Развитие органа слуха у ребенка
1. Орган слуха в пренатальном онтогенезе развивается из двух слоёв: из эктодермального слоя формируется кожа и подкожные структуры ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанная перепонка и содержимое улитки ( вестибулярный и слуховой рецепторы и нервные пути), из мезодермального –слуховые косточки и височная кость.
Развитие и формирование органа слуха человека начинается с первых недель внутриутробного развития и продолжается в течении всего периода беременности. На 3-й неделе внутриутробного развития внутреннее ухо представлено слуховой ямкой, среднее ухо –появлением туботимпанального кармана. К пятой неделе внутреннее ухо представляет собой слуховой пузырёк, а наружное ухо только начинает образовываться. К 8 неделе внутреннее ухо представлено одним завитком элементов спирального органа (будущая улитка), наличием мешочков и полукружных каналов с сенсорными клетками вестибулярного рецептора. В среднем ухе в этот период формируются нижняя часть барабанной полости, три слоя барабанной перепонки, хрящевые молоточек и наковальня, а в наружном –хрящевая часть наружного слухового прохода и ушная раковина.
На 11-12-й неделе во внутреннем ухе появляются два завитка улитки, формируются перепончатый лабиринт. К 20 неделе внутреннее ухо созревает до размеров взрослого, заканчивается окостенение молоточка и наковальни и начинается окостенение стремени; ушная раковина полностью сформирована. К 37 неделе внутриутробной жизни при созревшем внутреннем, среднем и наружном ухе происходит пневмотизация структур височной кости (сосцевидный отросток) и барабанной полости (среднее ухо).
Изучение количественных показателей роста поверхности коры височной области показало, что она увеличивается ещё до рождения ребёнка. Так, начиная с 5-го лунного месяца и до стадии взросления височная область увеличивается более чем в 17 раз. Резкое увеличение площади височной области наблюдается в период от 8-го до 9 го лунного месяца, т.е. перед рождением ребёнка, когда слуховой анализатор приобретает структуру, способную воспринять слуховые раздражения.
Качественное выделение первичной слуховой области от окружающих участков височной коры происходит на 6-м месяце эмбриональной жизни, когда этажи эмбриональной коры делятся на слои.
Орган слуха, включающий наружное, среднее и внутреннее ухо и волокна слухового нерва, к моменту рождения полностью сформирован. В постнатальном периоде происходит дальнейшее созревание органа слуха.
Ушная раковина у детей раннего возраста мягкая, со слабо выраженным рельефом. Наружный слуховой проход у маленьких детей короче и уже, чем у детей старшего возраста и взрослых, вследствие недоразвития его внутренней костной части. У новорождённых он имеет вид узкой щели и может быть заполнен первородной смазкой. По мере роста наружный слуховой проход ребёнка из щелевидного становиться овальным с более стойким просветом и отличается от взрослого только размерами. У 10-12 летних детей его длина и форма близки к их величинам взрослых.
К моменту рождения полость среднего уха плода заполнена зародышевой соединительной тканью. С первым вздохом воздух проходит в барабанную полость через слуховую трубу. Воздух обуславливает распад зародышевой ткани и превращение её в зрелую соединительную ткань.
Барабанная перепонка у взрослых имеет овальную форму, а у детей круглую. У новорождённого она наклонена по отношению к оси наружного слухового прохода на 20-30 градусов, этот угол с возрастом увеличивается до 45-50 градусов.
Барабанная полость (среднее ухо) у детей первых лет жизни существенно не отличается по размерам от полости у старших детей и взрослых, однако в строении имеются некоторые отличия. Барабанная полость имеет форму неправильной пирамиды. Барабанная полость ограничена шестью стенками. У детей первого года жизни в верхней стенке имеется незакрытая щель, что в некоторых случаях острого среднего отита может привести к её прорыву и распространению инфекционного процесса из барабанной полости в полость черепа и вызвать гнойное воспаление мозговых оболочек(менингит) и даже поражение мозгового вещества (абсцесс или энцефалит). У детей уже в первые дни после рождения слуховые косточки имеют почти такие же размеры, как у взрослых. У них уже окончательно сформированы взаимоотношения между различными элементами барабанной полости-косточками, связками, мышцами, нервными волокнами и кровеносными сосудами. Т.о. коэффициент передачи звука сформирован.
Евстахиева (слуховая) труба новорождённого и грудного ребёнка (17-22мм) значительно короче, чем у детей старшего возраста (около 35мм), без кривизны и изгибов.
Сосцевидный отросток у новорождённых практически отсутствует, а у детей раннего возраста развит очень мало.
Внутреннее ухо находиться в глубине пирамиды височной кости и состоит из двух отделов, содержащих вестибулярные и слуховые рецепторы. К первому (вестибулярному отделу) относятся преддверие и полукружные каналы, ко второму (слуховому)-улитка.
После рождения наиболее важным этапом в росте поверхности коры височной области является возраст 2 года, когда височная область приближается по величине к височной области мозга взрослого человека (к 2-3годам наблюдается значительный скачок развития речи у ребёнка).
К 7 годам височная область по величине почти достигает размеров взрослого человека(93-96%); 7 лет –важный этап развития сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
Таким образом, развитие слуховой системы не заканчивается рождением ребёнка, а окончательное формирование её элементов процесс гетерохронный и сложный, охватывающий длительный период жизни.
Источник
ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ №6
По дисциплине «Анатомия и физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности»
1. Реферат на тему «Развитие органа слуха»
(тема практического задания)
ФИО студента | Руденко Виктория Евгеньевна |
Направление подготовки | |
Группа | ПСИ-Б-0-З-2018-2 |
Москва 2018
Содержание
Введение. 3
1.1. Орган слуха. Строение. 4
1.2. Развитие органа слуха у детей. 6
Заключение. 11
Список использованной литературы.. 12
Введение
Слух – это отражение действительности в форме звуковых явлений. Слух живых организмов развивался в процессе их взаимодействия с окружающей средой с целью обеспечения адекватного для выживания восприятия и анализа акустических сигналов из неживой и живой природы, сигнализирующих о том, что происходит в окружающей среде. Звуковая информация особенно незаменима там, где зрение бессильно, что позволяет заблаговременно получать достоверные сведения обо всех живых организмах до встречи с ними. Слух реализуется через деятельность механических, рецепторных и нервных структур, преобразующих звуковые колебания в нервные импульсы. Эти структуры составляют в совокупности слуховой анализатор – вторую по значимости сенсорную аналитическую систему в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. С помощью слуха восприятие мира становится ярче и богаче, поэтому снижение или лишение слуха в детстве существенным образом сказывается на познавательной и мыслительной способности ребёнка, формировании его интеллекта.
Особая роль слухового анализатора у человека связана с членораздельной речью, поскольку слуховое восприятие является её основой. Любые нарушения слуха в период становления речи ведут к задержке в развитии или к глухонемоте, хотя весь артикуляционный аппарат у ребёнка остаётся не нарушенным. У взрослых людей, владеющих речью, нарушение слуховой функции не ведет к расстройству речи, хотя резко затрудняет возможность общения между людьми в их трудовой и общественной деятельности. Слуховой анализатор включает в себя:
— рецепторный (периферический) аппарат – это наружное, среднее и внутреннее ухо;
— проводниковый (средний) аппарат – слуховой нерв;
— центральный (корковый) аппарат – слуховые центры в височных долях больших полушарий.
Орган слуха. Строение
Человеческое ухо состоит из трёх частей: наружного, среднего и внутреннего, строение каждого из которых, в свою очередь, представляет довольно сложную систему.
Наружное ухо состоит из наружного слухового прохода и ушной раковины. У новорожденных и маленьких детей слуховой проход короткий и щелевидно сужается по направлению к барабанной перепонке. Границей наружного и среднего уха является барабанная перепонка. У ребенка до двух месяцев она значительно толще и занимает почти горизонтальное положение.
Среднее ухо залегает в толще височной кости и состоит из трех сообщающихся частей:
— барабанной полости,
— слуховой (евстахиевой) трубы, соединяющей барабанную полость с носоглоткой,
— пещеры с окружающими ее клетками сосцевидного отростка.
Барабанная полость содержит цепь слуховых косточек (молоточек, наковальня, стремя), позволяющих осуществлять передачу звуковых колебаний с барабанной перепонки внутреннему уху.
Важнейшим элементом среднего уха является евстахиева (слуховая) труба , соединяющая барабанную полость с внешней средой. Ее устье открывается в носоглотку на боковых стенках, на уровне твердого неба. В покое глоточное устье слуховой трубы закрыто и открывается только при совершении сосательных и глотательных движений.
У новорожденных и детей раннего возраста слуховая труба короткая и широкая, что повышает риск попадания инфекции из носоглотки в среднее ухо.
Внутреннее ухо (или лабиринт) залегает в глубине височной кости. Лабиринт состоит из улитки и полукружных каналов, содержащих в себе звуковоспринимающий аппарат и нервные клетки-рецепторы вестибулярного анализатора. Вестибулярный анализатор контролирует равновесие, положение тела в пространстве и мышечный тонус. В связи с анатомической общностью этих двух систем поражение внутреннего уха может вызывать, помимо снижения слуха, расстройство вестибулярных функций. Основным признаком таких расстройств является головокружение, тошнота, рвота.
Развитие органа слуха у детей
Орган слуха в пренатальном онтогенезе развивается из двух слоев:
— из эктодермального слоя формируется кожа и подкожные структуры ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанная перепонка и содержимое улитки (вестибулярный и слуховой рецепторы и нервные пути);
— из мезодермального – слуховые косточки и височная кость.
Развитие и формирование органа слуха человека начинается с первых недель внутриутробного развития и продолжается в течение всего периода беременности:
— 3-я неделя внутриутробного развития – появляется зачаток перепончатого лабиринта в виде утолщения эктодермы на поверхности головного конца зародыша по бокам от нервной пластинки;
— 4-я неделя – эктодермальная пластинка прогибается, образует слуховую ямку, превращающуюся в слуховой пузырек;
— 5-я неделя – внутреннее ухо представляет собой слуховой пузырек, а наружное ухо только начинает образовываться;
— 8-я неделя – внутренне ухо представлено одним завитком элементов спирального органа (будущая улитка), наличием мешочков и полукружных каналов с сенсорными клетками вестибулярного рецептора; в среднем ухе формируется нижняя часть барабанной перепонки, хрящевые молоточек и наковальня; в наружном – хрящевая часть наружного слухового прохода и ушная раковина;
— 11-12-я неделя – во внутреннем ухе появляются два завитка улитки, формируется перепончатый лабиринт и волосковые клетки, волокна слухового нерва прорастают во внутреннее ухо; начинает формироваться звуковоспринимающий аппарат – Кортиев орган;
— 20-я неделя – внутреннее ухо созревает до размеров взрослого, заканчивается окостенение молоточка и наковальни и начинается окостенение стремени; ушная раковина полностью сформирована;
— 37-я неделя – при созревшем внутреннем, среднем и наружном ухе происходит пневмотизация структур височной кости (сосцевидный отросток) и барабанной полости (среднее ухо).
Орган слуха, включающий наружное, среднее и внутреннее ухо и волокна слухового нерва, к моменту рождения полностью сформирован. В постнатальном периоде происходит дальнейшее созревание органа слуха.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Развитие слуха у ребенка начинается задолго до его рождения. В формировании одного из главных чувств принимают участие внешние и внутренние процессы. Новоиспеченным родителям необходимо знать, когда ребенок начинает видеть и слышать, чтобы правильно контактировать с ним и оказать положительное влияние на становление речи.
Развитие слуха у ребенка до рождения
Не все будущие мамы знают, на какой неделе ребенок начинает слышать. Формирование ушной раковины происходит еще на ранних сроках. К 15 неделе будущий ребенок способен воспринимать звуки, окружающие его. После 25 недель кроха не просто слышит. С этого срока он выражает ответную реакцию на звуки.
При резких громких голосах и криках снаружи плод в утробе отворачивается. Услышав новый звук, начинает волноваться, что выражается в увеличении частоты сердечных сокращений. В завершающем беременность триместре эмбрион в животе увлечен распознаванием звуков. Младенец слышит, как по венам мамы течет кровь, узнает стук ее сердца, голос. Поэтому так важно уже в это время установить контакт с будущим ребенком. С переходом на последние три недели гестации начинается период, когда ребенок может слышать маму и отличать тон ее голоса.
Что происходит после рождения?
Время, когда ребенок начинает слышать после рождения, начинается с первых минут его жизни. Первоначально младенец плохо реагирует на глухие низкочастотные звуки. В первые недели новорожденного привлекают громкие и звонкие шумы. Родители часто думают, что младенец в этот период не воспринимает звук и интересуются у педиатра тем, со скольки месяцев ребенок начинает слышать после рождения.
Основные этапы развития слуха у детей протекают плавно, но внимательные мамы могут отметить, что еще вчера ребенок не реагировал на определенные звуки, а сегодня уже хорошо воспринимает их.
- В первые 4-8 недель кроха не реагирует на звук с низкой частотой. Большую часть времени он проводит во сне, не просыпаясь от разговоров и суеты, происходящих вокруг него.
- К 3 месяцам наступает то время, когда ребенок начинает слышать звуки, на которые ранее не обращал внимания. В этот период обостряется зрение новорожденного, он пытается сопоставить то, что видит глазами с тем, что слышит ушами.
- К 5 месяцам отчетливо прослеживается взаимосвязь слуха и речи в развитии ребенка. Младенец не просто слышит звуки. Он может уловить источник и отыскать его глазами. Когда мама ведет беседу с грудничком, он внимательно прислушивается и почти не отводит взгляда, испытывая огромный интерес. На каждое обращение младенец пытается ответить гулением, смехом, и другими речевыми приемами, доступными для него теперь.
- 7 месяцев – это возраст, в котором ребенок начинает слышать и воспринимать свое имя. Младенец поворачивает голову на источник звука, когда к нему обращаются. В ответ на положительные эмоции мамы или других членов семьи он отвечает гулением и пытается произносить первые слоги.
- К завершению первого года жизни малыш четко произносит первые слоги, из которых впоследствии получаются слова. В этом возрасте дети слышат себя и свою речь, пытаются ее рефлекторно скорректировать, следуя примеру взрослых.
Влияние контакта с мамой на развитие слуха
Сложно переоценить значение слуха для развития речи. Родители не должны задаваться вопросом о том, во сколько начинают слышать новорожденные дети, чтобы начать устанавливать с ними контакт. Разговаривать с будущим малышом маме необходимо уже со второго триместра.
Узнав голос матери еще в животе, ребенок после родов будет успокаиваться, когда услышит его. Те книги и музыку, которые кроха слышал в утробе, он воспринимает охотнее после рождения.
Взаимосвязь слуха с грудным вскармливанием
Доказано, что грудное вскармливание является идеальным питанием для новорожденного ребенка. Вместе с материнским молоком младенец получает комплекс необходимых для него витаминов и микронуклиентов. Статистика показывает, что такие дети реже страдают инфекциями среднего уха. Питаясь материнским молоком, ребенок становится менее склонен к аллергическим реакциям, которые негативно отражаются на развитии слуха
Слух и речь ребенка
Не дожидаясь того момента, когда ребенок начинает отчетливо слышать звуки после рождения, врачи неоднократно обследуют его слух. Первый скрининг выполняется еще в родильном доме на 3-4 сутки после появления новорожденного. При помощи специального аппарата осуществляется посыл низкочастотного звука и фиксируется ответная реакция мозга на раздражитель. Если таковая не получена, можно заподозрить нарушения.
Следует отметить, что развитие слуха у недоношенных детей чаще сопровождается различными проблемами. Статистика показывает, что около 3 младенцев из 10, родившихся раньше положенного срока, плохо слышат.
Слух и речь ребенка неразрывно связаны между собой. Чем больше беседовать с малышом, комментировать собственные действия, тем быстрее он заговорит. Родителям следует постоянно обращать внимание на ответную реакцию крохи. Если ребенок начал плохо слышать, это неизбежно отразится на его речи в будущем. Как правило, дети с нарушением слуха позже начинают говорить и чаще нуждаются в помощи специалистов – психологов, дефектологов и логопедов.
Источник
• Основные этапы развития слуховой функции у ребенка
IV. Основные этапы развития слуховой функции у ребенка.
Слуховой анализатор человека начинает функционировать уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточной громкости у новорожденных можно наблюдать ответные реакции, протекающие по типу безусловных рефлексов и проявляющиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосательных движений и пр. В конце первого и начале второго месяца жизни у ребенка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители. Путем многократного подкрепления какого-либо звукового сигнала (например, звука колокольчика) кормлением можно выработать у такого ребенка условную реакцию в виде возникновения сосательных движений в ответ на звуковое раздражение. Очень рано (на третьем месяце) ребенок уже начинает различать звуки по их качеству (по тембру, по высоте). По исследованиям, первичное различение звуков, резко отличающихся друг от друга по характеру, например шумов и стуков от музыкальных тонов, а также различение тонов в пределах смежных октав можно наблюдать даже у новорожденных. По этим же данным, у новорожденных отмечается также возможность определения направления звука.
В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок начинает по-разному реагировать на различные интонации и различные слова, однако последние воспринимаются им на первых порах недостаточно расчленено. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В конце первого года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их ритмическому контуру и интонационной окраске, а к концу второго и началу третьего года он обладает уже способностью различать на слух все звуки речи. При этом развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слуховой функции, а с другой стороны, умение произнести тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух. Следует, однако, отметить, что в норме развитие слуховой дифференциации предшествует уточнению произносительных навыков. Это обстоятельство находит свое отражение в том, что дети 2—3 лет, полностью различая на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже отраженно. Если предложить такому ребенку повторить, например, слово карандаш, он воспроизведет его как «каландас», но стоит взрослому сказать вместо карандаш «каландас», как ребенок сразу же определит фальшь в произношении взрослого.
Можно считать, что формирование так называемого речевого слуха, т. е. способности различать на слух звуковой состав речи, заканчивается к началу третьего года жизни. Однако совершенствование других сторон слуховой функции (музыкальный слух, способность к различению всякого рода шумов, связанных с работой некоторых механизмов, и т. п.) может происходить не только у детей, но и у взрослых в связи с различными видами деятельности и под влиянием специально организованных упражнений.
Источник