Развитие одаренного ребенка по английскому языку

Развитие одаренного ребенка по английскому языку thumbnail

Развитие одаренности учащихся на уроках английского языка

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит задача – способствовать развитию личности ребенка. В первую очередь важно установить уровень способностей и их разнообразие у обучающихся, но не менее важно уметь правильно осуществлять развитие этих способностей.

Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили. Поэтому важно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую среду, чтобы развить, а для этого необходимо рационально выбирать цели, содержание, методы и формы обучения.

И как раз одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука.

И если не занимать таких одаренных детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. Осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает и т.п.

Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и для всестороннего развития личности. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности, и, что не менее важно, позволяет теснее связывать учебный процесс с жизненными запросами и ориентациями учащихся. Эта цель может быть реализована в обучении иностранному языку, так как методика коммуникативного образования предполагает использование знаний из разных областей.

Реализация этих целей происходит на учебных занятиях, и, конечно, очень важно говорить о содержании образования, которое должно соответствовать поставленным целям. Здесь можно говорить о четырех основных подходах в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы можно реализовывать в той или иной степени на уроках. Примером этого может быть организация такого вида работы на уроке как лекция с элементами поисковой беседы. На уроке учащиеся просматривают отрывки фильмов, слушают комментарии учителя, заполняют таблицу. Для одаренных детей здесь есть свое поле деятельности, т.к. они могут не только описать увиденное, но и внести оценочные суждения в свой рассказ.

Развить творческие способности обучающихся помогают следующие виды деятельности:

1. Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

2. Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке; включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; предполагают неформальное общение.

3. Использование творческих заданий, например, придумать загадку; составить чайнворд, кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; составить quiz по заданной теме.

4. Внеклассная работа по предмету: предметные недели; олимпиады; праздники по изучению английских традиций; марафоны, вечера и т. д.

Выбор метода обучения английскому языку зависит от особенностей коллектива, в котором он будет использоваться, личностных особенностей обучаемых, их возраста, интересов.

С точки зрения современной методологии, коммуникативный и проектный методы являются на данный момент наиболее гармоничными и актуальными для обучения английскому языку одаренных детей. Их можно подвести под один заголовок: «Лучшее обучение общению – это общение».

С 21 ноября по 2 декабря в школе проходила декада иностранных языков под названием «Путешествуем за рубежом»

Цели:

    1. Создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся;

    2. Выявление одарённых учащихся с целью дальнейшей работы с ними по развитию их способностей.

Декада прошла на хорошем уровне. Учителями иностранного языка были подготовлены следующие мероприятия:

21 ноября – костюмированное открытие декады, на котором учителя и дети раздавали листовки с приятными пожеланиями, а старостам классов выдавались буклеты с планом мероприятий. Также в крыле начальной школы проходила выставка рисунков «Волшебный мир сказки», а на втором этаже выставка стенгазет, посвященная чудесам света на английском языке и французском. Благодаря таланту учащихся выставка получилась оригинальной и яркой. Учащиеся были награждены грамотами за свое творчество.

Также учащиеся 3-4 классов подготовили проекты «Загадки о животных на английском языке». Они с удовольствием отгадывали загадки друг друга. С 21 ноября по 1 декабря проходили блиц-турниры между классами «Самый умный» на английском и французском языках.

С 28 ноября по 1 декабря проходили викторины дня, в которых участвовали все классы. Кроме этого проходил конкурс поэтического перевода стихотворений на английском и французском языках.

Источник

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Проблема работы с одаренными учащимися – одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Я считаю, что долг и дар учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации. Мой учебный предмет – английский язык, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё, по моему глубокому убеждению, реализуются межпредметные связи. Я убеждена в том, что одарённый ученик одарён очень во многом, это в свою очередь помогает ему глубже понять свою будущую специальность, быть эрудитом и интересной личностью.

Читайте также:  Признаки отставания в развитии ребенка

Одаренность ребенка может быть установлена по следующим параметрам:

выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные способности, способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, определенные способности к предмету).

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

  • наблюдения, диагностика;

  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками через самостоятельную работу.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащегося при минимальной роли учителя.

В мою задачу входит создание таких условий, при которых ребенок сможет «научиться заниматься», т. е. овладевать приемами учебной деятельности. Для этого я учу пользоваться книгой, конспектировать, выделять главное, планировать деятельность. В сфере опережающего познания обычно выделяется большое любопытство, умение прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, обладание отличной памятью, которая базируется на мышлении.

При работе с одаренными детьми я стараюсь придерживаться следующих требований:

В содержании обучения это:

  • Изучение глобальных, широких тем и проблем;

  • Интеграция тем, относящихся к разным областям знаний;

  • Изучение вопросов не имеющего единственно-правильного ответа, суждения.

В области задач и методов обучения это:

  • Поощрение углубленного изучения тем, выбираемых самим ребенком;

  • Обеспечение самостоятельности в учении;

  • Поощрение создания работ, с использованием разнообразных способов и форм;

  • Развитие самооценки, поощрение оценивания работ самими учащимися.

После выявления одаренных детей первым этапом в моей работе с таким ребенком является выработка индивидуальной стратегии обучения через:

  1. целеполагание;

  2. планирование совместной деятельности на и вне уроков.

Выбор и постановка цели в основном определяется самим ребенком: участие в языковых конкурсах, олимпиадах.

Какова бы ни была цель, данная деятельность, направлена на развитие лингвистических способностей, личности ребенка с учетом его индивидуальных качеств, мотивов, интересов.

Следующим этапом является планирование совместной деятельности:

– ликвидация пробелов в знаниях по определенным грамматическим темам с использованием дополнительной литературы

– работа над коммуникативно важным речевыми образцами, необходимыми для естественного речевого общения.

– создание ситуаций естественного речевого общения: обсуждение прочитанных книг, просмотренных за последнее время фильмов и передач, мировых новостей, ситуаций из жизни класса, школы.

– тренировка навыков аудирования с голоса и с использованием диска.

Определяются:

  • этапы работы;

  • сроки их прохождения;

  • планируются они для совместной работы с учителем или отводятся на самостоятельное изучение;

  • в классе будет проводиться данная работа или на дополнительных занятиях;

  • определяется время дополнительных занятий и консультаций;

  • определяются формы контроля (грамматический тест, зачет по говорению или аудированию и т.д.)

Работа по индивидуальной стратегии обучения позволяет организовать ученика, развивает самостоятельность и в дальнейшем он сам сможет планировать свою деятельность, определить цель, самостоятельно составить индивидуальный план работы.

Много внимания уделяю проблемному обучению, когда речь идет о решении задач – Выявить проблему. Проанализировать различные варианты ее решения. Оценить достоинство каждого варианта Обобщить все найденное и т.д. Развитие этих умений связано как с исследовательским умениями, так и с умениями критически мыслить

При работе с одаренным ребенком использую следующие стратегии обучения:

1. Ускорение

Ускорение должно быть связано с изменением скорости обучения, а не его содержанием. Особенность одаренного ребенка – быстрота в схватывании сущности, смысла, великолепное запоминание информации. Как следствие – такой ученик способен усваивать учебную программу с высокой скоростью.

2. Обогащение и углубление

Стратегия обогащения и углубления включает в себя два направления: расширение кругозора и углубление самопознания (развития инструментария получения знаний).

Обогащение обучения английскому языку направлено на развитие творческого мышления путем применения известных техник (мозговой штурм, ролевые игры и др.), где сочетаются эмоциональные и познавательные стороны.

В плане развития социальной, равно как и коммуникативной компетенции, эффективно использование метода проектов, применение современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных обучающих программ.

3. Проблематизация

Одаренный ученик активно реагирует на создание проблемных ситуаций в обучении английскому языку, так как данная стратегия предполагает самостоятельный поиск решения проблемы. Если при традиционном подходе преподаватель играет мотивирующую роль, а учащемуся отводится подчиненная позиция, то при применении стратегии проблематизации оба объекта учебного процесса занимают равноправные позиции.

Стараюсь создавать проблемные ситуации для учащихся, которые, преодолевая трудности, приходят к самостоятельности мышления. Данная стратегия помогает добиться глубокого, а не поверхностного усвоения материала, так как глубокие знания появляются только тогда, когда ученик работает над решением проблемы, которая ему интересна. Глубокое усвоение материала основывается на глубокой внутренней мотивации.

Одаренный ребенок с готовностью откликается на необходимость самостоятельного поиска путей решения проблемы, причем, чем сложнее проблема, тем с большим энтузиазмом он работает. Информация, которая извлекается путем самостоятельного изучения, создает основу глубоких знаний учащегося. Как это ни парадоксально, преподаватель принесет тем больше пользы учащимся, чем меньше информации по проблеме представит ему на занятии, чем больше проблемных вопросов задаст ему для самостоятельного поиска.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка упражнения

Работая по принципу “Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребенка. К таким заданиям относятся устные монологические и диалогические высказывания, написание эссе на определенные темы на уроках иностранного языка, выполнение заданий ЕГЭ. Они позволяют включить в активную познавательную деятельность по изучению иностранного языка резервные возможности личности ребёнка, создают предпосылки для работы в атмосфере положительных эмоций.

Развитие талантов, интеллекта и одарённости определяется участием на ежегодных олимпиадах разного уровня.

Одаренный ребенок требует особого педагогического подхода, использования при его обучении активных методических технологий. Это станет гарантией того, что наделенный особенными способностями к изучению иностранных языков ребенок сможет использовать свой потенциал на полную мощность, и позволит раскрыть его лингвистические таланты.

Источник

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа №10

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМ РЕБЕНКОМ ПО АНГЛИЙСКОМУЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Уровень образования (класс) основное общее образование, 8 класс

Количество часов: 66

Ученик Сидорчева Мария 8 «Г» класс

Учитель Шафоростова Светлана Александровна

Программа разработана на основе

Примерной программы по английскому языку. «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. Основная школа». Часть 2, 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010 год.

Авторской рабочей программы УМК «Матрица», уровень 3. Авторы: Кейси Гьюд и Михаэль Даквёрт (8-9 классы). Издательский дом OxfordUniversityPress,2013

Краснодар 2017

“Не бойся, что не знаешь,

бойся, что не научишься”

(китайская мудрость)

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа разработана для индивидуальной работы по английскому языку с ученицей 8 «Г» класса Сидорчевой Марией. У ребенка прекрасная память, опережающее развитие интеллекта, ярко проявляются интерес и способности к изучению английского языка. Мария изучает английский язык со 2 класса, имеет хорошие навыки говорения, письма, чтения и аудирования. Ее характеризует серьезное и ответственное отношение к учебе. Мария добросовестно готовится к урокам, творчески подходит к каждому виду работы. На занятиях всегда активна, стремится высказать свое мнение по любому вопросу. Она много занимается самостоятельно: читает адаптированную литературу на английском языке, смотрит фильмы и слушает любимые песни на английском языке, дополнительно работает над грамматикой и изучает новую лексику, ведет переписку по e-mail на английском языке с ровесниками из США.

Индивидуальная программа работы с одаренным ребенком имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации индивидуальной деятельности одаренного школьника по английскому языку в основной школе. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования и реализуется в рамках внеурочной деятельности. Рабочая программа предназначена для индивидуальных занятий с углубленным изучением английского языка в 8 классе и составлена на основе Примерной программы по английскому языку. «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. Основная школа». Часть 2, 2-е изд. М.: Просвещение, 2010 год. Авторской рабочей программы УМК «Матрица», уровень 3. Авторы: Кейси Гьюд и Михаэль Даквёрт (8-9 классы). Издательский дом OxfordUniversityPress, 2013

Важность курса в образовании школьника.

В рамках данной программы создаются условия для максимального развития имеющихся способностей школьницы, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и внеурочной деятельности.

Актуальность

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны ребенка и его родителей на углубленное изучение иностранного языка, она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Педагогическая целесообразность

Программа индивидуального изучения английского языка дает возможность:

1) построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;

2) увеличить темп изучения учебного материала;

3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;

4) повысить интенсивность обучения, то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей:

а) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классов темпе.

б) углубление – более глубокое изучение материала.

в) обогащение – обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет становления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

г) проблематизация – использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Цель работы – создать такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный познавательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства деятельности, организация пространства рефлексии.

Педагогические задачи:

– поддержание высокой учебной мотивации школьницы;

– развитие способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации учащейся;

– развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знаний;

– приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка.

Методы работы:

–    практические занятия (написание письма, приглашения, объявления);

–    выполнение поисковой работы;

–    выполнение проектов (в том числе с использованием информационных технологий)

–    выполнение интерактивных упражнений по грамматике;

–    подготовка устных выступлений;

–    создание компьютерных презентаций;

–    работа со справочной страноведческой литературой.

I.Психолого-педагогическая диагностика ребенка

1-2 неделя сентября

школьный психолог

2. Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».

Цель диагностирования: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

Читайте также:  Социальная среда как фактор развития ребенка

классный руководитель

3. Методика И.И. Климова «Карта интересов».

Цель диагностирования: определение круга интересов и склонностей ребенка

3-4 неделя сентября

школьный психолог

4. Опросник Айзенка. Личностные особенности.

3-4 неделя сентября

школьный психолог

5. Тест на определение школьной тревожности. Автор Филлипс.

3-4 неделя ноября

школьный психолог

6. Социометрия. Автор Дж. Морено.

Цель диагностирования: определение социального статуса в коллективе

3-4 неделя декабря

школьный психолог

Таблица 1

II. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута

руководитель НОУ,

учитель предметник

5. Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.

вторая неделя октября

классный руководитель,

учитель предметник

Таблица 2

Индивидуальный образовательный маршрут

– организация учебной исследовательской деятельности;

– работа по индивидуальным образовательным планам на уроке;

– индивидуальные консультации с учителем;

– привлечение к организации внеклассной работы по предмету;

– предметные кружки, факультативы по выбору;

– коррекционная работа со школьным психологом.

Индивидуальная программа работы с одаренным ребенком рассчитана на 66 часов из расчета 2-х учебных часов в неделю.

    Для занятий используется учебник  «Матрица», уровень 3. Авторы: Кейси Гьюд и Михаэль Даквёрт (8-9 классы). Издательский дом OxfordUniversityPress.

Мультимедиа: 

1) Мультимедийный курс обучения английскому языку «Поговори со мной». «Руссобит – М», 2000.

2) Интерактивная программа «Учите английский (Британский вариант)». EurotalkInteractive, 2004.

   Курс «Поговори со мной» содержит интерактивные диалоги, упражнения для развития всех видов речевых навыков. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи и научиться бегло говорить.

Программа «Учите английский» помогает расширить словарный запас, усовершенствовать навыки разговорной речи и понимания на слух. Курс  включает диктанты и тексты для проверки. Весь изучаемый материал озвучен носителями языка.

Содержание индивидуальной учебной программы по английскому языку для Сидорчевой Марии

 Тема 1. Newhorizons.

             Волонтёрская работа за границей. Поиски

      работы.

             Грамматика: the Present Perfect Continuous.

             Страноведение: британское образование.

             Проект: написание резюме.

Тема 2. A sportinglife.

             Свободное время. Необычные виды спорта.

             Грамматика: the Past Perfect.

             Страноведение: спортивные приметы.

             Проект: написание письма в журнал.

Тема 3. Strangebuttrue.

             Истории о привидениях. Удача.

             Грамматика: Conditionals.

             Страноведение: чудесные места Австралии и

             США.

             Рассказ по картинкам.

Тема 4. Timesofchange.

             Интернет. Космические путешествия. Стиль

             жизни.

             Грамматика: the Passive.

             Страноведение: глобальная культура.

             Проект: написание e-mail.

Тема 5. Off to see the world.

               Туризм. Планирование отдыха.

               Грамматика: Reported Speech.

               Страноведение: посещение Сиднея,

               Австралия.

               Проект: письмо в туристическую компанию.

Тематическое планирование курса

1.

New horizons.

Практика в чтении, обсуждение.

Практика в чтении и устной  речи.

12

Проект: написание резюме.

2.

A sporting life.

Практика в чтении и устной  речи.

Практика в чтении и переводе.

14

Проект: написание письма в журнал.

3.

Strange but true.

Практика в чтении, обсуждение.

Практика в чтении и аудировании.

14

Рассказ по картинкам.

4.

Times of changes.

Практика в чтении и переводе.

Практика в чтении и устной  речи.

13

Проект: написание e-mail.

5.

Off to see the world.

Практика в чтении и аудировании.

Практика в чтении и переводе.

13

Проект: письмо в туристическую компанию.

  Таблица 3

III. Ожидаемый результат

Формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности, максимальное развитие навыков аудирования, устной речи, чтения и письма на английском языке.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

– Обогащение мировосприятия учащегося, осознание места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.

– Создание предпосылок для успешной коммуникации в различных ситуациях общения.

– Соблюдение этикетных норм межкультурного общения.

– Результативное участие в конкурсах, олимпиадах, Интернет – проектах.

IV. Анализ

работы ученицы 8 «Г» класса Сидорчевой Марии

по индивидуальной учебной программе

по английскому языку.

В течение года Сидорчева Мария работала над обогащением словарного запаса, изучала грамматику английского языка. Занятия помогли улучшить навыки разговорной речи, чтения, письма и аудирования. Мария самостоятельно читала адаптированную литературу. За год были прочитаны книги:

1.Робинзон Крузо. Адаптация Р. Бордер. Книга для чтения в старших классах.

2. Остров сокровищ по Р.Л. Стивенсону. Книга для чтения в 9 классе.

Мария принимала активное участие в подготовке и проведении внеклассного мероприятия

на английском языке “Russia be forever!”. Для открытого урока английского языка на тему «Никто не забыт, и ничто не забыто», девочка подготовила и представила проектную работу, в которой рассказала о своем прадеде – участнике Великой Отечественной войны. У девочки укрепилась уверенность в своем умении пользоваться английским языком как средством общения, интерес к иностранному языку и желание совершенствовать владение им.

Мария работает над исследовательской работой «Сравнительный анализ происхождения кубанских и английских фамилий».

Ведет переписку по e-mail со сверстниками из США. Контакты со сверстниками отвечают современным познавательным интересам школьников в освоении мира и позволяют использовать английский язык в межкультурном общении.

Сидорчева Мария участвовала в школьной олимпиаде, где заняла 2 место. В декабре ученица принимала участие в конкурсе «Британский бульдог», где показала лучший результат среди учащихся 8 классов, а так же стала призером Международного молодежного чемпионата по английскому языку.

Таким образом, работа с Сидорчевой Марией по индивидуальной учебной программе содействовала развитию способностей и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, приобретению опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка.

Учитель английского языка Шафоростова С.А.

Список литературы: 

1. «Поговорим по-английски». Ф. М. Рожкова. М. «Высшая школа», 1980.

2. «Присоединяйся!» Вирджиния Эванс – Нил О’Саливан. «Экспресс», 2001.

3. «Язык и культура Великобритании». Автор сост. Г. Д. Томахин. М. Просвещение, 1999-2002.

Электронные источники информации: 

1.Онлайн уроки английского языка на Study.ru

2. https://www.iearn.org, https://www.kidlink.org (участие в

проектах).

3. https://www.studentsoftheworld.info/menu_penpals.php

(организация переписки).

Источник