Развитие памяти ребенка младшего дошкольного возраста

Развитие памяти ребенка младшего дошкольного возраста thumbnail

Светлана Белорунова
Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста

Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста.

Белорунова С. В.

МДОУ «Детский сад № 36 комбинированного вида» г. Саранск.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств.

Выделяют три типа памяти:

наглядно – образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т. д;

словесно – логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;

эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме того, существует ещё разделение памятина два вида в зависимости от длительности хранения информации:

кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;

долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы.

Память разделяют ещё на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке, а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо понятно.

Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу.Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую память.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов,новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольник младшего возраста (3 – 4 года, как показывают психологические исследования, запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему слов он запоминает только 2 слова. Можно с уверенностью сказать, что дети этого возраста ещёне готовы использовать для запоминания какие – либо вспомогательные средства: картинки, подсказки, вопросы только мешали ребёнку запоминать. Значительно лучше обстоят дела с произвольным запоминанием в старшем дошкольном возрасте.

Особенно богата память ребёнка дошкольного возраста образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (домам, животным, птицам, деревьям, цветам и т. д, а так же и несущественные признаки, частные детали, которые ребёнок подметил у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и т. д.

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста.

1. Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Для развития слуховой памяти и речи детей 2 – 4 летнего возраста можно рекомендовать для заучивания песенки, потешки, стихотворения.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

2. Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста.

Для того, того чтобы работа по развитию памяти была успешной, предлагаются игры и задания.

3. Воспроизведение рассказа, сказки.

Методика воспроизведения рассказа может помочь в диагностике смысловой памяти, а так же для развития смысловой памяти ребёнка дошкольного возраста.

Задача взрослых – ускорить развитие памяти у детей.

Источник

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей (А.Р. Лурия, Л.С.Выгодский, А.А.Смирнов, Г. Эббингауз, П.И.Зинченко). Память создает, сохраняет и обогащает знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось(10).

Значение памяти детей дошкольного возраста очень велико. Абсолютно все, что он знает, умеет, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения их системы. Ребенок лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ни чему научится, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами.

Однако не у всех детей дошкольного возраста хорошо развита память. Многие взрослые считают, что хорошая или плохая память дана ребенку от рождения, но это вовсе не так. Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, опд влиянием общения и совместной деятельности с взрослыми(8). Дети со слабой памятью – это чаще всего те дети, которым взрослые не уделяют достаточно внимания и которым внушали, что у них плохая память. Важнейшим условием развития памяти являются специальные усилия ребенка – запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить.

Дошкольный возраст- это возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психологической функцией. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их (5,6).

С помощью памяти ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающим, у него развивается мышление. Л.Е. Выгодский считал дошкольный возраст синзитивным периодом развития памяти. Как справедливо заметил Л.Е. Выгодский, ни одно из специфических человеческих психических качеств, таких, как мышление, память, воображение, волевая регуляция действий, не может возникнуть лишь путем вызревания задатков(7). Для формирования памяти, мышления, воображения, волевой регуляции, требуются определенные социальные условия жизни и воспитания (П.И. Зинченко, З.М. Истомина, В.С. Мухина и др.). Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих интеллектуальному развитию, разумеется без ущерба физическому развитию, а в гармоническом единстве с ним(11). Обучение детей младшего дошкольного возраста, основанное на использовании специальных дидактических игр, относится к таким методам(3).

На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место (Е.О. Смирнова, М.Н. Дедулевич, З.М. Богуславская). Однако не всегда уделяется должное внимание развитию памяти детей младшего дошкольного возраста, или ее развитие сводится к заучиванию стихотворений, не всегда учитывается возможность проведения дидактических игр в целях развития памяти (1).

Читайте также:  Моторное и психическое развитие ребенка

Теоретический анализ проблемы позволил сделать вывод о том, что память – это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении последующем воспроизведении того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

К основным процессам памяти можно отнести: запоминание, сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение.

В основу видовой классификации памяти положены три основные категории:

* объект запоминания, то есть то, что запоминается;

* степень волевой регуляции памяти (с этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память);

* длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и память.

В процессе исследования выявлены особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста. Память по скорости развития опережает другие процессы, но в этом возрасте преобладает непроизвольная память- ребенок лучше всего запоминает все яркое, необычное, интересное. Память младшего дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что- либо запомнить. Запоминание и припоминание осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления. Важным моментом в развитии памяти в младшем дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя [2].

В процессе работы была рассмотрена сущность и методика проведения дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста, выявлено влияние дидактических игр на развитие памяти детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Считаем, что ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания, использование различных дидактических игр в работе с детьми дает большой заряд положительных эмоций, помогает детям закрепить и расширить знания об окружающем, что способствует хорошему развитию памяти.

Завершая, отметим, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость. Ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совестным с другими детьми действием и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени младшего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Литература

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада. – М. Просвещение, 1992.

  2. Беляева Л. Игра и книга// Дошкольное воспитание. М., 2004. – №8-С.35-41.

  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1991.

  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

  5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Уч.пос. для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1988.

  6. Возрастные особенности психического развития детей/ Под ред. И.В. Дубровиной и М.И. Лисиной.- М., 1982.71-74.

  7. Выготский В.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии.- 1996.-№6-62-76с.

  8. Дорошенко О.В., Шевырева Т.В. Современные средства в словарной работе с детьми с особыми образовательными потребностями/ М., – 2008.- №5.2008.-С.

  9. Феоктистова С.В. Психология. Москва, 2010

  10. Феоктистова С.В., Хмелькова М. А. Психолого-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса как условие успешной адаптации детей к школе. М., 2013.

  11. Хмелькова М. А. Проблема качества образовательной деятельности современных дошкольных учреждений. М., 2013 № 1 стр. 132-139.

Источник

Память ребенка избирательна. Запоминаются только яркие моменты, которые смогли удержать внимание, заинтересовать, удивить. Особенно активно происходит развитие памяти детей младшего дошкольного возраста. Также в этот период отмечается формирование произвольного запоминания и воспроизведения. Потому так важно стимулировать память, чтобы к первому классу, ребенок был готов схватывать материал, обязательный по учебной программе.

Память, как основная психическая функция

Такой психологический процесс, как память принимает обязательное участие в познавательном развитии малыша. В результате происходит накопление и сохранение полученных знаний, которые потом можно вспомнить и применить. И с каждым годом объем сохраненной информации увеличивается, а память расширяет возможности.

Память малыша в первые годы жизни работает, как функция восприятия. Происходит непроизвольное фиксирование ярких предметов и их характеристик. Ребенок запоминает людей, находящихся рядом, предметы, свойства этих предметов. Также в памяти малыша откладываются постоянно повторяющиеся действия. В три года – память это уже самостоятельная функция, отвечающая за познание.

Ребенок узнает объекты, виденные им когда-то, звуки, которые уже слышал. Начиная с трех лет, работа памяти усложняется. Начинают использоваться следующие функции:

  • Запоминание. Полученный новый материал привязывается к тому, что уже знакомо. Дошкольник делает такую привязку мимолетно. На этом этапе дети еще не знают приемы для запоминания и не умеют ими пользоваться;
  • Припоминание. Если говорить другими словами, то это процесс извлечения информации, которая уже была запомнена раньше. Когда маленькая девочка говорит «Мама, купи мне куклу, как у Тани», то это и есть процесс припоминания восторга, который вызвала кукла в руках Тани;
  • Сохранение. Это процесс, когда полученные сведения удерживаются определенное время. Здесь память может быть, как краткосрочной, так и долгосрочной. На длительное время сохраняются яркие и особые эмоции. Испуг, как и радость, может надолго остаться в памяти малыша;
  • Узнавание. Это самый простой способ, позволяющий поднять из памяти уже знакомую информацию. Процесс запускается на основе видимого, ощущаемого и слышимого стимула;
  • Воспроизведение. Это комплексная функция, извлекающая из памяти сохраненный материал. Поскольку у дошкольника мало жизненного опыта, то это ограничивает воспроизведение информации. Воспоминания приходят, когда малыш испытывает похожие впечатления.
Читайте также:  История развития ребенка и сведения о болезни это

Виды памяти, преобладающие в младшем дошкольном возрасте

Память ребенка активизируется под действием восприятия. Здесь задействуют зрительные, слуховые, тактильные и вкусовые рецепторы. Принятые сигналы формируют образ, который и откладывается в памяти малыша. Развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется формированием образной памяти. Есть три вида памяти, которые в этом возрасте активно развиваются:

  • Образная. Здесь происходит пополнение запаса слов. с помощью образной памяти ребенок легко осваивает новые понятия.
  • Словесная. Когда малышу говорят, что зебра – это лошадка с полосками, то происходит формирование образа. Новое слово, которое пополняет запас, является именно слово «зебра». Изначально сам образ будет не похожим на реальность, но с возрастом он будет корректироваться и принимать правильные формы.
  • Двигательная. Это процесс повторения по заданному образцу. Это уже не простейшие задачи, типа собрать пирамидку. Ребенок повторяет танцевальные движения за взрослым, бытовые действия такие, как пришивание пуговиц, завязывание шнурков.

Память дошкольника

Развитие детей дошкольного возраста происходит на основе действий. Это значит, что мир познается путем проведения практических действий, а в память идет главное для самого малыша.

Однако информация поступает отрывисто. Как правило, это отрывистые единичные представления. Например, малыша может испугать Дед Мороз. Последующие объяснения, что в костюм наряжается папа, не будут иметь результата.

В возрасте 2-3 лет в памяти откладываются события яркие, наполненные сильными эмоциями: яркая игрушка, действия повторяемые постоянно.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк ????

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал

Наш сайт: Winku.ru Мы в социальных сетях: VK, OK

Источник

Альфия Валиева
Память и внимание младших дошкольников 3–5 лет

2 сл Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л. С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.

Память -одно из свойств нервной системы, заключающееся в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию.

3 сл Память – это отражение прошлого опыта.Она основана на процессах:

Запоминание – это образование и закрепление в нервных клетках коры головного мозга информации в виде нервных импульсов, передающихся по отросткам этих клеток друг другу.

Процесс сохранения :

сохранение памятного следа;

сохранение связей в мозге.

Благодаря запоминанию и сохранению становится возможным воспроизведение информации, а также ее узнавание (припоминание).

Воспроизведение – процесс появления в ранее воспринятой информации, выполнение заученных движений.

Виды классификации памяти:

1.Объект запоминания:

– двигательная (моторная) – память движений и их систем.

– наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее.

– словесно-логическая (или словесно-смысловая, которая позволяет запоминать информацию с помощью слов, опосредованно, с помощью смысловой структуры.

– эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.

4 сл Степень волевой регуляции памяти. Память делится на произвольную (которая используется, если нужно запомнить что-либо, и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (задача запоминания не ставится, это происходит само собой).

Длительность сохранения информации в памяти.

– кратковременную память-удерживает полученную информацию в течение короткого времени.

– оперативную память- обеспечивает кратковременное запечатление следов, необходимое для выполнения какого-либо действия или операции.

– долговременную память- сохранение информации в течение длительного времени при условии многократного ее повторения и воспроизведения.

Модальность запоминания:

– зрительную память;

– слуховую память;

– осязательную память (ощущения от прикосновений);

– двигательную память;

– пространственную память.

Способ запоминания.

– непосредственную (без осмысления материла)

-опосредованную память.

5 сл Виды нарушения памятиПо количественному признаку выделяют:

Амнезии: полное отсутствие воспоминаний на события, произошедшие в определенный период времени. Гипомнезии: частичное снижение памяти (может быть временным и постоянным).Гипермнезии: аномальное усиление памяти, вследствие которого человек способен запоминать и воспроизводить множество событий и информации на длительный период (усиливается способность к восприятию цифр).Амнезия, в сою очередь, может быть частичной (касается только определенного периода времени) и общей (потеря почти всех воспоминаний). Модально-специфические нарушения памяти

Это частичное выпадение процессов сохранения и последующего воспроизводства информации, воспринимаемой только одной системой чувств (принадлежащей к конкретной модальности). Различают нарушения зрительно-пространственной, акустической, слухоречевой, двигательной и других видов памяти (патологии коры головного мозга в зонах соответствующих анализаторов, вызванной травмами, опухолями или другими локальными воздействиями).

Модально-неспецифические нарушения памяти

Проявляются общими поражениями всех видов памяти (независимо от их модальности) в форме трудностей в запоминании, удержании и воспроизводстве текущей информации. Возникают расстройства как при произвольном, так и при непроизвольном восприятии информации. (главная причина – органические поражения головного мозга вследствие нарушения кровообращения, интоксикаций, болезни Альцгеймера).

6 сл. Особенности памяти младших дошкольников. У детей 3-4 лет  память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения,особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. Причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической.

Читайте также:  Использование дидактических игр в математическом развитии ребенка

К 4 – 5 годами начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, по­скольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя.

Двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью.

Эмоциональная память является сознательной.

7 сл. Нарушение памяти у детей. Нарушения памяти у детей связанны как с врожденной умственной отсталостью, так и с приобретенными в детском возрасте состояниями. Проблемы проявляться форме ухудшения процессов запоминания и воспроизведения информации (гипомнезия, так и полного выпадения отдельных эпизодов воспоминаний (амнезия). Амнезия у детей может наступать вследствие травм, отравлений (в том числе и алкогольных, коматозных состояний и психических заболеваний.

Но, наиболее часто у детей наблюдается частичное нарушение памяти вследствие гиповитаминоза, астенических состояний (нередко вызываемых частыми ОРВИ, неблагоприятного психологического климата в семье и детском коллективе. Такие нарушения сочетаются с отсутствием усидчивости, проблемами удержания внимания.

Память у детей с нарушениями зрения

Более 80 % информации человек получает со зрением.

Характерно снижение объема и скорости запоминания, более быстрое забывание усвоенного материала вследствие меньшего эмоционального значения незрительных образов. Среднее количество повторений информации, необходимое для эффективного запоминания почти в два раза больше, чем у зрячего ребенка.

В процессе адаптации к нарушениям зрения усиливается словесно-логический компонент запоминания, увеличивается объем кратковременной слуховой памяти. Одновременно ухудшается двигательная память.

8 сл. Как развивать память. Для ребенка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности. Если просто сказать ребенку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью.

9 сл. 1. Новые знания должны иметь значение для ребенка. Чем больше они соприкасаются с его интересами, увлечениями, тем легче ему будет их запомнить.

2. Информация должна быть интересной для ребенка.  Все, что вызывает подлинный интерес, запоминается легко и прочно.

3. У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации.  Информация может быть заучена, но если она не имеет устойчивой значимости для ребенка, то она, скорее всего, очень быстро будет забыта. Важно научиться создавать для ребенка дополнительную мотивацию, которая послужит стимулом запомнить и сохранить ту или иную информацию с большим желанием и продуктивностью.

4. Память в первую очередь реагирует на яркие впечатления.  То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается легче и продуктивнее.

10 сл. 5. Чем больше информации включено в деятельность, которую совершает ребенок, тем быстрее и прочнее она запоминается.  С одной стороны, если знания включены в какую-то деятельность, которую осуществляет ребенок, то они усваиваются быстрее. С другой стороны, особенно хорошо запоминается та информация, которая используется в деятельности ребенка, то есть применяется на практике.

6. Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку.  Непонятная информация обычно не вызывает интереса. А понятная, наоборот, запоминается быстрее и прочнее, так как ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями.

7. Середина материала запоминается хуже, чем начало и конец.  Середина материала требует большего числа повторений, большего понимания и внимания.

8. Память нужно «кормить»полезной для нее пищей:

Полезной едой;

Физическими нагрузками. спортом и прогулками на свежем воздухе.

Общие рекомендации к проведению игр:

играйте с малышом, когда у него и у вас хорошее настроение;

игры усложняются постепенно, а начинать нужно с самого простого;

материал для игр (картинки, сюжеты) выбирайте понятный для восприятия ребенка;

начинайте играть с повторения того, что ребёнок уже знает, чтобы закрепить полученные знания и создать ситуацию успеха.

11 сл. Игры направленные на развитие зрительной памяти, концентрации зрительного внимания, развитие устойчивости взгляда. НАЙДИ ИГРУШКУ • ПРЯТКИ • НАЙДИ ТАЙНИК • ФОТОГРАФИЯ, ИЛИ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? •ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?. УЗОРЫ др. игры.

 Игры для развития слухоречевой памяти  формируют устойчивость акустического внимания, расширение объема слухового восприятия,подготовка акустических систем ребенка к усвоению фонем родного языка:

• ЗА ПОКУПКАМИ• ПУТЕШЕСТВИЕ •КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ? •ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД •НАЙДИ ПАРУ и др.

Двигательная память : • ТАНЕЦ •Это универсальная игра, направленная на развитие не только двигательной памяти, но и зрительной, слухоречевой, а также пространственных представлений и воображения.

Можно и нужно развивать все виды памяти ребенка в повседневной жизни, в быту. Просите ребенка время от времени, закрыв глаза, угадывать на ощупь принесенный вами предмет (тактильная память, на вкус угадывать приготовленное блюдо, по звуку (шум, треск, звон и т. д.) определять знакомый ему источник.

12 сл. Внимание. Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте: Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее – на собственные мысли, чувства и переживания.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений.

Произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает усилия, старания для ее достижения. Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроизвольное внимание.  Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности.

Источник