Развитие одаренности ребенка в начальной школе

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В. Г. Исмагилова,

учитель начальных классов

МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ»

с. Набережные Моркваши

                                                                             Верхнеуслонского муниципального района

 «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности, это дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.»

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Одним из ведущих направлений деятельности образовательных учреждений является поддержка и развитие творческого потенциала учащихся. Поэтому в школах активно ведется системная работа с одаренными детьми, которая заключается в предоставлении широкого выбора занятий, направленных на развитие школьника: предметные олимпиады, экскурсии, секции, кружки, КВНы, соревнования и т.д.

Под одаренностью многие специалисты понимают заложенные на генетическом уровне способности ребенка, а также темп их развития и возможность достижения незаурядных результатов в одном или сразу в нескольких видах деятельности. На сегодняшний день существует две кардинально противоположные точки зрения: все дети являются одаренными от рождения и одаренные дети встречаются очень редко. Такое противоречие мнений можно объяснить тем, что специалисты выделяют два вида одаренности:

•потенциальную – одаренность, которая не заметна сразу, но проявляется со временем под воздействием благоприятных обстоятельств. Этот вид одаренности присущ многим детям;

•актуальную – очевидная одаренность, которая проявляется с раннего возраста и хорошо заметна всем окружающим. Актуально одаренные дети встречаются очень редко.

Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Формы выявления одаренных детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся.

Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание.

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Да – нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе.

Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, мышление, память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Существует множество разных типов и форм уроков.  Я  в своей работе использую личностно ориентированный подход .  Именно он позволяет реализовать принцип «обучать не всех, а каждого», именно он позволяет за 45 минут создать условия и для обучения учащихся, и для развития каждого ученика/ Нам это помогает более эффективно оценить качество знаний выпускников начальной школы, а также психологически подготовить учащихся к предметному обучению в среднем звене.

Читайте также:  Развитие ребенка по методике лазарева

           С началом  нового учебного  года! Удачи всем и благодарных, талантливых учеников!

.Литература:

1.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, № 6.

2.Гильбух ЮЗ. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1993.

3.Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал, 2004, т. 15, № 4, с. 83-93.

4.Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск,2011.

5.Лейтес КС Умственные способности. М: Педагогика, 1971.

7.Семенов КН. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 2014, №1, с. 56-64.

Источник

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани

РАЗВИТИЕ

ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на совещании учителей

УЧИТЕЛЬ: Нигматуллина Ю.И. ,          

Вторая квалификационная категория

6 декабря 2009

СЛАЙД 1      Тема: Развитие  детской одарённости в

                         начальной школе.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

СЛАЙД 2

ОДАРЁННОСТЬ— уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном.

ОДАРЕННОСТЬ ( Ожегову) – наличие у человека задатков к развитию способностей.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Одарённость – это не врождённое , а приобретённое качество, которое может как появиться и развиться, так и исчезнуть. Для поддержания одарённости человека необходима целенаправленная системная работа.

Многие часто путают мастерство(способности) с одарённостью. Наличие способностей без одарённости не даёт человеку возможность проявить творчество. Одарённость без способностей может сопровождаться бессистемными актами творчества. Творчество есть совокупность одарённости и способностей.  

Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей. 

СЛАЙД 3

1. Познавательные способности и навыки

  • Владение большим объемом информации.
  • Богатый словарный запас.
  • Перенос усвоенного на новый материал.
  • Установление причинно- следственных связей.
  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
  • Умение делать выводы.
  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.
  • Участие в решении сложных проблем.
  • Организация информации.
  • Умение улавливать сложные идеи.
  • Умение замечать тонкие различия.
  • Чувствительность к противоречиям.
  • Использование альтернативных путей поиска информации.
  • Анализ ситуаций.
  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
  • Умение предвидеть последствия.
  • Умение рассуждать.
  • Построение гипотез.
  • Применение идей на практике.
  • Способность к преобразованиям.
  • Критичность в мышлении.
  • Высокая любознательность.

СЛАЙД 4

2.Творческие способности

  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление.
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Быстрота мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
  • Богатое воображение.
  • Восприятие неоднозначных вещей.
  • Высокие эстетические ценности.
  • Развитая интуиция.

СЛАЙД 5

3. Особенности эмоциональной сферы

  • Реалистическая Я-концепция.
  • Уважение к другим.
  • Терпимость к особенностям других людей.
  • Склонность к самоанализу.
  • Терпимое отношение к критике.
  • Готовность делиться вещами и идеями.
  • Настойчивость в выполнении задания.
  • Независимость в мышлении и поведении.
  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
  • Соревновательность.
  • Чувство юмора.
  • Чуткость к анализу нравственных проблем.
  • Уверенность в своих силах и способностях.
  • Внутренняя мотивация

Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе
наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.  Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

СЛАЙД 6

Как правило, у одаренных детей проявляются:

  • высокая продуктивность мышления;
  • легкость ассоциирования;
  • способность к прогнозированию;
  • высокая концентрация внимания;

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На наш взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Сам учитель должен быть непременно талантливым, способным к творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, умелым организатором, психологом, владеющим передовыми педагогическими технологиями.

СЛАЙД 7

В школе одаренным детям создаются условия, включающие

  • расширение содержания образования в определенной области науки (предметные кружки, секции, НОУиУ);
  • стимулирование познавательных способностей учащихся;
  • дифференцированный подход в образовательной деятельности;
  • регуляцию конфликтов;
  • антистрессовую работу.

Широкое использование педагогами в учебной деятельности индивидуально – личностного подхода к учащимся способствует реализации индивидуальной траектории развития, интеллектуальных способностей ребенка. Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.

СЛАЙД 8 – 19

Мероприятия, способствующие выявлению одаренности, развитию творческих способностей учащихся:

  • 8. Всероссийская игра – конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»
  • 9. Международная игра – конкурс по математике «Кенгуру»
  • 10. Международный интернет  –  конкурс «Эрудит планеты»
  • 11. Ежегодный школьный интеллектуальный марафон  
  • 12. Всероссийский интернет – конкурс «Инфознайка»
  • 13. Всероссийский марафон учеников-занковцев
  • 14. Районная НПК «Первый шаг в науку»
  • 15. Районная НПК «Я – исследователь»
  • 16. Работа кружка «Край мой Татарстан» совместно с ГДЭБЦ
  • 17. Предметные недели
  • 18. Творческие конкурсы(чтецов, газет, рисунков и т. д.)
  • 19. Дополнительное образование
Читайте также:  Значение музыкального воспитания в общем развитии ребенка

В рамках данного направления поведен ряд мероприятий, способствующих выявлению одаренности, развитию творческих способностей учащихся. Ученики начальной школы приняли участие во всероссийских, городских и районных конкурсах и олимпиадах.

Во Всероссийской игре – конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» в прошлом году  приняли участие 79 учеников начальной школы, а в этом году – 97учеников.

В международной игре – конкурсе по математике «Кенгуру»  в прошлом сезоне участвовали 78 учеников. В число 10-ти лучших в регионе вошла наша ученица 2 класса.  

Международный интернет –  конкурс «Эрудит планеты» .  Если в прошлом году участвовало 30учащихся и 5 педагогов начальной школы  , то в этом году участвуют  36 учащихся и 6 педагогов начальной школы.  

Ежегодный школьный интеллектуальный марафон. Здесь участвуют все дети,  без исключения с 1 по 4 классы, проверяют свои способности. Это в помощь учителю в выявлении одарённых детей.

Всероссийский Интернет – конкурс «Инфознайка» . Планируем участие в январе 2010 года впервые. В подготовке помогает ,организованный  в этом году, кружок информатики.

         Всероссийский марафон учеников-занковцев. В этом марафоне принимаем участие и занимаем призовые места уже 3 года. В прошлом году Анисимова Камила заняла 2 место в районе и участвовала в городском туре. В нынешнем году 1 место в районе и 8 место по городу заняла Епишева Ксения, ученица 4б класса. Маньков Михаил занял 3 место.

Районная Научно-Практическая Конференция «Первый шаг в науку» для начальной школы. Дипломы в позапрошлом году получили Сергеев Богдан, Ильясов Линар, Тимофеев Андрей, в прошлом году ЕпишеваКсения и Родионова Екатерина.

Районная Научно-Практическая Конференция «Я – Исследователь » для начальной школы.  Позапрошлый сезон         Сергеев Богдан, Ильясов Линар, Тимофеев Андрей заняли 3 место. В прошлом году учащиеся 3б класса – Астраханцева Аня, Пояркова Лиза. Епишева Ксюша были награждены благодарностью за участие.

Работа кружка «Край мой Татарстан» совместно с ГДЭБЦ . Участвуем  в различных выставках и акциях, конкурсах. Учащиеся 3-4 классов принимают участие в НПК.  Неоднократно награждались грамотами, дипломами, сертификатами.

Для формирования интереса к школьным предметам и мотивации учащихся к углубленному изучению научных дисциплин была проведена Предметная неделя в начальной школе для учеников 1-4 классов. Каждый учитель провел по одному мероприятию на параллели. Результативность данной работы в том, что при подведении итогов большинство учащихся обратились с просьбой о проведении предметной недели в самом ближайшем будущем.

Творческие конкурсы. Это различные конкурсы чтецов,  стенгазет, рисунков, агитбригад и т. п. В них раскрываются компоненты одарённости, не связанные с учёбой.

Дополнительное образование играет не последнюю роль в работе с одарёнными детьми. Оно развивает, не связанные с учебной деятельностью,  способности у учащихся . В нашей школе работает  ДМШ, кружок «Плетение бисером», информатика.

Развитие одарённости – это не только заслуги школы и школьных учителей. У нас многие учащиеся серьёзно занимаются спортом и имеют некоторый рост в этой области. Например, Викторова Кристина- 4а  (гимнастика)  Тимофеев Саша – 4а (карате) , Муллагалиева Диана –  3б (лёгкая атлетика), Нигматуллин Р – 3б (карате), Петровичева Алина – 3б (карате и бальные танцы) Маулиев Расим  – 3б (бальные танцы), Данилов Даниил – 4б (карате – 4 место в России и б.танцы – 1 место в РТ, 4 место РФ в паре с  Епишевой Ксенией), Осипов Илья – 2а (хоккей), Гиздатова Алина и Никитина Диана – 2а (бальные танцы).

В работе с одарёнными детьми используем различную литературу.

( показ )

В отдельной папке собираем различный материал, помогающий при подготовке к олимпиадам и конкурсам  по русскому языку ( н-р, «Медвежонок») и по математике ( н-р, «Кенгуру»)

Хочется сказать , что мы не останавливаемся на достигнутом, а стараемся двигаться дальше и глубже. По статистике в 3-4 года одарённых детей 8 %, а  к моменту вступления ребёнка в школу, их всего лишь 1 %  , из числа всех детей.  И мы стараемся не потерять этот 1% ,поднять процентный состав, развить одарённость у учащихся у которых есть способности.

На данный момент методическое объединение учителей начальных классов школы №15 совместно с учителями старших классов работает над созданием программы по работе с одарёнными детьми.

СЛАЙД 20

…если мы знаем, как из слабости возникает сила,

из недостатков – способности, то мы держим в

своих руках ключ к проблеме детской одаренности.

Лев Семёнович Выготский

(советский психолог)

Источник

Развитие одарённости в начальной школе

Зубкова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №2 с УИОП»

г. Губкин Белгородской области

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту,

вселить в них радость сотворчества,

то создавай им такие условия, чтобы искорки

их мыслей образовывали царство мыслей,

дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Читайте также:  Развитие речи ребенка лингвистические игры

Ш.А. Амонашвили

        Политика государства в области образования определила актуальность и особую важность работы с одаренными детьми. В национальной инициативе «Наша новая школа» среди шести основных направлений развития системы образования, на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена поддержка талантливых детей. Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях выявления и поддержки юных талантов, закреплено требование об увеличении числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. Развитию одарённости и таланта детей способствуют и окружные долгосрочные целевые программы, действующие в регионах РФ. На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь одаренные дети – главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания.

С точки зрения психологии, одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выявление одаренных детей проводится на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

        Можно выделить 3 этапа выявления одаренных детей:

1 этап – подготовительный, на котором учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов.

2 этап – основной (диагностический). На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом.

3 этап – обобщающий. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности.

        Мною разработаны анкеты для определения способностей ребёнка, которые  помогут при анализе поведения, умственного и физического развития ученика. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка, поэтому при необходимости можно добавлять собственные характеристики. Виды анкет: способность к занятию научной деятельностью, музыкальные способности, технические способности. литературное дарование, артистические способности, способности к спорту, интеллектуальные способности, художественные способности.

        Важная роль в работе с одарёнными детьми отводится учителю.

Учитель должен быть:

-талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

-профессионально грамотным;

-интеллигентным, нравственным  и эрудированным;

-владеть современными  педагогическими  технологиями;

– быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным;

-умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.

        Моя работа с одаренными учащимися представлена по следующим направлениям:

– индивидуальная дифференцированная работа

– кружковая работа по предмету

– проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель

– участие в олимпиадах разного уровня

– участие в творческих конкурсах разного уровня

– детское портфолио

        Мероприятия, способствующие выявлению одаренности, развитию творческих способностей учащихся:

– Всероссийская игра – конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»

– Международная игра – конкурс по математике «Кенгуру»

– Международный конкурс «Человек и природа»

– Всероссийский заочный конкурс «Интеллект-экспресс»

– Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»

– Муниципальный конкурс «Первый шаги в науку»

– Школьный конкурс «Я – исследователь»

        Существенным фактором, влияющим на интеллектуальное,  и личностное развитие ребенка, является семья. Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – ребёнок.

        Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

 – психологическое сопровождение семьи способного ребенка;

 – информационная среда для родителей;

 -совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;

 – поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

        Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь  «искру божью», вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Надо просто приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Учителю необходимо относится к данной проблеме  с полной ответственностью, помнить правило: «не навреди».

        Израильский психотерапевт  Эрика Ландау сказал: «Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира».                                           

              Задача  педагогов в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

Список литературы

1.Тихомирова Л.Ф. “Упражнения на каждый день ЛОГИКА для младших школьников “. Ярославль, 1998.

2.Научно-методический журнал «Заместителя директора по воспитательной работе» №3/2009.

3.Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.

4.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

5.Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

6.Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .

Источник