Развитие общения ребенка в онтогенезе

Развитие общения ребенка в онтогенезе thumbnail

Наталья ляцкая
Развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе

Развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе

Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной педагогике и психологии (Л. С. Выготский [1], Н. С. Жукова [2] и другие). Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, на основе подражания речи окружающих.

В развитии коммуникативной функции общения выделяется ряд этапов (М. И. Лисина [3]):

1 этап. Установление отношений ребенка с взрослым, причем взрослый выступает в данном случае в роли взрослого, как взрослого. Он является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания.

2 этап. На этом этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности.

3 этап. Между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности.

4 этап. На этом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Данный этап, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, – задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.

Потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые сочетания – формы общения, которые закономерно сменяются на протяжении детского возраста. Развитие общения ребенка со взрослым М. И. Лисина [4] рассматривала как смену своеобразных форм.

Итак, формой общения называется деятельность общения на определённом этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств.

Форма общения характеризуется следующими параметрами:

1) время ее возникновения в онтогенезе;

2) ее место в системе общей жизнедеятельности;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми в данной форме общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению;

5) основные средства общения.

Процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но, по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

Предметом общения, как деятельности, является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослым.

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым, который существенно отличается от предыдущих.

Две первые формы общения были ситуативными (ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, потому что основное их содержание непосредственно присутствовало в конкретной ситуации. И хорошее отношение взрослого, выраженное в его улыбке и ласковых жестах (ситуативно-личностное общение, и предметы в руках взрослого, которые можно увидеть, потрогать, рассмотреть (ситуативно-деловое общение, находились рядом с ребенком, перед его глазами. Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Предметом общения ребенка со взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Содержанием общения могут стать и собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания. Очевидно, что появление внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника.

Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь – это единственное и универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия.

Внеситуативное общение может проходить только в речевой форме. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого. Здесь уже недостаточно просто быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Нужно обязательно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представления о мире.

Читайте также:  Международный центр развития ребенка олимпиада

Существуют две формы внеситуативного общения – познавательная и личностная. При нормальном ходе развития внеситуативно-познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение, существующее самостоятельно, не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Старший партнер является для него уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией). Все эти качества очень важны для ребенка. Взрослый для него – это компетентный судья, образец для подражания

В общении детей со сверстниками выделяют также ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М. И. Лисина [3]):

1. Эмоционально-практическая;

2. Ситуативно-деловая;

3. Внеситуативно-деловая.

Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем году жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих забавах и самовыражениях. Основные средства общения являются экспрессивно-мимические. Примерно в 4 года возникает вторая форма общения со сверстниками – ситуативно-деловая. Потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т. д. Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников – сюжетно-ролевой игры. Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит детей перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения – речь.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.

2. Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. – М.: Соц. -полит. журн., 1994. – 96 с.

3. Лисина М. И. Потребность в общении//Лисина М. И. Проблемы онтогенеза

4. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников- Издательство «Феникс» 2004. 224 стр.

Источник

Развитие общения в онтогенезе широко исследовалось в отечественной психологии, в частности, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой [7, 14]. Если рассматривать общение как деятельность, то ее целью является внимание партнера, а мотивация может принимать (по крайней мере, у детей дошкольного возраста) один из трех видов: познавательная, деловая и личностная [7]. М.И. Лисина выделяла различные формы общения, каждая из которых описывается по пяти параметрам: 1) время появления в онтогенезе, 2) место в системе общей жизнедеятельности, 3) содержание удовлетворяемой общением потребности, 4) ведущие мотивы, 5) основные средства.

Познавательные мотивы обеспечивают стремление к новым впечатлениям, ледовые опосредствуют развитие активной деятельности ребенка, а личностные обеспечивают удовлетворение эмоциональной потребности в общении именно с данным конкретным взрослым.

Средства общения выражают, изображают, обозначают содержание общения и могут быть 1) экспрессивно-мимическими,

2) предметно-действенными и 3) речевыми.

Этапы развития общения ребенка со взрослым:

  • 1. Ситуативно-личностное’, доминирует потребность в доброжелательном внимании, проявляется только сопереживание в контексте ситуации, за пределами которой мотивы ослабевают. Проявляется до второго полугодия.
  • 2. Ситуативно-деловое: преобладает потребность в сотрудничестве, общение также возникает по поводу помощи и сотрудничества. Чисто эмоциональное общение отходит на второй план, ребенок начинает хватать предметы, взрослый для него — средство овладения предметным миром. Появляется речь. Ведущая форма на протяжении раннего возраста (до двух-трех лет).
  • 3. Внеситуативное общение появляется после трех лет. Его содержание выходит за рамки отдельной ситуации и связано с речью.

Внеситуативно-познавательное развивается к четырем-пяти годам. Для него характерны 1) хорошее владение речью, 2) любознательность, 3) потребность в уважении взрослого (выражается в обиде на его замечания).

Внеситуативно-личностное — самая сложная и высшая в дошкольном возрасте форма общения, для которой важны совпадения взглядов, разделение мнений. Для этого общения характерны 1) потребность в сопереживании и понимании, 2) личностные мотивы, 3) речевые средства общения. Значение этой формы состоит в том, что ребенок учится принимать разные роли и строить свои отношения с другими людьми.

Читайте также:  Центры развития ребенка до 2 лет в челябинске

Общение со взрослым на протяжении дошкольного и младшего школьного детства «подтягивает» деятельность ребенка на новый уровень, создавая зону ближайшего развития. Затем коммуникативное поле ребенка изменяется в результате замены значимых взрослых значимыми сверстниками, но «вертикальные» отношения сохраняют свою ценность, выражаясь, в частности, в потребности зрелого мужчины иметь наставника-учителя (в периодизации Д. Левинсона) [4].

Этапы развития общения со сверстниками. «Горизонтальное» общение также имеет свой онтогенез. В школе М.И. Лисиной выделены следующие его этапы:

  • 1. Эмоционально-практическое общение отмечается в возрасте от двух до четырех лет. Оно основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. Основные средства общения на этом этапе — локомоции и экспрессивные движения; в сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не замечают. Наблюдения за 12-месячными младенцами показывают, что никто из них не помогает другим детям. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года практически все дети способны к сотрудничеству.
  • 2. Ситуативно-деловое общение продолжается в возрасте от четырех до шести лет, когда наблюдается расцвет ролевой игры, и сверстник начинает привлекать внимание. Главное содержание общения — деловое сотрудничество; начинает проявляться конкурентное начало и соревновательность.
  • 3. Внеситуативно-деловое общение складывается у некоторых детей к концу дошкольного возраста. На этом этапе становится возможным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь; эта форма общения знаменует собой начало появления дружбы.

В школьном возрасте социальная ситуация развития ребенка вращается вокруг учебной деятельности, поэтому круг значимых взрослых расширяется за счет включения в него учителей; дружба со сверстниками во многом окрашена отношением со стороны учителя. В подростковом возрасте ситуация радикально меняется: резко возрастает авторитет группы ровесников, а мнение старших надолго отходит на второй план.

Зрелое общение взрослых людей характеризуется децентра- цией (способностью принять позицию другого, не сливаясь с ней), ответственностью, личностным отношением к другому и уважением его индивидуальности. Зрелое общение свободно от объектных манипулятивных тенденций и является условием и проявлением способности человека к личному росту и самоактуализации [17].

Источник

Слайд 1

От 0 до 7 лет Онтогенез общения Выполнила: учитель-логопед Наталья Владимировна Протасенкова

Слайд 2

Что такое общение? Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение. Действие общения – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект.

Слайд 3

Две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия. Задачи общения – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой. Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения. Продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего тот «общий результат», о котором мы упоминали в определении общения, но также и взаимоотношения

Слайд 4

Роль общения в психическом развитии ребенка. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка: 1) изучение «детей– маугли »; 2) исследование природы и причин так называемого госпитализма ; 3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Слайд 5

Влияние общения на общее психическое развитие ребенка Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка: в самой области общения в области любознательности детей в сфере их эмоциональных переживаний при формировании любви ко взрослому в сфере овладения речью в сфере личности и самосознания детей

Слайд 6

Возникновение общения у ребенка Процесс становления первичной коммуникативной потребности протекает стремительно и занимает около 2 мес. Онтогенез общения первых восьми недель жизни ребёнка 0 – 2 недели 2 – 4 недели 4 – 8 недели Только в «положении под грудью» длительный ласковый разговор и поглаживание приводит к появлению у младенца сосредоточения: он замирает и напрягается. Воздействия взрослого начинают вызывать у ребёнка ориентировочно–исследовательскую активность, направленную на ознакомление с этим человеком. Сначала ребёнок пристально вглядывается во взрослого, а позднее начинает следить за ним, рассматривать его лицо. Далее в обследование вовлекается помимо глаз головка и все тело ребенка. В ответ на воздействие взрослого у детей появляются эмоциональные реакции. У ребенка можно наблюдать улыбку в ответ на улыбку, а потом и на иное воздействие взрослого. Затем ребенок начинает улыбаться людям по своей инициативе, лишь завидев издали фигуру взрослого. На 2-м мес. жизни ребёнка появляется «комплекс оживления».

Слайд 7

Существует 4 критерия, свидетельствующие о том, что у младенца уже есть потребность в общении: внимание и интерес ребенка ко взрослому (взгляд в глаза взрослого) – 3 нед . эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого(ответная улыбка на воздействия взрослого) – ко нец 1-го мес. инициативные действия ребенка, направленных на то, чтобы привлечь интерес взрослого(инициативные улыбки и двигательное оживление). чувствительность ребенка к отношению взрослого, реакция на отношение к ребёнку взрослого, проявляющаяся в стремлении продлить эмоциональный контакт.

Читайте также:  Психология развития личности ребенка книга

Слайд 8

Основные мотивы общения Мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению. Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка. К которым относится потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Категории мотивов общения: 1)Познавательные мотивы; 2)Деловые мотивы; 3)Личностные мотивы.

Слайд 9

Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение со взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми потребностью во впечатлениях потребностью в активной деятельности потребностью в признании и поддержке Общение протекает в форме действий, которые составляют единицу целостного процесса. В его состав входят несколько ещё более мелких единиц, которые называются средствами общения .

Слайд 10

Три основных категории средств общения: экспрессивно-мимические предметно-действенные речевые операции возникают в онтогенезе первыми, но они сохраняют свое значение для взаимодействия с окружающими людьми на протяжении всей остальной жизни изолированно или в сочетании с другими коммуникативными операциями. Такие средства возникают в онтогенезе следующими в совместной деятельности ребенка со взрослым и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения, локомоции и статичные позы. Их основное назначение – выразить готовность ребенка к взаимодействию со взрослым и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого. появляются в онтогенезе позднее всего, после того как экспрессивно–мимические и предметно–действенные средства общения уже достигли высокого развития и большой сложности. улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта со взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки; высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Слайд 11

Формы общения в онтогенезе 2-6 мес. 6 мес. – 2 года 3 – 5 лет 6 – 7 лет Ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым Ситуативно-деловое общение ребёнка со взрослым Внеситуативно-познавательное общение ребёнка со взрослым Внеситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым Развитие общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет происходит, как смена нескольких целостных форм общения. Форма общения – деятельность общения на определённом этапе её развития. На каждом возрастном этапе возникает новое содержание потребности в общении: что именно ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в самом себе. 1) потребности в доброжелательном внимании (от 2 до 5 мес.); 2) потребности в сотрудничестве (от 6 мес. до 3 лет); 3) потребности в уважительном отношении взрослого (3–5); 4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5–7).

Слайд 12

Развитие форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет Формы общения Параметры форм общения Примерная дата появления в онтогенезе Место общения в системе общей жизнедеятельности ребёнка Содержание потребности в общении(ведущий вид деятельности) Ведущий мотив общения(выделен) Основные средства общения Значение формы общения в общем развитии психики Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональна) 2 мес. Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Потребность в доброжелательном внимании взрослого. Личностный; взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности. Неиндивидуализированный источник активной ласки и внимания, не связанный с действиями ребёнка. Экспрессивно-мимические операции Неспецифическая общая мотивация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием. Ситуативно-деловая(предметно-действенная) 6 мес. Общение развёртывается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной деятельности и её обслуживает Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве Деловой; взрослый как партнёр по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности. Предметно-действенные операции Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью и первый этап развития активной речи.

Слайд 13

Внеситуативно-познавательная 3-4 года Общение развёртывается на фоне совместной со взрослым самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с визическим миром и её обслуживает. Потребность в доброжелательном внимании , сотрудничестве и уважении. Познавательный; взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнёр по обсуждению причин и связей в физическом мире Речевые операции Первичное проникновение во внечувствительную суть явлений, развитие наглядных форм мышления. Внеситуативно-личностная 5-6 лет Общение развёртывается на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов. Потребность в доброжелательном внимании , сотрудничестве,уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию Личностный; взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг. Речевые операции Приобщение к моральным нравственным ценностям общества; переход к дискурсивному мышлению, создание мотивационной, интеллектуальной и коммукативной готовности к школе.

Источник