Развитие памяти ребенка дошкольного возраста диссертация

Развитие памяти ребенка дошкольного возраста диссертация thumbnail

Библиографическое описание:


Исматуллаева, Г. Э. Развитие памяти у детей дошкольного возраста / Г. Э. Исматуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 641-644. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20444/ (дата обращения: 16.09.2020).

Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без неё невозможно усвоение социального опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность.

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка. Важнейшей задачей обучения, является обеспечение такой степени усвоения знаний, при которой ребенок легко может воспользоваться ими. Полнота, точность и легкость воспроизведения зависит от того, как оно было организовано. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным.

Вступая в разнообразные отношения с окружающим, осуществляя практическую деятельность, ребенок познает и запоминает многие предметы. Большое значение при этом имеет речевая деятельность детей. Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает, с которыми оперирует, в том случае, когда он их называет. Во время практических занятий в дошкольном учреждении № 14 города Ферганы в средней группе четырехлетние дети, рассматривая картинки без целенаправленного руководства со стороны воспитателя, непроизвольно запоминали лишь по 2–3 картинки из 12, тогда как другие их сверстники, называя по просьбе воспитателя изображенные предметы, запоминали по 6 картинок из 12.

Для развития непроизвольного запоминания большое значение имеет активное восприятие детьми литературных произведений. Это выражается в сопереживании с героем и в мысленном действии с ним: ребенок сочувствует герою, хочет помочь ему поступить так же, как поступает он, ставит себя на место действующего лица. Лучшему запоминанию стихотворений способствуют и такие формы активности детей, как игровое действие, чтение в лицах, драматизация. Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Они помогают воспитателям закреплять знания детей об уже известных им предметах и расширяют кругозор детей, знакомя их с новыми предметами и явлениями. Картинка — важное средство развития речи, мышления, памяти и воображения.

Непроизвольное запоминание у детей значительно возрастает, если они сравнивают картинки между собой, находят общие признаки, объединяют их. Таким образом, чем более активной и содержательной является деятельность детей с материалом, тем выше оказывается продуктивность непроизвольного запоминания ими этого материала.

Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно, имеет более существенное значение для человека. Поэтому задача руководства непроизвольной память детей включает в себя задачу расширения интересов детей, воспитания их любознательности. Интерес является не только условием успешного выполнения работы, но и сам возникает в процессе ее осуществления. Следовательно, важно формировать у детей сознательное, ответственное отношение к той деятельности, которую они осуществляют, т. к. от этого во многом зависят результаты непроизвольного запоминания. Главное, что характеризует качественные изменения в памяти ребенка дошкольного возраста — это переход от непроизвольных к произвольным ее процессам. У детей четырех лет жизни память имеет непреднамеренный характер: ребенок еще не умеет ставить цель запомнить-вспомнить, не владеет способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществлять процессы запоминания и и воспроизведения. Ребенок запоминает непроизвольно, именно оно обеспечивает ему разнообразные знания о предметах и явлениях действительности, их свойствах и связях, о людях и их взаимоотношениях. Оно обогащает эмоциональную сферу ребенка, способствует овладению речью, многочисленными действиями с предметами, формированию навыков поведения малыша с другими детьми и взрослыми.

Одной из важных предпосылок готовности детей к школе является развитие у них произвольных форм психики. Уже в дошкольном возрасте дети учатся контролировать свое поведение и действия. У них развивается произвольное восприятие, умение рассматривать предметы, вести целенаправленное наблюдение; возникает произвольное внимание. Школа предъявляет большие требования к произвольной памяти детей: с первых дней пребывания в школе перед ребенком возникает необходимость запоминать разнообразный учебный материал, помнить многочисленные правила поведения. Неумение запоминать, как и любые другие недостатки психического развития ребенка, сказываются на его учебе и влияют на его отношение к школе.

Читайте также:  Как помочь ребенку при замедленном развитии речи

Есть дети, которые не хотят и не любят учиться. Их энергия уходит не столько на выполнение задания, сколько на преодоление своего нежелания заниматься данной деятельностью. Принуждаемые взрослыми, испытывая страх перед возможным наказанием, дети вынуждены как-то подчинятся требованиям старших, однако выполнение тех или иных дел у них связано с различными отрицательными эмоциями: они часто терпят неудачи, а это как, правило, вызывает еще большее недовольство взрослых, что неминуемо приводит к новым неприятным переживаниям ребенка. Из обобщения отрицательных эмоций как временных состояний рождается устойчивое отрицательное отношение, в данном случае нелюбовь к учебной деятельности. При этом не без воздействия взрослых ребенок утверждается во мнении, что он не сможет справиться с заданием, а убежденность в своей неспособности порождает очередные неудачи в деятельности. Сам ребенок не может выбраться из этого круга. Задача педагога-помочь ему, предоставить возможность пережить положительные эмоции, поставив ребенка в условия, при которых он испытывает радость от успеха.

Все это имеет прямое отношение к деятельности памяти. Исследования ученых (П.Зинченко, А.Смирнов, Н.Куприянов, Т.Федосеев, Е.Удальцова) убедительно показывают, что продуктивность памяти во многом зависит от состояния человека, его отношения к своим возможностям. Неуверенность в себе, боязнь ошибиться, не запомнить, опасения не вспомнить в значительной степени сковывают человека, понижают эффективность его памяти. Между тем, резервы нашей памяти огромны. В тех случаях, когда педагогу удается снять барьер неуверенности, страха, наладить благоприятных эмоциональный контакт с детьми, вызвать у них состояние «раскрепощенности», радости участия в интересной деятельности, происходит мобилизация эмоциональных и интеллектуальных сил ребенка, что в значительной степени повышает возможности как его непроизвольной, так и произвольной памяти.

Произвольная память характеризуется прежде всего тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана тем, что человек ставит перед собой цель запомнить — вспомнить. Развитие произвольной памяти начинается у детей с выделения ими специальных мнемических задач на припоминание и запоминание. У ребенка цель припомнить появляется раньше цели запомнить, развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, вслед за которым уже возникает произвольное запоминание.

При выполнении практического поручения стремление запомнить наблюдается у детей трех-, четырехлетнего возраста, в процессе игры принятие цели запомнить наиболее отчетливо обнаруживается у детей в возрасте от четырех до пяти лет. Выделению, осознанию детьми мнемических целей способствую специальные игры и занятия в дошкольном учреждении и семье. При этом подготовка детей к развитию у них произвольной памяти начинается довольно рано. Среди различных дидактических игр, организуемых с детьми трехлетками для развития памяти, можно порекомендовать следующие игры: «Сделай как было», «Чего не хватает?», «Что прибавилось?», «Найди что надо», «Посмотри и запомни», «Что изменилось?» и т. д.

Выделение и принятие детьми мнемических целей происходит не только в игре. Большое значение в этом отношении имеют все виды деятельности детей: рассказы о виденном, разучивание стихотворений, наблюдения за окружающей жизнью и природой и беседы по этому поводу, лепка, рисование и конструирование по образцу, занятия по счету и т. д.

Однако, недостаточно поставить перед ребенком мнемическую задачу, нужно научить его, как запоминать, т. к. произвольная память обязательно предполагает использование определенных способов запоминания.

Какими же способами запоминания пользуются дети дошкольного возраста? Каким мнемическим приемам их следует обучать?

Самая ранняя форма активности, появляющаяся у детей при условии принятия ими цели запоминать, — это внимательное выслушивание или рассматривание, восприятие объектов и называние их. Здесь еще нет мнемических приемов в строгом смысле этого слова, однако уже такого рода активность существенно повышает продуктивность запоминания. Важным, хотя и простым, мнемическим приемом является — повторение. Организуя поведение и деятельность дошкольников, взрослые специально учат их пользоваться этим мнемическим приемом. Давая ребенку поручение принести или сделать что либо, воспитатель предлагает малышу повторить задание: «Так что ты мне принесешь? Что ты сейчас будешь делать?» и т. д. На занятиях воспитатель побуждает детей к повторению новых слов, названий, стихотворений и пр., добиваясь выработки у детей различных двигательных, сенсорных, мыслительных умений и навыков, он организует повторное выполнение ими различных движений и действий.

Более сложными и продуктивными являются способы запоминания, основанные на логической обработке материала, на установлении в нем определенных смысловых связей и отношений. Дети дошкольного возраста способны овладеть таким способом логического запоминания, как смысловое соотнесение. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом и картинкой. Поставив перед ребенком задачу запоминания нескольких слов, можно предложить подобрать несколько картинок по смыслу сочетающуюся с данными словами. Например, к слову молоко — картинку с изображением стакана, к слову ночь — картинку с изображением лампы и т. д. После того, как дети овладели со смысловым соотнесением и поупражнялись в использовании его как мнемического приема, продуктивность запоминания у дошкольников всех возрастов значительно увеличивается.

Читайте также:  Понятие уровня психического развития ребенка

Большое значение в развитии у детей логической памяти принадлежит речи. На специальных занятиях для лучшего запоминания детям предлагалось подбирать к словам картинки. В тех случаях, когда дошкольники анализировали материал, производили обобщение, устанавливали определенные смысловые связи между объектами, продуктивность запоминания резко увеличивалась. Таким образом, возможности памяти детей дошкольного возраста наиболее полно раскрываются в процессе активного формирования у них способов логического запоминания.

В заключении хотелось бы подчеркнуть следующее, для развития памяти у детей дошкольного возраста необходимо:

1.                  Развивать их непроизвольную память, накапливающую материал для последующего произвольного воспроизведения;

2.                  Побуждать ребенка к воспроизведению в начале при выполнении им практических поручений и в игре, а в дельнейшем, и в процессе учебной деятельности;

3.                  Ставить перед детьми мнемические задачи, упражняя дошкольников в запоминании, тренируя их память в деятельности, имеющей для них определенное значение. Благоприятные условия в этом отношении имеют все виды деятельности, в том числе и многие специальные занятия, проводимые в дошкольном учреждении: рисование, лепка, конструирование, различные дидактические игры, занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, разучиванию стихотворений и т. д.

4.                  Обучать различным способам запоминания, особое внимания уделяя на развитие логической памяти.

Литература:

1.                  Сонин В. А. Час занимательной психологии. Москва — Воронеж. 1997

2.                  Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1986

3.                  Удальцова Е. И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. М.,2003г.

4.                  Голубева Л. Р. Влияние обучения на развитие у детей 6–7 лет умений обобщать и классифицировать. М.1997г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, произвольная память, непроизвольное запоминание, дошкольное учреждение, картинка, предмет, продуктивность запоминания, развитие, способ запоминания.

Источник

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты развития памяти старших дошкольников……………………………………………………………….……7

1.1. Понятие памяти в психологии………………………..……………………..7

1.2. Особенности формирования памяти в старшем дошкольном дошкольников……………………………………………………………………14

1.3. Роль игровой деятельности в формировании памяти старших дошкольников………………………………………….………………………..21

Выводы по главе 1…….…………………………………………………………30

Глава 2. Исследование особенностей формирования памяти старших дошкольников в условиях игровой деятельности…………………………….32

2.1. Диагностика развития памяти старших дошкольников……………..…..32

2.2. Методика развития памяти старших дошкольников в игровой деятельности……….……………………………………………………………40

2.3. Анализ результатов развития памяти старших дошкольников в условиях игровой деятельности………………………………………………………………….58

Выводы по главе 2……………………………………………………………….62

Заключение……………………………………………………………………….64

Список использованной литературы…..……………………………………….68

Приложение………………………………………………………………………72

Введение

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренные будущей школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, то есть памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания.

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. У старших дошкольников происходят существенные изменения в памяти. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями говорит о существенных изменениях в памяти детей.

В настоящее время в детской психологии и педагогике, проблема развития памяти у детей является одной из актуальных. Существует множество отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению памяти. Это работы С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Я. Ляудис, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко, Г. Эббингауза, Р. Аткинсона, и др. Изучается, как изменяются с возрастом продуктивность запоминания, его объём, скорость, длительность удерживания заученного материала.

Читайте также:  Выбираем игрушки для развития ребенка

В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. И Зинченко, П. П. Блонского, З. М Истоминой и других исследуются механизмы произвольного и непроизвольного запоминания у детей дошкольного возраста. Исследователями доказано, что к концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания интенсивно формируется, а его психологическим критерием является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

Одним из актуальных направлений поиска в сфере образования является использование игровой деятельности в педагогическом процессе. Игра представляет одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.

В настоящее время обобщены научные данные изучения игровой деятельности дошкольников. Вопросы теории и практики игры разрабатывались А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства играми.

Между тем возможности игровой деятельности в развитии памяти старших дошкольников исследованы недостаточно. Не сложилась целостная концепция формирования памяти старших дошкольников в игровой деятельности.

Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования игровой деятельности как педагогического средства развития памяти старших дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании памяти старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития памяти дошкольников в условиях игровой деятельности.

Недостаточная разработка проблемы развития памяти старших дошкольников в игровой деятельности и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования.

Объект исследования – формирование памяти старших дошкольников в образовательной деятельности дошкольной организации.

Предмет исследования – игровая деятельность как фактор формирования памяти старших дошкольников.

Цель данного исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности игровой деятельности в развитии памяти старших дошкольников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогических исследований выявить основные подходы объяснения сущности памяти;

2. Определить особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте;

3. Обосновать роль игровой деятельности в развитии памяти старших дошкольников;

4. Диагностировать уровень развития памяти старших дошкольников;

5. Апробировать методику развития памяти старших дошкольников в игровой деятельности;

6. Экспериментально проверить эффективность игровой деятельности в развитии памяти старших дошкольников.

Гипотеза исследования основана на следующем предположении: игровая деятельность может стать фактором развития памяти у детей старшего дошкольного возраста, если осуществляется:

– включение дошкольников в игровую деятельность при опоре на заинтересованность и активность всех участников с использованием различных методов, форм и средств;

– построение педагогической работы на основе предложенной нами модели формирования памяти дошкольников в условиях игровой деятельности;

– разработка содержания игр с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольника, его запросов, интересов, склонностей, способностей и возможностей;

– личностно-деятельностная направленность воспитательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества педагога и дошкольника в игровой деятельности;

– интеграция усилий семьи и дошкольных образовательных учреждений по формированию памяти дошкольников.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы. Применялись такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический анализ научных трудов по педагогике, психологии; педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ и обобщение опыта, опрос, беседа, статистическая обработка полученных данных.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика развития памяти старших дошкольников в игровой деятельности может использоваться воспитателями в ДОУ.

База исследования: МОУ детский сад № 352 города Волгограда.

Глава 1. Теоретические аспекты развития памяти старших дошкольников

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 1915 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник