Развитие памяти у ребенка первого года жизни

Развитие памяти у ребенка первого года жизни thumbnail

Когда появляется память у младенца?

Есть мнение, что дети могут помнить даже то, что они чувствовали и слышали в утробе матери. И это действительно так, правда память ребенка в утробный период отличается от привычного нам понимания – она в основном бессознательная и строится на запоминании ощущений и звуков.

И это неудивительно, ведь взрослые люди на 90% используют зрительный источники информации для построения картины мира, а ребенок окружающую среду воспринимает через реакции мамы на химическом уровне.

Функционально память ребенка начинает формироваться после 30-й недели развития в утробе. В этот период нейронные клетки устремляются к гиппокампу, области мозга, которая непосредственно отвечает за запоминание информации и формировании долговременных воспоминаний.

Поэтому еще в утробе ребенок запоминает голоса своих родителей и начинает реагировать, к примеру, когда слышит речь своей матери.

Развитие памяти ребенка в утробе

Можно ли развивать память ребенка еще в утробе? Сам процесс развития памяти у младенца по большей части заключается в том, что ест мама, что слушает, в какой обстановке находится и что она чувствует.

Удивительно открытие было сделано итальянскими учеными, которые заметили, что плод, как и взрослый человек, периодически подносит руки к своему лицу, при этом движения замедляются при приближении. При этом после рождения подобные навыки у ребенка исчезают и развиваются заново позже. Возможно, это связано с ориентированием младенца в ограниченном пространстве.

Жирные кислоты при беременности

Замечено, что, если женщины в период беременности добавляли в свой рацион красную жирную рыбу, то их дели в будущем лучше справлялись с тестами на интеллект и обладали хорошей природной памятью. Это связано с большим содержанием Омега-3 ненасыщенных жиров в красной рыбе.

При этом важно подходить к потреблению рыбы с осторожностью и не использовать в пищу большие и взрослые особи, поскольку в рыбе со временем накапливаются тяжелые металлы, типа ртути. Поэтому более безопасны в этом случае молодые и небольшие рыбы.

Вредные привычки для младенца

На 20 й неделе развития младенца в его мозге активно формируются клетки, которые выполняют защитную и питательную функции, поэтому в этот момент мозг малыша существенно увеличивается в размерах.

На это процесс миелинизации, то есть обрастания нейронов защитными клетками, может негативно повлиять плохие привычки матери и отца. Клетки данного типа довольно чувствительные к гипоксии, то есть к недостатку кислорода, поэтому курение или вдыхание дыма в окружающей среде могут привести к умственной отсталости.

Выкуривание сигарет матерью может приводит к том, что ребенок в утробе не набирает достаточный вес, происходит частый спазм сосудов, что в свою очередь может привести к ишемическому инсульту. Более того, у детей, чьи мамы курили в период беременности, зачастую выявляются дефицит внимания и гиперактивность (СДВГ).

Всё это связано с тем, что с 18-й недели начинают активно образовываться синапсы, которые чувствительны ко всем негативным факторам.

Развитие памяти младенца в утробе заключается в основном в сохранении благоприятной и безвредной среды для нормального развития.

Звуковая память ребенка

На 24-й недели у младенца начинают формироваться уши, поэтому возникает возможность воспринимать и запоминать аудиальную информацию окружающего мира. Эксперименты исследователей показывают, что ребенок в утробе может по памяти отличить интонацию и тембр голоса своей мамы от голоса другой женщины. На той же основе происходит запоминание звуков и музыки, которые младенец слышит в этот период, что естественным образом может сказаться на дальнейшей жизни.

Наверняка вы слышали о влиянии на плод классической музыки и о том, как благоприятно она действует на развитии будущих интеллектуальных способностей малыша. Но это не всегда правда, поскольку в этом случае более важным фактором является синхронность ощущений малыша и мамы.

Если мама будут через силу ежедневно прослушивать композиции известных классиков, то ребенку помимо аудиальной составляющей будет передаваться и негативное эмоциональное восприятие. А это вряд ли сможет помочь привить младенцу хороший музыкальный вкус.

Поэтому музыка как таковая не может быть вредной или полезной для ребенка, все зависит от того, как на нее реагирует ребенок и как к ней относится мама. Важным моментом при прослушивании является громкость музыки, она должна быть умеренной и не должна навредить ребенку.

Как работает мозг малыша

Когнитивные, то есть познавательные, способности и способности к обучению возникают у младенца еще в утробном периоде, и то, как именно они проявляются и развиваются, зависят в том числе и от генетической предрасположенности.

Каждый ребенок по-разному развивается, и считается, что наследственные способности – это 20% от полного потенциала. Это означает, что развивать ребенка крайне важно вне зависимости от генетической составляющей.

Могут ли младенцы думать

Мышление взрослого человека основывается на логике, все процессы рассуждения подвергаются четырём законам логики: тождества, непротиворечия, исключения и основания. Ребенок же не делает сознательные выводы и не размышляет над тем, что происходит вокруг, поскольку он по большей части просто воспринимает мир целиком без разделения информации на фрагменты.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослыми

Мыслительный процесс ребенка как в утробе, так и в дальнейшем заключается в синкретичном восприятии реальности. Другими словами, всё что, они воспринимают идет в неразрывной связи с различными эмоциями, поэтому ребёнок видит и ощущает мир горазго ярче и интереснее, чем взрослые люди. Отсюда и исходит более устойчивая долговременная память на многие события и эмоции.

Способность нервных клеток и из окончаний в детстве проявляется максимально, поэтому ребенок способен запоминать, к примеру, иностранные языке лучше и эффективнее, чем многие люди в зрелом возрасте. Память и способность к обучению малышей гораздо лучше, чем у взрослого, за счет фактора новизны информации, ведь для детей в мире практически всё является новым, загадочным и неизведанным, что порождает и сопровождается эмоциями.

Позитивные эмоции являются важным ключом к процессу обучения, чем больше ребенку нравится то, чем он занимается, тем эффективнее будет его умственное развитие и укрепление памяти, поэтому обучение из-под “палки” редко приводит к позитивным результатам.

Память ребенка в первый год

В первый год жизни ребенок начинает осваивать окружающий мир посредством органов зрения. Несмотря на то, что ребенок в первые месяцы обладает довольно слабым зрением, в отличие от взрослых, он начинает следить и наблюдать за тем, что происходит вокруг. Более или менее хороший уровень зрения у малышей формируется к 3му месяцу и постепенно улучшается, что позволяет рассматривать окружающих людей и предметы более детально.

Несмотря на плохое зрение в памяти ребенка уже сформирован аудиальный и визуальный образ матери. Это подтверждается специальными опытами, в ходе которых перед ребенком находилась мама, но говорила несвойственным ей голосом, измененным за счет технических средств, а после перед ним оказывался незнакомый человек, но говоривший голосом матери. Во всех этих случаях ребенок давал негативную реакцию на человека.

Еще с советских времен ученые ввели такой термин, как “комплекс оживления” – ответная улыбка ребенка на улыбку матери и активные движения ног и рук. Как оказалось в дальнейшем при изучении подобной реакции, комплекс оживления является неким сигналом малыша на желание и нежелание начать общение со взрослым.

Этапы развития ребенка по неделям

Внутриутробный период

Ребенок в утробе матери воспринимает и запоминает информацию из окружающего мира благодаря слуху и ощущений мамы за счёт тех или иных гормонов. Несмотря на то, что считается, что малыш учится двигаться осознанно в 3-4 месяца, он активно совершает организованные действия.

12-я неделя

С 12-й недели малыш начинает слышать и развивает способность различать звуки окружающей среды.

1-я неделя жизни

Новорожденный привыкает к распорядку дня, узнает звуки и запахи, которые предваряют кормление: звон посуды, звуковой сигнал нагревателя бутылочек, запах теплого молока.

2 недели

На сроке в две недели после рождения ребенок уже запоминает и отчетливо воспринимает неразделимым образом голоса и внешности матери.

1 месяц

Грудничок начинает запоминать голоса всех членов семьи, которые слышит. В этот период зрение ребенка довольно слабое, но он активно наблюдает за окружающим миром движением глаз.

1,5 месяца

Ребенок начинает запоминать эмоции, которые родители передают при помощи мимики. При этом он понимает в каких ситуациях используются те или иные гримасы.

2 месяца

Со второго месяца ребенок начинает различать простые контрастные цвета, поэтому он начинает обращаться внимание на яркие цветные игрушки и следить за ними взглядом. В этом возрасте начинает проявлять себя более привычная для взрослых память причинно-следственных алгоритмов. Он способен вычленять присутствующих людей от окружающих предметов.

3 месяца

На третьем месяце у ребенка развивается способность различать формы предметов. Время сохранения в памяти образа увеличивается и становится более 1 секунды.

4 месяца

Продолжается развитие способности фиксировать в памяти новые образы более одной секунды. В этот период ребенок начинает узнавать визуальный образ матери в любое время дня и отличать лица знакомых людей от незнакомых.

6 месяцев

Ребенок начинает осознавать различия предметов по их размерам и при игре с исчезновением игрушки прекрасно понимает, что она всё равно существует, ее просто не видно.

8 месяцев

В этом возрасте усиливается негативная реакция на незнакомые лица людей, особенно ярко это проявляется, если ребенок остается наедине с незнакомцем.

Начинает формироваться так называемый “Страх расставания” – если мама вышла в другую комнату и ее долго нет, ребенок начинает беспокоиться и дает это понять громким криком. С этого возраcта до 12 месяцем у малыша проявляется и развивается способность узнавать различные предметы, игрушки или вещи не только в целом, но и по отдельным их частям, это означает, что у ребенка начинает развиваться долговременная память.

9 месяцев

К этому периоду у ребенка начинают проявляться признаки мышления за счёт сенсорно моторного интеллекта. Малыш начинает осознавать, что слова, которые он слышит, являются не просто определенными звуками, но и обладают значением.

Читайте также:  Как влияет среда на развитие психики ребенка

1 год

Продолжает формироваться долговременная память. При общении с мамой или папой ребенок стремиться не только к эмоциональному контакту, но и к совместному действию, вовлекая родителей во что-нибудь, к примеру, указывая пальцем на то, что нужно посмотреть вместе.

Советы родителям для развития памяти младенца

Все родители хотят, чтобы из ребенок вырос развитым интеллектуально и стараются нагрузить его порой непомерно, что зачастую является ошибкой и не несет никакой пользы ребенку. Для того, чтобы развитие ребенка происходило нормально и в нужное время, есть несколько советов для родителей:

  • Утробный период
    Чаще разговаривайте со своим ребенком, начиная с 12 недели у него прорезаются уши и он начинает активно познавать мир аудиально. Избегайте вредных привычек и нахождения в среде неблагоприятной для плода: курящие люди, загазованность, токсичность помещений, ремонтные работы и т.д. Страйтесь чаще бывать на свежем воздухе в парках или в лесу. Слушайте ту музыку, которая нравится и вам, и ребенку.
  • Со второго месяца
    Для игры с малышом используйте игрушки контрастных и простых цветов, в этом период он начинает различать простейшие цвета.
  • С третьего месяца
    С этого возраста начинаете играть с ребенком в игрушки разных форм и цветов, с 3-4 месяцев жизни у детей развивается способность различать формы.
  • С четвертого месяца
    К концу четвертого месяца память ребенка на новый объекты постепенно становится крепче и он способен задержать его в памяти более чем на одну секунду. Игры в исчезновение и появление игрушек будет отличным способом развивать его способности.

Источник

Мозг ребенка чувствителен к эмоциональным переживаниям, но чтобы использовать их как опыт, он должен научиться запоминать. Запоминание, важный процесс, который  отсутствует при рождении и развивается согласно возрасту малыша.

Память пренатального периода

Говорить о памяти новорожденного сложно, потому что он не может нам поведать о внутриутробной жизни. Однако исследования показали, что человеческая память начинает формироваться еще до рождения, например, малыш узнает музыку звучащую во время развития в животике у мамы,  помнит запах и ритм ее сердца.

Однако, после рождения память непродолжительна – всего 1-2 минуты, поэтому врядли кроха запомнит врача или его действия. Первое, что ребенок увидит и запомнит надолго, будет лицо матери, да и то, только потому, что маму видит почти постоянно.

Также запоминаются ассоциации связанные с внешностью родителя — кормление, безопасность, объятие и другие приятные чувства. Мозг новорожденного постепенно запоминает и связь действие-следствие, например, что при плаче появляется мама и успокаивает его, так, формируется чувство защищенности и привязанность к родителям.

Развитие памяти у детей первого года жизни

Чем старше ребенок — тем больше помнит. Исследования показывают, что в конце первого месяца жизни он узнает отца, который отсутствовал несколько часов. Регулярно повторяющиеся действия запоминается легче, поэтому введение ритуалов улучшают память.

Через 3-4 месяца ребенок узнает лица сестер и братьев, бабушек и дедушек, но если он их не видит больше двух недель, образ родных забывается. Отличить новую игрушку от старой ребенок способен на пятом месяце жизни. Если спрятать игрушку на три недели, кроха воспримет ее как новую.

В возрасте 6-7 месяцев малыш реагирует на свое имя, узнает знакомых людей на фотографии, знает где находится телевизор и где лежат игрушки. Возможность запоминать окружающую среду оборачивается недостатком — многие дети в этом возрасте не любят покидать знакомую им территорию и капризничают в гостях у бабушки.

Около девятого месяца жизни ребенок начинает понимать, что уходящий человек продолжает существовать, но отдельно от него. По этой причине детки первого года жизни плачут, когда теряют из виду родителей.

Ребенок отличает знакомые лица от незнакомых и запоминает сложные действия на один день, например, как открыть коробку. Лучше запоминаются простые действия — он помнит, что если нажать на кнопку, загорится свет.

Под конец первого года ребенок помнит жесты, которые реализует (пока, классно), запоминает слова и повторяет их. Слова ассоциируются с объектами или людьми, так, он говорит «гав-гав» когда видит собаку. Малыш помнит, куда положил предмет минуту назад, играет, подражая повторяющимся действиям — кормит, купает, чистит зубки.

Память детей до года — обучение подражанием

Подражание, является основой для изучения мира и общества вплоть до трех лет. Малыш водит машину, разговаривает по телефону, улаживает кукол спать как это делают родители.

Все это доказательство превосходной наблюдательности и способности запоминать образы и ситуации, таким образом, кроха расширяет словарный запас, физические навыки (бег, прыжки) и виды деятельности (строит из кубиков, рисует).

Развитие памяти у ребенка первого года жизни

Уже в трехлетнем возрасте он расскажет, что произошло в детском саду и вспомнит о дне рождении, проведенном двумя месяцами ранее.

Некоторые события, о которых ребенок забывает, накапливаются в подсознании, формируя личность и характер. Так, кроха может не помнить о том, что в возрасте семи месяцев его укусила кошка, но отпечаток этого случая останется с ним надолго и возможно, он будет избегать общения с пушистыми зверьками в будущем.

Читайте также:  Бдоу центр развития ребенка в омске

Влияние сна

Организация опыта и его сохранение происходят во время сна, поэтому дети нуждаются в нем больше, как правило, малышей клонит ко сну после 2-3- х часов ярких впечатлений, чтобы мозг мог обработать все полученные стимулы.

Развитие по графику

Мозг здорового ребенка развивается по определенному сценарию, однако возможны некоторые отклонения в сторону медленного или ускоренного темпа. Нормальным считается следующий график развития:

  • Первые дни жизни — узнает голос родителя и отличает от незнакомых.
  • Первый месяц жизни — помнит лицо мамы, отличает родной язык от иностранного, запоминает стимулы вызывающие одновременно несколько чувств.
  • Третий месяц — помнит свою игрушку два дня, если дать такую же, но в другом цвете, малыш не узнает ее.
  • Пятый месяц — помнит, что после встряхивания погремушки следует звук, встряхивает ею специально, чтобы услышать это еще раз.
  • Седьмой месяц — малыш вспомнит игрушку, если ее забрать и вернуть через неделю.
  • Десятый месяц — ищет знакомый объект и находит.
  • Двенадцатый месяц — связывает слова с объектами, людьми и ситуациями. Распознает знакомую мелодию.
  • Второй год жизни — узнает людей на фотографиях. Запоминает решение простой игры-головоломки.
  • Третий год жизни — запоминает рифмы, помнит окончания сказок, описывает объект не глядя на его форму.

Источник

Добрый день, дорогие родители! Сегодня мы расскажем про развитие памяти годовалого ребенка и особенности памяти маленьких детей. Память годовалого ребенка — наша тема. В возрасте до года у детей работает не только тело, но и проявляется очевидная мозговая активность. Наблюдение, подражание, повторение и произвольная игра – это средства познания окружающего мира.

Благодаря получаемому и накапливаемому опыту происходит развитие мозга, а также осуществляется решение различных проблем на протяжении второго года жизни идет стремительными темпами.

Размер мозга годовалого ребенка составляет 90 % от размера мозга взрослого человека.

В период раннего младенчества на передний план выходят врожденные рефлексы: сосание, выпрямление, сгибание ножек и ручек.

К 4-у месяцу малыш усиленно осваивает зрительно-моторную координацию, а также учится поворачивать голову на звук. К 8 месяцам младенец может предвидеть последствия совершаемых им действий. К примеру, ребенок ударяет по игрушке, и она производит некий звук. Повторив данное действие несколько раз, малыш уже знает, что произойдет после того, как он ударит по игрушке.

В возрасте 9-12 месяцев в карапузе просыпается неутолимое любопытство, которое, подкрепленное способностью передвигаться, толкает его на активное познание окружающего мира.

Память годовалого ребенка

Достигнув года, малыш понимает, что предметы существуют, даже если он их не видит. Ребенок может думать о событиях и объектах, не находящихся непосредственно в его поле зрения. Данный этап в развитии, известный как осознание постоянства объектов, является очень важной вехой в развитии памяти и позволяет ребенку сохранять в голове образы объектов, которые он не видит в настоящий момент.

На протяжении 2-го года жизни получаемый ребенком опыт направлен на совершенствование когнитивного развития. У него появляется способность к классифицированию. Малыш делит людей на знакомых и чужих.

К этому времени малыш уже способен делить людей на мужчин и женщин, взрослых и детей. Поэтому ему не страшно среди чужих детей, так как он понимает, что они относятся к одной группе, то есть похожи.

Малыш способен классифицировать животных и предметы. Во многих случаях его разделение на группы либо слишком узкое, либо слишком широкое. Если, например, ребенок хорошо знаком с собаками и плохо с остальными животными, то может полагать, что все животные являются собаками. Или может считать собаками только свою, а всех остальных – кошками.

Ребенок также обладает примитивным представлением о причине и следствии. Например, он понимает что, если бросить кубик, он издаст характерный звук и может повлиять на другой предмет. Для более глубокого понимания данной закономерности малыш будет повторять одно и то же действие до бесконечности, проверяя последствия.

Изучая игрушку, пытаясь дотянуться до интересной вещи или заглядывая в ящик тумбочки, малыш совершенствует навыки разрешения проблем. Попытки разобраться в устройстве окружающего мира начинаются с метода проб и ошибок.

К примеру, о закономерности причины и следствия малыш узнает, экспериментируя с различными подходами, пока одно из действий не дает желаемых результатов.

До года годовалый карапуз вооружен всеми инструментами, необходимыми для процесса обучения. Любопытство, творческий подход и упорство характеризуют его как исследователя.

Память ребенка 1 годЕго способности и память будут совершенствоваться и в дальнейшем, однако уже в один год ваш малыш обладает удивительными познаниями и умениями.

Память годовалого ребенка отличная. Через сколько времени он забудет некоторые моменты? Если не повторяются события, то через пару месяцев.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Источник