Развитие органов дыхания у ребенка

Развитие органов дыхания у ребенка thumbnail

К органам дыхания относятся полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи и лёгкие. Все органы дыхания (кроме лёгких) являются воздухоносными путями , они проводят воздух извне в лёгкие и из лёгких наружу. Лёгкие образуют дыхательную часть, поскольку в лёгких происходит газообмен между воздухом и кровью.

У новорождённого полость носа низкая и узкая. Носовые раковины относительно толстые, носовые ходы развиты слабо. Нижняя носовая раковина касается дна полости носа. Общий носовой ход остаётся свободным, и через него осуществляется дыхание новорождённого. К 6-ти месяцам высота полости носа увеличивается до 22 мм и формируется средний носовой ход, к 2 годам – нижний, после 2 лет – верхний. К 10 годам полость носа увеличивается в длину в 1,5 раза, а к 20 годам – в 2 раза по сравнению с новорождёнными. Из околоносовых пазух у новорождённого имеется только верхнечелюстная, она развита слабо. Остальные пазухи начинают формироваться после рождения.

Гортань новорождённого имеет сравнительно большие размеры; она короткая, широкая, воронкообразная, находится выше, чем у взрослого человека. Вход в гортань у новорождённого относительно шире, чем у взрослого. Преддверие короткое, поэтому голосовая щель находится высоко. Голосовая щель заметно увеличивается в первые 3 года жизни ребёнка, а затем в период полового созревания. Мышцы гортани в детском возрасте развиты слабо. Наиболее интенсивный их рост наблюдается в период полового созревания. Гортань быстро растёт

В течение первых 4-х лет жизни ребёнка. В период полового созревания вновь начинается активный рост, который продолжается до 25 лет у мужчин и до 22-23 лет у женщин. Половые различия гортани в раннем возрасте не наблюдаются. В дальнейшем рост гортани у мальчиков идёт несколько быстрее, чем у девочек. В 10-12 лет у мальчиков становится заметным выступ гортани. В период полового созревания размеры гортани, длина голосовых связок у мальчиков больше, чем у девочек.

Хрящи гортани, тонкие у новорождённого, с возрастом становятся более толстыми, однако долго сохраняют свои гибкость. В пожилом и старческом возрасте в хрящах гортани, кроме надгортанника, откладываются соли кальция; хрящи окостеневают, становятся хрупкими и ломкими.

Лёгкие у новорождённого правильной конусовидной формы, верхние доли относительно небольших размеров, средняя доля правого лёгкого по размерам равна верхней доле, а нижняя сравнительно велика. Масса обоих лёгких у новорождённого составляет в среднем 57 г, объём 67 см3. Бронхиальное дерево к моменту рождения в основном сформировано. На первом году жизни наблюдается его интенсивный рост. В период полового созревания рост бронхиального дерева снова усиливается. У людей 40-45 лет бронхиальное дерево имеет наибольшие размеры.

Возрастная инволюция бронхов начинается после 50 лет. В пожилом и старческом возрасте длина и диаметр просвета бронхов немного уменьшаются.

Лёгкие у новорождённого имеют небольшое количество мелких лёгочных альвеол. Образование новых разветвлений альвеолярных ходов заканчивается к 7-9 годам, лёгочных альвеол – к 12-15 годам. К этому времени размеры альвеол увеличивается вдвое. После 40 лет постепенно начинается старение лёгочной ткани.

Дыхание. Это процесс газообмена между организмом и внешней средой. Из внешней среды в организм поступает кислород, а во внешнюю среду выделяется углекислый газ. Кислород необходим клеткам, тканям, органам для процессов окисления, в результате которого высвобождается энергия. Углекислый газ является конечным продуктом обмена веществ, процессов окисления. Остановка дыхания ведёт к немедленному прекращению обмена веществ.

Газообмен у человека состоит из 3-х составляющих: внешнего дыхания, транспорта газов кровью и внутреннего дыхания.

Внешнее дыхание выполняет дыхательная система, в том числе лёгкие, в которых кислород через стенки лёгочных альвеол и кровеносных капилляров поступает в кровь, а углекислый газ из крови выводится в альвеолы и далее по дыхательным путям из организма. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух, естественно, отличаются по своему составу.

Транспорт газов совершается кровью по кровеносным сосудам.

Внутреннее дыхание представляет собой газообмен между кровью и тканями. Кислород из крови через стенки кровеносных капилляров поступает к клеткам и другим тканевым структурам, где включается в обмен веществ. Из клеток, тканей, в кровь также через стенки капилляров выводится углекислый газ.

Таким образом, постоянно циркулирующая между лёгкими и тканями кровь обеспечивает непрерывный процесс снабжения клеток, тканей кислородом и выведение углекислого газа. В тканях кислород крови проникает в клетки и другие тканевые элементы, а в обратном направлении переносится углекислый газ. Этот процесс внутреннего дыхания происходит при участии особых дыхательных ферментов.

Механизм вдоха и выдоха. Благодаря ритмичному сокращению диафрагмы и других дыхательных мышц объём грудной клетки то увеличивается, то уменьшается. При расширении грудной клетки лёгкие пассивно растягиваются, расширяются. При этом давление в лёгких понижается и становится ниже атмосферного. Поэтому воздух через дыхательные пути извне устремляется в лёгкие. Так происходит вдох. При глубоком вдохе, форсированном дыхании сокращаются не только дыхательные мышцы, но и вспомогательные. Выдох осуществляется при расслаблении мышц вдоха и сокращении мышц выдоха. приподнятая и расширенная при вдохе грудная клетка в силу своей тяжести и при действии ряда мышц опускается. Растянутые лёгкие благодаря своей эластичности уменьшаются в объёме. При этом давление а лёгких резко возрастает и воздух покидает лёгкие. Так происходит выдох. При кашле, чихании, в быстром выдохе участвуют мышцы живота, брюшного пресса. рёбра опускаются, диафрагма резко поднимается.

Источник

Как же интересно все заложено природой, как все продумано до мельчайших деталей! Эти слова можно повторять вновь и вновь, говоря о внутриутробном развитии ребенка. До сих пор многое остается загадкой, хотя исследования по поводу внутриутробного развития малыша не прекращаются. Чем отличается новорожденный от плода? Тем, что он живет отдельно от материнского организма. Он сам дышит, сам питается, сам растет. В этой статье мы обсудим интересные факты о развитии органов дыхания малыша, о которых вы, возможно, не знали.

Роль фетальной легочной жидкости в развитии органов дыхания

Роль фетальной легочной жидкости в развитии органов дыхания

Органы дыхания закладываются у будущего ребенка очень рано, еще на третьей неделе его эмбрионального развития. Каждый день непрерывно продолжается дифференцировка тканей у плода, идет развитие всех внутренних органов. Легкие постепенно увеличиваются в размерах и созревают. К концу беременности легочные альвеолы становятся похожими на мешочки с тонкими стенками. В альвеолах вырабатывается сурфактант. Это очень важное вещество, которое препятствует слипанию альвеол на вдохе, благодаря чему только что родившийся ребенок может дышать.

Примерно с 16 недели внутриутробного развития в органах дыхания у плода (а именно, в легких) начинается выработка легочной жидкости, количество которой с каждым днем постепенно нарастает.

Фетальная (плодная) легочная жидкость отличается по своим свойствам от околоплодных вод, хотя многие думают, что легкие ребенка заполнены околоплодными (амниотическими) водами. Нет, это не так. Состав этих двух жидкостей отличается. Более того, околоплодные воды не проникают в пути дыхания ребенка при физиологически протекающей беременности. Так происходит по законам физики из-за высокого сопротивления путей дыхания. Это тоже придумано природой не зря. Таким образом осуществляется защита легких от попадания в них продуктов жизнедеятельности малыша и от воздействия биологически активных веществ.

А вот легочная жидкость в околоплодные воды выходит, но не вся. Часть выделяющейся легочной жидкости ребенок сглатывает. Легочная жидкость имеет огромное значение в развитии органов дыхания. Без нее легкие остаются недоразвитыми, гипоплазированными, что несовместимо с жизнью.

В том случае, если все-таки околоплодные воды проникают в легкие ребенка, можно говорить о том, что плод очень сильно страдал. Это приводит к тому, что он преждевременно начинает дышать и вдыхает в себя околоплодные воды, иногда с примесью мекония. Дыхание после рождения ребенка в таком случае неэффективное или отсутствует вовсе, что приводит к необходимости оказывать малышу реанимационные мероприятия.

На каком сроке беременности плод начинает готовиться к дыханию?

На каком сроке беременности плод начинает готовиться к дыханию?

Может, это покажется удивительным, но уже с седьмой недели своего внутриутробного развития плод начинает совершать дыхательные движения. Эти движения нерегулярные, они принципиально отличаются от дыхательных движений после родов, но они есть. Главным образом, они тренируют диафрагму — самую большую дыхательную мышцу.

Если беременность протекает не физиологично, и приток кислорода к плоду уменьшается, то и дыхательные движения плода ослабевают и затем вовсе прекращаются. Кстати, именно такие патологические процессы происходят, если будущая мама курит. Это доказано с помощью ультразвукового исследования. Данный процесс можно считать своеобразным защитным рефлексом плода. Если бы ребенок при нехватке кислорода начинал совершать активные дыхательные движения (как происходит после родов), то он бы внутриутробно вдыхал в легкие околоплодные воды, что крайне нежелательно для его нормального развития.

Что происходит с легкими в процессе родов?

Вагинальные роды — очень сложный процесс, который координируется целым рядом гормонов. Именно под их воздействием прекращается выработка легочной жидкости. Та жидкость, которая осталась в легких, к моменту рождения ребенка в норме покидает дыхательные пути. Часть ее всасывается в легочной ткани, другая часть выдавливается из легких при сжимании грудной клетки ребенка во время прохождения его по родовым путям. Когда родится головка малыша, то можно наблюдать, как легочная жидкость вытекает через его нос и рот.

Перед тем, как родиться, здоровый ребенок делает несколько глотательных движений, что помогает освободить его дыхательные пути. Поэтому большинство доношенных детей начинают сразу дышать после рождения.

До сих пор некоторые страны практикуют отсасывание жидкости из рта и глотки у детей после рождения, хотя уже доказано, что в этом нет необходимости. Подобные мероприятия проводятся только тем детям, у кого дыхание отсутствует или неэффективное. Однако в том случае, если воды прокрашены меконием, и у малыша есть проблемы с дыханием, то требуется не только санация ротоглотки, но и трахеи.

Первый вдох ребенка

Первый вдох ребенка

Что заставляет ребенка сделать первый вдох в момент, когда закончились роды? Первый вдох происходит под влиянием стрессовых факторов окружающей среды, наиболее значимым из которых является охлаждение. Из тепла (примерно 37 градусов) малыш оказывается на воздухе с более низкой температурой (около 23-25 градусов). Кроме того, кожа его влажная. Это стимулирует мощный первый глубокий вдох.

За первым вдохом крохи следует его первый крик, что способствует увеличению давления внутри грудной клетки и становлению нормального легочного газообмена.

При рождении путем кесарева сечения меняется сам механизм родов. Ребенок резко перемещается в новую cреду, когда процесс продукции легочной жидкости еще не завершен. То есть, при рождении на свет оказывается, что в легких есть излишки жидкости. Это может помешать становлению адекватного газообмена, поэтому нередко дети после кесарева сечения (в особенности, планового) требуют реанимационной помощи про рождении и дыхательной поддержки в первые часы (а иногда и сутки) жизни.

Если беременность закончилась путем экстренного кесарева сечения после самостоятельного начала первого периода родов, то, как правило, дети рождаются с меньшим количеством дыхательных нарушений, так как процесс образования внутрилегочной жидкости уже прекратился.

Источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ студентов

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

III курс специальность «Педиатрия»

Дисциплина: «Пропедевтика детских болезней с курсами здорового ребенка и общим уходом за детьми»

Анатомо-физиологические особенности системы дыхания

у детей и подростков, связь с патологией

Продолжительность занятия ___часа

Вид занятия – практическое занятие.

Цель занятия:

Изучить анатомо-физиологические особенности и принципы функционирования системы дыхания у детей и подростков.

Основные вопросы темы:

1. Органогенез бронхиально­го дерева и легких для понимания аномалий развития дыхатель­ных путей

2. Анатомические особенности строения верхних дыхательных путей

3. Анатомические и физиологические особенности лимфоглоточного кольца

4. Анатомические особенности строения средних дыхательных путей

5. Анатомические особенности строения легочной ткани

6. Стадии развития легочной ткани

7. Сегментарное строение легких и его влияние на локализа­цию легочного воспалительного процесса у детей

8. Возрастные особенности этапов дыхания у детей: внешнее дыхание, транспорт кислорода от легких к тканям; тканевое дыха­ние, транспорт углекислоты от тканей к легким.

9. Особенности диффузии газов через альвеоло-капиллярную мембрану и вентиляционно-перфузионных соотноше­ний у детей. Газы крови у детей

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

1. Механизм первого вдоха

2. Система сурфактанта, механизмы формирования и биологическое значение

3.Осмотр больного (объективно и субъективно) с последующей оценкой данных обследования в сравнении с нормой.

Оснащение занятий:таблицы, схемы, истории болезни, ориентировочная карта действия, аудиоархив с записями дыхательных шумов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Развитие органов дыхания у детей

К концу 3-й — в начале 4-й недели эмбрионального развития появляется выпячивание стенки передней кишки, из которого формируются гортань, тра­хея, бронхи и легкие. Это выпячивание быстро растет; на каудальном конце появляется колбовидное расширение, которое на 4-й неделе делится на пра­вую и левую части (будущие правое и левое легкие). Каждая часть в дальней­шем делится на меньшие ветви (будущие доли). Образовавшиеся выпячивания врастают в окружающую мезенхиму, продолжая делиться и образовывая на своих концах вновь шаровидные расширения — зачатки бронхов все более мелкого калибра. На 6-й неделе формируются долевые бронхи, на 8 —10-й не­деле — сегментарные бронхи. С 16-й недели начинают формироваться респи­раторные бронхиолы. Таким образом, к 16-й неделе формируется в основном бронхиальное дерево. Это так называемая железистая стадия развития легких.

С 16-й недели начинается образование просвета в бронхах (стадия реканали­зации), а с 24-й недели — формирование будущих ацинусов (альвеолярная стадия). Формирование хрящевого каркаса трахеи и бронхов начинается с 10-й недели. С 13-й недели начинают образовываться железы в бронхах, что способствует образованию просвета. Кровеносные сосуды образуются из мезенхимы на 20-й неделе, а моторные нейроны — с 15-й недели. Особенно быстро васкуляризация легких происходит на 26 — 28-й неделе. Лимфатические сосуды образуются на 9—10-й неделе вначале в об­ласти корня легкого. К рождению они уже полностью сформированы.

Формирование ацинусов, начинавшееся с 24-й недели, продолжается и в постнатальном периоде.

К рождению ребенка дыхательные пути (гортань, трахея, бронхи и ацинусы) заполнены жидкостью, которая представляет собой продукт секреции клеток дыхательных путей. Она содержит незначительное количество белка и обладает низкой вязкостью, что облегчает ее быстрое всасывание сразу же после рождения с момента установления дыхания.

Сурфактант, слой которого (0,1—0,3 мкм) покрывает альвеолы, начинает синтезироваться в конце внутриутробного развития. В синтезе сурфактанта принимают участие метил- и фосфохолинтрансфераза. Метилтрансфераза на­чинает образовываться с 22 — 24-й недели внутриутробного развития, и ее ак­тивность прогрессивно увеличивается к рождению. Фосфохолинтрансфераза обычно созревает лишь к 35-й неделе гестации. Недостаток системы сурфактан­та лежит в основе респираторного дистресс-синдрома, который чаще наблю­дается у недоношенных детей. Дистресс-синдром клинически проявляется тя­желой дыхательной недостаточностью.

Приведенные сведения по эмбриогенезу позволяют считать, что вро­жденные стеноз трахеи и агенезия легкого являются результатом нарушения развития на очень ранних стадиях эмбриогенеза. Врожденные легочные кисты также являются следствием порока развития бронхов и накопления секрета в альвеолах.

Часть передней кишки, из которой происходят легкие, в дальнейшем пре­вращается в пищевод. При нарушении правильного процесса эмбриогенеза остается сообщение между первичной кишечной трубкой (пищеводом) и жело­боватым выпячиванием (трахеей) — пищеводно-трехеальные свищи. Хотя эта патология у новорожденных встречается довольно редко, однако при ее нали­чии их судьба зависит от того, как скоро установлен диагноз и как быстро оказана необходимая медицинская помощь. Новорожденный с таким дефек­том развития в первые часы выглядит вполне нормальным и свободно ды­шит. Однако при первой же попытке кормления в связи с попаданием молока из пищевода в трахею возникает асфиксия — ребенок синеет, в легких выслу­шивается большое количество хрипов, быстро формируется инфекция. Ле­чение такого порока развития только оперативное и должно применяться сра­зу же после установления диагноза. Задержка лечения вызывает тяжелые, под­час необратимые, органические изменения легочной ткани вследствие по­стоянного попадания в трахею пищи и желудочного содержимого.

Принято различать верхние (нос, глотка), средние (гортань, трахея, доле­вые, сегментарные бронхи) и нижние (бронхиолы и альвеолы) дыхательные пути. Знание строения и функции различных отделов органов дыхания имеет важное значение для понимания особенностей респираторной патологии у детей.

Верхние дыхательные пути. Нос у новорожденного относительно мал, по­лости его недоразвиты, носовые ходы узкие (до 1 мм). Нижний носовой ход отсутствует. Хрящи носа очень мягкие. Слизистая оболочка носа нежна, богата кровеносными и лимфатическими сосудами. К 4 годам формируется нижний носовой ход. По мере того как увеличиваются в размерах лицевые кости (верх­няя челюсть) и прорезываются зубы, увеличиваются длина и ширина носовых ходов.

У новорожденных недостаточно развита кавернозная (пещеристая) часть подслизистой ткани носа, которая развивается лишь к 8 — 9 годам. Этим объясняется относительная редкость кровотечений из носа у детей I года.

Вследствие узости носовых ходов и обильного кровоснабжения слизистой оболочки появление даже незначительного воспаления слизистой оболочки носа вызывает у маленьких детей затруднение дыхания через нос. Дыхание же через рот у детей первого полугодия жизни почти невозможно, так как боль­шой язык оттесняет надгортанник кзади.

Хотя добавочные (придаточные) пазухи носа начинают формироваться во внутриутробном периоде, однако к рождению они недостаточно развиты (табл. 1).

Таблица 1. Развитие придаточных пазух (синусов) носа

Название синуса Срок внутри­утробного
развития
Размер к
рождению
Срок наиболее
быстрого развития
Срок обнаруже­ния при рентге-
нологическом исследовании
Этмоидальный (решетчатая пазуха) V —VI месяц 5x2x3 мм К 7—12 годам 3 мес
Верхнечелюстной
(гайморова пазуха)
III месяц 8x4x6 мм От 2 до 7 лет С 3 мес
Лобный Нет Медленно до 7 лет;
полностью развивает-
ся к 15 — 20 годам
6 лет
Сфеноидальный III месяц 1—2 мм Медленно до 7 лет,
полностью развивается
к 15 годам
6 лет

Этими особенностями объясняется редкость таких заболеваний, как гай­морит, фронтит, этмоидит, полисинусит (заболевание всех пазух) в раннем детском возрасте.

При дыхании через нос воздух проходит с большим сопротивлением, чем при дыхании через рот, поэтому при носовом дыхании работа дыхательных мышц возрастает и дыхание становится более глубоким. Атмосферный воз­дух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается. Согревание воздуха тем больше, чем ниже внешняя температура. Так, например, темпера­тура воздуха при прохождении через нос на уровне гортани лишь на 2 — 3% ниже температуры тела. В носу происходит очищение вдыхаемого воздуха, причем в полости носа захватываются инородные тела размером больше 5 — 6 мкм в диаметре (частицы более мелкие проникают в нижележащие отделы). В полость носа выделяется 0,5 — 1 л слизи в сутки, которая движется в задних двух третях носовой полости со скоростью 8—10 мм/мин, а в передней тре­ти— 1-2 мм/мин. Каждые 10 мин проходит новый слой слизи, которая со­держит бактерицидные вещества, секреторный иммуноглобулин А.

Глотка у новорожденного узка и мала. Лимфоглоточное кольцо развито слабо. Обе небные миндалины в норме у новорожденных не выходят из-за дужек мягкого неба в полость зева. После года жизни наблюдается гиперпла­зия лимфоидной ткани, и миндалины выходят из-за передних дужек. Крипты в миндалинах развиты слабо. Поэтому ангины у детей до года хотя и бы­вают, но реже, чем у более старших детей. К 4—10 годам миндалины уже развиты хорошо и может легко появиться их гипертрофия. Миндалины по своему строению и функции близки к лимфатическим узлам.

Миндалины являются как бы фильтром для микробов, но при частых во­спалительных процессах в них может формироваться очаг хронической ин­фекции. Миндалины постепенно увеличиваются, гипертрофируются — разви­вается хронический тонзиллит, который может протекать с общей интоксика­цией и вызывать микробную сенсибилизацию организма.

Носоглоточные миндалины могут увеличиваться в размерах — это так на­зываемые аденоидные вегетации. Они нарушают нормальное носовое дыха­ние, а также, являясь значительным рецепторным полем, могут вызывать аллергизацию, интоксикацию организма и т. д. Дети с аденоидами отличаются невнимательностью, что отражается на их учебе в школе. Кроме того, аде­ноиды способствуют формированию неправильного прикуса.

Среди поражений верхних дыхательных путей у детей наиболее часто на­блюдаются риниты и ангины.

Средние и нижние дыхательные пути. Гортань к рождению ребенка имеет воронкообразную форму, хрящи ее нежные и податливые. Голосовая щель уз­кая и расположена высоко (на уровне IV шейного позвонка), а у взрослых — на уровне VII шейного позвонка. Площадь поперечного сечения воздушного пу­ти под голосовыми связками равна в среднем 25 мм2, а длина голосовых свя­зок — 4-4,5 мм. Слизистая оболочка нежна, богата кровеносными и лимфа­тическими сосудами. Эластическая ткань развита_слабо.

До 3 лет форма гортани одинакова у мальчиков и девочек. После 3 лет угол соединения щитовидных пластинок у мальчиков делается острее, и это особенно становится заметным к 7 годам; к 10 годам у мальчиков гортань становится похожа на гортань взрослого мужчины.

Голосовая щель остается еще узкой до 6-7 лет. Истинные голосовые связки у маленьких детей короче, чем у старших (от этого у них и высокий го­лос); с 12 лет голосовые связки у мальчиков становятся длиннее, чем у дево­чек. Особенность строения гортани у детей раннего возраста объясняет и ча­стоту ее поражения (ларингиты), причем нередко они сопровождаются затруднением дыхания — крупом.

Трахея к рождению ребенка почти полностью сформирована. Она имеет воронкообразную форму. Ее верхний край располагается на уровне IV шейно­го позвонка (у взрослого на уровне VII). Бифуркация трахеи лежит выше, чем у взрослого. Ее ориентировочно можно определить как место пересечения ли­ний, проведенных от spina scapulae к позвоночнику. Слизистая оболочка тра­хеи нежная и богата кровеносными сосудами. Эластическая ткань развита слабо, а хрящевой ее каркас мягкий и легко суживает просвет. С возрастом происходит увеличение трахеи как в длину, так и в поперечном размере (табл. 2).

Таблица 2.

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 1479 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник