Развитие памяти ребенка дошкольного возраста курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 Память – как познавательный
процесс

1.1 Общая характеристика 
понятия «память». 5

1.2 Основные виды и процессы
памяти. 8

1.3 Взаимосвязь памяти 
с другими познавательными процессами……12

Глава 2  Развитие памяти
в дошкольном возрасте

2.1 Формирование и развитие памяти  
 
2.2  Особенности развития памяти в дошкольном
возрасте. 27

2.3 Психологические приемы
развития памяти у детей. 34

Введение

Память занимает особое место
среди психических познавательных процессов.

Вопрос о развитии памяти породил
большие споры в психологии. При всей кажущейся
очевидности и несомненной актуальности
вопроса, теоретические положения учения
о развитии памяти детей дошкольного возраста,
не имеют классического однообразия. Л.С.
Выготский показывал, что ни по одной теме
современной психологии нет столько споров,
сколько их имеется в теориях, объясняющих
проблему развития памяти. Проблемой изучения
и развития памяти дошкольников занимались
такие ученые как Эльконин Д.Б., Обухова
Л.Ф., Мухина В.С, Люблинская А.А., Шаграева
О.А., Лурия А. Р., Марцинковская Т. Д. и многие
другие.

«Важнейшей особенностью в
развитии познавательной сферы дошкольника,
– писал Л. С. Выготский, –  является
то, что в ходе детского развития складывается
совершенно новая система функций ребенка,
которая характеризуется в первую очередь
тем, что в центре сознания становится
память. Памяти в дошкольном возрасте
принадлежит доминирующая роль». С связи
с этим вопрос изучения развития памяти
у детей дошкольного возраста является
наиболее актуальным.

Память лежит в основе обучения
и воспитания, приобретения знаний, личного
опыта, формирования навыков. Память связывает
прошлое, настоящее и будущее человека,
обеспечивая единство его психики и придавая
ей индивидуальность. Память включается
во все виды и уровни деятельности , поскольку
действуя человек опирается на собственный
и исторический опыт.

Особое место память занимает
в системе познавательных процессов, объединяя
восприятие, воображение и мышление в
единую систему, направленную  на познание
окружающей действительности.

В процессе развития психики
человека непосредственные, биологические
формы памяти превращаются в сложные по
своей структуре процессы, подчиненные 
специальной цели запомнить. Память вступает
во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая
на этой основе интеллектуальный характер,
то есть опора на мыслительные операции
придает ей осмысленный и обобщенный характер.

В связи с этим нами была выбрана
тема: Память – как познавательный
процесс

Цель исследования: изучить
особенности развития памяти в дошкольном
возрасте.

Объект исследования: дошкольный
возраст.

Предмет исследования: процесс
развития памяти в дошкольном возрасте.

Гипотеза: если целенаправленно
и систематически применять методы и приемы
развития памяти в работе с детьми дошкольного
возраста, то это обусловит наиболее эффективное
развитие процессов запоминания, сохранения
и воспроизведения информации.

Задачи:

1. Раскрыть содержание понятия
«память»;

2. Рассмотреть процессы 
и виды памяти человека.

3. Проанализировать основные 
виды памяти, свойственные детям 
дошкольного возраста, и условия 
ее наиболее эффективного развития.

Глава 1. Память – как
познавательный процесс

1.1 Общая характеристика 
понятия «память».

Память – форма психического
отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении
следов прошлого опыта

Память  является очень важным
познавательным процессом, обеспечивающим
переход от сенсорных процессов к интеллектуальным.
С одной стороны, она непосредственно
связана с сенсорными процессами, так
как оттуда поступает к ней информация
о внешнем мире, а, с другой стороны, она
является внутренним интеллектуальным
процессом, закрепляющим и систематизирующим
полученную информацию, которая потом
перерабатывается и преобразуется воображением
и мышлением в новые более сложные формы
психики.  
     Память  дает возможность индивиду
накапливать  опыт и использовать его в
своей жизни. Благодаря памяти человек
становится сознательной личностью и
может дать отчет о том, кто он такой, что
он знает и умеет делать и как должен вести
себя в той или иной обстановке. Память
включается в ощущения и восприятия, вследствие
чего человек отражает предметы и их свойства
как уже известные ему. Без памяти человек
был бы все время в положении новорожденного,
который каждый раз воспринимал бы предметы
как новые, неизвестные ему.  
     Память  выполняет очень важные
функции  в познавательной деятельности.
Первая функция заключается в том, что
она отбирает и закрепляет необходимую
для субъекта информацию, поступающую
через органы чувств. Вторая функция связана
с накоплением и сохранением полученной
информации в сознании человека. Третья
функция направлена на воспроизведение
информации, необходимой для осуществления
текущей и будущей деятельности.  
 Память  можно определить
как способность  к получению, хранению
и воспроизведению  жизненного опыта. Разнообразные инстинкты,
врожденные и приобретенные механизмы 
поведения есть не что иное, как  запечатленный,
передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе
индивидуальной жизни опыт. Без постоянного
обновления такого опыта, его воспроизводства
в подходящих условиях живые организмы
не смогли бы адаптироваться к текущим
быстро меняющимся событиям жизни. Не
помня о том, что с ним было, организм просто
не смог бы совершенствоваться дальше,
так как то, что он приобретает, не с чем
было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно
утрачивалось. 
      Память  есть у всех
живых существ, но наиболее высокого уровня
своего развития она  достигает у человека.
Такими мнемическими возможностями, какими
обладает он, не располагает никакое другое
живое существо в мире. У дочеловеческих
организмов есть только два вида памяти:
генетическая и механическая. Первая проявляется
в передаче генетическим путем из поколения
в поколение жизненно необходимых биологических,
психологических и поведенческих свойств.
Вторая выступает в форме способности
к научению, к приобретению жизненного
опыта, который иначе, как в самом организме,
нигде сохраняться не может и исчезает
вместе с его уходом из жизни

Память, как и любой другой познавательный
психический процесс, обладает определенными
характеристиками. Основными характеристиками
памяти являются: объем, быстрота запечатления,
точность воспроизведения.

Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика
памяти, которая характеризует возможности
запоминания и сохранения информации. Объем
памяти — количество информации, которое
человек способен запомнить за определенное
время. Объем кратковременной памяти человека
в среднем составляет 7±2 блока информации.
Объем блока может быть различным, например,
человек может запомнить и повторить 5-9
цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

Скорость
запоминания – время, в течение которого человек
способен запомнить определенный объем
информации.

Другая характеристика памяти
— точность
воспроизведения. Эта характеристика
отражает способность человека точно
сохранять, а самое главное, точно воспроизводить
запечатленную в памяти информацию. Как
правило, встречаясь с необходимостью
решить какую-либо задачу или проблему,
человек обращается к информации, которая
хранится в памяти.

1.2  Основные виды и 
процессы  памяти.

Память можно условно
подразделить по продолжительности сохранения
материала (на мгновенную, кратковременную,
оперативную, долговременную и генетическую), по
характеру психической активности (двигательная
память, зрительная, слуховая, обонятельная,
осязательная, эмоциональная и т.д.) и по
характеру целей деятельности (произвольная,
непроизвольная). 

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА: 
 
·        Мгновенная, или иконическая, память
связана с удержанием точной и полной
картины только что воспринятого органами
чувств, без какой бы то ни было переработки
полученной информации. Эта память — непосредственное
отражение информации органами чувств.
Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная
память представляет собой полное остаточное
впечатление, которое возникает от непосредственного
восприятия стимулов. Это — память-образ. 
          Кратковременная память представляет собой
способ хранения информации в течение
короткого промежутка времени. Длительность
удержания мнемических следов здесь не
превышает нескольких десятков секунд,
в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной
памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный
образ воспринятого, его наиболее существенные
элементы. Эта память работает без предварительной
сознательной установки на запоминание, но
зато с установкой на последующее воспроизведение
материала. Кратковременную память характеризует
такой показатель, как объем.  

Он в среднем равен
от 5 до 9 единиц информации и определяется
по числу единиц информации, которое человек
в состоянии точно воспроизвести спустя
несколько десятков секунд после однократного
предъявления ему этой информации. Из
мгновенной памяти в кратковременную
попадает только та информация, которая
сознается, соотносится с актуальными
интересами и потребностями человека,
привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют
память, рассчитанную на хранение
информации в течение определенного, заранее
заданного срока, в диапазоне от нескольких
секунд до нескольких дней. Срок хранения
сведений этой памяти определяется задачей,
вставшей перед человеком, и рассчитан
только на решение данной задачи. После
этого информация может исчезать из оперативной
памяти. Этот вид памяти по длительности
хранения информации и своим свойствам
занимает промежуточное положение между
кратковременной и долговременной.  
        Долговременная — это память, способная
хранить информацию в течение практически
неограниченного срока. Информация, попавшая
в хранилища долговременной памяти, может
воспроизводиться человеком сколько угодно
раз без утраты. Более того, многократное
и систематическое воспроизведение данной
информации только упрочивает ее следы
в долговременной памяти. Последняя предполагает
способность человека в любой нужный момент
припомнить то, что когда-то было им запомнено.
При пользовании долговременной памятью
для припоминания нередко требуется мышление
и усилия воли, поэтому ее функционирование
на практике обычно связано с двумя этими
процессами.

   Генетическую память можно
определить как такую, в которой информация
хранится в генотипе, передается и воспроизводится
по наследству. Основным биологическим
механизмом запоминания информации в
такой памяти являются, по-видимому, мутации
и связанные с ними изменения генных структур.
Генетическая память у человека — единственная,
на которую мы не можем оказывать влияние
через обучение и воспитание.  
ПО ХАРАКТЕРУ ПСИХИЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ:  
        Зрительная память связана с сохранением
и воспроизведением зрительных образов.
Она чрезвычайно важна для людей любых
профессий, особенно для инженеров и художников.
Хорошей зрительной памятью нередко обладают
люди с эйдетическим восприятием, способные
в течение достаточно продолжительного
времени «видеть» воспринятую картину
в своем воображении после  того, как она
перестала воздействовать на органы чувств.
В связи с этим данный вид памяти предполагает
развитую у человека способность к воображению.
На ней основан, в частности, процесс запоминания
и воспроизведения материала: то, что человек
зрительно может себе представить, он,
как правило, легче запоминает и воспроизводит.  
      Слуховая
память — это хорошее запоминание и
точное воспроизведение разнообразных
звуков, например музыкальных, речевых.
Она необходима филологам, людям, изучающим
иностранные языки, акустикам, музыкантам.
Особую разновидность речевой памяти
составляет словесно-логическая, которая
тесным образом связана со словом, мыслью
и логикой. Данный вид памяти характеризуется
тем, что человек, обладающий ею, быстро
и точно может запомнить смысл событий,
логику рассуждений или какого-либо доказательства,
смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл
он может передать собственными словами,
причем достаточно точно. Этим типом памяти
обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели
вузов и учителя школ.  
         Двигательная память представляет
собой запоминание и сохранение, а при
необходимости и воспроизведение с достаточной
точностью многообразных сложных движений.
Она участвует в формировании двигательных,
в частности трудовых и спортивных, умений
и навыков. Совершенствование ручных движений
человека напрямую связано с этим видом
памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания.
Она участвует в работе всех видов памяти,
но особенно проявляется в человеческих
отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно
основана прочность запоминания материала:
то, что у человека вызывает эмоциональные
переживания, запоминается им без особого
труда и на более длительный срок. Осязательная,
обонятельная, вкусовая и другие виды памяти
особой роли в жизни человека не играют,
и их возможности по сравнению со зрительной,
слуховой, двигательной и эмоциональной
памятью ограничены. Их роль в основном
сводится к удовлетворению биологических
потребностей или потребностей, связанных
с безопасностью и самосохранением организма. 
ПО ХАРАКТЕРУ ЦЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    Непроизвольная
память – это запоминание и
воспроизведение, которое происходит
автоматически и без особых усилий со
стороны человека, без постановки им перед
собой специальной мнемической задачи
(на запоминание, узнавание, сохранение
или воспроизведение). Непроизвольное
запоминание не обязательно является
более слабым, чем произвольное, во многих
случаях жизни оно превосходит его. Непроизвольно
лучше запоминается  материал, с которым
связана     
интересная и сложная
умственная работа и который для человека
имеет большое значение 

Произвольная
память – обязательно присутствует
задача на запоминание, узнавание, сохранение
или воспроизведение, а сам процесс запоминания
или воспроизведения требует волевых
усилий.  

ПРОЦЕССЫ
ПАМЯТИ 

Запоминание  – процесс памяти, посредством
которого происходит запечатление следов,
ввод новых элементов ощущений, восприятие,
мышления или переживания в систему ассоциативных
связей. Основу запоминания составляет
связь материала со смыслом в одно целое.
Установление смысловых связей – результат
работы мышления над содержанием запоминаемого
материала. Первоначальная форма
запоминания  – непроизвольное запоминание,  которое
происходит без заранее поставленной
цели, без использования каких-либо приемов.
Непроизвольно запоминается то, с чем
человек сталкивается в повседневной
жизни, что связано с его интересами и
потребностями, с целями и задачами его
деятельности (окружающие предметы, события
повседневной жизни, содержание фильмов
и книг, поступки людей и т.д.) В противовес
непроизвольному запоминанию существует произвольное
(преднамеренное) запоминание, когда человек
ставит перед собой цель -запомнить то,
что намечено, и использует специальные
приёмы запоминания. Произвольное запоминания
представляет собой сложную умственную
деятельность, подчиненную задаче запомнить
и включающую в себя разнообразные действия,
выполняемые для того, чтобы лучше достичь
этой цели. В процессе обучения преднамеренное
запоминание нередко принимает форму
заучивания, т.е. мнoгoкpaтнoгo повторения
учебного материала до полного и безошибочного
его запоминания.  

Источник

Память-рассказ и представляет собой,
подлинную словесную память, которую необходимо
отличать от запоминания и воспроизведения
речевых движений, например, при заучивании
бессмысленного словесного материала.

Представляя собой высший уровень 
памяти, память-рассказ, проходит путь,
характеризующийся основными стадиями
развития рассказа. Первоначально рассказ
– это только словесное сопровождение
действия, далее это слова, сопровождаемые
действием, и лишь затем словесный рассказ
выступает сам по себе, как живое и образное
сообщение.

В старшем же дошкольном возрасте
(5 и 6 лет) совершается переход от
непроизвольной памяти к начальным 
этапам произвольного запоминания 
и припоминания. При этом происходит
дифференциация особого рода действий,
соответствующих целям запомнить,
припомнить, которые ставятся перед детьми.

В раннем детском возрасте память
является господствующей психической 
функцией, в зависимости от которых 
строятся все остальные функции.

Анализ показывает, что мышление
ребенка раннего возраста во многом
определяется его памятью и развивается
в непосредственной зависимости от памяти.
Мыслить для ребенка раннего возраста
значит вспоминать, т. е. опираться на свой
прежний опыт, на его видоизменения. Мышление
в самом раннем возрасте обнаруживает
высокую корреляцию с памятью.

Определение понятий у ребенка 
основано на воспоминании. Когда ребенок 
отвечает, что такое улитка, он говорит:
это маленькое, скользкое, ее давят 
ногой. Если ребенка просят описать
кровать, он говорит, что она с мягким сиденьем.
В таких описаниях ребенок дает сжатый
очерк воспоминаний, которые воспроизводят
предмет. Следовательно, предметом мыслительного
акта при обозначении понятия является
для ребенка не столько логическая структура
самих понятий, сколько воспоминание,
и конкретность детского мышления, его
синкретический характер. Другая сторона
того же факта, который заключается в том,
что детское мышление, прежде всего, опирается
на память.

Образование значений детских слов
построено иначе, чем наши представления 
и наши значения слов. Их отличие 
заключается в том, что способ, с помощью
которого ребенок обобщает вещи, и способ,
с помощью которого мы с вами обобщаем
вещи, отличаются друг от друга. Способ,
характеризующий детское обобщение, находится
в непосредственной зависимости оттого,
что мышление ребенка всецело опирается
на память. Детские представления, относящиеся
к ряду предметов, строятся так, как у нас
фамильные имена. Названия слов, явлений
не столько знакомые понятия, сколько
фамилии, целые группы наглядных вещей,
связанных наглядной связью.

Опыт ребенка и непосредственное влияние
его опыта, документируемое в памяти, прямо
определяют всю структуру детского мышления
на ранних ступенях развития. Не мышление,
и в частности не абстрактное мышление,
стоит в начале развития, а определяющим
моментом в начале развития является память
ребенка. [5, с. 126]

Дошкольный возраст характеризуется 
интенсивным развитием способности 
к запоминанию и воспроизведению.
В самом деле, если нам трудно
или почти невозможно припомнить
что-либо из событий раннего детства,
то обсуждаемый возраст уже оставляет
много ярких воспоминаний. Прежде всего
это относится к старшему дошкольному
возрасту.

В дошкольном детстве 
идёт процесс улучшение памяти ребёнка.
Если для восприятия возможности 
развития в этом возрасте ограничены,
то для памяти они гораздо более широкие. Её
совершенствование у детей-дошкольников
может идти сразу по нескольким направлениям.
Первое это придание процессам запоминания
произвольного характера, второе превращение
памяти ребёнка из непосредственной в
опосредованную, третье развитие средств
и приемов, как запоминания, так и припоминания.
Рассмотрим каждое из этих направлений
в отдельности.

От младшего дошкольного возраста
к старшему происходят заметные изменения 
памяти. Прежде всего, к концу дошкольного 
детства память выделяется в особую,
независимо управляемую психическую функцию
ребёнка, которую он может в той или иной
степени контролировать. В младшем и среднем
дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение
материала ещё входит в состав различных
видов деятельности, осуществляется в
основном непроизвольно. В старшем дошкольном
возрасте благодаря постановке пред детьми
специальных мнемических задач совершается
переход к непроизвольной памяти. Чем
больше таких задач возникает перед дошкольником
в игре, общении и труде, тем быстрее его
память превращается из непроизвольной
в произвольную. При этом мнемические
действия выделяются в особую группу среди
других видов действий, выполняемых в
связи с осуществлением той или иной деятельности.
Мнемические это действия, направленные
на запоминание, сохранение и воспроизведение
информации[6, С. 149].

Особенно быстро и 
легко мнемические действия возникают 
и обособляются в игре, причём во
всех возрастных группах дошкольников,
начиная с трёх-четырёхлетнего возраста.
У детей младшего и среднего дошкольного возраста
в силу особенностей их психологии и недостаточной
готовности к серьёзной целенаправленной
деятельности, в частности учебной, продуктивность
запоминания в игре заметно выше, [7, С.
333] чем в других видах деятельности.

1.3. Доминирование непроизвольной
памяти в детском возрасте

Память дошкольника 
в основном носит непроизвольный
характер. Это значит, что ребенок 
чаще всего не ставит перед собой 
осознанных целей что-либо запомнить.
Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они
осуществляются в деятельности и зависят
от ее характера. Ребенок запоминает то,
на что было обращено его внимание в деятельности,
что произвело на него впечатление, что
было интересно.

У детей раннего дошкольного возраста доминирует
непроизвольная, зрительно-эмоциональная
память. Это значит, что ребенок чаще всего
не ставит перед собой осознанных целей
что-либо запомнить. Запоминание и припоминание
происходят независимо от его воли и сознания.
Они осуществляются в деятельности и зависят
от ее характера. Ребенок запоминает то,
на что было направлено его внимание в
деятельности, что произвело на него впечатление,
что было интересно.

Непроизвольное запоминание, связанное 
с активной умственной работой детей 
над определенным материалом, остается
до конца дошкольного возраста значительно
более продуктивным, чем произвольное
запоминание того же материала. Вместе
с тем, непроизвольное запоминание, не
связанное с выполнением достаточно активных
действий восприятия и мышления, например
запоминание рассматриваемых картинок,
оказывается менее успешным, чем произвольное.

Непроизвольное запоминание 
в дошкольном возрасте может быть
прочным и точным. Если события 
этой поры имели эмоциональную значимость и произвели
впечатление на ребенка, они могут сохраниться
в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный
возраст является периодом, освобожденным
от амнезии младенчества и раннего возраста.

Первые припоминания
впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся
обычно к возрасту около трёх лет (имеются
в виду воспоминания взрослых людей, связанные
с детством). Было установлено, что почти
75% первых детских воспоминаний приходится
на возраст от трёх до четырёх лет. Это
значит, что к данному возрасту, т.е. к началу
раннего дошкольного детства, у ребёнка
связываются долговременная память и
её основные механизмы. Одним из них является
ассоциативная связь запоминаемого материала
с эмоциональными переживаниями. Запечатляющая
роль эмоций в долговременной памяти начинает
проявлять себя уже в начале дошкольного
возраста.

У большинства нормально 
развивающихся детей младшего и 
среднего дошкольного возраста неплохо 
развиты непосредственная и механическая
память. [ 7, С. 106] Они сравнительно легко запоминают и
без особых усилий воспроизводят виденное,
слышанное, но только при условии, если
оно вызвало у них интерес, и сами дети
были заинтересованы в том, чтобы что-то
запомнить или припомнить. Благодаря такой
памяти дошкольники быстро совершенствуют
речь, научаются пользоваться предметами
домашнего обихода, неплохо ориентируются
в обстановке, узнают виденное или слышанное.
В некоторых случаях у лингвистически
или музыкально одарённых детей неплохо
развитой оказывается и слуховая память.

У некоторых детей дошкольного возраста встречается
особый вид зрительной памяти, который
носит название эйдетической памяти. Образы
эйдетической памяти по своей яркости
и отчетливости приближаются к образам
восприятия. После однократного восприятия
материала и очень небольшой умственной
обработки, ребенок продолжает «видеть»
материал, и прекрасно восстанавливает
его. Даже по прошествии долгого времени,
вспоминая что-нибудь воспринятое раньше,
ребенок как бы снова видит это и может
описать во всех подробностях. Эйдетическая
память возрастное явление. Дети, обладающие
ею в дошкольном возрасте, в период школьного
обучения обычно утрачивают эту способность.
На самом деле, такой вид памяти не так
уж и редок, и имеется у многих детей, но
часто исчезает у взрослых: из-за недостаточного
упражнения данного вида памяти. Этот
тип памяти может быть развит некоторыми
людьми (например: у художников, музыкантов,
где требуется точное воспроизведение
единожды воспринятого). У каждого человека
больше всего развиваются те виды памяти,
которые им чаще используются[ 7, С. 110]..

У младших дошкольников
непроизвольное запоминание и непроизвольное
воспроизведение единственная форма 
работы памяти. Ребенок еще не может 
поставить перед собой цель запомнить 
или припомнить что-нибудь и тем 
более не применяет для этого специальных
приемов.

Качество непроизвольного 
запоминания предметов, картинок, слов
зависит от того, насколько активно 
ребенок действует по отношению 
к ним, в какой мере происходят
их детальное восприятие, обдумывание,
группировка в процессе действия. Так, при простом
рассматривании картинок ребенок запоминает
гораздо хуже, чем в тех случаях, когда
ему предлагают эти картинки разложить
по своим местам, например отложить отдельно
изображения предметов для сада, кухни,
детской комнаты, двора. Непроизвольное
запоминание является косвенным, дополнительным
результатом выполняемых ребенком действий
восприятия и мышления.

У младших дошкольников
непроизвольное запоминание и непроизвольное
воспроизведение – единственная форма 
работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед
собой цель запомнить или припомнить что-нибудь
и тем более не применяет для этого специальных
приемов.

Когда детям трех лет 
предъявляли серию картинок с 
просьбой их рассмотреть и другую
серию с просьбой запомнить, подавляющее большинство детей вели себя
совершенно одинаково. Бросив на картинку
беглый взгляд, ребенок тут же отводил
его в сторону, просил взрослого показать
другую картинку. Некоторые дети пытались
рассуждать по поводу изображенных предметов,
вспоминали случаи из прошлого опыта,
связанные с картинками («Очки – здесь
на глазки накладывают»; «Это – бабочка,
называется – червяк»; «Арбуз. Я вот с мамой
и папой покупала арбуз большой, а сливы
маленькие» и т.п.). Однако никаких действий,
направленных на то, чтобы запомнить, у
детей не наблюдалось.

1.4. Переход от непроизвольной
к произвольной памяти

Развитие памяти в 
дошкольном возрасте характеризуется 
постепенным переходом от непроизвольного 
и непосредственного к произвольному 
и опосредствованному запоминанию 
и припоминанию. В старшем дошкольном возрасте
происходит постепенный переход от непроизвольного
к произвольному запоминанию и воспроизведению
материала. При этом в соответствующих
процессах выделяются и начинают относительно
самостоятельно развиваться специальные
перцептивные действия, опосредствующие
мнемические процессы и направленные
на то, чтобы лучше запомнить, полнее и
точнее воспроизвести удержанный в памяти
материал. [ 6, С. 162]

Несмотря на существенные
достижения в овладении произвольным
запоминанием, к произвольному запоминанию и воспроизведению
дети обращаются в сравнительно редких
случаях, когда в их деятельности возникают
соответствующие задачи или когда этого
требуют взрослые.

Продуктивность запоминания 
у детей в игре намного выше,
чем вне ее. Однако, у самых 
маленьких, трехлетних детей и в 
игре продуктивность запоминания сравнительно
низкая. Первые специальные перцептивные
действия, направленные на то, чтобы 
что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо
выделяются в деятельности ребенка 5-6
лет, причем чаще всего используется простое
повторение. Переход от непроизвольной
к произвольной памяти включает в себя
два этапа.

На первом этапе формируется 
необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. [ 8, С. 182].

 На втором этапе 
возникают и совершенствуются 
необходимые для этого мнемические 
действия и операции. К концу 
дошкольного возраста процесс 
произвольного запоминания можно 
считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком
является стремление ребенка обнаружить
и использовать для запоминания логические
связи в материале.

Считается, что с возрастом 
увеличивается скорость, с какой 
информация извлекается из долговременной
памяти и переводится в оперативную, а также объем и
время действия оперативной памяти. Установлено,
что трехлетний ребенок может оперировать
только одной единицей информации, находящейся
в данный момент времени в оперативной
памяти, а пятнадцатилетний – семью такими
единицами. .

В одном из экспериментов 
детям в возрасте от 3-х до 8 лет 
показывали 10 различных деревянных
брусков, выложенных в один ряд по
длине, и просили просто посмотреть
на этот ряд. Неделю, а затем и 
месяц спустя им предлагали выложить
этот ряд по памяти.

Первым интересным результатом 
эксперимента было то, что уже через 
неделю младшие дошкольники не могли 
вспомнить последовательность брусков,
но тем не менее восстановить её, выбирая один из следующих вариантов
расположения ряда:

Источник