Развитие особого ребенка в семье

Особенный ребенок — это ребенок с потребностями, связанными с ограниченными возможностями его здоровья. Он нуждается в обеспечении определенных условий для жизни и развития.
Какие диагнозы могут быть у особого ребенка?
Диагнозы могут быть сформулированы по-разному и связаны они с серьезными физическими, речевыми, поведенческими или психоэмоциональными проблемами, которые вызывают трудности для полноценной социализации и (или) обучения.
Эти диагнозы можно условно разделить на три группы:
1 группа — это диагнозы, которые посторонние люди могут определить, увидеть сразу, «невооруженным глазом»: ДЦП, слепота, синдром Дауна, врожденные и приобретенные нарушения опорно-двигательного аппарата и другие.
2 группа — это нарушения, которые посторонние люди могут понять, определить, взаимодействуя с ребенком или понаблюдав за его поведением со стороны: аутизм, глухота, ЗПР, тяжелые нарушения речи (алалия, дизартрия и т.д.), СДВГ.
3 группа – это трудности, которые посторонний человек, не специалист, может не заметить, не определить сразу, но родителям такого ребенка очень непросто его воспитывать. Например, при дислексии и дисграфии учителя, не разобравшись в истинных причинах неуспеваемости, могут необоснованно обвинять ребенка в том, что он ленится, и высказывать свои негативные эмоции по этому поводу родителям.
Почему родителям трудно принять своего ребенка с особенностями?
Когда родители узнают о том, что у их ребенка имеется диагноз, из-за которого он нуждается в создании специальных условий для развития, обучения и жизни, что он не такой, как большая часть других детей — это горе для любой семьи. Это сильнейшее разочарование в справедливости жизни, неоправданные ожидания и мечты о том, каким будет их ребенок в будущем, страх трудностей, страх принятия на себя ответственности, страх за будущее ребенка, убеждение в собственной неполноценности, связанной с рождением такого ребенка (при врожденных патологиях), острое и всепоглощающее чувство вины, злости, обиды на жизнь, ощущение собственной беспомощности… Помимо такого хаоса во внутреннем мире, матери и отцы сталкиваются с непринятием и непониманием со стороны близких людей. Родственники могут обвинять мать в том, что она как-то (якобы) не так себя вела во время беременности или родов, неправильно занималась с малышом и т.д. Часто близкие просто сводят общение к минимуму, и «особая» семья сталкивается с изоляцией и отсутствием поддержки.
На родителей сваливается давление общества. Тема инвалидности, ограниченных возможностей сегодня стигматизирована, на таких людей до сих пор смотрят косо. Конечно, толерантность общества развивается, но все равно семьи с особыми детьми не могут чувствовать себя комфортно. Маме и папе сложно пойти на площадку гулять с особым ребенком, ведь и большинство родителей, и дети будут избегать их малыша, не понимая, что с ним происходит.
Помимо тяжелейшего семейного кризиса родителям предстоит решить множество важных вопросов относительно реабилитации особого ребенка. Какой путь коррекции выбрать, где найти средства, оформлять ли инвалидность, как адаптировать ребенка в обществе, нужен ли коррекционный садик/школа или стоит выбрать инклюзию в группе нормотипичных детей?
Часто семьи с появлением особенного ребенка не выдерживают и рушатся. Родителям действительно сложно справиться с такой ситуацией и они нуждаются в поддержке и принятии как себя самих, так и ситуации.
Зачем нужно принятие?
Формирование внутреннего образа «Я» в психике ребенка происходит в значительной степени под воздействием того, как воспринимают его родители. Если родители не принимают его особенности, не могут его полюбить таким, какой он есть – ребенок это чувствует, и это непринятие негативно сказывается на его самооценке. Особому ребенку и так непросто адаптироваться в обществе, а если он еще внутренне будет чувствовать себя неполноценным, то это будет практически невозможно. Кроме того, принятие особенностей ребенка стабилизирует внутреннее эмоциональное состояние родителя. А если ребенок чувствует, что родителю хорошо, то и ему будет хорошо — что мобилизует внутренние силы и ресурсы как родителя, так и ребенка для его дальнейшего развития.
Как принять особого ребенка? Рекомендации психолога
Самое главное в такой ситуации постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Нужно найти человека или людей, которым вы доверяете, которые смогут понять те чувства и эмоции, что вы испытываете на фоне этой ситуации, не обесценят их, не осудят, не будут вас жалеть, но разделят с вами эти чувства, поймут и поддержат вас. Это могут быть родственники, друзья, психолог. Но в любом случае это должны быть люди, с которыми вы сможете открыто говорить о своих чувствах, даже о самых, как вам кажется, неприемлемых и ужасных.
Кроме этого, вам нужно постараться найти единомышленников, то есть людей, у которых тоже есть особые дети. Это очень сильный ресурс. Благо, для этого сейчас есть различные клубы, сообщества родителей, группы психологической поддержки. Эти люди смогут вас понять, поделиться опытом, посоветовать специалистов для развития особых детей. И вы не будете чувствовать себя одиноко, когда увидите вокруг вас людей с такими же сложностями и поймете, как они с этим справляются.
Если вы найдете поддержку, сможете делиться своими чувствами и эмоциями с другими людьми, то это непременно ускорит процесс принятия особенностей ребенка.
И самое главное: вам нужно всегда помнить о том, что, несмотря на трудности, ваш ребенок — это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители — это самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители — это самая главная опора и поддержка для него.
Процесс принятия особенностей ребенка всегда нелегкий. Как правило, когда родители узнают о том, что у их ребенка определенный диагноз, начинается естественная работа психики на принятие того, что произошло, и человек проходит определенные стадии:
- 1 стадия — отрицание того, что ситуацию уже не изменить.
- 2 стадия — чувство вины (зачастую необоснованные обвинения себя в том, что именно так произошло), которое может трансформироваться в чувство злости и непонимания: «За что все это?!»
- 3 стадия – стадия депрессии (потери смысла жизни или отсутствия интереса к жизни).
- 4 стадия – принятие.
В норме все эти стадии психика родителя должна пройти в течение года. Но если по истечении этого срока принятие так и не произошло, то рекомендуется за помощью обратиться к специалисту-психологу, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, принять сложившуюся ситуацию, найти внутренние ресурсы для дальнейшей жизни и создания необходимых условий для развития особого ребенка.
Детский и семейный психолог Чикунова Светлана Павловна
Источник
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Тыва
«Школа – интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Родительское собрание на тему
«Особый ребенок в семье».
Разработала: воспитатель Хертек Б.В.
«Особый ребенок в семье».
Цель: выявить актуальные формы работы родителей с детьми в семье.
Задача:
-Решать проблемы семьи ребенка с ООП.
-Планировать формы взаимодействия с родителями.
-Формировать желание родителей понять проблемы развития своих детей.
Особая роль в воспитании и обучении ребенка с особенностями в развитии принадлежит семье. Родители являются его первыми воспитателями, поскольку именно от них ребенок получает первые представления об окружающем мире, приобретает различные умения и навыки.
Дети с нарушением в развитии развиваются по тем же законам, что и здоровые, но при этом обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Поэтому такой ребенок нуждается в длительном, правильно организованном коррекционном воспитании, которое должно быть направлено на преодоление, компенсацию имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.
Даже ребенок, посещающий специализированные учреждения, значительную часть времени проводит в семье, поэтому родители должны продолжать работу по его обучению и воспитанию, закреплять полученные умения и навыки в домашних условиях. В связи с этим родители нуждаются в получении определенных знаний, чтобы процесс реабилитации их детей проходил непрерывно и давал лучшие результаты.
Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, ребенок с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Это очень серьезная ошибка, которую допускают многие родители и теряют драгоценное время.
Начинать регулярные занятия с малышом необходимо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а изо дня в день.
Очень важно, чтобы ребенок с особенностями в развитии овладел элементарными санитарно-гигиеническими и трудовыми навыками, навыками общения, имели представления об окружающем были по возможности подготовлены физически.
Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития ребенка являются адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексной реабилитации. Поэтому родители должны работать в тесном контакте со специалистами. Методические рекомендации помогут родителям лучше понять своего ребенка, научить строить с ним свое общение и помочь более полно адаптироваться в окружающей жизни.
Начиная работу с ребенком, имеющим отклонения в развитии, родителям следует помнить следующие правила:
1. Занятия необходимо начинать как можно раньше. Чем меньше ребенок, тем выше эффективность и результативность работы.
2. Занятия будут успешны, если будут интересны для ребенка.
3. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и спокойно.
4.Чаще хвалить ребенка в случае успеха. Не ругать в случае неудачи.
5.Требования к ребенку должны быть систематическими и одинаковыми всех членов семьи.
6. Обучение ребенка должно иметь практическую направленность.
Слово обязательно сочетайте с действием.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ.
ЕСЛИ У РЕБЕНКА ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ.
Это означает, что он будет медленнее других детей обучаться и расти. Очень важно позаботиться о том, чтобы у такого малыша было достаточно времени и возможностей знакомиться с людьми и с окружающим миром и совершать разнообразные действия.
Ходите с ним в магазин, в зоопарк, в парки и скверы. Выберите несколько прочных и интересных игрушек, с которыми он мог бы делать все что угодно, и устройте ему несколько удобных мест для игр. Помогите ему научиться делиться своими игрушками с другими детьми. Чаще рассказывайте о том, что вы делаете. Слушайте его и отвечайте ему, когда он пытается говорить. Даже если его речь невнятна и вы почти не понимаете ее, постарайтесь угадать, что хочет сказать малыш, и отвечайте ему так, как если бы Вы его поняли. Рассматривайте с ним книжки, в которых много картинок. Сочиняйте для него истории, используя фотографии его самого и других членов семьи. На игровых площадках для детей пусть покачается на качелях, залезет на горку, взберется на лестницу. Поощряйте его попытку поехать на велосипеде, толкать грузовик, тянуть за собой тележку.
КОГДА ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ТРУДНО ОБСЛУЖИТЬ СЕБЯ, ВЫ, ЕСТЕСТВЕННО СТРЕМИТЕСЬ ВСЕ ДЕЛАТЬ ЗА НЕГО САМИ
Но если Вы постоянно делаете все за него, то он никогда не научится делать что-то сам. Разумеется, Вы с нетерпением будете смотреть, как ребенок старается что-то сделать и никак не может, поскольку еще плохо управляет своим телом. Тем не менее наберитесь терпения, не браните его и не делайте за него что-то сами.
Постарайтесь, чтобы окружающие не смеялись над его не ловкими движениями.
Будьте терпеливы и не раздражайтесь.
ВАС МОГУТ ТРЕВОЖИТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ
Некоторые дети не любят, когда им приходится контактировать с посторонними людьми. Психологи называют такого ребенка -замкнутым.
Они ведут себя так, как будто им хочется быть в одиночестве. Если он не улыбается, то дожидаться с улыбкой проявления радости с его стороны очень трудно.
Внимательно следя за поведением ребенка. Вы не должны упускать ситуации, когда он особенно расположен к общению. Скажем, если ребенок смотрит на Вас, улыбнитесь, поговорите с ним. Тогда он будет знать, что Вам действительно приятно быть вместе с ним.
Роль родителей в жизни особого ребенка незаменима, они постоянно находятся рядом с ним и знают его лучше, чем кто-либо другой. Ничто не помогает ребенку развиваться так, как их забота, их поддержка, их помощь, их усилия и прежде всего — родительская любовь.
Родители не сомневайтесь в себе и в своих родительских способностях. Доверяйте своей интуиции!
Как строить отношения с другими детьми в семье?
Посвящая себя заботам о больном ребенке, нельзя забывать и об отношениях с другими членами семьи. Родителям, у которых есть и другие дети, бывает очень трудно найти баланс в отношении с ними. Ребенок с особыми нуждами постоянно требует больше внимания:
поездки к врачам,
ежедневные занятия,
игры для развития и т.д.,
оставляют мало времени на заботу о братьях и сестрах. Однако надо найти способ показать другим детям, что вы по-прежнему заботитесь и любите их. Время от времени можно пользоваться услугами няни или системы присмотра, чтобы уделить больше внимания и другим детям. Необходимо, чтобы у каждого ребенка было по крайней мере одно любимое занятие, чтобы они не чувствовали себя брошенными и ненужными.
Очень опасно, решая проблемы одного ребенка, оставлять без внимания проблемы других детей. Если родители посвящают ему все свое время и силы, забывая о его братьях и сестрах, у других детей может возникнуть ревность или обида на родителей.
Семья-это команда.
Стройте свои отношения с другими детьми так, чтобы они стали полноценными партнерами в Вашем нелегком деле.
Скажите им, что восстановление больного ребенка — это, прежде всего, семейное дело.
Скажите им, что ваша семья борется в настоящей битве с недугом брата( или сестры), и реальная человеческая жизнь находится под угрозой.
Скажите им, что ваша семья – это команда и они занимает второе место в команде с вами.
Скажите, что с их помощью вы станете лучшей боевой командой во всем мире. А по завершению битвы над недугом брата (или сестры) они не будут лишены славы, потому, что помогли слепому ребенку — научиться видеть, или глухому ребенку — научиться слышать, или парализованному ребенку научиться двигаться.
Наиболее трудные моменты в жизни семей, имеющих особых детей:
1.Выявление факта нарушения развития ребёнка Возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Горе от безысходности.
2. Старший дошкольный возраст Понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе.
3. Подростковый возраст Осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и особенно с противоположным полом. Обособление от общества.
4.Старший школьный возраст Трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства.
Рекомендации родителям, имеющим особых детей:
1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Источник
Развитие особого ребенка в условиях семьи.
Лавриненко Н.И.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад» № 243
г. Красноярск
Ребенок — инвалид… Как часто мы сталкиваемся с такой проблемой? Каждый из нас, узнав о беременности, только и мечтает о том, чтобы кроха родился здоровым. Мы с содроганием ждем первое УЗИ, чтобы узнать все ли в порядке с еще не родившимся малышом. Известие об инвалидности малыша может стать причиной депрессивного состояния не только у мамы, но и у всей семьи. Конечно, хочется надеяться на лучшее, но в любом случае, стоит смириться с тем фактом, что инвалидность, возможно, будет сопровождать свою «кровинушку» на протяжении всей жизни. Чаще всего инвалидность малыша становится причиной изменения всего уклада семьи. И не важно насколько серьезен характер инвалидности, сроки заболевания и травмы, важно то, что теперь под ребенка подстраиваются все члены семьи.
Обнаружение у ребенка дефекта в развитии или же подтверждение инвалидности в любом случае вызовет у родителей тяжелое стрессовое состояние. Семья оказывается в достаточно сложной психологической ситуации. Отчаяние, слезы, агрессия и некоторая озлобленность, полное удаление от друзей и знакомых — вот основные составляющие того, что характерно для семей, где растет ребенок-инвалид.
Никто не спорит, что это психологически болезненное для семьи время рано или поздно должно пройти, так как родителям необходимо как можно спокойнее воспринять необратимый факт и более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
Выделяется пять периодов, связанных со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей-инвалидов.
1. Рождение ребенка – получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.
2. Школьный возраст – становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (интегрированное, специализированное обучение), хлопоты по устройству, переживание реакций сверстников, заботы по внешкольной деятельности ребенка.
3. Подростковый возраст – привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планирование общей занятости ребенка.
4. Период «выпуска» – признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей социализации семьи инвалида.
5. Постродительский период – перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок был успешно выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.
Рассмотрим только три важных периода:
1 период-Рождение ребенка
Ребекка Вулис — американский психиатр — выделяет несколько типичных реакций связанных, с рождением ребенка-инвалида.
Первая реакция — отрицание и шок. Конечно, родителям очень трудно поверить в случившееся в течение нескольких дней, недель и даже лет. Дальше наступает глубокая печаль. Родители чувствуют себя беспомощными и отстраненными от внешнего мира. Такое состояние приводит к гневу и разочарованию.
Психологами также выделяются четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.
Фаза первая «Шок». Характеризуется растерянностью, беспомощностью, страхом, возникновением чувства собственной неполноценности. В нашем обществе родители возлагают на будущего ребенка много надежд и готовы понести большие материальные затраты, когда они готовятся к его рождению. Ждать появления ребенка, заботиться о нем, знакомиться и общаться с ним – ценность сама по себе, но ребенок может также иметь очень важное символическое значение.
Родители видят в своем ребенке физическое и душевное продолжение или продление себя самих. Когда рождается ребенок, мама, например, частично переводит свое желание “быть любимой” на желание, чтобы ее ребенок был любим.
Ребенок своими достижениями может косвенно доставлять своим родителям наслаждение и радость. У большинства родителей есть мечты о будущем своих детей, иногда они ожидают, что дети осуществят их собственные надежды. Через детей они могут получить такой жизненный опыт, приобрести который у них самих не было возможности или способности. Благодаря своему ребенку родители также могут почувствовать, что они “избавляются” от смерти и обретают некоторую степень бессмертия. Родители “видят” тогда себя в том будущем, в котором им самим жить не придется. Ребенок поведет род, фамилию и традиции дальше.
Способность дать жизнь здоровому ребенку важна для нашего чувства собственного достоинства. Для мамы ребенок становится подтверждением ее значимости как женщины и матери. Отцу крепкий и здоровый ребенок может казаться подтверждением собственного успеха. Зачастую родители смотрят на ребенка как на воплощение своих собственных достоинств. Если в ребенке есть что-то особенно хорошее, они видят в этом отражение такого же “хорошего” качества кого-то из родителей. Наоборот, если у ребенка что-то плохо или “не так”, то они видят в этом отражение такого же плохого качества в себе самих. Посредством ребенка то “злое”, что было скрыто, только обрело форму и стало видимым.
До того, как ребенок родился, родители психологически готовятся к его появлению. Они мечтают о ребенке и фантазируют, о его будущем. Ребенок, который рождается, вероятно, всегда отличается от того ребенка, о котором родители мечтали, и это различие нужно преодолеть и принять. Но если родившийся ребенок совсем не похож на того ребенка, которого они желали, если у него имеются нарушения развития или очевидные физические ограничения, или если желания родителей чересчур нереалистичны, барьер между чаяниями и реальностью может стать труднопреодолим. Тогда родителям труднее найти контакт с действительным ребенком и признать его.
Когда рождается ребенок с ограничением, родители внезапно “теряют” своего здорового, совершенного ребенка, которого они ждали. И также внезапно они получают ребенка, которого они боятся, который вызывает у них отчаяние. Потеря одного ребенка – желанного “Ребенка их мечты”, с которым они, возможно, уже давно связывали свои фантазии, мечты и надежды, – и привыкание к ребенку с ограничением, может быть связаны с огромными трудностями для родителей. Получается, будто все приготовления к появлению нового члена семьи стали не нужны, поскольку родился не тот ребенок, о котором мечтали родители. Мечты и мысли об ожидаемом “Ребенке их мечты” внезапно разбиваются, и, вместе с тем, требуется, чтобы родители окружили заботой и полюбили нового незнакомого ребенка, которого они боятся. Поскольку оба эти процесса, собственно говоря, происходят одновременно, нет времени на то, чтобы до конца понять и смириться с потерей желанного ребенка, все их духовные силы и их любовь требуются для нового ребенка с ограничением. Очень важно (и в дальнейшем это будет иметь большое значение) то, что ограничение обнаруживается внезапно, и мать к этому не подготовлена ни морально, ни физически. Когда она полна ожидания и целиком переполнена радостью материнства, она вдруг обнаруживает, что потерпела неудачу. И она чувствует себя так, словно новорожденный ребенок нанес ей удар – это неполноценное, чужое существо, которое она родила, не оправдал ее ожиданий.
Когда ограничение нельзя излечить, непоправимость того, что произошло, заставляет мать почувствовать себя в ловушке. Она совершенно бессильна. Её охватывает паника, и она не видит никакой возможности “сбежать”.
Фаза вторая «Неадекватное отношение к дефекту». Характеризуется негативизмом и отрицательным восприятием поставленного диагноза, что в свою очередь является защитной реакцией.
Отрицание диагноза часто является самой первой реакцией, когда родители начинают понимать, что у ребенка имеется ограничение.
Отрицание ограничения может проявляться таким образом, что родители постоянно пытаются доказать, что у ребенка нет ограничений. Они могут, например, принуждать своего ребенка делать больше того, что ему, собственно говоря, под силу. Попытка отрицать диагноз необязательно деструктивна. Она может, например, помочь родителям не подпускать к себе угрожающую депрессию. Но иногда хватает сознательного полуотрицания или сознательной нереалистичной мечты.
“С одной стороны, я должна верить, что мой сын сможет окончить гимназию. С другой стороны, я знаю, что это невозможно. Но если бы я не продолжала верить, что он однажды сможет это сделать, я бы сошла с ума “, – говорит одна мама.
Фаза третья «Частичное осознание дефекта ребенка». На этой фазе родителей угнетает постоянная зависимость от потребностей ребенка, отсутствие у него положительных изменений. Если это такое ограничение, которое нельзя исправить, например, умственное ограничение, проблемы могут продолжаться долго. Родителям придется настроиться на то, что ребенок никогда не сможет достичь всего того, чего они ожидали и на что надеялись. Они навсегда теряют то чувство уверенности (пусть даже и нереалистичное), которое бы они испытывали, если бы ребенок рос нормально развитым. И они боятся будущего, полного тревоги и испытаний.
Фаза четвертая «Психологическая адаптация к ребенку».
На данной стадии все члены семьи начинают адаптироваться к ребенку-инвалиду. Семья не только воспринимает болезнь крохи, но и начинает следовать рекомендациям врачей по лечению заболевания. Увы, не все родители воспринимают инвалидность ребенка как реальность, начинают правильное лечение и обретают жизненный смысл.
Многие семьи не могут самостоятельно принимать разумные решения, в результате чего нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни. Семья начинает страдать от накладывающихся медицинских, экономических и социально-психологических проблем. А это в свою очередь приводит к ухудшению качества жизни семьи, могут возникать разногласия и ссоры. Основная проблема в данном случае — потеря всего смысла дальнейшей жизни и желание изолироваться и отгородиться от насущных проблем. Родителям необходимо задуматься над тем, что детей-инвалидов в настоящее время очень и очень много. И каждая семья пытается найти выход из трудной, на первый взгляд, ситуации. Родительская позиция в семьях, где есть дети с нарушениями развития, отличается неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, адресуется к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительской позиции в семьях с нормальными детьми, где она характеризуется адекватностью, прогностичностью, адресуется к завтрашнему дню, к будущему ребенка. Эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Эти отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе, закладываются основы нравственности, формируются базовые стереотипы поведения и культурные нормы, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества ребёнка, реализуются эмоциональные предпочтения. Семья способствует самоутверждению ребёнка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность, оказывает психологическую поддержку и защиту, спасает от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром.
Как может происходить непосредственное общение с ребенком – инвалидом?
Стили общения с ребенком:
Гиперопека, авторитарный, равнодушие.
Часто случается так, что родители, которые не выносят, какого бы то ни было контакта с ребенком, становятся преувеличенно заботливыми по отношению к нему. Они изливают на него видимое внимание, начинают гиперопекать его и стараются различными способами скрыть даже от самих себя то, что их чувства к ребенку не только положительны. Либо родители тогда становятся пассивны ко всему, что касается ребенка, и могут игнорировать его самые основные потребности. Им кажется, что ничего уже не имеет никакого значения, поскольку у ребенка, в любом случае, имеется ограничение.
2. Школьный период
Уже в старшем дошкольном возрасте родители начинают понимать, что их ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе. О нетипичности ребенка родители могут узнать в первые несколько лет после рождения. В таких ситуациях родители вроде бы и замечают некоторые «нюансы» развития ребенка, но успокаивают себя тем, что, возможно, все обойдется или малыш просто перерастет. Узнать об отклонении (в основном в интеллектуальном плане) родители могут на психологической комиссии при поступлении в детский сад. Обычно в такие моменты родителям сообщают о том, что ребенок не сможет проходить обучение в обычном детском саду и школе.
3. Подростковый период
В подростковом возрасте уже сам ребенок начинает осознавать свою инвалидность, что приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и с противоположным полом. Дети-инвалиды начинают обособляться от общества. Подростковый возраст характеризуется, прежде всего, активным развитием самосознания и самооценки. Ребенок хочет самоутвердиться в обществе, найти «общий язык» со сверстниками. Именно в такие моменты ребенок узнает, что он не похож на остальных ребят, потому что является инвалидом. Особенно тяжело приходится родителям — ребенок переживает и подростковый период (половое созревание, психологическая перестройка, изменения в сердечнососудистой и костной системах), и осознание своей инвалидности.
Давайте повторим стадии восприятия родителями рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сначала — шок, затем отрицание, после этого депрессия и только потом — принятие ситуации.
Протекание и длительность каждой из этих стадий зависит от того, что делают сами родители. Самый лучший вариант – это конструктивный (полезный, положительный) исход, принятие ситуации и, как следствие, помощь ребенку и продолжение собственной обычной жизни. Наша с вами задача помочь родителям конструктивно выстроить жизнь ребенка посредством спорта. Помните что, « в работе с родителями ребенка с ограниченными возможностями нужно очень серьезно относиться к каждой родительской реакции, чтобы выработать общую платформу и поспособствовать подлинному сотрудничеству в семье» говоря словами Гурли Фюр, доктора философии, дипломированного психолога и психотерапевта, практикующую в Каролинском Институте г. Стокгольма. Для нас ценна точка зрения: инвалид — человек, имеющий определенные ограничения своих возможностей, который может достаточно активно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен иметь равные права и возможности с остальными членами общества. Соответственно только позиция партнерских отношений тренера, инструктора и методиста с родителями позволит решить задачу социализации ребенка – инвалида в обществе посредством занятий адаптивной физической культурой и спортом.
Библиографический список:
1.Гурли Фюр «Запрещенное горе» Минск «Минсктиппроект» 2003г.
2. А.А. Крылова, С.А Маничева «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии».
3.Ю.Ф.Гаркуша «Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление».
4.А.А.Венгер «Психологические рисуночные тесты».
5. М.И. Станкин «Общая психология».
6. Б.С. Волков, Н.В.Волкова «Детская психология».
7. С.А. Козлова, Т.А.Куликова « Дошкольная педагогика».
Источник