Развитие одаренного ребенка в школе и семье
Одаренные дети в семье и в школе
Н.Ф.Фатхутдинова,
Учитель ГБОУ «СОШ № 691», г.Санкт-Петербург
Проработав много лет в школе, я не знаю, что и в какой момент надо сделать или как поступить, чтобы помочь раскрыть свои возможности ребенку, обладающему способностями. Мы знаем, что каждый ребенок неповторим, но при всем разнообразии и уникальности есть много общего у одаренных детей, и это выделяет их среди массы сверстников. Эти черты проявляются прежде всего при внимательном наблюдении за поведением этих детей в школе – на уроке и на перемене, при их общении в коллективе, их поведении в городском транспорте, в общественных местах.
Как-то в общественном транспорте я встретила ученика своей школы. Это был один из самых интересных и талантливых учеников, красивый старшеклассник. Когда в маршрутное такси вошли двое учеников другой школы, он почему-то сжался и сел поближе в уголок. До сих пор красивый и высокий парень превратился в маленького и беззащитного ребенка. У меня возник вопрос: почему? Они не знакомы, следовательно нет личной неприязненности. Эти ребята просто отличаются от него. Но чем? Я наблюдала и анализировала ситуацию, но ответ пришел намного позже. Они чувствуют себя легко и свободно. А ему некомфортно везде, как бы он не скрывал это.
Я сделала открытие для себя. Одаренные и талантливые дети – это очень хорошо, надо развивать их способности, но им нужна наша помощь в преодолении этого дискомфорта и тревожности , и я считаю что надо их социализировать и начинать это надо как можно раньше, потому что этот процесс для них будет длиннее и труднее, чем для их ровесников.
С чего начинается социализация? Как правило родители первыми замечают способности своих детей и тут они впадают в две крайности: либо они начинают старательно развивать своего ребенка по всем направлениям, требовать от всех повышенного внимания к их одаренному ребенку, либо игнорировать его способности и пытаться сделать его слишком нормальным ребенком. Эти крайности не учитывают возможности ребенка, требования современной жизни и интерес к самореализации любой личности. Я прекрасно понимаю этих родителей, но родители не задумываются о будущем – о взрослой жизни своего ребенка. Как много мы слышим о вундеркиндах, и как мало мы слышим о том, кем они стали потом? Куда они делись? Что стало с ними во взрослой жизни? Насколько они востребованы? Главное – счастливы ли они?
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ:
Ваши дети всегда требуют повышенного внимания, каждый из них имеет свой талант и дар свыше и Ваша задача понять, в чем он заключается и помочь его раскрыть. Именно помочь , а не заставить его раскрыть.
Как можно раньше начинайте приучать ребенка к самостоятельности и ответственности. Доверие и самостоятельность надо сочетать с контролем (чаще скрытым и реже открытым). Определите круг домашних обязанностей, требуйте их систематического выполнения.
Как можно чаще находите дела и игры для совместного выполнения, совершайте совместные прогулки, походы. Выполнение домашнего задания это интересная работа с элементами поиска, споров, рассуждений и сопереживание при обсуждении результатов. Дети должны чувствовать, что их работа важна не только для него, но и для всех членов семьи. Развивается не только ребенок, но и все в семье, хотя по-разному и в меру своих возможностей.
Ваше развитое чувство юмора – это спасательный круг в океане жизни и является одной из главных составляющих для внутреннего равновесия одаренного человека. Юмор должен стать спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. Талантливые люди обожают нecoобразности, игру слов, «подковырки», часто видя юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
Одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости. В семье они не выносят ложь даже во имя добра, для них ложь – всегда только ложь, будьте предельно честны и откровенны в общении с ними. Они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
Главное преимущество ребенка – интеллектуальный потенциал, и он стремиться защищать себя от источника боли или дискомфорта доступными ему средствами. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он. Родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений. Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Чрезмерное упорство в достижении цели приводит к стремлению доводить все до полного совершенства.
Любите детей за то, что они ваши дети. Помогите им стать не только выдающимися, но и самодостаточными, а это уже первый и главный шаг к счастью вашего ребенка.
Список использованных источников
А.И. Савенков. Одаренные дети: особенности психического развития (Электронный ресурс)
Одаренный ребенок в школе. (Электронный ресурс)
Е.Ю.Лукаш, Социальная адаптация творчески одаренных детей в современном обществе (диссертации по ВАК 22.00.04, кандидата социологических наук)
Битюцкая Е. В., Худобина Е. И. Интеллект как фактор социальной одаренности // Одаренность: рабочая концепция / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. Москва-Самара: Изд-во РПО, 2000.
Источник
Тема 7. Социальная среда и развитие одаренности
Требования к организации исследовательской деятельности в школе. Требования к процессу исследования. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению. Критерии выбора учебных проблем
Организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных школьников.
Вопросы:
1. Единство личности одаренного ребенка и социального окружения. Специфические особенности субъектов окружения одаренного ребенка.
1. Формирование социальных интересов у одарённых детей.
2. Социальный интеллект и социальная зрелость.
3. Девиации и проблемы одаренного ребенка.
4. Коррекционно-профилактическая работа с одаренными детьми.
5. Разработка памяток и рекомендаций для работы с одаренными детьми в процессе их социального воспитания.
Проблемы одаренных детей: проблемы общения, эмоционального развития, саморегуляции, профессиональной ориентации, дезадаптации. Одаренные дети с трудностями в обучении.
Разработка рекомендаций и памяток по работе с одаренными и талантливыми детьми
1. Памятка педагогу по выявлению и организации работы с одаренными детьми.
2. Рекомендации учителю для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания.
3. Памятки для родителей.
Вопросы:
1. Кризисы детской одарённости и социально-педагогическое сопровождение ребенка.
2. Педагогическая компетентность и эффективность в работе с одарёнными детьми.
3. Профилактика конфликтов в системе «учитель-ученик».
4. Социально-педагогическое сопровождение семьи одаренного ребенка.
5. Программы развития одаренных и талантливых детей
Как проявляется детская одаренность в познавательной сфере. Одаренность и особенности психосоциального развития. Особенности личности педагога и его роль в развитии одарённости.
Конфликт в позиции «учитель-ученик». Объективные условия конфликтной ситуации. Компоненты психолого-педагогической компетентности учителя, работающего с одарёнными детьми. Программа развития личности и профессиональной компетентности учителя.
Характеристика педагогического профессионализма и его значимость в развитии одаренных детей. Сущность понятия профессиональная компетентность. Отличительные признаки проф.компетентности педагога, работающего с одаренными детьми. Личностные особенности учителя для одаренных детей: система взглядов, убеждений, мировоззрения, представлений о себе, гуманность, демократичность и др. Особенности методики преподавания: распределение времени, характер вопросов и их количество, обратная связь, межличностные отношения. Менторство как форма работы с одаренными детьми. Профессиональная позиция педагога, работающего с одаренными и талантливыми детьми.
Роль семьи в развитии детской одарённости и креативности.
Программы развития одаренных и талантливых детей. Принципы разработки программ работы с одаренными детьми. Дифференцированный подход к составлению учебных программ
Междисциплинарная специфика построения образовательного поля для развития одаренности. Методические рекомендации по составлению портфолио одаренного ребенка.
Источник
Программа «Поддержка детской одарённости – семья – школа»
Пояснительная записка.
Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено построение разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности. Новые стандарты позволяют развивать одарённость обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Тема одарённости популярна в педагогических исследованиях, и это не случайно – к настоящему моменту существует ряд проблем, касающихся одарённых детей. Среди них вопрос о природе и предпосылках одарённости, проблемы диагностики одарённости, проблемы, связанные с разработкой методик, форм работы с одарёнными детьми и т. д. Тем не менее, фактором является то, что огромную роль в раскрытии, поддержке, развитии детской одарённости играет семья. Чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Обычно одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Это же наблюдается и в семьях, где все дети отличаются способностями, родители, как правило, воспринимают их как обычных детей. Особенно часто не замечается развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования. Когда в школе им сообщают, что их сын или дочь прошли тестирование и могут обучаться по программе для одаренных детей, это вызывает удивление. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в целом. Однако в семье могут быть созданы благоприятные или неблагоприятные условия для проявления и дальнейшего развития одарённого ребёнка. Родители могут либо поддержать ребёнка в развитии его способностей, либо помешать их раскрытию.
Психолого-педагогическая характеристика программы
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить несколько аспектов, которым учёные и практики уделяют пристальное внимание при изучении семей одарённых детей. К ним относятся: интеллектуальные и личностные особенности родителей; структура и эмоциональный климат семьи; стиль детско-родительских отношений; отношение родителей к детской одарённости. В чём же проявляется особенность родительского влияния на личностное и социальное развитие одарённых детей?
Во-первых, ряд авторов (В.И.Брутман, Ю.С.Юркевич и др.) отмечают, что наличие ребёнка-вундеркинда создаёт в семье особые эмоциональные отношения. В таких семьях они очень насыщены, что достигается за счёт проекций родителей своих эмоциональных проблем на своих детей. В других случаях эти особенности могут выступать наиболее ярко в полном игнорировании физиологических и эмоциональных проблем ребёнка. По мнению авторов, семьи, воспитывающие одарённых детей, характеризуются высоким уровнем семейной сплочённости, проявляющейся в специфике общения матери и ребёнка. При этом, разным вариантом развития личности детей с признаками одарённости соответствуют различные формы их общения с матерью: развивающая (оптимальная) близость, конфликтная близость.
Кроме того, определённая система семейных отношений создаёт и закрепляет зависимость ребёнка от процесса и результатов его познавательной и учебной деятельности. Так, в тех областях проявлений ребёнка, которые родителями не принимаются (игровая деятельность, эмоциональные контакты вне семьи, общение со сверстниками, состояния усталости и т.п.) ребёнок оказывается в собственно детской позиции и продолжает быть беспомощным и инфантильным. Родитель же ему помощи не оказывает, лишь отрицательно реагирует на проявления такого рода. А в тех областях проявлений ребёнка, которые приветствуются семьёй (в первую очередь это интеллектуальная и творческая деятельность), происходит инверсия ролей. Следует отметить, что отношение родителей к детской одарённости обуславливается чаще всего следующими факторами: собственный прошлый опыт (считались ли они сами в детстве одарёнными, посещали ли различные секции), удовлетворённость работой и жизнью вообще. Как бы мы не рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одарённости ребёнка, во всех случаях значение семьи остаётся решающим.
Цель и задачи программы.
Цель: – подготовить родителей к взаимодействию с одарённым ребёнком,
создать систему психолого-педагогического просвещения родителей одарённых детей, положительное взаимоотношение одарённых детей и родителей, сотрудничество между семьёй и школой для решения проблем.
Задачи:
– создать условия для мотивации родителей к взаимодействию с одарённым ребёнком;
– транслировать родителям знания о феномене одарённости, о психологических особенностях проявления одарённости у детей;
– обучить родителей умениям и навыкам взаимодействия с одарённым ребёнком;
– повышения уровня родительской компетентности по выявлению и поддержке одарённых детей в семье
– вовлечение родителей в организацию образовательно-развивающей деятельности с одарёнными учащимися
– создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.
Программа рассчитана на 4 года.
1-й этап – диагностико-организационный (1 год):
– выявление одарённых детей в классе;
– анкетирование родителей с целью выявления круга интересов их детей;
– установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком;
– обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком через разные формы работы.
2-й этап – организационно практический (1 год):
-внедрение и реализация модели подготовки родителей к взаимодействию с одарённым ребёнком – переход на более высокий уровень готовности родителей;
– апробация программы “Поддержка детской одарённости – семья – школа”.
3-й этап – рефлексивно обобщающий (2 года):
– способность к рефлексии родителей взаимодействия с ребёнком;
– потребность в самоанализе, понимание его значимости.
Основные направления деятельности по реализации программы
«Поддержка детской одарённости – семья – школа»
1. Создание базы для организации работы родителей с одарёнными детьми; изучение материалов, направленных на эффективное взаимодействие родителей и детей; подготовка методических рекомендаций для педагогов и родителей, разработка мероприятий
2. Организация родительского всеобуча в ходе проведения родительских собраний, родительских лекториев, семинаров – практикумов, конференций, индивидуальных консультаций, по воспитанию одаренного ребенка в семье.
3. Планирование внеклассной и внеурочной совместной досуговой деятельности одаренных детей, родителей и педагогов школы как условие развития традиций воспитания будущего семьянина, формирования представлений о духовно- нравственных ценностях семьи.
Первое направление:выявление одарённых детей в классе; анкетирование родителей с целью выявления круга интересов их детей; наблюдение на уроках, дома за проявлением активности и любознательности ребёнка; наблюдение за успешностью обучения на уроках
Второе направление: установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком, обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком через разные формы работы
Основными формами работы с родителями являются:
– родительские собрания, лектории;
– индивидуальные консультации специалистов;
– анкетирование (диагностика) и собеседование с родителями по их результатам;
– совместная досуговая деятельность педагогов, родителей и детей (выставки творчества, концерты, интеллектуальные марафоны, спортивные соревнования и др.);
– посещение родителями внеклассных мероприятий и уроков;
– посещения мест проживания семей учащихся;
– тренинги детско-родительских отношений;
– обмен опытом;
– мониторинги родительской удовлетворенности условиями обучения и воспитания школьников;
– помощь и поддержка в подготовке к конкурсам, выставком;
Основными направлениями деятельности учителя начальных классов в работе с родителями одаренных детей являются:
– создание условий для свободного развития физических, психических и духовных сил учеников;
– решение проблемы общения и взаимодействия между детьми и родителями, приобщение к культурным общечеловеческим ценностям;
-ознакомление родителей с познавательной сферой жизни ребенка, с его индивидуальными психолога – физиологическими особенностями
Принципы эффективной подготовки родителей к взаимодействию с одарёнными детьми:
– принцип безусловного принятия ребёнка;
– принцип доверия к ребёнку;
– принцип создания ситуации выбора;
– принцип доброжелательности и безоценочности;
– принцип демократичности общения;
– принцип создания атмосферы творчества в семье;
– принцип согласованности в воспитании.
Предполагаемая тематика родительских собраний
1 класс
1. Знакомство с родителями учеников – первоклассников.
2. Семейный климат.
3. Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка
4. Психологический кризис первоклассника.
2 класс
1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
2. Режим дня – основа его благополучия в школьной жизни.
3. Эмоции положительные и отрицательные.
4. Роль личности взрослого в развитии ребенка младшего школьного возраста.
3 класс
1. Роль общения со сверстниками в процессе развития его личности.
2. Как помочь детям хорошо учиться.
3. Послушание – основа дисциплинированности.
4. Значение формирования компонентов учебной деятельности школьника.
4 класс
1. Формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
2. Воображение и его роль в жизни ребенка.
3. Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьника.
4. Культурные ценности семьи
Третье направление: планирование внеклассной и внеурочной совместной досуговой деятельности талантливых и одаренных школьников, их родителей и коллектива школы как условие развития традиций воспитания будущего семьянина и взаимоотношений между школой, семьей, одаренным ребенком предполагает ряд обязательных ежегодных мероприятий:
– проведение конкурсов для одаренных детей и родителей, праздников, совместных творческих дел и проектов;
– спортивная совместная деятельность
План мероприятий по реализации программы
«Поддержка детской одарённости – семья – школа»
Название блока
Содержание деятельности
Ответственные
Целевой блок
– Составление банка данных о семьях, в которых воспитываются одарённые дети;
– Заседание творческой группы учителей, работающих с родителями одарённых детей: «Знакомство с программой «Поддержка детской одарённости – семья – школа»;
– Индивидуальные встречи с родителями («Потребность родителей в развитии личности ребёнка в целом и его способностей в частности», планирование совместной работы)
Учитель
Психолог
Социальный педагог
Родители
Содержательный блок
– Родительские собрания «Роль семьи в раскрытии детской одарённости»;
– Анкетирование родителей «О талантах ребёнка»;
– Лектории: «Как помочь детям развить свои способности?», «Школа и семья: как помочь друг другу?»
– Родительский тренинг «Основы эффективного взаимодействия родителей и детей»
– Беседа «Психологические особенности одарённого ребёнка»
– Помощь родителей в подготовке и участии различных творческих и познавательных конкурсах
Учитель
Психолог
Социальный педагог
Родители
Процессуальный блок
– Индивидуальные педагогические поручения отдельным родителям в ходе подготовки к обмену опытом по теме «Познавательные игры в семье»;
– Фестиваль «Мы любим творчество»
– Заседание творческой группы учителей, работающих с родителями одарённых детей «Подводим первые итоги совместной работы с семьёй»
– Совместная исследовательская работа учащихся и родителей с выходом на научно-практическую конференцию;
– Лекция «Развитие интеллектуальных способностей ребенка».
– Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предметам
Учитель
Психолог
Социальный педагог
Родители
Результативный блок
– КВНы, викторины по предметам;
– отчёты по творческим работам;
– защита творческих проектов;
– праздники, фестивали, интеллектуальные игры;
– предметные недели;
– конкурсы рисунков;
– экскурсии, посещение музеев, выставок, театров.
Учитель
Психолог
Социальный педагог
Родители
Ожидаемые результаты и эффективность реализации программы
«Поддержка детской одарённости – семья – школа ».
повышение мотивации обучения;
положительная динамика в обучении;
раскрытие креативного потенциала учащихся через участие в творческих конкурсах;
рост активности в творческой, проектной и исследовательской деятельности;
проявление творческого подхода к выполнению как классных, так и домашних заданий;
повышение уровня самоанализа и самооценки;
приобретение навыков поиска необходимой информации в разных источниках, умение перерабатывать и записывать информацию в разных видах – текстах, таблицах, схемах;
умение работать в группах: сотрудничать в совместном решении проблемы, предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных действий;
развитие коммуникативных навыков: уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.
1.Высокий уровень психолого-педагогической компетентности родителей талантливого и одаренного ребенка:
-правильное понимание целей и задач воспитания;
-хорошая подготовка по вопросам педагогики и психологии;
-осознание ответственности перед обществом в воспитании одаренного ребенка;
-создание в семье необходимых условий для успешного воспитания талантливого ребенка;
-наличие взаимопониманий между членами семьи;
-согласование своих воспитательных воздействий с требованиями школы и современного общества:
– отзывчивость, инициативность, активность в воспитании.
2. Создание системы партнерских отношений между семьей и школой.
1. Абатурова В.В. О системе работы с одарёнными школьниками в России // Профильная школа. – 2010. -№3.-С.10-13.
2. Науменко Ю. Одарённый ребёнок, семья и массовая школа: как сберечь и приумножить юные таланты? // Директор школы.- 2010.-№7.-С. 85-94.
3. Рычкова В.В. Проблемы воспитания одарённых детей в семье // Молодой учёный. –2011. – №10. Т.2.-С. 181-184.
4. Савенков. А. Творчески одарённые дети: выявление и развитие // Учитель в школе. – 2008. -№1 – С.103-106.
5. Сластенин. В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576с.
6. Холодная М.А. Основные формы проявления одарённости у взрослых // Одарённый ребёнок. – 2003. -№3. – С. 6-9
7. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей/ Юркевич В.С. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 136с.
8. Якимова Т.В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одарённых детей // Психологическая наука и образование. – 2007. -№3 – С. 87-95.
9. Якина Ю.И. Формирование готовности родителей к взаимодействию с ребёнком на принципах педагогической поддержки детской одарённости // Педагогическое образование и наука. – 2010. -.№9.- С.96-99.
Источник