Развитие одного ребенка мелани кляйн скачать

Мелани Кляйн
Детский психоанализ
Общие психологические принципы детского психоанализа
В настоящей работе я собираюсь подробно исследовать различия психической жизни детей и взрослых. Эти различия требуют применения адаптированной к детскому мышлению техники анализа, и я постараюсь наглядно показать, в чем состоит психоаналитическая техника игры, которая в полной мере отвечает этому требованию. С этой целью я привожу далее основные положения, на которых она основана.
Как нам известно, с внешним миром ребенок устанавливает отношения посредством объектов, которые доставляют удовольствие его либидо и поначалу бывают связаны исключительно с его же собственным Эго. Первое время отношение к такому объекту, независимо от того, человек ли это или неодушевленный предмет, носит чисто нарциссичекий характер. Однако, именно таким способом ребенку удается установить отношения с реальностью. Мне бы хотелось проиллюстрировать эти отношения на примере.
Девочка по имени Трюд отправилась с матерью в путешествие, после того, как в возрасте трех лет и трех месяцев прошла единственный психоаналитический сеанс. Шесть месяцев спустя психоанализ возобновился, но заговорить о событиях, которые произошли в этот временной промежуток, малышка смогла только после очень длительного перерыва; для этого она использовала аллюзию и прибегла к помощи сна, о котором рассказала мне. Ей приснилось, что она снова очутилась с матерью в Италии. Они сидели в ресторане, и официантка отказалась принести ей малиновый сироп, так как тот у них закончился. Интерпретация этого сна помимо прочего выявила, что девочка до сих пор страдает от фрустрации, пережитой в период отнятия от груди, то есть связанной с утратой первичного объекта; также в этом сне обнаруживает себя ревность, которую ребенок испытывает к своей младшей сестре. Как правило, Трюд рассказывала мне самые разные вещи без какой-либо очевидной связи между ними и довольно часто припоминала отдельные подробности своего первого психоаналитического сеанса, предшествовавшего событиям этих шести месяцев; и лишь один единственный раз подавленная фрустрация заставила ее вспомнить о своих поездках: в остальном они не представляли для нее заметного интереса.
С самого нежного возраста ребенок учится познавать реальность, попадая под воздействие тех фрустраций, которые она у него вызывает, и, защищаясь от них, отвергает ее. Между тем, основная проблема и главный критерий самой возможности последующей адаптации к реальности заключается в способности пережить фрустрации, порождаемые эдипальной ситуацией. С самого раннего детства, утрированный отказ от реальности (зачастую скрытый под демонстративной «приспособляемостью» и «послушностью») является признаком невроза. От него мало чем отличается, разве что формами своего проявления, бегство от реальности взрослых пациентов, страдающих неврозом. Следовательно, одним из результатов, определяющих, к чему в конечном итоге должен прийти психоанализ, в том числе у ребенка, становится успешная адаптация к реальности, в результате которой, в частности, облегчаются процессы взросления. Иначе говоря, проанализированные дети должны стать способными выдерживать реальные фрустрации.
Мы нередко наблюдаем, что на втором году жизни малыши начинают выказывать заметное предпочтение родителю противоположного пола, а также демонстрируют другие признаки, относящиеся к зарождающимся эдиповским тенденциям. В какой же момент появляются характерные для Эдипова комплекса конфликты, или, иначе, когда психическая жизнь ребенка начинает определяться комплексом Эдипа? Этот вопрос не столь ясен, так как сделать вывод о существовании Эдипова комплекса мы можем лишь по отдельным изменениям, происходящим в поведенческих проявлениях и отношениях ребенка.
Анализ, проведенный с ребенком двух лет и девяти месяцев, а также с другим — трех лет и трех месяцев, и многих других детей в возрасте менее четырех лет, позволил мне прийти к заключению, что глубокое воздействие Эдипова комплекса начинает сказываться на них примерно со второго года жизни.[2] Психическое развитие еще одной маленькой пациентки может послужить примером, позволяющим проиллюстрировать данное утверждение. Рита предпочитала мать до начала второго года жизни, а затем явно продемонстрировала свое предпочтение отца. В частности, в возрасте пятнадцати месяцев она частенько настаивала на том, чтобы оставаться с ним наедине и, сидя у него на коленях, вместе рассматривать книжки. Тогда как в возрасте восемнадцати месяцев ее отношение вновь изменилось, и она начала как прежде отдавать предпочтение матери. Одновременно у нее возникли ночные страхи, а также страх перед животными. Девочка подтверждала все возрастающую фиксацию на матери, а также ярко выраженную идентификацию с отцом. К началу третьего года жизни она демонстрировала все более обостряющуюся амбивалентность, и с ней стало настолько трудно справляться, что в возрасте трех лет и девяти месяцев ее привели ко мне, чтобы я провела с ней психоаналитическую терапию. К тому времени она в течение нескольких месяцев обнаруживала очевидную заторможенность в играх, неспособность испытывать фрустрацию, чрезмерную чувствительность к боли и резко выраженную тревожность. Такой динамике отчасти послужили причиной вполне определенные переживания: чуть не до двухлетнего возраста Рита спала в спальне своих родителей, и впечатление от постельных цен явно проявилось в ходе ее психоанализа. В то же время, благодаря рождению младшего брата, невроз получил возможность открыто проявить себя. Вскоре после этого появляются и стремительно нарастают гораздо более серьезные трудности. Вне всякого сомнения, существует непосредственная связь между неврозом и глубинным воздействием Эдипова комплекса, пережитого в столь нежном возрасте. Не буду настаивать, что все без исключения дети-невротики страдают вследствие преждевременного воздействия Эдипова комплекса, который протекает на таком глубинном уровне, или что невроз возникает в том случае, когда комплекс Эдипа зарождается слишком рано. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что подобные переживания усугубляют конфликт, и, как следствие, усиливают невроз или подталкивают его к открытому проявлению.
Я постаралась из всех характерных для этого случая черт отобрать и описать те, которые анализ многих других детей позволил мне определить как типические. Именно в детском психоанализе мы получаем возможность обнаружить их самое непосредственное проявление. Наблюдаемые множество раз, причем в самых разнообразных психоаналитических случаях, всплески тревоги у детей в очень раннем возрасте выражались в повторяющихся ночных страхах, впервые испытанных ближе к концу второго года жизни или в начале третьего. Эти страхи были действительно пережиты, но в то же время своим появлением они обязаны невротической переработке Эдипова комплекса. Возможны многочисленные проявления подобного рода, которые приводят нас к нескольким определенным выводам о влиянии Эдипова комплекса. [3]
В ряду проявлений, где связь с эдипальной ситуацией очевидна, нужно особо выделить случай, когда дети то и дело падают или ударяются, а их преувеличенная чувствительность, как и неспособность выносить фрустрации, скованность в игре и в высшей степени амбивалентное отношение к праздникам и подаркам, наконец, определенные трудности с обучением нередко возникают в самом раннем возрасте. Я утверждаю, что причина этих столь распространенных явлений кроется в интенсивнейшем чувстве вины, которое далее я намерена рассмотреть в его развитии.
Вот пример, доказывающий, что чувство вины воздействует с такой силой, что способно породить ночные страхи. Трюд в возрасте четырех лет и трех месяцев, во время психоаналитических сеансов постоянно играла в то, как наступает ночь. Мы обе должны были ложиться спать. После этого она выходила из своего угла, который обозначал ее спальню, подкрадывалась ко мне и начинала всячески мне угрожать. Девочка собиралась перерезать мне горло, вышвырнуть на улицу, сжечь меня заживо или отдать полицейскому. Она пыталась связывать мне руки и ноги, приподнимала покрывало на диване и говорила, что она сделала «по-каки-куки».[4]
Бывало, что она заглядывала в «попо» своей матери и искала там «каки», которые символизировали для нее детей. В другой раз Трюд хотела ударить меня по животу и заявила, что она извлекает оттуда «а-а» (испражнения), что делает меня дрянной. Наконец, она взяла подушки, которые до того неоднократно называла «детьми» и спрятала под покрывалом в углу дивана, где затем присела на корточки с явными признаками сильнейшего страха. Девочка покраснела, принялась сосать большой палец и описалась. Подобное поведение всегда следовало за нападениями, жертвой которых я становилась. В возрасте чуть меньше двух лет то же самое она делала в своей кроватке, когда у нее случались приступы сильнейшего ночного страха. Начиная с того времени, у нее вошло в привычку прибегать по ночам в комнату, где спали родители, при этом, она была не в состоянии объяснить, что ей было нужно. Когда Трюд исполнилось два года, родилась ее сестра, и в ходе анализа удалось прояснить, что она думала о причинах своей тревоги и почему она мочилась и пачкала в кроватке. В результате анализа ей также удалось избавиться от этих симптомов. В тот же период Трюд захотела похитить ребенка у беременной матери. У нее возникло желание убить свою мать и занять ее место в половом акте с отцом. Эти тенденции ненависти и агрессии послужили причиной ее фиксации на матери. Фиксация особенно усилилась, когда девочке минуло два года, и соответственно возросли ее тревожность и чувство вины. Когда эти явления столь отчетливо обозначились в ходе анализа Трюд, чуть не каждый раз непосредственно перед психоаналитическим сеансом она ухитрялась найти способ, чтобы причинить себе вред. Я заметила, что предметы, о которые она ударялась (столы, шкафы, печки и т. п.) всегда представляли для нее, в соответствии с примитивно-инфантильной идентификацией собственную мать, и в редких случаях — отца, которые ее наказывали. В общем, я сделала вывод, что постоянные жалобы на падения и ушибы, в особенности, у малышей берут начало в комплексе кастрации и чувстве вины.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
Êëÿéí Ìåëàíè ñêà÷àòü
Ìåëàíè Êëÿéí (Melanie Klein, 1882- 1960) – ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç íàèáîëåå èçâåñòíûõ è ÿðêèõ ôèãóð ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî äâèæåíèÿ.
Åå ñìåëûå è îðèãèíàëüíûå ïîäõîäû ê àíàëèçó äåòåé, àíàëèçó âçðîñëûõ ïàöèåíòîâ, ñòðàäàþùèõ ñåðüåçíûìè ïñèõè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè (ïñèõîçàìè), åå òåîðåòè÷åñêèå èäåè î íîðìàëüíîì è ïàòîëîãè÷åñêîì ðàçâèòèè ëè÷íîñòè è ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé ÷åëîâåêà ñíèñêàëè çàñëóæåííîå óâàæåíèå è øèðîêîå ïðèçíàíèå è, îäíîâðåìåííî, âîçáóäèëè è ïðîäîëæàþò âîçáóæäàòü ìíîãî÷èñëåííûå ñïîðû, êðèòèêó, èíîãäà âåñüìà æåñòêóþ, à ïîä÷àñ è ïîëíîå íåïðèÿòèå è îòâåðæåíèå â ïñèõîàíàëèòè÷åñêèõ êðóãàõ.
Îòçûâû îá àâòîðå ‘Êëÿéí Ìåëàíè’
Äåòñêèé ïñèõîàíàëèç
Áîëüøèíñòâî ïñèõîàíàëèòèêîâ â äâàäöàòûå ãîäû ïðîøëîãî âåêà ïðèäåðæèâàëèñü ìíåíèÿ, ÷òî ìàëåíüêèå äåòè íå ïîäëåæàò àíàëèòè÷åñêîìó ìåòîäó ëå÷åíèÿ. Ó Ìåëàíè Êëÿéí òàêîå ïîëîæåíèå äåë ÿâíî âûçûâàëî ñîìíåíèå îíà ñ÷èòàëà, ÷òî âìåñòî òîãî, ÷òîáû îòêàçûâàòü ýòèì ïàöèåíòàì, ñëåäîâàëî èçìåíèòü ìåòîä. Íà ýòîì ïóòè îíà ñîâåðøèëà òðè ãåíèàëüíûõ îòêðûòèÿ.
Ïåðâîå ñîñòîÿëî â èçîáðåòåíèè ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåõíèêè èãðû: îíà âèäåëà â ýòîé ñïîíòàííîé àêòèâíîñòè ëþáîãî ðåáåíêà ýêâèâàëåíò ñíàì, à çíà÷èò, òîðíóþ äîðîãó è äîñòóï ê áåññîçíàòåëüíîìó ñâîèõ ìàëåíüêèõ ïàöèåíòîâ.
Âòîðîå: îíà ñóìåëà ïîêàçàòü, ÷òî Ýäèïîâ êîìïëåêñ è Ñóïåð Ýãî âîçíèêàþò ñ ïåðâûõ ýòàïîâ ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêîé æèçíè, òî åñòü çàäîëãî äî òîãî âîçðàñòà, ê êîòîðîìó îòíîñèë èõ ïîÿâëåíèå Ôðåéä.
Òðåòüå: îíà îòêðûëà, ÷òî ðåáåíîê â òðè ãîäà è ÷åòûðå ìåñÿöà îò ðîäó ñïîñîáåí ê ïåðåíîñó, êîòîðûé ìîæåò áûòü èíòåðïðåòèðîâàí, ÷òî ïîçâîëÿåò ïðîâåñòè ïñèõîàíàëèòè÷åñêîå ëå÷åíèå.
ñêà÷àòüÏñèõîàíàëèç
Çàâèñòü è áëàãîäàðíîñòü. Èññëåäîâàíèå áåññîçíàòåëüíûõ èñòî÷íèêîâ`Çàâèñòü è áëàãîäàðíîñòü` – ýòî èòîãîâàÿ êëèíè÷åñêàÿ è òåîðåòè÷åñêàÿ ðàáîòà îäíîãî èç êëàññèêîâ ïñèõîàíàëèçà Ìåëàíè Êëÿéí. Ó÷åíèöà Ôåðåíöè è Àáðàõàìà, Ìåëàíè Êëÿéí ÿðêî çàÿâèëà î ñåáå åùå â 20 ãîäû, êîãäà íà÷àëà ðàçðàáàòûâàòü íîâóþ òîãäà ïðàêòèêó è òåõíèêó äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà.
Íàñòîÿùàÿ êíèãà ñóììèðóåò âçãëÿäû Ìåëàíè Êëÿéí íà ðàííåå ðàçâèòèå ìëàäåíöà, â ÷àñòíîñòè íà ðàçâèòèå ó ÷åëîâåêà òàêèõ êà÷åñòâ, êàê çàâèñòü, æàäíîñòü, íåíàâèñòü, ðåâíîñòü, ñ îäíîé ñòîðîíû, è áëàãîäàðíîñòü, ùåäðîñòü, äîáðîòà ñ äðóãîé. Êíèãà èëëþñòðèðîâàíà êëèíè÷åñêèì è ëèòåðàòóðíûì ìàòåðèàëîì è íàïèñàíà â õàðàêòåðíîì äíÿ Ìåëàíè Êëÿéí ñìåëîì è áåçàïåëëÿöèîííîì ñòèëå, îòðàæàþùåì ýíåðãèþ è îáàÿíèå ýòîé `ìàëåíüêîé ôðàó` (êàê îíà ïðèñíèëàñü îäíîé èç ñâîèõ ïàöèåíòîê), îêàçàâøåé òàêîå áîëüøîå âëèÿíèå íà ñîâðåìåííûé ïñèõîàíàëèç.
ñêà÷àòüÏñèõîàíàëèç
Ïñèõîàíàëèòè÷åñêèå òðóäû. Òîìà 1, 2, 5, 6
Òîì 1. «Ðàçâèòèå îäíîãî ðåáåíêà». Ðàáîòû 1920-1928 ãã.
Òîì 2. «Ëþáîâü, âèíà è ðåïàðàöèÿ» è äðóãèå ðàáîòû 1929–1942 ãã.
Òîì 5. Ýäèïîâ êîìïëåêñ. Ðàáîòû 1945–1952 ãã.
Òîì 6. «Çàâèñòü è áëàãîäàðíîñòü» è äðóãèå ðàáîòû 1955–1963 ãã.
ñêà÷àòüÏñèõîàíàëèç
Ðàçâèòèå â ïñèõîàíàëèçå
Êíèãà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îðèãèíàëüíîå èññëåäîâàíèå ðàííåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ïîäâîäÿùåå èòîã äîëãîìó ïåðèîäó íàó÷íîé äåÿòåëüíîñòè øêîëû Ìåëàíè Êëÿéí.
Ðàáîòà óâèäåëà ñâåò â ðåçóëüòàòå çíàìåíèòîé «Äèñêóññèè î ïðîòèâîðå÷èÿõ» 1943-1944 ãã. ìåæäó ïðåäñòàâèòåëÿìè Áðèòàíñêîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî îáùåñòâà è Âåíñêîé ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé ãðóïïû. Îíà ÿâëÿåòñÿ óíèêàëüíûì äîêóìåíòîì èñòîðèè ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî äâèæåíèÿ, âàæíåéøåé âåõîé ðàçâèòèÿ ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé ìûñëè.
ñêà÷àòüÏñèõîàíàëèç
Ñáîðíèê ñòàòåé
Çàìåòêè î íåêîòîðûõ øèçîèäíûõ ìåõàíèçìàõ.
Ê âîïðîñó î ïñèõîãåíåçå ìàíèàêàëüíî-äåïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèé.
Ïå÷àëü è ìàíèàêàëüíî äåïðåññèâíûå ñîñòîÿíèÿ.
Ïðîåêòèâíàÿ èäåíòèôèêàöèÿ.
Ïñèõîàíàëèç. Øêîëà Ìåëàíè Êëÿéí.
Ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ èãðîâàÿ òåõíèêà: åå èñòîðèÿ è çíà÷åíèå.
Ñêîðáü è åå îòíîøåíèå ê ìàíèàêàëüíî-äåïðåññèâíûì ñîñòîÿíèÿì.
ñêà÷àòüÏñèõîàíàëèç
Áåñïëàòíûå ïî÷òîâûå ðàññûëêè ïî ñàìîðàçâèòèþ îò àâòîðîâ áèáëèîòåêè.
Ïîäïèñàòüñÿ
Источник
Ìåëàíè Êëÿéí (1882-1960) è ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ èãðîâàÿ òåõíèêà.
Èñêóññòâîâåä è ïñèõîàíàëèòèê Ì.Êëÿéí â èãðå ðàçðåøàëà ðåáåíêó âûðàæàòü åãî ýìîöèè è ôàíòàçèè òàê, êàê îíè âîçíèêàþò áåç âîñïèòàòåëüíîãî è ìîðàëüíîãî âëèÿíèÿ è äàæå ñîîáùàëà åìó, ÷òî ïðîèñõîäèò â åãî áåññîçíàòåëüíîé ôàíòàçèè (êðàòêî è ÿñíî â âûðàæåíèÿõ ñàìîãî ðåáåíêà). Ìåëàíè ñ÷èòàëà, ÷òî íå ïîäàâëÿòü äåòñêèå àãðåññèâíûå ôàíòàçèè âî âðåìÿ åãî èãðû ñ èãðóøêàìè è æäàòü ïîÿâëåíèÿ ÷óâñòâà âèíû çà àãðåññèþ, à ýòî è èçìåíÿåò åãî îòíîøåíèå ê âðàæäåáíîìó äëÿ íåãî, êîíêðåòíîìó ëèöó. Êëÿéí ðàññìàòðèâàëà ñâîáîäíóþ èãðó äåòåé êàê èíòåðïðåòàöèþ áåññîçíàòåëüíîãî ðåáåíêà áåç âìåøàòåëüñòâ, êîòîðûå â òî âðåìÿ ïðîïàãàíäèðîâàëà Àííà Ôðåéä. Ì.Êëÿéí îáíàðóæèëà, ÷òî èíòåðïðåòàöèÿ ìîäèôèöèðóåò òðåâîãó äåòåé, çàòðàãèâàåò íåãàòèâèçì ðåáåíêà, ïîòîìó ÷òî â îáúÿñíåíèè ôàíòàçèé ðåáåíêà ðàñïîëàãàåòñÿ òî÷êà ìàêñèìàëüíîé òðåâîãè ïðîèñõîäèò ñäâèã â ïîçèòèâíîì íàïðàâëåíèè. Äðóãèå àíàëèòèêè òîãî âðåìåíè áûëè íàïóãàíû îòêðîâåííûìè è ãëóáîêèìè èíòåðïðåòàöèÿìè Ì.Êëÿéí è ýòî íå îäîáðÿëè. Çíà÷èìîñòü ïðèðîäû èãðû ïóòåì èñòîðæåíèÿ âíóòðåííèõ êîíôëèêòîâ, ðåáåíêîì ëó÷øå ïåðåíîñèòñÿ. ×åðåç èñòîðæåíèå è îò÷àÿíèå ê èçáàâëåíèþ è ðàäîñòè! Ä.Á. Ýëüêîíèí â ñâîåé ðàáîòå: “Òåîðèè è ïðîáëåìû èññëåäîâàíèÿ äåòñêîé èãðû”, çàìå÷àåò: “Ì.Êëÿéí ñ÷èòàåò, ÷òî èãðà è èãðîâàÿ òåðàïèÿ çàìåùàåò òåõíèêó ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé, íà êîòîðîé áàçèðóåòñÿ ïñèõîàíàëèç âçðîñëîãî.  ñèñòåìå Ì.Êëÿéí êàæäîå äåéñòâèå ðåáåíêà â “èãðîâîé ñèòóàöèè” èìååò ãëóáîêî ñèìâîëè÷åñêîå çíà÷åíèå. Çàäà÷à èãðîâîé òåðàïèè çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òîáû ñäåëàòü òàêèå áåññîçíàòåëüíûå òåíäåíöèè ñîçíàòåëüíûìè. …Äåòñêàÿ èãðà îáëåã÷àåò ÷óâñòâî âèíû” (47). Ýëüêîíèí çàìå÷àåò, ÷òî çàäà÷à èãðû ñíà÷àëà âûÿâèòü ñêðûòûå òðåâîãè è âèíó ðåáåíêà, à ïîòîì îáëåã÷èòü èõ. Êëÿéí ñ÷èòàëà:
1 ÷åëîâå÷åñêèé ðàçóì ñ ñàìîãî íà÷àëà ìûñëèò â òåðìèíàõ îáúåêòîâ âìåñòî ñ èõ îòíîøåíèåì äðóã ê äðóãó è ê ñóáúåêòó.
2. ðåáåíîê õî÷åò îñâîáîäèòüñÿ îò íåñ÷àñòèé â ñâîåì âíóòðåííèì ìèðå è äåëàåò ýòî ïóòåì ýêñòåðèîðèçàöèè âî âíåøíèé ìèð íàèõóäøèõ ñèòóàöèé ïðåñëåäîâàíèÿ;
3. ÷àñòü åñòåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà çàêëþ÷àåòñÿ â ïîèñêå íîâûõ îáúåêòîâ êàê çàìåñòèòåëåé äëÿ ïðåäûäóùèõ, è èãðóøêè è òîâàðèùè ïî èãðàì – îäíà èç ôîðì îñóùåñòâëåíèÿ ñèìâîëèçàöèè òàêîãî ðîäà;
4. ðåáåíîê îáðàùàåòñÿ ê íîâûì îáúåêòàì èç-çà êîíôëèêòîâ ñ ðàííèìè îáúåêòàìè, òàê ÷òî ïåðåäûøêà äîñòèãàåòñÿ, êîãäà íàéäåí íîâûé îáúåêò (ñèìâîë).
Ýòè ïðîöåññû áåññîçíàòåëüíû è ïðåäñòàâëÿþò áîðüáó ïñèõèêè ðåáåíêà ñ òðóäíîñòÿìè. êîòîðûå ñòàâÿò ïåðåä íåþ å¸ èìïóëüñû è îáúåêòû. Èãðà, ñ òî÷êè çðåíèÿ Êëÿéí, äëÿ ðåáåíêà ñåðüåçíîå çàíÿòèå, à íå âñåãî ëèøü áàíàëüíîå ðàçâëå÷åíèå èëè òîëüêî óïðàæíåíèå â îâëàäåíèè ìàòåðèàëüíûì îêðóæåíèåì ( Ð.Õèíøåëâóä . Ñëîâàðü Êëÿéíèàíñêîãî ïñèõîàíàëèçà. “Êîãèòî-öåíòð” Ì. 2007. ñ 303-304).
À. Ô. Óñêîâ â ïðåäèñëîâèè ê êíèãå “Ìåëàíè Êëÿéí. Çàâèñòü è áëàãîäàðíîñòü.Èññëåäîâàíèå áåññîçíàòåëüíûõ èñòî÷íèêîâ” ïèøåò: “Íàèáîëåå âàæíûì äîñòèæåíèåì Êëÿéí â ïðàêòèêå äåòñêîãî àíàëèçà áûëî ñîçäàíèå èãðîâîé òåõíèêè. Îíà ñ÷èòàëà, ÷òî äåòñêèé àíàëèç íå ìîæåò ïðîõîäèòü, êàê âçðîñëûé: êîãäà ïàöèåíò ëåæèò íà êóøåòêå è ïðåäàåòñÿ âåðáàëüíûì ñâîáîäíûì àññîöèàöèÿì. Ðåáåíîê äîëæåí äâèãàòüñÿ, èãðàòü, âèäåòü ñâîåãî àíàëèòèêà. Ïîýòîìó âìåñòî âåðáàëüíûõ ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé â äåòñêîì àíàëèçå Ìåëàíè Êëÿéí ïðèìåíèëà òåõíèêó ñâîáîäíîé èãðû, èíèöèàòîðîì êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ ðåáåíîê, è êîòîðàÿ, òàê æå, êàê âåðáàëüíûå àññîöèàöèè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, ñòàíîâèòñÿ ñïîñîáîì âûðàæåíèÿ åãî æåëàíèé, ôàíòàçèé è æèçíåííîãî îïûòà. Ìåëàíè Êëÿéí òàêæå îïðåäåëèëà, êàêîâî äîëæíî áûòü ðàñïèñàíèå ïñèõîàíàëèòè÷åñêèõ ñåàíñîâ ïðè ðàáîòå ñ äåòüìè è êàê äîëæíà áûòü óñòðîåíà èãðîâàÿ êîìíàòà. Êàæäûé ðåáåíîê, â ÷àñòíîñòè, èìåë ñâîé îòäåëüíûé ÿùèê ñ èãðóøêàìè, ïðè÷åì îñîáûé àêöåïò äåëàëñÿ íà òîì, ÷òîáû èãðóøêè áûëè íåáîëüøèìè, ÷òî ïîçâîëÿëî èì âûñòóïàòü íåïîñðåäñòâåííî â êà÷åñòâå ñèìâîëîâ âíóòðåííåãî ìèðà ðåáåíêà.  îòëè÷èå îò Àííû Ôðåéä, Ìåëàíè Êëÿéí ñ÷èòàëà, ÷òî ó ìàëåíüêîãî ðåáåíêà òàêæå âîçíèêàåò ïåðåíîñ, è óäåëÿëà áîëüøîå âíèìàíèå åãî àíàëèçó, îñîáåííî àíàëèçó íåãàòèâíîãî ïåðåíîñà. Îíà òàêæå óäåëÿëà áîëüøîå âíèìàíèå àíàëèçó âçàèìîîòíîøåíèé ðåáåíêà ñ àðõàè÷åñêèìè, ÷àñòè÷íûìè îáúåêòàìè åãî âíóòðåííåãî ìèðà, íàïðèìåð ðàñùåïëåííûìè íà õîðîøóþ è ïëîõóþ ÷àñòè ìàòåðüþ è îòöîì”.
Êëÿéí, Ìåëàíè
Ìàòåðèàë èç Âèêèïåäèè ñâîáîäíîé ýíöèêëîïåäèè
Ìåëàíè Êëÿéí ( íåì. Melanie Klein; óðîæä. Ðàéöåñ ; 30 ìàðòà 1882, Âåíà 22 ñåíòÿáðÿ 1960, Ëîíäîí) âëèÿòåëüíûé áðèòàíñêèé ïñèõîàíàëèòèê àâñòðèéñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, ñòîÿâøàÿ ó èñòîêîâ äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà, èãðîâîé ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåðàïèè è òåîðèè îáúåêòíûõ îòíîøåíèé.
Áèîãðàôèÿ
Ìåëàíè Êëÿéí ðîäèëàñü 30 ìàðòà 1882 ãîäà â åâðåéñêîé ñåìüå, ãäå áûëî óæå òðîå äåòåé. Ÿ îòåö, Ìîðèö Ðàéöåñ, ñîñòîÿë âî âòîðîì áðàêå è áûë íà 15 ëåò ñòàðøå ñâîåé æåíû. Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ Ìåëàíè åìó áûëî áîëåå 50 ëåò.
 äåòñêèå ãîäû îñîáî áëèçêèå îòíîøåíèÿ ñëîæèëèñü ó Ìåëàíè ñî ñòàðøåé ñåñòðîé Ñèäîíè. Îäíàêî Ñèäîíè óìåðëà â âîçðàñòå 9 ëåò è ìàëåíüêàÿ Ìåëàíè òÿæåëî ïåðåæèâàëà ýòó óòðàòó. ×åðåç íåñêîëüêî ëåò óìåð áðàò Ýììàíóýëü, êîãäà Ìåëàíè Êëÿéí èñïîëíèëîñü 18 ëåò, óìåð å¸ îòåö, à ñïóñòÿ íåñêîëüêî ëåò ïîñëå îòöà ñêîí÷àëàñü ìàòü. Òÿæåëûå óòðàòû äåòñêèõ ëåò âûçâàëè ó Ìåëàíè ãëóáîêóþ äåïðåññèþ, êîòîðàÿ, ïî ìíåíèþ õîðîøî çíàâøèõ åå ëþäåé, ñ ãîäàìè çàêðåïèëàñü â åå ìèðîîùóùåíèè è õàðàêòåðå. Âîîáùå õàðàêòåðîì Ìåëàíè Êëÿéí âñþ æèçíü îòëè÷àëàñü ðåçêèì è íåóæèâ÷èâûì, ÷òî íåâîëüíî ñóæàëî êðóã åå ïîñëåäîâàòåëåé.
 1903 ãîäó âûøëà çàìóæ çà èíæåíåðà Àðòóðà Êëÿéíà. Íåñêîëüêî ëåò èçó÷àëà â Âåíñêîì óíèâåðñèòåòå èñêóññòâî è èñòîðèþ, îäíàêî îáðàçîâàíèå îñòàëîñü íåçàâåðøåííûì. Âìåñòå ñ ìóæåì ïîêèíóëà Âåíó è ïðîæèâàëà ñ íèì â Ñëîâàêèè è Ñèëåçèè.  áðàêå ðîäèëîñü òðîå äåòåé, îäíàêî ñåìåéíàÿ æèçíü ñëîæèëàñü íåóäà÷íî. Òÿæåëûé õàðàêòåð Ìåëàíè Êëÿéí ïîìåøàë åé ñòàòü õîðîøåé ìàòåðüþ. Ëþáâè âçàèìîïîíèìàíèÿ â îòíîøåíèÿõ ñ äåòüìè ó íå¸ íå áûëî. Ÿ äî÷ü Ìåëèòòà, òîæå ñòàâøàÿ ïñèõîàíàëèòèêîì, ïîðâàëà îòíîøåíèÿ ñ ìàòåðüþ è äàæå íà ïîõîðîíû Ì. Êëÿéí íå ÿâèëàñü.
«Äîëãèå ãîäû îíà íå îáùàëàñü ñ ìàòåðüþ. Êîãäà Ìåëàíè â ñåíòÿáðå 1960 ã. óìåðëà, Ìåëèòòà, êîòîðàÿ òîæå áûëà â Ëîíäîíå, íå ïðèñóòñòâîâàëà íà ïîõîðîíàõ  ýòîò ñàìûé äåíü Ìåëèòòà, îñòàâàÿñü äî êîíöà íåïðåêëîííîé, ÷èòàëà â Ëîíäîíå ëåêöèþ â ÿðêî-êðàñíûõ ñàïîãàõ» [1].
Ñòàðøèé ñûí Ì. Êëÿéí òðàãè÷åñêè ïîãèá â ãîðàõ, îäíàêî, ïî óòâåðæäåíèþ Ìåëèòòû, îí ïîêîí÷èë ñ ñîáîé, îò÷àÿâøèñü íàéòè âçàèìîïîíèìàíèå ñ ìàòåðüþ [2].
Ñ 1910 ïî 1919 ãîäû Ì. Êëÿéí ïðîæèâàëà ñ ñåìü¸é â Áóäàïåøòå.  1914 ãîäó, íàõîäÿñü â äåïðåññèâíîì ñîñòîÿíèè, ñâÿçàííîì ñ î ñìåðòüþ ìàòåðè è ðîæäåíèåì òðåòüåãî ðåá¸íêà, Ì. Êëÿéí îáðàòèëàñü çà ïîìîùüþ ê ïñèõîàíàëèòèêó Øàíäîðó Ôåðåíöè. Ïðîéäÿ ó íåãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêèé êóðñ, Ì. Êëÿéí ïðîÿâëÿåò èíòåðåñ ê ïñèõîàíàëèçó êàê òàêîâîìó.
 1917 ãîäó Ì. Êëÿéí íà÷àëà ñîáñòâåííóþ ïñèõîàíàëèòè÷åñêóþ ïðàêòèêó ñ àíàëèçà ñîáñòâåííîãî ìëàäøåãî ñûíà, à çàòåì ïÿòèëåòíåãî ìàëü÷èêà, ñûíà å¸ çíàêîìûõ.
 1918 ãîäó ó÷àñòâîâàëà â ðàáîòå 5ãî Ìåæäóíàðîäíîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî êîíãðåññà, ãäå ïîçíàêîìèëàñü ñ Ç. Ôðåéäîì.
 1919 ãîäó âûñòóïèëà ñ äîêëàäîì « Âëèÿíèå ñåêñóàëüíîãî ïðîñâåùåíèÿ è îòêàçà îò àâòîðèòåòà íà èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà», îñíîâàííîì íà íàáëþäåíèÿõ çà îäíèì èç ñîáñòâåííûõ äåòåé.  ýòîì æå ãîäó ñòàíîâèòñÿ ÷ëåíîì Âåíñêîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî îáùåñòâà.
 1921 ãîäó, ïî ïðèãëàøåíèþ Êàðëà Àáðàõàìà, ïîñòóïèëà íà ðàáîòó â Áåðëèíñêèé èíñòèòóò ïñèõîàíàëèçà, ãäå ïðîäîëæèëà ñâîþ èññëåäîâàòåëüñêóþ è òåðàïåâòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü â îáëàñòè äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà.
 1922 ãîäó ðàçîøëàñü ñ ìóæåì. Ñ 1924 ïî 1925 ãîäû ïðîõîäèëà ëè÷íûé àíàëèç ó Êàðëà Àáðàõàìà, êîòîðûé áûë ïðåðâàí â ñâÿçè ñî ñìåðòüþ ïîñëåäíåãî.
 1925 ãîäó, âî âðåìÿ ïîåçäêè â Ëîíäîí, Ì. Êëÿéí çíàêîìèòñÿ ñ ïðåçèäåíòîì Áðèòàíñêîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî îáùåñòâà Ýðíåñòîì Äæîíñîì, êîòîðûé ïðèãëàøàåò å¸ îñóùåñòâëÿòü ñâîþ äàëüíåéøóþ íàó÷íóþ è òåðàïåâòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü â Àíãëèè.
 1926 ãîäó Ì. Êëÿéí îêîí÷àòåëüíî ïåðååçæàåò â Ëîíäîí, ãäå ïðîäîëæàåò àêòèâíî ðàçâèâàòü ñâîè èäåè, ñâÿçàííûå ñ äåòñêèì ïñèõîàíàëèçîì è èñïîëüçîâàíèåì òåõíèêè èãðû ñ ìàëåíüêèìè ïàöèåíòàìè. Èäåè Ì. Êëÿéí áûëè êðèòè÷åñêè âîñïðèíÿòû Àííîé Ôðåéä.  ðåçóëüòàòå äëèòåëüíûõ äèñêóññèé ìåæäó ñòîðîííèêàìè Ì. Êëÿéí è À. Ôðåéä ïðîèçîøåë ðàñêîë â Áðèòàíñêîì ïñèõîàíàëèòè÷åñêîì îáùåñòâå è îáðàçîâàëèñü òðè ãðóïïû ïñèõîàíàëèòèêîâ êëÿéíèíñêàÿ, ôðåéäîâñêàÿ è íåçàâèñèìàÿ [3].
 30-å ãîäû èäåè Êëÿéí íàøëè ïîääåðæêó ó íåêîòîðûõ ïñèõîàíàëèòè÷åñêè îðèåíòèðîâàííûõ âðà÷åé. Íåêîòîðûå èç íèõ, Äîíàëüä Âèííèêîòò è Äæ. Áîëáè, ïðîøëè ó íå¸ àíàëèç.
Ïîñëå Âòîðîé ìèðîâîé âîéíû Ì. Êëÿéí â îñíîâíîì ðàáîòàëà êàê îáó÷àþùèé àíàëèòèê è êàê ñóïåðâèçîð, îòêàçàâøèñü îò àêòèâíîé ðîëè â æèçíè Áðèòàíñêîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî îáùåñòâà.
22 ñåíòÿáðÿ 1960 ãîäà ïîñëå ïåðåíåñåííîé îïåðàöèè Ìåëàíè Êëÿéí óìåðëà îò ýìáîëèè ë¸ãî÷íîé àðòåðèè.
Íàó÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü
Íàáëþäåíèÿ çà èãðàìè ñîáñòâåííûõ äåòåé 2-3 ëåò ïðèâåëè å¸ ê âûâîäó, ÷òî èìåííî íà ýòîò âîçðàñò ïðèõîäèòñÿ ôîðìèðîâàíèå Ýäèïîâà êîìïëåêñà.
 õîäå èçó÷åíèÿ íàèáîëåå àãðåññèâíûõ èìïóëüñîâ ìàëåíüêèõ ïàöèåíòîâ ( çàâèñòü, æàäíîñòü, íåíàâèñòü) Êëÿéí ðàçðàáîòàëà òåõíèêó ðàáîòû ñ äåòüìè, íå óòðàòèâøóþ àêòóàëüíîñòè è â íàøè äíè. Àíàëîãîì ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé â äåòñêîì ïñèõîàíàëèçå ÿâëÿåòñÿ èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü. Îíà ïðèäàâàëà áîëüøîå çíà÷åíèå ïåðåíîñàì è êîíòðïåðåíîñàì, à òàêæå ðàñêðûëà îñíîâîïîëàãàþùåå çíà÷åíèå ðàñùåïëåíèÿ äåòñêîãî ñîçíàíèÿ â ñàìîì ðàííåì âîçðàñòå íà ñîñòàâëÿþùèå åãî îñíîâíûå ïîíÿòèÿ: « õîðîøèé» ( àíãë. good ) è «ïëîõîé». [4] .
Îäíà èç íàèáîëåå âàæíûõ èäåé Êëåéí ñîñòîèò â òîì, ÷òî àãðåññèÿ è ëþáîâü âûñòóïàþò â êà÷åñòâå ôóíäàìåíòàëüíûõ îðãàíèçóþùèõ ñèë ïñèõèêè. Àãðåññèÿ ðàñùåïëÿåò ïñèõèêó, òîãäà êàê ëþáîâü åå öåìåíòèðóåò. Ðåáåíîê (èëè âçðîñëûé) áóäåò àãðåññèâíî «ðàñùåïëÿòü» ìèð, ñ òåì ÷òîáû îòâåðãíóòü òî, ÷òî îí íåíàâèäèò, è ñîõðàíèòü òî, ÷åãî îí æåëàåò. Ïîñòîÿííîå æåëàíèå ðåáåíêà èìåòü ðÿäîì äîáðóþ è íàïîëíåííóþ ãðóäü è îòâåðãàòü îïóñòîøåííóþ, íàçîéëèâóþ èëè áåçó÷àñòíóþ ãðóäü. Òàêèì îáðàçîì, Êëåéí ïîñòóëèðîâàëà, ÷òî ïåðâûì îðãàíèçàòîðîì ïñèõèêè ÿâëÿåòñÿ ïðîöåññ ðàçäåëåíèÿ. Ýòîìó äåñòðóêòèâíîìó, ðàñùåïëÿþùåìó ïðîöåññó ïðîòèâîñòîèò äðóãîé, îðãàíèçóþùèé ïðîöåññ, êîòîðûé ïðîèçâîäèò èíòåãðàöèþ è ñïîñîáñòâóåò öåëîñòíîñòè è ëþáâè. Êëåéí çàìåòèëà, ÷òî ðåáåíîê, ïðîÿâëÿþùèé íåíàâèñòü ê ñâîåé ìàòåðè (õîòÿ áû â ôàíòàçèÿõ), ñî âðåìåíåì ïîïûòàåòñÿ âîñïîëíèòü òîò óùåðá, êîòîðûé, ïî ìíåíèþ ðåáåíêà, áûë èì íàíåñåí. Òèïè÷íûé ïðèìåð ýòîãî ðåáåíîê, ïðåäëàãàþùèé ëþáèìóþ èãðóøêó â âèäå äàðà, ñ òåì ÷òîáû óòåøèòü ìàìó, êîòîðîé îí ïðè÷èíèë áîëü â ñâîèõ ôàíòàçèÿõ. Òåì ñàìûì ìàìà, êîòîðàÿ â ñîçíàíèè ðåáåíêà áûëà ðàñùåïëåíà, ñîëüåòñÿ â åäèíûé îáðàç, îáúåäèíÿþùèé â ñåáå õîðîøåå è ïëîõîå. Ïîëàãàëà, ÷òî ñóïåðýãî ïðèñóùå ñòðóêòóðå ëè÷íîñòè îò ðîæäåíèÿ è ÷òî ðåá¸íîê â õîäå ñâîåãî ðàçâèòèÿ ïðîõîäèò ÷åðåç ïàðàíîèäíî-øèçîèäíóþ ïîçèöèþ (ñâÿçàííóþ ñ äåñòðóêòèâíûìè èìïóëüñàìè) è äåïðåññèâíóþ ïîçèöèþ (êîíòðîëü ëèáèäî). Îáà òåðìèíà ïîëó÷èëè øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå â ïñèõîàíàëèçå.
Âåëà îæèâë¸ííóþ ïîëåìèêó ñ Àííîé Ôðåéä ïî ïîâîäó ïåðåñìîòðà ðÿäà ïîëîæåíèé ó÷åíèÿ å¸ îòöà, â îñîáåííîñòè êàñàþùèõñÿ ïðîÿâëåíèé àãðåññèè â äåòñêîì âîçðàñòå. Êëÿéíîâñêèé ïñèõîàíàëèç åäèíñòâåííàÿ íåîôðåéäèñòñêàÿ øêîëà (ïîìèìî ëàêàíîâñêîé), ïðèíèìàþùàÿ ñóùåñòâîâàíèå âëå÷åíèÿ ê ñìåðòè.
Ñðåäè ïîñëåäîâàòåëåé Ìåëàíè Êëÿéí áûëè òàêèå ïñèõîàíàëèòèêè, êàê Ãåðáåðò Ðîçåíôåëüä, Óèëôðåä Áèîí, Áåòòè Äæîçåô, Õàííà Ñåãàë, Äîíàëüä Ìåëüöåð, Ðîæäåð Ìàíè-Êåðë.
Источник