Развитие общения в первые семь лет жизни ребенка

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения

Наблюдая детей, психолог получает возможность увидеть особенности их самопознания и те условия, в которых оно складывается: индивидуальную практику ребенка и его общение с другими людьми. Книга Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» рассказывает нам о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более усложняются и углубляются его связи с ними.

Глава 1

Понятие общения

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.

С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева выделяются следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности:

· Предмет общения (партнер по общению как субъект)

· Потребность в общении (стремление к познанию других людей, а через это и познание себя)

· Коммуникативные мотивы (то, ради чего принимается общение)

· Действие общения (целостный акт, направленный на другого человека, как на свой объект)

· Задачи общения (та цель, на достижение которых направлены действия общения)

· Средства общения (те операции, с помощью которых осуществляются действия общения)

· Продукты общения («общий результат» общения)

Функции общения:

1. Организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата)

2. Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений)

3. Познание людьми друг друга

Значение общения:

ü Позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию его внутреннего мира и личности

ü Помогает понять развитие психики ребенка, как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта

Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:

1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.

Глава 2

Возникновение общения у ребенка

Возраст ребенка Реакция на воздействие взрослого
Первые 2 недели Нет реакции
С 3-ей недели Ориентировочно – исследовательская активность, направленная на ознакомление с взрослым
С 4-ой недели Эмоциональные реакции: улыбка в ответ на улыбку; улыбка по собственной инициативе
На 2-ом месяце «комплекс оживления»:двигательные акты, улыбки, вокализация

Итог: сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым; лишь после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением.

Общение появляется у ребенка в возрасте 2 месяцев

4 критерия возникновения потребности общения у ребенка:

· Внимание и интерес ребенка к взрослому

· Эмоциональные проявления ребенка к взрослому

· Инициативные действия ребенка, направленные на взрослого

· Чувствительность ребенка к отношению взрослого

Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми:

ü Познавательные (реализуется потребность во впечатлениях)

ü Деловые (потребность в активной деятельности)

ü Личностные (потребность в признании и поддержке)

Все три группы мотивов существуют и тесно связаны между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие занимают положение ведущих.

Средства общения ребенка

Экспрессивно – мимические

предметно – действенные речевые
улыбка, взгляд, мимика, движения рук и тела, вокализация

локомоторные и предметные движения, позы высказывания, вопросы, ответы, реплики

Развитие в онтогенезе:

экспрессивно – мимические предметно – действенные речевые

Глава 3

Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни

Этапы онтогенеза = формы общения

Форма общения – коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам.

Параметры выделения форм общения:

1) Время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства

2) Место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка

3) Основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения

4) Ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими людьми

5) Основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется коммуникация ребенка с взрослым

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Этапы онтогенеза = формы общения

Форма общения – коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам.

Параметры выделения форм общения:

1) Время
возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства

2)     Место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка

3)     Основное содержание потребности,  удовлетворяемой детьми при данной форме общения

4)     Ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими людьми

5)     Основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется коммуникация ребенка с взрослым

Развитие  форм общения у детей от рождения до 7 лет

Возраст

Место формы общения

Содержание потребности

Ведущий мотив

Основные средства

Значение формы общения

Ситуативно – личностная форма общения

0 – 2 месяца

Удовлетворение первичных потребностей через общение с близкими

Потребность в доброжелательном внимании взрослого

Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель

Экспрессивно – мимические

Формирование персептивных действий, подготовка к овладению хватанием

Ситуативно – деловая форма общения

0 – 6 месяцев

Совместная предметная деятельность с взрослым

Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве

Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания

Предметно –действенные операции

Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью

Внеситуативно – познавательная форма общения

3 года

Совместная деятельность с элементами самостоятельной; ознакомление с физическим миров

Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве и уважении

Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания

Речевые операции

Развитие наглядных форм мышления

Внеситуативно – личностная форма общения

5 лет

Теоретическое и практическое познание ребенком социального мира

Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве и уважении при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию

Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально – нравственными нормами

Речевые операции

Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению

Механизм смены форм общения:

обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

Консультация для педагогов

РАЗВИТИЕ ФОРМ ОБЩЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ У ДЕТЕЙ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ.

ОБЩЕНИЕ- взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение всегда тесно связано с деятельностью, и само может рассматриваться как особый вид деятельности, поэтому синонимом общения является «коммуникативная деятельность».

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Потребность в общении не врожденная. Она оформляется одновременно с самой коммуникативной деятельностью, потому что решающим моментом для обоих процессов является выделение объекта общения – другого человека как личности, как субъекта, как потенциального партнера по общению.

Сразу после рождения ребенок никак не общается  с взрослым; он не отвечает на обращения старших, и, конечно сам не адресуется. Потребность ребенка в общении с взрослым возникает в первые 2 месяца жизни. Решающим фактором возникновения потребности в общении служит поведение взрослого человека, опережающего достигнутый ребенком уровень. На 2 мес. жизни у детей складывается форма поведения, которая получила название «комплекс оживления». Эта форма поведения включает разнообразные виды двигательного оживления детей, а также вокализации: короткое гукание, певучее гуление и возбужденные вскрики. То есть после 2 мес. младенцы вступают во взаимодействие с взрослым, которое можно считать общением.

 Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшыеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

 Потребность ребенка в общении с другими детьми возникает в раннем детстве и отчетливо выявляется на 3-м году жизни.

Прежде, чем говорить о мотиве общения необходимо дать определение мотива вообще.

Итак, мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, или – это опредмеченная (воплощенная в жизнь) потребность. Мотивом общения является партнер в тех своих качествах, ради которых ребенок обращается к нему или поддерживает предпринятую взрослым коммуникативную деятельность. В общении с взрослым – это взрослый, в общении со сверстниками – другой ребенок.

В мотивах общения опредмечиваются потребности ребенка, заставляющие его искать помощь взрослого, при этом потребность в новых впечатлениях порождает познавательные мотивы общения, потребность в активном функционировании – деловые мотивы общения, а потребность в признании и поддержке – личностные мотивы общения.

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих.

Средства общения – это те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.

Экспрессивно-мимические С.О. – улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительная вокализация.

Предметно-действенные С.О. – приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе   и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта с взрослым или наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки.

Речевые С.О. – высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Эти категории средств общения перечислены выше в том порядке, в котором они появляются в онтогенезе, они составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве.

Форма общения – это коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам. Основными среди них являются, следующие 5 параметров:

1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства;

2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения: что именно ребенок ищет в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в самом себе;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми;

5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются  коммуникации ребенка с людьми.

В первые 7 лет жизни выделяют четыре формы общения:

  1. ситуативно-личностную;
  2. ситуативно-деловую;
  3. внеситуативно-познавательную;
  4. внеситуативно-личностную.

Ситуативно-личностная форма общения.

Эта форма общения возникает в онтогенезе первой – примерно в 0-2 мес. – и имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде – до конца первого полугодия.

Самая существенная черта С.-Л.О. – удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых.

Еще одна особенность С.-Л.О. состоит в том, что в рамках этой формы коммуникативной деятельности младенцы умеют тонко различать градации внимания взрослого и в то же время не отличают одного взрослого от другого. Незнакомые взрослые вызывают у них такое же отношение, что и родные люди, а различия выражаются в степени удовольствия детей, т.е. количественно.

Ведущим мотивом является личностный мотив, с тем дополнением, что для ребенка личность взрослого выступает сугубо ситуативно, в связи с теми его действиями, которые направлены на ребенка.

Содержанием общения является сообщение взрослому об испытываемых им дискомфортных состояниях и об удовлетворении, вызванном действиями взрослого. Дети выражают взрослому крайне аморфную и глобальную приязнь, которую относят ко всем взрослым без исключения.

Средства, которые использует младенец – это мимика, жесты, экспрессивная вокализация, т.е. экспрессивно-мимические акты.

Значение ситуативно-личностного общения состоит в том, что оно стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в разных анализаторных системах.

Важнейшее достижение первого полугодия жизни – овладение хватанием – тоже связано с деятельностью общения, т.к. вскидывание ручек составляет один из элементов комплекса оживления, а происходящие при этом столкновения с предметами кладут начало формированию целенаправленного действия хватания. Возникновение хватания приводит к тому, что дети начинают манипулировать с предметами, и со второго полугодия жизни предметные действия – манипуляции занимают положение ведущей деятельности.

Место ситуативно-личностного общения занимает более сложная форма

Ситуативно – деловая форма общения.

Эта форма общения появляется второй и существует у детей от 6 месяцев до 3 лет. Она очень отличается от первой формы общения. Она уже не занимает место ведущей деятельности – на это место выдвигается теперь предметно-манипулятивная деятельность детей. Общение с взрослым вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее.

На центральное место выдвигается деловой мотив.

Прежнее стремление детей к доброжелательному вниманию взрослых полностью сохраняется (и во всех последующих случаях более раннее содержание потребности в общении всегда сохраняется, а новое для данного возрастного этапа содержание надстраивается над ним и занимает руководящее положение).

Отношение ребенка к другому человеку зависит от того, как проявляет себя взрослый в совместной игре или в предметных действиях. Если взрослый показывает себя интересным партнером по игре, ребенок старается продлить совместное действие, радостно встречает этого человека, стремится с помощью разнообразных действий вовлечь его в игру.

Дети уклоняются от ласки незнакомого взрослого, который с ним не играет, но проявляет большую радость, если взрослый выражает знаки внимания и одобрения в процессе сотрудничества. Дети уже способны к дифференцированному восприятию взрослых (делят на родных, знакомых, посторонних, уясняют некоторые функции людей – врач, воспитатель…) Однако они отмечают те качества, которые проявляются в процессе взаимодействия.

Среди средств общения наряду с экспрессивно-мимическими появляются новые: предметно-действенные операции.

Значение ситуативно-делового общения в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей и возникновении и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества с взрослым к сотрудничеству, так сказать, «теоретическому». Рамки прежней формы общения становятся тесными, и дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности.

Внеситуативно-познавательная форма общения.

Третья форма общения имеет весьма размытую нижнюю границу своего возникновения. Она возможна только у детей, которые хорошо понимают речь взрослого и сами умеют говорить. Однако индивидуальные колебания в сроках ее возникновения очень велики. Появление этой формы общения можно приурочить к первым вопросам детей (почему? зачем? как?…) и датировать дошкольным возрастом.

Основной особенностью, следует считать то, что коммуникативная деятельность здесь разворачивается на основе познавательных мотивов. Общение приобретает выраженный внеситуативный характер.

Общение с взрослым по поводу познавательных тем происходит на фоне дальнейшего увеличения самостоятельности ребенка, расширения его знакомства с миром вещей и миром людей. Многое он видит и наблюдает сам, многое узнает из книг, которые ему читает взрослый, но он как и прежде нуждается в помощи взрослого для того, чтобы разобраться в тех событиях, вещах, людях о которых узнает. Узы, связывающие ребенка со взрослым изменяются, но остаются столь же прочными.

Описанное взаимодействие формирует новое отношение к взрослому – как к источнику знаний, умений, одновременно ребенок удовлетворяет свою потребность выслушать оценку, которую дает ему взрослый. Свое отношение к другому человеку ребенок выражает и прямо в словесной форме, и тем, что ищет новых встреч с ним, при повторных беседах задает вопросы, внимательно слушает и предпочитает его общество обществу другого.

Ведущим средством общения является речь, которая позволяет ребенку выйти за рамки частной ситуации и развернуть взаимодействие по поводам, отсутствующим в данных, конкретных обстоятельствах.

Значение внеситуативно-познавательного общения детей с взрослыми в том, что оно помогает детям расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений, узнать о существовании причинно-следственных и иных отношений между предметами и явлениями. Поддержка взрослого, его постоянная помощь становится важным условием развития мышления детей. Их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере.

Внеситуативно-личностная форма общения.

Четвертая форма общения возникает примерно в то же время, что и третья, хотя чем старше дошкольники, тем больше среди них детей с четвертой формой.

Характерно преобладание личностных мотивов. Личностный мотив общения- ведущий в четвертой форме коммуникативной деятельности – имеет совершенно иной характер, чем в первой. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований. Он теперь для дошкольника не просто индивидуальность или абстрактная личность, но конкретное историческое и социальное лицо, член общества, гражданин своей страны и своего времени. В содержании общения для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними.

 Сопереживание другому, точное восприятие его внутреннего мира, называется – эмпатия. Эмпатический способ общения предполагает отказ на время от своих собственных позиций и ценностей, чтобы войти в мир ребенка без предвзятости; чуткость к его тонким переживаниям; деликатное «пребывание» в его жизни без оценивания и осуждения. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно.

Значение внеситуативно-личностного общения в общем психическом развитии ребенка в том, что оно вводит ребенка в сложный мир людей и позволяет ему занять в этом мире адекватное место. Ребенок научается ориентироваться в социальной сфере и устанавливает многообразные сложные отношения с окружающими людьми. Он усваивает правила общежития, понятие о своих правах и обязанностях. Наконец, ребенок приобщается к моральным и нравственным ценностям общества в котором живет.

Источник