Развитие памяти ребенка в семье

Развитие памяти ребенка в семье thumbnail

Любовь Григорьевна Махова
Консультация для родителей «Развиваем память и внимание ребенка в условиях семьи»

Консультация для родителей

на тему «Развиваем память и внимание ребенка в условиях семьи»

«Единственное сокровище человека – это его память.

Лишь в ней его богатство и бедность».

Александр Смит

Каждая мама знает, насколько тяжело, в принципе даже невозможно, объяснить ребенку такие «взрослые» категории и понятия, как развитие памяти, дисциплина, самоконтроль и даже развитие. Ничего от своего малыша не добьешься! Он-то придумает, как улизнуть от скучных и докучливых занятий и упражнений, тем более по развитию памяти. Придется брать такую упрямую крепость только хитростью!

Нашими детьми движет исключительно интерес. Вы ведь уже давно заметили, что ваш ребенок легко запоминает вещи, которые ему интересны, и наоборот, с большим трудом то, что не привлекает его внимания. Именно интерес создает мотивацию вашего ребенка, которая необходима для того, чтобы малыш концентрировался на выполнении заданий, способствующих развитию памяти. Интерес обуславливается личностью ребенка и окружающей средой и может меняться вместе с ним, поэтому, завладев доверием своих сына и дочки, играя с ними в интерес-ные и занимательные (а также развивающие) игры, со спокойной совестью сможете контролировать процесс их обучения. Самое важное в этом процессе то, что ваш ребенок чувствует себя абсолютно спокойно, он не напрягается и не боится, что у него может что-нибудь не получиться. Это всего лишь игра, в которой он абсолютно расслаблен и сосредоточен на том, что ему интересно. Детский ум очень пытливый. Дети поражают своей способностью впитывать в себя любую информацию. На пути к новому и необычному их не в состоянии ничто остановить, поэтому любая игра, придуманная вами или специалистами, должна содержать некоторое решение определенной задачи. Все это должно быть новым, ярким и красивым. В противном случае ваш ребенок не заинтересуется и переключится на другое, более занимательное явление. С другой стороны, не стоит перегибать палку со сложностью поставленной задачи. Для вашего малыша она должна быть разрешима. Учитывайте его возраст и развитие.

К трем годам у него превосходно развилось ассоциативное мышление, которому позавидует любой взрослый. Ваши дети придумывают самые чудные и интересные ассоциации ко всему, что видят и слышат, ко всему, что хотят запомнить. Несмотря на то, что порой ассоциативные образы могут быть самыми причудливыми, они помогают вашему малышу организовывать и упорядочивать весь запоминаемый ма-териал так, что в любой момент он может незамедлительно его вспомнить. Вышеперечисленные приемы и принципы памяти наводят на вопрос о том, в каком возрасте необходимо начинать тренировать и развивать память, Дети всегда требуют к себе внимания, чем раньше вы начнете заниматься, тем скорее увидите позитивные результаты. Развивать внимание и способности к наблюдению можно в любом возрасте. Но приступать к изучению различных приемов запоминания лучше всего вместе с обучением чтению и письму. В первую очередь следует научить ребенка расчленять информацию на основную и второстепенную, выде-лять главную идею, организовывать материал в целом. Чтобы научить игнорировать маловажную информацию, детям младшего возраста стоит объяснить задачи изучаемого материала, тогда они самостоятельно смогут выбирать из всей информации то, что необходимо им для запоминания. Изложение материала своими словами учит малышей обдумывать все, что они услышали или прочитали, поэтому полезно после прочтения сказки обговорить ее и обсудить. Любые обсуждения информации приводят к тому, что ребенок учится дополнять материал собственными рассуждениями или изученным ранее материалом.

Все вышеперечисленные приемы тренируют так называемое избирательное внимание, но чтобы оно превратилось в хорошо отработанную форму спонтанного поведения, требуется время. Избирательное внимание — это ключ к концентрации, являющейся необходимым условием для качественной работы памяти.

Ваш ребенок, которого вы хвалите и поощряете каждый раз, когда он запоминает что-то, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Будьте терпеливы. Необходимо любой ценой избегать наказаний, поскольку очень трудно определить уровень развития ребенка. Все, что вы можете сделать, это заинтересовать ребенка.

Характерной особенностью внимания ребёнка является его непроизвольность, т. е. внимание ребенка концентрируется бессознательно на внешних привлекательных предметах и событиях. Он совершенно не контролирует этот процесс, а просто обращает внимание на то, что заинтересовало его глаз. Кстати, этой особенностью хорошо пользуются родители, отвлекая своего ребенка яркими предметами, если он, например, плачет. Малыш тут же забывает о причине недовольства и полностью сосредотачивается на исследовании яркого объекта. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым предметам. Активное владенье речью, рассуждения вслух, а также внутреннее регулируемое восприятие позволяют формировать произвольное внимание, т. е. внимание, которое сознательно направляется на определенный объект. Лучше всего не донимать детей докучливыми лекциями, а заниматься с маленькими исследователями с помощью различных игр.

Читайте также:  Физические показатели развития ребенка в первом году жизни

Поэтому в семье с детьми надо играть в сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, они стимулируют в первую очередь наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребёнок учится замещать их образами, Таким образом, необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К шести годам начинает фор-мироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В этом же возрасте дети начинают осознавать и понимать значение многих понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Игра «Кто больше запомнит»

Участники игры сидят в кругу, Первый участник называет любое слово, например лес. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое своё. Например, цветок. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова и произносит своё. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, т. е. обладает самой выдающейся памятью. Участниками игры могут быть как сами дети, так и родители с бабушками и дедушками.

Игра для развития концентрации внимания

Играть лучше всего группой по пять-шесть или больше человек.Взрослый-ведущий обращается к детям: «Пожалуйста, запомните три движения. Первое — руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; второе — руки вытянуть перед собой на уровне груди; третье — поднять руки вверх». Нужно показать все движения детям, попросить их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядковые номера — первое, второе, третье.

В игре тренируются наблюдательность и внимание.

Игра для тренировки наблюдательности «Что изменилось?»

Играть лучше всего группой из семи, восьми или девяти человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Водящий-судья вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается одна или две минуты.

После этого участники соревнования удаляются в другую комнату. По указанию взрослого дети, стоящие в шеренге,вносят мелкие изменения в костюм и прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом обувью или головными уборами, поменять прическу и т. д. Затем по очереди вызывают участников соревнования. Каждый должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить. Побеждает тот, кто обнаружил больше различий.

Игра для развития памяти и внимания «Пуговицы»

В этой игре принимают участие двое. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего три пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются.

У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнит, их расположение (двадцать-тридцать секунд) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях «вверх», «вниз», «влево», «вправо».

Игра с рисунками

Ребенку дается возможность посмотреть на картинку в течение двадцати или тридцати секунд. Затем лист с картинкой убирается и предо-ставляется второй рисунок, на котором изображены все предметы в отдельности.Спросите вашего малыша: «Как ты думаешь, какого из этих предметов нет столе?».Ребенок постоянно требует к себе внимания, с ним нужно заниматься систематически, только тогда появятся удовлетворяющие вас результаты.

Источник

Память – это одна из важнейших способностей человека, заключающаяся в накоплении, хранении и, при необходимости, воспроизведении различных знаний, навыков и умений. От того, насколько хорошо развита память человека, во многом зависит эффективность его мыслительных операций в целом. А это играет огромную роль и в процессе обучения, и при выполнении каких-либо работ, и при решении ряда бытовых вопросов, и при использовании своего творческого потенциала и попытках самореализоваться в каком-либо хобби, и даже при построении отношений с другими людьми. Другими словами, хорошая память точно никогда не будет лишней ни для одного человека, и в ваших силах позаботиться о том, чтобы у вашего ребенка не было с ней никаких проблем.

Читайте также:  Развитие личности ребенка от года скачать книгу

Развитие памяти ребенка в семье

Некоторые особенности того, как развивается память ребенка

Для детей подходят далеко не все методики улучшения памяти, которые можно найти в сети и которые ориентированы на взрослых людей. Причина в том, что механизмы развития и укрепления памяти у малышей обладают рядом характерных особенностей:

  1. Запоминаемая информация должна быть важной и интересной для ребенка. Мы, натренированные взрослые, вполне можем основательно выучить и запомнить даже те данные, которые непосредственно сейчас не имеют для нас особого значения, или не пригодятся нам вовсе. Это, например, изучение в университете предметов, которые мы начнем применять в своей профессии только через несколько лет, или тех, которые в ней не понадобятся, но нужны для получения диплома. Для маленького ребенка мир устроен иначе: попытки выучить что-либо неинтересное насильно, под давлением, только вызовут у него отторжение, а не поспособствуют развитию памяти.

Развитие памяти ребенка в семье

  1. Способности к запоминанию тесно связаны с общим уровнем развития малыша. Чтобы запомнить информацию из какой-то области, он должен в ней более-менее ориентироваться. То есть ребенку всегда легче выучить то, что он знает, понимает и умеет делать, а не то, что находится вдалеке от его зоны ближайшего развития (даже если это что-то ему интересно). В контексте правильного воспитания это означает, что работать со своим ребенком нужно комплексно: стремиться развить не только его память, но и интеллект, моторику, способности к концентрации внимания и многое другое.
  2. Ребенку необходима помощь авторитетных взрослых (родителей или учителей) при использовании любых методик для улучшения памяти. Вы должны понимать, что ваш малыш еще только учиться грамотно реализовывать различные мыслительные процессы и использовать возможности своего мозга. У него еще нет того инструментария, которым владеете вы при работе над своими интеллектуальными способностями, выполнении анализа, систематизации и других мыслительных операций. Поэтому ребенок просто не может научиться эффективному, системному и грамотному запоминанию сам – ему необходима направляющая и консультативная помощь извне.

Развитие памяти ребенка в семье

Основные стратегии запоминания

Все советы и методики, предназначенные для улучшения памяти, можно отнести к стратегиям одного из трех ключевых типов:

  • Так называемое «зазубривание». Суть стратегии заключается в многократном повторении запоминаемого материала, чаще всего – вслух. В результате информация откладывается в памяти, однако, очевидно, совсем ненадолго. Такая стратегия не предполагает понимание изучаемого материала, выявление причинно-следственных связей, закономерностей и логических схем в его структуре. Кроме того, она достаточно утомительна.
  • Различные варианты организации запоминаемого материала на основе каких-либо признаков. Это могут быть хорошо всем известные ассоциации, когда отдельные фрагменты информации предлагается соотносить с различными предметами, частями тела, цветами и так далее. Это может быть группировка составных частей материала по первой букве, историческому периоду, функциональному значению и т.п. Другими словами, подобные стратегии позволяют более-менее структурировать процесс хранения знаний, наметить определенные ориентиры, по которым впоследствии можно будет восстановить заученный материал.

Развитие памяти ребенка в семье

  • Системное, вдумчивое запоминание. Стратегии подобного плана предполагают тщательное изучение информации, предшествующее и способствующее ее непосредственному запоминанию. В таких случаях предполагается вести конспекты, глубоко разбираться в запоминаемых данных, доводить их до осознания и понимания, осмысливать и структурировать. Причем речь в данном случае идет не о структуризации системы хранения материала, а о структуризации данных внутри самой запомненной информации. Это самый лучший способ запоминания и изучения чего бы то ни было, открывающий широкие возможности для последующего использования полученных знаний.

Развитие памяти ребенка в семье

В идеале каждый человек должен хорошо владеть стратегиями запоминания всех трех типов. Несмотря на то, что третий тип является наиболее продуктивным и действенным, порой бывает достаточно второго и даже первого. В жизни нередко встречаются ситуации, когда какую-то информацию нужно просто запомнить, и особого смысла в том, чтобы глубоко разбираться в ее смысле, попросту нет. Соответственно, нет необходимости и в том, чтобы тратить большое количество времени и сил на ее основательное понимание и заучивание.

Читайте также:  Развитие ребенка и его периодизация это

Какие упражнения, развивающие память, можно использовать для детей разных возрастов?

Развитие памяти происходит по-разному на различных этапах роста и взросления ребенка, и потому нуждаются в различных вспомогательных упражнениях. Рассмотрим основные способы тренировать память для нескольких возрастных групп.

До 1 года

Казалось бы, как можно развивать память у таких несмышленых малышей? Оказывается, очень даже можно и нужно. Это упражнения, которые многие родители выполняют интуитивно. Так, например, даже грудничкам не помешает рассказывать о различных предметах и их свойствах. Это может быть кошечка, которая говорит «мяу», телефон, по которому можно говорить с бабушкой и дедушкой, стол, имеющий форму круга, и так далее.

Развитие памяти ребенка в семье

С ребенком в возрасте 7-8 месяцев уже можно «читать» книжки с картинками, рассказывая ему о том, что изображено на их страницах. Можно просить их найти спрятанные предметы (только прятать их нужно совсем недалеко и буквально на виду у малыша), играть в пальчиковые игры. Все это заложит основы для становления и развития хорошей памяти на последующих этапах взросления ребенка.

От 1 года до 3 лет

В это время вам стоит по-максимуму рассказывать ребенку об окружающих его предметах и явлениях, объяснять смысл различных слов, обсуждать с ним события просмотренных мультфильмов, и даже разучивать несложные стишки.

Развитие памяти ребенка в семье

Также в это время можно начинать играть в более серьезные игры на запоминание. Например, вы можете показывать ребенку картинку, убирать ее, а затем просить малыша вспомнить, что на ней было нарисовано. Можете выкладывать перед ним 3-4 предмета, затем убирать один из них или менять их месторасположение (естественно, предварительно сказав ребенку отвернуться), после чего просить его рассказать, что изменилось.

От 3 до 6 лет

Малыши дошкольного возраста – ребята серьезные, и с ними можно проводить еще более сложные тренировки и игры.  Например, вы можете просить их запомнить определенные последовательности слов и воспроизвести их. Чтобы сделать задание более увлекательным и научить малыша запоминанию по ассоциациям, можете последовательно показывать ему какие-либо предметы, затем спрятать их все и попросить восстановить очередность увиденного.

Развитие памяти ребенка в семье

Очень полезным будет и простое упражнение с воспроизведением всех тематических слов. Тема может быть любой: продукты, животные, погода и так далее. Чтобы тренировка была интереснее, можете устроить своеобразное соревнование по количеству вспомненных слов, и периодически его повторять. Это простимулирует ребенка активнее запоминать новую информацию.

От 6 до 9-10 лет

Это, по сути, последний этап, на протяжении которого можно улучшить память школьника одновременно с ее развитием, а не по его завершении. Постарайтесь не упустить эту возможность, ибо впоследствии память вашего ребенка будет откликаться на попытки ее развития уже гораздо менее активно.

Развитие памяти ребенка в семье

Дети младшего школьного возраста от конкретных предметов и тематической лексики могут переходить к числам и абстракциям. И это очень важный аспект развития их мыслительных способностей. Суть упражнений остается той же: это запоминание последовательности каких-то элементов, попытки вспомнить все подходящие слова для какой-либо ситуации (вместо определенной темы вы можете, например, просить школьника подобрать подходящие эпитеты для называемых вами существительных). Только эти элементы уже могут быть числами, а, например, эпитеты – разнообразными, а не только описывающими цвет и форму предметов.

Несколько слов в заключение

На первых порах обучения малыша в школе очень важно помогать ему в выполнении домашних заданий. И речь тут идет не столько о непосредственном выполнении самих задач, поставленных учителем, сколько об обучении ребенка правильному ходу мыслительных операций.

Развитие памяти ребенка в семье

В том, что касается памяти, очень важно своевременно обучить школьника той самой наиболее эффективной стратегии, о которой мы говорили ранее: глубокому осмысливанию информации и запоминанию благодаря пониманию. Научите ребенка находить причинно-следственные связи, анализировать материал, выявлять его наиболее важные блоки, видеть логику построения информации. Поверьте, такие умения, привитые в детстве, будут систематически помогать ему на протяжении всей жизни.

Не менее важно заботиться о физическом и психологическом благополучии малыша. Здоровье и хорошее настроение – отличное подспорье в обучении, которое поспособствует активному развитию памяти ребенка. Если у вашего дошкольника или школьника не получается что-то запомнить, постарайтесь не злиться и не кричать на него: запоминанию это не поможет, а интерес к учебе вполне может отбить. Заботьтесь о своем ребенке, помогайте ему гармонично развиваться и уважайте его личность – и у вас все непременно получится!

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник