому полушарию,
сохраняет способность к письму, но
утрачивает способность к рисованию,
конструированию, узнаванию предметов
на ощупь. Левая рука, подчиненная правому
полушарию, с подобного типа заданиями
справляется легко, но человек испытывает
серьезные «трудности» при назывании
предмета. Это объясняется тем, что правое
полушарие в отличие от левого «понимает»
речь в ограниченном объеме и к
речевысказыванию не способно.

Читайте также:  Центр развития ребенка в рублево

Правое
полушарие 

невербальное, образное, зрительное,
сенсорное, ассоциативное; обработка
информации в нем происходит глобально.
К функциям правого полушария относится
хранение памяти о тех стимулах, которые
трудны для вербализации. В правом
полушарии как бы находится своеобразная
«картотека памяти».

Левое
полушарие 

вербальное, логическое, «рассудочное».
Обработка информации происходит
аналитически, последовательно.

Для
нормальной работы мозга необходима
тесная взаимосвязь обоих полушарий. В
результате нарушения специализации
полушарий, их совместной деятельности
в реализации высших психических функций,
в том числе и речевой, отмечается снижение
интеллектуально-познавательной
деятельности человека.

Интересно,
что у более 95% всех праворуких людей, не
имевших в раннем возрасте травм или
поражений мозга, язык и речь контролируются
левым полушарием. У остальных 5% — правым.
Большая часть леворуких — около 70% —
также имеют речевые зоны в левом
полушарии. У оставшейся половины левшей
(около 15%) речь контролируется одним
правым полушарием, а у другой половины
(15%) контроль за речевой функцией
осуществляется и правым, и левым
полушариями одновременно.

О пластичности
мозга в раннем возрасте 
свидетельствуют
следующие данные. Если у детей было
повреждено левое полушарие, то правое
либо полностью контролирует, либо
участвует в контроле над речью у 70%
леворуких и 19% праворуких. Правое
полушарие у этих людей приобрело
способность управлять речью и
компенсировало таким образом ущерб,
причиненный в раннем возрасте левому
полушарию.

При
рождении 
у
ребенкане
удается обнаружить различий 
ни
в строении, ни в деятельности правого
и левого полушарий. В их симметричных
точках имеется идентичная по характеру
нервных клеток и степени их развития
мозговая ткань.На
втором году 
жизни
ребенканачинают
выявляться 
некоторыеразличия 
формируются речевые области в левом
полушарии. К двум годам развитие речевых
областей можно считать в основном
законченным.

У
«левополушарного» человека (у которого
правое полушарие выключено, а левое
работает) речь сохранена. Речевая
активность повышена, их словарь богаче
и разнообразнее. Но речь у такого человека
монотонная, она утрачивает выразительность
интонаций. «Левополушарный» человек
плохо различает голоса говорящих людей,
резко ухудшается распознавание интонаций.
Человек перестает узнавать и неречевые
звуки: смех, кашель; звуки, издаваемые
транспортом, животными и др.

У
«правополушарного» человека отмечается
резкое обеднение словаря. Его пониманию
доступны только короткие, простые фразы.
Сам говорит отдельными словами, но,
несмотря на скудность словаря, у такого
человека сохраняется интонационный
рисунок речи; он легко узнает музыкальные
мелодии, неречевые звуки, прекрасно
различает голоса, интонации других
людей. Итак, образное восприятие у
«правополушарного» человека обострено
по сравнению с нормой, а восприятие и
отвлеченное мышление заторможены,
снижены. Следовательно, «специализация»
полушарий — явление не врожденное, а
вырабатываемое. Влевом полушарии
головного мозга локализованы: смысловое
восприятие и воспроизведение речи,
письмо, самосознание, тонкий двигательный
контроль пальцев обеих рук, логическое,
абстрактное, аналитическое мышление,
арифметический счет, музыкальная
композиция, пространство цветов,
положительные эмоции.

В правомполушарии
головного мозга локализованы:
пространственно-зрительные способности,
интуиция, музыка, просодическая сторона
речи, грубые движения всей руки, целостное
восприятие, отрицательные эмоции, юмор.
Оно не воспринимает глаголов, абстрактных
терминов.

Взаимоотношения:
В каждом акте поведения человека
обнаруживается участие трех групп
межнейронных связей: безусловнорефлекторных
временных связей первой сигнальной
системы временных связей второй
сигнальной системы. Те нервные структуры,
в которых формируются все эти связи,
составляют как бы три инстанции, постоянно
между собой, взаимодействующие.

 Анализ
физиологических механизмов поведения
человека показывает, что оно является
результатом совместной деятельности
обеих сигнальных систем и подкорки.
Вторая сигнальная система, по словам
И. П. Павлова,- «высший регулятор
человеческого поведения» — преобладает
над первой и в некоторой мере подавляет
ее. Вместе с тем первая сигнальная
система в известной степени контролирует
деятельность второй. Возникновение
второй сигнальной системы качественно
изменяет первую сигнальную систему.
Социальная детерминированность второй
сигнальной системы сказывается и на
первой: у человека реакции и первой
сигнальной системы в большой мере
определяются социальной средой.
Деятельность первой и второй сигнальных
систем проверяется практикой. Если
условнорефлекторные реакции не находятся
в соответствии с внешними условиями, в
которых находится организм, то это
вызывает их перестройку, изменяются
временные связи, затормаживаются те
или иные условные рефлексы. Контроль
практики особенно важен в функциях
второй сигнальной системы. Именно с
этим связано известное выражение, что
слово должно быть подкреплено делом.
Деятельность обеих сигнальных систем,
деятельность коры полушарий мозга в
целом находится в сложных соотношениях
с подкорковыми центрами. Человек может
произвольно затормаживать свои,
безусловно-рефлекторные реакции,
сдерживать многие проявления своих
инстинктов и эмоций. Он может подавлять
оборонительные рефлексы в ответ на
болевые раздражения, пищевые и половые
рефлексы. Вместе с тем подкорковые ядра,
ядра мозгового ствола и ретикулярная
формация являются источниками импульсов,
поддерживающих нормальный тонус коры.

Соседние файлы в предмете Нормальная физиология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник