Развитие одаренности ребенка средствами музыки
Марина Петровская
Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми
Организация образовательной работы
с музыкально одарёнными детьми
Одарённость человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он
вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов, и не только музыкальных.
Актуальность данной задачи очевидна: способные, талантливые люди всегда нужны государству, именно они, одарённые, разрабатывают новые технологии, покоряют Космос, создают шедевры искусства. Сегодня информационное общество требует ускорения технологического и гуманитарного развития, поэтому не случайно внимания и поддержки одарённых детей. И первая, самая важная ступень этой системы – дошкольное образование.
Воспитание и развитие одарённых и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, я обозначила для себя проблему поиска оптимальных путей развития музыкально одарённых детей, поиска педагогических приёмов и методов взаимодействия с ними.
Процедуры выявления музыкально одарённых детей
Зная своих воспитанников, я без специально организованных процедур диагностики могу различить группу детей по тем или иным качествам: кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке (и, как правило, у таких детей это лучше получается).
Но музыкально одарённые дети – особые, они нуждаются в понимании, в нестандартных методах взаимодействия с ними. Поэтому без специально организованных процедур педагогической диагностики всё-таки нельзя обойтись.
На первых этапах я выявляю уровень музыкальной восприимчивости и эмоциональной отзывчивости на музыку, наблюдаю за поведением детей в новой для них обстановке, за тем, как они обращаются с новыми для них музыкальными инструментами, как реагируют на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи.
Затем выявляю уровень развития динамического слуха. Определяю уровень музыкального мышления.
На заключительном этапе диагностирую музыкальную память.
Музыкально одарённые дети легче усваивают материал, они непринуждённо справляются с заданиями. Поэтому в групповой непосредственной образовательной деятельности стараюсь выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними: чтобы, с одной стороны, позволить реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям. В групповой непосредственной образовательной деятельности музыкально одарённые дети реализуют свои способности в различных формах совместной деятельности:
* в танцевальной миниатюре берут на себя ведущую роль – показывают движения другим детям;
* в пении – солируют запев песни;
* в игре-драматизации – играют главного персонажа и т. д.
Также их творческий потенциал и развитые способности необходимы при подготовке сольных номеров или номеров с участием солистов. И хотя на групповом игровом сеансе музыкально одарённым детям я уделяю особое внимание, нередко они испытывают определённого рода голод, который выражается в потребности творить что-то ещё, за рамками программного содержания.
Музыкальная одарённость
– Ребёнок проявляет большой интерес к занятиям;
– чутко реагирует на характер и настроение музыки;
– в исполнении музыкальных произведения (песня или танец) вкладывает много энергии и чувств;
– любит слушать музыку;
– стремится посещать концерты и выступления;
– сочиняет собственные, оригинальные мелодии;
– стремится выразить своё настроение в исполнении.
Условия выявления и развития
музыкальной одарённых детей
• создание предметно-развивающей среды;
• накопление опыта художественно-творческой деятельности в различных её видах;
• развитие творческого воображения.
Музыкальная студия для одарённых детей
В нашем детском саду для музыкально одарённых детей я организовала кружки: музыкальный театр кукол и актёров «Волшебный сундучок» и кружок раннего музыкального развития «Гусельки». Кроме того, существует вокальная группа «Росинка». Целью курса музыкального образования является развитие у детей эстетического восприятия, интереса и любви к музыке, реализация потребности в творческом самовыражении.
Данный курс решает задачи музыкального развития детей в восприятии музыки, исполнительстве, творчестве, музыкальной образовательной деятельности.
В основу системы работы легли такие принципы:
1. Единство эмоционального и сознательного.
2. Импровизационность.
3. Гуманность.
4. Систематизация знаний.
5. Целостность.
6. Интеграция искусств.
7. Учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка (личностно-ориентированный подход).
Формы работы с одарёнными детьми
Музыкальная непосредственная образовательная деятельность – основная форма работы с детьми. Проводиться 2 раза в неделю длительностью 30 мин. По методике проведения она приближена к традиционной, используются типовые, сюжетные и театрализованные виды деятельности, которые объединяются в блоки (подчинённые определённой теме):
• «Музыкальные жанры»;
• «Какие чувства передаёт музыка?»;
• «О чём рассказывает музыка?»;
• «Как рассказывает музыка?»;
• «Юные музыканты»;
• «Что узнал – всем расскажи, что умеешь – покажи».
Все музыкально-игровые сеансы объединяются игровым сюжетом, который предполагает знакомство с музыкой через путешествия. Некоторые из них предполагают выполнение домашнего задания, что способствует взаимодействию и сотрудничеству с семьёй.
Методы и приёмы взаимодействия с одарёнными детьми
При проведении музыкальных игровых сеансов педагогический процесс выстраиваю на вариативной основе, использую методы и приёмы конструктивной основе взаимодействия с детьми, создаю атмосферу эмоциональной заинтересованности, доверия, искренности.
Музыкальный материал, предлагаемый мной музыкально одарённым детям, не обязательно сложнее, но разнообразней и вариативней, и подбираю я репертуар с учётом возможностей и предпочтений детей. Содержание работы музыкальной студии не сводится к простому заучиванию и репетициям. Работая с музыкально одарёнными детьми, всегда оставляю место импровизации, творчеству.
Критериями оценки музыкальных способностей и начал музыкальной культуры в моей работе с одарёнными детьми служат показатели диагностики, разработанные О. П. Радыновой.
Диагностику провожу как индивидуально, так и в музыкальной непосредственной образовательной деятельности 2 раза в год. Диагностические исследования музыкально одарённых детей в 2014 – 2015гг. показали, что дети стали более активны и раскрепощены в своих суждениях о музыке (и в других видах искусства). Они всегда рады встрече с музыкой, любят придумывать истории, связанные с музыкой. В музыкально-ритмических импровизациях стараются передать характер и движение мелодии, придумать новые движения. Наблюдая за детьми, педагоги и родители заметили, что ребята с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах, у них накопился исполнительский опыт.
Таким образом, анализируя эффективность проведённой мною работы с дошкольниками, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости, я пришла к выводу, что необходимо развивать и совершенствовать систему занятий в музыкальной студии. Это позволит значительно поднять уровень музыкального развития детей, сформирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепит их уверенность в своих возможностях.
Реализацию поставленных целей добивалась через решение ряда задач:
– сформировать у детей навыки творческой деятельности;
– развивать вокально-певческие навыки (чистоту интонирования, правильное звукообразование, певческое дыхание, дикцию, умение петь в ансамбле);
– развивать музыкальную восприимчивость и эмоциональную отзывчивость;
– развивать навыки исполнительского мастерства;
– выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
– развивать умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства;
– развивать навыки концертной деятельности.
Театрализация – один из самых универсальных, доступных и любимых видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции развития ребёнка.
Владею и применяю в практике профессиональной деятельности следующие образовательные технологии и методики:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В. В. , так как для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В. В. Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, так как провожу их в игровой форме.
В артикуляционную гимнастику входит: работа с языком и с губами, зарядка для челюсти и мышц шеи.
После проведения артикуляционной гимнастики использую интонационно-фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки.
2. Игры со звуком (Звук обладает определёнными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный и т. д. Материалом для звука может служить всё, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри и т. д.)
3. Работа с руками. Руки помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. Создаю ситуации, когда ребёнок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот приём помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения.
4. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, речь, дикцию, дыхание, интонацию, творческие способности, вырабатывают выразительность исполнения.
5. Дыхательная гимнастика укрепляет физиологическое дыхание детей (без речи, формирует правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох, тренируется сила вдоха и выдоха, согласованность работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
6. Логоритмика способствует активизации высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, увеличивает объём памяти, развивает общую моторику, музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух, развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, развитие чувства ритма, пространственной организации движений, мимики.
7. Здоровьеформирующие технологии:
– валеологические песни-распевки с самомассажем:
– активное слушание музыки;
– ритмопластика;
– психогимнастика;
– песенное и тацевальное творчество;
– музыкотерапия.
Полноценная работа по организации образовательной работы с одарёнными детьми невозможна без взаимодействия, как с самими воспитанниками, так и с педагогами и родителями. В связи с этим мною были подобраны разнообразные формы работы в этом направлении:
1. Проведение консультаций для воспитателей и родителей по темам: «Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии личности ребёнка»; «Развитие детей в театрализованной деятельности»; «Интеграция музыкального развития с разделами основной общеобразовательной программы ДОУ»; «Художественно- эстетическое развитие детей посредством театрального искусства».
2. Организация условий для музыкально-театрализованной деятельности:
специальное помещение со сценой и зрительным залом, костюмы и декорации, различные атрибуты для занятий, набор детских музыкальных инструментов, куклы для театра и ширма, наглядный материал, аппаратура (синтезатор, магнитофон, фортепиано).
3. Создание учебно-методического обеспечения:
– методические материалы по музыкально- театрализованной деятельности;
– картотека стихов, потешек, загадок, сказок;
– сценарии досугов и праздников;
– картотеки дидактических музыкальных игр;
– фонотека, медиатека по данному направлению;
– библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром театра и изоискусства.
4. Организация студии «Музыкальный театр кукол и актёров», кружка раннего музыкального развития «Гусельки».
5. Участие в общегородских мероприятиях, праздниках, концертах.
6. Участие в муниципальных, городских, областных музыкальных и
театральных конкурсах и выступлениях.
Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести педагогический замысел таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нём. Любое творчество начинается с проблемы: чего-то нет, значит, нужно придумать и сделать!
Нет сценария – сочиним его! (Предлагаю детям придумать сказку или историю для дальнейшей театрализации. Можно использовать технологию А. И. Бурениной, представленную в пособии «Театр Всевозможного»);
Нет артистов, режиссёра – сами распределим роли!
Нет декораций – нарисуем!
Нет костюмов – подберём одежду, изготовим детали и т. п.
Конечно, педагог при этом является наставником, мудрым советчиком, главным Волшебником.
В процессе включения детей в музыкально-театрализованную деятельность убедилась в том, что использование куклы помогает детям увидеть своё отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Поэтому в деятельности «Музыкального театра кукол и актёра «Волшебный сундучок»» широко используем куклы би-ба-бо и ростовые куклы. Это способствует активизации интереса детей, развитию у них артистических способностей, побуждает детей к импровизации, самостоятельным творческим поискам выразительных средств исполнения.
Для целенаправленной занятий с дошкольниками музыкально-театрализованной деятельностью в 2009 году на базе МБДОУ д/с №2 мною был организован кружок «Музыкальный театр «Волшебный сундучок»». На занятиях дети последовательно знакомятся с видами театра, историей театра, его жанрами, устройством и профессиями; у них формируется умение понимать основную идею литературного произведения (пьесы) и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку, давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения, образные выражения. У детей формируются навыки кукловождения, способность подбирать музыкальные характеристики героев и музыкальные фрагменты к единицам сюжета, развивается умение передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыки, формируются образные исполнительские умения и навыки и т. д.
Театрализованная деятельность является основой творческого и интеллектуального развития детей в нашем музыкальном театре, она способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех познавательных процессов. Чем раньше и больше разных ролей ребёнок перепробует в детском театре, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни. Поэтому театрализованная деятельность является мощным инструментом развития всех качеств личности, формирования коммуникативных навыков как основ социальной культуры, способствует интеграции всех образовательных областей, что соответствует ФГОС.
Взаимодействие с семьёй одарённого ребёнка
Взаимодействие с семьёй выстраиваю по следующим направлениям:
1. Информационно-аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных и предполагает решение педагогических задач:
– выявить интересы и предпочтения родителей;
– уровень их осведомлённости в вопросах музыкального образования и воспитания детей;
– семейный опыт, семейные традиции воспитания детей.
2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы. Основной задачей является повышение компетентности родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребёнка.
3. Наглядно-информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок-передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с музыкальным репертуаром, а также узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить знания о народных праздниках, традициях, культуре и быте.
4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. Используются такие формы взаимодействия, как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.
5. Создание предметно-развлекательной среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций.
Родители одарённого ребёнка должны быть достаточно инфомированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для этого я организую на собраниях, музыкальных гостиных, мастер-классах показ видео-информации для родителей о том, как в ДОУ поставлена работа по развитию музыкальных способностей детей. Подготовила и провела консультации по теме «Способности ребёнка – в ваших руках», «Музыкально одарённый ребёнок», «Музыкальное воспитание в детском саду и дома». В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности мотивирую их на помощь детям, на поощрение их стараний и достижений, а также на содействие дальнейшему обучению детей. Дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, они нуждаются в этом, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
В ходе беседы многим родителям было предложено продолжить развитие вокальных и других музыкальных способностей детей в кружках «Музыкальный театр «Волшебный сундучок»», «Гусельки» (раннее музыкальное развитие, в ДШИ. Некоторые дети поступили на хореографическое, инструментальное, эстетическое отделения.
Таким образом, анализируя эффективность проведённой мною работы с детьми ДОУ, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости, я пришла к выводу, что система музыкальных занятий в музыкальной студии позволяет значительно поднять уровень музыкального развития детей, формирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и к другим видам деятельности, укрепляет их уверенность в своих способностях.
Музыкальный руководитель Петровская М. В.
Источник