Развитие органов ребенка до мес

Содержание

  1. Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 
  2. Развитие ребенка: первый месяц жизни 
  3. Развитие ребенка: второй месяц жизни 
  4. Развитие ребенка: третий месяц жизни 
  5. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 
  6. Развитие ребенка: пятый месяц жизни 
  7. Развитие ребенка: шестой месяц жизни
  8. Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 
  9. Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
  10. Развитие ребенка: девятый месяц жизни
  11. Развитие ребенка: десятый месяц жизни
  12. Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 
  13. Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 
  14. Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
  15. Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.

Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.

Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 

Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.

Развитие ребенка: первый месяц жизни 

В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:

  • Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
  • Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
  • Узнает голос и запах мамы.
  • Выражает эмоции плачем.

Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:

  1. Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
  2. Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
  3. Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
  4. Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
  5. Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.

Развитие ребенка: второй месяц жизни 

На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.

  • Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
  • Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
  • Начинает активно гулить и агукать.
  • Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
  • Идет активное развитие органов зрения и слуха.
  • Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.

Развитие ребенка: третий месяц жизни 

На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.

  • Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
  • Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
  • Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
  • Может узнавать окружающих и радуется им.
  • Громко смеется и подражает мимике взрослых.

Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 

К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.

  • К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
  • Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
  • Ребенок различает цвета и форму.
  • Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
  • Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
  • Отличается родителей от других людей.
  • Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
  • При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.

Развитие ребенка: пятый месяц жизни 

На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.

  • Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
  • Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
  • Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
  • Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
  • У малыша начинают прорезываться первые зубки.
  • Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.

Развитие ребенка: шестой месяц жизни

На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.

  • Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
  • На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
  • Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
  • Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
  • Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
  • Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
  • Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.

Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 

Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.

  • На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
  • Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
  • Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
  • Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
  • С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
  • При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
  • С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
  • Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».

Развитие ребенка: восьмой месяц жизни

На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.

  • За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
  • Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
  • По просьбе старших может что-то принести или показать.
  • Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
  • Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.

Развитие ребенка: девятый месяц жизни

На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.

  • На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
  • Пытается вскарабкаться на стул, диван.
  • Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
  • Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
  • Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
  • На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
  • Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
  • Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.

Развитие ребенка: десятый месяц жизни

На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.

  • Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
  • Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
  • Вставать и пытаться делать первые шаги.
  • Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
  • Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
  • Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.

Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 

К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.

  • К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
  • Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
  • Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
  • Пытается пить из кружки и есть с ложки.
  • По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
  • Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
  • Прощается, махая ручкой.

УРА! Ребенку 1 годик!

Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 

Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.

  • За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
  • Самостоятельно встает и может чуть пройти.
  • Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
  • Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
  • Понимает предназначение некоторых предметов.
  • Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.

Какие отличия в развитии мальчиков и девочек

Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.

Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:

  • мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
  • говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
  • девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Источник

Новорожденный малыш – это самое удивительное существо на свете. Такой слабенький и беспомощный, он в тоже время переносит стрессы, которые не под силу даже взрослому человеку – роды и моментальный переход организма на новый способ сначала дыхания и кровообращения, а затем и питания! А затем и адаптация в непривычной для него внешней среде.

Но самое удивительное — это то, что даже в этом возрасте ваш кроха – уже индивидуальность и имеет свой характер и предпочтения!

Родителям это нужно помнить всегда и не удивляться определенным его проявлениям – воспитание начинается с рождения и это истина.

Конечно же, для начала следует усвоить, что ребенок в определенные возрастные периоды имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать.

У каждого возраста свои особенности, это очень четко прослеживается по мере роста и развития малыша в период до года:

  • рост и прибавки веса;
  • физическое развитие – появление новых навыков и умений;
  • психоэмоциональное развитие (психометрия);
  • развитие органов чувств;
  • особенности питания, связанные с постепенным созреванием органов пищеварительной системы;
  • пограничны (транзиторные) или физиологические состояния, характерные для определенного возраста.

Рассмотрим эти особенности ребенка в период новорожденности – от рождения до 28 дневного возраста.

Определение соответствия всех особенностей новорожденного ребенка проводит участковой врач-педиатр:

  • при первом патронаже на дому – чаще всего он поводится в первые дни после выписки из роддома (1-3 день);
  • при втором патронаже на дому  – 14 дней;
  • при первичном посещении в 1 месяц в поликлинике.

Если малыш относиться к любой из групп риска (высокая вероятность возникновения патологии) – составляется индивидуальный график посещения малыша на дому, чтобы следить за его развитием и состоянием здоровья.

Группа риска определяется при первичном патронаже или соответствует рекомендациям врача – неонатолога (из выписки).

В тоже время родители тоже должны знать все особенности развития своего малыша и при необходимости обращать внимание специалиста на различные изменения.

Рост и прибавка веса на первом месяце

Новорожденный малыш очень мал, но в этом хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста – в среднем за первый месяц кроха вырастает на 3-4 см.

А его органы пищеварения за сутки усваивают и переваривают 600-700 г материнского молока, что составляет пятую часть массы его тела!

За первый месяц в норме кроха должен набрать минимум 600 грамм (без учета физиологической потери веса в роддоме), в среднем 20-30 гр./день.

Поэтому расчет прибавки составляет:

вес малыша в месяц минус вес при рождении.

Хорошая прибавка веса свидетельствует о нормальном функционировании его пищеварительной и выделительной системы и о достаточном количестве грудного молока.

Это самая лучшая и полностью адаптированная пища для вашего крохи и ничто на свете не заменит его. Поэтому необходимо с самого рождения малыша психологически настраиваться на долгое кормление грудью и своевременно справляться со всеми возникающими проблемами.

Физиологические (транзиторные) состояния

На первом месяце жизни у крохи возникают транзиторные (переходящие) или пограничные состояния.

Это функциональные особенности организма, которые происходят в связи с перестройкой систем и органов – они отличаются индивидуальностью и проходят до конца первого месяца жизни

Все эти изменений происходят в первую неделю (после 3 суток жизни) и считаются вариантом нормы.

К ним относятся:

  • половой криз;
  • физиологическая желтуха;
  • мочекислый диатез;
  • милии или гормональная сыпь («цветение» кожи);
  • физиологическая диспепсия.

Кроме физиологических видов сыпи у новорожденного могут возникать потничка, опрелости и различные виды гнойничковых высыпаний.

Это связано с особенностями кожи малышей и низким иммунитетом. Поэтому при появлении ярких мелкоточечных высыпаний, покраснений в складочках, ягодичной области, промежности или пузырьковых высыпаний – необходимо вызвать врача на дом, самолечение в этом случае крайне опасно.

Пупочная ранка у новорожденного

Пуповинный остаток у малыша вызывает много вопросов и тревог у большинства мам, которые боятся повредить пупок и занести туда какую-либо инфекцию. И все же придется пересилить свой страх и научиться ухаживать за областью пупка своего ребенка.

Необходимо уяснить себе, что гигиена пупка – несложная процедура.

В большинстве случаев этому маму обучают медицинские сестры роддома перед выпиской домой. Но учитывая тот факт, что в родильных домах сейчас практикуется ранняя выписка, многие детки выписываются домой с пуповинным остатком (с прищепкой).
Пуповинный остаток отпадает у большинства новорожденных спустя 4-7 дней после появления на свет, оставляя открытой пупочную ранку.

Важно знать, что техника обработки пупка с прищепкой и простой пупочной ранки немного отличается.
Но независимо от того, отрабатывали пуповинный остаток в родильном доме или нет, дома это следует делать обязательно – так существует понятие «входные ворота инфекции».

Как обрабатывать пуповинный остаток (с прищепкой)

Обрабатывать антисептиками нужно только тот участок культи пуповины, который находится под прищепкой (ближе к животику).

Процедура проводится два раза в день.
Для этого необходимо взять ватную палочку и 3% раствор перекиси водорода и обильно смазать участок культи пуповины, при этом не стоит бояться (это не приносит малышу дискомфорта), прищепку необходимо одной рукой придерживать, можно отогнуть ее кверху и книзу для лучшего эффекта. Перекись будет немного шипеть и это нормально. Затем остатки перекиси нужно промокнуть сухой ватной палочкой. После этого нужно обильно смазать пуповинный остаток под прищепкой зеленкой.

Как обрабатывать пупочную ранку после отпадения пуповинного остатка

После отпадения сухой культи пуповинного остатка и скобки могут быть небольшие кровянистые выделения из ранки – это вариант нормы и не страшно.

Необходимо раздвинуть краешки пупочной ранки и хорошенько смочить ее 3% раствором перекиси водорода, а затем обработать 1% раствором Бриллиантового зеленого.

В дальнейшем на ранке могут образовываться кровянистые корочки, это не страшно, но не повод прекращать обработку пупочной ранки – процедуру проводят 2 раза в день.

Сначала помыть руки и большим и указательным пальцем раздвинуть края ранки.

Кануть из пипетки 2-3 капли перекиси водорода, она будет шипеть, и размягчать корочки. Их нужно нежно и аккуратно убрать. Остатки перекиси промокнуть сухой палочкой. Если часть корочек не отошла самостоятельно их нельзя убирать насильственно – постепенно они уберутся.

Смазать пупочную рану 1% раствором Бриллиантового зеленого.

Купать кроху необходимо только в кипяченной отстоянной воде до полного заживления пупочной ранки, чаще всего до конца 1 месяца.

Физическое и психическое развитие крохи  – появление новых навыков, умений и эмоций

Новорожденный малыш приходит в этот сложный мир с уже достаточным запасом целесообразных рефлексов: сосания, глотания, поисковый, защитный.

У него вполне развиты органы чувств:

  • малыш настораживается при громком звуке;
  • различает запахи, особенно запах и вкус материнского молока, тепло ее рук, нежность прикосновений;
  • с 10 дней, а иногда и раньше кроха удерживает в поле зрения движущийся предмет, фиксирует взгляд на яркой игрушке.

Запомните, что характер у малыша формируется с первых дней жизни и основано это на общении с окружающим миром, родителями и близкими людьми.

Формирование характера крохи начинается с условных рефлексов: как положительных, так и отрицательных.

Положительные условные рефлексы возникают:

  • на регулярное питание (часто беспорядочный режим питания способствует неправильному формированию характера);
  • на гигиенические процедуры;
  • общение, ласковое обращение.

Поэтому во всем, что касается ребенка с самого раннего возраста, а лучше с рождения, должны чувствоваться порядок, режим.

Кроме этого малыш должен постоянно ощущать заботу родителей – это формирует комфортный психоэмоциональный фон и чувство защищенности, уверенности и внутренней силы.

И наоборот если вы будете раздражительны, неорганизованны и непоследовательны, а иногда и злы (это случается при плохом самочувствии, отсутствии желания вставать ночью, усталостью и другими психологическими проблемами). При этом у малыша может сформироваться нервный характер, который впоследствии может усугубляться другими проблемами по мере роста – это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В тоже время с самых первых дней не стоит чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках – постепенно ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает – спит только на руках.

Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка – необходимо выяснить его причину:

  • мокрый;
  • что-то болит;
  • голодный;
  • хочу общения с мамой.

Бывает, что малышу достаточно поменять подгузник, и он сразу успокоится.

 Что умеет малыш на первом месяце жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный малыш активно познает мир и пытается общаться:

  • вздрагивает и мигает при резких звуках, с 9-11 дня кроха уже различает звуки, реагируя криком и беспокойством на громкие и резкие, а с 3-4 недели начинает прислушиваться к ним. Возникает реакция слухового сосредоточения при резком звуке малыш на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки;
  • с 20-22 дня исчезают нескоординированные движения глазных яблок, а зрительное сосредоточение (фиксация взгляда) происходит на 15-30 дни жизни, но задержка взгляда на чем-то еще кратковременна;
  • на 8 – 10 день в положении лежа на животе, поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд, а в двухнедельном возрасте поворачивает голову к источнику звука;
  • в 10-14 дней появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь – это выражение положительных эмоций крохи;
  • малыш с двухнедельного возраста уже может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, но иногда эта реакция еще отсрочена на несколько секунд;
    движения крохи еще хаотичны и не координированы- это связано с возбуждением незрелых центров мозга по мере созревания мышцы крохи постепенно расслабятся и ребенок сможет управлять своими движениями.

Тревожные симптомы, на которые нужно обратить внимание

Появление на теле крохи различных патологических высыпаний, особенно гнойничковых видов сыпи, стойких опрелостей или потницы, участков мокнутия.

Повышение температуры и беспокойство малыша – тревожные симптомы, требующие немедленного осмотра врача.

Затяжная желтуха с усиление желтизны кожи и склер, спускание желтушности на стопы и кисти малыша.

Любое изменение состояния малыша – частые срыгивания, отказ от еды, вялость и сонливость или наоборот беспокойство и крик.

Гнойное отделяемое из носа, глаз или пупочной ранки – незамедлительно вызовите педиатра, это крайне опасно.
Постепенно родители и малыш привыкнут друг другу – первый месяц самый сложный, его не зря называют период адаптации.

Как он пройдет во многом зависит от состояния здоровья крохи и степени готовности родителей к рождению малыша.

В любом случае необходимо помнить, что участковый врач и патронажная медсестра – это ваши помощники и при минимальных изменениях в состоянии крохи необходимо проконсультироваться у специалиста.

Источник