Развитие организаторских способностей у ребенка
Амаева Надежда Ивановна
Развитие организаторских способностей и лидерских качеств старших дошкольников в процессе формирования у них навыков сотрудничества.
Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Потребность быть лидером – одна из ведущих потребностей ребенка.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития организаторских способностей. Даже если ребенок не станет лидером, то организаторские способности пригодятся в любых видах деятельности и большое значение имеют для профессионального роста. Стремление к лидерству есть не что иное, как реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде. Проблема лидерства отпадает лишь в случае одиночества, а так как человек с раннего детства растет и развивается во взаимодействии с людьми, то желание превосходить других преследует его на протяжении всей жизни. Это желание, несомненно, выступает стимулирующим фактором, пробуждающим знергию; оно активизирует личность и наделяет ее настойчивостью и упорством в преодолении трудностей.
Тема лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков (Конфуций, Аристотель, Платон). В отечественной литературе данной проблеме посвящены исследования Г.А Ашина, Е.С.Кузьмина, Б.П.Парыгина, А.В.Петровского, Л.И.Уманского и др., изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста посвящены работы Я.Л.Коломинского, Л.И.Лисиной, В.С.Мухиной, Т.А.Репиной и др.
Как показало анкетирование, все родители хотели бы видеть своих детей активными, решительными, независимыми, уверенными в себе людьми, умеющими добиваться успехов, убеждать других, вести их за собой.
Таким образом, передо мной встала задача: необходимо создать условия для развития лидерских качеств и организаторских способностей.
В детском саду дошкольник включается в различные виды деятельности – игру, труд, конструирование и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.
В своей работе со старшими дошкольниками я часто сталкивалась с проблемой взаимоотношений детей: не умеют работать в парах, делиться материалом на занятии, уступать друг другу, договариваться. Поэтому возникла необходимость в развитии навыков сотрудничества (технология Л.С.Римашевской).
Начала работу со специальных игр и упражнений с использованием пиктограмм, целью которых является пробуждение интереса детей к характерным эмоциям человека, возобновление в памяти представления об эмоциональных основных состояниях и обогащении их.
Процесс сотрудничества требует не только адекватного понимания эмоционального состояния человека, но и координации действий партнера. С этой целью я использовала такие подвижные игры с детьми, которые позволяют развивать способность точно давать указания и принимать команды партнера, следовать им, проявлять внимательность, терпеливое отношение к сверстнику.
Одним из эффективных способов обучения детей старшего дошкольного возраста является моделирование, где успешное применение нашла известная модель «Лесенка» В.И.Логиновой. Вместе с детьми решали проблемные ситуации на занятиях по ручному труду, изо-деятельности, экологическому образованию, в результате которых дети практиковались в использовании реплик делового диалога, постепенно осваивали правила, необходимые для сотрудничества, а также умения элементарного планирования и оценки совместных действий.
Таким образом, использованные в работе с детьми такие игры, упражнения, инсценировки позволили укрепить эмоционально-положительные отношения между детьми группы, их доброжелательность друг к другу, а также естественное желание к совместной деятельности и готовность помогать друг другу без напоминания взрослого.
Активное изменение у дошкольников характера отношения к занятиям, содержащим элементы сотрудничества, усиление интереса к решению проблемных ситуаций, устойчивое желание к взаимодействию, готовности к совместному решению поставленных задач, изменение характера отношения к сверстнику как партнеру по совместной деятельности является результатом освоения моделей сотрудничества и использования их на занятиях для совместного решения образовательных задач.
Дальнейшая работа по развитию сотрудничества была направлена на расширение и усложнение ситуаций сотрудничества, постоянное стимулирование творческих проявлений детей и инициативы каждого участника в процессе диалогов с игровыми персонажами, обмена мнениями между собой в ходе обсуждения и решения проблемных ситуаций.
В развитии организаторских способностей я использовала разные средства, методы и формы организации: конкурсы, беседы, чтение рассказов, тренинги лидерского поведения, проблемные ситуации, поручения и др.
Однако наибольший развивающий эффект содержат проблемные ситуации. Возникшая проблема является источником самореализации ребенка, и необходимо позволить ему решать эти задачи самостоятельно.
Таким образом, выявляется и развивается детская индивидуальность и креативность, ребенок обретает уверенность в том, что в некоторых случаях он сам что-то может сделать без помощи взрослого.
Необходимым условием развития организаторских способностей является также организация развивающей среды и профессионализм педагога. Целенаправленно развивать лидерский потенциал детей с раннего детства могут не только педагоги, но и родители, убежденные в нужности и важности высокого уровня социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка для его будущей жизни и, особенно для будущей профессиональной деятельности.
Необходимо помнить, что только сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение поможет наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что и составит бесценный социальный опыт, столь необходимый во взрослой жизни.
В результате проведенной работы по формированию у дошкольников навыков сотрудничества и развитию лидерских качеств, дети научились уступать друг другу, подчиняться сверстникам, если этого требовала ситуация. Большинство детей -67% – умеют решать спорные вопросы и конфликты без помощи взрослого, 36% – осознанно берут на себя роль, ведомого или ведущего, уменьшилось проявление псевдолидерства, дошкольники научились адекватно оценивать свои возможности и способности в деятельности, понимают необходимость умения уступать, подчиняясь другим для совместного решения проблемы.
Источник
«Развитие организаторских способностей младших школьного возраста в системе дополнительного образования»
На современном этапе развития общества, в связи с существенными изменениями в социальной сфере, в том числе и в области образования, центральное внимание в процессе развития личности уделяется ее активности, которая уже понимается как способность человека к органическому проявлению инициативы и исполнительности в процессе социального взаимодействия. При этом большое значение приобретает организованность, выступающая в роли качественной характеристики активности. Особенно это актуально для младшего школьного возраста. Поступление в школу знаменует новый этап в жизни ребенка, расширяется система его социальных связей, развивается новый ведущий вид деятельности – учение, отходят на второй план, хотя и не теряют своего значения, игра и продуктивные виды деятельности. Изменившаяся социальная ситуация развития требует от младшего школьника умения управлять своим поведением, планировать, регулировать деятельность, т.е. требует организованности. Но не мене важно развивать в себя и организаторские способности, которые наряду с коммуникативными способностями сыграют значимую роль в психическом и социальном развитии младшего школьника1. Большое развитие этого процесса идёт в дополнительном образовании.
Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность выполнения деятельности. Иначе говоря, способности – это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности.
Организаторские способности – это способности человека к организаторской деятельности. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств.
Организаторские способности (способности к организаторской деятельности) включают коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. Организаторские способности подразумевают также возможность достижения высокого уровня мастерства в сфере управления, организации разного рода планов и мероприятий2.
Организаторские способности играют большую роль в профессиональном росте человека. Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как внимательность, сообразительность, целеустремленность, работоспособность и т. д.
В педагогической литературе понятие «организаторские способности» объясняется как, во-первых, способности организовать коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу3.
От уровня развития этих способностей зависит успешность работы педагога и обучающегося, легкость установления контактов преподавателя с ребёнком и другими преподавателями, а также функцию эмоционального заряжения, возбуждения интереса, побуждение к совместной деятельности.
Рассматривая организаторские способности обучающихся, исследователи чаще всего говорят об организаторских умениях и особенностях их формирования в коллективе. Рассмотрим данные особенности подробнее.
Формирование организаторских умений заключается в обучении детей целеполаганию, планированию, самоконтролю, самокоррекции и самоанализу (рефлексии).
Эффективный процесс обучения предполагает уменьшение функции передачи знаний педагогом и рост доли самостоятельности учеников. Идеальным результатом обучения можно считать достижение такого уровня развития учебно-познавательной деятельности обучащиюхся, при котором они могут самостоятельно выбирать для решения познавательные проблемы, формулировать цели по их разрешению, находить адекватные способы их реализации, контролировать и оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности. Исходя из этого, можно заключить, что высшим достижением в развитии организаторских умений является формирование умений, связанных с самообразованием4.
Под самообразованием понимают самостоятельную творческую деятельность, при которой задача и объём овладения дополнительными знаниями, умениями по обучаемым дисциплинам, источники познания, время и формы работы определяются по инициативе самого ученика.
Такое понимание учебно-познавательной деятельности определяет приоритетное значение учебно-управленческих (организаторских) умений, направленных на формирование учебно-познавательной цели, разработку проекта её достижения, и заставляет рассматривать учебно-информационные и учебно-логические умения как средство достижения данной цели.
Хорошо развитые организационные умения не только увеличивают интенсивность познания, сокращают затрачиваемое время, но и определяют возможность включения учащихся в процесс самообразования, поскольку оно (самообразование) и есть в первую очередь организация человеком своего образования. Но на практике организационные умения обучающихся почти не формируются, поскольку педагог выступает как организатор всего процесса обучения.
Для формирования организаторских умений необходимо включать в процесс обучения специальные приёмы, способствующие осознанию учащимися значимости организаторских умений, создавать условия для проявления активной позиции обучающихся, которая будет обусловливать необходимость организации своей образовательной деятельности5.
Одно из важнейших организаторских умений – умение чётко сформулировать задачу перед ребёнком, решению которой и должна быть подчинена вся познавательная деятельность. Осмысливая порядок своей работы на занятии, обучающиеся, естественно, сталкиваются с необходимостью её рационализации, более экономного использования времени. Как правило, дети с одобрением встречают предложение педагога совместно проанализировать учебную деятельность и регламентировать её по времени и объёму. Это, в свою очередь, актуализирует для обучающихся значимость организаторских умений. Целесообразно варьировать способы регламентации.
Таким образом, на начальном этапе работа по формированию организаторских умений должна быть нацелена на осознание их значимости, зависимости выбора средств от познавательной задачи.
Развитию организаторских умений способствуют практически все методы и приёмы групповой работы. В их числе:
самостоятельная работа в парах и группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы требовалось сотрудничество между обучающимися, например, коллективного задания);
лабораторные и практические работы в парах и группах (в ходе их выполнения важно предусмотреть самостоятельное групповое планирование в начале работы и групповую самооценку в конце);
групповые мини-проекты (выполняемые на уроке);
групповые исследовательские и проектные работы любого типа.
Таким образом, работа по формированию организаторских умений строится поэтапно и начинается с осознания ребёнка значимости организаторских умений.
Для того чтобы у обучающихся развивались коммуникативные навыки, а сними и организаторские способности, их этому нужно учить. Среди средств и методов, способствующих формированию данных способностей, в данном возрасте в условиях обучения являются: наблюдения, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, этюды, импровизация, моделирование и анализ заданных ситуаций, игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, творческие игры: сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, чтение художественных произведений, рассказы педагога и рассказы детей, беседы, фантазийные задания, игры с танцевальными эелементами.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Во-первых, игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности6.
Во-вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.
В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая возникает во время игры, тяготеет к сохранению даже после окончания игры. Возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению.
В-четвертых, в кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет7.
В-пятых, игра, хотя и осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации.
В-шестых, игра полностью отвечает принципу единства познания и рекреации. Наряду с удовольствием от самой игры, ребенок получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других8.
Формированию организаторских и коммуникативных качеств детей дошкольного и младшего школьного возраста посвящен курс «Основы коммуникации», созданный Л.М. Шипицыной, С.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой9.
Курс предназначен для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Его основными задачами являются:
1. Обучение детей самоанализу, самоконтролю.
2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие эмпатии.
3. Развитие навыков общения в различных ситуациях.
4. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации.
5. Воспитание у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения, коррекция негативных черт характера.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе коммуникативной деятельности.
Такое разнообразие методов формирования организаторских и коммуникативных качеств, а также их соответствие ведущему виду деятельности в данном возрасте, способствует активизации интереса дошкольников к коммуникативной деятельности и формированию положительной мотивации общения.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Хотелось бы поделиться опытом в организации рабочего процесса с использованием игровых дополнений.
В системе дополнительного образования нет оценивания воспитанников. Как результат наблюдается приобретенный уровень навыков, знаний в определенной той или иной деятельности или творчестве.
Так как на занятии инициатива принадлежит взрослому, выбор темы занятия, планирование, организация занятия, игровые методы помогают детям легко усваивать предлагаемую информацию .
Занятия являются свободным выбором ребенка, в зависимости от интереса раскрыться в том или ином виде творчества. В отличие от урока, на занятиях дополнительного образования дети чувствуют себя более свободно и поэтому очень трудно организовать порядок рабочего процесса, особенно, если это младший школьный возраст. Чтобы мои занятия были продуктивными и были выполнены все поставленные цели и задачи, я придумала использование карточной системы.
Использование карточной системы мотивирует детей на позитив на занятиях, ориентирует на взаимодействие, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждает их к творческому отношению при выполнении работы.
Я использую карточки в виде жетонов для оценивания детей по окончании занятия. Это позволяет настроить обучающихся на рабочий лад и позволяет обеспечить порядок, хорошую творческую работу на занятии.
Жетоны могут быть разной формы (на вашу фантазию) и делятся на три категории :
Желтые – обозначают среднюю работу ребенка на занятии ,
Красные – неудовлетворительную работу на занятии,
Зеленые – очень хорошую и позитивную работу на занятии.
Получив жетон, ребенок может реально самостоятельно оценить и сравнить свою работу на занятии. Карточное оценивание позволяет обеспечить серьезное отношение детей к занятию и плодотворную совместную работу, стимулирует к сотрудничеству на занятии, а также на продуктивный результат.
Получая жетоны на каждом занятии, в конце семестра можно провести мониторинг творческого, позитивного отношения ребенка к занятию. А также провести работу с родителями с анкетированием. Эта форма организации поможет организовать рабочий процесс и взаимодействовать с родителями в качестве контроля занятий
Библиографический список
Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся /И.Н. Агафонова //Управление начальной школой. – 2007. – №7.-С.34-38.
Аникеева, Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева.-М.: Просвещение, 1997.-210с.
Батаршев, А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности /А.В. Батаршев. – Таллинн: Регалис, 2008. – 200с.
Буя, Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника /Т.А. Буя // Начальная школа. – 1997. – № 2. – С.40-43.
Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться /Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2004. – 230с.
Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62-76.
Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин.-М.: Эксмо, 1998.-С.123.
Данилова, Е.Е. Ценность младшего школьного возраста /Е.Е. Данилова // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.-190с
Ершова, А.П., Букатов, В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя /А.П. Ершова, В.М.Букатов.-М.:Московский психолого-социальный институт; Флинта,2008.-232с.
Знаменская, С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений /С.В. Знаменская// Материалы 48 научно-методической конференции. – Ставрополь: СГУ, 2003. – С. 36-37
Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность /Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.
1Батаршев А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности. – Таллинн: Регалис, 2008. – С.7.
2Головин С.Ю. Словарь практического психолога.-М.: Эксмо, 1998.-С.123.
3Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48 научно-методической конференции. – Ставрополь: СГУ, 2003. – С. 36-37
5Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников //Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 68-81.
6 Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-М.: Просвещение, 1997.-С.36-39.
7 Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа. – 1997. – № 2. – С.40-43.
8 Субботина Л. Ю. Игры для развития и обучения : дети 5-10 лет. – Ярославль, 2001. – С. 39-80.
9 Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет) –М.: “Детство-Пресс”, 2001.-384 с.
Источник