Развитие памяти у ребенка с дцп

Евгения Жунина
Рекомендации для родителей «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом по ФГОС»

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях др.).

Память – когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память может быть кратковременной и долговременной; произвольной и непроизвольной; образной, эмоциональной, двигательной и словесной.

Память детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. Поэтому важным для дошкольников с ДЦП является выполнение игр и упражнений, направленных на развитие памяти.

Предлагаю использовать следующие игры и упражнения:

Разучивание стихотворений,пересказ прослушанных сказок: «Как у нашего кота», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Курочка Ряба» и др. Для полноты восприятия содержания стихов и сказок взрослому необходимо провести беседу с ребенком о героях и событиях произведений.

Игра «10 картинок». Ребенку предлагается рассмотреть десять предметных картинок. Затем взрослому необходимо их перевернуть. Ребенку нужно вспомнить и назвать все изображенные предметы.

Игра «Что изменилось?». Взрослому необходимо положить перед ребенком 5-6 игрушек, попросить запомнить данные игрушки и их расположение.

Первый вариант игры: убрать одну или несколько игрушек. Ребенок должен вспомнить какой (каких) игрушки не хватает.Второй вариант игры: поменять игрушки местами. Ребенок должен вспомнить правильный порядок игрушек.

В зависимости от возраста ребенка количество игрушек может быть сокращено или увеличено.

Игра «Волшебные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу.Должно получиться 10 пар: солнце-небо, окно-дверь, корова-коза, медведь-волк, диван-кровать, яблоко-банан и др. Эти слова читаются ребенку три раза, пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребенку повторяют только первые слова из пар, а вторые он должен вспомнить самостоятельно.

Игра «Парные картинки». Взрослому необходимо разложить перед ребенком парные карточки картинками вниз (начинаем с двух пар картинок, затем постепенно увеличиваем количество пар). Ребенок должен открывать по очереди две карточки. Если они оказываются одинаковыми, то он забирает их себе, если разные – ребенок запоминает что на них нарисовано и переворачивает карточки картинками вниз.

На карточках могут быть изображены предметы, животные, растения, цвета, цифры, буквы, абстрактные узоры и др.

Игра «Делай как я». Игра проходит в два этапа. На первом этапе взрослому необходимо встать за спиной ребенка и проделать несколько манипуляций с телом ребенка – поднять руки ребенка, развести их в стороны, согнуть ногу в колене и др. Затем необходимо попросить ребенка повторить эти движения. На втором этапе взрослому необходимо встать напротив ребенка и самостоятельно выполнить несколько движений, которые ребенок впоследствии должен повторить.

Игра «Узнай предмет». Взрослому необходимо завязать ребенку глаза. В его вытянутую руку взрослый кладет ряд предметов (от 2 до 5). Ребенок должен обследовать предмет рукой и догадаться что это за предмет. При этом названия предметов не произносятся. После того как все предметы обследованы, ребенок должен назвать эти предметы в той последовательности, в которой они вкладывались ему в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнить две мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Игра «Рисуем по памяти». На листе бумаги нарисован узор. Ребенку необходимо посмотреть на него в течение двух минут. После этого взрослый убирает лист бумаги с узором и предлагает ребенку воспроизвести его по памяти на своем листе бумаги.

Источник

МБУ детский сад комбинированного вида №197 «Радуга» г.о. Тольятти

Доклад

«Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом».

Составила: воспитатель группы

«Особый ребенок 2»

Гойдина Светлана Николаевна

2013

«Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом».

Читайте также:  Центр развития ребенка в сарове

 Познавательный интерес – это потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений.

Познавательная сфера – это совокупность познавательных процессов (память, внимание, воображение, и т.д.). Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Одним из основных достижений дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания.

Для развития памяти чаще всего мы используем следующие методы: д/и, наблюдение, рассматривание картин, рассказы воспитателя, детей, чтение художественных произведений, беседы, экскурсии.

  Структура нарушений познавательной сферы при ДЦП имеет ряд специфических особенностей.

Внимание у детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей ДЦП отмечается повышенная психическая истощаемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.

Нарушения внимания могут быть связанны не только с цереброастеническими явлениями, но и с отклонениями  функционирования зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения, и т.д.

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своём развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания.

Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии целенаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмечается слабость активного, произвольного внимания.

Восприятие у детей с ДЦП характеризуется недостаточностью в развитии. Так, например, нистагм не даёт возможности ребёнку создать целостное представление о предмете. Образ восприятия оказывается нечетким, «рванным», фрагментарным, искаженным. Таким же он и «закладывается» в память.

Невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия игрушки приводит к тому, что образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью, ребёнку не удаётся оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его фактуру, другие особенности.

Память включает в себя двигательную, эмоциональную зрительную, слуховую.

Двигательная память, т.е. запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма  своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП.

Память тесно взаимосвязана с речью и мышлением, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своём становлении. Поэтому у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.

Для развития познавательных интересов используются методы, направленные на развитие познавательных процессов, в том числе и памяти. Рассмотрим наиболее часто используемые методы развития памяти с детьми.

Дидактическая игра:

Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать, как познавательный способ решения задач. Для развития памяти мы используем дидактические игры с наглядной и словесной основой.

Например наглядные: д/и «Чудесный мешочек», это старая игра, но проиграть её  можно по-новому. «Чудесный мешочек» предлагает несколько мотиваций: помочь Незнайке, разделить предметы на то, что сделано руками и то, что выросло на огороде. Или: зайчик нашел под кустом «Чудесный мешочек» заглянул в него и решил: то, что выросло на грядке возьму себе, а что куплено в посудной лавке, пусть остаётся в мешке, отнесу в детский сад, и дети помогут мне назвать эти предметы и рассказать о них.

Познавательный интерес дошкольников отражается в играх, рисунках, рассказах, и др. видах творческой деятельности. Д/и побуждают детей описывать предметы: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, и каких частей состоит и. т. д. Также они помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование д/игр повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Для развития памяти и внимания я использую такие игры, как: «Что исчезло?».

I способ. На столе раскладываю несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает, затем я ему надеваю повязку для глаз и убираю 1 предмет. Когда повязка снята ребенок называет, что исчезло.

II способ. На столе раскладываю несколько игрушек и предлагаю рассмотреть и запомнить. Когда ребенок отворачивается, я либо добавляю 1 игрушку, или меняю их местами. Ребенок называет что изменилось.

Читайте также:  Уровень развития ребенка 5 лет диагностика

III способ. На столе ставятся несколько игрушек или предметов. Ребенку предлагается запомнить, в каком порядке расположены игрушки (предметы) взрослый закрывает игрушки ширмой и нарушает этот порядок. Когда ширма убирается, ребенку предлагается вернуть игрушку на прежнее место.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Это такие игры, как «Отгадай-ка?», «Назови одним словом», «Летает не летает», «Назови что нибудь? (деревянное, металлическое, меховое и.т.д.)» Словесные игры построены на словах и действиях играющих.

Наиболее эффективно для развития памяти использование сравнительного наблюдения. Например: наблюдение за деревьями.

Детям предлагается вспомнить, какими деревья были в начале осени, а что стало с ними потом? На каких деревьях первыми желтеют листья, а на каких опадают самыми последними.

– Рассматривание картин.

Рассматривание картин побуждает  ребенка к речевой активности. Предлагается рассмотреть две одинаковые картинки и  найти различия. Развивается не только кратковременная память, но и восприятие, мышление(функция сравнения).

Чтение художественных произведений.

Продолжения чтения произведения, начатого накануне.

Читая книгу с продолжением, т.е. интересную, длинную сказку состоящую из нескольких глав. Читая с детьми ранее  начатую сказку педагог предлагает вспомнить, на чем мы остановились и вспомнить краткое содержание прочитанного. Такое чтение развивает внимание, память, к тому же поддерживает интерес к этой книге, ведь ребенок в процессе чтения сопереживает героями и наверняка захочет узнать, чем закончится история приключений любимых героев.

    Экскурсии.

В  процессе экскурсии воспитатель помогает подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи, запомнить названия, назначение объектов.

Особая роль в формировании познавательной мотивации отводится семье. Наиболее эффективным методом является «Метод проектов». Родители с детьми работали над проектом «Лукошко витаминов». Дети вместе с родителями сделали очень красивые поделки из овощей и фруктов, такие как: крокодил, ёжик, медведь, божья коровка и др. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка. В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнились богатым познавательным, продуктивным  содержанием.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и  важным фактором воспитания личности.

Resource id #786

Источник

Особенности памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Двигательные расстройства сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением  нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира. При ДЦП страдают самые важные для человека функции – движение, психика, речь. Ведущими в клинической картине детских церебральных параличей являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами. Степень тяжести двигательных, психических и речевых расстройств варьируют в широких пределах. Например, при грубых двигательных нарушениях психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальными. И, наоборот, при легких двигательных нарушениях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства.

Специальная дошкольная педагогика под ред Е.А. Стребелевой М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312с.

При обследовании и лечении детей с ДЦП в возрасте от года до 15 лет выявлено, что недостаточность ВПФ по типу психического недоразвития и ЗПР отмечена в среднем в 40,7% случаев.

Нарушение памяти: замедленность запоминания встречается в 26%, тормозность следов – 24%, порядка элементов – 21%, сужение объема – 11%.

Анализ особенностей памяти у детей  с диплегической формой ДЦП показал, что ребята лучше запоминали смысловые структуры, чем изолированные цифры и слова. Объем запоминания материала в зрительной модальности был выше, чем в слуховой. При гемипаретической форме ДЦП наблюдается недостаточность объема зрительной памяти. При гиперкинетической форме ДЦП у детей выявлены трудности запоминания в слухоречевой модальности. Наблюдалась замедленность, растянутость по времени процесса запоминания на слух. У детей с выраженным нарушением экспрессивной речи объем слухоречевой памяти значительно ниже.

Детский церебральный паралич.  Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. – СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», – 2001, 272с.

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тесно связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприятия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам от года до двух игры

Например, нистагм не дает возможности ребенку создать целостное оптическое представление о предмете. Образ восприятия оказывается нечетким, «рваным», фрагментарным и искаженным. Таким же он и «закладывается» в память.

Часто слуховое восприятие у детей с ДЦП нарушено. Например, ребенку говорят: «Коса» — и показывают на картинку с ее изображением. Ребенок с нарушениями фонематического слуха слышит это слово как «коза» и запечатлевает картинку в памяти. Таким образом, нарушение фонематического восприятия приводит к неверному запоминанию.

Невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия игрушки приводит к тому, что образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью, ребенку не удается оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его фактуру, другие особенности.

Все эти примеры доказывают, что нарушения в формировании образной памяти большей частью являются следствием нарушений восприятия.

Двигательная память, т.е. запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП.

Исследования И. И. Мамайчук и Е.Н.Бахматовой по изучению слухоречевой механической памяти у детей с ДЦП (предлагалось запомнить 10 слов и цифр) выявили у некоторых детей существенные трудности в удержании запоминаемого материала; при повторении дети нарушали порядок цифрового и словесного рядов, добавляли слова и цифры, которые не встречались в тексте. Аналогичные ошибки наблюдались и при запоминании материала, предъявляемого в зрительной модальности.

У некоторых детей с ДЦП механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Часто, однако, наблюдается механическое запоминание порядка следования явлений и их названий. Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, части суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого явления, путают то, что уже было, с тем, что наступит, т.е. возникают трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений.

Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении.

Изучение памяти у детей с ДЦП (до 4 лет) проводила Н. В. Симонова. Например, у детей с гиперкинетическим синдромом и относительно сохранным интеллектом способность к узнаванию и запоминанию сразу же после показа ранее незнакомого предмета и возможность запоминания и воспроизведения его звуковым символом или мимикой значительно более сохранна, чем у детей с другими формами ДЦП. Более полно запоминаются яркие предметы и те, по которым можно создать больше ассоциативных связей. Их воспроизведение и узнавание возможно и по истечении некоторого времени. Узнавание выражается в положительных эмоциях (смех, улыбка), повороте головы в сторону нужного объекта или его изображения, в движении глазных яблок и фиксации взгляда на нужном предмете, в попытке сделать указательный жест, в звукоподражании. Значительную трудность, а порой невозможность узнавания и запоминания представляют бесцветные изображения. Эта трудность остается даже после обучения и у более старших детей, в возрасте 3 — 5 лет.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формирования мнестической деятельности.

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

Память детей с ДЦП отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. У детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием наблюдается существенное недоразвитие опосредованного запоминания, что обусловлено трудностями смысловой организации запоминаемого материала.

В связи с этим важными направлениями психокоррекции памяти являются:

1)      увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;

2)      развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и учебной деятельности.

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.

Источник