Развитие памяти ребенка 1 класса

Развитие внимания и памяти

Игры на развитие зрительного внимания

1. Игры «Лото» и «Домино».

2. Игра «Найди два одинаковых предмета». Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

3. Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

4. Игра «Найди отличия». Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

5. Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек». Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

6. Игра «Нанижи бусинки». Ребенку предлагают образец или схему нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, -ОООХХ- ХООО-, -ООХХОХОХХОО-), нитку или проволоку, бусинки. Ребенок собирает бусы.

7. Игра «Срисуй по клеточкам». Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, в случае затруднения — пальцем или карандашом.

9. Игра «Назови предмет». Ребенку дают рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

10. Игра «Сколько чего?». Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на определенную букву — все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.

11. Игра «Дорисуй». Ребенку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

12. Игра «Зачеркни». Ребенку предлагают таблицу, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

13. Игра «Корректор». Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

14. Игра «Разведчики». Ребенку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

Игры на развитие слухового внимания

1. Игра «Что звучало?». Ребенку демонстрируют звучание разных предметов (игрушки, музыкальные инструменты). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

2. Игра «Четыре стихии». Играющие стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с произнесенными словами: «воздух» — поднимают руки в стороны и изображают взмахи крыльев птицы; «земля» — садятся на корточки, руки вниз; «вода» — вытягивают руки вперед, изображают пловца; «огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим и выбывает из круга.

3. Игра «Послушай и воспроизведи». Взрослый демонстрирует ритмичные удары палочкой по столу или хлопки в ладоши, и ребенку предлагается воспроизвести их.

Игры на развитие моторно-двигательного внимания

1. Игра «Кто и что летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает: летает — и машет руками. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

2. Игра «Съедобное — несъедобное». Дети образуют круг, в центре которого становится ведущий (взрослый или ребенок). Ведущий называет слова – названия самых различных предметов и бросает мяч одному из игроков. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему ведущим.

3. Игра «Ухо — нос — рот». Ребенок, услышав команду «Ухо», дотрагивается до уха. Услышав команду «Нос», дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.

4. Игра «Запретное движение». Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он делает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запретное движение. Тот, кто повторил его, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

5. Игра «Пожалуйста». Ведущий дает команды детям и сам выполняет их, показывая движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «пожалуйста», несмотря на движения, которые показывает ведущий.

Игры на развитие памяти

1. Игра «Шкафчики». Для проведения игры необходимы шкафчики, склеенные из четырех и более спичечных коробков, мелкие предметы. Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирает на несколько секунд и показывает снова. Ребенка просят найти игрушку.

2. Игра «Что исчезло?». На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет предмет, который исчез.

3. Игра «Что изменилось?». На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Он отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

4. Игра «Художник». Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

5. Игра «Запомни и воспроизведи».

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

6. Игра «Вспомни и покажи». Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д.).

7. Игра «Цепочка действий». Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола».

Съедобное—несъедобное

Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.

Оборудование: мяч, мел.

Описание. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет)

ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например,

яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны

поймать брошенный мяч и передвинуться вперед на одну клетку,

нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны

отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если

дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или

пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем

классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс,

становится ведущим».

Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5—б классов.

Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.

Игры на развитие внимания, применяемые на уроках русского языка,

математики, чтения, геометрии

Изучение процессов произвольного внимания

Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

1.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССА-НЕССАС ДАТАЛАТТА

2.ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

3.РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА

4.ГРУММОПД

5.ВАТЕРПРООФЕТТАСЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДА-ТОНОВ

6.ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

7.ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВА ТЕНОРРА

8. ЛАЙОНОСАНДЕРА

9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ

10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

11. МУСЕРЛ01ТРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ

12. АДСЕЛАНОГРИВАНТЖЮДАРОЧАН 13.БЕРМ0111НАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА-ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН

14. ОСТИМАРЕ

Исправь ошибки

Шмель летит и жужжыт.

Дети заблудились в чаще леса.

У мамы красивая брош.

Дети соглашались с учителем и кивали руками.

Напарте лежали учебники.

В мае трава ярко жёлтого цвета.

Солнце тряталось за верхушками деревьев.

В августе в саду расцвели яблони и вишни.

На полке лежали замочик и ключик.

Найди слова и подчеркни

Фпитзмкунцзниакотилмартпонмячв

Тршлдь1мьшощйьшшдасор31пнтспржо

Квиаипшубаывакртьамамаоаипоазш

Отшмлорорвбуранстралгпалканио

Одыраметлатаиогуавтобусшигмик

Не пропусти растение

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Описание игры: дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит

ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и затем

сесть. Кто допустил ошибку- выбывает.

Например, такие слова: дорога, тигр, берёза, самолёт, пшеница, роза, змея,

дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, тепловоз, муравей, графин,

гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, киви, хоккей,

город, собака, банан, василёк, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, теремок, лес,

ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, билет, тапочки, паркет,

плющ, одуванчик, мимоза.

Умение различать звуки речи на слух

№1. Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук «ж»: жук, пожар,

тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи и т.д.

№2. Звук «з»: звонок, глаза, дом, рыба, забор, коза, незабудка, луна. Зонтик, тетрадь.

Кто больше увидит и запомнит?

Цельь: развитие произвольного внимания, фонематического слуха.

Ведущий считает до 30, а дети в это время находят в комнате и запоминают

все предметы, в названии которых 2 слога, после называют эти предметы.

Внимательные руки

Цель: развитие произвольного внимания, фонематического слуха.

Если в слове есть «и»- поднять правую руку, «й»- левую. Нет ни той, ни

другой- руки на коленях.

Например, такие слова: лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш,

перо, алмаз, буйвол, вагон, златогривый, климат, прогулка, рассвет, аллея,

байдарка, учёный, диктант, ладонь, маленький, соседний, первый, айва,

солома, гибкий, яйцо, илистый, и т.д.

Закончи слово

Цель: развитие внимания речи, памяти, умения работать в группе.

6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге

называет слог, стоящий напротив- заканчивает словом и называет свой слог и

т.д.

Умение различать звуки на слух

Если услышите в слове звук «з» или «ж», покажите нужную букву:

жаворонок, кожа, зубы, жир, вязание, заколка, прожектор, поле и т.д.

Перекличка- путанка

Цель: развитие произвольного внимания.

Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети

откликаются лишь тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто

ошибается, тот выбывает из игры.

Не пропусти профессию

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширению

кругозора.

Дети встают в круг, ведущий читает слова, когда встречаются профессии, дети подпрыгивают на месте.

Например: лампа, водитель, ножницы, липа, токарь, сталевар, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтёр, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономика, стрекоза, машинистка, пулемёт, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, артист, свеча, газета, шутка.

Разноцветные мячики

Цель: развитие внимания, быстроты мышления. Дети садятся в кружок.

Ведущий бросает красный или синий мяч. Если летит красный- поймавший называет гласный звук, если синий- согласный звук. Назови соседей

Цель: развитие внимания, памяти, скорости мыслительных процессов. Дети садятся в кружок, ведущий называет буквы алфавита. Поймавший называет « соседей» этой буквы. Если ошибается- выбывает.

Правая-левая

Цель: развитие произвольного внимания, слуха, сосредоточения,

фонематического слуха.

Ведущий читает ряд слов с согласной на конце. Дети поднимают правую руку, если окончание твёрдое; левую- если окончание мягкое. Например: брат, нож, был, мель, брать, ел, топь, хор, уголь, мел, стал, ель, топ, быль, сталь, вес, жарь, пыль, хорь, жар, лаз, мыс, петь, печаль, рост, пир, солист, трус. Худеть, грусть, груз, шаг, шаль, яд, юг, янтарь, щит, шторм.

Мячик- смягчитель

Цель: развитие внимания, речи, темпа мышления.

Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч, произносит слово с твердым окончанием, а поймавший произносит то же слово, но с мягким окончанием. Например: угол- уголь, брат- брать, ел-ель, топ- топь, мел-, хор, стал,пыл, жар, был, цеп, любит, ходит, носит, мочит, варит, строит, обут, поит, ценит, хмурит, пилит, шутит, дал, пар, шар, прав.

Найди себе пару

Цель: развитие внимания, наблюдательности, мышления. Задание: найти себе пару и встать рядом, чтобы получилось слово. Детям раздаются карточки с написанными на них слогами: НА, СОС, КА, МЫШ, ТО, МАТ, ЖИ, ВОТ,ПАР,ТА,ВО,ДА-Сколько в слове слогов? Цель: развитие внимания, быстроты мышления Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, называет слово. Ребёнок называет количество слогов в этом слове.

Например: дуб, коза, брат, вода, шум, поле, зима, сундук, жираф, кот, шуба, каток, шар, часы, рука, чашка, мир, лес, мальчик, голова, хлеб, корова, змея, мука, кино, рыба, бабочка, бочка.

Синий- красный

Цель: развитие внимания, быстроты мышления.

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребёнок называет, сколько в этом слове: Гласных, если мяч красный; Согласных, если мяч синий.

Например: окно, лед, рама, книга, шум, лом, вода, перо, шляпа, корова, кошка, пол, вол, мыс, рука, лицо, стол, стул, шкаф, полка, хлеб, лес, дерево, лист, чашка, лук, кино, ракета, букет, сумка, зонт, живот, компот, кукла.

Рыба, птица, зверь

Цель: развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления. Дети садятся в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: « Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба » Тот игрок, на

котором остановилась считалка, должен быстро назвать нужное слово. Если ответ неверный, то ребёнок выбывает из игры.

Хор

Цель:развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Одного ребёнка просят выйти за дверь, а остальным дают карточки со

словами ( из одного предложения). По сигналу дети одновременно

произносят своё слово, а « отгадчик» должен понять и произнести

предложение целиком.

Примеры:

ШЁЛ ПО УЛИЦЕ ОТРЯД.

ПОШЛА КОЗА ЗА ОРЕХАМИ.

ВОТ ДВА ПЕТУХА.

ЛЕТЕЛА СОРОКА ВЫСОКО.

МУХА ДЕНЕЖКУ НАШЛА.

ПОВАР ГОТОВИЛ ОБЕД.

НА БОЛОТЕ СТОИТ ПЕНЬ.

Много- один

Цель: развитие внимания, быстроты мышления.

Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч и называет слово во

множественном числе, а ребёнок возвращает мяч и говорит его в

единственном числе.

Например: грачи, леса, ряды, мосты, холмы, следы, кроты, косы, глаза,

шкафы, слоны. Кусты, носы, блины, листы, грибы, гномы, зонты.

Игры на развитие внимания

Игра « Самый внимательный»

Цель: добиться автоматического запоминания таблицы сложения в пределах 10, развитие памяти и внимания. Оснащение: карточки с написанными примерами на сложение и вычитание в

пределах 10.

Ход игры: 1. Учитель смешивает все карточки и раздаёт детям. В зависимости от количества детей, количество карточек на столах может быть разное.

2.Дети кладут карточки с примерами перед собой в столбик. 1+2

4-2

3+3 и т.д.

Учитель у доски ведёт игру. Он показывает указкой поочерёдно на каждое число числового ряда.

Дети ищут у себя на парте пример на сложение или вычитание с указанным ответом и убирают его в сторону.

Когда учитель доходит до числа 10, у детей не должно остаться ни одной открытой карточки с примерами.

Игра «Да-нет» (на уроке геометрии)

Учитель: Я загадала фигуру (конус).

Ученики : Это объёмная фигура?

Учитель: Да.

Ученики : У неё есть вершина?

Учитель: Да.

Ученики :У неё есть грани ?

Учитель: Нет.

Ученики: Это конус?

Учитель: Да.

Игра « Угадай слово»(с использованием алфавита)

Дети должны угадать слова, состоящие из трёх букв.

1. Первая буква находится после буквы Л, вторая – первая в алфавите,

третья- сразу после Й (МАК).

Игра « Угадай букву» (с использованием алфавита)

Учитель загадывает какую-нибудь букву, например, букву Ж.

Учащиеся с помощью наводящих вопросов узнают, что это за буква. Дети: Эта буква находится в начале алфавита? Учитель: Да. Дети: Эта буква гласная? Учитель: Нет.

Дети: Эта буква находится до Й? Учитель: Да.

Дети: Эта буква находится до буквы Е? Учитель: Нет.

Дети: Эта буква после Ё вторая? Учитель: Нет. Дети: Это буква Ж? Учитель: Да.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требовании не только ко взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать; мало того, желательно, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Чтобы помочь ребенку справиться с ожидающими его сложными задачами, позаботьтесь о том, чтобы у него была полноценная и своевременно сформированная речь. Именно достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения. В школе ребенка научат оперировать понятиями и делать умозаключения. Но в школу он должен прийти, уже имея определенные знания об окружающем мире, а также некоторые эстетические и нравственные понятия – о красоте и безобразии, добре и зле, правде и лжи и т.д. И, конечно же, он должен уметь выражать свои мысли, что возможно только при помощи речи.

Источник

 Родительское собрание “Развитие памяти младшего школьника”

Память человеку необходима для проявления души.

Блез Паскаль

Без памяти человек не может ничего изобрести,

не может скомбинировать и двух идей.

Вольтер

Цели и задачи:

Показать родителям возможности развития памяти;

Дать информацию о способах помощи ребенку с недостатками памяти;

Дать информацию о способах развития памяти с помощью мнемических приемов.

Предварительная подготовка:

Памятку для родителей (см. Приложение 1) оформить на отдельном листе, раздать памятки каждому родителю в начале собрания.

Провести диагностику (см. Приложение 2)

Ход собрания

Вступление.

             Уважаемые мамы и папы!   Разговор на нашем собрании сегодня мне хотелось бы начать несколько  необычно. Вот  какой разговор был однажды подслушан психологом, а мне хочется вам его пересказать:

– Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.

– Не знаю,  – отвечает тот.

– Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

– А она – вчерашняя! – отвечает друг.

         Этот разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно. Сегодняшний наш разговор мы поведем о том, как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память мог ее развить с помощью специалистов Лицея и своих родных.

             Проблемы с памятью несомненно накладывают серьезный отпечаток на успешность учебы ребенка. Ребенок много учит, пересказывает дома, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости и возможности развития памяти.

1.Память можно и нужно развивать.

       Очень часто обращения родителей к психологу или педагогам связаны со сложностями в обучении ребенка, возникающими из – за плохой памяти. Ребенок плохо запоминает учебный материал, быстро забывает все выученное, не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.

    Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно – мозговой ткани (“мнема”). Такую память называют природной ( или механической, непосредственной). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет) и в дальнейшем может и не развивается.

      Однако природа мудра и экономна. Каждый ребенок, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.

      Если человек просто заучивает материал, многократно повторяя его, или быстро запечатлевает, как бы фотографирует его, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным. Это не что иное, как работа природной памяти.

       Если же человек, стараясь запомнить, использует для этого какие – либо приемы или способы, осмысливает материал и т.п., то речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании – логическом (опосредованном). Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти.

      Очень важно понять, что, как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой.

Психологи утверждают следующее:

– Память можно и нужно развивать;        

– Это может делать каждый человек самостоятельно или под чьим – либо руководством;

– Основу эффективной памяти составляет сильная природная память;

– Природную память можно тренировать;

– Культурную память можно развивать в течение всей жизни, формируя способы запоминания;

Развитая (сильная, эффективная, обширная) память способствует регуляции человеком своего поведения.

Человек с хорошей памятью всегда успешнее управляет своей интеллектуальной деятельностью и жизнью в целом.

     Если ваш ребенок справляется со школьной программой, то скорее всего, его память развита достаточно. А то, что он плохо запоминает стихи, может свидетельствовать лишь о том, что они ему неинтересны (или непонятны). Нередко качество запоминания у ребенка (как впрочем, и у взрослого!) напрямую зависит от интереса. В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен. У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания часто хромает. Постепенно, по мере естественного развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И вы можете помочь своему ребенку развить ее. Учите его искать смысл в том, что он заучивает наизусть. Для усвоения учебного материала и развития памяти важны такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение. Значительно повышает эффективность запоминания установка на его возможность и необходимость. Иначе говоря, в этом деле (как и во многих других!) большую роль играют внушение и самовнушение. Поэтому, первое, с чего нужно начать, — это вселить в ребенка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребенок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки.

Например, “У меня хорошая память!”, “Я могу запомнить все, что мне нужно!”

II. Способы помощи ребенку с учетом недостатков памяти.

   Нарушение памяти выявляет психолог. У психолога нужно выяснить, какой вид памяти у ребенка является наиболее сохранным.

    Если неплохо развита слуховая память, то нужно, чтобы ребенок читал вслух материал, подлежащий запоминанию. При недостаточной технике чтения текст может читать кто – либо из взрослых – иначе усилия, затрачиваемые на сам процесс чтения, будут отвлекать ребенка от запоминания материала.

     Большую помощь в запоминании может оказать также использование магнитофона (диктофона).

     Если более всего развита зрительная память, то нужно максимально использовать разнообразные средства наглядности.

  При преобладании двигательной памяти следует рекомендовать ребенку кратко записывать материал, который нужно запомнить. Однако этот метод больше подходит для подростков: для младшего школьника конспектирование может оказаться непосильной задачей.

  При нарушениях памяти нужно добиваться от ребенка не дословного    запоминания учебного материала, а его общего понимания.

 В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по оному четверостишию, не пытаясь повторить все стихотворение целиком. Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие темы, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

Информация для размышления

 Психологами установлена тесная связь между эмоциональным состоянием детей и их памятью. В течение учебного года 46 детей в возрасте 9-10 лет регулярно обследовали (в начале и в конце недели). Специалисты изучали влияние уровня тревожности школьников на продуктивность зрительного запоминания. Было установлено, что у детей с высоким уровнем тревожности плохая зрительная память, и наоборот, у детей эмоционально уравновешенных — она превосходная!

      При заучивании важно сделать упор на значимости запоминаемого материала. Ребенок должен понимать, зачем ему нужно это запоминание. За ним следует использование усвоенных знаний. Полезно убеждать ребенка назидательными фразами: “Без таблицы умножения, как без воды: “и не туды, и не сюды!”, “Я выучу ее всего один раз, а запомню на всю жизнь!”.

     Другие “секреты” запоминания основаны на том, что ребенок учится логическим приемам запоминания на основе образных представлений того, что нужно усвоить. Например, вашему ребенку задали на дом освоить правописание трудных слов. Не заставляйте его много раз писать их. Ведь так будет работать в основном механическая память (наименее эффективная!). Поэтому предложите ему пофантазировать. Изобразите самую трудную букву в заданном слове в виде какого-нибудь предмета, имеющего сходство с этой буквой и одновременно связанного по смыслу с этим словом.

       Правила тоже усваиваются быстрее, если их вообразить в какой-то нестандартной форме. Например, запоминая правило: “Не с глаголами пишется раздельно”, можно представить себе хоккеиста (глагол!) отбивающего шайбу-частицу. А правило: “После шипящих у существительных женского рода третьего склонения всегда пишется мягкий знак” легко запомнится, если представить шипящую змею, кончик хвоста которой свернут в виде мягкого знака.

       Фантазирование также значительно повышает эффективность запоминания учебных текстов (по истории, биологии, литературе и т.п.). Предложите ребенку нарисовать (достаточно даже в воображении!) к каждой части текста что-то такое, что поможет ему создать зрительный образ (чем более смешно или необычно, тем лучше!). Например, к параграфу по истории о том, как жили древние славяне, можно нарисовать избу, на крыше которой растет пшеница и плещется рыба… Точно также “изображайте” труднозапоминающиеся стихотворения. Рисунки или какие-нибудь значки (узелки на память) можно сделать к каждой строфе или строчке.

    Многие дети, плохо запоминают все, что связано с цифрами. Их можно “оживить” и сделать веселыми и доходчивыми. Пофантазируйте с ребенком, на кого похожа та или иная цифра? На какой предмет? На какое животное? (один – игла; два – лебедь; три – откусанные бублики; шесть — улитка; восемь — наручники и тому подобное). Предложите зарисовать образы-фантазии на карточках. Для каждой цифры должна быть своя карточка. Из таких карточек хорошо составлять даты, которые обычно запоминаются с большим трудом. Чтобы дата лучше уложилась в памяти, можно из названий предметов и животных, обозначающих цифры, придумать предложение. Чем необычнее и нелепее оно будет, тем легче запомнится нужная дата. Например, 1836 год (дата смерти Пушкина): “Иголка, обшивая наручники, откусила от двух бубликов и остатками угостила улитку”.

      Старайтесь сделать занятия с ребенком игровыми, веселыми, интересными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего сына или дочери не только память, но и мышление, воображение, восприятие. Учиться вашему ребенку станет легче и интереснее.

 Игра-тест “Кошелек”

 В эту игру вы можете играть в семейном кругу или в компании друзей. Число участников не ограничено (чем больше, тем лучше для развития памяти). Суть игры состоит в том, что каждый участник повторяет слова, предложенные предыдущими играющими, и добавляет что-то свое. “Пропадает” тот, кто не может повторить цепочку слов в том же порядке или пропустит хотя бы одно слово. Например, вас трое. Первый говорит: “Я положу в кошелек собаку”. Второй: “Я положу в кошелек собаку и верблюда”. Третий: “Я положу в кошелек собаку, верблюда и диван”. Первый: “Я положу в кошелек собаку, верблюда, диван и портфель” и так далее. Если же вы хотите оценить свою память не только относительно играющих, не поленитесь сделать следующие подсчеты.

     Определите количество слов в “кошельке” при котором вы вышли из игры. Запишите себе одно очко, если вы запоминаете пять слов, и прибавляйте по одному очку за каждое слово сверх пяти (то есть два очка за шесть слов, три — за семь, четыре — за восемь и так далее).

 Если в среднем за игру вы набрали 7 и более очков – у вас очень хорошая память. От 4 до 6 очков – у вас неплохая память, хотя иногда кое-что забываете. Но это не беда! Свою память вы можете легко развить, приложив небольшие усилия.

 3 и менее очков. Вы постоянно что-то забываете. Записная книжка – ваш лучший друг и помощник. Чаще играйте в эту игру и вскоре вы удивитесь полученному результату!

 III. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.

     Необходимость использования мнемических приемов.

Вы должны понять, что простая тренировка практически не помогает улучшить память. Зато можно многого достичь, используя разнообразные мнемические приемы.

      Совершенно очевидно, что не все приемы в разной степени доступны каждому ребенку. Это зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей его личности. Однако младшие школьники уже способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, пользоваться опорными пунктами, составлять мнемические планы.

   При этом очень важно, чтобы занятия доставляли ребенку радость. Вы должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому “почему”, способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Приемы запоминания могут быть разнообразными.

Группировка материала

    Почти любой материал можно разделить на части или группы. Этот прием называется группировкой. Например, любой параграф содержит вступление, основную часть, заключение и выводы. Кроме того, информацию можно делить на определенные, четко обозначенные части – классы. В данном случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на столько частей, или классов, был разделен подлежащий запоминанию материал.

    Ассоциации

Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.

     Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли “цепляет”, затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями. Чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это зависит от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т.д., поэтому не стоит отвергать, отрицать, критиковать то, что предлагает ребенок, даже если вам данная ассоциация кажется неприемлемой или не совсем удачной.

Схематический образ

    К самым доступным и распространенным способам запоминания можно отнести перекодирование информации, когда то, что представляется в виде рисунка, картины и т.п., называется, описывается, и наоборот, слова или фразы воспроизводятся с помощью рисунка.

    Можно использовать для обучения методику «пиктограмма”. Ребенку для     запоминания предлагаются простые фразы (типа “Девочке подарили куклу”). Ребенок для запоминания каждой такой фразы, делает какой – нибудь как можно более простой и схематичный рисунок. После того как этот прием будет освоен на конкретном материале, следует давать фразы с более отвлеченным значением (например: “Учиться никогда не поздно”).

В результате подобных занятий действие по подбору подходящего схематического образа автоматизируется и в дальнейшем начинает осуществляться ребенком во внутреннем плане, без создания соответствующего рисунка.

Опорные пункты

   Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и т.д. Такой прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста целесообразно использовать несколько опорных пунктов, которые составят своего рода план для припоминания, или мнемический план.

Структурирование материала

    Некоторые мнемические приемы требуют значительных интеллектуальных действий. К ним в первую очередь относится структурирование материала, при котором устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Данный прием позволяет успешно запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию (абстрактную, неизвестную, запутанную и др.), ибо направлен на упорядочение ее.

IV. Сила – в развитии.

Завершая разговор о развитии культурной памяти, можно воспользоваться метафорой: память можно сравнить с деревом (или даже лесом), которое может быть маленьким и слабым, тихим, спокойным и инертным, а может быть большим и сильным, растущим, развивающимся.      В основе быстрого роста любого растения – много факторов, но первопричина заключается в сильной и здоровой корневой системе. В нашем случае – это природная память.

    Когда человек думает, анализирует материал, его мозг постоянно видоизменяется, нервные окончания “переплетаются” с соседними, как бы “шепчутся” друг с другом, подобно листьям.

     Когда учащийся анализирует запоминаемый материал, он тем самым развивает свою культурную память. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания, и человек быстро и успешно справляется с задачей.

    Когда же учащийся запоминает материал, просто повторяя, его мозг напоминает лес в тихую погоду. В этих случаях память не развивается, используются только ее природные резервы. Такие люди долго запоминают, быстро забывают. Они, как правило, не любят учиться, не любят осваивать новое.

Большая часть неудачников по жизни стали таковыми из – за своей неразвитой памяти. Те же, кто сумел чего – либо добиться в жизни, умели управлять своей память и развивать ее.

VI. Заключительная часть.

Подведение итогов, ответы на вопросы родителей (если они возникают), родителям дается возможность высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам.