Развитие орудийных действие ребенка раннего возраста

Развитие орудийных действие ребенка раннего возраста thumbnail

Развитие предметно-орудийной деятельности у детей в раннем возрасте

Ранний возраст – стадия психического развития ребенка, охватывающая возраст от 1 года до 3 лет. За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство.

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В это время ребенок приобретает некоторую автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий – как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.

  1. В это время речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, многозначны, они лишь сколки слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими.
  2. Развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.
  3. До сих пор почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом присутствует взрослый человек. И прежде всего – через конструирование предметов, с которыми ребенок манипулирует. Это явление встречается только в конце младенческого периода. Самостоятельно манипулируя предметом и ориентируясь на его физические свойства, ребенок ни при каких условиях не сможет открыть его общественно закрепленного назначения. Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок – предмет – взрослый» (вместо прежней «ребенок – взрослый»).

Для того чтобы понять, как происходит становление предметного действия, необходимо представить его структуру. Человеческое действие состоит из ориентировочной и исполнительной частей. Оно всегда контролируется и оценивается. У него есть цель. Действие выполняется ради другого человека, а в этом и состоит его смысл.

В совместном предметном действии первоначально слиты его цель, предметная ориентация, исполнение и оценка. Сам способ ориентации действия, подобно цели, также дан не в виде какого-то отвлеченного образца, а существует внутри действия ребенка со взрослым. Постепенное расчленение действия  и переход его различных компонентов на сторону ребенка происходит в ходе развития. На основе предметного действия формируются все психические процессы, поэтому понять предметное действие – означает понять развитие.

        Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям. Это, во-первых, развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения, и, во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

        Первая линия развития предметных действий – переход от совместности к самостоятельности. На начальных этапах развития предметного действия освоение общественных функций предмета и тех целей, которые могут быть достигнуты при определенном общественно установленном способе употребления предмета, возможно только в ходе совместной деятельности. И ориентация, и исполнение, и оценка действия находятся на стороне взрослого. Затем возникает частично-совместное, или совместно-разделенное действие. Взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его. Как только появляется совместное разделенное действие, можно говорить, можно говорить, что цель предметного действия выявилась: ребенок знает, что произойдет в результате выполнения действия. Далее возникает возможность исполнения действия на основе показа. Дальше следует речевое указание, и все действие ребенок выполняет самостоятельно. Такова первая линия развития предметного действия – линия движения от совместности к самостоятельности. По этой линии развития взрослый впервые выступает для ребенка как носитель образцов человеческих действий, он больше не «закрыт» для ребенка предметом, как это было в начале возраста.

        Вторая линия развития предметных действий – линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь на физические свойства предмета, следовательно, в этом возрасте имеет место неспецифическое использование предмета. Затем наблюдаются попытки специфического использования предметов при отсутствии сформированного способа его применения.

        Однако на этом процесс развития предметного действия не заканчивается. Ребенок начинает использовать действие в новой, неутилитарной ситуации. Можно наблюдать два типа переноса:

  1. перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Например, ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика и т.п. На основании такого переноса происходит обобщение действия, выделение его функции;
  2. перенос действия по ситуации, научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на мячик и т.п. Здесь ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях. На основе такого переноса действия ребенка схематизируется, в нем выделяется то, что сохраняется при многократном повторении в разных ситуациях. Благодаря этим двум переносам возможен отрыв действия от ситуации и, более того, отрыв действия от самого ребенка.

Отрыв действия от объекта, от ситуации, от самого ребенка ведет к схематизации действия, его обобщению. У ребенка складывается образ собственного действия.

Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого человека. Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя с взрослым. Социальная ситуация начинает меняться, теперь её можно представить так: «ребенок – предмет – ВЗРОСЛЫЙ».

Все основные новообразования связаны с орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности зарождается новый тип деятельности, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.

Источник

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является уже не эмоциональное общение со взрослым, а предметно-манипулятивная или, точнее, орудийно-предметная деятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия. Орудийно-предметные действия — это действия с предметом-орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Примеры орудийных действий — пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко. Сложность выполнения такого действия заключается в том, что ребенок должен научиться действовать не “в логике руки”, когда предмет используется как естественное ее продолжение, а в логике самого орудия, т. е. нужно приспособить движение руки к специфическим свойствам предмета.
Один из классических примеров, описанный П.Я. Гальпериным, — овладение ложкой как орудием приема пищи. Проходит длительный период обучения: вначале ложка выступает как простое замещение руки — ребенок пытается поднести ложку ко рту по кратчайшему расстоянию, так же как зажатый в кулаке сухарь. Лишь постепенно ребенок осваивает орудийную логику: зачерпнув из чашки, держать ложку строго горизонтально, сначала поднять вверх вертикально, а затем уже поднести к губам.
Как происходит обучение? Д.Б. Эльконин выделил логику усвоения предметного действия ребенком. Приведем пример из наблюдений Эльконина за поведением внука в возрасте от 1 года до 2 лет: Главное звено обучения — образец действия, который дает ребенку взрослый. Анализируя процесс усвоения предметных действий, Д.Б. Эльконин выделил следующие закономерности:
1. Ребенок производит те или иные действия потому, что они представляют собой совместную со взрослым деятельность или выполняются по поручению взрослого. Смысловой центр ситуации усвоения предметных действий — взрослый и совместная деятельность с ним.
2. Ребенок вначале усваивает в новых действиях наиболее общее: цель, смысл, основной рисунок, т.е. то, что делает действия осмысленными, целенаправленными. Лишь позднее совершенствуется техническая сторона действий, отрабатывается их операционально-технический состав.
3. Критерий правильности употребления орудий — не фактический результат, а соответствие образцу действия. Воспроизводя образец, ребенок строит собственный образ действия с предметом, при этом постепенно осваивая операционально-техническую сторону действия. Создание образа действия — не одномоментный акт, для этого требуются многочисленные пробы. Компоненты действия входят в образ только на основе санкции взрослого. Возникновение образа действия — конец формирования предметного действия.
4. Процесс формирования предметного действия у ребенка сопровождается отождествлением себя с взрослым.
5. Взрослый — образец для подражания, руководитель, контролер, а также источник эмоциональной поддержки.
Схематическое воспроизведение действий взрослого становится мощным стимулом дальнейшего развития деятельности ребенка: воспроизводимые ребенком действия взрослого, оставаясь какое-то время несовершенными по моторике и результату, направленны и осмысленны.
Наиболее подходящей ситуацией обучения является “обращенный показ”, т.е. разыгрывание перед ребенком представления с игрушкой, при котором взрослый специально адресует ему свои действия, называет его по имени, улыбается, вовлекая в игру. Именно в этом случае ребенок с удовольствием наблюдает за действиями взрослого, подражает им, присоединяется к игре. В дальнейшем, когда взрослый оставляет ребенка одного, тот долго продолжает начатую игру.
Другой тип предметных действий — соотносящие действия. Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или нескольких предметов в определенное пространственное взаимоотношение (складывание матрешки, пирамидки, других сборноразборных игрушек, закрывание коробки крышкой, вкладывание в отверстия фигурок разного размера и формы). Показано, что разные способы обучения выполнению соотносящих действий имеют различный развивающий эффект для перцептивных способностей ребенка.
На первых порах взрослые стремятся познакомить ребенка с основной функцией предмета, с основным правилом использования вещи. Однако важное значение в психическом развитии в раннем детстве имеет и использование полифункциональных предметов. Так, палочка может выступить в роли градусника, мостика, ложки, ножа; кубик может стать куском хлеба или мыла, кирпичом или утюгом. Подобные предметы не диктуют жестко способ их использования и предполагают определенную свободу действия, что позволяет им выступить средством овладения замещением. Замещающее действие (в зарубежной психологии его называют символическим) характеризуется новым, условным отношением между предметом и его использованием и свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания.

Источник

Тамара Рычкова
Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста

«Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста»

В раннем возрасте у детей при повседневной практике действий с игрушками и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении, но они еще не владеют способами действий с ними.

Заботясь о полноценном психическом развитии маленьких ребят, я стараюсь помочь им овладеть способами действия и применения предметов-орудий.

Деятельность с предметами – орудиями формирует координацию движений: дети оценивают зрительно пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим начинают действовать. Действия их становятся более четкими, развивается глазомер. Игры-занятия с предметами-орудиями способствуют умственному развитию детей, воспитывают настойчивость, направленность деятельности, способствуют обогащению словаря, стимулируют общение детей друг с другом и с воспитателем.

В группе создана предметно – игровая среда для развития орудийных действий малышей в совместных и самостоятельных играх, обогащается их игровой опыт.

Центр развивающих игр

Уголок экспериментирования

Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста

Игры – занятия с водой и песком знакомят детей со свойствами воды и песка, создают у них хорошее настроение, вызывают радость.

Развитие орудийных действие ребенка раннего возрастаРазвитие орудийных действие ребенка раннего возраста

Играем в игры: «Достань колечко, шарик», «Ловись, рыбка», «Игры с мельницей», «Плыви ко мне кораблик», «Насыпаем-высыпаем», «Делаем ямки», «Отыщи шарик», «Пересыпание сухого песка через воронку», «Забавное ситечко».

Развитие орудийных действие ребенка раннего возрастаРазвитие орудийных действие ребенка раннего возраста

Игры – эксперименты «Что тяжелее», «Как растения пьют воду», «Дождь идет!»,

«Насыпаем горку для мышки».

Развитие орудийных действие ребенка раннего возраста

Дидактический стол

Дети начинают понимать, что палочкой, ложкой или иным подходящим предметом можно достать другой отдаленный или труднодоступный.

Игры «Что в трубочке лежит», «Действия с деревянным молоточком»,

Развитие орудийных действие ребенка раннего возрастаРазвитие орудийных действие ребенка раннего возраста

«Достань палочкой автомобиль», «Забей шарик в ворота», «Открой ключиком дверцу».

Развитие орудийных действие ребенка раннего возрастаРазвитие орудийных действие ребенка раннего возраста

Удочки с магнитом на конце лески. Игры «Поймай рыбку для кота», «Лягушки».

Развитие орудийных действие ребенка раннего возрастаРазвитие орудийных действие ребенка раннего возраста

Уголок изобразительной деятельности

Дети учатся владению карандашом, кисточкой, клеем – карандашом.

Развитие орудийных действие ребенка раннего возрастаРазвитие орудийных действие ребенка раннего возраста

Музыкальный уголок

Игры с музыкальными инструментами «Бей барабан!», «Звонкий металлофон», «Деревянные ложки», «На чем играл зайка».

Развитие орудийных действие ребенка раннего возрастаРазвитие орудийных действие ребенка раннего возраста

Зона двигательной активности

Игры с физкультурным оборудованием «Забей гол!», игрушки на веревочках, палочках.

Развитие орудийных действие ребенка раннего возрастаРазвитие орудийных действие ребенка раннего возраста

Обогащение жизненного и игрового опыта детей

Игровая «Жилая комната»

Развитие орудийных действие ребенка раннего возраста

Играя вместе с детьми, подключаясь к их действиям, наводящими вопросами, предложениями стимулирую их на использование или на поиск необходимых игрушек, поиску новых игровых задач и способов их решения. Формирую у детей навыки их общения с взрослыми и друг с другом.

Игры «Достань корзинку с ягодами», «Шарик в ложке», «Варим кашу», «Наташины друзья».

Развитие орудийных действие ребенка раннего возрастаРазвитие орудийных действие ребенка раннего возраста

Игра «Раскатаем тесто». Используют скалку, предмет – заместитель любая трубочка.

Развитие орудийных действие ребенка раннего возраста

Сюжетные игры «Больница», «Салон красоты».

Развитие орудийных действие ребенка раннего возрастаРазвитие орудийных действие ребенка раннего возраста

Игра является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Общаясь с детьми, ребенок учится играть вместе, уступать, помогать товарищу, делиться игрушками.

При усвоении орудийных операций для ребенка само орудие возникает как новая реальность, которой можно овладеть. Он начинает действовать одним предметом для получения другого, использовать специфическое движение для получения какого-то другого результата.

Источник

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР-ДЕТСКИЙ САД № 54 « МАЛЫШ» РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И ОРУДИЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ВЫПОЛНИЛА : Володина Т.Б. Воспитатель высшей категории

Слайд 2

Социальная ситуация развития В конце первого года жизни социальная ситуация развития ребенка начинает меняться объективно ( необходимость практической помощи взрослого) субъективно (нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Слайд 3

Социальная ситуация развития На втором году жизни содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого уже становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Вместе с предметом взрослый передает способ действия с ним.

Слайд 4

Предметная деятельность Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребенка. Это уже не просто не­специфические манипуляции с вещами, а предметная деятельность. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней возникают основные новообразования раннего возраста, главным из которых является речь. Закладываются основы наглядно-образного и символического мышления. Происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности. Появляются игровые замещения.

Слайд 5

Предметная деятельность Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражает себя возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Как можно видеть, предметная деятельность определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребенка в целом. Вместе с тем сама предметная деятельность существенно преобразуется и развивается на протяжении раннего детства.

Слайд 6

Специфические действия с предметами. Младенческий возраст однообразные неспецифические манипуляции; игры-подражания с соответствующими игрушками; На втором году жизни для воспроизведения показанного действия с предметом детям уже не требуется непременно тот же самый предмет — появляется возможность переноса действия на другие предметы А) это перенос действия с одного предмета на другой; Б) это перенос действия в другую ситуацию.

Слайд 7

П. Я. Гальпериным было введено два вида предметных действий : Ручной ( предметом действуют так, как самой рукой; предмет ста­новится как бы простым удлинением или просто придатком руки). Орудийный (рука подчиняется требованиям орудий­ных приемов, как бы подстраивается под предмет-орудие). Именно при усвоении орудийных операций ребенок начинает действовать одним предметом для получения другого, использовать специфическое движение не для получения какого-то другого результата.

Слайд 8

I. а) неспецифическое употребление орудий б) совместные действия в) попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения г) частично-совместные д) овладение специфическим способом употребления орудия е) показ II. Перенос действия: а) с одного предмета на другой б) из одной ситуации в другую г) словесное указание III. Возникновение игрового действия а) Обобщенные действия б) выделение взрослого как носителя образцов действия в) сравнение своего действия с действием взрослого г) возникновение игрового действия д) изменение социальной ситуации развития «Ребенок-предмет-взрослый » Схема развития предметного действия в раннем возрасте ( разработана Д. Б. Элькониным )

Слайд 9

Таким образом, освоение операционально-технической стороной предметного действия происходит не через прямое прилаживание движений к образцу, содержащемуся в показе взрослого, а в процессе создания ребенком образа действия с предметом. Построение образа действия с предметом осуществляется в результате разнообразных проб. Возникновение этого образа знаменует собой конец формирования данного предметного действия.

Слайд 10

Игрушки. Процессуальная игра. ПРЕДМЕТЫ- ОРУДИЯ Предметно-практическая деятельность всегда направлена на какой-то результат и регулируется этим результатом. ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ Действия с игрушками не предполагают результат и осуществляются без какой-либо определенной цели.

Слайд 11

Процессуальная игра На протяжении второго года жизни дети усваивают игровое назначение предметов: Перенос действия с «настоящими» предметами на игрушки , появляются действия с игрушками, как с «настоящими предметами». Бессистемный набор действий, имеющихся в репертуаре малыша. (Ребенок либо без конца выполняет одно и то же дей­ствие, либо осуществляет несколько действий без какой-либо логической связи)

Слайд 12

Процессуальная игра Смысл такой игры заключается в самом процессе действия, поэтому ее называет процессуальной. Особенности такой игры и ее отличие от более поздних видов игровой деятельности заключаются в следующем: 1) однообразие , «одноактность» и разрозненность игровых действий; отсутствие смысловой связи между ними; 2) содержанием игровых действий является подражание взрослому — ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит с помощью разных игрушек то, что уже делал вместе со взрослым; 3) материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка; 4) слабая эмоциональная включенность в игру — ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие; игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Источник