Развитие памяти у ребенка этапы
память ребенок мнемический непроизвольный
На протяжении всего дошкольного периода у ребенка развивается непроизвольная память, эмоциональная, двигательная, образная, отрабатываются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, формируется система долговременной памяти и возможности сенсорной памяти. К концу дошкольного периода развивается словесно-логическая память, развивается словесно-логическая память, развивается взаимосвязь памяти с другими психическими процессами. Появление тех или иных видов памяти, изменение ее процессов обусловлены общим психическим развитием ребенка и освоением разных видов практической деятельности. Развитие памяти можно проследить в соответствии с возрастными этапами развития (см. Таблицу 1).
Таблица 1 – Развитие памяти у детей
Процессы и этапы развития. Возраст | Виды памяти | Мнемические операции и действия |
I. Узнавание – от рождения до 1 года | – непроизвольная – эмоциональная – двигательная – кратковременная | – ассоциативные связи по смежности (время и место) |
II. Запоминание и сохранение – от 1 года до 3 лет | – образная – слуховая – оперативная | – ассоциативные связи по сходству |
III. Припоминание – от 3 до 6 лет | – непроизвольная – образная – словесно-логическая – долговременная | – ассоциативные связи по контрасту – группировка – декодирование названия – повторение |
IV Мнемические приемы – от 6 до 10 лет | – произвольная – кратковременная (увеличение объема) | – ассоциативные связи по смыслу – кодирование (заголовки, план) |
V Структура мнемической деятельности по запоминанию и воспроизведению – от 10 до 15 лет | – формирование индивидуального стиля по запоминанию и воспроизведению | – целевое, сознательное использование приемов |
VI. Мнемическая система сохранения материала – от 15 до 23 лет | – формирование индивидуальной организации информации | – систематизация материала (специальные приемы записи, условные обозначения, каталоги) |
Первый этап развития памяти в младенческом возрасте, с рождения до одного года характеризуется развитием эмоциональной и двигательной памяти. Ребенок запоминает предметы и движения, которые многократно повторяются или вызывают у него сильные эмоциональные переживания. К концу младенческого возраста развивается процесс узнавания предметов по ярким признакам, эмоциональным переживаниям, которые они вызывают, и действиям, которые ребенок осуществлял с предметами или в определенной ситуации.
Второй этапразвития памяти в раннем возрасте, с одного года до трех лет, связан с развитием восприятия и предметной деятельностью, которая доставляет ребенку большой объем информации об окружающем мире. На этом этапе начинает развиваться образная память, которая вместе с восприятием участвует в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. С активным развитием речи на этом этапе развивается слуховая память, которая позволяет формировать уровень второй сигнальной системы и операции кодирования и декодирования информации.
Процессы запоминания и воспроизведения находятся в активном взаимодействии, начинает формироваться система хранения информации. Но для запоминания ребенку необходимо многократное повторение и воспроизведение, запоминаются наиболее яркие объекты и то, с чем ребенок взаимодействовал, что вызывало у него сильные чувства.
К концу раннего возраста объем долговременной памяти значительно возрастает.
Словарный запас трехлетнего ребенка составляет 1500 слов. В этом возрасте ребенок может запомнить короткие сказки, стихи.
Третий этапразвития памяти в дошкольный период, с трех до шести лет, активно развивается словесно-логическая память. Но она использует в основном механические приемы многократного повторения или приемы непроизвольной памяти (эмоциональной, двигательной, образной). В этот период ведущими видами яти являются непроизвольная и образная память. К его концу появляются элементы произвольной памяти. Непроизвольная память дошкольников позволяет им наизусть запоминать сказки, рассказы, порядок практических действий, внешние признаки предметов. С накоплением большого словарного запаса, до 3500 слов, использованием обобщающих слов и принятых речевых оборотов формируется структура словесно-логической памяти, которая в дальнейшем будет активно развиваться.
Четвертый этапразвития памяти в младшем школьном возрасте связан с развитием логического мышления ребенка и освоением специальных мнемических приемов, которые позволяют систематизировать информацию, кодировать ее на высоком уровне обобщения. С накоплением большого объема знании развивается многомерная структура долговременной логической памяти. Процессы памяти активно включаются в процесс умственной деятельности и функциональных связей с другими познавательными процессами.
Учебная деятельность способствует развитию произвольной памяти, которая становится ведущей. Под влиянием учебной деятельности увеличиваются объем оперативной памяти и продолжительность сохранения в ней информации для обработки и обслуживания деятельности. Процессы переработки информции опираются на умственные перцептивные действия, на логические операции мышления, использование знаковых средств для кодирования информации. По мере формирования сложных мнемических действий память сохраняет приемы непроизвольной образной памяти.
Пятый этапразвития памяти в подростковом возрасте характеризуется сознательным овладением приемами произвольного запоминания и осуществляется при обязательном развитии самоконтроля как элемента мнемической деятельности. Именно в этом возрасте мнемическая деятельность превращается в самостоятельную деятельность, которая состоит из таких структурных элементов, как цель, план, алгоритм действий, контроль и оценка результатов.
Мнемическая деятельность занимает центральное место в процессе обучения. Она необходима для освоения основ наук в средней школе. Поэтому при переходе ребенка в среднюю школу сформированность сознательной мнемической деятельности является важным показателем готовности ребенка к активной учебной деятельности.
В подростковом возрасте, с десяти до пятнадцати лет, происходит совершенствование мнемической деятельности, которое проявляется в осмысленном и целенаправленном использовании мнемических действий и формировании индивидуальных стилей мнемической деятельности. У человека формируется индивидуальный комплекс мнемических приемов и алгоритмов, которые опираются на индивидуальные особенности нервной системы. Под влиянием научных знаний и освоением обобщающих понятий формируется многомерная система памяти. Особое значение в этот период играют процессы воспроизведения информации, которые позволяют сформировать более эффективную систему связей и отработать процесс поиска информации в хранилищах памяти. Развитие операций логического мышления и оперирование абстрактными понятиями устанавливают более тесную связь с мышлением и речью.
Шестой этапразвития памяти связан с профессиональным обучением и профессиональной деятельностью, в процессе которых память сохраняет механизмы, обслуживающие эти виды деятельности. Если человек не занимается умственным трудом, то к концу жизни память может ухудшаться (трудности в запоминании новой информации), но продолжает сохранять приобретенную ранее информацию, которая может «всплывать» с особенной ясностью и подробностями.
Заключение
И так, после вышесказанного можно сделать следующие выводы. Образы внешнего мира не исчезают бесследно. Они оставляют след (условно именуемый энграммой), который может сохраняться в течение длительного времени, благодаря чему происходит познавательная деятельность субъекта.
Память можно представить в виде трех основных составляющих:
– сохранение определенного опыта;
– его воспроизведение;
– отнесение к определенному отрезку прошлого.
Синтез этих элементов возможен благодаря определенному психическому процессу, поэтому память определяют как процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное возвращение в сферу сознания и использование в деятельности. В широком смысле необходимо различать разные физиологические и психологические уровни функционирования памяти.
Характерной особенностью памяти является ее произвольность, вследствие чего она приобретает характер целенаправленной деятельности. Таким образом, в отличие от непроизвольной, произвольная память в своей основе имеет осознанную мнемическую задачу.
Во времени мнемические процессы можно классифицировать следующим образом:
а) иконическая (сенсорная) память – непосредственный «отпечаток» сенсорной информации, когда удерживается довольно точная картина воспринимаемого мира в течение 0,1-0,5 с. (считается, что на этом этапе память не контролируется сознанием);
б) кратковременная память – интерпретированный образ сенсорной информации, который сохраняется от нескольких минут до нескольких часов. На этом этапе процессы еще неустойчивы и обратимы, однако именно здесь для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он соответствующим образом перерабатывается, происходит так называемая консолидация следов. Ее можно рассматривать как своеобразную оценку значимости данной информации для осуществления предстоящих жизненно важных целей. Объем кратковременной памяти человека приблизительно составляет 7±2 единицы; например, при однократном предъявлении воспроизводятся: бессмысленные слоги – 6-7, односложные слова – 8-9, цифры – 5-6;
в) долговременная память – длительное сохранение прошлых событий и фактов, носящих наиболее значимый характер. Емкость долговременной памяти практически неограниченна;
г) оперативная память – процессы памяти, обслуживающие непосредственно осуществляемые субъектом актуальные действия и операции; оперативная память использует как кратковременную, так и долговременную информацию, при этом от объема оперативных единиц, составляющих содержание данного вида памяти, зависит успешность деятельности индивида.
Каждый из перечисленных видов памяти несет особую функцию, хранит особую форму информации, имеет свои пределы емкости, все они действуют на основе различных принципов, но составляют единый мнемический акт.
Мнемические процессы могут протекать в разных анализаторных системах, поэтому с точки зрения сенсорной модальности память можно классифицировать на зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, вкусовую, обонятельную.
Кроме того, выделяют эмоциональную память – сохранение, а также воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторении условий, вызвавших первичное возникновение этого состояния. Память может быть вербальной (словесной) и невербальной (образной).
С точки зрения семантической организации информации память делят на семантическую (смысловую) и неосмысленную. Исследования зависимости эффективности заучивания материала выявили следующие закономерности:
– при одинаковом времени упражнения число запоминаемых стимулов тем больше, чем выше степень осмысленности этих стимулов;
– для достижения одинакового критерия научения при заучивании бессмысленного материала требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного материала.
Список литературы
1 Башаева, Т.В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 208 с. – ISBN 978-5-7797-1126-5.
2 Блонский, П.П. Память и мышление/ [Текст]. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. – ISBN 5-318-00216-1.
3 Горячев, М.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие/ [Текст]. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2003. – 187 с. – ISBN 978-5-7755-1905-6.
Климов, Е.А. Общая психология/ [Текст]. – М.: Юнити, 2001. – 488 с. – ISBN 5-85178-032-0.
Лучинин, А.С. История психологии. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с. – ISBN 978-5-699-26105-5.
Мещеряков, Б.Г. Зинченко П.И. и психология памяти/ [Текст] // Вопросы психологии. – 2003. – №4. – С. 14.
Сорокун, П.А. Основы психологии/ [Текст]. – Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с. – ISBN 5-87854-355-9.
Черемошкина, Л.В. Психология памяти/[Текст]. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 319 с. – ISBN: 978-5-7567-0550-8.
Черемошкина, Л.В. Память. Дети 7-10 лет. – М.: Академия Развития, 2008. – 144 с. – ISBN: 978-5-7797-0640-7.
Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с. – ISBN: 5-8297-0176-6.
Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М.: Академия, 1996. – 416 с. – ISBN 5-7695-0068-9.
Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 5151 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Когда дело касается воспитания детей, возникает масса вопросов, среди которых одно из главных мест занимает важность развития памяти у дошкольников. Стоит ли уделять внимание этому психическому процессу? Какую роль выполняет память в жизни человека? Эти и другие вопросы сегодня и постараемся рассмотреть.
Память – что это?
В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс – осознание информации, навыков или действий. Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.
Что такое “хорошая память”? Это когда ребенок без труда может вспомнить стих, который был разучен неделю назад, или он показывает место, куда спрятал игрушку во время увлекательного развлечения, или без труда повторяет движения танца, ранее увиденные на уроках или по телевизору. Если ребенок с легкостью запоминает события и может о них рассказать спустя некоторое время, значит, его память можно считать развитой. Однако это совсем не значит, что на этом ее развитие следует прекращать: чтобы функции памяти не только не ухудшались, но и значительно улучшились, нужно заниматься с ребенком, стараться развивать его способность к запоминанию информации при помощи дидактических игр, разучивания художественных произведений и т.д.
Классификация видов памяти
Примечательно то, что память, как психический процесс, в зависимости от вида информации подразделяется на:
- образную;
- двигательную;
- эмоциональную;
- словесно-логическую.
Память, которая формируется с помощью органов чувств и тактильных ощущений и переводит информацию в образы, картинки, схемы, графики, называют образной. Этот вид чаще встречается у дошкольников. Как правило, это творческие личности, с хорошо развитой фантазией. Дети с образной памятью запоминают информацию в малейших деталях, да и воспроизводят ее до мельчайших подробностей.
Двигательная память отличается способностью запоминать, сохранять, а затем воспроизводить разнообразные движения. Такая память позволяет освоить трудовую деятельность, способность к катанию на лыжах, велосипеде, коньках, игре на музыкальных инструментах. В раннем возрасте этот вид психического процесса позволяет малышу переворачиваться на спинку или животик, поднимать головку, садиться и ходить. Подрастая, двигательная память ребенка совершенствуется, а его деятельность становится сложнее.
Эмоциональная память основана на запоминании эмоций. Это могут быть радость, раздражение, гнев, гордость или разочарование, грусть или веселье. Признают как одну из самых надежных хранилищ.
Словесно-логическая память заключается в способности запоминать мысли и словесную информацию при общении. Условно этот вид делят на механическую память (многократное повторение одной информации без понимания ее сути) и логическую, которая предусматривает использование ассоциаций, смысловых связок.
Чтобы процесс развития памяти у ребенка был успешным, необходимо определить ее вид, и делать упор на этот вид. Это позволит достичь высоких результатов в обучении. Но также развивать и другие виды памяти.
Память классифицируют еще и по длительности ее сохранения. Таких видов памяти три:
- Кратковременное запоминание длится недолго (обычно к концу суток оно исчезает). К примеру, если ребенок, отправляясь в сад, заметил гуляющую собаку, то о ней он может помнить до вечера, может описать, какой она была. Однако на следующий день он может не вспомнить о четвероногом животном.
- Долговременная память считается самой важной, поскольку она позволяет накопить необходимый жизненный опыт, знания. При таком запоминании информация хранится длительное время, порой и целую жизнь. Способствует этому много факторов: это и многократное повторение, и яркие эмоции, которые ребенок испытал, и важность событий.
- Оперативная память необходима для обеспечения деятельности. Такая информация может забываться, если она не востребована, а может храниться долго, превращая оперативное запоминание в долговременное.
Характер целей дифференцирует память на произвольную и непроизвольную. Для развития произвольной памяти нужно потратить некоторые усилия, дабы запомнить нужную информацию. В случае с непроизвольной памятью все наоборот: запоминание происходит без усилий человека.
Возрастные особенности развития памяти у детей
На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:
- Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
- Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
- Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
- Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.
От чего зависит способность к запоминанию у детей?
Качество памяти зависит от нескольких факторов.
Во-первых, на способность к запоминанию влияет возраст ребенка. Здесь мнение специалистов едино: с возрастом у детей память только улучшается. Что влияет на это? Совершенствование техники запоминания информации, действий, навыков. Маленькие дети запоминают тот материал, которые предлагают им взрослые. При этом они используют только естественные свои способности. С возрастом дети используют определенные техники, которые помогают запомнить нужный материал: это и сравнение новой информации с опытом, полученным ранее, и формирование ассоциаций – они делают заметки, рисунки, схемы.
Во-вторых, на качество памяти влияет объем информации – она улучшается с увеличением количества полученных знаний.
В-третьих, умственные способности тоже выполняют свою роль: чем больше малыш умеет, размышляет, активничает, тем лучше он запоминает. С возрастом у ребенка совершенствуются умственные способности, а это положительно влияет на память и ее развитие.
Этапы развития памяти у детей
Развитие памяти у дошкольников происходит на основе предыдущих воспоминаний или действий. Развивать словесную память у ребенка необходимо на имеющемся опыте, двигательной и образной информации. Для освоения словосочетаний умственную деятельность ребенка нужно подпитывать образами и тактильным ощущением изучаемого предмета. Невербальная память может хранить информацию о нескольких эпизодах детства. Исходя из данного фактора, словесное развитие у детей следует начинать в раннем возрасте, сопровождая процесс постоянными тренировками.
Для полноценного развития умственных способностей и обширного кругозора ребенок должен пройти все этапы развития.
- Первый этап – возраст от 0 до года. Главную роль здесь играет двигательная и эмоциональная функция. Малыш запоминает предметы и движения, что он наблюдал неоднократно, и которые могут вызывать радостные или негативные эмоции. К концу первого года жизни распознавание предметов у ребенка происходит по их признакам, эмоциональному состоянию, которые они вызывают.
- Второй этап начинается с 1 года и длится до 3 лет. Формирование памяти происходит через функцию восприятия предмета, который дает ему представление об окружении. В эти годы активно развивается образное мышление, которое в соотношении с восприятием участвует в формировании представления о предметах и вещах, окружающих малыша.
- Третий этап – с 3 до 6 лет. Этот период благоприятен для развития и расширения словесного запаса и логики. У некоторых дошкольников большая часть умственной деятельности основана на механической памяти, где запоминание происходит при неоднократном повторении информации. Третий этап основан на непроизвольной и образной памяти, где они приобретают ярко выраженный характер.
- Четвертый этап развития памяти у детей основан на логическом восприятии информации. С развитием логики ребенок систематизирует полученный материал и кодирует ее на высоком уровне общения.
- Пятый этап состоит из произвольных запоминаний. Усвоение знаний происходит при самоконтрольной, мнемической деятельности. Данная функция формирования памяти у детей играет важную роль в ходе получения знаний, дающихся в начальных классах. Полноценная мнемическая функция развития детей дошкольного возраста является важным показателем подготовки к учебному курсу школьного заведения.
- Последний шестой этап основан на профессиональных знаниях и полноценной умственной активности. В ходе такого процесса память хранит механизмы, отвечающие за данный вид деятельности на профессиональном уровне. Если не поддерживать и не развивать мышление по мере взросления, функции, связанные с логикой и запоминанием, ухудшаться.
Роль памяти в развитии ребенка
Возможно, кому-то интересно, нужно ли вообще развивать память у детей. Здесь ответ один, и он положительный. Ведь способность к запоминанию – один из факторов, благодаря которому человечества стало интеллектуально развитым. Без памяти невозможно познать мир, окружающую нас действительность. Любая деятельность невозможна без памяти: труд, нормы поведения, привычки, информация об окружающей среде – все это основано на процессах запоминания.
Развитие памяти в детском возрасте дает человеку возможность в дальнейшем применять полученные ранее навыки и умения. Это, в свою очередь, определяет качество жизни, помогает найти ту деятельность, которая приносит больше удовольствия и пользы.
Развитие памяти, особенно у детей, – важный процесс. И не стоит пренебрегать им. Ведь память влияет на развитие других психических процессов, таких как мышление, восприятие, внимательность и прочее. А без этих навыков человек вряд ли сможет существовать. Если не подпитывать память новой информацией, такая способность человека приводит к деградации личности. Поэтому развитие памяти нужно начинать с раннего детства, чтобы малыш вырос достойным и счастливым человеком.
Источник