Развитие памяти у ребенка 6 лет программы

Развитие памяти у ребенка 6 лет программы thumbnail

Анна Афанасьева
Программа развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Занятия по развитию памяти

Занятие 1

1. «Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал:пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

2. «У оленя дом большой»

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Психолог проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленяСкрещивают руки над головой,

Дом большой изображая крышу.

Он глядит в свое окошко:Руки перед лицом изображают окно.

Заяц по лесу бежит,Производят движение руками, как при беге.

В дверь к нему стучит. Кулаком имитируют стук в дверь.

Стук, стук. Большим пальцем через плечо показывают, что сзади

охотник.

Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Заяц, заяц, забегай!Дети вытягивают руки вперед.

Лапу подавай!

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

3. «Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания. Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.

1) Огонь;

2) Дом, молоко;

3) Конь, гриб, игла.

4) Петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) Крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

8) Гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

10) Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

4. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание. Приложение 1-3.

5. «Улыбка»

Цель: обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.

Описание задания. Ребенок попеременно улыбается, затем расслабляет мышцы лица. Повторить 6-8 раз.

Занятие 2

1. «Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени.

Дидактический материал:пять картинок с изображениями знакомых предметов: стола, груши, стакана, платья, шапки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки – переворачивает. Психолог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке.

2. «У оленя дом большой»

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Упражнение то же, что и упражнение 2.2. «У оленя дом большой». Выполнять 4—5 раз с постепенным увеличением темпа проговаривания текста.

3. «Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания. Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза.

1) доска;

2) окно, дым;

3) урна, кувшин, карандаш;

4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;

5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;

6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;

7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;

8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;

9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;

10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.

4. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание. Приложение 1, упражнения 4—6.

5. «Встречаемся и прощаемся с улыбкой»

Цель: усиление положительного эмоционального переживания.

Описание задания.Психолог: «Сейчас мы поиграем в такую игру. На моем лице будет появляться улыбка. Как только ты увидишь мою улыбку, должен тоже ответить мне улыбкой. Наши улыбки встретятся. Если на моем лице нет улыбки, ты тоже не должен улыбаться». Игра проводится 6—8 раз.

Занятие 3

1. «Что изменилось?»

Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации.

Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая — с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка доман аудиокнига

Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение. Время не ограничено.

2. «Запомни и покажи»

Цель: развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти.

Описание задания. В течение 5 с показывается таблица с изображением четырех фигур, затем таблица с изображением девяти фигур. Ребенок должен показать во второй таблице фигуры из первой. При этом первая таблица закрывается.

3. «Спрячь игрушки»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: три игрушки.

Описание задания. Психолог просит ребенка спрятать три игрушки в своем кабинете. При этом ставит ребенку условие, что через неделю он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.

4. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание. Приложение 1, все упражнения.

5. «От улыбки станет всем светлей.»

Цель: усиление положительных эмоциональных переживаний, поднятие настроения.

Описание задания. Исполнить песню «От улыбки станет всем светлей.»

Занятие 4

1. «Что изменилось?»

Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях уменьшения времени.

Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты, другая — с изображением той же ванной комнаты, но предметы на картинке переставлены и находятся в другом порядке.

Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов в течение 1 мин. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили свое местонахождение, сказать, где они находились на первой картинке.

2. «Купим мы, бабушка.»

Цель: обучение навыкам запоминания текста с помощью мнемонических приемов.

Описание задания. Психолог разучивает с ребенком текст, сопровождая его движениями.

Купим мы, бабушка, себе курочку.

Купим мы, бабушка, себе курочку.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе уточку,

Купим мы, бабушка, себе уточку.

Уточка – та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе индюшонка,

Купим мы, бабушка, себе индюшонка

Индюшонок – шалды-балды.

Уточка – та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе коровенку,

Купим мы, бабушка, себе коровенку.

Коровенка – му-у-му-у.

Индюшонок – шалды-балды.

Уточка – та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе собачонку,

Купим мы, бабушка себе собачонку.

Собачонка – гав-гав.

Коровенка – му-у-му-у.

Индюшонок – шалды-балды.

Уточка – та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе кисоньку,

Купим мы, бабушка, себе кисоньку.

Кисонька – мяу-мяу.

Собачонка – гав-гав.

Коровенка – му-у-му-у.

Индюшонок – шалды-балды.

Уточка – та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе «Жигуленок»,

Купим мы, бабушка, себе «Жигуленок».

«Жигуленок» – би-би.

Кисонька – мяу-мяу.

Собачонка – гав-гав.

Кровенка – му-у-му-у.

Индюшонок – шалды-балды.

Уточка – та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.

Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, затем в другую.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.

Подставляют к голове указательные пальцы, изображая рожки.

Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, затем в другую.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки

Подставляют к голове указательные пальцы, изображая рожки.

Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, затем в другую.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки

Подставляют к голове указательные пальцы, изображая рожки.

Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, затем в другую.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки

Имитируют руками управление автомобилем.

Подставляют к голове указательные пальцы, изображая рожки.

Поднимают вверх руки и покачивают ими в одну сторону, затем в другую.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки

3. «Найди игрушки»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал:спрятанные на прошлом занятии три игрушки.

Описание задания. Ребенок должен вспомнить и найти игрушки, которые спрятал на прошлом занятии (2.13) в кабинете психолога.

Читайте также:  Речь и развитие ребенка художественная

4. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Описание. Приложение 3, упражнения 1—4.

5. «Тряпичная кукла»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Описание задания. Ребенок лежит на диване.Психолог: «Представь, что ты тряпичная кукла. Расслабься. Ты не можешь пошевелиться. Я беру твою руку и отпускаю ее. Рука падает на диван. Я беру твою ногу, отпускаю ее, и она тоже падает на диван». И т. д.

Источник

Как развить память у ребенка 6-7 лет?

Многих родителей волнует вопрос, как улучшить память ребёнка, чтобы он лучше запоминал учебный материал и не испытывал трудностей при поступлении в 1 класс. Давайте разберемся, как развить память у ребенка 6-7 лет.

Возрастные нормы формирования памяти в 6-7 лет

В этот промежуток времени ребёнок начинает обучение в школе. Из дошкольника он превращается в ученика. По-прежнему ведущую роль играет наглядно-образная память, но уже идёт формирование вербальной мыслительной деятельности.

Малышу всё ещё важна эмоциональная окраска для удержания в памяти нужной информации.

Развивается произвольная память, и младший школьник может запомнить информацию целенаправленно. К 6-7 годам у детей повышается навык самоконтроля. Для перехода знаний из кратковременного хранилища в долгосрочный архив памяти ребёнку требуется повторение заученных сведений.

В силу возраста детям сложно структурировать учебный материал и разбивать его на блоки. У них только начинает формироваться логическое мышление. Мальчики лучше девочек запоминают цифры, но хуже слова. Им легче даётся решение кроссвордов, построение ассоциативных связей.

Развитие памяти у ребенка 6 лет программы

Причины плохого запоминания

Временное ухудшение запоминания информации в этот возрастной период считается нормой, потому что начало обучения в школе приводит нервную систему к сильному напряжению. Ребёнок боится не оправдать ожидания родителей, опасается насмешек со стороны одноклассников. У него появляется забывчивость и рассеянность. Проблему родители могут решить самостоятельно с помощью специальных упражнений и игр.

Слабая продуктивность запоминания иногда появляется из-за сильного переутомления или болезни. Обеспечьте малыша полноценным питанием. Включайте в его рацион грецкие орехи, шоколад, морскую рыбу, свежие овощи. Эти продукты содержат все необходимые витамины и микроэлементы, способствующие улучшению памяти. Помогает пребывание на свежем воздухе и крепкий сон. При возникновении стойких нарушений в процессе усвоения знаний следует обратиться к психологу или неврологу. Причины могут крыться в интоксикации, гипоксии или полученной черепно-мозговой травме.

Развитие памяти у ребенка 6 лет программы

Как улучшить?

Есть несколько рекомендаций по развитию памяти семилетнего ребёнка. Ежедневно спрашивайте его впечатления о прошедшем дне. Пусть он извлекает из памяти подробности школьной жизни. Задавайте побольше уточняющих вопросов.

Такой беседой вы сможете укрепить с ним эмоциональную связь, а также поможете ему научиться запоминать информацию, формулировать свои мысли.

Предложите ребёнку найти 10 отличий на похожих картинках из детских журналов. Пусть он фокусирует внимание на мельчайших деталях. Со временем усложняйте задания. Попробуйте ограничить малыша во времени. Отведите 5 минут для поиска отличий.

Развитие памяти у ребенка 6 лет программы

Медленно произнесите 10 слов и тут же предложите малышу повторить их. Если он перечислит хотя бы 5 из них, то кратковременная память у юного человека работает прекрасно. Воспроизведение 7-8 слов свидетельствует о хорошей долгосрочной памяти. Подобные упражнения улучшают оба вида памяти.

Научите ребёнка создавать ассоциативные ряды. Играйте с ним в ассоциации. Пусть пробует запомнить слова, не связанные между собой логически. Для этого надо создать в воображении образ. Например, слова «книга», «дельфин», «карандаш», «мотоцикл», «часы» можно запомнить с помощью создания ярких образов. Чем насыщеннее образ, тем дольше он удержится в голове: «Открываю книгу и вижу нарисованного дельфина, который неожиданно зашевелился. В этот момент у него изо рта выпал ярко-красный карандаш. Он упал на пол и начал рисовать мотоцикл, у которого вместо фары висел огромный циферблат».

Развитие памяти у ребенка 6 лет программы

Тренировать память можно с помощью метода ассоциативных связей. Для этого надо найти 10 картинок, соответствующие любым словосочетаниям. Их раздают детям и вслух произносят названия предметов с определением: цветущая сирень, смешной мышонок, озорная девочка, вкусный обед, рычащий тигр, летний вечер, проливной дождь, строгая учительница, мужская дружба, искренняя радость. Затем картинки убирают. Дети занимаются другими делами. Через 30 минут им раздают листки с изображением ранее произнесённых понятий и предлагают их озвучить. Эта техника хорошо подходит для формирования навыка закрепления знаний.

Читайте также:  Цель развитие мелкой моторики рук ребенка

Развить детскую память можно с помощью мнемотехники. Метод Цицерона подходит для запоминания необходимых слов. Каждое понятие прикрепляется к хорошо знакомому предмету, находящемуся в квартире или комнате ребёнка. Слуховую память тренируют чтением вслух интересных книг и стихов, пением и определением посторонних звуков, доносящихся отовсюду. Перед сном разучивайте вместе несложную фразу на иностранном языке или отрывок из стихотворения.

Развитие памяти у ребенка 6 лет программы

Упражнения

С целью обучения удерживать информацию в голове длительное время надо у детей развивать ассоциативное мышление. Можно делать с ними тренировочные упражнения. Предложите малышу несколько не связанных между собой слов, а он пусть придумает рассказ, где задействует их. Задания на логику формируют умение устанавливать связи между явлениями. Предлагается цепь слов, среди которых нужно найти лишние предметы. Например, «тарелка», «чашка», «холодильник», «блюдце».

Можно предложить малышу графический диктант для развития слуховой памяти. Надо выбрать простой узор и продиктовать. Например, «3 клетки вверх», «2 клетки вправо», «3 клетки вниз», «2 клетки влево».

Обязательно обсудите с дошкольником, что получилось.

Развитие памяти у ребенка 6 лет программы

Хорошо укрепляют память скороговорки, прочитанные в стихотворном ритме. Заучивание напоминавших стихи скороговорок является своеобразным тренажёром для улучшения дикции, преодоления косноязычия, выработки правильного дыхания, тренировки памяти и внимания, развития воображения и пробуждения творческих способностей.

Научить запоминать буквы можно с помощью развешанных по всей квартире табличек на различных предметах обихода. Например, на шифоньере должна красоваться надпись: «шкаф», на тумбочке – «тумбочка», на табуретке – «табурет». Гласные буквы советуют оформить красным тоном, а согласные – чёрным цветом. В течение дня заостряйте внимание малыша на табличках.

Игры

Детям 6 лет необходима внешняя мотивация для закрепления знаний, поэтому обучение предпочтительно проводить в игровой форме. Разложите на столе несколько картинок. Через несколько минут предложите ребёнку отвернуться. За это время поменяйте местами две картинки. Попросите малыша ответить на вопрос, что изменилось. Затем пусть ещё раз отвернётся на несколько секунд. Спрячьте одну из картинок. Малыш должен назвать исчезнувшее изображение.

Развитие памяти у ребенка 6 лет программы

Эффективны групповые игры. Один из участников внимательно разглядывает товарища. Потом он должен отойти и отвернуться. Ему предлагают назвать всю цветовую гамму, имеющуюся в одежде ранее изучаемого им субъекта.

По принципу снежного кома образуют цепочки слов. Один ребёнок произносит фразу: «Клумба пестрит разноцветными георгинами». Следующий участник должен повторить это предложение и добавить ещё одно слово: «Клумба пестрит разноцветными георгинами, астрами». И так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Отличным результатом считается добавление не менее 20 слов.

Развитие памяти у ребенка 6 лет программы

Заучивание стихов

Запоминание стихов приносит огромную пользу детской мыслительной деятельности, так как мозг находится в активном развитии. С 6-7 лет ребёнок способен осваивать сложные стихи. Он уже может проанализировать действия персонажей, представить себя на их месте, ответить на вопросы, связанные с содержанием произведения.

К этому возрасту формируется логическое мышление, поэтому дети могут изобразить на бумаге события сюжета. Помогите им почувствовать эмоции поэта. Глубокое яркое впечатление повышает восприятие и запоминание.

Образное оживление стихотворения способствует эффективному запоминанию рифмованных строк. Каждая строфа должна визуально превратиться в яркий образ. Все мысленно созданные картинки надо подчинить определённому ритму. Попробуем «оживить» стихотворение С. Погореловского «Снежная сказка».

Развитие памяти у ребенка 6 лет программы

Сначала объединяем первые две строчки и создаём красочные образы. Представляем высокие сугробы, над которыми снежные вихри на человеческих ножках лихо пляшут. Дальше воображаем гигантских снегирей. В их клювах виднеются огромные судейские свистки, из которых доносится песня. Завершается стихотворение прорезающими снег коньками. Но их название «снегурки» даёт возможность дать волю фантазиям и представить Снегурочек с ножами в руках. Они разрезают ими лёд на частички, напоминающие коньки.

Не забудьте уделить внимание ритмике.

Советы психолога

Установите чёткий распорядок дня. Не забывайте о прогулках. Получение достаточного количества кислорода улучшает мозговые процессы. Полноценный сон помогает снять нервное напряжение и восстановиться. Обязательно запишите ребёнка в спортивную секцию. Физическая нагрузка развивает мыслительную деятельность, помогает удерживать в мозге большой объём информации.

Никогда не заставляйте ребёнка заниматься через силу. Такие тренировки не принесут никакой пользы. Младшие школьники быстро утомляются, поэтому нужно завершить работу над упражнениями до наступления усталости. Оптимальная длительность занятия – 20 минут.

Упражнения для развития памяти у ребенка приведены далее.

Источник