Развитие одаренного ребенка в рисовании

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

В современной психолого-педагогической литературе достаточно много статей, публикаций, затрагивающие тему одаренности не только взрослых, но и детей. В которых рассматриваются психологические проблемы, появляющихся у педагогов и родителей одаренных детей в наше время.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Для одаренных детей не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для них утверждение, что так принято, не является аргументом.

Главная сложность в понимании и оценке проявления, какой либо одаренности, способности в годы детства – переплетение в них возрастных и собственно индивидуальных свойств. Необычные проявления ребенка могут быть чем-то временным, связанным только с определенной порой жизни. Самая существенная задача – увидеть в признаках одаренности у детей и подростков то, что относится к свойствам возраста и является происходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться.

Педагогическая практика показывает, что главные задачи дошкольных образовательных учреждений по-прежнему ориентированы на “среднего дошкольника, на накопление знаний, умений, навыков шаблонов стереотипов”.

Недостаточное внимание развитию творческого потенциала в конечном итоге приводит к духовному обнищанию общества, его культурному упадку.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты, но это возможно. Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “не одобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции.

Известно, что каждый ребенок  талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?

 Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одарённость—от слова «дар» (дар природы, Божий дар).

Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет:

«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.

В своей  работе я хочу поделиться  некоторыми подходами в развитии творческих способностей дошкольников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.

 Художественная одаренность предполагает два обязательных  этапа:

  1. Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
  2. Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.

Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:

  • приобщая детей к искусству мастеров;
  • организуя творческую (авторскую) деятельность детей.

 С самого раннего возраста  дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко)

Читайте также:  Кризисы в психическом развитии ребенка выготский

 Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.

 Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности.   Трудно  определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.

Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и методы  изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей.     Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

В своей работе я использую разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальцевая живопись, печатка, монотипия, набрызг, рисование по мокрой бумаге, рисование свечой, кляксография и пр.

Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «НЕЛЬЗЯ».

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творческими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.    

Для того чтобы детские рисунки получились выразительными,  мои занятия сопровождаются мелодичной, образной музыкой, которая позволяет детям расслабиться и насладиться ее легким звучанием. Многие занятия проходят в необычной обстановке за столами, а иногда мы рисуем на мольберте, на большом ватмане, расположенном на ковре.

А если представить, что звукам соответствуют определённые цвета. а сочетаниям звуков – определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий,  пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри, соотносить цвет и музыку, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.).

Еще одна инновационная технология, которую я применяю в своей практике для развития творческих способностей у детей – это метод моделирования.

Модель – это символ, предмет-заместитель, схематическое изображение предмета с его характерными признаками. 

        В своей практике использую такие дидактические игры, как «Законы юных художников», «Модель последовательности восприятия или изображения предмета», «Предметно-схематическая модель композиции рисунка».

Использование игр и заданий с основами моделирования, способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми.  

Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повысил творческую активность детей.

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности.

Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Метод проектной деятельности я использовала в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, а так же стремлением к совместной деятельности. 

Мною были разработаны и реализованы следующие проекты: «Знакомство детей с произведениями Е.Чарушина, через образы в рисунках», «Мир леса в рисунках детей», «Беленькие зубки – здоровые детки», «Чтоб здоровым был малыш».

Работая над проектами, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок.

 Результатом моей работы в этом направлении стало активное участие детей нашего детского сада в городских выставках и конкурсах детского творчества:

  • «Давай раскрасим вместе мир»
  • «Клюковка»;
  • «Мир глазами детей»;
  • «Первоцветы» и др.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения.  Поэтому так важно познакомить детей с разнообразными инновационными технологиями в рисовании.  

  Таким образом, вводить детей в “большое искусство” следует как можно раньше, создавая предпосылку для “самостоятельного вхождения” и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.

Читайте также:  Духовно нравственное развитие ребенка в школе

О.А.Куревина (кандидат философских наук, доцент) в своей книге «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» пишет: «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя». И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения ГЕНИЯ.      

  • Литература:
  • 1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.
  • 2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
  • 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  • 4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.
  • 5. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 199 
  •  Юркевич В.С.Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. Для учителей и родителей. – М.:Просвещение, Учебная литература, 1996.

Источник

Светлана Поздеева
Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования

2 часть

Модель деятельности по развитию одаренности

Деятельность по развитию одаренности у воспитанников осуществляется по двум на-правлениям:

1. Выявление одаренных детей с явными или скрытыми признаками одаренности.

2. Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей через решение взаимосвязанных задач:

развитие одаренности ребенка путем удовлетворения его повышенных образовательных потребностей;

развитие личности одаренного ребенка, создание условий для его социализации.

Выявление одаренности

Методы и методики диагностики одаренности зависят от возраста дошкольников. В от-ношении детей 3 – 4 лет используется метод стандартизированного наблюдения и экспертных оценок проявлений детского развития родителями и педагогами.

С 4 лет добавляется метод проблемных ситуаций игрового или предметно-практического характера, создающий условия для проявления одаренности в результатах деятельности.

С 5 лет предполагается также проведение психологической диагностики, направленной на изучение не отдельных познавательных процессов (памяти, воображения, аналитико-синтетических умений и пр., а интегративных качеств интеллектуального развития, имеющих в своей основе показатель креативности.

Предположения о наличии изобразительной одаренности ребенка основываются на осо-бенностях изобразительной деятельности одаренных дошкольников, выделенные Комаровой Т. С. и Казаковой Т. Г. :

расположение предметов в соответствии с задуманной композицией;

предварительноезамысливание сюжета, предварительные наброски;

переход от схематического к реалистическому изображению;

функционализм – ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете;

смешанные проекции в рисунке;

богатая тематика рисунков;

использование в работе большого количества материалов, техник;

практическая направленность продуктивной деятельности;

стремление к экспериментированию с различными материалами;

специфичность цветовых решений.

Дети одарены ко всем видам искусства, но раньше других обнаруживают себя художест-венные способности.

Создание Модели с одновременной ее апробацией начиналось при работе с детьми трех (вторая младшая группа) и четырех летнего возраста (средняя группа, поэтому в силу возрас-тной специфики выявление одаренности проходило через:

наблюдения и беседы с ребенком;

мониторинг развития изобразительных способностей детей на начало и конец года;

анализ продукта деятельности,

анкетирование родителей.

Анализ полученных результатов позволил предположить наличие у конкретных детей художественной одаренности – по виду деятельности, потенциальной – по степени сформиро-ванности, были выявлены способности, которые следовало развивать средствами изобразительного искусства.

С большой степенью вероятности были сделаны предположения о наличии изобрази-тельной одаренности у детей, которые:

проявляли большой интерес к визуальной информации;

проводили много времени за рисованием и лепкой;

демонстрировали опережающую свой возраст умелость;

осознанно строили композицию рисунков.

Работы этих детей были оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Методики по выявлению одаренности младших дошкольников представлены в приложениях 2 – 4.

Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей

Работа с детьми с изобразительной одаренностью строится на общих принципах работы с одаренными детьми, но имеет и свои особенности, учитывающие возрастную динамику раз-вития изобразительной деятельности и ее специфику.

Возрастная динамика развития изобразительной деятельности представлена в приложе-нии 5.

Изобразительная деятельность дошкольников имеет свои специфические особенности:

Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этих вещах.

Изменение размеров. До 4-х лет ребенок может просто увеличивать предметы, после 5-ти увеличенный предмет – самый значимый для ребенка.

Прозрачность рисунка. Ребенок рисует прозрачные предметы, т. е. сквозь предметы ближ-него плана видны изображения, находящиеся за первыми.

Смешанные проекции. Дошкольник может рисовать, переворачивая лист так, как ему удобно, из-за чего изображения вида «сверху», «снизу», «сбоку», «спереди» оказывают на одном рисунке.

Первоочередная задача развития и воспитания художественно одаренных детей средст-вами изобразительного искусства – развитие творческой активности, нестандартного видения мира реализуется через:

Читайте также:  Особенности роста и развития ребенка

развитие творческого потенциала ребенка;

личностное развитие и самовыражение ребенка средствами изобразительного искусства;

формирование художественных навыков и умений.

В сфере художественного образования:

овладение языком изобразительного искусства;

формирование художественных навыков, знаний и умений;

развитие мышления, воображения, представлений, фантазии и восприятия;

развитие оригинальности замысла и композиции;

развитие художественной выразительности в продуктивной деятельности.

В сфере личностного развития:

индивидуальное становление и развитие личности в коллективе;

изучение психологических особенностей личности ребенка в продуктах художественно-творческой деятельности;

развитие личности ребенка средствами изобразительной деятельности и искусства;

формирование самосознания ребенка.

Развитие эмоциональной сферы:

развитие эмпатии;

развитие эмоциональной сферы через сопереживание.

развитие мотивации изобразительной деятельности;

развитие мотивов достижения успеха, веры в себя.

В сфере развития самосознания:

осознание собственного «Я»;

осознание своих переживаний и состояний, передача их через цвет, форму, линию, тон;

осознание себя во времени (прошлое, настоящее, будущее)

При этом возникает проблема в преодолении противоречия между широкими возможностями развития творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности и несформированностью изобразительных умений.

Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружаю-щий мир, они изучают его.

Вместе с тем, не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию.

Возрастная несформированность графических навыков и умений (методика изображения образов тонкими линиями, техника закрашивания рисунков красками с помощью мазков, метод заливки и другие, демонстрация образца (как основного дидактического принципа при обучении детей рисованию) лишают ребенка возможности выражать творческое начало в рисунке. На практике это выражается в том, что дети:

не могут самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, неправиль-но»;

ждут указаний от педагога;

проявляют пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и рас-положении изображения на листе;

не умеют экспериментировать с изобразительными материалами»;

показывают низкий уровень фантазии, художественного творчества;

не передают личное отношение к объекту изображения.

Методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, не всегда способствуют формированию творческой личности:

ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (солнце – желтое, небо – си-нее);

отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правиль-но, нужно повторить образец, например, круги в изображении снеговика);

исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование «чис-тых» цветов без смешивания красок, четкая обводка контура);

стандартный набор изобразительных материалов и традиционные способы передачи по-лученной информации (рисование – только цветными карандашами или красками, лепка – только пластилин, аппликация – только цветная бумага).

Сложным для дошкольников является изображение предметов тонкими линиями. Пред-меты получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверен-ности.

Преодолеть проблему противоречия между широкими возможностями развития творче-ского потенциала детей средствами изобразительной деятельности и несформированностью изобразительных умений детей позволяет использование нетрадиционных техник рисования.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет преодолеть страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Использование нетрадиционных техник рисования способствует созданию ситуации успеха и развитию изобразительных способностей. Использование хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, креативности, нестандартного видения мира.

Не умаляя роли классического обучения детей изобразительной грамоте, нетрадицион-ные техники рисования являются важным и существенным дополнением. Демонстрируя не-обычные сочетания материалов и инструментов, нетрадиционная техника интересна и доступна по технологии выполнения. Создает мотивированную потребность у ребенка к рисованию, помогает решить поставленную им творческую задачу.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию художественных способностей всех детей, совершенствуют изобразительные умения одаренных детей, побуждают их к изобразительной деятельности, способствуют развитию их творческой активности.

При этом одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный ма-териал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Использование нетрадиционных художественно-графических техник (рисование паль-цами и ладошками, оттиск разнообразными материалами, рисование восковыми мелками и ак-варелью, граттаж, кляксография, набрызг, монотипия и др.) позволяет организовать дополни-тельную работу с одаренными детьми.

Поэтому в качестве средства развития изобразительной одаренности выбраны нетради-ционные техники рисования, были определены цель и задачи использования нетрадиционных изобразительных техник.

Цель:

Развитие изобразительных способностей детей дошкольного возраста через использова-ние нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;

закрепить приобретенные умения и навыки, показать детям широту их возможного приме-нения;

формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

воспитывать эстетический вкус;

прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Источник