Развитие памяти у ребенка с дисграфией
Развитие зрительной памяти у младших школьников
с дисграфией.
В последние годы в школах заметно возросло количество детей, страдающих расстройствами письма и чтения.
Нарушения процесса развития письменной речи у детей — дисграфия — это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку — при изучении морфологии и синтаксиса. Письменная речь школьника-дисграфика отличается от письма его сверстников большим количеством своеобразных устойчивых ошибок.
У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультивных процессов, эмоционально-волевой сферы.
Характерными для детей с нарушениями письма являются нарушения ориентации “право-лево”, низкие изобразительные возможности, слабость кратковременной слухоречевой памяти, неспособность к “рядоговорению” (перечислению времён года, дней недели).
Важным в логопедической работе является развитие зрительной памяти, т.к. память — основа психической деятельности. Память является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину.
Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память бывает непроизвольная и произвольная.
Непроизвольная память — информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией.
Произвольная память — информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов.
Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем.
Младший школьник должен многое запоминать, заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить выученное и уметь воспроизвести его через длительное время как устно, так и письменно.
Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма: трудности формирования зрительного образа буквы; трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента; ошибки в пространственном расположении элементов букв; нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв; ухудшение почерка и т.п.
Неумение ребенка запоминать не только сказывается на его учебной деятельности, но и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
В своей работе я использую упражнения и игры для решения следующих задач: развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза; расширение объема кратковременной зрительной памяти; развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти; формирование механизма запоминания зрительного образа слова (зрительной эйдетики); развитие внимания; развитие звукобуквенного анализа; развитие навыков работы с текстом.
Предложенные упражнения и игры можно применять не только на логопедических занятиях, но и на занятиях в группах продленного дня.
Упражнение “По порядку становись!”
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Инструкция:
Логопед предлагает ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.
Упражнение “Конструирование фигур”
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.
Инструкция:
Логопед предлагает ребенку рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.
Дидактическая игра “Чего не стало?”
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Инструкция:
На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.
Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.
Дидактическая игра “Запомни рисунки”
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Инструкция:
Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки.
— На верхней картинке представлены разные фигуры. Постарайся запомнить их. Затем по моей команде закрой верхнюю картинку листом бумаги и постарайся найти эти фигуры на нижней картинке.
Время экспозиции верхней картинки составляет 20-30 сек.
Дидактическая игра “Шалунишка”
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.
Инструкция:
Логопед пишет на доске, в зависимости от этапа коррекционной работы, различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры), слова, словосочетания или предложения из 3-5 слов. “Шалунишка”-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя в тетради.
Упражнение на срисовывание фигур
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти.
Инструкция:
Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки с фигурами. Логопед дает ребенку инструкцию запомнить расположение фигур и воспроизвести его в пустых квадратах.
Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается и ребенок воспроизводит расположение фигур по памяти.
Упражнение “Что где было?”
Цель: развитие восприятия положения в пространстве, развитие зрительной памяти.
Инструкция:
В нарисованном на магнитной доске квадрате из 9 ячеек закрепляют различные магнитные картинки. Детям предлагают секунд 10 внимательно посмотреть на квадрат и запомнить расположение фигур. Логопед снимает магнитные фигуры с доски.
После некоторого времени, занятого другой деятельностью (которое постепенно увеличивают с 5 до 30 минут), логопед предлагает ребенку разложить магнитные фигуры в первоначальной последовательности.
Дидактическая игра “Что изменилось”
Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.
Инструкция:
На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами. Ряд фигур закрывается рамкой с окошком, в котором видна только одна фигура.
— Посмотрите на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета? А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?
Упражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте
Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.
Инструкция:
Зрительно задаются одно-три слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести кружками.
Дидактическая игра “Найди сходство и различие”
Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.
Инструкция:
Ребенку предъявляют какую-либо сюжетную картинку, содержание которой ребенок должен детально изучить и потом воспроизвести в памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должен уловить ребенок.
Упражнение “Словарные слова на карточках”
Цель: развитие зрительной памяти, формирование механизма запоминания зрительного образа слова (зрительной эйдетики), облегчение процесса запоминания словарных слов.
Инструкция:
Первый тип карточек: на карточках печатными буквами или прописями пишутся словарные слова, а те буквы, которые труднее всего запомнить и легче всего перепутать, выделяются цветом.
Например: МЕДВЕДЬ, СУББОТА, ПЕНАЛ, МОЛОКО, ВОКРУГ.
Второй тип карточек отличается тем, что наиболее “уязвимые и ошибочные” буквы выделяются с помощью рисунка: таким образом, создаются целостные зрительные образы слов, которые ярче запоминаются детьми.
Например: в слове ВОСХОД буква “О” изображена в виде солнца; в слове СНЕГ буква “Г” нарисована как висящая зимой сосулька с падающими на все слово снежинками; в слове ХОРОШО буквы “О” нарисованы как воздушные шары на веревочках; в слове ЛОПАТА буква “О” нарисована в виде лопаты; в словах ОГУРЕЦ и ОГОРОД буквы О имеют вид огурца; в слове САПОГИ буква “А” нарисована в красных резиновых сапогах (буква получается вдвое выше самого слова).
Инструкция:
— Я сейчас покажу тебе несколько карточек. На них будут написаны разные знакомые и незнакомые тебе слова. В каждом слове одна или несколько букв выделены цветом. Когда я буду называть слово и показывать карточку, ты это слово повтори про себя и глазами хорошенько запомни. Обрати особое внимание на цветные буквы в словах. Когда ты просмотришь и проговоришь про себя это слово, я попрошу тебя в своей тетради написать его. А потом мы сверим свои записи.
Игра “Дорога домой”
Цель: развитие зрительной памяти и пространственных представлений.
Инструкция:
Логопед задает ребенку направление по лабиринту. Ребенку предлагается рассмотреть картинку-схему, после чего картинку-схему закрывают, и ребенок на карте карандашом отмечает дорожку к нужному дому. Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал.
Упражнение “Корректурная проба”
Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы букв и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.
Инструкция:
В течение 3-5 минут ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Сначала одну букву, далее можно усложнить задание (например, букву “а” зачеркнуть, а букву “о” обвести). Желательно задавать те буквы, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы (например, ч-щ, с-ш, з-ж).
Игра “Поле чудес”
Цель: развитие зрительной памяти и звуко-буквенного анализа
Инструкция:
На доске вывешивается плакат со словами, например:
КЛЮЧ, ВЕДРО, ПТИЦА, ИГРУШКА,
ЧАШКА, ДЕРЕВО, ПУГОВИЦА, АРБУЗ.
Доска закрывается. Ребенку предлагают выбрать карточку с вопросами:
– Сколько букв в предпоследнем слове?
– Какие два слова начинались с гласной буквы?
– Назови третье с начала слово.
– Напиши два слова, оканчивающиеся на согласные.
– Встречалась ли в названных словах буква “Ц”?
– Было ли среди слов название ягоды?
В начале коррекционной работы можно предлагать ребенку отвечать только на 1-2 вопроса, постепенно увеличивая количество вопросов.
Игра “Брейн-ринг”
Цель: развитие зрительной памяти и навыков работы с текстом.
Инструкция:
Ребенок читает один раз текст, например:
Между Цветочным городом и Ромашковой поляной восемь остановок. Если вы сядете на пятнадцатый трамвай и сойдете на третьей остановке с конца, которая называется “Сосновая улица”, перед вами будет магазин “Игрушки”. На третьей полке слева от входа сидит полосатый зверь по имени Тигр. Купите его, пожалуйста, в подарок своей тете.
После прочтения текста ребенок выбирает конверт с одним из следующих вопросов:
– Сколько остановок от Цветочного города до Сосновой улицы?
– Какой трамвай идет до Сосновой улицы?
– Как называется конечная остановка трамвая?
– На какой полке сидит нужная нам игрушка?
– Какому родственнику предназначается подарок?
– Какое слово было первым в нашем рассказе?
В процессе коррекционной работы количество вопросов постепенно увеличивается.
Упражнение “Бордюр”
Цель: развитие зрительной памяти и графо-моторных навыков.
Инструкция:
По заданному образцу ребенок должен воспроизвести в тетради в клетку узоры-“бордюры” по памяти, а при затруднении — с опорой на образец (приложение 7).
Упражнение “Списывание без пробелов”
Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.
Инструкция:
Ребенку предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов, например:
– Наступилаосень.Частоидутдожди.Птицыулетают.
– Зимапришла.Выпалпушистыйснег.Замерзлиреки.Какаякрасиваязима.
– Детииграют.Мамаготовитобед.Бабушкавяжет.Папаработает.
Ребенок должен записать тексты в тетрадь правильно — с пробелами.
Упражнение “Списывание без ошибок”
Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.
Инструкция:
Ребенку предлагается прочитать на доске и записать в тетрадь по памяти заведомо неверное по смыслу предложение, например:
– Медведь боится волка.
– Папа младше сына.
– Кошка спряталась от мышки в норку.
Ребенок на свое усмотрение или записывает в тетрадь сначала неправильный вариант, а потом исправляет его, или же сразу пишет исправленный вариант предложения. Время экспозиции предложения — около 10 секунд.
Игра “Шифровка”
Цель: развитие зрительной памяти, развитие оптико-пространственных представлений, формирование графических образов букв.
Инструкция:
Ребенку дается шифр тех букв, при воспроизведении которых он совершает ошибки, например, пары смешиваемых букв:
– “д” — ↓ “б” — ↑
– “п” — // “т” — ///
– “з” — ← “е” — →
Шифр демонстрируется на доске некоторое время, затем доска закрывается. Ребенок должен списать в тетрадь предложения, “проблемные” буквы в которых заменены шифром. Например:
– ↑а↑ушка лю↑ит со↑ирать гри↑ы. ↓е↓ушка у↓ит ры↑у. На ↓у↑е растут желу↓и. В зоопарке ↑ыли зе↑ры, о↑езьяны, ↑егемот и кроко↓ил.
– //аша рисуе/// ///анк. //е///р был на прогулке в //арке. Он //ринес ве///ки ///о//оля.
– ←автра у ←ины д→нь рожд→нья — ←ин→ исполнится д→вять л→т. ←ам→р←ший ←айчонок спрятался под →ловой в→ткой. В ←оопарк→ были ←→бры, ←убры, об→←ьяны и б→г→мот.
Упражнение “Вставь пропущенные слова”
Цель: развитие зрительной памяти, внимания и навыков работы с текстом.
Инструкция:
Ребенок читает один раз небольшой текст.
Например:
Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он увидел маленькую перекосившуюся избушку на курьих ножках.
После этого ребенку дается этот же текст, но с пропущенными словами.
Например:
Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он _____________ маленькую перекосившуюся _____________ на курьих ножках.
Ребенок должен по памяти вставить в текст пропущенные слова.
Пропуски должны быть двух видов: такие, заполнение которых возможно на основе сложившихся целостных речевых штампов (избушка на курьих ножках), и такие, заполнение которых возможно лишь с учетом более или менее широкого смыслового контекста (в нашем примере слово “увидел”).
Источник
Упорные ошибки детей при письме многие родители расценивают так, что «не дается чаду грамота», или несовершенство современной системы образования. Однако очень часто причина ошибок при графическом воспроизведении родного языка заключается в дисграфии.
Описание патологии
Дисграфией называется нарушение процесса письма. Оно чаще всего сопряжено с неадекватной работой определенных психических функций, которые принимают участие в обеспечении письменного процесса. Дети с дисграфией упорно пишут с типичными и постоянными ошибками.
Дисграфия является очень распространенной проблемой дошкольного и младшего школьного возраста, например, в той или иной форме и степени нарушение письма фиксируется примерно у 53% второклассников, у 38% учеников средних классов, примерно у 19% детей из старших классов в общей образовательной школе.
Специалисты связывают такой высокий процент дисграфии у детей школьного возраста с тем, что в 1 класс почти половина вчерашних детсадовцев приходит с нарушениями развития речи, которые не благоволят нормальному овладению письменной грамотой.
Дисграфия — частичное нарушение письма. Если у ребенка, вообще, не получается освоить письмо, то говорят об аграфии.
В большинстве случаев (97-99%) нарушения при письме связаны с нарушениями чтения.
Причины возникновения
Если ребенок плохо пишет, то у него почти всегда есть проблемы с устной речью — нарушено произношение каких-то звуков, фонематический слух, с грамматическим и лексическим строем речи, к тому же речь его плохо связана. Именно поэтому специалисты считают, что в основе дисграфии лежат нарушения все тех же психических процессов, которые регистрируются и при дислалии, дизартрии и задержке психоречевого развития.
Основная причина может крыться в недоразвитии участков головного мозга, в их поражении. Случиться это может и в период внутриутробного развития, и в момент родов, и после них в любое время. Патологическая беременность мамы, наличие родовых травм, гипоксия, воспалительные недуги мозга, а также травмы черепа и мозга — все это способно вызвать неправильное обеспечение психических процессов, которые в ответе за речь, письмо и чтение.
В большей мере подвержены патологии ребята из билингвальных семей, где принято писать и говорить на двух и более языках. Свой отпечаток может наложить и семейное воспитание — если взрослые говорят неразборчиво, невнятно, то вероятность, что у ребенка будут проблемы с чтением и письмом существенно повышается. Иногда мамы и папы сами «роют яму» своему чаду, несмотря на предупреждения педиатров — слишком ранее обучение грамоте не способствует эффективному и правильному ее освоению.
Что происходит на самом деле?
Написание слов родного языка — очень сложный процесс, который делают возможным самые разные анализаторы головного мозга. В письме участвуют мышцы, которые двигают глаза, речеслуховой аппарат, зрение, слух. Успешное написание слов — это последовательная смена действий, при которой все начинается с распознавания звука, соотношения его с определенной буквой, вспоминание начертания буквы и воспроизведение ее на бумаге.
Чем лучше у ребенка развита речь, тем легче ему будет в процессе освоения письменной грамоты. Процессы, которые и формируют написание в тетради буквы или слова, должны завершиться в норме к окончанию детского сада. Если эти процессы в головном мозге протекают с ошибкой, то и корковый контроль над письмом как таковым уменьшается.
Особенно хорошо это заметно на детях-левшах, которых родители или учителя стремятся переделать в правшу, запрещая им писать более удобной и лучше контролируемой левой ручкой.
Виды
Все зависит от того, какой именно из психомоторных процессов оказывается нарушенным. В зависимости от этого выделяют несколько видов дисграфии:
- артикуляционно-акустическая — форма нарушения, связанная с нарушением артикуляции, произношения звуков и фонематического слуха;
- акустическая — встречается у детей, которые не могут распознавать фонемы;
- аналитическая — у ребенка не сформированы или нарушены процессы языкового анализа;
- аграмматическая — связанная со слабым развитием лексики и грамматики в устной речи;
- оптическая – при ней у ребенка не сформированы зрительные пространственные представления.
Симптомы
Определить у детей дисграфию можно по характерной симптоматике, при которой в письме преобладают одни и же устойчивые и возвращающиеся ошибки, которые никоим образом не взаимосвязаны с тем, что чадо не знает правил языка. Типичными специалисты считают подмену сходных по написанию букв — вместо «щ» ребенок пишет «ш», вместо «в» – «д» и так далее. Сюда же относят грубые пропуски букв в слогах или слогов в слове, а также написание лишних букв, которых в слове быть не должно в принципе. Есть сложности с написанием слитных и раздельных слов, слова в предложении не согласованы.
Дети с дисграфией пишут очень медленно, даже если им уже 10 или 11 лет, у них отвратительный почерк, который разобрать зачастую неспособны они и сами. Литеры хаотичны, часто у них разный наклон, высота, они могут меняться по этим характеристикам.
Диагноз не принято выставлять слишком рано, пока чадо не изучит технику письма, то есть до 8 с половиной лет рассуждать о присутствии дисграфии у мальчика или девочки нет никакого смысла.
Если ребенок и пишет, и говорит слова неправильно, то имеется в виду наличие артикуляционно-акустической формы. Если ребенок говорит правильно, а пишет с ошибкой, это может быть признаком акустической формы патологии.
У ребят с нарушенным речевым анализом есть большие проблемы с разделением слов на слоги, а предложений — на отдельные слова. При этом на письме могут встречаться лишние буквы, отсутствовать окончания, может быть слитное написание с предлогами и раздельное, когда встречаются приставки.
Это — самая распространенная форма дисграфии.
Аграмматическая форма проявляется неправильным использованием падежей, рода, числа, искажением смыслового согласования слов в составе одного предложения. При оптической дисграфии нередко ребята меняют одни буквы на другие, похожие по написанию.
Дети с любым типом патологии хуже учатся, у них менее развито мышление, логика, память, они быстрее утомляются и часто не могут сосредоточиться.
Диагностика
Чтобы исправить проблему, нужно разобраться в особенностях и причинах. Первым делом нужно обратиться к неврологу, а затем посетить окулиста. Иногда есть потребность и в посещении сурдолога, чтобы проверить слух ребенка. Обязательно логопедическое обследование.
Логопед проверит тексты, написанные ребенком, поговорит с ним и выяснит, как обстоят дела с развитием речи в целом. Логопедическое заключение выносится после того, как специалист установит типичность ошибок школьника.
Лечение
Коррекцией проблемы занимается логопед. Для каждого ребенка составляются индивидуальные задания, которые будут зависеть от точного типа и формы нарушения. Одновременно с этим детям с нарушением зрения показано лечение у окулиста, восстановление, исправление развитие и нормализация зрительных функций. Детям с нарушениями слуха показано наблюдение и лечение у лор-врача и сурдолога.
Логопед должен составить такие упражнения, которые помогут восстановить правильное произношение звуков у конкретного ребенка. Занятия проводят в форме игры, это облегчает запоминание и развивает ассоциативное мышление и логику.
Преодоление дисграфии не будет быстрым процессом, все рекомендации родителям ребенка с нарушением письма начинаются с утверждения, что нужно запастись терпением, и это правда. Многие упражнения и задания логопеда родителям придется помочь выполнить ребенку дома.
Если обследование у врачей не показывает нарушений здоровья, то достаточно будет логопедической коррекции без применения медикаментов.
Насколько эффективным будет лечение, зависит от того, насколько последовательным будут родители и врачи в устранении проблемы. До сих пор врачи и учителя не могут прийти к единому решению — что делать с контрольными и классными работами детей с дисграфией на период их лечения. Хорошо, если в школе есть логопед, который будет вместе с преподавателем русского проверять работы таких детей, выделяя ошибки по незнанию от патологических ошибок.
Считается, что снижать балл за логопедические ошибки несправедливо.
Но в современных общеобразовательных школах наличие в штате логопеда скорее редкость, чем правило, а потому оценки детям постоянно снижаются. Чтобы не допустить отставания ребенка на время лечения, следует предоставить учителю справку от невролога и логопеда, в которой будут указываться его типичные ошибки согласно установленному диагнозу. Это поможет отличить, где ученик поленился и не выучил правила, а где допустил ошибку по причине дисграфии.
Профилактика подразумевает развитие речи ребенка еще до начала посещения школы.
Источник