Развитие памяти и восприятия ребенка

В раннем дошкольном возрасте у ребенка формируются представления о свойствах предметов. Изучая их форму, цвет, величину, малыш узнает еще больше о мире, в котором живет, а также у него закладываются необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов: памяти, воображения, мышления. Педагог рассказывает, в какие игры можно играть с ребенком для развития памяти, воображения и мышления.

«Найди шарик»

Изучаем формы: круг.

В непрозрачный мешочек поместите предметы различной формы: шарики, детали от конструктора, шишки, колечки от пирамидки, кубики и др. 

Малыш запускает руку в мешочек и достает один из предметов. Каждую находку обсуждаем (цвет, размер и т. д.) и обращаем внимание, что эта игрушка гладкая, круглая, без уголков или, наоборот, не гладкая, не круглая.

А теперь приступим к эксперименту. Сооружаем горку на столе из кубиков и дощечки и предлагаем юному исследователю скатить по ней все предметы по очереди. После проведения опыта помогаем малышу сделать вывод о том, какие фигуры катятся, а какие нет, и почему это происходит.

Во время прогулки можно поиграть в игру «Найди круглое».

«Кормим куклу»

Закрепить знания о форме: круг. 

«Наша кукла (котик, бегемотик) проголодалась, давай покормим ее и приготовим ее любимые бублики». Помогаем малышу раскатать колбаску из пластилина или соленого теста и сворачиваем ее в круг. Обводим пальчиком баранку и обращаем внимание на то, что она круглая.

«Ветерок» 

Изучаем направление движения: вверх – вниз.

На ниточках нужно подвесить какие-либо детали из легкой цветной бумаги (цветочки, бабочки, «дождик» и т. д.). «Давай поиграем в “ветерок”. Подуем сильно-сильно, чтобы наша бабочка взлетела». При этом, когда предмет взлетает, произносим: «Вверх!» – а когда опускается: «Вниз!»

«Прятки» 

Изучаем понятия: большой – маленький.

Для этого упражнения понадобятся два одинаковых предмета: большой и маленький (матрешки, коробки и т. д.). Положим маленький предмет в большой и потрясем: «Слышишь? Там что-то есть. Давай посмотрим! Какая МАЛЕНЬКАЯ коробочка (яйцо, шарик, матрешка) внутри БОЛЬШОЙ! Покажи, где маленькая коробочка (Говорим тонким голосом.), а теперь – где большая (Говорим более низким голосом.). Давай опять спрячем маленькую коробочку в большую. А теперь попробуй сам достать маленькую коробочку из большой». 

Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики

Маленький ребенок стремится все потрогать руками – так происходит его тактильное развитие. Знакомство с различными видами материалов, умение узнавать их на ощупь, а также пальчиковые игры не только обогащают представление об окружающей действительности, но и ускоряют процесс речевого и умственного развития малыша. Исследования физиологов доказали, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу, поэтому двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. 

«Что это?»

Положите в несколько бумажных пакетов какие-нибудь предметы, интересные для ощущений: резиновый мяч, металлическую ложку, губку, мягкую игрушку, мех и др. Предложите карапузу узнать, что в пакете, не заглядывая в него. Если малыш затрудняется, помогите ему: опишите этот предмет словесно.

«Необычный ковер»

Разложите на полу различные материалы: шерстяной свитер, шелковую ткань, фольгу, резиновый коврик, бумагу и т. д. Пусть малыш ползет к вам через этот разнородный ковер. Если по пути он заинтересовался каким-то материалом, поговорите с ним на эту тему.

«Дорожка»

Необходимо развивать и тактильную чувствительность ног малыша. Для этого сделайте специальную дорожку с «кочками» (закрепляем мешочки из ткани, наполненные лоскутками, поролоном, камешками, горохом) и различными видами поверхности (гладкая, шершавая, мягкая, деревянная, ребристая и др.). Гулять по «тропе» ребенок отправляется в тонких носочках или босиком.

Массаж рук 

Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» – 6–8 раз, отдельно на каждой руке.

Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) – от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.

«Мотаем клубочек» пальцем по раскрытой ладони ребенка – 2–4 раза по каждой ладони. 

Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка (от его кончика к основанию) – все пальцы массируются по очереди 1–2 раза («мы вот так шагаем – топ-топ-топ»).

Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу.

Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» – 5–6 раз.

Читайте также:  Теория и методика социального развития ребенка

«Картина из пластилина»

Для начала нужно размазать слой пластилина на картоне. В эту основу вдавливаем различные мелкие детали (бусины, камушки, ракушки, фасоль, горох, семечки). Здесь хорошо развивается навык хватания двумя пальцами.

«Археолог»

В песке спрячьте различные мелкие игрушки, пусть малыш найдет их. 

«Снежки»

Для развития силы рук поиграем с ребенком в «снежки». Для этого нужно смять в комки листы бумаги и импровизировать с ними, как душе угодно. 

«Прячем в ладошке»

Покажите, как можно спрятать шарик в ладони. В этом упражнении работает вся кисть.

– Вот шарик. А теперь где шарик? Нет шарика!

Затем дайте крохе такой же шарик – теперь его очередь.

Теперь спрячьте предмет побольше, который не помещается в одной руке. Сначала дайте возможность ребенку самому проявить смекалку. Если не получится – покажите, как действовать.

– Волк идет – спрячь скорее зайчика! Не помещается зайчик в ладошке? Большой зайчик. Накроем его другой ладошкой – теперь не видно зайчика.

«Моя семья»

Сначала мама загибает пальцы на руке у ребенка. Когда малыш запомнит движения, он может выполнять их самостоятельно.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Такую игру можно проводить сначала с одной рукой, затем с другой.

Развитие памяти 

Ребенок легко запоминает то, что ему интересно, с чем можно поиграть и поэкспериментировать, но делает он это непроизвольно, поэтому стимулировать развитие памяти можно лишь с помощью увлекательных мини-игр.

«Покатаем игрушки»

Для этой игры нужно несколько игрушек и игрушечный транспорт.

Нет, напрасно мы решили 

Прокатить кота в машине, 

Кот кататься не привык, 

Опрокинул грузовик.

(А. Барто)

Предлагаем малышу покатать игрушку. Например, собачку на машине, а кота на поезде. Во время игры стараемся стимулировать звукоподражание: «би-би», «ту-ту». Спрашиваем: «Как гудит машина? А поезд?» Потом просим малыша отвернуться и меняем местами игрушки. Когда ребенок поворачивается, спрашиваем: «Что изменилось?»

«Игрушка потерялась»

Рассматриваем с ребенком какую-нибудь интересную для него игрушку. Обращаем внимание на цвет, форму и детали. Затем прячем ее среди других и просим найти. Если ребенок затрудняется или ошибается, то подсказываем, что нам нужна, например, красная машина с мигалкой или кукла с длинными волосами и бантом на шее.

Вариант. Берем 3 игрушки, играем с ними и незаметно для ребенка убираем одну. Потом спрашиваем, какая игрушка потерялась.

«Бусы»

Для упражнения потребуются 3-4 небольших предмета с отверстиями, например, колечки от пирамидки и веревочка. Сначала показываем малышу готовый вариант нанизанных «бус». Затем снимаем все с веревочки и предлагаем собрать все так, как было. Когда малыш освоится с нанизыванием, задание можно усложнить и чередовать предметы: большой – маленький, синий – красный, круглый – не круглый и т. д.

Физическое развитие

Ребенок познает мир ползая, лазя, бегая. Иногда он, конечно, падает и набивает шишки, но не нужно ограничивать его подвижность и чрезмерно опекать – ему необходимо исследовать мир. Активное движение стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Кроме того, это источник радости и лучшее средство общения взрослого с ребенком.

«Ходьба с препятствиями»

«Сегодня мы пойдем поиграть в гости к зайке. Но он живет далеко, в лесу, и добраться до него непросто. Сначала мы пойдем по узкой тропинке (Из ленточки, пояса.), затем дорога проходит под мостом (Ползем под столом.), вдруг на пути у нас – кочка (Это может быть подушка.), ее нужно перешагнуть. А здесь дорога кончается и нужно перепрыгнуть через овраг, а вот на пути туннель (Большие коробки, открытые с обоих концов.)».

Когда ребенок доберется до конечной остановки, расставьте препятствия по-другому и сыграйте снова.

«Зайчик»

Раз, два три, четыре, пять! (Скачем на полянке как зайчики, приставив руки к голове как ушки и декламируем текст.)

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет. (Взрослый изображает охотника с ружьем.)

Пиф! Паф! Не попал! (Стреляем из ружья вверх.)

Быстрый зайчик убежал! (Зайка убегает в норку.)

«Играем в мяч»

Пусть карапуз попробует бросить мяч в корзину (ведро, коробку, сумку). 

Вариант 1. Вы держите корзину на уровне роста малыша, а он закидывает в нее мяч.

Вариант 2. Ребенок сидит на полу ноги врозь. Мама находится напротив и перекатывает мяч малышу. Он ловит мяч и перекатывает его обратно маме.

Читайте также:  Ребенок по месяцам развития до года фото

Знакомство с окружающим миром

Старайтесь рассказывать малышу о том, из чего и для чего сделаны различные предметы, приобщайте его к повседневным трудовым делам, а также знакомьте с миром животных и природы.

«Палка, палка, огуречик…»

Развитие представлений о лице и теле человека. 

Схематично рисуем на бумаге человечка. И объясняем, где руки, ноги, рот, нос и т. д.  Просим ребенка: «Покажи, где твой ротик (носик, животик, ушки и т. д.)?» Усложняя упражнение, можно выложить перед ребенком лицо человека из картонного овала: рот – красный полукруг из картона, глаза – пуговицы, брови – маленькие палочки или полоски из бумаги. Предложите ребенку составить такое же лицо, а туловище сделать из палочек. 

«Угощенье для зайчат»

Знакомство с овощами.

«Я принесла тебе корзину. Посмотри, здесь лежат капуста и морковь». Обращаем внимание ребенка на внешний вид и цвет, рассказываем об овощах, исследуем. «К нам сегодня в гости пришли зайчата (Вместо игрушек можно использовать картинки.). Давай угостим их. Они очень любят эти овощи: капусту и морковь». Кормим зайчат. Для закрепления материала через какое-то время можно поиграть с ребенком в игру. Разложите перед ним карточки с различными овощами и фруктами, пусть он найдет среди них нужные изображения.

Спасибо Вам за то, что прочли данную статью! А если Вам понравилось – ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления! До встречи!

Источник

В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

Развитие восприятияопределяется тремя параметрами: перцептивными действиями(целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) идействиями соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. д.

С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.

Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.

Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5–3 года и остается ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.

Читайте также:  Занятия для ребенка 5 лет с задержкой речевого развития

Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

Память включается в процесс активного восприятия ‑ узнавания. В основном преобладает узнавание, хотя ребенок может непроизвольно припоминать увиденное или услышанное раньше. Память является продолжением и развитием восприятия. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение

Развитие речи. До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Он имеет богатый опыт познания окружающего мира, у него сложилось представление о родителях, пище, об окружающей обстановке, игрушках. И все же из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, ребенок сначала усваивает только отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в его восприятии.

Годовалый ребенок реагирует на слова как на ситуацию в целом. Слово оказывается связанным с обстановкой, а не с представляющим ее предметом. Ребенок внимательно наблюдает за мимикой, жестами говорящего взрослого, улавливая по ним смысл того, что говорится.

С 11 месяцев начинается переход от дофонемной речи к фонемной и становление фонематического слуха, который заканчивается к двум годам, когда ребенок может различать слова, отличающиеся друг от друга одной фонемой. Переход от дофонемной к фонемной речи продолжается 3 года и заканчивается на четвертом году жизни. В 3 года ребенок научается правильно применять падежи, начинает пользоваться сначала однословными предложениями, затем, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, может комбинировать слова, объединяя их в двух-трехсловные фразы или предложения из двух слов, где есть и подлежащее и сказуемое. Потом благодаря развитию грамматической структуры речи он овладевает всеми падежами и способен с помощью служебных слов строить сложные предложения. В это же время возникает сознательный контроль за правильностью произношения речевых высказываний.

После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. Но ребенок в возрасте от 2,5 до 3 лет не может следовать инструкциям взрослых, особенно тогда, когда надо выбирать одно действие из нескольких; он сумеет сделать данный выбор только ближе к 4 годам.

В течение второго года жизни ребенок начинает усваивать словесное обозначение окружающих предметов, а затем имен взрослых, названия игрушек и только потом – частей тела, т. е. существительных, а к двум годам при нормальном развитии понимает значение практически всех слов, относящимся к окружающей действительности. Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т. е. определение смысла слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, которые с ними связываются в языке.

К 2 годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».

Около 3 лет ребенок начинает внимательно слушать, о чем говорят взрослые, любит, когда ему читают рассказы, сказки, стихи.

До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.

В развитии речи были выделены следующие этапы:

1) слоги (вместо слов);

2) слова-предложения;

3) двухсловные предложения (например, «мама сюда»);

4) предложения из трех или более слов;

5) правильная речь (грамматически согласованные предложения).

Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста таковы.

• Пассивная речь в развитии опережает активную.

• Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.

• На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой.

• Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.

• Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.

• Осуществляется овладение синтаксическим строем языка.

• Развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.



Источник