Развитие одаренного ребенка в системе дополнительного образования

Развитие одаренного ребенка в системе дополнительного образования thumbnail

Развитие одаренного ребенка в системе дополнительного образования

Библиографическое описание:


Комарова, С. Я. Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования / С. Я. Комарова, Н. В. Малышева, С. И. Рябинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1458-1459. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30444/ (дата обращения: 28.01.2021).



Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна, потому что, одарённые дети являются творческим потенциалом для развития дополнительного образования. И задача педагогов позволяет решать одну из главных проблем дополнительного образования — это выявление, развитие и поддержку одарённых детей, так как эти дети проявляют особые умственные, творческие и физические возможности, и могли бы своевременно получать углублённое образование, раньше включаться в творческую жизнь.

Как же можно выявить одарённость ребёнка? Выявить одарённых детей можно: в первую очередь в семье — это мнение родителей о круге интересов и склонностях, об особенностях личностного развития их ребёнка, области наибольшей успешности. Во вторую — в дошкольном учреждении и школе, при использовании таких форм деятельности, как анализ особых успехов и достижений ребёнка: создание банка данных по одарённым детям; на основе итогов конкурсов, соревновательных мероприятий, выставок; а также достигнутых практических результатов в основных областях деятельности.

В системе дополнительного образования можно выделить формы обучения одарённых детей: система творческих конкурсов и выставок; творческие лаборатории; обучение в малых группах и индивидуальное обучение по программам творческого развития в определённой области; работа по творческим и исследовательским проектам; соревновательные мероприятия. Также на базе учреждения дополнительного образования необходимым является организовать психологическое сопровождение родителей одарённого ребёнка: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка и родителя, поддержка и поощрение родителей.

Работая с одарёнными детьми выделим несколько этапов:

  1. Разработка личностно-ориентированного подхода к обучению одарённых детей.
  2. Развить в одарённом ребёнке психологию лидера. Он должен не стесняться показывать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны.

Эти дети также нуждаются в поддержке со стороны взрослых и педагоги призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.

В системе дополнительного образования можно выделить следующие направления развития одарённости детей:

  1. Создание мотивации к развитию и обучению, т. е. побуждать ребёнка ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.
  2. Развивать самостоятельность, активное отношение к окружающему миру. Задача взрослых направить энергию ребёнка в полезное русло.
  3. Организация индивидуального стиля деятельности.
  4. Произвольность регулирования своего поведения.

При работе с одарёнными детьми педагоги должны знать следующие особенности: разработка гибких и индивидуальных программ (нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения). Программа для одарённых детей должна отличаться: по содержанию, по среде обучения, по ожидаемому результату (одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.

Для успешной работы с одарёнными детьми педагог дополнительного образования должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, заниматься самообразованием и саморазвитием. Взаимодействие педагога с одарённым ребёнком должно быть направлено на максимальное развитие способностей и умений, а также иметь характер помощи и поддержки.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Литература:

  1. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. — М.: Воспитание школьников. 2009. № 1.
  2. Бискер Л. М. Программа «Одарённые дети» // «Завуч». — 2001. -№ 4.-с.39–45
  3. Золотарёва А. В. Дополнительное образование детей. — Ярославль: Академия развития. 2004. — 304с.
  4. Петросян Л. Г. Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования. // «Дополнительное образование детей». — 2001. -№ 24. –с. 37–39.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, ребенок, одаренный ребенок.

Похожие статьи

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала…

Расширяя сферу творчества обучающихся, дополнительное образование учитывает индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В объединения по интересам часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться.

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале…

Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ, ЦДТ, Школа искусств, КДЦ, ДК) посещают 494 человека — 70 %.

Систематическое взаимодействие ссемьей одаренного ребенка. Семья имеет огромное значение для развития одаренности, поэтому так важна…

Развитие детской одарённости в учреждении дополнительного

Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одарённых детей [1;с.115].

Читайте также:  Календарь кризисов развития ребенка до года

Дополнительное математическое образование.

Фундаментальный принцип в данной трактовке — каждый ребенок потенциально одарен, раскрытие его талантов — задача системы образования и залог успеха России. Дополнительное образование может стать системным интегратором открытого вариативного…

Роль дополнительного образования в персонификации…

В условиях учреждения дополнительного образования одаренность школьника проявляется в познавательной, проектной

В настоящее время в учреждениях дополнительного образования накоплен большой положительный опыт работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок— это ребенок, который выделяется яркими…

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, способность, дополнительное образование, одаренность, признак одаренности, проблема.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Дополнительное образование — предназначено для…

Построение модели работы с одаренными и мотивированными…

Организация работы с одаренными детьми идет по линии подлинного органического единства обучения и воспитания, что заложено в самой сущности феномена одаренности.

Проблема персонификации воспитания и обучения…

дополнительное образование, ребенок, одаренный ребенок, обучение, персонифицированное образование, персонификация воспитания, детское творчество, общее образование, интеллектуальная одаренность

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала…

Расширяя сферу творчества обучающихся, дополнительное образование учитывает индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В объединения по интересам часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться.

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале…

Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ, ЦДТ, Школа искусств, КДЦ, ДК) посещают 494 человека — 70 %.

Систематическое взаимодействие ссемьей одаренного ребенка. Семья имеет огромное значение для развития одаренности, поэтому так важна…

Развитие детской одарённости в учреждении дополнительного

Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одарённых детей [1;с.115].

Дополнительное математическое образование.

Фундаментальный принцип в данной трактовке — каждый ребенок потенциально одарен, раскрытие его талантов — задача системы образования и залог успеха России. Дополнительное образование может стать системным интегратором открытого вариативного…

Роль дополнительного образования в персонификации…

В условиях учреждения дополнительного образования одаренность школьника проявляется в познавательной, проектной

В настоящее время в учреждениях дополнительного образования накоплен большой положительный опыт работы с одаренными детьми.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Дополнительное образование — предназначено для…

Одаренный ребенок— это ребенок, который выделяется яркими…

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, способность, дополнительное образование, одаренность, признак одаренности, проблема.

Построение модели работы с одаренными и мотивированными…

Организация работы с одаренными детьми идет по линии подлинного органического единства обучения и воспитания, что заложено в самой сущности феномена одаренности.

Проблема персонификации воспитания и обучения…

дополнительное образование, ребенок, одаренный ребенок, обучение, персонифицированное образование, персонификация воспитания, детское творчество, общее образование, интеллектуальная одаренность

Похожие статьи

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала…

Расширяя сферу творчества обучающихся, дополнительное образование учитывает индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В объединения по интересам часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться.

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале…

Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ, ЦДТ, Школа искусств, КДЦ, ДК) посещают 494 человека — 70 %.

Систематическое взаимодействие ссемьей одаренного ребенка. Семья имеет огромное значение для развития одаренности, поэтому так важна…

Развитие детской одарённости в учреждении дополнительного

Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одарённых детей [1;с.115].

Дополнительное математическое образование.

Фундаментальный принцип в данной трактовке — каждый ребенок потенциально одарен, раскрытие его талантов — задача системы образования и залог успеха России. Дополнительное образование может стать системным интегратором открытого вариативного…

Роль дополнительного образования в персонификации…

В условиях учреждения дополнительного образования одаренность школьника проявляется в познавательной, проектной

В настоящее время в учреждениях дополнительного образования накоплен большой положительный опыт работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок— это ребенок, который выделяется яркими…

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, способность, дополнительное образование, одаренность, признак одаренности, проблема.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Дополнительное образование — предназначено для…

Читайте также:  Уполномоченный по правам ребенка при президенте и в субъектах становление и развитие

Построение модели работы с одаренными и мотивированными…

Организация работы с одаренными детьми идет по линии подлинного органического единства обучения и воспитания, что заложено в самой сущности феномена одаренности.

Проблема персонификации воспитания и обучения…

дополнительное образование, ребенок, одаренный ребенок, обучение, персонифицированное образование, персонификация воспитания, детское творчество, общее образование, интеллектуальная одаренность

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала…

Расширяя сферу творчества обучающихся, дополнительное образование учитывает индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В объединения по интересам часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться.

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале…

Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ, ЦДТ, Школа искусств, КДЦ, ДК) посещают 494 человека — 70 %.

Систематическое взаимодействие ссемьей одаренного ребенка. Семья имеет огромное значение для развития одаренности, поэтому так важна…

Развитие детской одарённости в учреждении дополнительного

Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одарённых детей [1;с.115].

Дополнительное математическое образование.

Фундаментальный принцип в данной трактовке — каждый ребенок потенциально одарен, раскрытие его талантов — задача системы образования и залог успеха России. Дополнительное образование может стать системным интегратором открытого вариативного…

Роль дополнительного образования в персонификации…

В условиях учреждения дополнительного образования одаренность школьника проявляется в познавательной, проектной

В настоящее время в учреждениях дополнительного образования накоплен большой положительный опыт работы с одаренными детьми.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Дополнительное образование — предназначено для…

Одаренный ребенок— это ребенок, который выделяется яркими…

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, способность, дополнительное образование, одаренность, признак одаренности, проблема.

Построение модели работы с одаренными и мотивированными…

Организация работы с одаренными детьми идет по линии подлинного органического единства обучения и воспитания, что заложено в самой сущности феномена одаренности.

Проблема персонификации воспитания и обучения…

дополнительное образование, ребенок, одаренный ребенок, обучение, персонифицированное образование, персонификация воспитания, детское творчество, общее образование, интеллектуальная одаренность

Источник

Развитие   одарённости  в учреждениях дополнительного

образования детей

КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж»

Преподаватель Томашевская О.А.

Большую роль в развитии детской одаренности  играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.

В работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:

• диагностика  –  прежде всего, необходимо отыскать одарённых детей.

• предоставление выбора – талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно.

• разработка личностно – ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.

• развитие в одаренном ребенке психологии лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Важно не создавать у него чувства исключительности: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.

Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая — это эксплуатация неординарных способностей ученика ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку. Вторая — это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых. Если всех этих трудностей удается избежать, то область до¬полнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути. Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду на все возраста

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

• индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

• работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);

•очно-заочные школы;

• каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

•система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

• детские научно-практические конференции и семинары.

 К числу стратегий,  основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, можно отнести следующие:

  • выявление и развитие потенциальных возможностей;
  • активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;
  • поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.

    Савенков А.И.  описывает такие стратегии, как: ускорение обучения, углубление обучения, обогащение обучения (научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.), проблематизация обучения (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся  сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). Наиболее эффективно в работу должны быть включены такие формы как специально организованная интерактивная, проектная и творческая деятельность; тренинги развития творчества; мастер-классы развития творческой одаренности; обучающие семинары по кейс-методу; сетевое взаимодействие; научно-исследовательская работа; конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.

Выделяют следующие направления развития одаренности детей, которые применимы и в системе дополнительного образования:

1. Активное отношение к окружающему миру. Одаренные люди любознательны, креативны, информированы, активны. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло.

2. Самостоятельность. Одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди зачастую ограничивают их стремление.

3. Произвольность регулирования своего поведения. Поскольку одаренным детям все легко достается, то волевые усилия бывают минимальными. Проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых.

4. Организация индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – это система своеобразных действий, приемов, методов, которые применяет человек в своей деятельности и поведении.

5. Создание мотивации к развитию и обучению. Потребности и мотивы побуждают человека активности, действию, деятельности, заставляют его ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.

Педагоги системы дополнительного образования должны знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми. Программы для одарённых детей отличаются по содержанию, по процессуальности, по ожидаемому результату, по среде обучения. Разработка таких программ учитывает, что одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов; имеют потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и разбираться в них глубже; проявляют способность подмечать глубинные детали, особенности и выдвигать объяснения подмеченному; часто тревожны, в связи со своей непохожестью на других детей. Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям: o разработка гибких, индивидуализированных программ; o создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения; o стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей; o использование различных стратегий обучения и воспитания; o уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки; o поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.

  1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 – 95.
  2. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.
  3. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
  4. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.

Источник