Развитие памяти у ребенка с зпр

Развитие памяти у ребенка с зпр thumbnail

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

    Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной из наиболее важных и актуальных  проблем коррекционной педагогики  и психологии.

   В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Наиболее многочисленной категорией являются дети с задержкой психического развития (ЗПР).

   Категория детей с ЗПР полиморфна. Психологическая структура задержек в психическом развитии в дошкольном возрасте сложна. У детей с ЗПР нет грубого органического поражения мозга. На первый план выступают симптомы возрастного недоразвития, несформированности тех или других психических функций, слабость произвольной регуляции поведения.

    В условиях ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций, страдает личностное развитие ребёнка, не в полной мере реализуются возрастные возможности.

        Накоплен определённый опыт работы по организации коррекционно -педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детского сада (У.В. Ульенкова, 1990, 1994; Н.Ю.Борякова 2000). Изучению психологических особенностей этих детей посвящены многие современные исследования.

     Однако многие вопросы остаются неразработанными. К числу актуальных, но всё ещё не исследованных проблем следует отнести проблему исследования одной из важнейших психических функций – памяти, в частности изучение вопросов по развитию непроизвольного и произвольного  запоминания у старших дошкольников с ЗПР.

   Память одна из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых  для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.

        Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, при­вычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уро­вень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной  обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения.   

З.М.Истомина подчёркивала, что  на ранних этапах развития память  включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Ребенок не умеет ставить перед собой  цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Как отмечает П.И.Зинченко, непроизвольно запоминается тот материал, который включен в активную деятельность. На запоминание влияет  называние объектов словом, привлекательность их для детей.

На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.

По мнению В.С.Мухиной, сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем  и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и  приемы (например, прием логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте  формулируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым  понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.

На развитие памяти существенное внимание оказывают все виды деятельности  ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли  имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл. 

Для запоминания важность имеет  и выбор материала. Дошкольники лучше всего запоминают то, что к их жизненному опыту (предметы, картинки), нежели абстрактные геометрические  фигуры. В связи с этим педагогам, работающим с детьми  дошкольного возраста, как можно чаще использовать на своих занятиях игровые моменты, а материал, предлагаемый для запоминания, должен быть реалистично изображен и представлен на занятии.

     Проведённый сравнительный анализ произвольной и непроизвольной памяти в старшем дошкольном возрасте у детей с нормальным уровнем развития и  у  детей с задержкой психического развития  позволил выделить

особенности развития процессов памяти (запоминания и воспроизведения), установлены различия этих процессов, у  данных категорий детей, в старшем дошкольном возрасте. Эти различия находят своё выражение как в количественных показателях продуктивности  мнемических процессов, так и в их качественных характеристиках  –   характере самих процессов запоми-нания и воспроизведения, по-разному протекающих при том или ином виде запоминания.

   Проведённое исследование показало, что  уровень сформированности  непроизвольной, а особенно произвольной памяти  у  старших  дошкольников с задержкой психического развития снижен по сравнению с нормально  развивающимися сверстниками.

   Для них оказались характерными следующие особенности: в первую очередь ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания.  Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (забывание).

     Результаты исследования  свидетельствуют о том, что значительное отставание  шестилетних детей с ЗПР  в формировании и становлении произвольного запоминания совпадает с их общим психическим недоразвитием. Это обязывает направить педагогическую работу  с данным контингентом детей с одной стороны на общее социальное благополучие,   внимание окружающих взрослых  к развитию ребёнка, а с другой стороны  на организацию коррекционно-развивающей работы,  учитывающей особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.  В  противном   случае негативные особенности сферы произвольного запоминания обязательно будут препятствовать успешному умственному развитию.

     Доказано, что чем раньше начинается коррекционно-развивающая работа, тем эффективнее её результат.

     Именно дошкольное коррекционно-развивающее  воспитание и  обучение  позволяет осуществить коррекцию недостатков в сензитивные периоды и может помочь начальной школе решить основную для неё задачу – формирование учебной деятельности.

      Формирование произвольного запоминания  должно быть  предметом пристального внимания в работе с вышеуказанными категориями детей. Оно необходимо  для развития их памяти, мыслительной деятельности, их умственного развития.

Развитие памяти у детей с задержкой психического развития.

Рекомендации  для педагогов.

   Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития.

   В первую очередь у детей ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает произвольное запоминание. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемо-технических приёмов, овладению логическими приёмами запоминания. 

   Как же правильно организовать работу по формированию произвольной памяти у детей с задержкой психического развития? 

   Определим наиболее важные направления этой работы:

1.     Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.

2.     Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению  поставленной задачи.

3.     Необходимо направлять педагогическую работу с данной категорией на общее социальное благополучие.

4.      При организации коррекционно-развивающей работы, необходимо учитывать особенность и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.

5.     Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

6.     Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого  нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать процентов 30  уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.

7.     Чем богаче  опыт, знания детей, запечатлёнными ими непроизвольно, тем больше возможности возникает у них вспомнить, используя продукты непроизвольной  памяти в своей практической умственной деятельности.

8.     Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом, т.о., чем более активной и содержательной является деятельность с материалом, тем выше оказывается продуктивность запоминания.

9.     Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае ребёнок способен запомнить в 2 раза больше.

10. В психологии известен так называемый “Эффект начала и конца”. Успешнее всего запоминается  информация, которая обсуждалась  в начале занятия и в конце.  При этом необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: “Это надо запомнить!” Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.

11. Эффективность запоминания зависит от функционального состояния  ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.

12. Педагогу, работающему  с детьми с задержкой психического развития необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:

–   Слабость  их мыслительной деятельности.

–         Пониженная познавательная активность.

–         Недостаточность произвольной саморегуляции.

13. Для преодоления трудностей в  формировании произвольного запоминания,  со  стороны произвольной регуляции могут быть использованы следующие приёмы:

–         Организовывать деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.

–         Запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.

–         Включение ребёнка  в действие, сочетание инструкции с показом.

–         Включение ребёнка в совместные со взрослым действия.

–         “Потеря” предотвращается повтором инструкции взрослым на каждом этапе деятельности ребёнка.

Источник

Одной из разновидностей нарушений познавательной деятельности является задержка психического развития, которую характеризует снижение восприятия, внимания и памяти. При правильно подобранной коррекционной работе, ЗПР компенсируется в период взросления ребенка.

Особенности памяти ЗПР

У детей с диагностированной задержкой развития ЦНС отмечаются специфические особенности памяти, а именно, ограниченный объем долговременной и оперативной памяти. Как следствие – сниженная способность воспринимать, запоминать и пользоваться полученной информацией. Ребенок не полностью воспринимает информационный поток и после прослушивания не может повторить и 25%.

Восприятие графической информации фото

Восприятие графической информации

Стоит отметить, что графическая информация запоминается намного лучше, чем словесная. В процессе исследований педиатры и психологи пришли к выводу, что разные техники запоминания значительно улучшают мнемонические способности у пациентов с диагнозом ЗПР.

Статья в тему: Внимание у детей с ЗПР

Развитие памяти у детей с ЗПР

Различают 4 разновидности памяти:

  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую;
  • образную.

А вот процессов памяти существует только 3, и к ним относятся:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение.

В дошкольном возрасте хорошо работает зрительная память, внимание детей привлекают яркие, нестандартные предметы.

Произвольная память проявляется в начальных классах, что объясняется необходимостью запомнить большое количество новой информации.

В возрасте от 3 до 6 лет наблюдается активный период развития памяти, поэтому предельно важно подобрать максимально эффективные занятия и упражнения при работе с детьми с ЗПР.

Статья в тему: Эмоционально волевая сфера ребенка с ЗПР

Зрительная память у детей с ЗПР

В большинстве случаев при диагнозе ЗПР дети очень сложно воспринимают звуковую информацию, они ее не запоминают и не могут воспользоваться. В таких случаях детей учат сопоставлять звуки и изображения. Вся информация, которую ребенку необходимо запомнить, и проговаривается, и демонстрируется в виде изображения.

Хорошо работают игры с пазлами, конструктором, пластилином, красками, палочками для счетов, магнитные азбуки. При этом многие задания должны развивать мелкую моторику рук.

Произвольная память у детей с ЗПР

Произвольная память начинает срабатывать в раннем школьном возрасте, когда для того чтобы что-то запомнить, ставится определенная цель и задача: выучить, осознать. Интенсивность и скорость произвольной памяти будет напрямую зависеть от внимания, а также состояния слухового и зрительного восприятия.

Педиатры, логопеды и детские психологи настаивают на том, чтобы с раннего возраста у ребенка развивались навыки речи, концентрации внимания, восприятия информации на слух и зрительно. Все эти навыки в совокупности будут способствовать развитию всех видов памяти.

Зрительная память у дошкольников с ЗПР

У дошкольников с ЗПР память занимает доминирующую роль в развитии, так как именно в возрасте 4-6 лет ребенок активно познает окружающий мир. Рекомендуется подключать в данный период изучение загадок, песенок, считалок, небольших стихотворений. Намного проще ребенку будет запоминать информацию в виде ярких и необычных изображений и схем.

У дошкольников память непроизвольная, так как происходит запоминание без конкретной цели.

Совет: помогают развивать зрительную память периодические изменения в интерьере детской комнаты.

Диагностика памяти детей с ЗПР

В процессе диагностики памяти у детей с ЗПР проводится целый ряд тестов, который определяет процент слухового и зрительного восприятия информации, запоминания и воспроизведения в нужный момент.

Для определения уровня слуховой памяти проводится тест под названием «10 слов». В спокойной обстановке ребенку зачитывается ряд произвольных 10 слов. Если после первого прочтения у ребенка получится повторить половину слов – слуховая механика памяти находится в рамках нормы.

Особенности памяти ЗПР

Для определения уровня зрительной памяти проводится тест по методике Векслера, разработанной в 1945 году. Перед ребенком размещается 4 картинки с геометрическими фигурами, каждая из которых изучается в течение 10 секунд. Задача: по памяти восстановить на листе бумаги все изображения. За каждую картинку предусматривается определенное количество баллов — от 3 до 14. Средние показатели и выше являются нормой.

Для определения состояния образной памяти ребенку предлагается лист бумаги, на котором в ячейках таблицы размещены 12 простых образов. В течение 30 секунд ребенок изучает картинки и их положение, а потом пытается схематически изобразить все по памяти. Нормой считается повтор 8 и больше изображений, из которых как минимум 6 будут стоять на своем месте.

Статья в тему: Критерии оценивания детей с ЗПР

Упражнения для развития памяти у детей с ЗПР

«Квадрат»

Цель: развивать кратковременную память.

Ход упражнения: подготовьте пять карточек размером 20×20 см, разделенных на квадраты 5×5 см, один из которых заштрихован (на разных карточках заштрихованы разные квадраты). Каждая карточка демонстрируется ученику в течение 10 с. После завершения показа ученик отмечает на листах, эквивалентных продемонстрированным, места заштрихованных квадратов.

«Пара»

Цель: развивать кратковременную вербально-зрительную память.

Ход упражнения: сложите 10 пар слов (2 — 3 серии). Одно слово из пары является известным детям, а другое — нет. Дайте задание выучить пары. Далее называйте первое слово, а ребенок должен воспроизвести второе

«Ряд — 1»

Цель: развивать кратковременную вербально-слуховую память.

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей темы (месяца, семестра). Составьте первые 3 ряда по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово за 1-2 с. Дайте задание письменно воспроизвести их за 20-40 с. Проведите эти же действия со вторым и третьим рядом с двухминутным перерывом между ними.

«Ряд — 2»

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей теме (месяца, семестра). Составьте из них два ряда (с различным размещением одних и тех же слов) по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово в 1-2с . Через несколько секунд зачитайте второй ряд и попросите воспроизвести в первоначальном порядке.

«Срок»

Ход упражнения: запишите на одинаковых карточках 7 терминов (формул, определений и т.д.) следующей темы по одному на карточке. Разложите их, дайте ученику задание запомнить, в каком порядке они расположены. Через 10 с. перемешайте  карточки и попросите ученика воспроизвести порядок размещения.

«Кто больше»?

Ход упражнения: попросите учеников открыть учебник на странице, где находится словарь. Предложите один раз прочитать определенное определение и закрыть учебник. Устройте конкурс на самый длинный дословно воспроизведенный отрывок определения, который запомнил ученик.

Тесты для тренировки памяти у детей ЗПР

Тесты для тренировки памяти

«Купи в магазине»

Для игры понадобится 10 — 15 игрушек или предметов, ученики хорошо знают. Желательно, чтобы они были небольшого размера. Разложите заранее все предметы «на прилавке магазина», но так, чтобы их не было видно, когда вы даете задания. После того как ученик «вернулся из магазина», он называет, что принес. Игру можно проводить с несколькими учениками одновременно (например, в группах по 4 — 5 человек), но при этом следует увеличивать количество предметов в «магазине».

Развитие памяти у детей с ЗПР: отзывы

Отзывы взяты с сайтов: https://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/,https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/460056965/,https://deti.mail.ru/forum/klubnyj_blok/klub_roditelej_osobyh_detej/detki_s_zpr_zprr_zpmr/

ПоложительныеОтрицательные
Чем больше будете проявлять заботы, любви, внимания своему ребенку, тем результаты занятий будут эффективнее – это проверено уже не раз. Все занятия проводятся на полном позитиве, никакого раздражения со стороны родителей не должно быть, и если уж что-то и не получается, поддержите своего кроху, не убивайте мотивацию. (Алина)Плохо, что основная часть работы все-таки перекладывается на родителей, точнее на мам. В нашем городе, например, нет ни единого центра, где бы могли оказать профессиональную помощь в коррекции поведенческих особенностей детей. (Лиля)
Мы свой первый стих выучили во втором классе, до этого было очень трудно даже с просьбами, доченька просто забывала, что ее просили буквально через минуту. Да, иногда просто руки опускались и хотелось все оставить как есть, но смотря на ее старания понимаешь, нет, все обязательно получится. Родители берите себя в руки и тренируйте своим деткам память, все реально, даже если случай очень тяжелый. (Ира)Сколько бы не тренировали память, наверное, не каждый случай подлежит коррекции, так как сколько бы мы не старались, даже счет до 10 освоить не можем, зато, как зовут всех родственников мы знаем (странный парадокс). И что главное, курсы коррекции проходим у специалистов.
Нам никак не поддавались падежи (обо всех в третьем лице), сказку помнила, что нравится, а вот героев назвать не могла, запоминались только небольшие фрагменты: как делают животные, цвета, цифры не более.

Мы начинали с тренировки кратковременной образной памяти, потом переходили на долговременную, слуховую и т.д. На каждый вид памяти мы тратили как минимум 3 месяца, прорабатывали каждое занятие и все в игровой форме, так как сидеть на одном месте и рисовать или рассматривать рисунки – это не для нас.

Даже на кухне со мной готовила и проговаривала ингредиенты отдельных блюд. Вот в этом году идем в школу и верю, что образовательный процесс нам будет теперь даваться легче. (Виталина)

Хорошо память развивается, если правильно организовать пространство в детской. Я часто развешивала плакаты, каждый день читала стихотворные сказки Корнея Чуковского (через год сын сам мне их рассказывал), пока был в садике, меняла в комнате что-то местами или убирала, а потом спрашивала, что изменилось – это вошло в привычку и внимание тренировалось активнее, так как он реально старался запомнить. У каждого свои методы. Ищите идеальный для вас, удачи. (Мира)
Нам уже 20 лет, с памятью все сложно, он помнит хорошо только ту информацию, которую освоил до 6 лет, все остальное просто вылетает из головы. Вот не знаю как, но нам получилось в дошкольный период заложить информацию в долговременную память. Так что девочки, тренируйте память своих деток до 6 лет активнее. (Мария Ивановна)

Вывод

Развитие памяти у дошкольников при ЗПР – это комплекс упражнений, направленных на развитие способностей воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию. Упражнения подбираются в индивидуальном порядке и направлены на развитие зрительной, слуховой, произвольной/непроизвольной, кратковременной и долговременной памяти. Развитие памяти – это одно из основных направлений коррекционных работ у детей с ЗПР.

Видео — развитие зрительной памяти ребенка

Источник