Развитие одаренного ребенка в школе и семье

Развитие одаренного ребенка в школе и семье thumbnail

Одаренные дети в семье и в школе

Н.Ф.Фатхутдинова,

Учитель ГБОУ «СОШ № 691», г.Санкт-Петербург

Проработав много лет в школе, я не знаю, что и в какой момент надо сделать или как поступить, чтобы помочь раскрыть свои возможности ребенку, обладающему способностями. Мы знаем, что каждый ребенок неповторим, но при всем разнообразии и уникальности есть много общего у одаренных детей, и это выделяет их среди массы сверстников. Эти черты проявляются прежде всего при внимательном наблюдении за поведением этих детей в школе – на уроке и на перемене, при их общении в коллективе, их поведении в городском транспорте, в общественных местах.

Как-то в общественном транспорте я встретила ученика своей школы. Это был один из самых интересных и талантливых учеников, красивый старшеклассник. Когда в маршрутное такси вошли двое учеников другой школы, он почему-то сжался и сел поближе в уголок. До сих пор красивый и высокий парень превратился в маленького и беззащитного ребенка. У меня возник вопрос: почему? Они не знакомы, следовательно нет личной неприязненности. Эти ребята просто отличаются от него. Но чем? Я наблюдала и анализировала ситуацию, но ответ пришел намного позже. Они чувствуют себя легко и свободно. А ему некомфортно везде, как бы он не скрывал это.

Я сделала открытие для себя. Одаренные и талантливые дети – это очень хорошо, надо развивать их способности, но им нужна наша помощь в преодолении этого дискомфорта и тревожности , и я считаю что надо их социализировать и начинать это надо как можно раньше, потому что этот процесс для них будет длиннее и труднее, чем для их ровесников.

С чего начинается социализация? Как правило родители первыми замечают способности своих детей и тут они впадают в две крайности: либо они начинают старательно развивать своего ребенка по всем направлениям, требовать от всех повышенного внимания к их одаренному ребенку, либо игнорировать его способности и пытаться сделать его слишком нормальным ребенком. Эти крайности не учитывают возможности ребенка, требования современной жизни и интерес к самореализации любой личности. Я прекрасно понимаю этих родителей, но родители не задумываются о будущем – о взрослой жизни своего ребенка. Как много мы слышим о вундеркиндах, и как мало мы слышим о том, кем они стали потом? Куда они делись? Что стало с ними во взрослой жизни? Насколько они востребованы? Главное – счастливы ли они?

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ:

  1. Ваши дети всегда требуют повышенного внимания, каждый из них имеет свой талант и дар свыше и Ваша задача понять, в чем он заключается и помочь его раскрыть. Именно помочь , а не заставить его раскрыть.

  2. Как можно раньше начинайте приучать ребенка к самостоятельности и ответственности. Доверие и самостоятельность надо сочетать с контролем (чаще скрытым и реже открытым). Определите круг домашних обязанностей, требуйте их систематического выполнения.

  3. Как можно чаще находите дела и игры для совместного выполнения, совершайте совместные прогулки, походы. Выполнение домашнего задания это интересная работа с элементами поиска, споров, рассуждений и сопереживание при обсуждении результатов. Дети должны чувствовать, что их работа важна не только для него, но и для всех членов семьи. Развивается не только ребенок, но и все в семье, хотя по-разному и в меру своих возможностей.

  4. Ваше развитое чувство юмора – это спасательный круг в океане жизни и является одной из главных составляющих для внутреннего равновесия одаренного человека. Юмор должен стать спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. Талантливые люди обожают нecoобразности, игру слов, «подковырки», часто видя юмор там, где сверстники его не обнаруживают.

  5. Одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости. В семье они не выносят ложь даже во имя добра, для них ложь – всегда только ложь, будьте предельно честны и откровенны в общении с ними. Они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе. 

Главное преимущество ребенка – интеллектуальный потенциал, и он стремиться защищать себя от источника боли или дискомфорта доступными ему средствами. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он. Родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений. Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Чрезмерное упорство в достижении цели приводит к стремлению доводить все до полного совершенства. 

Любите детей за то, что они ваши дети. Помогите им стать не только выдающимися, но и самодостаточными, а это уже первый и главный шаг к счастью вашего ребенка.

Список использованных источников

  1. А.И. Савенков. Одаренные дети: особенности психического развития (Электронный ресурс)

  2. Одаренный ребенок в школе. (Электронный ресурс)

  3. Е.Ю.Лукаш, Социальная адаптация творчески одаренных детей в современном обществе (диссертации по ВАК 22.00.04, кандидата социологических наук)

  4. Битюцкая Е. В., Худобина Е. И. Интеллект как фактор социальной одаренности // Одаренность: рабочая концепция / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. Москва-Самара: Изд-во РПО, 2000.

Читайте также:  Отношения матери и ребенка с нарушениями развития

Источник

Тема 7. Социальная среда и развитие одаренности

Требования к организации исследовательской деятельности в школе. Требования к процессу исследования. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению. Критерии выбора учебных проблем

Организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных школьников.

Вопросы:

1. Единство личности одаренного ребенка и социального окружения. Специфические особенности субъектов окружения одаренного ребенка.

1. Формирование социальных интересов у одарённых детей.

2. Социальный интеллект и социальная зрелость.

3. Девиации и проблемы одаренного ребенка.

4. Коррекционно-профилактическая работа с одаренными детьми.

5. Разработка памяток и рекомендаций для работы с одаренными детьми в процессе их социального воспитания.

Проблемы одаренных детей: проблемы общения, эмоционального развития, саморегуляции, профессиональной ориентации, дезадаптации. Одаренные дети с трудностями в обучении.

Разработка рекомендаций и памяток по работе с одаренными и талантливыми детьми

1. Памятка педагогу по выявлению и организации работы с одаренными детьми.

2. Рекомендации учителю для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания.

3. Памятки для родителей.

Вопросы:

1. Кризисы детской одарённости и социально-педагогическое сопровождение ребенка.

2. Педагогическая компетентность и эффективность в работе с одарёнными детьми.

3. Профилактика конфликтов в системе «учитель-ученик».

4. Социально-педагогическое сопровождение семьи одаренного ребенка.

5. Программы развития одаренных и талантливых детей

Как проявляется детская одаренность в познавательной сфере. Одаренность и особенности психосоциального развития. Особенности личности педагога и его роль в развитии одарённости.

Конфликт в позиции «учитель-ученик». Объективные условия конфликтной ситуации. Компоненты психолого-педагогической компетентности учителя, работающего с одарёнными детьми. Программа развития личности и профессиональной компетентности учителя.

Характеристика педагогического профессионализма и его значимость в развитии одаренных детей. Сущность понятия профессиональная компетентность. Отличительные признаки проф.компетентности педагога, работающего с одаренными детьми. Личностные особенности учителя для одаренных детей: система взглядов, убеждений, мировоззрения, представлений о себе, гуманность, демократичность и др. Особенности методики преподавания: распределение времени, характер вопросов и их количество, обратная связь, межличностные отношения. Менторство как форма работы с одаренными детьми. Профессиональная позиция педагога, работающего с одаренными и талантливыми детьми.

Роль семьи в развитии детской одарённости и креативности.

Программы развития одаренных и талантливых детей. Принципы разработки программ работы с одаренными детьми. Дифференцированный подход к составлению учебных программ

Междисциплинарная специфика построения образовательного поля для развития одаренности. Методические рекомендации по составлению портфолио одаренного ребенка.

Источник

Программа «Поддержка детской одарённости – семья – школа»

Пояснительная записка.

Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено построение разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности. Новые стандарты позволяют развивать одарённость обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Тема одарённости популярна в педагогических исследованиях, и это не случайно – к настоящему моменту существует ряд проблем, касающихся одарённых детей. Среди них вопрос о природе и предпосылках одарённости, проблемы диагностики одарённости, проблемы, связанные с разработкой методик, форм работы с одарёнными детьми и т. д. Тем не менее, фактором является то, что огромную роль в раскрытии, поддержке, развитии детской одарённости играет семья. Чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Обычно одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Это же наблюдается и в семьях, где все дети отличаются способностями, родители, как правило, воспринимают их как обычных детей. Особенно часто не замечается  развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования. Когда в школе им сообщают, что их сын или дочь прошли тестирование и могут обучаться по программе для одаренных детей, это вызывает удивление. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в целом. Однако в семье могут быть созданы благоприятные или неблагоприятные условия для проявления и дальнейшего развития одарённого ребёнка. Родители могут либо поддержать ребёнка в развитии его способностей, либо помешать их раскрытию.

Психолого-педагогическая характеристика программы

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить несколько аспектов, которым учёные и практики уделяют пристальное внимание при изучении семей одарённых детей. К ним относятся: интеллектуальные и личностные особенности родителей; структура и эмоциональный климат семьи; стиль детско-родительских отношений; отношение родителей к детской одарённости. В чём же проявляется особенность родительского влияния на личностное и социальное развитие одарённых детей?

Во-первых, ряд авторов (В.И.Брутман, Ю.С.Юркевич и др.) отмечают, что наличие ребёнка-вундеркинда создаёт в семье особые эмоциональные отношения. В таких семьях они очень насыщены, что достигается за счёт проекций родителей своих эмоциональных проблем на своих детей. В других случаях эти особенности могут выступать наиболее ярко в полном игнорировании физиологических и эмоциональных проблем ребёнка. По мнению авторов, семьи, воспитывающие одарённых детей, характеризуются высоким уровнем семейной сплочённости, проявляющейся в специфике общения матери и ребёнка. При этом, разным вариантом развития личности детей с признаками одарённости соответствуют различные формы их общения с матерью: развивающая (оптимальная) близость, конфликтная близость.

Читайте также:  Занятия для развития логического мышление ребенка 6 лет

Кроме того, определённая система семейных отношений создаёт и закрепляет зависимость ребёнка от процесса и результатов его познавательной и учебной деятельности. Так, в тех областях проявлений ребёнка, которые родителями не принимаются (игровая деятельность, эмоциональные контакты вне семьи, общение со сверстниками, состояния усталости и т.п.) ребёнок оказывается в собственно детской позиции и продолжает быть беспомощным и инфантильным. Родитель же ему помощи не оказывает, лишь отрицательно реагирует на проявления такого рода. А в тех областях проявлений ребёнка, которые приветствуются семьёй (в первую очередь это интеллектуальная и творческая деятельность), происходит инверсия ролей. Следует отметить, что отношение родителей к детской одарённости обуславливается чаще всего следующими факторами: собственный прошлый опыт (считались ли они сами в детстве одарёнными, посещали ли различные секции), удовлетворённость работой и жизнью вообще. Как бы мы не рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одарённости ребёнка, во всех случаях значение семьи остаётся решающим.

Цель и задачи программы.

Цель: – подготовить родителей к взаимодействию с одарённым ребёнком,

создать систему психолого-педагогического просвещения родителей одарённых детей, положительное взаимоотношение одарённых детей и родителей, сотрудничество между семьёй и школой для решения проблем.

Задачи:

создать условия для мотивации родителей к взаимодействию с одарённым ребёнком;

– транслировать родителям знания о феномене одарённости, о психологических особенностях проявления одарённости у детей;

– обучить родителей умениям и навыкам взаимодействия с одарённым ребёнком;

– повышения уровня родительской компетентности по выявлению и поддержке одарённых детей в семье

– вовлечение родителей в организацию образовательно-развивающей деятельности с одарёнными учащимися

– создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.

Программа рассчитана на 4 года.

1-й этап – диагностико-организационный (1 год):

– выявление одарённых детей в классе;

– анкетирование родителей с целью выявления круга интересов их детей;

– установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком;

– обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком через разные формы работы.

2-й этап – организационно практический (1 год):

-внедрение и реализация модели подготовки родителей к взаимодействию с одарённым ребёнком – переход на более высокий уровень готовности родителей;

– апробация программы “Поддержка детской одарённости – семья – школа”.

3-й этап – рефлексивно обобщающий (2 года):

– способность к рефлексии родителей взаимодействия с ребёнком;

– потребность в самоанализе, понимание его значимости.

Основные направления деятельности по реализации программы

«Поддержка детской одарённости – семья – школа»

1. Создание базы для организации работы родителей с одарёнными детьми; изучение материалов, направленных на эффективное взаимодействие родителей и детей; подготовка методических рекомендаций для педагогов и родителей, разработка мероприятий

2. Организация родительского всеобуча в ходе проведения родительских собраний, родительских лекториев, семинаров – практикумов, конференций, индивидуальных консультаций, по воспитанию одаренного ребенка в семье.

3. Планирование внеклассной и внеурочной совместной досуговой деятельности одаренных детей, родителей и педагогов школы как условие развития традиций воспитания будущего семьянина, формирования представлений о духовно- нравственных ценностях семьи.

Первое направление:выявление одарённых детей в классе; анкетирование родителей с целью выявления круга интересов их детей; наблюдение на уроках, дома за проявлением активности и любознательности ребёнка; наблюдение за успешностью обучения на уроках

Второе направление: установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком, обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком через разные формы работы

Основными формами работы с родителями являются:

– родительские собрания, лектории;

– индивидуальные консультации специалистов;

– анкетирование (диагностика) и собеседование с родителями по их результатам;

– совместная досуговая  деятельность педагогов, родителей и детей (выставки творчества, концерты, интеллектуальные марафоны, спортивные соревнования и др.);

– посещение родителями внеклассных  мероприятий и уроков;

– посещения мест проживания семей учащихся;

– тренинги детско-родительских отношений;

– обмен опытом;

– мониторинги родительской удовлетворенности условиями обучения и воспитания школьников;

– помощь и поддержка в подготовке к конкурсам, выставком;

Основными направлениями деятельности учителя начальных классов в работе с родителями одаренных детей являются:

– создание условий для свободного развития физических, психических и духовных сил учеников;

– решение проблемы общения и взаимодействия между детьми и родителями, приобщение к культурным общечеловеческим ценностям;

-ознакомление родителей с познавательной сферой жизни ребенка, с его индивидуальными психолога – физиологическими особенностями

Принципы эффективной подготовки родителей к взаимодействию с одарёнными детьми:

принцип безусловного принятия ребёнка;

– принцип доверия к ребёнку;

– принцип создания ситуации выбора;

– принцип доброжелательности и безоценочности;

– принцип демократичности общения;

– принцип создания атмосферы творчества в семье;

– принцип согласованности в воспитании.

Предполагаемая тематика родительских собраний

1 класс

1. Знакомство с родителями учеников – первоклассников.

2. Семейный климат.

3. Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка

4. Психологический кризис первоклассника.

2 класс

1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

Читайте также:  Муниципального автономного дошкольного образования учреждения центр развития ребенка

2. Режим дня – основа его благополучия в школьной жизни.

3. Эмоции положительные и отрицательные.

4. Роль личности взрослого в развитии ребенка младшего школьного возраста.

3 класс

1. Роль общения со сверстниками в процессе развития его личности.

2. Как помочь детям хорошо учиться.

3. Послушание – основа дисциплинированности.

4. Значение формирования компонентов учебной деятельности школьника.

4 класс

1. Формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

2. Воображение и его роль в жизни ребенка.

3. Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьника.

4. Культурные ценности семьи

Третье направление: планирование внеклассной и внеурочной совместной досуговой деятельности талантливых и одаренных школьников,  их родителей и коллектива школы как условие развития традиций воспитания будущего семьянина и взаимоотношений между школой, семьей, одаренным ребенком предполагает ряд обязательных ежегодных мероприятий:

– проведение конкурсов для одаренных детей и родителей, праздников, совместных творческих дел и проектов;

– спортивная совместная деятельность

План мероприятий по реализации программы

«Поддержка детской одарённости – семья – школа»

Название блока

Содержание деятельности

Ответственные

Целевой блок

– Составление банка данных о семьях, в которых воспитываются одарённые дети;

– Заседание творческой группы учителей, работающих с родителями одарённых детей: «Знакомство с программой «Поддержка детской одарённости – семья – школа»;

– Индивидуальные встречи с родителями («Потребность родителей в развитии личности ребёнка в целом и его способностей в частности», планирование совместной работы)

Учитель

Психолог

Социальный педагог

Родители

Содержательный блок

– Родительские собрания «Роль семьи в раскрытии детской одарённости»;

– Анкетирование родителей «О талантах ребёнка»;

– Лектории: «Как помочь детям развить свои способности?», «Школа и семья: как помочь друг другу?»

– Родительский тренинг «Основы эффективного взаимодействия родителей и детей»

– Беседа «Психологические особенности одарённого ребёнка»

– Помощь родителей в подготовке и участии различных творческих и познавательных конкурсах

Учитель

Психолог

Социальный педагог

Родители

Процессуальный блок

– Индивидуальные педагогические поручения отдельным родителям в ходе подготовки к обмену опытом по теме «Познавательные игры в семье»;

– Фестиваль «Мы любим творчество»

– Заседание творческой группы учителей, работающих с родителями одарённых детей «Подводим первые итоги совместной работы с семьёй»

– Совместная исследовательская работа учащихся и родителей с выходом на научно-практическую конференцию;

– Лекция «Развитие интеллектуальных способностей ребенка».

– Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предметам

Учитель

Психолог

Социальный педагог

Родители

Результативный блок

– КВНы, викторины по предметам;

– отчёты по творческим работам;

– защита творческих проектов;

– праздники, фестивали, интеллектуальные игры;

– предметные недели;

– конкурсы рисунков;

– экскурсии, посещение музеев, выставок, театров.

Учитель

Психолог

Социальный педагог

Родители

Ожидаемые результаты и эффективность реализации  программы

«Поддержка детской одарённости – семья – школа ».

  • повышение мотивации обучения;

  • положительная динамика в обучении;

  • раскрытие креативного потенциала учащихся через участие в творческих конкурсах;

  • рост активности в творческой, проектной и исследовательской деятельности;

  • проявление творческого подхода к выполнению как классных, так и домашних заданий;

  • повышение уровня самоанализа и самооценки;

  • приобретение навыков поиска необходимой информации в разных источниках, умение перерабатывать и записывать информацию в разных видах – текстах, таблицах, схемах;

  • умение работать в группах: сотрудничать в совместном решении проблемы, предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных действий;

  • развитие коммуникативных навыков: уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.

1.Высокий уровень психолого-педагогической компетентности родителей талантливого и одаренного ребенка:

-правильное понимание целей и задач воспитания;

-хорошая подготовка по вопросам педагогики и психологии;

-осознание ответственности перед обществом в воспитании одаренного ребенка;

-создание в семье необходимых условий для успешного воспитания талантливого ребенка;

-наличие взаимопониманий между членами семьи;

-согласование своих воспитательных воздействий с требованиями школы и современного общества:

– отзывчивость, инициативность, активность в воспитании.

2. Создание системы партнерских отношений между семьей и школой. 

1. Абатурова В.В. О системе работы с одарёнными школьниками в России // Профильная школа. – 2010. -№3.-С.10-13.

2. Науменко Ю. Одарённый ребёнок, семья и массовая школа: как сберечь и приумножить юные таланты? // Директор школы.- 2010.-№7.-С. 85-94.

3. Рычкова В.В. Проблемы воспитания одарённых детей в семье // Молодой учёный. –2011. – №10. Т.2.-С. 181-184.

4. Савенков. А. Творчески одарённые дети: выявление и развитие // Учитель в школе. – 2008. -№1 – С.103-106.

5. Сластенин. В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576с.

6. Холодная М.А. Основные формы проявления одарённости у взрослых // Одарённый ребёнок. – 2003. -№3. – С. 6-9

7. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей/ Юркевич В.С. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 136с.

8. Якимова Т.В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одарённых детей // Психологическая наука и образование. – 2007. -№3 – С. 87-95.

9. Якина Ю.И. Формирование готовности родителей к взаимодействию с ребёнком на принципах педагогической поддержки детской одарённости // Педагогическое образование и наука. – 2010. -.№9.- С.96-99.

Источник