Развитие памяти ребенка через речь

Валентина Гах
Развитие памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности

Речевая деятельность

как средство развития памяти и мышления дошкольников

План:

1. Актуальность проблемы.

2. Речевая деятельность дошкольников.

3. Память и мышление как психические процессы.

4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.

1. Актуальность проблемы.

Семья и детский сад делают многое для того, чтобы к школе ребёнок имел необходимый запас знаний, умений и навыков. Однако, наблюдения показывают, что многие дети не умеют ясно высказывать свои мысли, не умеют рассуждать, чаще всего, повторяют за педагогом прописные истины, заучивают наизусть правила, а то и целые параграфы, не понимая сути.Возникает вопрос: «Почему, проводя большую работу с детьми на занятиях и вне, результаты часто оставляют желать лучшего?» Исследования показали,что составляющих данной проблемы много: здесь и низкий уровень развития связной речи, и неспособность детей к запоминанию, и неразвитое мышление, и скудный словарный запас, и нарушение звукопроизношения, и грамматические ошибки и засорённость речи детей: жаргонные и бранные выражения, грубые интонации.

Почему же несмотря на все усилия педагогов, речь детей, их мыслительные способности оставляют желать лучшего? Опрос воспитателей нашего ДОУ показал,что они видят следующие причины:

Родители уделяют мало внимания воспитанию детей;

Отрицательное влияние телевидения;

Речевая активность педагога составляет более 13 времени занятия. Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей.

Плохо спланированное занятие: не продуман ход занятия;

В поставленных речевыхзадачах не хватает конкретики: (например: обогащать словарь детей и всё, нет перечисления конкретных слов);

Быстрая потеря интереса детей к занятию (через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);

Дети находятся в пассивной роли слушателей. Если у ребенка отсутствует работа памяти, мысли, а воспитатель требует лишь тихого поведения и повторения давно известных детям фактов, занятие ничего не даёт для развития речи ребёнка.

Воспитатель преимущественно активизирует речь отдельных детей;

Незнание педагогом методики проведения речевых занятий;

Нежелание педагога пополнять пробелы в знании методик.

Индивидуальная работа вне занятий проводится нерегулярно.

Этот опрос показывает, что, всё-таки, это зачастую – недоработки детского сада.

2. Речевая деятельность дошкольников.

Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Речевая деятельность делится на внешнюю и внутреннюю.Основные формы устной речи: монологическая, диалогическая и групповая.

Во время всех видов речевой деятельности функционируют психические процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Во всех возрастных группах проводится работа по развитию связной речи и формированию культуры общения.

Как приоритетное выделяется овладение диалогической речью, так как именно диалогическая речь является необходимым условием полноценного социально – эмоционального развития.

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Связная диалогическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения монологической (интеллектуальной, планирующей) речи.

Факторов, влияющих на развитие речи детей множество (в схеме указаны лишь основные, и от нас зависит, какое влияние они окажут.

3. Память и мышление как психические процессы.

Повторюсь: во время речевой деятельности в той или иной мере функционируют практически все психические процессы, все они взаимосвязаны.

Конечно же, развивать нужно все эти процессы, но мы коснёмся только развития памяти и мышления.

ПАМЯТЬ

Как известно, у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и материал, если он вызывает эмоциональный отклик.

На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической.

Мышление – высший познавательный процесс отражения действительности, представляющий собой порождение нового знания, т. е. мы мыслим, прорабатываем имеющуюся информацию и выдаём что-то своё. Мышление всегда связано с проблемной ситуацией, задачей, которую нужно решить.

4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.

Теперь я перейду непосредственно к приёмам развития памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности.

Для выполнения задач речевого и умственного развития нужно искать интересные, нетрадиционные приёмы. Хотелось бы обратить внимание на некоторые нестандартные интересные приёмы развития памяти. Здесь можно использовать упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мыслительных образов, осознанное восприятие, способность устанавливать связи между элементами материала. Нужно учить не механически запоминать слова и фразы, а представлять себе определённую картинку, каким либо образом связывать объекты.

1. “Запомни фразы”

Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.

Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз,представив себе соответствующую картинку:

кошка лакает молоко, дети играют в футбол, мама вяжет свитер.

2. Следующий приём «Мультфильм».

Давайте попробуем запомнить слова в определённом порядке.Получится ли у вас:

Дано 12 слов: ЛИМОН, КАРАНДАШ, ДОРОГА, МАШИНА, ЖИРАФ, ФОТОАППАРАТ, СЛОН, БАНАН, ВЕДРО, ГАЗЕТА, ПТИЦА, ВОДА.

Если предложить запомнить эти слова по памяти, результат вряд ли будет стопроцентным. Справиться с этим заданием можно, если связать эти слова каким либо сюжетом.Например: представьте, что у нас есть большой жёлтый, кислый лимон, мы берём карандаш и протыкаем его, внутри карандаша длинная дорога, по которой едет машина, в машине стоит жираф, у него на шее висит фотоаппарат, он сфотографировал слона, слон ест банан, шкурку он бросил в ведро, затем он бросил в ведро газету, на которой была нарисована птица, которая пьёт воду.

Ребёнок представляет себе такой «мультфильм», и он легко запоминает слова в определённом порядке. Стоит напомнить ему только слово «лимон» и он без труда назовёт нужные слова.

3. Можно развивать память детей, используя мнемотехнику.Встречаются различные названия: мнемотехника, картинки схемы, схема-план. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

При работе с картинками-схемами хотелось бы напомнить, что нужно обязательно учитывать возраст, уровень подготовленности детей и их индивидуальные особенности. Работу со схемами можно проводить уже с 1-й младшей группы. Например, беседа о комнатных растениях. В ходе занятия мы обозначаем,что необходимо растениям для жизни: свет и тепло (рисую солнышко, вода (лейка, рыхление (палочка). В конце беседы дети, посмотрев на схему, расскажут о том, как ухаживать за комнатными растениями.

В более старшем возрасте можно использовать и более сложные схемы, и более сложные приёмы. Например,беседа при закреплении знаний о диких и домашних птицах можно использовать рассматривание готовой схемы:

Рассматривая схему можно подтолкнуть детей к размышлениям, собственным выводам, на пример, спросить, что может означать эта схема?

А это схема для составления рассказа о профессиях:

Таким образом,использованные методы мнемотехники помогают решить следующие задачи:

• Ускорение процесс запоминания и усвоения материала, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, заменителей понимать и рассказывать учебный материал по схемам и таблицам.

• Облегчение процесса заучивание стихотворений.

Развитие у детей основных психических процессов.

• Формирование приемов работы с памятью. Психологами замечено, что люди по восприятию речи люди делятся на две группы – одни воспринимают больше, слушая, а другие – читая, и что это влияние наиболее развитого полушария мозга. Читать дошкольники ещё не умеют, и здесь как нельзя лучше подходят картинки, простые схемы, пиктограммы.

Приёмы развития мышления:

1. Игра «Объяснялки»

Попросить детей объяснить, что может означать какое-либо слово.

Игра побуждает детей думать. Например, почему подосиновики называются именно так. Или что это за машина такая – водовоз. Вот молоковоз возит молоко, а что же возит водовоз?

2. Исключение лишнего.

“Лишняя игрушка”

Цель игры: развитие речи, мышления и навыков классификации.

Выбирать 3 игрушки, при этом две игрушки должны быть “из одного класса”, а третья – из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

Дети посовещавшись, называют “лишнюю игрушку” – ту, которая, по их мнению, “не подходит”. Так, в данном примере “лишняя игрушка” – это мячик (кукла и зайка – живые, а мячик – нет).

Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками.

В старшем дошкольномвозрасте можно проводить игру со словами: берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашивающимися (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые, желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удержанию в поле мышления сразу несколько предметов, и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов.

3. Составление предложений

Эта игра развивает речь, логическое мышление, способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Обычно, работая над составлением предложений, мы довольствуемся одним ответом, но это практически не побуждает детей думать.

Итак, берутся наугад два, затем три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш», сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере», и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

4. Игра «Опиши предмет».

Игра способствует развитию речи, навыкам квалификации, логическому мышлению, учит ребенка давать развернутую характеристику объекта.

1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.

2. Форма, цвет, размер, материал.

3. Функции предмета.

4. Сравнительный анализ — по форме, цвету, материалу, функциям.

При проведении этой игры нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их развития. Наглядно демонстрируйте все, о чем рассказываете. Задавайте наводящие вопросы, подсказывайте, если дети затрудняются с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

Сказка о стуле

«Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове,малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?». «Я — мебель, — ответил стул, — и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб, да она еще и не одна!» — воскликнул зайка. «Конечно, – ответил стул, — у меня их целых четыре штуки»

«А зачем тебе столько ножек? – поинтересовался зайчик, — ты же не ходишь!». «Да, к сожалению, я не хожу, — грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся — не падали»

«Гляди-ка! — изумился заяц, — на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, — важно пояснил стул. – у меня есть широкое сиденье, на котором удобно

сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный. – восхитился зайка. — а я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя

игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!».

5. Хорошо развивает мышление и языковое чутьё, а также делает речь богаче подбор синонимов. К примеру, к такому простому слову как ХОДИТЬ можно подобрать синонимы…Давайте вместе попробуем это сделать:

ИДТИ, БРОДИТЬ, ПЛЕСТИСЬ, ПРОГУЛИВАТЬСЯ, ПРОХАЖИВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, РАЗГУЛИВАТЬ и т. д. Синонимов много, и каждое слово имеет свой оттенок.

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Например, фразу «Муха села на варенье»можно изменить так: «Жужжащее насекомое опустилось на сладкое лакомство».

Вот некоторые приёмы, используя которые, можно развить память, мышление, научить детей думать, ясно выражать свои мысли и при этом никому не будет скучно. Дошкольники будут не пассивными слушателями, будут учиться мыслить.

Источник

Научно-практическая статья:

«Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений.

Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о приобщении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие памяти и речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.

И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти! А современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют, что у них память плохая.

Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами на мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие ученые как Эльконин Д.Б., Обухова Л.Ф., Мухина В.С, Люблинская А.А., Шаграева О.А., Лурия А. Р., Марцинковская Т. Д. и многие другие.

В теории психологии памяти различают два основных пути запоминания: 1) непроизвольное запоминание, т.е. запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека – в процессе деятельности, имеющей другие цели; 2) произвольное запоминание, являющееся результатом сознательного намерения запомнить [1].

С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является возраст 4-5 лет. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До четырех лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После четырех лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением), которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

Отбирая стихи для заучивания А.М. Бородич [3] поясняет: в отобранных стихах строки должны быть понятными, чаще веселыми, насыщенными действиями и событиями, написанные живым языком, с веселыми картинками, простыми рифмами и позитивным настроем.

Алексеева М.М. и Яшина Б.И. предлагают для заучивания с малышами метод использования иллюстраций к фрагментам стиха.  Их метод основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно.  Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту[2].      

Соглашаясь с точкой зрения данных исследователей и анализируя собственную практику для лучшего запоминания детям при заучивании стихотворений необходимо использовать опорные схемы и мнемотаблицы (мнемотехника).

Настоящая статья  имеет целью показать один из вариантов развития памяти дошкольников через заучивание стихотворений  с помощью мнемотехники.

Работая с детьми 4-6 лет, расширяя сотрудничество с родителями, мы реализуем второй год проект «А я знаю наизусть».

Задачами опыта являются:

– формирование интереса к художественной литературе;

– обучение навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;

– знакомство детей со стихами русских и зарубежных писателей;

– создание благоприятной развивающей среды для заучивания стихотворений наизусть;

– развитие у дошкольников памяти, внимания, мышления, творческой фантазии, речи;

-формирование умения слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.

Новизна и оригинальность данного проекта заключается в том, что в работе с детьми используется мнемотехника.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу, но вначале эмоционально прочитываем детям стихотворение, и проводим словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей – эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. В процессе работы мы для себя отметили, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.

Прежде, чем начать работу по данному направлению была проведена первичная диагностика детей (произвольная память, внимание, речь); подобран стихотворный, дидактический и методический материал для заучивания; дети и родители ознакомлены с целями и задачами проекта; намечены консультации со специалистами ДОУ.

По истечению I полугодия 2011-2012 учебного года с детьми проведена работа по творчеству  К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, проведена серия занятий, инсценировки и чтение стихов по ролям, выставки книг и предметов из стихов К.  И. Чуковского, С. Я. Маршака, литературная викторина по творчеству С. Я. Маршака. Результатом этой деятельности явились выставки рисунков «Мой любимый герой», творческая работа «Кораблик». В процессе такой работы дети рассматривали картинки к стихотворениям, знакомились с мнемотаблицами, придумывали символы, изображающие действие или предмет. Ребята читали дома и в группе мамам и папам, бабушкам и дедушкам новые стихотворения. На вечер чтецов стихов родители совместно с детьми подбирали, шифровали и учили стихотворение дома. Было видно, насколько у детей возросли интерес и познавательная активность к заучиванию и повтору стихотворений себе, друг другу, родителям. Во II полугодии работали над темами: «Творчество поэтов России и города», «Творчество поэтов и писателей разных стран», «Малые формы фольклора». Занимались с детьми кодированием и заучиванием новых стихотворений; использовали мнемотаблицы разработанные педагогами на группе, детьми и родителями группы. Также использовали мнемотаблицы авторов, представленных в литературе и электронных источниках [4,7,8].

Во второй год обучения (5-6 лет)  мы добавили двигательный метод заучивания стихотворений. Тут основной принцип заключается в том, что ребенку предоставляется возможность не только посмотреть, но и потрогать, дается необходимая для запоминания опора – подкрепление запоминания двигательным актом. Кроме заучивания стихов, проводим работу с детьми по пересказу, составлению рассказов и сказок с помощью мнемотехники.

Вся проделанная работа  на данном этапе позволяет сделать вывод о том, что дальнейшее его использование:

  • повысит у дошкольников уровень произвольной памяти, внимания, речи;
  • разовьет навыки кодирования и декодирования литературных произведений; 
  • повысит уровень знаний о детской художественной литературе;
  • расширит кругозор о писателях и поэтах, их произведениях;
  • повысит у детей и родителей интерес к заучиванию стихов наизусть;
  • привьет у детей умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер и настроение героев, передавать эмоциональный фон.

Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает разработку перспективных планов, конспектов итоговых занятий по блокам, конспектов конкурсов и викторин по содержанию изученных стихов; накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций, мнемотаблиц; аудио и видеозаписи занятий, которые дают возможность педагогам обеспечить предстоящие занятия по заучиванию стихотворений.

Список используемой литературы:

1. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд., – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. – М., 1998.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Сохина. Ф. А. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.

5. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. и др.  Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.  – 528 с.

6. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей. Под ред. Михайловой З. А. – СПб: Акцидент, 1997. – 221 с.

7. Житникова Л. Н. Учите детей запоминать. – М: Просвещение, 1978. – с.96

Источник