Развитие педагогами учебных способностей ребенка

Развитие педагогами учебных способностей ребенка thumbnail

Выполнила Туманова О.В. Педагогические способности. Формирование педагогичес...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выполнила Туманова О.В. Педагогические способности. Формирование педагогичес

Описание слайда:

Выполнила Туманова О.В. Педагогические способности. Формирование педагогических способностей.

2 слайд

Актуальность Профессия Учителя, Педагога, так же как профессия врача, являетс

Описание слайда:

Актуальность Профессия Учителя, Педагога, так же как профессия врача, является одной из древнейших. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых несколько десятков тысяч профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.

3 слайд

Исследователи 	 Отечественные исследователи педагогических способностей в 60-

Описание слайда:

Исследователи Отечественные исследователи педагогических способностей в 60-е годы выделили целый набор этих способностей.Так, Н. Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие: -Способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; -Способность понимать обучающихся, базирующаяся на наблюдательности; -Самостоятельный и творческий склад мышления -Находчивость или быстрая и точная ориентировка; -Организаторские способности, необходимые как для “обеспечения систем работы самого педагога, так и для создания хорошего коллектива.

4 слайд

Педагогические способности- Развивая и детализируя содержание этих пяти основ

Описание слайда:

Педагогические способности- Развивая и детализируя содержание этих пяти основных способностей, объединив которые, получим такие их группы. Способность делать учебный материал доступным обучающимся и способность связывать учебный материал с жизнью образуют одну как бы собственно дидактическую группу «передачи знаний в краткой и интересной форме». Понимание педагога обучающего, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность по отношению к детям — это вторая группа способностей, связанных с рефлексивно-гностическими способностями человека. Педагогически волевое влияние на детей, педагогическая требовательность, педагогический такт, способность организовать детский коллектив — это, как бы сейчас назвали интерактивно-коммуникативные способности.

5 слайд

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ

Описание слайда:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ОРГАНИЗАТОРСКИЕ АВТОРИТАРНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ВООБРАЖЕНИЕ

6 слайд

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 	Дидактические способности — способности передават

Описание слайда:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Академические способности —способный педагог знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности обучающихся, связанном с представлением о том, что из воспитанника получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

7 слайд

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 	 Перцептивные способности — способности проникать

Описание слайда:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир , воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучающегося и его временных психических состояний. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

8 слайд

Авторитарные способности — способность не посредственного эмоционально-волев

Описание слайда:

Авторитарные способности — способность не посредственного эмоционально-волевого влияния на обучающихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта педагога и т. д.) Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к обучающимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

9 слайд

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ «Процесс развития способностей человека есть процесс

Описание слайда:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ «Процесс развития способностей человека есть процесс развития человека. …Освоение человеком, определенных знаний и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития — развития умственных способностей».

10 слайд

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ 	Наиболее развернутое определение способностей было

Описание слайда:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ Наиболее развернутое определение способностей было дано Б. М. Тепловым. Способности-индивидуально-психологические особенности человека,проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. Способности, согласно , не сводятся к навыкам и умениям,а отличают одного человека от другого в отношении успешности выполнения определенной деятельности.

11 слайд

Признаки способностей: во-первых, специфическую чувствительность к объекту,

Описание слайда:

Признаки способностей: во-первых, специфическую чувствительность к объекту, средствам и условиям педагогического труда, во-вторых, специфическую чувствительность к созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности обучающегося. В соответствии со сказанным, в педагогических способностях мы выделили два взаимосвязанных уровня: рефлексивный (перцептивно-рефлексивные способности обращены к объекту-субъекту педагогического воздействия и обусловливают интенсивность формирования чувственного опыта личности педагога); проективный (проективные педагогические способности обращены к способам воздействия на объект-субъект — обучающегося, на его потребность в развитии, самоутверждении, гражданственном и профессиональном становлении). СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

12 слайд

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ Рефлексивный уровень педагогических способностей вкл

Описание слайда:

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ Рефлексивный уровень педагогических способностей включает три вида чувствительности: «чувство объекта» ; 2) «чувство, меры или такта»; 3) «чувство причастности» . Педагог может сформировать у обучающегося только то, чем обладает сам. Поэтому формирование искомых способностей у обучающихся предполагает достаточно высокий уровень их сформированности у педагогов, обеспечивающий выработку соответствующих педагогических стратегий воздействия.  

13 слайд

Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об

Описание слайда:

Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об обучающихся, позволяющей использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность обучающегося в саморазвитии и самоутверждении. Педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог нечувствителен к потребностям и возможностям обучающегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой педагог в процессе обучения не накапливает плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее», внушение. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Читайте также:  Развитие ребенка в 3 года рост вес что умеет

14 слайд

В процессе профессионального обучения у будущих специалистов формируются знан

Описание слайда:

В процессе профессионального обучения у будущих специалистов формируются знания в разных областях на­ук. Но эти знания не сводятся к приобретению рецептов и алгоритмов на все случаи жизни. Конкретные решения в конкретных ситуациях принимает сам педагог. Одна из важнейших задач подготовки педагогических кадров — это развитие их творческого потенциала. В основе успешного осуществления педагогической деятельности лежит творчество. Без развития творческих способностей, возможностей педагога разговор о его профессиональном мастерстве лишен всякого смысла. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

15 слайд

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 	 Каждая деятельность предполагает к

Описание слайда:

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Каждая деятельность предполагает конкретную цель. Способность достичь ее формирует чувство уверенности в своих силах. Для обучающегося – это успешное овладение учебным материалом, для педагога – чувство профессиональной компетентности. Именно взаимный успех в совместной деятельности формирует чувство собственной значимости, компетентности, что очень важно для положительной Я-концепции, как самому педагогу, так и обучающемуся, причем это имеет пролонгированные последствия. Позитивная самооценка педагога придает ему уверенность, в большей мере способствует раскрытию не только собственных креативных возможностей, но и способствует в большей мере раскрытию таковых у обучающихся.

16 слайд

Успех овладения профессиональными основами мастерства во многом зависит от

Описание слайда:

Успех овладения профессиональными основами мастерства во многом зависит от направленности личности, ее интересов, потребностей. Это тот потенциал, который будет определять меру готовности специалиста воспринимать учебный процесс и активно в нем участвовать. Любая профессия, предполагающая работу с людьми, предъявляет требование творческого подхода в каждой конкретной ситуации. Формирование педагогических способностей

17 слайд

Давно доказано, что педагогические способности формируются в деятельности.

Описание слайда:

Давно доказано, что педагогические способности формируются в деятельности. Исследования позволили сделать вывод, что в процессе деятельности способности не только формируются, но и деформируются, если мы не знаем их сущности, не владеем технологиями их развития и совершенствования. Формирование педагогических способностей

18 слайд

Связь индивидуальных особенностей и способностей 	Индивидуально-психологическ

Описание слайда:

Связь индивидуальных особенностей и способностей Индивидуально-психологические особенности субъекта педагогической деятельности внутренне связаны со способностями человека — одной из его характерных черт. По авторитетному утверждению и В. Д. Небылицына, хотя «способности человека формируются по специфическим психологическим закономерностям, а не заложены в свойствах нервной системы, то, конечно, процессы обучения будут протекать иначе у лиц с высокой и низкой динамичностью нервных процессов, а музыкальный слух будет иначе формироваться у лиц с нервной системой высокой и низкой чувствительности».

19 слайд

Связь индивидуальных особенностей и способностей 	При этом сами способности р

Описание слайда:

Связь индивидуальных особенностей и способностей При этом сами способности рассматриваются в психологии по-разному: способности и задатки не различаются; задатки суть психофизиологические предпосылки способностей; способность есть ансамбль свойств, включающих эмоционально-волевые особенности и систему отношений; способность как определенная совокупность знаний; способность как возможность, предпосылка деятельности, успешности ее выполнения.

20 слайд

Заключение 	В педагогической деятельности для гармонии проявления педагогичес

Описание слайда:

Заключение В педагогической деятельности для гармонии проявления педагогических способностей необходим контроль за своим эмоциональным состоянием, и в этой связи крайне важны волевые проявления эмоциональной устойчивости. Педагогические способности проявляются, интегрировано, дополняя или компенсируя друг друга. Они безусловно взаимосвязаны. Таким образом, в общих требованиях к духовно-нравственной готовности и деятельностной состоятельности педагога отражаются специфика профессиональной деятельности и индивидуальные особенности личности педагога.

Выберите книгу со скидкой:

Развитие педагогами учебных способностей ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Развитие педагогами учебных способностей ребенка

Курс повышения квалификации

Развитие педагогами учебных способностей ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Развитие педагогами учебных способностей ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1224226

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Педагогические способности.

Педагогические способности – сложное целостно-структурное психическое образование, складывающееся прижизненно в процессе педагогической деятельности и под её воздействием.

    Условно (чисто рабочее деление) общих способностей 4 группы:

1 группа: дидактические способности (связаны с осуществлением информационной функцией педагога – передачей информации детям).

2 группа: организационно-коммуникативные (осуществление организаторской функции и общение).

3 группа: личностные способности (связаны, в основном, с осуществлением воспитательной функцией педагога).

4 группа: специальные способности

Основной стержень педагогических способностей – расположенность к детям, которая пронизывает все стороны деятельности педагога (расположенность к детям – это сердечная привязанность к ним, желание с ними работать; чувство глубокого удовлетворения от общения с детьми, внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к ним).

Это единственная педагогическая способность, отсутствие которой у педагога ничем компенсировать нельзя. Маскировать её отсутствие, «притворяться», не удастся. Дети очень наблюдательны и чувствуют, искренне любит их педагог, любит свое дело или лишь выполняет тягостную для него обязанность.

ТАБЛИЦА

 «ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

ЛИЧНОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

СПОСОБНОСТИ

СПОСОБНОСТЬ ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДЕТЯМ

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ

СПОСОБНОСТИ

ПЕТЬ, ТАНЦЕВАТЬ И ДР.

ЭКСПРЕССИВНО – РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ

СПОСОБНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

АКАДЕМИЧЕСКИЕ

(ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ)

СПОСОБНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ТАКТ

СПОСОБНОСТЬ К

САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ

  1.                 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
  2.                     ВНИМАНИЯ

СУГГЕСТИВНЫЕ

СПОСОБНОСТИ

Читайте также:  Тесты для родителей уровень развития ребенка

Рассмотрим  подробнее все  группы  способностей.

1 группа: ДИДАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

  1. СПОСОБНОСТЬ ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДЕТЯМ: способность объяснять, пояснять, разъяснять, способность делать свою мысль максимально понятной для другого.

Способный педагог делает содержание любого учебного вопроса доступным для ребенка (трудное сделать легким, сложное – простым, непонятное – понятным), преподносит им материал ясно, вызывая интерес к изучаемому предмету.

В основе данной способности лежит учет педагогом психологии ребенка, уровня его подготовки, предвидения возможных затруднений детей при усвоении учебного материала. Некоторым воспитателям  ДОУ объясняемый материал кажется простым и не требующим разъяснений – в этом случае они ориентируются на себя, а не на ребенка, рассматривают материал применительно к себе. Хороший воспитатель способен представить себя на месте детей, исходя из того, что ясное и понятное ему может быть совсем неясным и непонятным им. Под этим углом зрения продумывается и планируется характер и форма изложения информации  для  детей.

В процессе изложения педагог по целому ряду признаков (поведение, выражение лица, поза и т.д.) может составить верное впечатление о том, как дети усваивают то, о чем он говорит, и перестроиться в случае необходимости.

Хороший педагог всегда стремится внести в свою работу новое, оригинальное, используя опыт работы лучших педагогов-новаторов, заимствуя у них все ценное, но, никогда не копируя их слепо и бездумно. Хороший опыт необходимо перерабатывать применительно к своим условиям, своим психологическим особенностям, понимая, что у него иной класс, другие дети и сам он – другой человек.

  1. ЭКСПРЕССИВНО – РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ: педагог находится в постоянном речевом общении с учащимися и от того, как он способен осуществить эту функцию, каковы особенности его речи, зависит успех его педагогической деятельности.

Экспрессивно-речевые способности – это способности выражать свои мысли и чувства в речевой форме, окрашенной выразительной мимикой и пантомимикой. Иногда эти способности называют ораторскими.

Речь педагога должна быть эмоционально выразительной (эмоционально окрашенной), интонационно яркой, задушевной, с четкой дикцией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических и фонетических погрешностей, проникновенной, создающей атмосферу искренности и доверия в общении с учениками.

Речь педагога представляет собой совокупность трех знаковых средств:

  1. Лингвистической (собственно речь, язык)
  2. Паралингвистической (выразительная интонация, правильная расстановка акцентов, умелое использование пауз).
  3. Кинетической (мимика, пантомимика, поза, жестикуляция).

При изложении материала педагогу следует избегать длинных фраз и сложных словесных конструкций. Очень оживляет речь уместный юмор, шутка, доброжелательная ирония.

Однообразная, тягучая, монотонная речь быстро утомляет, вызывает скуку, апатию, вялость, безразличие. Слишком торопливый темп речи «скороговорка» мешает усвоению и тоже быстро утомляет.

Влияет и громкость речи: чересчур громкая, резкая, крикливая речь нервирует учащихся; слабый, тихий голос учителя плохо слышен.

Жесты оживляют речь, но слишком частая, однообразная суетливая жестикуляция и резкие движения раздражают.

Педагог не должен перегружать свою речь большим количеством незнакомых учащимся, излишних терминов и формулировок.

Для педагога очень важна способность говорить экспромтом, говорить содержательно, гладко, без ненужных пауз, запинок. Педагог, хорошо знающий материал, из года в год повторяющий его, обычно излагает его без каких-либо трудностей.  Но его речь становится неузнаваемой – бедной и невыразительной, как только он начинает говорить без предварительной подготовки. В основе способности к экспромту лежат такие способности как богатство словесных ассоциаций, свободный отбор языковых средств, богатство словарного запаса, вербальная память.

  1. АКАДЕМИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) СПОСОБНОСТИ.  

Под академическими (познавательными) способностями понимают потребность педагога в постоянном углублении и расширении своих знаний. Прежде всего, это касается знаний в области преподаваемого предмета, методической литературы, знакомства с опытом лучших учителей – новаторов. Учитель обязан постоянно расширять свой кругозор. При обучении в современных условиях, когда стремительно нарастает поток информации, школьники требуют от учителя не только знаний, значительно превосходящих по объему учебник, но и развития общих познавательных интересов, широкой эрудиции, разносторонних знаний в смежных областях науки. Таким образом, академические способности предполагают:

  1. Глубокое и свободное владение материалом учебного предмета, знакомство с новыми исследованиями в этой науке.
  2. Широкую образованность, эрудицию в смежных областях науки.

Нельзя научить других тому, что сам не изучил досконально, в чем не разобрался во всех деталях. Это предполагает весьма основательную содержательную подготовку к каждому уроку с привлечением дополнительных материалов, раздвигающих рамки учебника. В.А. Сухомлинский очень образно выразил эту мысль, указав, что для того, чтобы дать ученикам искорку знаний, сам учитель должен выпить целое море света. А его последователь Н.И.Кодак, продолжая мысль своего учителя, подчеркивал, что педагог должен стремиться достичь в своем предмете такого капитального уровня знаний, такой эрудиции, чтобы удивить, восхитить и зажечь учащегося.

   Глубина и разносторонность интересов школьников порой ставит в трудное положение учителей. Они не всегда могут со знанием дела ответить на сложные вопросы учащегося. По выражению П.П. Блонского, «учитель – не энциклопедический словарь», не на все вопросы он может ответить сразу, но он должен помочь учащимся, может быть совместно с ними, разобраться в этих вопросах. Дети очень чутки в оценке эрудиции учителя, узость и недостаточность его знаний легко отличаются школьниками, следствием чего является значительное снижение авторитета педагога.

  1.  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ.
Читайте также:  Возрастная периодизация развития ребенка характеристика

Важной педагогической способностью является способность распределять внимание между двумя или несколькими видами деятельности. Педагогу необходимо внимательно следить за содержанием и формой излагаемого им материала, и в то же время держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки утомления, невнимательности, непонимания, случаи нарушения дисциплины, следить за своим собственном поведением (позой, жестами, мимикой, походкой и т.д.).

2 группа: ОРГАНИЗАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

  1. КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

Коммуникативная способность педагога определяется его способностью устанавливать, формировать у себя педагогически-целесообразную позицию в отношении школьников, которая определяет стиль и тон его взаимоотношений с учащимися. Педагог должен воздерживаться от двух крайностей, двух полярных форм общения с учащимися:

1 позиция: основана на авторитете положения – постоянным подчеркиванием разницы положений, стремлением держать учеников на «дистанции», противостоянии учителя и учащихся, «мы» – учителя и «они» – школьники. Стиль и тон отношения к ученикам – холодный, высокомерный, требовательный, постоянное подчеркивание своего превосходства.

2 позиция: основана на «размывании» границ между учителем и учениками, на установлении псевдодружеских, даже фамильярных отношений.

   Для определения педагогически целесообразной позиции в течение ряда лет по инициативе Ф.Н.Гоноболина проводились беседы с подростками и старшими школьниками на тему: «Какого учителя вы бы назвали идеальным учителем? Охарактеризуйте его». Если раньше учащиеся отвечали, что идеальный педагог – это тот, кто прекрасно знает свой предмет; преподает очень интересно; объясняет так, что все становится совершенно ясным и понятным; т.е. начинали характеристику с указаний на дидактические способности учителя, то теперь «центр тяжести» переносится на личность учителя «идеальный учитель – это такой к которому запросто можно подойти и посоветоваться в трудных случаях жизни». Иначе говоря, если раньше идеальный учитель воспринимался учащимися прежде всего как «преподаватель», то теперь как «авторитетная личность». С этой позиции педагог должен строить систему взаимоотношений с учениками: это контакт с детьми, основанный на отношениях сотрудничества, взаимоуважения; это способность общаться с детьми, быть для них близким человеком, не теряя авторитета старшего.

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ.

Это чувство меры в поведении и обращении учителя к учащимся, способность находить наиболее педагогически целесообразные меры воздействия на учащихся; умелое сочетание уважения к личному достоинству и разумной требовательности к нему; доверия и систематического контроля, проверки; способность устанавливать деловой и психологический контакт с учащимися, чуткость и эмпатия, способность чувствовать боль другого человека, прийти ему на помощь и сделать это так, чтобы не задеть, не унизить, не обидеть его болезненного порой самолюбия.

  1. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ.

Проявляются в:

  1. В способности организовать детский коллектив
  2. В способности организовать самого себя как субъекта педагогической деятельности.
  1. Учитель прежде всего – организатор детского коллектива. Он должен организовать коллектив учащихся, сплотить его, наладить отношения дружбы и товарищеской взаимопомощи. Разумеется, педагог не всегда должен играть роль непосредственного организатора. Чем старше дети, тем больше он представляет им инициативы и самостоятельности.
  2. Организация учителем своей деятельности предполагает аккуратность, деловитость, четкость и точность, умение планировать деятельность и осуществлять самоконтроль. Учитель никогда не опаздывает (это быстро передается ученикам), использует каждую минуту урока. У опытных учителей вырабатывается чувство времени – умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки. В течение урока, конечно, бывают иногда непредвиденные потери времени. Учитель должен уметь контролировать и вовремя вносить коррективы в ход урока. Для выработки «чувства времени» заранее в конспектах урока делать разметки времени, отмечая, что нужно сделать к истечению 10, 20, 30 минут урока, подготовить дополнительный материал, который можно использовать, если образуется непредвиденный резерв времени, отметить материал, который можно снять (однотипные задания) или перенести на следующий урок, если не хватает времени.

Организованность педагога очень высоко ценится учащимися.

4. СУГГЕСТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

В переводе с латинского –«основанные на внушении», выражаются в волевом воздействии учителя на учащихся, в его способности предъявлять требования и добиваться их безусловного выполнения.

  Людям со слабой волей работать в школе очень трудно. Суггестивные способности у них могут развиться с большим трудом. Говоря о способности к внушающему воздействию имеет значение уверенность в себе, чувство ответственности за обучение и воспитание школьников, убежденность в своей правоте. Речь идет о способности требовать, добиваться своего, но добиваться спокойно, без грубого нажима, принуждения и угроз. При этом имеет большое значение убедительность доводов педагога, его аргументация. Не последнюю роль играют тон и стиль речевого выражения требования (важно как сказать).

  Педагоги без суггестивных способностей преподносят учащимся требования, указания, даже домашние задания в просительно-неуверенном, беспомощном, упрашивающем, порой даже извиняющемся тоне под протестующий хоровой «аккомпанемент» учащихся. Ученики тонко понимают, что учитель не чувствует себя хозяином положения («все равно не выполнят домашнего задания») и бравируют своей безнаказанностью.

3 группа: ЛИЧНОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

  1. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

(от латинского слова «перцепция», что означает «восприятие») – это способности учителя воспринимать ученика, и не только его внешние особенности, а главным образом, его внутренний мир; это своеобразная проницательность, связанная с тонким пониманием личности ученика и его психических состояний. Способный педагог по незначительным признакам улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика и правильно понимает, что значат эти изменения («читать по лицу, по голосу, по походке