Развитие одаренного ребенка в сельской школе

Выступление по теме

«Работа с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы»

В настоящее время большое внимание уделяется работе с одаренными детьми.

    «Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…».  Задача педагогов – понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.

Почему проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной? Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Задача школы, создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных, реализовать  их потенциальные возможности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Эта альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. При работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях нашей школы, расположенной в сельской местности. Это, прежде всего отсутствие квалифицированных специалистов, в первую очередь педагогов – психологов и социокультурной среды, детям кроме школы негде реализовать свои имеющие способности.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» мы используем понятие «признаки одаренности» (или  «ребенок с признаками одаренности).  Ведь развитие творческих способностей является составляющим компонентом одаренности.

Создание в нашей сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и творческого самоопределения признана школьная программа по работе с одаренными детьми «Семицветик»,  которая работает в рамках целевой программы “Одаренные дети”. Это программа поддержки и развития способных, талантливых детей. Школа использует образовательный потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность.

Разработанная нами программа предусматривает целенаправленную работу по развитию творческого, интеллектуального и физического потенциала учащихся.

Творческий потенциал включает в себя следующие направления:

– раскрытие музыкальных способностей;

– раскрытие художественно-эстетических способностей;

– раскрытие артистических способностей;

Интеллектуальный потенциал включает в себя:

– раскрытие способностей в области  гуманитарных, естественно-научных и общественных наук

– раскрытие способностей в области журналистики

Физический потенциал включает в себя:

– раскрытие спортивных способностей.

Чтобы помочь детям раскрыть свои  способности, свой внутренний потенциал,  учителя нашей школы работают по 7 направлениям. Основными формами работы является урочная и внеурочная деятельность. В начальной школе  разработаны программы внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности.

Развитие музыкальных способностей:

Цель:

– Создание условий для развития музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности.

Развитие художественно-эстетических способностей

Цель: создание условий для формирования мотивации обучающихся к успешному познанию и развитию креативных способностей через художественно-эстетическую деятельность

Развитие физических  способностей

Цель: создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность  или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося

Развитие способностей в области декоративно-прикладного искусства

Цель: создание условий для развития личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов

Развитие артистических способностей

Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства,

организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность

Развитие  способностей в искусстве журналистики

Цель: создание условий для ежемесячного выпуска школьной газеты в рукописном и компьютерном варианте

Развитие интеллектуальных  способностей

Цель: Создание условий для своевременного выявления уровня интеллектуальной одаренности ребенка

Важнейшей формой работы со способными учащимися в практике нашей работы являются олимпиады

Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах школьного, районного уровня, дистанционных олимпиадах  всероссийского и международного уровнях, очных и заочных конкурсах, конференциях.

Школьный уровень

Предметные олимпиады

Всероссийская олимпиада школьников

Научно-практическая конференция

Районный уровень

Всероссийская олимпиада школьников

Всероссийский уровень

Дистанционные олимпиады:

– по истории: «Наше наследие»

 «Государственные символы», «Осенний марафон»,

«Энциклопедист»

– по ОРКСЭ «Наше наследие»

– по информатике «Белый ветер»

– по химии МИАП МГИА КЛИо

– по обществознанию МИАП МГИА КЛИо

– по математика МИАП МГИА КЛИо

– мультиолимпиада – марафон «Муравейник»

– мониторинговый конкурс «Эму-эрудит»

– общероссийская предметная олимпиада по математике, русскому языку, литературному чтению «Олимпус»

– общероссийский дистанционный конкурс ИРШО

Международный уровень

– дистанционная олимпиада по русскому языку «Инфоурок»

–  дистанционная олимпиада по английскому языку, по истории, математике  «Инфоурок»

– дистанционная олимпиада по русскому языку, математика «Новый урок»

– дистанционная олимпиада  «Видеоуроки»

Читайте также:  Мбдоу центр развития ребенка аленушка детский сад 3

В школе создано научное общество учащихся «Кафедра интеллектуального развития». Организация исследовательской деятельности учащихся ведется под руководством директора школы Долбнева В.В. Свои работы обучающиеся публикуют в сборнике творческих и учебно-исследовательских работ «Вестник». За последние 5 лет выпущено 3 печатных и 2 сборника в электронном виде.

В последнее время  учителя активно используют в работе с обучающимисяметод проектов. Проводят индивидуальную, групповую работу, которая предполагает практические задания, проектно-исследовательскую деятельность, работу с дополнительным материалом, интернет ресурсами.

Чествование призеров и победителей проходит на общешкольных линейках, родительских собраниях.

Вся работа по данным направлениям нашей программы «Семицветик» отражается на общешкольном стенде «В каждом ребенке солнце» (по работе с одаренными детьми)  

В заключении хочется сказать – работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.

Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.

Источник

Особенности обучения в сельской школе в современных условиях.

Реформирование системы образования в начале 90-х годов привело к дифференциации образовательных учреждений, возникновению инновационных школ, позволяющих более целенаправленно организовать работу с одаренными детьми. Появились разные виды элитных учебных заведений, расположенных в большинстве своем в городах. Сельская общеобразовательная школа оказалась в конце этого рейтинга.

Согласно Закону об образовании (ст. 19) стандарт образования должен выдерживаться одинаковый как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития, специфику профессиональной деятельности сельского учителя. К отрицательной специфике малочисленной сельской школы можно отнести  отсутствие особой эмоциональной психической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В сельских  школах зачастую ограничено деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских, нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.

В «Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации» указываются проблемы сельской школы, требующие кардинального решения. К  данным проблемам  относятся: устаревшая материально-техническая база, слабое кадровое обеспечение, недостаточный уровень финансовой обеспеченности,  недостаточное развитие современных коммуникаций, низкое качество образования. Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования, неравный доступ к различным образовательным услугам. Одним из способов преодоления данной проблемы является вовлечение учащихся к участию в программах повышенного уровня посредством дистанционного обучения, создания для сельских школьников ситуации успеха, развитие детской одаренности.

Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше. Одарённые  дети – это особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

«В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

  • Могут быть выделены следующие виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты.

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе принципов дифференциации: для ребят 9 класса организованы факультативы, элективные курсы по выбору, в 1 классе разработана программа внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности.

Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми. 

Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в школе действуют кружки и секции «Безопасное колесо», «Лёгкая атлетика «Вдохновение», «Сказка», «Иголочка»

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.

Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования

Форма

Задачи

Факультатив

Элективный курс

Спецкурс

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая научная конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Предметные олимпиады

  • Отбор и подготовка талантливых учеников для участия в олимпиадах     городского уровня.
  • Повышение учебной мотивации.
  • Расширение общего кругозора учащихся.

Кружки, студии, объединения, спортивные секции и т.п.

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Особую роль в работе с одаренными детьми играет дополнительное образование. При каждой школе создаются кружки, позволяющие развивать различные типы одаренности.

Читайте также:  Основные идеи теории трех ступеней бюлера психическое развитие ребенка

Систему дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности; Дополнительное образование способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка. Внешкольные объединения дают возможность реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Наши обучающиеся очень часто принимают участие  в конкурсах рисунков на различные темы. Имеющие  статус Международных, региональных, районных, занимают  призовые места. Очень часто принимают  участие  в выставках, принимают участие в НПК регионального характера (3 место в Региональном конкурсе пришкольных участков), олимпиадах – где имеют призовые места, в спортивных соревнованиях районного и регионального значения.

Некоторые наши выпускники успешно продолжают  своё направление по полученной специальности в школе

Дизайнер

Учитель ИЗО

Учитель физкультуры

Учитель английского языка, географии, экологии и т.д.

Школа – это нужный этап развития одарённости у детей и наша школа несмотря, что она  сельского типа с этим этапом справляется,  на  оценку отлично.

Учитель географии и биологии  -Е.А. Сереброва.

Учитель химии -О.А. Серебров

Источник

«Особенности и методики работы с одаренными детьми»

Черкасова Антонина Васильевна

директор МБОУ «Палатовская СОШ»

               Сохранение и развитие одаренности – это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала, и индивидуальных судеб.

В чем смысл работы с одаренными детьми?

               При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи:

  1. Способствовать развитию каждой личности;
  2. Довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;
  3. Способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования. (Ж. Брюно).

          Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

          На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

          Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей.

         При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера)

        У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности – к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений).

        Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку, прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.).

        Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.

        Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.

        Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.

        Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

          На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия – консультации и т.п., а также разносторонние программы в лицеях, гимназиях, колледжах).

          Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.
Читайте также:  Умственное воспитание и умственное развитие ребенка дошкольника

            Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

           Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами.

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми. (критерии американской программы «Astor»)

Учитель должен:

  1. быть доброжелательным и чутким;
  2. разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
  3. иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  4. иметь широкий круг интересов и умений;
  5. иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
  6. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
  7. иметь живой и активный характер;
  8. обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
  9. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  10. иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
  11. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
  12. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Стратегия ускорения обучения.

         Все специалисты в области образования сходятся в том, что в каком-либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Так же единодушны они в том, что ускорение является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным.

          Основное требование при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения следующие:

– учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

– учащиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

– необходимо согласие родителей, но необязательно их участие.

Признано, что ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.

Способы ускорения:

1. Индивидуализация обучения для одаренных учеников;

2. Занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);

3. «перепрыгивание» через класс;

4. профильные классы;

5. радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам.

Стратегия обогащения обучения.

Стратегия обогащения включает несколько направлений:

– расширение кругозора;

– освоение знаний об окружающем мире;

– самопознание;

– углубление в предметы;

– освоение метазнаний (знаний о знаниях).

Реализация в практике обучения:

1. Идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В. Давыдов).

2. Проблемное обучение (А.М. Матюшкин).

3. Использование опорных схем, сигналов (В.Ф. Шаталов).

4. Использование укрупненных дидактических единиц (П.М. Эрдниев).

5. Личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская).

6. Каникулярные формы и программы:

А) для расширения кругозора (экскурсии, театр, музей);

Б) различные виды деятельности – познание себя и своих интересов;

В) погружение в изучение предметов.

При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:

1. Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной. Эмоциональной и волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.

2. Содержание образования – культурологический подход к определению СО определяет его через понятие культуры. СО включает систему знаний, умений и навыков, а также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к другому, к труду. СО является основой для развития ценностей и смыслов, основой для развития его нравственной позиции и духовности. Поэтому, углубленного и интенсивно раннего освоения предметной области ОУ недостаточно, необходимо включение деятельности в живой процесс эволюции предметного содержания «Диалог в культуре».

3. Поиск наиболее эффективных форм занятий – индивидуальных занятий. Научно-исследовательской деятельности. Совместной творческой деятельности. Нельзя недооценивать роль совместной деятельности в работе с ОУ, т.к. от сформированности коммуникативных умений ОУ зависит их дальнейшая социальная адаптация.

Остановимся на требованиях к учителю, работающему с одаренными детьми:

1. Позитивная Я-концепция.

2. Целеустремленность и настойчивость.

3. Зрелость.

4. Эмоциональная стабильность.

5. Доброжелательность.

6. Эмпатийность.

7. Рефлексивность.

8. Широкий кругозор.

9. Активность.

10. Гибкость ума.

11. Креативность.

12. Стрессоустойчивость.

13. Хорошее здоровье.

14. Иметь специальную подготовку для работы с одаренными детьми.

15. Уметь индивидуализировать обучение:

– уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся и самостоятельно проводить психологические исследования;

– уметь модифицировать учебные программы;

– уметь разрабатывать индивидуальные образовательные стратегии в изучении тем;

– использовать активные формы и методы обучения;

– уметь организовать консультирование учащихся;

– умение организовать учебное сотрудничество;

Источник